Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
История Ирбита - отражение истории российской. Это история мятежей и царских милостей, торжественных молебнов и отчаянных гульбищ, степенных седоборо...полностью>>
'Статья'
Многие читатели спрашивают, почему я часто пишу не по правилам русского языка? Например, "безполезный", а не "бесполезный". Кроме ...полностью>>
'Самостоятельная работа'
Настоящий стандарт устанавливает формы, планирование, организацию, контроль самостоятельной работы студентов и слушателей НОУ ИМБ (далее студенты), а...полностью>>
'Документ'
В анкетировании приняли участие 992 выпускника. По половому признаку респонденты распределились следующим образом: женщины 524 — (52,8%), мужчины — 4...полностью>>

Рабочая учебная программа по дисциплине «Базы данных» Направление №230100 «Информатика и вычислительная техника»

Главная > Рабочая учебная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МАТИ» - РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

Кафедра «Проектирование вычислительных комплексов»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Базы данных»

Направление № 230100 «Информатика и вычислительная техника»

Шифр учебного плана: 230100.03пвк

Факультет № 6

Выпускающая кафедра: Проектирование вычислительных комплексов

Форма обучения: очная

Количество часов по дисциплине: 144

Цикл дисциплин: О

Распределение времени студента по видам учебных занятий

(часы аудиторных занятий/самостоятельная работа)

Семестр

7

По учебному плану (АР/СР)

64/80

Лекции (АР/СР)

32/20

Лабораторные работы (АР/СР)

32/20

Практические занятия (АР/СР)

-

Курсовая работа (0/СР)

кр/40

Форма контроля

экзамен

Москва 2006 г.

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Целью преподавания дисциплины

Основной целью преподавания дисциплины «Базы данных» является изучение основных принципов интегрированной обработки данных, основ проектирования реляционных баз данных и практического использования наиболее распространенных пакетов СУБД при проектировании приложений специалистами по направлению 230100 «Информатика и вычислительная техника».

Предметом изучения в данной дисциплине являются современные технологии логического проектирования БД, а также комплексы языковых и программных средств для создания и использования БД многими пользователями.

    1. Задачи изучения дисциплины

Задачи изучения дисциплины – получение навыков построения базовых математических моделей данных, используемых при проектировании баз данных; получение практических навыков разработки приложений с привлечением визуальных средств СУБД Access; освоение различных уровней разработки объектов в среде Access, предоставляемых мастерами и конструкторами форм, отчетов, меню и запросов.

    1. Перечень тем и разделов предшествующих дисциплин, освоение которых необходимо для изучения данной дисциплины

  • информатика;

  • алгоритмические языки и программирование;

  • технология программирования;

  • системное программное обеспечение;

  • разделы математики: основы теории множеств, реляционная алгебра;

разделы дискретной математики: теория графов, математическая логика.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Наименования разделов и тем, объем в часах лекционных занятий.

7 семестр (32 часа)

Тема и содержание

Кол-во

часов

Основные понятия БД. Данные, способы их организации и хранения в информационных системах. Банк данных и его структура. Базы данных (БД) и системы управления базами данных (СУБД). Требования к БД и основные функции СУБД.

2

Формализация отношений в БД. Понятия схем отношений. Операции над отношениями. Реляционнная алгебра. Основные операции и их использование в БД.

2

Логическое проектирование БД. Понятия функциональной зависимости атрибутов. Аксиомы вывода Армстронга. Теория нормальных форм. Нормализация отношений. Этапы проектирования БД. Пример логического проектирования БД.

4

Реляционная ЕR - модель. Базовые структуры ЕR – модели: сущности, связи. Степень связи, класс принадлежности. ЕR-диаграммы. Правила анализа связей в ЕR-диаграммах. Синтез отношений по диаграмме ЕR типа. Пример логического проектирования БД методом «сущность-связь».

4

Язык SQL, история, базовые операторы. Операторы создания таблиц (CREATE TABLE) и выбора данных (SELECT). Определение условий отбора записей с помощью предложения WHERE. Операторы и выражения в предложении WHERE. Примеры выборки данных с ограничениями в СУБД MySQL

2

Сортировка и группировка в операторе SELECT. Определения критерия группировки данных с помощью предложения GROUP BY. Предложение HAVING. Вычисление итогов с помощью агрегирующих функций. Примеры группировки и агрегирования при выборе данных в СУБД MySQL.

2

Многотабличные запросы в SQL .Типы объединения таблиц. Использование псевдонимов. Объединение запросов. Примеры реализации многотабличных запросов с объединением таблиц по равенству в СУБД MySQL.

