Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Прогнозирование будущего направления цен возможно методом технического анализа. Он представляет собой изучение динамики рынка с помощью графиков изме...полностью>>
'Программа курса'
Понятие инвестиционного рынка. Сегменты инвестиционного рынка. Основные элементы инвестиционного рынка (спрос, предложение, цена, конкуренция), их вз...полностью>>
'Документ'
На рабочих местах администраторов системы и программистов надо будет выбрать «Client Components\Connectivity Components» и «Client Components\Manageme...полностью>>
'Документ'
Центрально-Азиатская Инициатива по Устойчивому Развитию (ЦАИ) была выдвинута странами Центральной Азии в процессе подготовки к Всемирному Саммиту по ...полностью>>

Традиции российского педагогического зарубежья на территории китая в конце XIX первой половине XX веков (2)

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

КОСИНОВА Оксана Анатольевна

ТРАДИЦИИ РОССИЙСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ НА ТЕРРИТОРИИ КИТАЯ

В КОНЦЕ XIX – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКОВ

Специальность 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики

и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва – 2009

Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии высшей школы Негосударственного некоммерческого образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский гуманитарный университет»

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор

Романюк Лариса Валерьевна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент РАО

Богуславский Михаил Викторович

доктор педагогических наук, профессор

Блинов Владимир Игоревич

доктор педагогических наук, профессор

Роботова Алевтина Сергеевна

Ведущая организация ГОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»

Защита состоится 20 октября 2009 г. в 15.00 на заседании диссертационного совета Д 521.004.05 при ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет» по адресу: 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5/1, корп. 3, ауд. 511.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет».

Автореферат разослан « » сентября 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Е.В. Гурова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современное российское общество характеризуется активным реформированием сферы образования. Ее преобразование определяется поисками нового образовательно-воспитательного идеала, детерминирующего ценностные установки, цели и задачи педагогической деятельности в России начала XXI века. Приоритетной ценностью современной системы образования в Российской Федерации является человек, обеспечение его личностного развития. Данная установка зафиксирована в первом принципе государственной политики в области образования, провозглашающем «…гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности».1 Интенсивный поиск идейно-теоретических основ современного отечественного образования стимулирует переосмысление опыта, накопленного в данной области за длительный период ее существования. В связи с этим приобретает актуальность обращение к историко-педагогическому наследию, сохраняющемуся в российской педагогике в виде идей, теоретических подходов, традиций.

Современное образование развивается в соответствии с принципами открытости, плюрализма мнений, толерантности. Показателем успешности данного процесса служит широкий диалог, развернувшийся в данной сфере по вопросу формирования и сохранения этнокультурной идентичности россиян средствами учебно-воспитательного процесса. В последние годы в диалоге активно участвуют соотечественники, проживающие в ближнем и дальнем Зарубежье. Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», утвердивший принцип государственной поддержки русскоязычного населения вне России, а также регулярные конгрессы соотечественников, продемонстрировавшие стремление их участников «…к консолидации в интересах создания мощного интеллектуального, экономического и духовно-культурного русскоязычного пространства в странах проживания…» 2, показали, что решение ряда насущных проблем отечественного образования находится в определенной связи с изучением педагогического опыта российского Зарубежья.

Географическое пространство российского педагогического Зарубежья достаточно обширно. Его ретроспектива затрагивает историю различных стран. Расположение российского педагогического Зарубежья в сопредельных с Россией территориях способствовало формированию особого опыта: близость Родины накладывала отпечаток на национальное самосознание российских эмигрантов, обуславливала пристальное внимание к происходившим в ней событиям, создавала возможности для более тесных культурно-образовательных контактов.

