Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Областное государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональный лицей № 43 предоставляет итоги работы з...полностью>>
'Урок'
Ход урока : Вступительное слово учителя. Уважаемые друзья! Мы с вами знаем, что толерантностью называется умение понимать. Сопереживать. Терпеливо отн...полностью>>
'Документ'
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова при поддержке Нанотехнологического общества России и других партнеров проводит Пятую Все...полностью>>
'Публичный отчет'
БИН* — бизнес-идентификационный номер вводится с 13 августа 2010 года в соответствии с Законом Республики Казахстан «О национальных реестрах идентифи...полностью>>

Институт образования взрослых Лаборатория медицинского просвещения нравственное развитие взрослого человека Терминологический словарь Санкт-Петербург 2009

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Петровская академия наук и искусств

Отделение социальных технологий и общественной безопасности

Институт образования взрослых

Лаборатория медицинского просвещения

нравственное развитие взрослого человека

Терминологический словарь

Санкт-Петербург

2009

УДК 378:001

ББК 74.04

Ю-49

Юнацкевич П.И., Чигирев В.А., Савенко И.В., Ведмецкая Л.В. Нравственное развитие взрослого человека: основные понятия. Терминологический словарь. - СПб.: ИОВ ПАНИ, 2009 – 44 с.

Серия книг: теория и методика профессионального обучения и воспитания взрослых

Рецензент:

Тихонов Л.Н., академик РАО, доктор педагогических наук, профессор

Данная работа является научным результатом фундаментального исследования ИОВ ПАНИ по теме: «Нравственное развитие взрослого человека в процессе непрерывного образования» (2008-2010 гг.). Терминологический словарь направлен на систематизацию знаний о нравственном развитии взрослого человека.

В работе представлены основные понятия, характеризующие нравственное развитие человека в процессе профессионального образования.

Работа предназначена для работников образования и науки.

ISSN 5-7199-0258-9

© ИОВ ПАНИ, 2009

Подписано в печать 30.12.2009.

Тираж 900 экз. Заказ № 10. 5 п.л.

Отпечатано в Гуманитарном фонде «Фонд нравственных инвестиций»

Санкт-Петербург, ул. Сестрорецкая, д.6, помещение 5-Н

Введение

От нравственного развития граждан любого общества зависит способность улучшать и совершенствовать все сферы жизни человека.

Развитие экономики нашей страны создает запрос на получение рабочей силы, обладающей качественным профессионально-техническим образованием. При этом спрос на специалистов гуманитарной направленности в сфере оплачиваемого труда существенно снижается.

Гуманитарное образование, охватывающее комплекс учебных дисциплин, излагающих основы научных знаний о социальной природе человека, а также основы художественной культуры и ее языка, поучая снижающийся запрос в сфере оплачиваемого труда, становится менее востребованным и более уязвимым в отношении достижения своей цели – нравственное (этическое) и эстетическое развитие человека.

Разрыв связей между профессионально-техническим и гуманитарным образованием создает угрозу для нравственного развития взрослого человека. Безнравственный специалист становится опасным явлением для общества. Знания и умения, не подкрепленные нравственными ценностями, применяются в ущерб человеку, обществу и государству. Возникает кризис рациональных знаний, за которым следует кризис нравственности.

Важным условием, обеспечивающим нравственное развитие учащихся в условиях профессионально-технического образования, играет идеал взрослого человека. Это так называемый субъект, который может утверждать собственный порядок, преобразовывать окружающую действительность, структурировать социально-экономическую среду (хаос) независимо от воли других субъектов.

Нравственное развитие можно осуществлять через нравственное образование. Образовывать же можно и нужно не только детей и подростков, но и взрослое население. Образование взрослых – основа образования. Комплекс проблем, связанных с функционированием системы образования взрослых, имеет свою содержательную специфику, обусловленную особенностями контингента процесса образования взрослых, а также своеобразием задач, на выполнение которых направлена деятельность подразделений системы образования взрослых. Отсюда и своеобразие теоретических подходов к вопросам его развития в современных условиях и содержательное наполнение вовлекаемой в поисково-познавательный процесс терминологии, понятийного аппарата.

