Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Кого позвать мне? С кем мне поделитьсяТой грустной радостью, что я остался жив?Здесь даже мельница — бревенчатая птицаС крылом единственным — стоит, ...полностью>>
'Доклад'
11.Этническое самосознание в условиях модернизации. 1 .Психологические факторы формирования этнического самосознания....полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Курс биологической химии изучает химическую природу веществ, входящих в состав живых организмов, их превращения, а также связь этих превращений с дея...полностью>>
'Документ'
Успішність діяльності практичного психолога в закладах освіти визначається виконанням поставлених завдань, що відповідають основним напрямам роботи, ...полностью>>

Формирование этнической и культурной идентичности татар в ХХ веке

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Закиров Ринат Зинурович

Формирование этнической и культурной идентичности

татар в ХХ веке

Специальность 07.00. 02 – Отечественная история

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени
доктора исторических наук

Казань – 2007

Работа выполнена в отделе новой и новейшей истории Института истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан

Научный консультант: доктор исторических наук

Исхаков Дамир Мавлявеевич

Официальные оппоненты: доктор политических наук, профессор

Столяров Михаил Венедиктович

доктор исторических наук, профессор

Гилязов Искандер Аязович

доктор исторических наук, профессор

Рашитов Фрид Айниевич

Ведущая организация: Елабужский государственный педагогический университет

Защита состоится «23» ноября 2007 г. в _____ часов на заседании диссертационного совета Д022.002.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Институте истории имени Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан по адресу: 420014, г.Казань, Кремль, 5 подъезд.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института истории им. Ш.Марджани АН РТ по адресу: 420014, г.Казань, Кремль, 5 подъезд.

Автореферат разослан «_____» _____________ 2007 года

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат исторических наук Р.Р. Хайрутдинов

I.Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. В конце XX столетия в мире произошли значительные изменения в идеологической сфере, в первую очередь, коснувшиеся проблем наций и национальных отношений. Это связано с тем, что современное общество вступило в эпоху глобализации, в условиях которой региональные и национальные особенности, казалось бы, должны раствориться в общем «плавильном котле» сложных международных отношений. Таким образом, возникает угроза унификации этнических особенностей различных народов. Между тем, события, происходящие в современном мире, лишний раз подчеркивают сложность и неоднозначность этих процессов. «Всплеск национализма», о чем в последние десятилетия твердят этнологи и политологи, безусловно, свидетельствует об этом. Эта тенденция, несомненно, связана со стремлением различных народов сохранить свою идентичность и самостоятельность, вплоть до государственного суверенитета. Все это вновь заставляет ученых, политиков обратиться к феномену нации, ее истокам, искать глубинные корни этого явления.

Сегодня ученые все больше склоняются к тому, что нация – это реальная общность, имеющая свои свойства, что ее интересы и ценности обладают приоритетом перед другими интересами и ценностями, а сама она стремится к самостоятельности, определенному политическому суверенитету. Нация – это общность людей, обладающая относительно стабильными особенностями культуры и языка, а также сознанием своего единства и отличия от других.

Одним из самых важных элементов нации является духовная культура с такими ее важнейшими компонентами как религия, обряды и обычаи, литература, а также современными формами духовной деятельности как искусство театр, эстрада, кинематограф. Сюда же включаются система образования и средства массовой информации, охватывая радио, телевидение и интернет. Именно эти компоненты духовной культуры определяют современное состояние нации и перспектив ее развития. Эти факторы, влияя на сознание народа, вырабатывают представления об его единстве.

Такой подход к осмыслению судеб наций применительно к татарам, особенно в современных условиях, представляет большой интерес. В своем развитии татары прошли сложный путь становления от средневекового этноса до современной нации. Основу этнокультурных процессов формирования современной татарской нации составили социально-политические и культурно-лингвистические факторы, преломлявшиеся в самоназвании народа, в представлениях об историко-этническом и культурно-языковом единстве.

