Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение дл...полностью>>
'Документ'
Ціль викладання дисципліни. Курс Ситуаційне моделювання банківської діяльності є навчальною дисципліною, досліджуваної студентами економічного профіл...полностью>>
'Семинар'
4 марта 2011 года компании «1С-Битрикс», «Софткей», «Диогенес», UsabilityLab приглашают на бесплатный семинар «Экспресс методы оценки качества веб-пр...полностью>>
'Методические рекомендации'
В первой части работы помещены тестовые задания. По содержанию они охватывают все основные разделы и аспекты курса «Антропология». Задания данного ти...полностью>>

Дипломная работа (64)

Главная > Диплом
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.3. Механизмы саморегулирования вексельного рынка

Российский вексельный рынок, несмотря на относительно длительный период своего развития довольно разнороден по своей структуре.

Так, доля векселей, выпущенных в обращение в результате заимствования реальных денежных средств, невысока. Наряду с векселями платежеспособных векселедателей на российском рынке нередко обращаются векселя несуществующих векселедателей, а также неплатежеспособных лиц, которые зачастую используются участниками для конструирования «схем обналичивания» денежных средств, выведения прибыли из-под налогообложения, что создает дополнительные риски на рынке.

В условиях отсутствия единого государственного органа, регулирующего вексельное обращение возникают известные сложности в оценках объема и структуры вексельного рынка. Информация о ценах свободной купли-продажи векселей на рынке и о фактических предложениях продажи (информация внебиржевых электронных торговых систем, печатных изданий, в сети Интернет) большей частью носит индикативный характер, отражая лишь намерения участников рынка, а не результаты реально совершенных сделок.

Сегодня нет специального органа государственной исполнительной власти, занимающегося регулированием обращения векселей и иных не эмиссионных ценных бумаг, поскольку регулирование век­сельного обращения на государственном уровне и осуществление контрольных функций государством на рынке встречает определенные трудности, вызванные тем, что ус­тановление прямых административных ограничений на опе­рации с векселями противоречит Женевским вексельным конвенциям. Законодательно невозмож­но установить ограничения сверх тех, которые разрешены международными договоренностями.

Многообразие упомянутых здесь проблем, возникающих при работе на российском вексельном рынке, стимулировало идею о саморегулировании, о создании на добровольных началах специального органа – Ассоциации участников валютного рынка (АУВЕР).

Создание саморегулируемой организации, объединяю­щей участников вексельных расчетов, было вызвано необ­ходимостью формирования единого прозрачного информа­ционного пространства, единых правил совершения вексель­ных операций, введения единого листинга, координации действий участников рынка.

Целью АУВЕР является разработка стандартов, правил ведения вексельных операций, направленных на снижение рисков участников и повышение прозрачности вексельного рынка.

Члены-участники Ассоциации имеют определенные преимущества по сравнению с остальными участниками рынка: доступ к методологическим наработкам и информационной базе АУВЕР.

Стандарты АУВЕР – это внутренние документы Ассоциации, которые созданы для предотвращения конфликтных ситуаций на рынке и предписывают соблюдение определенных правил делового оборота в тех или иных ситуациях. Задача состоит в том, чтобы предложить варианты применения норм закона или установить специальные правила, которые не отражены в законах. Таким образом, роль Стандартов состоит в следующем:

- единообразная методологическая основа при построении практики делового оборота;

- источник права при разрешении спорных ситуаций, восполняющих недостающие нормативными актами правила.

Стандарты АУВЕР призваны регулировать спорные правоотношения, возникающие между участником рынка и Ассоциацией, участников рынка между собой.

Участники рынка, вступая в Ассоциацию, дают согласие соблюдать ее устав и стандарты. Если член Ассоциации не соблюдает эти требования, что порождает конфликты на рынке, то решением Общего собрания Ассоциации участник может быть исключен.

При построении практики делового оборота на вексельном рынке применять Стандарт может любое лицо, а не только член Ассоциации, они открыты для ознакомления всем заинтересованным лицам. Некоторые участники используют в своей деятельности только некоторые фрагменты или идеи Стандартов. В этом как раз и состоит принцип добровольности Стандартов Ассоциации, которое демонстрирует саморегулирование на вексельном рынке.