Российское Зарубежье на территории Китая представляло собой одну из крупных частей российской пореволюционной эмиграции.3 В результате создания учебных заведений, развертывания научной работы, установления контактов между центрами локализации на территории Китая было создано развитое пространство педагогической деятельности, обусловившее его достаточно длительное существование и как регионального социокультурного феномена, и как части российского педагогического Зарубежья в целом. Объединяющей основой педагогической активности российской эмиграции была обусловленная национально-культурным единством общность духовно-ценностных представлений, передаваемая подрастающим поколениям в процессе образовательно-воспитательной деятельности. Опыт сохранения национальных традиций в сфере образования представляет определенный интерес для современного российского общества, нацеленного на консолидацию россиян на основе национально-духовной идентичности.

Российское педагогическое Зарубежье на территории Китая развивалось под влиянием цивилизационной специфики региона Дальнего Востока, что придало диаспоре оригинальные особенности, выделяющие ее среди центров российской эмиграции. За годы деятельности педагогами российского Зарубежья в Китае был накоплен опыт этнокультурного взаимодействия, демонстрирующий возможности налаживания культурно-образовательного диалога средствами учебно-воспитательного процесса. Образовательные, научные, культурно-просветительские связи способствовали установлению культурного обмена, взаимообогащению культур, формированию толерантности, уважения к культурному своеобразию россиян и народов Китая. В настоящее время данный опыт представляет актуальность для развития русскоязычных образовательных пространств ближнего и дальнего Зарубежья, диалектика которых детерминирована тенденциями идейного единства с Россией и этнокультурного сотрудничества с народами страны пребывания.

Активное взаимодействие России и Китая началось с XVII века. Связи двух стран касались различных общественных сфер: от межгосударственных отношений до частных инициатив делового и культурного характера. За многие годы российско-китайского взаимодействия в сфере образования накоплен значительный исторический опыт. Его исследование актуально для решения нынешних задач российско-китайских отношений в сфере культуры и образования, их позитивного развития в будущем.

Новые задачи, стоящие перед российским обществом в сфере образования, актуализируют ряд проблем, объективно предполагающих обращение к историческому наследию российского педагогического Зарубежья на территории Китая в конце XIX – первой половине XX веков, а именно: изучение исторических условий и динамики формирования данного социокультурного феномена; анализ факторов и условий аккумуляции педагогического опыта и его оформления в традиции; осмысление процесса сохранения этнокультурной идентичности средствами образования и воспитания подрастающих поколений россиян в условиях эмиграции; постижение локальной специфики традиций российского педагогического Зарубежья на территории Китая указанного периода; осмысление теоретико-методологических основ наследования педагогического опыта российского Зарубежья на территории Китая названного периода современным отечественным образованием.

Обоснование хронологических рамок исследования

Процесс складывания и развития традиций российского педагогического Зарубежья на территории Китая охватывал период с возникновения в конце XIX века в Северной Маньчжурии теоретико-организационных основ образовательной деятельности, накопления соответствующего опыта и его оформления в традиции до постепенного прекращения системы педагогической деятельности российской эмиграции на территории Китая в середине ХХ века.

В целом выбор данного хронологического периода детерминирован:

– историческими условиями формирования российского педагогического Зарубежья на территории Китая;

– генезисом педагогической деятельности, включающим в себя закрепление, сохранение, трансформацию и воспроизводство педагогического опыта российского Зарубежья на территории Китая в форме традиций;

– отчетливой тенденцией на завершающем этапе традициогенеза российского педагогического Зарубежья на территории Китая к снижению его способности по сохранению педагогического опыта и его воспроизводству в форме традиций, что обусловило дискретный характер исследуемого социокультурного феномена.

Степень научной разработанности проблемы

В научных исследованиях отечественных педагогов В.М. Кларина, Н.А. Константинова, Ф.Ф. Королева, А.И. Пискунова, З.И. Равкина и др. были исследованы различные этапы отечественного и всемирного историко-педагогического процессов, разработана методология истории педагогики, показаны особенности отечественного опыта в области теории и практики образования, касающиеся влияния православного мировоззрения на педагогическую мысль и систему образования Российской империи, проектов реформирования российского образования на рубеже XIX – XX веков, характеристики советского периода развития педагогики и образования, предложившего новые парадигмы образования и воспитания подрастающих поколений и др.