Переломной эпохой в истории татарского народа следует считать конец XIX – начало XX века. В период бурного развития буржуазных социально-экономических отношений и подъема национальной культуры была создана татарская идеология. Благодаря становлению национальной культуры на основе исламских ценностей, модернизированной системы образования, нормативного общенационального литературного языка, распространения книгоиздания и общенациональной периодической печати, вокруг татарского этноса возникло поле притяжения тюрко-мусульманских народов России, а также сформировалось ядро развития единой этнополитической нации. Эти процессы привели на рубеже XIX – XX вв. к становлению широкого тюрко-мусульманского политического движения, имевшего целью укрепить единство татарской нации и добиться национально-культурной автономии в рамках российского государства.

Что касается современных процессов в татарском обществе, то со всей определенностью можно сказать, что и общемировая тенденция глобализации, и процессы, происходящие внутри самой нации, отнюдь не создают благоприятных предпосылок для национального возрождения. Тем не менее, сегодня национальное возрождение со всеми его издержками – эта объективная реальность. Оно набирает обороты, приобретает новые формы, привлекает новые социальные силы и политические факторы.

Актуальность исследования обусловлена следующими факторами:

  • углубленное изучение явлений, связанных с этнической и культурной идентичностью татар в ХХ в. даст возможность более четко обозначить процессы, происходящие в различных этнических сообществах, живущих в многонациональных государствах, в том числе и в России;

  • комплексное изучение данной проблемы позволит внести в научный оборот новые, ранее не публиковавшиеся документы, обновить фактологическую базу исторических исследований в области этнополитических отношений;

  • новое осмысление этнополитической истории татар в ХХ веке будет способствовать проведению в жизнь продуманной национальной политики в стране и выработать эффективные методы решения проблем, возникающих в сфере этнических отношений.

Хронологические рамки диссертации охватывают ХХ век в целом, что дает возможность проследить процессы формирования этнической и культурной идентичности татар на фоне важнейших событий ХХ столетия и более четко обозначить основные принципы формирования национального самосознания, функционирования политических институтов и общественных организаций, участвующих в этих процессах. При этом нужно иметь ввиду и то, что хотя и становление современной татарской нации завершилось к началу ХХ века, особое теоретическое и практическое значение имеет и анализ возрождения рубеже ХХ-ХХI вв. тех традиций, которые берут начало именно в начале ХХ в.

Объектом исследования является татары как этнос, проживающие во многих регионах России, а также странах СНГ и дальнего зарубежья.

В качестве предмета изучения выступают основные этапы формирования этнической и культурной идентичности татар в ХХ веке.

Целью нашей работы является выявление особенностей духовной культуры, определение форм проявления и принципов функционирования этнокультурной идентичности татар в ХХ в., дисперсно расселенных во многих регионах России и зарубежных странах.

Для достижения поставленной цели автор решает следующие задачи:

  • аналитический обзор источников и литературы по исследуемой тематике;

  • определение основных этапов становления современной татарской нации и ее основных составляющих в начале ХХ в;

  • выявление характера и специфики национального возрождения у татар на рубеже ХХ-ХХI вв. и анализ его таких основных компонентов как образование, религия, национальное движение и средства массовой информации;

  • определение роли и значения Всемирного конгресса татар в консолидации татар;

  • анализ основных проблем и характера функционирования татарской диаспоры;

  • определение форм и принципов деятельности татарских общественных организаций в местах компактного проживания татар.

Степень изученности проблемы. Историография вопроса имеет традиционную хронологию, характерную для исследовательской литературы, посвященной проблемам социального и духовного развития татарского народа в ХХ в. В ней условно выделяются три периода – дореволюционный, советский и современный, характеризующиеся разной степенью идеологизации, объективности и документальной аргументированности аналитических обобщений.

Первые серьезные попытки научного осмысления истории татар как целостного этноса относятся ко второй половине XIX века, когда Ш.Марджани впервые четко сформулировал цели и задачи изучения татар не только как мусульманского, но и как этнического сообщества. Известный труд Ш.Марджани «Мөстәфадель әхбар фи әхвали Казан вә Болгар»1, представляющий собой первый научный труд по истории татар, стал ярким подтверждением данного процесса.