Нравственное развитие взрослого человека в процессе профессионально-технического образования

Основная проблема педагогической науки – отрыв образования от жизни, запросов социально-экономического развития страны и рынка труда.

Качество развития экономики страны тесно связано с качеством рабочей силы. Это совокупность способностей человека к выполнению тех или иных технологических функций в сфере оплачиваемого труда. Качество рабочей силы определяется уровнем квалификации ее носителя и находится в прямой зависимости от полученного образования.

Развитие экономики страны создает запрос на получение рабочей силы, обладающей качественным профессионально-техническим образованием. При этом спрос на специалистов гуманитарной направленности в сфере оплачиваемого труда существенно снижается.

Гуманитарное образование, охватывающее комплекс учебных дисциплин, излагающих основы научных знаний о социальной природе человека, а также основы художественной культуры и ее языка, получая снижающийся запрос в сфере оплачиваемого труда, становится менее востребованным и более уязвимым в отношении достижения своей цели – нравственное (этическое) и эстетическое развитие человека.

Разрыв связей между профессионально-техническим и гуманитарным образованием создает угрозу для нравственного развития взрослого человека. Безнравственный специалист становится опасным явлением для общества. Знания и умения, не подкрепленные нравственными ценностями, применяются в ущерб человеку, обществу и государству. Возникает кризис рациональных знаний, за которым следует кризис нравственности.

Вера, призванная предотвратить данный кризис, в эпоху научно-технического прогресса и доминирования политических и экономических целей деятельности организаторов различных конфессий, перестает играть роль идеологии и мотива деятельности. Вера в нравственный идеал заменяется верой в деньги как универсальный инструмент решения всех проблем человека. Современное гуманитарное образование и религиозные конфессии не могут противопоставить данной вере альтернативу. Наука, как и конфессии, становится субкультурой и перестает выполнять идеологические функции, поддерживая тем самым веру в универсальную силу денег. Общей культурой для граждан становится модель рынка, всеобщей торговли и извлечения прибыли.

Возникает противоречие между социальной природой человека, его нравственными запросами, верой, и экономической деятельностью, направленной на утилитарный запрос – извлечение прибыли любой, в основном безнравственной, ценой, связанной напрямую с нанесением ущерба человеку, обществу, государству.

Нарушение баланса между материальными и нематериальными устремлениями и действиями человека приводит к социальным потрясениям и кризисам, которые часто завершаются войной.

Актуальным становится обеспечение нравственного развития человека, в том числе в условиях профессионально-технического образования.

Профессионально-техническое образование направлено на формирование и обогащение установок, знаний и умений, требуемых для занятия инженерной технической деятельностью в сфере оплачиваемого труда. Применительно к образованию взрослых термин «профессионально-техническое образование» употребляется в нескольких значениях:

1. Учебная деятельность, сопряженная с выполнением специализированных функций в системе инженерного и технического труда:

- расширение и углубление фундаментальных знаний, составляющие теоретические основы инженерного технического труда;

- приращение знаний по инженерным техническим дисциплинам;

- освоение новых прикладных знаний и ноу-хау;

- совершенствование навыков выполнения инженерных технических трудовых операций.

2. Система учреждений, предназначенных для повышения профессионально-технической квалификации и для освоения новых инженерных технических видов трудовой деятельности.

3. Имеющиеся у человека понимание сути дела, а также его знания, умения и навыки, составляющие способность и готовность к выполнению инженерных технических функций в сфере оплачиваемого труда.

Важным условием, обеспечивающим нравственное развитие учащихся в условиях профессионально-технического образования, играет идеал взрослого человека. Это так называемый субъект, который может утверждать собственный порядок, преобразовывать окружающую действительность, структурировать социально-экономическую среду (хаос) независимо от воли других субъектов.