В конце XX – XXI веков в отечественной педагогике обозначилась тенденция к восполнению пробелов в историко-педагогическом знании в отношении тем, ранее находившихся под идеологическим запретом. В работах отечественных ученых М.В. Богуславского, С.Н. Васильевой, С.Ф. Егорова, Е.Г. Осовского, А.В. Семченко и др. поставлена проблема включения педагогики российского Зарубежья в сокровищницу отечественной педагогической мысли на основе принципа идейно-теоретической преемственности. Прежде всего, внимание исследователей привлекла деятельность педагогов эмиграции в Западной Европе, как наиболее крупной части российского педагогического Зарубежья. Е.Г. Осовский обратил внимание на феномен культурно-образовательного пространства российского Зарубежья в Западной Европе, выражающий единство педагогической деятельности. Исследования показали идейную и определенную организационную связь различных регионов проживания российской педагогической эмиграции.

Интерес историков педагогики к российскому Зарубежью на Дальнем Востоке касался деятельности крупнейшего региона российской пореволюционной эмиграции, находившегося на территории Маньчжурии. В работах О.И. Еропкиной и В.А. Сухачевой раскрыт аспект деятельности российского педагогического Зарубежья по линии Китайской Восточной железной дороги (далее – КВЖД), касающийся становления и развития начальных и средних школ.

Анализ состояния современного российского образования актуализировал проблему переосмысления ее идейно-ценностных основ. В трудах современных исследователей теории и истории педагогики Е.В. Бондаревской, В.И. Блинова, Н.Д. Никандрова, Н.Д. Пряниковой, З.И. Равкина и др. поставлена проблема определения ценностных приоритетов национальной системы образования с опорой на выявление их исторических оснований.

Актуализации отечественного историко-педагогического наследия в контексте сравнительно-педагогических исследований содействует изучение интеграционных процессов в культурно-образовательном пространстве России и ближнего Зарубежья (В.А. Мясников). В исследованиях китайских педагогов на основе компаративистского синхронно-диахронного анализа образовательных систем России и Китайской Народной Республики, касающихся общего среднего образования (Цзян Цзюнь) и высшего образования (Мэй Ханьчэн), показаны процессы модернизации сферы образования двух государств в начале ХХ века, выделена специфика содержания образования и принципов его организации, обусловленная традициями каждой из стран.

В качестве теоретического основания исследования историко-педагогических явлений и процессов в работах современных педагогов Р.Б. Вендровской, Г.Б. Корнетова, В.В. Краевского, М.В. Савина, Н.П. Юдиной и др. была взята педагогическая традиция, специфический механизм которой фиксирует содержание педагогического опыта и обеспечивает его стереотипизацию, функционирование и передачу. Анализ педагогической традиции как аксиологической категории, при характеристике которой существенно важно выявление ее ценностного наполнения (Р.Б. Вендровская), сближает исследование традиций с работами по аксиологии отечественного образования. Рассмотрение педагогического опыта различных цивилизаций на основе исследования их традиций, представленных по нескольким уровням (всемирному, национальному, локальному), позволяет соединить уникальность традиций каждой культуры с выявлением ее значимости в контексте общемирового культурогенеза (Г.Б. Корнетов). Трактовка педагогической традиции как феномена, лежащего в основе характера педагогической культуры и сообщающего ей свойство традиционности, представлена в трудах отечественных исследователей М.В. Савина, Н.П. Юдиной. Традиции как феномену коллективного и индивидуального сознания посвящено исследование С.К. Бондыревой и Д.В. Колесова.