Традиция, заложенная Ш.Марджани, в начале ХХ в. нашла плодотворное продолжение. Татарская историография данного периода, осмысливая коренной перелом в системе социально-экономических отношений российского общества, обозначила основные пути развития татарского народа и его духовной культуры. Показательны в этом смысле труды Ризы Фахретдинова, Габдельбари Баттала, Хади Атласи, Хасангата Габяши, Юсуфа Акчуры.2

В целом дооктябрьская татарская историография сумела объективно с привлечением содержательного документального и мемуарного материала обозначить основные пути развития татарского общества.

Иные тенденции начали доминировать в исторической науке советского периода, обусловленные необходимостью новых оценок истории татар, основанных на марксистском подходе. Это четко проявилось в фундаментальном труде Г.Ибрагимова «Татары в революции 1905 года», представившем новую идеологическую трактовку истории татар начала ХХ в., в которой преобладают попытки определения прогрессивных тенденций в истории татар, сводившихся к участию татар в революционных событиях этого периода.3

Более взвешенные оценки истории татар делались в эти годы такими крупными исследователями как Г.Губайдуллин и Дж. Валиди4, которым удалось не скатиться на позиции вульгарного социологизма. Однако такие оценки не имели в советский период долгосрочной перспективы и воспринимались как проявления буржуазных подходов.

Преобладание других тенденций в анализе проблемы нашло свое отражение в известной работе А. Аршаруни и Х. Габидуллина, которые историю татар начала ХХ в. рассматривали, в основном, в контексте борьбы с устаревшими формами общественного сознания, отрицая при этом роль национального фактора в определении перспектив развития народа.5

Несколько иными оценками отличается появившееся в семидесятые годы ХХ века, серьезное научное исследование обобщающего характера, принадлежавшее перу Х.Х.Хасанова.6 Определенными позитивными переменами в анализе общественной жизни татарского народа, раскрытии природы джадидизма, становления светского образования и культуры в этот период отмечены работы Я. Г. Абдуллина, А. К. Каримуллина, А. Х. Махмутовой, Р.И.Нафигова, которые также на основе вновь выявленных источников пытались охарактеризовать новые процессы, развернувшиеся в татарском обществе начала ХХ в. 7

К числу самых серьезных работ этого периода можно отнести исследование Х.Хасанова «Формирование татарской буржуазной нации». Несмотря на всю идеологическую заданность, этот труд чрезвычайно богат фактическим материалом. Хотя книга и перегружена обличением «буржуазного национализма», «пантюркизма», «панисламизма», выискиванием «классовой борьбы татарских трудящихся против феодально-байских эксплуататоров», тем не менее она вводит в научный оборот замалчиваемые тогда имена деятелей татарского возрождения начала ХХ века: Абдурашита Ибрагимова, Юсуфа Акчуры, Садри Максуди, Гаяза Исхаки и многих других. С позиций «марксистско-ленинской критики» анализируются Всероссийские мусульманские съезды 1905-06 годов, деятельность партии «Иттифак аль-муслимин», а также мусульманских фракций Государственной Думы. Надо отдать должное автору и за то, что в условиях «партийного подхода» к исторической науке он достаточно объективно показал поступательное развитие национальной культуры и системы образования татарского народа на рубеже XIX-XX веков.

В книге также есть попытка критического разбора идейных течений, распространенных в татарском обществе в начале ХХ в., в частности джадидизма. Автор объясняет это явление происками татарской буржуазии и дает ему негативную оценку. Современные исследователи джадидизму дают диаметрально противоположную оценку, совершенно справедливо оценивая его как идеологию религиозного и национального обновления, модернизации жизни мусульман, системы их образования и культуры в широком смысле слова. Впрочем, именно такая оценка джадидизма дается известными оппонентами советских историков и обществоведов Александром Беннингсеном и Шанталем Лемерсье-Келькеже8, а также Эдвардом Лаззерини.9

Среди фундаментальных исследований советского периода необходимо назвать также коллективный труд «Татары Среднего Поволжья и Приуралья».10 В условиях советской цензуры и замалчивания подлинных фактов новейшей истории татарского народа дооктябрьского периода книга представила читателю достаточно объективную картину национальной жизни рубежа XIX-XX веков. Она также богата статистическими данными и компаративным анализом развития различных народов Российской империи.