Он может превращать других субъектов в объекты профессиональных и технологических воздействий. На становление субъекта деятельности в профессиональной сфере и направлены обучающие и воспитывающие воздействия в системах профессионально-технического образования. Нравственное воспитание направлено на установление и поддержание этических ограничений воздействия субъекта на объект.

Нравственное развитие взрослого человека в системе профессионально-технического образования имеет свои особенности и закономерности, и строится на использовании игровой формы взаимодействия учащегося с профессиональной средой и социальными ситуациями.

Исследования, осуществленные Институтом образования взрослых Российской академией образования в 2005-2007 годах, показали, что игровая форма объединения профессиональных умений и социально-значимой деятельности в системе профессионального образования позволяет обеспечивать нравственное развитие человека. В результате обобщения опыта ряда социальных игр в Санкт-Петербурге, была разработана модель нравственного развития взрослого, основана на непрерывных субъект - объектных переходах. Граждане, совершавшие социально-значимые действия, вначале выступали в качестве объекта этического оценивания, затем стихийно становились субъектами этического оценивания. В ходе субъект-объектных переходов из роли оценивающего в роль оцениваемого, минимизировался объем ущерба от социально-значимых действий граждан, участвовавших в определенных социальных играх. Данными играми создавалось оценочное отношение к ситуациям в сфере оплачиваемого труда на основе обеспечения свободы слова, в частности, свободы этической оценки социально и профессионально-значимых решений.

Человеческая мысль возникает в ситуации выбора, неопределенности, сомнения, т.е. в ситуации оценивания. Такая мысль невольно нацелена из настоящего в будущее, в попытке предотвратить именно будущий ущерб.

Думать над предметом оценивания – это и значит образовываться, непрерывно учиться. Предлагаемые учащимся ситуации этического оценивания создают обучающую среду, которая втягивает людей в себя, так как в ней решаются их непосредственные, связанные с самой жизнью проблемы.

Интерес к оцениванию становится личным интересом, так как связан с жизненной значимостью для субъекта.

Интеллектуальная умственная деятельность оказывается органически связана с жизнью. Участвуя в оценочной деятельности, человек приобретает и передает опыт, фактически обменивается своим опытом с другими участниками оценивания. Человек активно думает, рассматривая влияние существующего на то, что может случиться, к чему это существующее может вести.

Участие в оценочных дискурсах, структуированных экспертами, обеспечивает непосредственную связь образования и науки. У каждого обучающегося оценивающего есть никем не оспариваемое право на ошибку. В каждый момент решается задача улучшения общественного уклада жизни.

По своей сути оценочная-обучающая деятельность людей здесь является общественно значимой. Здесь совмещаются игра и работа, содействующие нравственному и умственному развитию взрослого. Труд и игра одновресменно предполагают оценочную деятельность.

В системе профессионально-технического образования может быть реализован идеал образования как процесс постоянной перестройки и коррекции индивидуального опыта. Процесс перестройки не зависит от возраста и, по сути, представляет собой идеальный механизм непрерывного образования. Этот механизм совпадает с процессом жизнедеятельности, механизмом самой жизни в ее постоянном усовершенствовании.

Создавая ситуации этической оценки социальных и профессиональных ситуаций в ходе профессионально-технического образования, возникают возможности для непрерывного нравственного роста человека.

Интерес и дисциплина образовательного процесса поддерживаются структурой дискурса. Обучающийся–оценивающий не пассивный наблюдатель, а активный участник общественной деятельности. Интерес возникает и поддерживается из осознания личной значимости и влияния на решения конкретной проблемы. Опыт оценивания (измерения) имеет не только рассудочно-познавательный, но и эмоциональный характер, и поэтому органично включается в целостный мир оценивающего, формируя полноценного человека как субъекта.

Предметом этической оценки, способствующим нравственному развитию взрослого человека, может выступить оценивание (измерение) нравственности социально-значимого профессионального технического решения (учебного или реального).

Оценивание (измерение) нравственности решения возможно, т.к. она четко определена через категорию «ущерб».