В настоящее время в Ассоциации разработаны и утверждены следующие Стандарты:

1. Стандарт выдачи и погашения векселей (обязательный для исполнения членами АУВЕР) решает проблемы защиты законных интересов векселедержателей и векселедателей, которые существуют в действующем законодательстве по вопросам выдачи, составления и погашения векселей. Данный стандарт устанавливает требования к кредитоспособности векселедателя, к обеспечению по выданным векселям, правила составления и форму бланка векселя.

2. Стандарт передачи векселей (обязательный для исполнения членами АУВЕР). Регламентирует действия сторон, непосредственно относящиеся к актам передачи векселя на вторичных рынках ценных бумаг, и применяется равным образом ко всем сделкам, служащим основанием передачи векселя, в том числе совершающимся в рамках организованной торговли.

3. Стандарт о порядке раскрытия информации о фактах выдачи векселей, о фактах неплатежа по векселям, неакцепта векселей, а также о фактах утраты, хищения и блокирования векселей (1-я часть – рекомендательная, 2 и 3-я части – обязательные для исполнения членами АУВЕР). Его принятие стало значительным шагом в развитии вексельного рынка. В настоящее время на вексельном рынке нет единого общего центра, а также способа предоставления или раскрытия информации по данным вопросам, и поэтому прозрачность рынка невысока. Внедрение этого стандарта, создание технического центра, поддерживающего сбор и распространение информации по данному стандарту, должно стать началом накопления кредитной истории многих векселедателей и вообще кредитной истории российских субъектов рынка. Для целей раскрытия информации АУВЕР специально был создан программный продукт – вексельно-информационная система, возможности которой во многом зависят от стремления участников вексельного рынка оперативно обмениваться доступной им информацией по вексельным сделкам.

4. Стандарт внутреннего учета и документооборота. Стандарт содержит рекомендации по документальному оформлению вексельных сделок, призван обеспечить единообразие политики участников рынка по отражению векселей в учете.

5. Стандарт «Методические рекомендации по экспертизе векселей». Стандарт содержит расширенные рекомендации по проверке векселей на правильность их составления, а также рекомендации по порядку действий в случае возникновения спорного правоотношения, мотивированного дефектом формы векселя или недействительностью обязательств лиц, подписавших вексель.

6. Стандарт депозитарного учета векселей определяет основные принципы построения взаимоотношений между участниками гражданских правоотношений при осуществлении ими операций, связанных с введением депозитарного учета векселей.

7. Стандарт реализации вексельных программ устанавливает единый для всех членов АУВЕР порядок реализации вексельных программ на стандартных условиях, в том числе в целях использования векселей в качестве инструмента заимствования денег на организованном рынке ценных бумаг.

Помимо выработка стандартов для работы на вексельном рынке целью деятельности АУВЕР является развитие инфраструктуры рынка (депозитарной, торговой и расчетной сис­тем); разрешение вексельных споров через институт третейс­кого суда (его функции по договору с АУВЕР выпол­няет Третейский суд при Межбанковском финансовом доме); создание общедоступной информационной базы (составле­ние листингов и «черных списков» недобросовестных участ­ников рынка, рейтинга векселей и вексельных операторов).

1.4. Инфраструктура вексельного рынка и проблемы ее развития

Успешное развитие рынка векселей в РФ во многом сдерживается слабым состоянием инфраструктуры торговли. Мно­гими специалистами признается, что инфраструктура вексельного рынка в настоящее время оставляет желать лучшего. Высокие транзакционные издержки работы на вексельном рынке сдерживают свободный переток денежных средств с других сегментов финансового рынка. По мнению экспертов «то, в каком виде существует рынок векселей сейчас, совершенно не­приемлемо с точки зрения траты сил и энергии людей, ко­торые на нем работают...» [17. С. 18].