Большой интерес представляют исследования по татарской истории, появившиеся за рубежом в этот период и написанные с позиций оппонирования официальной советской идеологии. Среди таких трудов, в первую очередь, следует выделить фундаментальный труд Тамурбека Давлетшина «Советский Татарстан»,11 вышедший в 1974 году в Лондоне. Концептуально книга принципиально отличается от аналогичных советских трудов. Фактологическая насыщенность, безупречная логика и основательная научная база является отличительной чертой этой книги.

Автор достаточно подробно анализирует процессы и события новой и новейшей истории татарского народа, причем, под весьма острым критическим углом зрения. Основное внимание автор уделяет анализу советского периода татарской истории. Будучи специалистом по юрисприденции и экономике, Т.Давлетшин подробно разбирает хозяйственные аспекты деятельности коммунистического режима и систематическое ущемление прав различных народов (в частности, крымских татар) в СССР. Большое внимание уделено также многоуровневому национально-государственному устройству страны. Показывается несправедливость автономного статуса ТАССР в отношении семимиллионного татарского народа, вследствие которого ограничивалась институциональная база поддержки его богатой культуры, системы образования. Автор достаточно подробно описывает эволюцию татарского национального движения с начала XX века. Весьма подробно анализируются события после Февральской революции 1917 года, когда началась стихийная самоорганизация татарского народа. В этот короткий период ярко проявили себя как народные массы, так и лидеры нации. Автор на обширном фактическом материале, документах тогдашних национальных организаций и их форумов показывает широкую панораму социального и политического движения татарского народа.

Новый этап в отечественной историографии начинается в конце 1980-х гг. Он обусловлен кардинальными политическими переменами в стране, открывшими перед научным сообществом новые исследовательские перспективы, тесно связанные со стремительной деидеологизацией, исчезновением «запретных» тем, широким доступом к архивным источникам. В связи с этим расширилась также методологическая база научных исследований, ранее ограничившаяся марксистским подходом. Эти обстоятельства способствовали появлению комплексных трудов, детально рассматривающих различные формы становления этнической и культурной идентичности татар.

Изучение истории татар является сегодня одним из активно развивающихся направлений в историографии. Объектом исследований становятся не только отдельные региональные группы татар, но и проблемы этнической истории и духовной культуры народа вцелом.12 В современных условиях весьма актуальным остается осмысление различных аспектов истории татар, много внимания уделяется изучению специфики ислама в татарском обществе, феномену джадидизма, деятельности общественно-политических организаций и движений. Все это открывает новые возможности для концептуального переосмысления истории народа. Это, в первую очередь, работы Р.Гайнетдинова, Д.М.Исхакова, С.М. Исхакова, Р.М.Мухаметшина, Ф.М.Султанова, Д.М.Усмановой, А.Ю.Хабутдинова, Р.С.Хакимова, А.Н.Юзеева, Л.А.Ямаевой.13

Большое значение для раскрытия проблематики диссертационного исследования имеют также труды специалистов, посвященные анализу правовых, социально-экономических и политических условий функционирования татарского общества. 14

Своеобразным этапом в изучении истории татар стало появление коллективной монографии «Татары»15 и первые тома «Истории татар».16 Эти труды, по сути дела, стали значительным шагом в постановке методологических проблем. В последние годы появились ряд исследований, которые внесли значительный вклад в теоретическое осмыслении истории татар.17 Значительным шагом в изучении современного состояния татарской нации можно считать выход сборника «Татарская нация в ХХI веке».18 В статьях Д.М.Исхакова, Р.М.Мухаметшина, Ю.Шамильоглы, И.Л.Измайлова и других рассматриваются различные аспекты национальной истории, ее соотношения с общероссийской историей. Отдельные статьи сборника посвящены рассмотрению проблем национальной идентичности современных татар. Отдельный раздел сборника посвящен различным аспектам жизни татарских общин регионов России.