Ущерб всегда и наиболее остро (генетически) ощущается субъектом. Поэтому именно ущербу субъект легко приписывает числовые формы (в соответствии с определенными правилами). Путем оценивания ущерба для себя (для «Я») от среды (от «не Я») формируется «человек оценивающий». Без формирования последнего невозможно формирование человека думающего, самостоятельно мыслящего, другими словами, формирование собственно человека – субъекта, без которого нет подлинного гражданского общества.

Таким образом, нравственность субъекта измеряется через этическое оценивание его социальных действий, другими словами, через оценивание ущербов от этих действий.

Измерения характеризуют:

во-первых, как определение величины;

во-вторых, его связывают с количественным, числовым выражением свойства (т.е. с использованием шкал);

в-третьих, измерения не мыслится многими без наличия «некого эталона».

Основные определения, используемые при оценивании (измерении) нравственности решений или социально-значимых действий субъектов:

Измерение - акт формализованного оценивания величины свойства субъекта путем соотнесения ее с заданной мерой. Благодаря измерению осуществляется установление величины свойства.

Свойство (качество, признак) – в нашем случае нравственность (не нанесение ущерба) – отдельная сторона субъекта, которая обусловливает его различие или общность с другими субъектами и обнаруживается в его отношении к ним.

Величина (нравственности, ущерба) - именованное свойство, которое можно классифицировать, т.е. тем или иным способом оценить, измерить, исчислить.

Величина нравственности является свойством, общим в сущностном отношении многим субъектам, но индивидуальным в особенностях проявления для каждого отдельного субъекта.

Показатель – характеристика величины, выраженная в номинативной или числовой форме.

Параметр – величина, характеризующая какое либо существенное свойство (например, нравственность).

Индикатор – доступное для наблюдения и измерения свойство (непосредственно «ощущаемое» свойство), которое замещает другое, непосредственно не доступное свойство. В нашем случае, индикатором нравственности является ущерб.

Индекс – условное обозначение (знак) в системе какой либо классификации (буква, иной знак и целое имя, категория). Знаки могут быть ранжированы (упорядочены) с разной степенью строгости.

Присвоение (приписывание) индекса – факт констатации тождества или отличия, причисления к той или иной категории, к тому или иному наименованию класса по определенной шкале.

Шкала – упорядоченное множество чисел (индексов), соответствующих последовательному ряду возможных значений измеряемой величины.

Различают неметрические (наименований и порядка, ранга) и метрические (интервалов и отношений) шкалы.

Эталон – образец, точная мера. Не качаясь сложных метафизических аспектов категории «мера» заметим, что эталоном нравственности субъекта является полное отсутствие ущерба от его социальных действий. Понятно, что в данном случае это лишь асимптотически достижимый идеал. Именно в силу того, что эталон нравственности лишь «асимптотически» стабилен, чаще нам придется говорить об оценивании (как это принято в социальных науках) нравственности, а не об ее измерении. Хотя само наличие эталона (столь редкое в гуманитарной науке) уже позволяет с некоторой условностью заявить, что мы «научились измерять субъективную нравственность».

Для визуализации оценивания (измерения) нравственности могут быть использованы всевозможные комбинации форм презентации понятий нравственности и ущерба в смысле приведенных выше определений.

Используя оценку (измерение) нравственности социально-значимых, профессиональных, технических решений в ходе профессионально-технического обучения, можно получить педагогических эффект нравственного развития взрослого человека. Получение данного эффекта возможно через усиление этической оценочной компоненты учебных материалов и ситуаций в условиях профессионально-технического образования. При этом предметом оценки могут выступать социально-значимые профессиональные технические решения (учебные и реальные).

Полученное в ходе профессионально-технического образования гуманитарное умение - оценивание (измерение) нравственности социально-значимого профессионального технического решения, - выступит базой нравственного развития взрослого человека, занятого в сфере оплачиваемого труда.

Приращение гуманитарного умения (оценивание нравственности решений) учащимся в системе профессионально-технического образования позволит воспроизводить более качественную рабочую силу для реального сектора экономики страны, способную поддерживать баланс между материальными и нематериальными устремлениями и действиями. Субъект-объектные переходы оценивающего и оцениваемого позволяют совершенствовать структуру квалификации рабочей силы и содействовать ее адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям.