Векселя приходится постоянно про­верять, так как возможны подделки бланков и дефекты фор­мы векселя, ошибки в цепочке индоссаментов и т. п. Боль­шой проблемой остается и исполнение обязательств при заключении сделок. Общего правила исполнения обяза­тельств по векселям не существует. А так как стандартной процедуры нет, то постоянно возникает вопрос, кто дол­жен первым осуществлять поставку и платежи; нередко случаются и отказы от уже заключенных сделок.

На вексельном рынке не существует какой-либо торго­вой системы. У операторов довольно популярна «Российс­кая внебиржевая сеть» (РВС), но это сугубо информационная система, не обеспечивающая никаких гарантий.

Отсутствие цивилизованной торговой системы сдержи­вает активность многих операторов вексельного рынка, преж­де всего крупнейших банков, в том числе с иностранным участием.

Разрешению проблемы должна способствовать программа Ассоциации участников вексельного рынка (АУВЕР) «Выпуск векселей на стандартных условиях». Суть программы заключается в следующем [29. С. 14]:

- предприятие-векселедатель (предполагается, что это будут крупнейшие российские промышленные предприя­тия и банки) выпускает серию векселей и регистрирует выпуск в АУВЕР;

- ассоциация проверяет векселя на соответствие век­сельному законодательству и допускает их к обращению;

- выпущенные векселя (т. е. их бланки) помещаются в депозитарий и, по сути, превращается в бездокументарные бумаги, которые могут обращаться на биржевых и внебир­жевых торговых площадках.

Инфраструктура рынка только развивается, благодаря усилиям участников рынка формируются ее элементы, придающие устойчивость всему вексельному рынку.

Внебиржевая Вексельная Система (ВВС), предлагаемая в настоящее время участникам вексельного рынка ИА «Финмаркет», предназначена для обмена в режиме реального времени информацией на внебиржевом рынке векселей, зачетов, тарифов и других долговых обязательств. Система позволяет осуществлять в режиме оn-line доступ к базе данных внебиржевой информации: предложений на покупку/продажу векселей, текстовых сообщений, справочных сведениях о векселях, векселедателях и участниках системы.

В настоящее время ВВС – это огромный массив оперативных данных по векселям, долгам и зачетам в режиме on-line (более 13 000 котировок от более 300 операторов), а также самые последние новости по вексельному рынку, доступ к записям текущего дня и самой большой в России архивной базе ИА "Финмаркет" по внебиржевому рынку векселей, долгов, зачетов, котировки банковских долгов на организованных площадках (МФК-Ренессанс, МФК, РТС, МФД, ИК Регион), процентные банковские векселя, средняя и лучшая доходность внебиржевого рынка векселей, аналитика, нормативные документы, информация по похищенным и утраченным векселям, арбитражная практика и др.

Все компании-участники ВВС заполняют анкеты, на основании которых формируется база данных участников Системы. Ввод котировок в Систему возможен напрямую самим участником или через оператора «Финмаркета». ВВС позволяет заинтересованным инвесторам осуществлять сделки из любой точки страны.

Вексельная система позволяет оперативно следить за состоянием вексельного рынка и предоставляет удобные способы связи с потенциальными партнерами. Уникальность ВВС ИА «Финмаркет» состоит в том, что использование интернет-технологий при ее разработке позволяет пользователям самим со своих рабочих мест выставлять и редактировать заявки на покупку или продажу векселей, а также получать информацию по отдельному эмитенту или региону.

Характеризуя элементы инфраструктуры российского вексельного рынка, следует отметить и информационную систему организованного вексельного рынка (ИС ОВР) ММВБ, созданную по инициативе АУВЕР на технической базе ММВБ.

Одной из причин ее создания стало то, что в России отсутствует организованный рынок векселей, не легализован и удобный корпоративный инструмент денежного рынка (коммерческие бумаги). Многочисленные системы, подобные РВС, НКС-векселя и прочие, представленные на вексельном рынке, представляют собой не более чем в той или иной степени развитые электронные доски объявлений. Между тем, организованный рынок предполагает отбор и классификацию как бумаг, так участников рынка, с точки зрения рисков и стандартных процедур.

Его отсутствие влечет повышенные трансакционные издержки, разнообразные риски и препятствует направлению средств в реальный сектор экономики в целях пополнения оборотных средств. АУВЕР разработала основные принципы организации такого рынка и, вместе с техническим партнером – ММВБ занялось внедрением Информационной вексельной системой.

