Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Здесь настоящий край чудес, где люди любого возраста могут прекрасно провести время. Аттракционы, водные горки, бассейны и бары подарят Вам веселый и ...полностью>>
'Рабочая программа'
Основные задачи дисциплины заключаются в изучении студентами микропроцессорных комплектов, их архитектуры и принципов работ, методов программирования...полностью>>
'Документ'
Автобусная экскурсия «Российский Голливуд или Столица грез». Москва одна из кинематографических столиц мира, здесь ежегодно проходит Московский междун...полностью>>
'Документ'
BTL агентство Майер - распространение, раздача листовок, BTL акции, BTL мероприятия, мерчендайзинг, мерчандайзинг, Sales Promotion - любые промоакции!...полностью>>

Кубанова А. К., д физ мат н., профессор

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Кубанова А.К.

Джашакуева Б.К.

Сборник методических рекомендаций по изучению общей теории рисков

(для студентов высших учебных заведений)

Авторы:

Кубанова А.К., д. физ. - мат. н., профессор

Джашакуева Б.К. д. пс. н., профессор

Рассмотрены различные виды рисков и приведена их классификация. Дана характеристика рискообразующих факторов – природных, техногенных, социальных, социально – политических. Изложены вопросы анализа рисков – оценка, идентификация, приемлемость, прогноз, а так же управления рисками для различных объектов – принятие решений и обоснование мер. Управление риском стало объективно необходимым во многих ключевых сферах деятельности, определяющих современную цивилизацию. Это требует подготовки большего числа специалистов в области наук о рисках и безопасности. В практической части предоставляется возможность с помощью современных методических приемов (кейсы, ролевые игры, контрольные тесты, разбор практических ситуаций и др.) закрепить и углубить знания по ключевым разделам курса теории рисков.

Введение

Необходимым условием существования человеческого общества является деятельность. Существует большое количество видов деятельности, которые охватывают практические, интеллектуальные и духовные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, производственной, научной и других сферах жизни.

Модель процесса жизнедеятельности в наиболее общем виде можно представить состоящей из двух элементов: человека и среды его обитания. Между собой эти элементы связаны двухсторонними связями.

Прямые связи человека со средой очевидны.

Обратные связи обусловлены всеобщим законом реактивности материального мира.

Система "человек - среда" является двухцелевой:

  • одна цель состоит в достижении определенного эффекта в процессе деятельности;

  • вторая - в исключении нежелательных последствий от этой деятельности.

Другими словами, окружающая нас природа рассматривается человеком с двух противоположных позиций. С одной стороны, для нормального существования нам необходимо обеспечивать стабильность всех факторов окружающей среды. Например, потепление, изменение давления, влажности, уровня радиации, уменьшение количества растений и т.д. может оказывать вредное влияние на человеческий организм. Насколько важна эта проблема, можно судить по возросшей роли "зеленых" в политической жизни развитых стран.

С другой стороны, жизнедеятельность человека невозможна без пагубного воздействия на природу. Извлечение полезных ископаемых, различные загрязнения грунта, вод и воздуха, выделение большого количества тепла - вот лишь небольшая часть "последствий" человеческой деятельности, которые оказывают вредное влияние на окружающую среду.

Именно в одновременности этих двух сторон состоит противоречие во взаимодействии человека с природной средой. Человеческая практика дает основание утверждать, что любая деятельность потенциально опасна (так называемая "аксиома о потенциальной опасности").

Тема взаимодействия человека и окружающей среды выходит за пределы какой- либо одной науки или области человеческой деятельности.

Общественное развитие и связанное с ним повышение чув­ствительности общества к опасностям привели во второй полови­не XX в. к тому, что в недрах существующей цивилизации зароди­лась и интенсивно развивается новая цивилизация, которую можно назвать цивилизацией знаний и риска. Желанию безопасного обеспеченного существования противостоит свойственное человеку стремление к развитию, повышению качества жизни. Это требует от каждого человека готовности рисковать, а от народа — выбирать более или менее рискованные цели, а также пути и способы их достижения. Кроме того, развитие требует внедрения инноваций, часто связанных с риском. «Золотая середина» обеспечивается выбором направления деятельности с обоснованным, приемле­мым риском.