В качестве заключения следует отметить важность расширения у учащихся в системе профессионально-технического образования практических знаний и умений оценивания (измерения) нравственности принимаемых социально-значимых профессиональных технических решений. Осуществляя приращение данного умения учащимся, практически реализуется гуманизация профессионально-технического образования, обеспечивается нравственное развитие взрослого человека.

Нравственное развитие взрослого человека:

основные понятия

АВТОРИТЕТ или ВЛАСТЬ. Авторитет, как и обязательство, сочетает в себе свободу и необходимость. Если же авторитет основан на принуждении или насилии, или же если недостает силы его воздействия на управляемых, то налицо отсутствие истинного авторитета, его имитация.

АВТОРИТЕТ СОВЕСТИ заключается в том, что санкционированные ею требования справедливого и честного отношения к жизни имеют абсолютный и безусловный характер. В случае недостаточного осуществления в обществе образовательной и просветительской функций совесть может быть несведущей, колеблющейся и даже порочной. Несведущая совесть является принадлежностью человека, не знающего требований нравственного закона (ненанесение человеком ущерба себе, ближним, обществу, природе, соблюдение баланса материальных и духовных устремлений и действий, прав и обязанностей перед обществом). Колеблющаяся совесть принадлежит человеку, знающему требования нравственного закона, но находящемуся в недоумении относительно нравственного смысла задуманного им поступка. Порочная совесть имеет место тогда, когда человек не владеет критериями различения добра и зла.

АДАПТАЦИЯ — приспособление личности к социальной среде, в том числе к условиям труда, профессиональным требова­ниям, морально-психологической атмосфере в коллективе.

АДИАФОРАМИ или нравственно безразличными действиями именуют такие действия, которые обществом ясно не запрещены, не подходят прямо ни под категорию добра, ни под категорию зла. К таким действиям относят танцы, шутки, игры, пышность в одежде, пище, питье и т.п. Адиафоры принадлежат области тех состояний и действий, которым человек предается в свободное от трудов время отдыха и развлечений.

Активность (общественная) (лат. activus—деятельный) – деятельное отношение человека к жизни общества, в котором он выступает как инициативный носитель и проводник норм, принципов и идеалов или общества в целом или социальной группы. Проявляется в общественно полезной деятельности, в участии в общественных движениях, в разрушении существующих и созидании новых форм социальной жизни. Активные действия, направленные на осуществление нравственных идеалов, отвечающие интересам людей, оцениваются положительно. И наоборот, безнравственная деятельность подвергается осуждению. Преступная деятельность, нарушение норм общечеловеческой нравственности характеризуются как антиобщественная активность.

Альтруизм (фр. altnnsme от лат alter—другой) – моральный принцип, предписывающий человеку подавление собственного эгоизма, бескорыстное служение «ближнему», готовность пожертвовать своим интересом в пользу интересов другого. В теорию морали термин был введен французским философом и социологом Контом, который положил данный принцип в основу своей этической системы. Конт считал, что моральное усовершенствование общества может быть достигнуто путем воспитания в людях особого общественного чувства – альтруизма, которое должно противодействовать их эгоизму.

Аморализм – моральный принцип, обосновывающий нигилистическое отношение к общественным, и в первую очередь к общечеловеческим, нормам морали и провозглашающий безнравственность законным способом поведения личности, формы проявления аморализма различны. Это может быть откровенный цинизм, человеконенавистничество, полная беспринципность в осуществлении эгоистических интересов или же, наоборот, псевдогуманная терпимость и смирение по отношению к преступным действиям других . К аморализму следует отнести также признание законным использование любых, в т. ч. безнравственных, средств для достижения якобы моральных целей, в частности изуверство, демагогию. Наконец, аморализм. может выражать позицию крайнего нигилизма индивидуалистически настроенной личности, проявляющей свой протест против лицемерия господствующей морали в форме анархического бунта. Такого рода аморализм, не имея ничего общего с революционным ниспровержением устаревшей морали, ведет к фактическому оправданию безнравственности.