Информационная вексельная система АУВЕР (ИС ОВР) представляет собой совокупность правил и стандартов, вычислительных средств, программного обеспечения, баз данных, телекоммуникационных средств и другого оборудования, обеспечивающих возможность поддержания, хранения, обработки и раскрытия информации, необходимой для совершения и исполнения сделок с векселями.

В настоящее время в информационной вексельной системе АУВЕР не осуществляется обращение векселей (заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на них). Информационная вексельная система АУВЕР пока лишь является системой информационного обеспечения внебиржевого организованного рынка векселей.

Конечной целью развития ИС ОВР, которую ставят организаторы, является осуществление поставки против платежа на вексельном рынке, путем депонирования векселей в Национальном депозитарном центре (НДЦ) и проведения расчетов через Расчетную палату ММВБ, что позволит сформировать биржевой рынок коммерческих бумаг (наиболее ликвидных векселей).

Считается, что ввод векселей в биржевой оборот по­зволит решить многие проблемы, присущие этому сегменту фондового рынка, и прежде всего обеспечит гарантию ис­полнения сделок и подлинность векселей, что положитель­ным образом скажется на уровне ликвидности и привлечет на рынок новых участников. Разработчики программы так­же говорят об обеспечении снижения трансакционных из­держек, отвечающего интересам инвесторов. Запус­тить такой проект – очень сложная задача, но если проект удастся реализовать, то результат будет очевиден: вексельный ры­нок выйдет на совершенно другой уровень.

Неотъемлемым элементом инфраструктуры вексельного рынка являются профессиональные участники, работающие на нем.

Успех вексельной программы, реализуемой банком или предприятием, в значительной степени зависит от ее финансового консультанта, как правило, профессионального участника фондового рынка. На первых порах именно авторитет компании-оператора на вексельном рынке, который является маркет-мейкером новых векселей, во многом является исходным толчком для "раскрутки" векселедателя. Для организации вторичного рынка компания-консультант может брать на себя обязательства поддерживать двусторонние котировки (на продажу и на покупку), часто она является первым векселедержателем, а в отдельных случаях может авалировать выпущенные векселя. Поэтому роль и ответственность компании профучастника, выводящей на рынок нового векселедателя, весьма велика, и от нее требуется тщательный анализ состояния заемщика, его финансовых потоков, объема и других параметров вексельного займа, чтобы быть уверенной в своевременном погашении векселей, а также убедить в этом рынок. В свою очередь, компания-векселедатель должна быть готовой к тому, чтобы предоставить своему консультанту все необходимые сведения.

В целях повышения эффективности функционирования вексельного рынка и снижения затрат его участников АУВЕР прилагает усилия по развитию инфраструктуры вексельного рынка посредством создания Вексельного депозитария, Расчетной палаты, Организатора торговли и Третейского суда.

Вексельный депозитарий позволит обездвижить обращающиеся векселя, наладить оперативный контроль за вексельными потоками, перейти к технологичным, современным способам поставки векселей. Такая отработанная технология может в будущем быть востребована для решения вопроса о проведении переучетных операций Банком России.

Расчетная палата представляет собой кредитную организацию, осуществляющую в соответствии со специальной лицензией Центрального банка Российской Федерации операции, связанные с расчетами по векселям, в том числе связанные с исполнением требований, вытекающих из прав регресса. Функционирование расчетной палаты позволит минимизировать риски неплатежей по векселям.

Третейский суд при Ассоциации является постоянно действующим и разрешает все категории профессиональных споров, которые могут возникнуть между членами Ассоциации при осуществлении ими деятельности на вексельном рынке.

Основными элементами инфраструктуры вексельного рынка являются:

1. Информационная система. 

Реализация принципа информационной прозрачности и открытости может быть достигнута за счет создания системы сбора, накопления, анализа и распространения информации о векселях, вексельных должниках, о деятельности профессиональных участников вексельного рынка, ее результатах и т.д.

