Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Пояснительная записка'
Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме начального образования. Наряду с русским языком он фор­мирует функциональную грамотность,...полностью>>
'Документ'
В целостной проблеме – до сих пор не разрешенной, является ли Шолохов на самом деле автором «Тихого Дона», – автор статьи занимает чисто исследовател...полностью>>
'Закон'
Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда...полностью>>
'Документ'
[b]Саммари:[/b] очередная вариация на тему «Золушки». История одинокого, нелюбимого в семье мальчика, безнадежно влюбленного в «Принца». И вот они с «...полностью>>

Регулирование экономики Украины

Главная > Тезисы
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственное

регулирование

экономики Украины

(тезисы лекций для студентов экономических факультетов высших учебных заведений)

Введение

В условиях перехода экономики Украины к рыночным отношениям многие проблемы экономической жизни общества приходится оценивать и решать по-новому. Более того появляются такие, к решению которых мы приступаем впер­вые. Сегодня в Украине лишь создаются предпосылки для рыночного хозяй­ства.

Становление рыночных отношений в Украине требует, в первую очередь, формирования нового хозяйственного механизма, в котором важнейшая роль отводится государственному регулированию. Это одна из наиболее сложных и важных проблем, которая связана, с одной стороны, со спецификой Украины, а с другой - с особенностями переходного периода.

Определяя роль и место курса «Государственное регулирование экономики Украины» в системе экономических наук, следует отметить следующее. С одной стороны, государственное регулирование экономики - составная часть общей экономи­ческой теории, в которой представлен механизм регулирования экономики как целостной системы, а с другой - он носит ярко выраженный прикладной харак­тер, так как представляет конкретно используемые методы, способы, приемы, рычаги и стимулы для достижения выбора и обоснования целей социально-эко­номического развития государства.

Изучение курса «Государственное регулирование экономики Украины» имеет определенные особенности.

Во-первых, от студентов требуется не только представление, но и тщатель­ный анализ складывающейся системы государственного регулирования эконо­мики.

Во-вторых, изучение этого курса связано с изучением путей совершенство­вания системы государственного регулирования, направленных на удовлетворе­ние потребностей общества, эффективное использование ресурсов.

В-третьих, учитывая, что система государственного регулирования в Украине находится в стадии становления, необходимо обращаться и к опыту государ­ственное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой.

В-четвертых, изучение курса требует обращения к ранее действующей сис­теме государственного регулирования экономики в Украине.

Эти особенности предполагают большую самостоятельную работу студен­тов. Основываясь на экономической теории, политической экономики, курс «Го­сударственное регулирование экономики Украины» конкретизирует основные положения и выводы этих наук применительно к экономике Украины, которая выступает как объект регулирования и изучает действующую систему ее регулирования.

Логика изложения и структура учебно-методического пособия позволяет сту­дентам, изучающим курс, сформировать целостное представление о реально складывающейся системе государственного регулирования экономики Украины переходного к рынку периода на всех уровнях управления.

Учебно-методическое пособие представляет собой тезисы лекций по дис­циплине «Государственное регулирование экономики Украины» для студентов очной и заочной формы обучения. Основное предназначение его - оказать помощь сту­дентам всех форм обучения в самостоятельном изучении предмета, сосредото­чить внимание на наиболее сложных проблемах государственного регулирова­ния.

Учебно-методическое пособие предназначено для эффективной подготовки студентов к экзамену.

Лекция №1. Экономика Украины: тенденции и перспективы развития

План:

  1. Экономика переходного типа.

  2. Тенденции и перспективы развития украинской экономики.

  3. Изменение роли и функций государства в развитии экономики.

Эффективность государственного регулирования экономики зависит прежде всего от адекватного понимания сущности регулируемого объекта – экономики, происходящих в ней сложных, противоречивых процессов. Темпы трансформации экономики Украины в 90-е годы многократно возросли, породив немало сложных проблем регулирования переходной экономики. Необходимо рассмотреть вопросы о содержании экономики переходного типа, новых тен­денциях и перспективах экономической динамики, изменении в связи с этим роли и функций государства и требований к государственным служащим.