Отношение людей к риску колеблется в широком диапазоне: от активной готовности рисковать до крайней осторожности и осмотрительности. Оно определяется мировоззрением, системой ценностей, присущих определенной цивилизационной единице, например этносу, жизненными обстоятельствами и многими дру­гими социальными факторами. Отметим, что риск прекращения развития, а затем и гибели существует и для этноса (территори­альной общности, государства). Его реализация приводит к нео­братимым негативным изменениям в социально-экономической системе, бывшей до этого момента комфортной средой обитания и жизнедеятельности данного этноса. Такие обстоятельства, в ча­стности, исторически складывались, возникают и будут иметь ме­сто у любого этноса, вовлеченного в военное или экономическое соперничество.

Понятно, что переход к устойчивому развитию на Земле не­возможен, пока не появится общечеловеческая система ценно­стей и целей, определяющих характер и динамику отношений меж­ду отдельными людьми, территориальными и социальными общ­ностями людей, обществом и природой. Только в этих условиях могут прекратиться кровопролитные войны (в том числе и под предлогом насаждения во всех странах демократии определенно­го, например, западного образа жизни) и обеспечивающее их ма­териальную базу экономическое соперничество.

Прошедший XX в. вошел в историю как столетие, в течение которого человечество сделало огромный шаг в повышении безопасности жизнедеятельности, существенно снизив многие рис­ки и добившись благодаря этому увеличения средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизни (СОППЖ) отдельного человека в развитых странах почти в два раза. Одновременно оно подверглось небыва­лым по масштабам катаклизмам военного, природного и техно­генного характера. Мировые войны, стихийные бедствия, техно­генные катастрофы не только унесли жизни многих десятков мил­лионов людей и причинили огромный материальный ущерб, но наряду с достаточно заметными для большей части населения Земли проблемами загрязнения окружающей среды и исчерпания природных ресурсов они поставили на повестку дня вопрос о пер­спективах дальнейшего развития цивилизации в том виде, в кото­ром она в настоящее время существует (западная американская парадигма развития). Например, анализ мировой динамики чрез­вычайных ситуаций (ЧС) и кризисов показывает постоянно воз­растающую зависимость человечества от природных явлений, по­тенциально опасных технологий, социальной, экономической и политической нестабильности. Поэтому в настоящее время боль­шинство государств мира рассматривает проблему обеспечения без­опасности жизнедеятельности населения как важнейший элемент своей национальной безопасности.

Современное общество, устранив массовые опасности про­шлого — голод, холод, эпидемии, — подошло к необходимости борьбы с опасностями, которые реализуются в виде редких собы­тиях, приводящих к значительным ущербам, т.е. оцениваются рис­ком. К тому же в современном обществе, добившемся высоких стан­дартов качества жизни, повысилась чувствительность населения к негативным событиям со значительным ущербом и, следователь­но, возросло неприятие населением обусловленных ими рисков.

Наука и сопряженное с ней образование играют ключевую роль в формировании идеологии и политики современного общества. На данном этапе развития человечества (вторая половина XX в. — начало XXI в.), который можно назвать этапом знаний и риска, т. е. в период резкого расширения и ускорения производства рис­ков, в том числе стратегических (или мегарисков согласно терми­нологии некоторых авторов), существенно изменяется роль науки в социально-общественной жизни и политике.

Дело в том, что многие риски антропогенного происхожде­ния, например радиационные или связанные с непредсказуемы­ми и неконтролируемыми последствиями генной инженерии, не воспринимаются непосредственно органами чувств человека. По­добные риски существуют в форме знаний о них. При этом знания создаются либо теоретическим путем, либо путем анализа сведе­ний, полученных с использованием приборов и измерительных систем. Все это является реальной базой для того, чтобы специа­листы, способные и уполномоченные определять степень рискогенности новых технологий и технических систем, начали зани­мать ключевые социальные и политические позиции.

Резко возрастает также роль средств массовой информации (СМИ), распространяющих знания о рисках. К сожалению, и спе­циалисты, и СМИ испытывают влияние различных социальных групп и политических течений, что резко снижает объективность информации о рисках. Эксперты (упомянутые специалисты) опре­деляют уровень социально- и эколого-экономической приемле­мости риска для общества и отдельного человека. В конечном счете, приемлемость риска всегда является политическим вопросом, неким компромиссом.