Исследования отдельных традиций: гуманистической (Л.В. Романюк), православной (О.Е. Кошелева), – указывают на тенденцию развития педагогической традициологии в направлении раскрытия особенностей отечественного педагогического наследия через характеристику отдельных видов традиций. В ряде монографических и диссертационных исследований (А.Ю. Аксенова, Т.А. Берсенева, В.Ю. Микрюков и др.) представлена трактовка педагогических традиций с позиций особого культурно-исторического типа цивилизации (традиционного общества). В работах подчеркивается универсальность этических, гражданских, эстетических ценностей, транслируемых российскими народными традициями в отечественную педагогическую культуру на протяжении веков.

Среди исследований по отечественной истории одним из первых объективный анализ российской эмиграции в Китае дал в своих работах ученый и бывший харбинец Г.В. Мелихов, обративший внимание на культурно-образовательную деятельность как фактор устойчивости и развития данной российской диаспоры. Процесс накопления опыта культурно-образовательной деятельности отражают исследования, посвященные культурной жизни российской эмиграции на территории Китая (Л.Ф. Говердовская, В.П. Иванов, А.А. Хисамутдинов и др.), различным аспектам образовательной деятельности (З.С. Бочарова, Н.В. Курамина, И.В. Потапова и др.), вкладу отдельных центров и деятелей образования и науки в отечественную культуру (Е.Е. Аурилене, С.И. Лазарева, Л.П. Черникова и др.) Действие социально-политического фактора на культурно-образовательную сферу российского Зарубежья на территории Китая раскрывают работы Н.Е. Абловой, З.С. Бочаровой, В.Ф. Ершова и др.

История российской эмиграции в Китае является также предметом исследования зарубежных авторов. Первыми таким исследованиями были работы П. Балакшина и П.Е. Ковалевского, освещающие научно-образовательную и культурно-просветительскую деятельность различных регионов российской пореволюционной эмиграции. Тему дальневосточной эмиграции продолжили работы Н.В. Райан, отмечающей, что разносторонняя духовная жизнь российских эмигрантов по линии КВЖД позволила им сохранить и развить свою национальную культуру, что отчасти обусловило уникальность феномена российского Зарубежья в этом регионе. М.И. Раев делает вывод о том, что приход советской власти на КВЖД и японская оккупация существенным образом повлияли на российскую дальневосточную эмиграцию и предопределили ее распад. В работах историков Китайской Народной Республики (Ван Чжигэн, Ли Шу Хиао, У Нань Линь) присутствуют отдельные сведения об образовательной деятельности российских педагогов.

Определенный интерес для названной темы представляют также отечественные и зарубежные исследования, посвященные характеристике истории и культуры Китая. Знакомство с ними позволяет лучше прояснить специфику поликультурного взаимодействия российских эмигрантов с населением этой страны (Н.Я. Бичурин, Н.Е. Боревская, Л.С. Васильев и др.).

В область исследований этнической и кросс-культурной психологии входит характеристика диаспоры как субъекта культурной деятельности. В работах психологов Н.М. Лебедевой, А.И. Новикова, Н.С. Фрейнкман-Хрусталевой предложены концептуальные подходы для характеристики социокультурной деятельности этнических формирований, представлены характерные для беженцев феномены психических проявлений (культурного шока, комплекса выживания, ценностных ожиданий и др.), показана роль культуры как фактора формирования и сохранения национального самосознания и позитивной личностной позиции в эмиграции.

Анализ представленных исследований показывает:

  • признание культурного вклада российского пореволюционного Зарубежья в сокровищницу отечественной культуры; тенденцию к рассмотрению отдельных направлений и аспектов педагогической деятельности в общем контексте культурной миссии российского Зарубежья;

  • акцент на социокультурной детерминации при изучении явлений педагогической действительности;

  • рассмотрение традиций в качестве универсальной формы сохранения педагогического наследия; анализ их генезиса с позиций единства всемирно-исторических, национальных и локальных факторов;

  • изучение различных частей российской пореволюционной эмиграции в единстве общих и локальных элементов ее культуры.