 Для создания полноценной информационной системы прежде всего необходимо:

создать эффективную систему сбора и распространения информации, подлежащей раскрытию; определить состав раскрываемой информации, при этом предусмотреть раскрытие информации о ценах и объемах операций с векселями в торговых системах, а также о протестах по векселям; создать несколько независимых рейтинговых агентств; ужесточить ответственность за непредоставление информации, подлежащей раскрытию, и за предоставление недостоверной информации;

2. Депозитарная система. Основная цель при создании депозитарной системы - оказание услуг по хранению векселей и учету прав держателей в отношении векселей, помещенных на хранение.

Для обеспечения свободного оборота векселей, депонированных в различных вексельных депозитариях, необходимо объединение вексельных депозитариев на основе единого договора в систему, функционирующую согласно правилам единого стандарта, чтобы владельцы векселей имели возможность через свой депозитарий передать вексель контрагенту, находящемуся в другом регионе и обслуживаемому в другом вексельном депозитарии.

3. Торговая система. Это система, позволяющая участникам вексельного рынка совершать между собой сделки купли - продажи векселей через организованную площадку; а также дающая возможность сбора информации о заявках участников на покупку - продажу векселей, информации о состоявшихся сделках.

Торговая система теснейшим образом взаимодействует с депозитарной системой, с Информационной системой и с Расчетной системой.

4. Расчетная система. Это система, осуществляющая денежные расчеты между участниками вексельного рынка, в связи с их обязательствами, вытекающими из сделок купли - продажи векселей друг другу и оплаты векселей (исполнения вексельного обязательства) плательщиками по векселям.

5. Система защиты и обеспечения прав участников вексельного рынка (третейские суды, нотариат, консалтинг и т.п.).

Инфраструктура вексельного рынка находится в стадии своего становления. Стратегической целью развития инфраструктуры является создание единой интегрированной информационно-торговой, расчетно-клиринговой и депозитарной инфраструктуры Ассоциации участников вексельного рынка, которая по замыслу АУВЕР со временем должна “перерасти” в общероссийскую и тем самым объединить сегодняшний сегментированный и разрозненный вексельный рынок в единый, общероссийский.

1.5. Основные риски работы банка с векселями

Использование в обороте векселей сопря­жено с высокой степенью рис­ка. [13. С. 90].

1. Законодательство не устанавливает тре­бований проверки и подтверждения обеспе­ченности векселя. Названная ценная бумага представляет собой передаваемое в упрощен­ном порядке абстрактное, формальное денеж­ное обязательство, обеспечение которого вы­текает исключительно из него самого. В связи с этим существует опасность приобретения так называемого «пустого» векселя.

2. Коммерческие организации имеют воз­можность приобретать права и принимать обя­зательства по векселям без каких-либо законо­дательно установленных ограничений. Поэтому проблемы кредитоспособности векселедателя и обеспечения его векселей являются в основном внутренним делом организации. Контроль за выдачей векселей кредитными организациями осуществляется опосредованно. Процесс выда­чи векселей некредитными организациями не контролируется вовсе. Для них требования к кре­дитоспособности и обеспечению векселей носят рекомендательный характер. В частности, ком­мерческим организациям, заботящимся о своей деловой репутации, рекомендуется при выдаче векселей обеспечить соблюдение показателей структуры баланса, свидетельствующей об их платежеспособности.

3. Взыскание долгов по неоплаченным век­селям через суд связано с предшествующей иску процедурой протеста векселя. Упрощен­ный порядок взыскания долгов (безусловная вексельная сила), существовавший в стране в период НЭПа, законодательством Российской Федерации не предусмотрен.

4. Под выдачей векселя понимается его выход из владения векселедателя при любых обстоятельствах, в том числе против его воли (порок выдачи): при утрате, ошибочной пере­даче, а также в результате хищения. Обстоя­тельства, свидетельствующие о пороке выда­чи векселя, рассматриваются в рамках граж­данского или уголовного права. При этом по обстоятельствам противоправного выхода век­селя из владения векселедателя отвечает лишь лицо, непосредственно к ним причастное.