С момента возникновения и особенно за последние 30 лет те­ория рисков получила значительное развитие, став научной дис­циплиной. Особенно значительны ее достижения в следующих приложениях:

экономика, в частности страховой и финансовый риск-менеджмент. Подтверждением служит не только развитость страхового рынка, но и множество появившихся с начала 70-х гг. XX в. (как реакция на возрастание нестабильности мировой экономики) финансовых инструментов, направленных на снижение финансо­вых рисков;

техносфера, особенно обеспечение безопасности таких потен­циально опасных объектов, как ядерные реакторы. Подтвержде­нием является переход к законодательному регулированию техно­генной безопасности (например, принятие Федеральных законов «О промышленной безопасности опасных производственных объек­тов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ и «О техническом регулирова­нии» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ), которое обычно начинает­ся лишь после достаточной научной проработки соответствующих вопросов.

Управление риском стало объективно необходимым во многих ключевых сферах деятельности, определяющих современную ци­вилизацию. Это требует подготовки большего числа специалистов в области наук о рисках и безопасности, а также ориентирующих­ся в вопросах анализа и управления рисками. Проблемы рисков все шире рассматриваются и в учебных дисциплинах, касающих­ся обеспечения конкретных видов безопасности (природной, тех­ногенной, промышленной, безопасности в ЧС, безопасности жизнедеятельности, экономической, экологической, националь­ной).

Рабочая программа

по курсу «Общая теория рисков»

Всего 146 часов,

в т.ч. лекции 34 часов, практ.

занятия 34 часов,

самост. работы - 78 часов.

Название темы

КAutoShape 67оличество часов

лекции

практика

Цикл I

1. Введение в теорию рисков: история и

2

современность.

4

2. Исследование рисков. Неопределенность и

2

риск.

Цикл II

3. Виды рисков и их структура.

2

4

4. Характеристика рискообразующих факторовi

Опасности.

5. Характеристика рискообразующих факторов*

2

Угрозы для деятельности.

6. Характеристика рискообразующих факторов.

2

4

Уязвимость объектов воздействия.

7. Характеристика рискообразующих факторов.

2

Человеческий фактор. Ущербы.

Цикл III

8. Методические приемы анализа риска.

2

Содержание риска.

9. Методические приемы анализа риска. Методы

2

4

оценки риска.

10. Методические приемы анализа риска. Методы

2

4

прогноза риска.

Цикл IV

11. Управление рисками и их организация.

2

4

12. Принятие решений в условиях

2

неопределенности. Предпочтения.

13. Коммуникация риска. Психологические аспекты

2

в рисковых ситуациях при принятии решений.

4

14. Риск для конкретных объектов,

2

индивидуальный риск для жизни и здоровья

людей.

Цикл V

15. Риск для конкретных объектов. Технический

2

4

риск.

16. Риск для различных объектов. Риск для

2

населения и экосоциальных систем.

2

17. Заключительная лекция. Хозяйственный риск и

2

риски для государства.

Итого

68 часов

34

34





Скачать документ

Похожие документы:

  1. Әлеуметтану социология

    Документ
    - Алматы: Қарасай, 007.- 384 б. Дана саны:15 (инв. 15 ; инв/сыз. 0) С51(0)53 Әлемдік әлеуметтану антологиясы: 10 томдық / ҚР Ә 5 Мәдениет ж-е ақпарат мин-гі, Ақпарат ж-е мұрағат комитеті, Мем.
  2. Приказ № г. Москва Факультет: Финансово кредитный Филиал г. Калуга

    Документ
    К., профессор Крутиков В.
  3. В. А. Батурин, проректор по научной и инновационной работе Стгма, профессор

    Тезисы
    В сборнике представлены тезисы работ XIX Итоговой научной конференции студентов c международным участием Ставропольской государственной медицинской академии, Винницкого национального медицинского университета им.
  4. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Ослабленный ребенок: развитие и оздоровление : Монография

    Монография
    Авторы монографии – доктор психологических наук, директор Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО В.Т.Кудрявцев и кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник того же Института Б.
  5. Библиографический указатель новых поступлений в рнмб июль август 2005 г

    Библиографический указатель
    В указатель включены библиографические описания отечественных и зарубежных книг, электронных документов, диссертаций, защищенных в Республике Беларусь.

Другие похожие документы..