Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
11:30 - Экскурсия в Национальный парк «Беловежская пуща»: Белая Вежа, посещение музея, вольеры. Посещение Поместья Деда Мороза: «Скарбница»-хранилище ...полностью>>
'Сочинение'
Мы живем так часто для себя, что делаемся близорукими и проходим со своими горестями мимо чужих скорбей, не понимая, что «делить свое горе – это его ...полностью>>
'Документ'
ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? В. Маяковский Жизнь Владимира Владимировича Маяковского началась знаменательное для России время...полностью>>
'Документ'
не менее чем три работника заявителя, обеспечивающие безопасное выполнение работ по возведению сооружений в морских и речных условиях из природных и ...полностью>>

Д. С. Береговцова кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Полоцкого государственного университета

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Учреждение образования

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Интеграция государств постсоветского пространства в рамках Содружества Независимых государств: правовые и организационные аспекты

Брест 2011

Учреждение образования

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Интеграция государств постсоветского пространства в рамках Содружества Независимых государств: правовые и организационные аспекты

Сборник материалов

региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и магистрантов

3 ноября 2011 года

Брест 2011

УДК

ББК

Р

Рекомендована редакционно-издательским советом

БрГУ им. А.С. Пушкина

Рецензенты:

кандидат юридических наук, доцент,

заведующая кафедрой теории и истории государства и права

Д.С. Береговцова

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Полоцкого государственного университета

Савчук В.В.

Редакционная коллегия:

кандидат юридических наук, доцент

Д.С. Береговцова

кандидат исторических наук, доцент

А.А. Загорнов

преподаватель кафедры теории и истории государства и права

О.Я. Сливко

преподаватель кафедры теории и истории государства и права

Е.А. Марчук

Региональная политика государств Восточной Европы : сб. материалов V респ. Афанасьевских чтений, Брест, 4 февраля 2011 г. / Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина; [редкол.: О.В. Бреский, А.А. Загорнов, С.А. Цюга и др.]. – Брест : Изд-во БрГУ, 2011. – 247 с.

ISBN

В сборник вошли материалы региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и магистрантов «Интеграция государств постсоветского пространства в рамках содружества независимых государств: правовые и организационные аспекты», которые состоялись на юридическом факультете Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина 3 ноября 2011 года.

Материалы могут быть использованы преподавателями вузов, научными работниками, аспирантами и студентами высших учебных заведений и всеми, кто интересуется системой права.

УДК

ББК

ISBN

Д.С. Береговцова

©Оформление БрГУ им. А.С. Пушкина

ПРЕДИСЛОВИЕ

Вашему вниманию, уважаемый читатель, представляется сборник региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и магистрантов, проводимая юридическим факультетом БрГУ им. А.С. Пушкина в текущем году по теме «Интеграция государств постсоветского пространства в рамках содружества независимых рамках содружества независимых государств: правовые и организационные аспекты».

Заведующая кафедрой

теории и истории государства

и права Береговцова Д.С.

Пленарные доклады

Л.П. Матюшков, Д.А. Петрукович

г. Брест УО «БрГУ им. А.С. Пушкина»

Проблемы расширения экономической интеграции в рамках СНГ

Уже минуло почти 20 лет со дня образования Содружества Независимых Государств (СНГ). Одной из целей его образования было содействие цивилизованному образованию на базе бывших союзных республик независимых государств и сохранение между ними культурных и экономических связей. Первая часть задачи была быстро решена, есть значительные успехи в сохранении культурных связей, однако до сих пор не устранено ряд препятствий на пути экономической интеграции стран – участниц.

Ожидание второй волны мирового финансово – экономического кризиса уже негативно влияет на все страны СНГ с их экспортно-ориентированными производствами, так как многие из таких производств в бытность СССР автоматически на его просторах находили сбыт продукции, а сейчас они испытывают трудности в сбыте продукции, так как внутренний рынок не обеспечивает необходимого количества продаж, чтобы поддерживать даже их рентабельность. Наступающий мировой кризис создает дополнительные предпосылки для закрытия таких производств, увеличению безработицы и проникновению аналогичных более дешевых зарубежных товаров и превращению этих стран в дешевых поставщиков сырья.