В то же время недостаточно разработанными являются:

  • целостный анализ российского педагогического Зарубежья на территории Китая;

  • проблема выявления преемственности между российским педагогическим Зарубежьем на территории Китая и современной отечественной педагогической культурой и основаниями его экстраполяции опыта;

  • исследование традиций названного социокультурного феномена как формы сохранения его педагогического наследия.

Для решения заявленной в настоящей работе проблемы сложились теоретико-методологические предпосылки, имеется определенный корпус источников и научных трудов. Анализ теоретических подходов, отражающих различные аспекты проблемы наследия российского педагогического Зарубежья на территории Китая в конце XIX – первой половине XX веков, позволяет рассматривать данное достояние как целостное историко-педагогическое явление, имеющее собственную социокультурную детерминацию и соответствующие ему механизмы социального наследования, которые до настоящего времени не изучены на теоретическом уровне. Активные поиски современным российским образованием национальных ценностных ориентиров и недостаток теоретико-методологических оснований их изучения, отбора и экстраполяции в отечественном педагогическом наследии актуализируют вопрос об исследовании российского педагогического Зарубежья на территории Китая конца XIX – первой половины XX веков как одном из имеющихся источников. Современная расширяющаяся практика культурно-образовательного взаимодействия педагогов России с представителями ближнего и дальнего Зарубежья, с одной стороны, и недостаточность разработки методов анализа межкультурных контактов педагогов российского Зарубежья на территории Китая, – с другой, определяют значимость исследования опыта кросс-культурного взаимодействия российского и китайского народов в сфере образования названного периода. Универсальность традиций как формы сохранения и передачи педагогического опыта и свойственный им имплицитный характер задают необходимость изучения механизма их действия и форм проявления в педагогическом наследии российского Зарубежья в Китае в конце XIX – первой половине XX веков.

С учетом выявленных противоречий остается нерешенной проблема экстраполяции педагогического опыта российского Зарубежья в конце XIX – первой половине XX веков в современную педагогическую культуру. В этой связи назрела необходимость комплексного исследования традиций российского педагогического Зарубежья в конце XIX – первой половине XX веков как формы стереотипизации, воспроизводства, изменения и передачи педагогического опыта, а также оснований его наследования современной российской педагогической теорией и практикой образования. Отсутствие специального исследования по данной теме предопределило выбор темы исследования.

Проблема исследования состоит в выявлении преемственной связи наследия российского педагогического Зарубежья на территории Китая в конце XIX – первой половине XX веков на основе традиций, учитывая его актуальность и значимость для современной отечественной педагогической культуры.

Объект исследования – наследие российского педагогического Зарубежья на территории Китая названного периода.

Предмет исследования – трансформация российского педагогического наследия на территории Китая в конце XIX – первой половине XX веков в традиции.

Цель исследования: выявить и охарактеризовать традиции российского педагогического Зарубежья на территории Китая в конце XIX – первой половине XX веков как формы стереотипизации, воспроизводства, изменения и передачи отечественного педагогического наследия.

Задачи:

1. Представить сущностные характеристики феномена традиций российского педагогического Зарубежья на территории Китая в конце XIX – первой половине XX веков.

2. Рассмотреть социокультурные детерминанты традиций российского педагогического Зарубежья на территории Китая названного периода.

3. Выявить и охарактеризовать традиции российского педагогического Зарубежья на территории Китая обозначенного периода.

4. Установить теоретические предпосылки традиций российского педагогического Зарубежья на территории Китая в 1920 – 40-е годы.

5. Выявить динамику традициогенеза на основе институциональной эволюции традиций российского педагогического Зарубежья на территории Китая в конце XIX – первой половине XX веков.

6. Раскрыть и обосновать классификацию традиций российского педагогического Зарубежья на территории Китая названного периода.

7. Определить теоретико-методологические основания наследования опыта российского педагогического Зарубежья на территории Китая конца XIX – первой половины XX веков современной отечественной педагогической культурой.