1. Экономика переходного типа

Индустриальная экономика. Главной чертой экономических преобразова­ний в развитых странах мира в последней четверти XX в. является трансфор­мация позднеиндустриальной экономики в экономику постиндустриального типа.

Экономика индустриального типа сложилась в конце XVIII — первой по­ловине XIX в. в Англии, а затем и в других развитых странах в результате промышленного переворота. Основные черты экономики индустриального типа:

  • ведущая роль промышленности как основного двигателя экономическо­го роста, что привело к значительному ускорению его темпов;

  • господство капиталистических экономических отношений, частнокапи­талистического уклада во всех отраслях экономики;

  • распространение рыночного механизма на все сферы хозяйственной дея­тельности, формирование национальных, а затем и мирового рынков;

  • вступление в силу механизма цикличной динамики и периодических экономических кризисов;

  • выработка тонких и сложных механизмов рыночного саморегулирова­ния при минимизации вмешательства государства непосредственно в процесс капиталистического воспроизводства;

  • усиление неравномерности в экономическом развитии разных стран, на­растание разрыва между богатыми и бедными странами, эксплуатация горст­кой развитых держав колониальных и полуколониальных стран.

Рост промышленной мощи индустриальных стран Западной Европы и США (с 23,3% мирового промышленного производства в 1750 г. до 85,6% в 1900 г.) был достигнут за счет разрушения и вытеснения промышленного по­тенциала стран третьего мира. и прежде всего Китая и Индии (доля которых упала с 57,3 до 7,9%).

Позднеиндустриальная экономика сформировалась в XX в. как результат вступления заключительную фазу индустриального цивилизационного цикла, резкого обострения противоречий индустриального общества, что выразилось в двух мировых войнах, мировом экономическом кризисе 1929-1933 гг. Позд­неиндустриальная экономика сформировалась в двух вариантах государственно-монополистическом (в либеральной форме - в США, Великобритании, Франции и других странах; в тоталитарно-милитаристской форме — в фа­шистских Германии, Италии, в милитаристской Японии) и государственно-социалистическом (в СССР и других странах, вступивших на путь строительства социализма). Смешанный вариант наблюдался в ряде развивающихся стран — при многоукладной экономике и значительной роли государства.

Отличительные черты позднеиндустриальной экономики:

  • высокий уровень концентрации производства в ведущих отраслях, со­здание индустриальных гигантов и крупных производств, ориентированных на мировые рынки;

  • высокий уровень монополизации собственности, создание транснацио­нальных компаний, оперирующих в глобальных масштабах;

  • доминирующая роль государства в регулировании экономики — в виде сращивания верхушки монополий и ТНК с госаппаратом, госрегулирования по кейнсианским рецептам либо в виде всеобъемлющего государственно-пла­нового хозяйства социалистического варианта;

  • выработка механизмов обеспечения занятости и социальной компенса­ции для беднейших сдоев населения с использованием государства как инстру­мента перераспределения на эти цеди части доходов;

  • милитаризация экономики и создание мощного военно-промышленного сектора, в котором концентрировалась подавляющая часть научно-техничес­ких ресурсов, значительная часть квалифицированного труда и финансовых ресурсов (исключением стала послевоенная Япония);

  • углубление международного разделения труда и создание обширных ин­теграционных группировок (Европейский союз, СЭВ, НАФТА и др.)

Позднеиндустриальная экономика достигла недолгого пика своего развития во второй половине 50-x — первой половине 60-х годов. Но с конца б0-х годов стали все более ощутимыми присущие ей противоречия, которые про­явились в глобальных экономическом, энергетическом и экологическом кри­зисах 1973-1975 гг., а затем в более смягченной форме в кризисах начала 80-х и начала 90-х годов. Тем самым был открыт путь к формированию экономики постиндустриального типа, отдельные черты которой все более отчетливо проступают в тенденциях динамики ряда развитых стран. Хотя время преобла­дания этой экономики скорее всего придет лишь в 10-20-е годы XXI в., уже сейчас можно наметить некоторые ее черты1.