В этих условиях необходимо укрепление старых экономических связей на договорной основе между всеми странами СНГ с учетом их национальных интересов.

Ближе других к решению этой задачи находится сфера науки и инноваций. Нобелевский лауреат Жорес Алфёров считает, что именно СНГ дает возможности поддерживать взаимоотношения и укреплять сотрудничество. Наука может оказаться тем общим звеном, через которое усилится основа для модернизации экономик всех стран и проведение совместных инновационных проектов, так как в одиночку трудно противостоять лидерам в области новых технологий (США, Япония, Германия) [1]. Расширение сотрудничества в этой области может, например опираться на опыт России и Республики Беларусь по выполнению различных научно – технических программ. В частности значительный интерес для всех стран СНГ представляет опыт создания современных технологий и оборудования для производства полимерных и композиционных материалов, химических волокон и нитей, суперкомпьютеров, аэрокосмические исследования для управления природными ресурсами, в которых задействованы в качестве активных участников ряд институтов Национальной академии наук, вузов и предприятий Беларуси, а также Академии наук России.

Однако подключение других стран СНГ к инновационным программам требует тщательной проработки правовой базы такого сотрудничества. Камнем преткновения являются вопросы использования интеллектуальной собственности странами – участницами, правовое положение совместно созданных объектов с позиций собственности, право продажи в третьи страны результатов, и другие.

К сожалению разноуровневость развития промышленности и сельского хозяйства в странах СНГ делает более реальным сотрудничество на уровне отдельных предприятий. Однако в правовом плане вырисовывается необходимость развития общих механизмов выполнения такого сотрудничества с обеспечением защиты рынка стран СНГ по отношению к другим участникам. Например, общее признание действия сертификатов на территории СНГ, хотя бы для отдельных групп товаров (сельхозпродукция, лекарственные средства и др.).

В первую очередь Россия, Казахстан и Беларусь должны показать на живых примерах эффективность присоединения других стран к таможенному союзу с последующим общим переходом в единое экономическое пространство и создать преференции для стран, решивших готовится к вступлению в него и другим странам СНГ, стремящимся укрепит общий рынок СНГ, как некий противовес рынку ЕС.

Одной из сложнейших проблем в таможенном союзе является переход к полноценному функционированию предприятий России, Казахстана и Беларуси в примерно равных условиях хозяйствования.

Эта проблема очень тяжело разрешима по ряду причин:

- медленно урегулируются вопросы о равных ценах на энергоносители, материалы, транспортирование грузов и т.п. для всех субъектов хозяйствования;

- второй важной причиной является различие законодательной и налоговой базы в странах таможенного союза, что затрудняет создание равных условий хозяйствования для предприятий, в особенности малых.

Более того общее таможенное пространство породило еще и специфическую проблему, связанную с выравниванием цен на потребительские товары и оплату рабочей силы, так как более высокие возможности их оплаты в других государствах таможенного союза ведут к постепенному оттоку хороших специалистов и товаров.

Их отток не безобиден, так как другое государство без затрат получает уже успешно работающего специалиста, а на его родине для восполнения потери нужно нести новые затраты.

По-видимому необходимо соглашение между странами о компенсации затрат за полученных специалистов. Ведь такой механизм уже давно действует в игровых видах спорта.

Относительно всех стран СНГ по-видимому реально создать правовую базу о создании совместных производств на основе лицензирования так как в этой области имеются соответствующие наработки и такая продукция как правило удовлетворяет стандартам ISO.

Примером могут служить совместные производства Белоруссии и России по выпуску сельскохозяйственной техники, розлив по лицензии винодельческой продукции с сохранением торговых молдавских марок, выпуск белорусских тракторов в Украине и ряд других.

Правого регулирования требует и использование общих структур стран СНГ и таможенного пространства по созданию в первую очередь крупных товаропроводящих сетей на мировых рынках под общими брендами.