Рассмотрение проблем развития татарского этноса было бы неполно без обращения к теме национальных общин народа в регионах Российской Федерации и стран зарубежья. Необходимо сказать, что в советскую эпоху эта тема замалчивалась, а сама национальная жизнь структурировалась разве что в рамках сельских поселений татар. Дисперсное расселение народа создает серьезные проблемы в обеспечении единой национальной жизни, общего духовного и информационного пространства.

В последние 10-15 лет о жизни татарских общин за пределами Татарстана выходит немало публикаций самого разного характера, начиная с публицистических очерков, кончая серьезными научными исследованиями.

Особенно много литературы в последние годы появилось посвященных проблемам татар, проживающих на территории Башкортостана. Это было обусловлено не только научными интересами. Дело в том, что, несмотря на определенную системную и структурную институционализацию жизни татарского населения Башкортостана (здесь есть татарские школы, периодические издания, театральные и художественные коллективы), в последние годы ситуация заметно осложнилась. Надо признать, этому способствовали как необдуманные шаги властей соседней республики, так и безответственные действия радикальных кругов татарского национального движения. И сегодня многие вопросы, находившие решения в недавнем прошлом, опять приобрели актуальность. Поэтому не случайно, в научной литературе обсуждаются многие аспекты жизни татар Башкортостана, которые, действительно, нуждаются и в теоретическом осмыслении, и в практическом решении. Это и сохранение и развитие системы национального образования татарского населения Башкортостана, функционирование татарского сегмента информационного пространства этой республики, удовлетворение духовных потребностей наших соотечественников и т.д.19

Из регионов, история татар в которых изучается довольно активно и продуктивно, можно выделить Нижегородскую область. Что касается самих татар Нижегородской области, необходимо отметить активную издательскую деятельность местной общины. В последние годы заметно увеличилась количество книг и по исламской проблематике. Интересной тенденцией в историографии татар Нижегородской области является появление ряда работ, разрабатывающих прошлое отдельных татарских сел. 20

Что касается современной историографии по истории нижегородских татар, то, в первую очередь, можно выделить труды С.Б.Сенюткина, О.Н.Сенюткиной, Д.М.Мухетдинова.21

В последние годы также активизировались исследования по изучению истории и современного положения татар в таких крупнейших городах России как Москва22, Санкт-Петербург23, Ижевск24, Оренбург25 и прилегающих к ним областях.

Историография различных субэтнических групп татар также достаточно богата. Особенно много работ выходит по истории и современности сибирских и астраханских татар. Историей сибирских татар занимается большая группа ученых-гуманитариев. Сред них и историки, и языковеды, и этнографы. В связи с тем, что в списках переписи 2002 года сибирские татары были заявлены как самостоятельный этнос, проблема их изучения приобрела и политический оттенок. Среди исследований особо следует выделить труды таких ученых как Ф.Т.Валеев, Ф.А.Байрамова, Х.Ч.Алишина, Г.Х.Ахатов, Г.Л.Файзрахманов, Р.С.Ишимова.26

Очень сложные, неоднозначные процессы наблюдаются в субэтнической группе астраханских татар. На этническом самосознании здешних татар сказываются самые разные факторы, в том числе взаимовлияние других тюрко-язычных народов юга России, скажем, ногайцев, кумыков и др. Несмотря на древнюю и богатую культуру астраханских татар, здесь дают знать о себе и ассимиляционные процессы. История и современность астраханских татар довольно активно изучается. Здесь можно назвать таких авторов, как Р.Ш.Арсланов, И.К.Калмыков, Р.Х,Керейтов, Р.А.Сикалиев и др.27