Во-первых, гуманизация экономики. Это проявляется не только в некото­рой ее демилитаризации и в частичной конверсии военно-промышленного сектора, повышении доли потребительского сектора, производящего товары и услуги для населения, но и в изменении роли человека в производстве: он перестает быть винтиком индустриальной машины, становится творцом, воз­растает роль его творческих способностей, квалификации, предприимчивости. Да и само производство становится более гибким, диверсифицированным, чутко реагирующим на изменения потребностей и спроса населения, и в то же время более наукоемким, сложным, опирающимся на достижения интеллекту­ального сектора экономики (наука и научное обслуживание).

Во-вторых, деконцентрация производства, уменьшение доли и роли про­мышленных гигантов, возрастающее значение малых и средних предприятий, гибко реагирующих на изменения спроса и инновации, обеспечивающих заня­тость высвобождающихся из крупных производств и военных предприятий работников, создающих простор для проявления личной инициативы и пред­приимчивости (хотя ключевые позиции остаются у монополий и транснациональных корпораций).

В-третьих, деэтатизация собственности, приватизация многих предпри­ятий государственного сектора и существенное уменьшение его доли (при сохранении решающей роли в некоторых стратегических и социокультурных отраслях). Это не означает, что государство вообще уходит из экономики — по данным Всемирного банка, совокупные государственные расходы составляют около половины валового внутреннего продукта (ВВП) в развитых странах, а расходы центрального правительства — более четверти ВВП развивающихся стран. Однако меняются формы и методы воздействия государства на эконо­мические процессы. Резко уменьшилась доля госсобственности в постсоциалистических странах: если в 1990 г. в государственном секторе экономики Украины было занято 82,6% работников, то в 1996 г. в государственных и муни­ципальных предприятиях и организациях работали 37% занятых. Постинду­стриальная экономика будет носить многоукладный характер при сочетании го­сударственного, частнокапиталистического и мелкотоварного укладов. Ее нельзя отнести ни к социалистической, ни к капиталистической экономике.

В-четвертых, постиндустриальная экономика носит социально-рыночный характер. С одной стороны, здесь сохраняется простор для действия рыночных механизмов, конкуренции, стремления к прибыли, предприимчивости, что по­буждает многочисленных агентов экономической деятельности улучшать ка­чество производимых товаров и услуг, расширять и обновлять их ассорти­мент, снижать издержки, осваивать инновации. С другой стороны, существует значительный сектор нерыночных услуг, где государство берет на себя заботу о развитии фундаментальной науки, охране окружающей среды, социальной поддержке детей, больных, инвалидов, пенсионеров, развитии общедоступно­го образования, здравоохранения, культуры. Государство осуществляет анти­монопольное и валютно-финансовое регулирование с помощью прогрессив­ной шкалы налогов разных групп населения.

В-пятых, развивающийся процесс экологизации экономики, включающий относительное (а затем и абсолютное) уменьшение объема природных ресур­сов, вовлекаемых в производство, сокращение вредных выбросов в окружаю­щую среду, использование экологически безопасных технологий. Осуществля­ются национальные и международные меры по уменьшению теплового загряз­нения планеты, сокращению загрязнения океана, предотвращению экологи­ческих катастроф и преодолению их последствий.

В-шестых, характерной чертой постиндустриальной экономики является ее глобализация — ускоренное развитие интеграционных процессов, переход к партнерству стран и локальных цивилизаций в решении общих задач, посте­пенное сокращение чрезмерного разрыва между богатыми и бедными страна­ми. Мировой рынок все в большей мере регулируется наднациональными нор­мами, обеспечивающими равноправные условия для конкуренции и защиту интеллектуальной собственности. Проводятся совместные ограничения все­властия транснациональных корпораций в защиту прав потребителей.