Создание справедливого ценообразования для лекарств, групп потребительских товаров в рамках СНГ, невозможно без единой системы требований к ним, образования общей системы их сертификации в аккредитованных всеми странами по определенным группам объектов центрам. Необходимость такой меры назрела, так как растет поток фальсифицированных лекарств, резко ухудшается качество многих продуктов при росте цен на них. Необходимо возвратить систему общих стандартов. Горькую улыбку вызывают у многих граждан выпускаемые колбасные изделия практически без содержания мяса, хитрые названия подсолнечного масла и других продуктов с некими добавками, которые никак не контролируются, молочные напитки называются молоком и т.д.

По состоянию на сегодня принят лишь общий стандарт 10-ю странами СНГ по терминологии в области инноваций [2]. Естественно, что такая работа должна развиваться дальше, опираясь на стандарты стран СНГ и ЕС, чтобы обеспечить общей документацией в первую очередь товары, обращающиеся на территории нескольких стран СНГ, что позволит иметь хорошую продукцию на рынках стран СНГ и успешно выходить на мировые рыки.

Литература:

1. Матюшков, Л.П. Проблемы развития инновационной экономики. Конкурентоспособность региональной экономики: проблемы и перспективы развития: Сб. материалов межвузовской научно – практич. конф., Брест, 25 ноября 2010 – Брест: БрГУ,2010 с 3-6.

2. Евразийский Совет по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС). Межгосударственный стандарт ГОСТ 31279 – 2004 «Инновационная деятельность. Термины и определения» Минск: Белгосстандарт. 2005 – 12 с.

Ж.А. Яковук

Брест, БрГУ имени А.С. Пушкина

Научный руководитель: Береговцова Д.С., зав. кафедрой теории и истории государства и права, кандидат юридических наук

ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: ОБРАЗОВАНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации – межгосударственный договор о создании единого таможенного пространства, подписанный Россией, Белоруссией и Казахстаном.

Еще в 1995 году руководители России, Белоруссии, Казахстана, а чуть позже – Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, подписали первый договор о создании Таможенного союза, который впоследствии трансформировался в ЕврАзЭС.

Современный договор между Беларусью, Казахстаном и Россией о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза был подписан в городе Душанбе 6 октября 2007 года.

28 ноября 2009 года встреча Д. А. Медведева, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаева в Минске ознаменовала собой активизацию работы по созданию на территории России, Беларуси и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства. В этот период был ратифицирован ряд важных международных соглашений по Таможенному союзу. Всего за 2009 год на уровне глав государств и правительств были приняты около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза.

С 1 января 2010 года Таможенным Союзом управляет наднациональный орган – Комиссия Таможенного союза. Этот факт является исключительно позитивным, так как до настоящего времени не удавалось сформировать наднациональные органы на постсоветском пространстве. Комиссии переданы полномочия трех стран в сфере таможенно-тарифной политики, в частности утверждение ставок пошлин. Для принятия решений необходимо получить две трети голосов. Россия имеет около 60% голосов, у Беларуси и Казахстана – по 20%. Весной 2010 года между руководствами стран-участников начались разногласия, и 28 мая председатель правительства России В. В. Путин объявил о том, что союз начнет действовать без участия Белоруссии.

После получения официального подтверждения со стороны Белоруссии в июне 2010 года, таможенный союз будет запущен в трехстороннем формате вступлением в силу Таможенного кодекса трех стран.

С 1 июля 2010 года новый Таможенный кодекс стал применяться в отношениях между Россией и Казахстаном, а с 6 июля 2010 – в отношениях между Россией, Белоруссией и Казахстаном.

По оценкам специалистов, создание Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России позволит стимулировать экономическое развитие и может дать дополнительно 15 % к ВВП стран-участниц к 2015 году.

1 апреля 2011 года на границе России и Белоруссии отменен транспортный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза. 1 июля 2011 года на границах Белоруссии, России и Казахстана отменен таможенный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза. С этого же времени отменены ранее действовавшие ставки таможенных пошлин на ввоз автомобилей физическими лицами, юридические лица претерпела такие изменения еще в начале 2010 года.