Теоретико-методологическую базу исследования составили современные теоретические положения, позволяющие рассмотреть традиции российского педагогического Зарубежья на территории Китая в конце XIX – первой половине XX веков как целостное и многоаспектное явление. Автор опиралась на принципы системности историко-педагогических исследований, единства общего и особенного, логического и исторического, раскрытых в работах по методологии теории и истории педагогики (М.В. Богуславский, В.И. Загвязинский, В.М. Кларин, Г.Б. Корнетов, В.В. Краевский, З.И. Равкин и др.).

Культурологический подход рассматривает историко-педагогические явления с позиций их социокультурной детерминации, что позволяет снять противопоставление духовной и материальной сторон деятельности, рассмотреть традиции как феномена педагогической культуры, а образование – как условие культурной идентификации личности (С.Ф. Егоров, В.М. Кларин, Д.С. Лихачев, Е.Г. Осовский и др.). Применение цивилизационного подхода способствует выявлению уникальности российского педагогического Зарубежья на территории Китая на нескольких уровнях: как явления всемирного историко-педагогического процесса, особенности национальной культуры, регионального феномена и локальной характеристики (Н.Я. Данилевский, Г.Б. Корнетов, О. Шпенглер и др.). Аксиологический подход направлен на анализ ценностного компонента культуры, представленного в педагогических идеях, идеалах, интенциях, нашедших свое отражение в теории и практике педагогической деятельности (В.И. Блинов, М.В.мБогуславский, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин и др.). Антропологический подход рассматривает деятельность человека как один из системообразующих факторов истории. Использование данного подхода, как при изучении форм коллективного сознания, так и на уровне индивидуальной интерпретации событий, представленной в биографических материалах, мемуарах, фактах повседневности, раскрывающей субъективную оценку событий, нарративный аспект истории (Б.М. Бим-Бад, Г.Б. Корнетов, Л.В. Романюк и др.). Компаративистский подход, построенный по принципам синхронно-диахронного представления материала, характеризует образование исследуемых стран со стороны типичных для них педагогических явлений, способствует выявлению традиционного и инновационного компонентов в образовании (В.Г. Безрогов, Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский, З.А. Малькова и др.).

Сущностная характеристика и методологические принципы изучения культурной традиции разработаны в научных трудах историков и культурологов (Л.С. Васильев, Э.С. Маркарян, С.П. Иваненков и др.), психологов (С.К. Бондырева, Д.В. Колесов, В.А. Кольцова и др.). В работах по педагогической традициологии показаны теоретико-методологические основания изучения традиций как историко-педагогического явления (Г.Б. Корнетов, О.Е. Кошелева, Л.В. Романюк, М.В. Савин и др.).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Традиции российского педагогического зарубежья на территории китая в конце XIX первой половине XX веков (1)

    Автореферат
    Защита состоится 20 октября 2009 г. в 15.00 на заседании диссертационного совета Д 521.004.05 при ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет» по адресу: 395, г.
  2. Русская диаспора в Соединенных Штатах Америки в первой половине ХХ века

    Автореферат
    Защита диссертации состоится «12» ноября 2007 г. на заседании диссертационного совета Д 212.154.01 при Московском педагогическом государственном университете по адрес: 117571, Москва, пр.
  3. Культура Российской Империи Культура рубежа XIX xx вв. XX в. Первая половина. XX в. Вторая половина литература

    Литература
    Цель курса дать общее представление о динамике развития культуры (европейской по преимуществу), о ее основных этапах, закономерностях смены эпох, о типах культурной деятельности и характере системы духовных ценностей той или иной эпохи.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 01 Педагогика (История образования и педагогической мысли)

    Учебно-методический комплекс
    Исторический подход в изучении педагогических явлений. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития.
  5. История русской иммиграции в австралии (конец XIX ­в вторая половина 80-х гг. XX в.) (1)

    Автореферат
    Защита состоится « » 2008 г. в часов на заседании совета Д 502. 007. 01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Северо-Западной академии государственной службы (199178 Санкт-Петербург, Васильевский остров, Средний проспект, д.

Другие похожие документы..