Таковы лишь некоторые важнейшие тенденции формирования постиндустриальной экономики, которые будут все более отчетливо проявляться сначала в развитых, а затем в других странах по мере становления постиндустриаль­ного общества.

Переходная экономика. Экономика постиндустриального периода не может сформироваться сразу в завершенном виде. Процесс становления новой мировой цивилизации в своем эпицентре занимает несколько десятилетий, а на периферии — гораздо дольше. Поэтому в течение длительного времени можно говорить об экономике переходного типа, в которой сочетаются, пере­плетаются, противоборствуют элементы индустриальной и постиндустриаль­ной экономики, с постепенным наращиванием доли и роли последней. Для переходной экономики характерны следующие основные черты:

1) кризисное состояние экономики, падение темпов роста производства или экономический спад, рост безработицы и цен, потрясения, неустойчивость в финансово-кредитной сфере, снижение эффективности воспроизводства и па­дение уровня жизни значительных слоев населения. Это обусловлено болез­ненной сменой технологического и экономического способов производства, социально-политическими потрясениями, противоборством экономических укладов, ростом профессиональной некомпетентности работников, чьи знания и навыки оказываются малопригодными для эффективной работы в принци­пиально новых условиях;

2) усиление неустойчивости экономики, нарастание темпов перемен. Про­исходит переход от одного состояния равновесия к другому — через период хаотических перемен, к которым часто не успевают приспособиться государст­во, деловые люди, работники. Система на какое-то время становится дезорга­низованной. Существенные сдвиги в структуре экономики, на которые прежде требовались десятилетия, теперь осуществляются за годы, а то и месяцы, амплитуда колебаний экономической динамики учащается и возрастает. Резко увеличивается доля населения, страдающего от глубокой трансформации эко­номики, теряющего в реальных доходах, а то и оказывающегося выброшен­ным за борт. Нарастает социальная дискомфортность, напряженность, которая иной раз приводит к конфликтам. Лишь к концу переходного периода эти про­цессы смягчаются, формируется новая устойчивость;

3) резкие изменения в положении стран в мировой экономике, их доле на мировой рынке, в мировом промышленном производстве. Ускоряются темпы международной миграции капитала и труда. Распадаются одни интеграцион­ные группировки, возникают новые, меняются лидеры экономического про­гресса, центры притяжения капитала. Однако и здесь наблюдается неустойчи­вость, что подтвердил острый финансовый кризис в странах Юго-Восточной Азии, до того считавшихся эталоном ускоренного экономического роста и процветания.

Эти черты переходной экономики неодинаковы по группам стран. В разви­тых странах трансформация экономики происходит сравнительно плавно, менее болезненно, хотя и здесь наблюдается углубление периодических эконо­мических кризисов, небывалый ранее уровень безработицы. В большинстве развивающихся стран волны переходного периода обрушились на отсталую, однобокую экономику, что усилило кризисные явления и нищету большинства населения. В то же время выделилась группа развивающихся стран, где наблю­даются ускоренные темпы экономического роста.

Для Украины и других стран СНГ общие трудности трансформации эконо­мики усугубляются дополнительными факторами:

  • сменой модели экономики, отказом от социалистического планового хо­зяйства и переходом к стихийно-рыночному, стремительным первоначальным накоплением капитала и уходом его в теневую экономику и за рубеж;

  • распадом СССР и СЭВ, разрывом складывавшихся десятилетиями интег­рационных связей, уходом с освоенных рынков и сокращением их масштабов, потерей конкурентоспособности продукции;

  • обвальной демилитаризацией экономики, сокращением в десятки раз оборонных заказов, разрушением высокотехнологичного военно-промышлен­ного сектора, технологической деградацией экономики;

  • чрезмерной открытостью экономики для западных монополий и транс­национальных корпораций, потерей Украиной более половины внутреннего рынка и почти половины доли в мировом экспорте для отечественных товаропроизводителей;

  • крайним ослаблением роли государства в регулировании экономических процессов и защиты отечественных товаропроизводителей, высокой коррум­пированностью чиновников, низкой компетентностью нового слоя политичес­кой элиты. Все это привело к резкому ухудшению показателей экономики Украины и других стран СНГ и их положения в мировой экономике (табл.2.).