2

Запросы на изменение в SQL. Синтаксис оператора INSERT INTO. Добавление полной строки данных, добавление в указанные поля, импорт данных из других таблиц. Параметрическая версия INSERT. Синтаксис операторов UPDATE, DELETE .

2

Обеспечение безопасности данных в БД c помощью механизма полномочий. Синтаксис команд GRANT и REVOKE. Уровни привилегий и способы их определения в MySQL. Оператор WITH GRAND OPTION передачи полномочий.

2

СУБД Access. Функциональные возможности и основные компоненты СУБД Access 2002. Порядок создания и модификации объектов в Access (таблицы, формы, отчеты, запросы). Порядок определения свойств и создания среды окружения отчета, формы и запроса.

2

Проектирование интерфейса информационных систем в Access посредством меню и главной формы. Проектирование горизонтального и контекстного пользовательского меню. Присоединение строки меню к форме. Примеры создания стоки меню, панели элементов и контекстного меню для реальной БД.

2

Создание и редактирование OLE-объектов в СУБД Access. Вставка рисунков в формы и отчеты. Вставка документов WORD в таблицы, формы и отчеты. Универсальный доступ к данным через OLE DB.

2

Экспорт и импорт данных в СУБД Access. Импортирование объектов Access. Импорт таблиц из других СУБД, данных электронных таблиц, текстовых файлов. Экспорт данных в БД Access и в объекты других форматов (электронные таблицы, документы HTML, текстовые файлы и др.)

2

Проектирование объектов Access для INTERNET. Принципы функционирования WEB – приложений с БД. Типы WEB-страниц СУБД Access. Порядок разработки страниц доступа к данным для различных объектов с помощью мастера и конструктора. XML –преобразования объектов в страницы доступа к данным. Создание статических и динамических HTML-файлов.

2

    1. Лабораторные занятия, их содержание и объем в часах

7 семестр (32 часа)

Тема и содержание

Кол-во

часов

Организация данных в виде таблиц. (Изучение принципов создания и модификации таблиц БД в среде СУБД Access)

4

Индексация и определение отношений между таблицами БД. (Изучение принципов создания и использования индексов и организации структуры связей между таблицами в БД)

4

Создание форм ввода и редактирования с помощью конструктора форм. (Проектирование форм с помощью конструктора форм Access)

4

Разработка отчетов в среде Access. (Приобретение навыков в создании отчетов с помощью средств Access)

4

Выборка данных в конструкторе запросов Access. (Создание многотабличных запросов с помощью конструктора запросов Access)

4

Проектирование системы меню в среде Access. (Проектирование горизонтальных и контекстных меню в среде СУБД Access и создание проекта приложения)

4

Создание БД в СУБД MySQL для работы в Интернете. (Создание БД в режиме консоли для работы с данными через WEB-среду)

4

Формирование запросов с помощью SQL-конструкций в среде MySQL. (Создание и реализация запросов с помощью команды SELECT в режиме консоли)

4

    1. Курсовая работа, цель, содержание и объем

Целью курсовой работы является получение навыков комплексного проектирования реальной БД, начиная с проектирования концептуальной модели, заканчивая разработкой приложения в среде Access 2002.

В процессе выполнения задания студенты закрепляют теоретические знания по основам логического проектирования баз данных в виде совокупности отношений реляционной модели в третьей нормальной форме и получают практические навыки проектирования программ в среде стандартной СУБД.

N нед|

Содержание работы

Результат

1-3

Анализ полученного задания, изучение требований к интерфейсу.

Уточненное ТЗ на разработку БД

4-6

Логическое проектирование БД. Установление функциональных зависимостей и нормализация отношений.

Отношения в ЗНФ

7-8

Физическое проектирование структуры БД в среде Access

Нормализованная структура БД

9-11

Разработка форм ввода и редактирования таблиц БД

Формы ввода и редактирования

12-13

Разработка запросов для выборки данных из БД и отчетов

Запросы к БД

14-15

Создание системы меню приложения

Многоуровневое меню

16-17

Оформление пояснительной записки. Защита КР.

Дифференцированный зачет



Объем времени на выполнение работы 40 часов

Объем отчета до20 страниц печатного текста шрифт 12

или электронный вариант.

  1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

7 семестр

    1. Проработка конспекта лекций (20 часов).

    2. Подготовка к лабораторным работам (20 часов)

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    1. Обязательная литература

  1. Базы данных: Учебник для вузов / Под ред. А.Д.Хомоненко. СПб : Корона принт. 2000.416 с.