Россия от создания Таможенного союза может получить прибыль в размере около $400 млрд., а Беларусь и Казахстан – по $16 млрд. к 2015 году. Полное использование потенциала Таможенного союза может привести к сокращению сроков перевозки грузов из Китая в Европу примерно в 4 раза. Интересен тот факт, что образование Таможенного союза предполагает открытость рынков России, Беларуси и Казахстана друг для друга, но это невозможно в связи с проблемами контрабанды китайских товаров через Киргизстано-Казахскую границу.

На данный момент Комиссия Таможенного союза стремится урегулировать данный вопрос. В связи с чем в конце сентября текущего года главами таможенных органов стран-участниц Союза был подписан договор, согласно которому три страны будут вести единую статистику по перемещению через границу Таможенного союза товаров из Китая. В частности, была утверждена номенклатура этих товаров и способы их учета.

Кроме этого остается открытым вопрос о возможностях формирования полноценного Единого экономического пространства при наличии огромных диспропорций в экономическом и социальном развитии государств-членов Таможенного союза. К примеру, экономика Республики Беларусь меньше российской почти в 40 раз.

Появление Таможенного союза вызвало озабоченность Евросоюза. В рамках европейской программы «Восточное партнерство», а Республика Беларусь принимает участие в данной программе, продекларировано создание зоны единой торговли с Евросоюзом, что может оказать негативное влияние на функционирование Таможенного союза и создание Единого экономического пространства.

В настоящее время, не завершив полноценное формирование Таможенного союза, страны-участницы переходят к созданию Единого экономического пространства, что представляет серьезную проблему для партнеров по Таможенному союзу. Для входа в Единое экономическое пространство необходимо запустить несколько десятков соглашений, ряд из которых, в частности, в области макроэкономического регулирования или в сфере унификации (согласования на высоком уровне) финансовой политики.

Особенно тяжело переход к Единому экономическому пространству может сказаться на экономике Республики Беларусь, где государственный сектор составляет более 75%, весь крупный бизнес работает под контролем государственных структур. Переход на четыре свободы перемещения товаров, труда, услуг и капитала в рамках Единого экономического пространства грозит белорусской экономике серьезными изменениями и перестройками.

Единое экономическое пространство должно быть создано на территории России, Белоруссии и Казахстана к 1 января 2012 года. В полной мере интеграционные соглашения Единого экономического пространства начнут работать с июля 2012 года. Однако уже на сегодняшний день имеют место опасения, что указанные даты будут изменены. В частности, 22-23 сентября в Алма-Ате на собрании комиссии Таможенного союза по подготовке табачного техрегламента казахская сторона отказалась даже обсуждать вариант текста, согласованного представителями России и Белоруссии. Казахстан настаивает на безоговорочном принятии собственного варианта. Это ставит под угрозу уже обозначенные сроки создания единого экономического пространства стран Таможенного союза, так как для того, чтобы механизм заработал, необходимо принятие всех межгосударственных техрегламентов.

Украине, экономические отношения с которой с 2004 года сильно пострадали, также было предложено вступить в таможенный союз, однако украинское правительство отклонило это предложение. Хотя, по оценке комиссии Таможенного союза, Украина от участия в Таможенном союзе могла бы получить за 10 лет дополнительно 100 миллиардов долларов в бюджет. Подключение Украины к единой таможенной территории автоматически дало бы улучшение условий торговли для украинских предприятий и позволяет полностью сбалансировать торговый баланс

На данный момент Украина находится в положении неопределенности – выбрать Таможенный союз или зону свободной торговли с Евросоюзом. С 1 января 2012 года начинает действовать Единое экономическое пространство, и если Украина в него не вступит, ей придется платить пошлины 10,5%, как и всем. Европа со своей стороны заявила, что если Украина вступит в Таможенный союз, ей придется забыть о зоне свободной торговли с Евросоюзом (и это оправданно, Европа не хочет терять рынок в 45 млн. человек).