Таблица 2

Макроэкономические показатели по группам стран.1

Страны

ВВП на душу

населения (среднегодовой

прирост в 1985-1995гг.).%

ВВП на душу населения, оценка по ППС

шу населения

оценка по ППС

США=100

В текущих международных долларах

1987г.

1995г.

1995г.

Страны СНГ

Россия

-5,1

30,9

16,6

4480

Украина

-9,2

20,7

8,9

2400

Белоруссия

-5,2

26,3

15,6

4220

Узбекистан

-3,9

12,6

8,8

2370

Казахстан

-8,6

24,2

11,2

ЗОЮ

Киргизия

-6.9

13,6

6,7

1800

Таджикистан

12,1

3,4

920

Грузия

-17,0

28,1

5,5

1470

Азербайджан

-16,3

21,8

5,4

1460

Армения

-15,1

25,4

8,4

2260

Страны Восточной Европы

Болгария

-2,6

23,4

16,6

4480

Румыния

-3,8

22,2

16,2

4360

Польша

1,2

21,5

20,0

5400

Словакия

-2,8

17,6

13,4

3610

Чешская Республика

-1,8

44,9

36,2

9770

Развитые страны

США

1,3

100

100

26980

Япония

2,9

75,3

82,0

22110

Германия

...

...

74,4

20070

Франция

1,5

77,5

78,0

21030

Англия

1,4

72,0

71,4

19260

Италия

1,8

72,5

73,7

19870

Страны

ВВП на душу населения

(среднегодовой прирост в 1985-1995 гг.),%

ВВП на душу населения оценка по ППС

США=100

В текущих

международных

долларах 1995г.

1987г.

1995г.

Новые индустриальные страны

и Китай

Южная Корея

7,7

27,3

42,4

11450

Сингапур

6,2

56,1

84,4

22770

Гонконг

4,8

70,7

85,1

22950

Таиланд

8,4

16,2

27,9

7540

Китай

8,3

6,3

10,8

2920

Развивающиеся страны

Индия

3,2

4,4

5,2

1400

Пакистан

1,2

8,4

8,3

2230

Египет

1,1

14,3

14,2

3820

Индонезия

6,0

9,8

14,1

3800

Алжир

-2,4

26,5

19,6

5300

Турция

2,2

20,4

20,7

5580

Эфиопия

-0,3

2,0

1,7

450

Танзания

1,0

2,6

2,4

640

Бразилия

-0,8

24,2

20,0

5400



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Административное право Украины (2)

    Документ
    Изучение курса административного права имеет основополагающее значение для подготовки будущих юристов, поскольку этот курс, во-первых, принадлежит к циклу фундаментальных учебных дисциплин в программе юридического высшего образования;
  2. Административное право украины (1)

    Учебник
    Картузова И. А. — канд. юрид. наук, доцент — раздел V; Гуревский В. К. — канд. юрид. наук, доцент — глава 29; Ярмаки X. П. — канд. юрид. наук, доцент — глава 31.
  3. Административное право украины (3)

    Учебник
    В учебнике «Административное право Украины», который включает Общую и Особенную части, изложены основные теоретические положения административного права с учетом научных достижений в данной области, изменения действующего законодательства,
  4. А. М. Глущенко в. В. Деньги и кредит допущено Департаментом мвд украины по работе с персоналом как учебник

    Учебник
    «Деньги и кредит» - теоретический курс, состоящий из трех блоков: денежного, кредитного и банковского. Изучение общетеоретических вопросов необходимо для решения конкретных проблем развития денежно-кредитной системы страны в современных
  5. Инвестиции и структура экономики Украины

    Документ
    investio – одеваю) означает вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей1. Различают финансовые (покупка ценных бумаг) и реальные инвестиции (вложения капитала в промышленность, сельское хозяйство, строительство, образование и др.

Другие похожие документы..