В историографии татарского этноса имеются определенные пробелы – в ней отсутствуют крупные концептуальные и сводные работы по истории диаспоры. Ее отдельных фрагментов касались многие исследователи и публицисты А.Г.Каримуллин, И.Нуруллин, Т.Айди, М.А. А.Усманов, И.Р.Тагиров, Я.Гришин, Ф. М. Мусин, Х. Минегулов, А.Сахапов и др.28

Среди трудов, которые внесли определенную систему в изучение татарской диаспоры, можно назвать книги Р.Б.Гайнетдинова «Тюрко-татарская политическая эмиграция: начало ХХ века – 30-е годы» и И.А. Гилязова «На другой стороне. Коллаборационисты из поволжско-приуральских татар в годы второй мировой войны».29

И.А.Гилязов в своей книге впервые без идеологических оценок, объективно и скрупулезно, на основании большого количества зарубежных архивных материалов автор осветил попытки нацистской Германии привлечь восточные народы СССР к военному и политическому сотрудничеству на своей стороне. Выводы автора имеют и важное социально-политическое значение: развеян миф о тысячах наших соотечественниках, якобы сражавшихся в годы второй мировой войны против своей Родины в рядах легиона «Идель-Урал».

Говоря о зарубежной татарской историографии, следует отметить, что ведущие зарубежные историки и обществоведы, обращавшиеся к «татарскому вопросу» в конце ХХ столетия, были представлены в Великобритании (М.Броуксоп), Франции (А.Беннигсен, Ш.Лемерсье-Келькеже), США (Р.Пайпс, Ю.Шамильоглу, Азаде-Айша Рорлих), ФРГ (А.Авторханов, Т.Давлетшин, Г.Султан), Турции (Н.Девлет, Г.Акыш), Польше (С.Хазбиевич, А.Ахматович), Литве (Т.Байрашевскайте), Беларуси (И.Канапацкий), Китае (М.Чанышев), Казахстане (Г.Хайруллин).

Историк Р.Б.Гайнетдинов справедливо пишет, что «в период, когда отечественная обществоведческая наука умалчивала о целых периодах национальной истории народов Поволжья и Приуралья, зарубежная историография продвинулась в этом направлении далеко вперед. Именно благодаря наличию на Западе солидной историографической базы об этих деятелях во многом удалось восстановить в истории народов имена их великих представителей».30

Среди современных зарубежных ученых особо следует выделить труды видного тюрколога Надира Девлета. В его работах детально освещены вопросы реформаторских движений тюркских народов в Урало-Поволжье, Крыму, на Кавказе и в Средней Азии, история татарского книгопечатания, деятельность джадидских учебных заведений, политических движений и партий тюркских народов, участие депутатов-мусульман в работе I-IV Государственных Дум, вопросы культуры, литературы, науки и искусства тюрко-татар.31



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Формирование этнической карты северо западного кавказа (конец XVIII начало 20-х гг. XX вв.) 07. 00. 02 Отечественная история

    Автореферат
    Защита состоится « 23 » октября 2009 г. в 13 ч. 30 м. на заседании диссертационного совета ДМ 212.001.08 по историческим наукам при Адыгейском Государственном Университете по адресу: 385 , Республика Адыгея, г.
  2. Катастрофическое сознание в современном мире в конце ХХ века

    Документ
    Часть I. Страх перед будущим в современном мире: теоретические аспекты (В. Шляпентох, С. Матвеева)Глава 1. Страхи в социальной жизни и их отражение в мифе,
  3. Татарское общественно-политическое движение в конце XIX начале ХХ вв как фактор конструирования национальной идентичности

    Автореферат
    Защита состоится 2007 года в ч. на заседании диссертационного совета Д.002.123.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН
  4. Федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)"

    Книга
    Книга обобщает результаты исследований по проблеме толерантности, выполненных авторским коллективом в рамках Федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском
  5. Народный костюм как отражение взаимодействия русской и татарской культур на юге Тюменской области в XIX начале ХХ века

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре культурологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменская государственная академия культуры,

Другие похожие документы..