Сравним предложение Европы и Таможенного союза. Кабинет Министров Украины указывает, что участие Украины в Таможенном союзе даст ей от $ 6 до 9 млрд. в год (Украина только на отмене экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты выигрывает $ 3,5 млрд. в год – 30 млрд. гривен). Европа никаких цифр, формул и моделей не предоставляет в отношении Украины, однако по оценкам украинских институтов зона свободной торговли с Европой для Украины будет только проигрышем. По их мнению, Украина будет терять 5,3 млрд гривен в год. Нет смысла принимать заведомо убыточный для страны вариант, поэтому Украина оттягивает решение, тем более, что в самом составе Таможенного союза намечаются изменения.

26 июля 2010 года президент Сирии Башар Асад выразил интерес Сирии о создании зоны свободной торговли с Таможенным союзом России, Казахстана и Беларуси. В октябре 2011 года ранее начатые переговоры о присоединении Сирии к Таможенному союзу были продолжены, был разработан проект договора о создании зоны свободной торговли.

Президенты Киргизии и Таджикистана на саммите ЕврАзЭС-2010 в Астане заверили, что их страны изучают возможность вступления в Таможенный союз.

8 августа 2011 года глава Киргизии заявила о вступлении в Таможенный союз, а в середине октября Главы стран Евразийского экономического сообщества приняли решение о присоединении Киргизии к Таможенному союзу. В настоящий момент создается рабочая группа по этому вопросу, затем правительство Киргизии планирует представить свои предложения по плану присоединения, и после назначения председателя рабочей группы она приступит к работе.

Интеграционное объединение Киргизии с Таможенным союзом обеспечит расширение рынка, позволит привлечь прямые капиталовложения из-за рубежа, будут создаваться и условия для свободного передвижения рабочей силы. Вступление Киргизии в Таможенный союз автоматически переместит таможенный контроль с границы между Киргизией и Казахстаном на Киргизстано-Китайскую границу, что позволит установить более жесткие меры контроля за теневым перемещением китайских товаров, это даст шанс для развития киргизского малого и среднего бизнеса, испытывающего острую конкуренцию со стороны дешевых китайских товаров.

Подводя итог, можно заметить, что Таможенный союз сформировался достаточно быстро и многие вопросы его деятельности еще не урегулированы, а между тем государства-партнеры по Таможенному союзу уже начали работы по переходу к Единому экономическому пространству, что приведет к глобальным изменениям в их экономике – причем еще неизвестно положительными либо отрицательными будут данные изменения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Списо к изданий, статей и тезисов докладов юридического факультета за 2004 год

    Доклад
    Издательство, которое издало книгу. Для статей – наименование журнала (сборника) и его номер и год выпуска. Для тезисов доклада – название сборника и конференций
  2. Программа симпозиума 22 сентября, четверг

    Программа
    Барнаков Ч.Н., Хохлова Г.П., Ефимова О.С., Исмагилов З.Р. - Изменение реакционности углеродных материалов в зависимости от структурных особенностей и присутствия неорганических добавок
  3. С. С. Кутателадзе Сибирского отделения ран, Новосибирский государственный технический университет, Новосибирский государственный университет программа (1)

    Программа
    1615 Технология использования механоактивированных углей микропомола на объектах теплоэнергетики для замещения жидкого и газообразного топлива» (инновационное предложение).
  4. С. С. Кутателадзе Сибирского отделения ран, Новосибирский государственный технический университет, Новосибирский государственный университет программа (2)

    Программа
    1530 Технология использования механоактивированных углей микропомола на объектах теплоэнергетики для замещения жидкого и газообразного топлива» (инновационное предложение).
  5. Научная программа 4 сентября, четверг Конференц-зал 09. 00 Открытие конференции пленарная лекция 09. 10 Пл-1

    Программа
    09.10 ПЛ-1Петьков В.И., Суханов М.В., Ермилова М.М.1, Орехова Н.В.1, Терещенко Г.Ф.1Разработка и создание композитных мембранных катализаторов на основе фосфатов и молибдатов каркасного строенияНижегородский государственный университет,

Другие похожие документы..