В соответствии с пунктом 16 Положения о векселе лицо, которое приобрело выбывший из владения (в том числе похищенный или утра­ченный) переводной вексель, рассматривается как законный векселедержатель. Оно обязано отдать вексель лишь в том случае, если приоб­рело его недобросовестно или же, приобретая его, совершило грубую неосторожность.

Обстоятельства противоправного приобре­тения векселя (т.н. порок, имевший место при выдаче) могут быть противопоставлены толь­ко непосредственному виновнику противо­правных действий, но не последующим доб­росовестным приобретателям. Приобретатель векселя обладает презумпцией, в соответствии с которой необходимость доказательства его недобросовестности, если это имело место, лежит на векселедателе или индоссанте.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пле­нума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации приобретатель считается недобро­совестным, если он до или в момент приобре­тения знал о том, что вексель выбыл из вла­дения собственника либо лица, уполномочен­ного распоряжаться векселем, помимо их воли. Грубая неосторожность приобретателя имеет место в том случае, когда приобретатель в силу сложившихся условий оборота должен был знать о факте выбытия векселя из вла­дения собственника либо лица, уполномочен­ного распоряжаться векселем, помимо их воли.

5. Векселедержатель, утративший вексель по тем или иным причинам, лишается вексель­ных прав, в том числе права на получение де­нег по этой ценной бумаге. Гражданско-пра­вовой договор, послуживший основанием для установления вексельных отношений (об оп­лате векселем определенных действий: выпол­нения работ, передачи имущества и пр.), для вексельного права значения не имеет. В дан­ном случае действует положение вексельного права: нет векселя – нет и прав кредитора.

Восстановление прав по утраченному век­селю на предъявителя или признание векселя недействительным производятся в порядке вызывного производства.

Однако в тех случаях, когда утраченный вексель был добросовестно приобретен до от­крытия вызывного производства, его законным собственником остается добросовестный при­обретатель.

6. Еще одна немаловажная проблема зак­лючается в неосведомленности участников вексельных сделок о многочисленных особен­ностях вексельного права. Это обстоятельство нередко используется недобросовестными партнерами (и преступниками), которые умышленно нарушают обязательные требова­ния к юридическому оформлению векселя, приводящие к лишению его вексельной силы по причине «дефекта формы». Это дает им возможность отказаться от выплаты вексель­ной суммы на «законном» основании. Иски о возмещении ущерба векселедержателя в граж­данско-правовом порядке суды при наличии указанных обстоятельств не удовлетворяют.

Вексельный рынок в условиях отсутствия системы раскрытия информации о векселях обладает очень высоким кредитным риском и риском ликвидности. Высокое значение имеют операционные риски, риск утраты, хищения, подделки векселей, которые составляют значительную часть потерь на вексельном рынке, юридический риск и риск мошенничества. Наличие высокой доли проблемных банков в стране обуславливает высокий уровень риска перевода денежных средств.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Дипломная работа (65)

    Диплом
    кая ответственность. Резко возрастает значения финансовой устойчивости объектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: наличия, размещения и использования денежных средств.
  2. Дипломная работа (1)

    Диплом
    1.9. Обязанности работодателей в рамках налогового законодательства по учету сумм начисленных (выплаченных) доходов, начисленных и удержанных сумм налога -39-
  3. Дипломная работа (40)

    Диплом
    Советскую культуру отличали волевой характер, командные интонации в лирике, навязчивая нравоучительность прозы, гигантомания в скульптуре, брутальность архитектуры, которые были адекватным воплощением духа времени и потребностей институтов
  4. Дипломная работа (44)

    Диплом
    Актуальность проблемы. Современная Россия стремительно осваивает политическое разнообразие идеологий и концепций, возникших в послеперестроечный период.
  5. Дипломная работа (47)

    Диплом
    1.9.Понять понимание, почувствовать чувство… Использование игр и упражнений для развития синестезии, творческого воображения, ассоциативности, эмпатии.
  6. Дипломная работа: выполнение и защита методические рекомендации

    Диплом
    Методические рекомендации составлены на основе учебно-методического пособия: Дипломная работа: выполнение и защита. Учебно-методическое пособие / Автор-сост.

Другие похожие документы..