  2. Диго С.М. Проектирование и использование баз данных: Учебник для студентов вузов. М.: Ф и С. 1995. 208 с.

  3. Карпова Т. Базы данных. Модели, разработка, реализация СПб: Питер, 2001.304 с.

  4. Вербовецкий А.А. Основы проектирования баз данных. М.: Ф и С. 2000.

  5. Ульман Дж. Базы данных на Паскале / Пер. с англ.- М.- Машиностроение, 1990,-368 с.

  6. Праг К. Н., Ирвин М. Р. Access 2002. / Библия пользователя.: Пер с англ. – М.: Изд. Дом «Вильямс», 2003.- 1216 с.

3.2. Рекомендуемая литература

  1. Четвериков В.Н. и др. Базы и банки данных : Учеб. пособие / В.Н.Четвериков и др. - М.: Высш.шк., 1987, 248 с.

  2. Цикритзис Д., Лоховецки Ф. Модели данных. Пер. с англ. _М.: Финансы и статистика, 1985.-344с.

  3. Фролов А.В., Фролов Г.В. Базы данных в Интернете: Практическое руководство по созданию Web – приложений с базами данных. М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2000.

  4. Дунаев С.Б. Технологии Интернет – программирования. СПб.: БХВ – Санкт-Петербург, 2001.

  5. Хаббард Дж. Автоматизированное проектирование баз данных.: Пер. с англ. М.: Мир, 1980.

  6. Мамаев Е.В. Администрирование MS SQL Server 7.0. СПб.: БХВ – Санкт-Петербург, 2000.

  7. Киммел П. Освой самостоятельно программирование для MICROSOFT Access 2002 за 24 часа.: Пер с англ.- Изд. Дом «Вильямс», 2003.- 480 с.

3.3. Перечень методических указаний по проведению конкретных видов учебных занятий

  1. Организация структуры базы данных в СУБД Access: МУ к лабораторным работам "Базы данных"/ Сост. Г.П. Колоскова и др. М.: МАТИ, 2005. 33 с.

  2. Проектирование форм ввода и редактирования данных в СУБД Access: МУ к лабораторным работам "Базы данных"/ Сост. Г.П. Колоскова и др. М.: МАТИ, 2005. 32 с.

  3. Разработка отчетов в СУБД Access: МУ к лабораторным работам "Базы данных"/ Сост. Г.П. Колоскова и др. М.: МАТИ, 2005. 35 с.

  4. Создание запросов по выборке данных в СУБД Access: МУ к лабораторным работам "Базы данных"/ Сост. Г.П. Колоскова и др. М.: МАТИ, 2005. 35 с.

  5. Проектирование меню в СУБД Access: МУ к лабораторным работам "Базы данных"/ Сост. Г.П. Колоскова и др. М.: МАТИ, 2005. 23 с.

  6. Создание базы данных в среде MySQL:: МУ к лабораторным работам "Базы данных"/ Сост. Г.П. Колоскова и др. М.: МАТИ, 2005. 32 с.

  7. Выборка данных из БД в СУБД среде MySQL: МУ к лабораторным работам "Базы данных"/ Сост. Г.П. Колоскова и др. М.: МАТИ, 2005. 34 с.

    1. Перечень технических средств обучения по данной дисциплине (в том числе ПО.)

ПК IBM-совместимые, 386 и выше, оперативная память не менее 4 Мб.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа дисциплина базы данных направление

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования направления подготовки дипломированного специалиста 654600 – Информатика и вычислительная техника, специальности
  2. Рабочая учебная программа по дисциплине б 1 «История науки и техники» (шифр и наименование дисциплины по уп) (2)

    Рабочая учебная программа
    Целями освоения дисциплины «История науки и техники» являются: анализ роли науки и техники в культурно-историческом развитии; знание основных периодов в истории мировой и российской науки и техники, выявление этических проблем научной
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине б в дв. 01 Универсальные математические пакеты компьютерного программирования для направления 230100 Информатика и вычислительная техника

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Примерным учебным планом направления подготовки бакалавров 230100 «Информатика и
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине б б 06 Сети и телекоммуникации для направления 230100 Информатика и вычислительная техника

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Примерным учебным планом направления подготовки бакалавров 230100 «Информатика и
  5. Рабочая учебная программа по дисциплине «Информатика» Направление №230100 «Информатика и вычислительная техника»

    Рабочая учебная программа
    Важнейшей целью преподавания курса “Информатика”является введение студентов в круг основных понятий, идей и проблем современной науки в области информатики, что необходимо для обеспечения плодотворной профессиональной деятельности

Другие похожие документы..