АНАЛИЗ – логический прием, с помощью которого мысленно расчленяются предметы, явления и процессы с выделением их отдельных частей и свойств.

АНДРАГОГИКА – раздел дидактики, раскрывающий и развивающий принципы обучения взрослых.

АСКЕТИЧЕСКИЕ ДОБРОДЕТЕЛИ: пост; бдение; телесные подвиги; труд; воздержание; чистота; непорочность; целомудрие; трезвение.

АФФЕКТ – сильное, бурно протекающее эмоциональное переживание, к примеру, гнев или ужас.

АФФИЛИАТИВНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ потребность человека в общении с окружающими людьми. Основное содержание аффилиативной потребности проявляется в желании и стремлении личности вступать в контакты с другими людьми, оказывать им помощь или принимать помощь от них, устанавливать и поддерживать хорошие межличностные отношения, забывать обиды и прощать проступки ради поддержания доброжелательных взаимоотношений.

БАЗОВАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА – термин, обозначающий неинституализированную форму базовой подготовки, без которой невозможно получение специальной подготовки по определенным профессиям. Она включает: теоретические знания как фундаментальную основу для получения профессии (политехнические, общетехнические, общепрофессиональные), составляющие базу для дальнейшего профессионального образования; учебные, экспериментальные и политехнические навыки и умения, присущие различным видам деятельности и выражающие ее общие черты, признаки и характеристики различных профессиональных групп; виды деятельности, характеризующие общность действий при их выполнении (проектирование, диагностика контроль за технологическим процессом, учет результатов деятельности и др.); общие качества личности – трудолюбие, дисциплинированность; точность реакции; системность мышления; аккуратность в работе; стремление к экспериментальной, творческой деятельности и др.; опыт практической деятельности, полученный до поступления в профессиональную школу.

БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – совокупность установок, знаний и умений, составляющих основу для их дальнейшего приращения и обогащения. Термин употребляется в двух значениях: 1) образование, сориентированное на освоение знаний и умений, минимально необходимых для жизни в обществе; 2) образование, полученное до вступления в сферу оплачиваемого труда и рассматриваемое как исходный пункт для продолжения учебы во взрослом возрасте.

БЛАГО – соответствие предмета или явления своему назначению или своей цели. В силу того, что человеческая деятельность выражается в телесно-физическом, социальном, интеллектуальном, эстетическом и прочих аспектах, человеку присущ многовариантный путь достижения различных благ и обретения множества их оттенков. Высшее же благо и истинное счастье, согласно учению о нравственности, достигается путём соблюдения нравственных требований общества.

Базовое содержание образования взрослых. Базовое содержание образования взрослых устанавливает содержание обязательного минимума обучения и воспитания взрослых в процессе усвоения содержания образовательных программ обучения взрослых.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Р. И. Юнацкевич Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи Монография

    Монография
    Теория образования взрослых раскрывает принципы, закономерности, условия и механизмы, а также формы и методы формирования и развития у граждан качеств субъекта социально-экономической, правовой, гражданской, политической, культурной,
  2. Образование на протяжении всей жизни: модельная программа подготовки андрагогов аналитическая записка

    Программа
    4. Технологизация личностно и профессионально ориентированного процессов в системе образования взрослых: обзор зарубежной и отечественной литературы (Янчук В.
  3. Программа начального общего образования моу «сош №80»

    Программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №80» разработана педагогическим коллективом учителей начальных классов МОУ «СОШ №80» в соответствии с требованиями Федерального
  4. Программа начального общего образования (4)

    Программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ № 2 г. Грязовца» Вологодской области (далее - Образовательная программа) является:
  5. Отчет о работе российской академии образования

    Публичный отчет
    Психологические и физиологические закономерности и индивидуальные особенности развития и образования детей на разных этапах онтогенеза в современных социокультурных условиях

Другие похожие документы..