Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Статья'
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти су...полностью>>
'Статья'
желая заключить Конвенцию с целью избежания двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход и кап...полностью>>
'Документ'
Поскольку некоторые из них сосуществовали друг с другом (например, Сун, Ляо и Цзинь) в течение некоторого времени, не всегда соблюдается хронологичес...полностью>>
'Документ'
Автор перевода и Издатель благодарят пана Януша ОДРОВОНЖ-ПЕНЁНЖЕКА, директора Музея литературы в Варшаве, а также пана Войцеха ХМУЖИНСКОГО, хранителя...полностью>>

Рабочая программа дисциплины «история государства и права зарубежных стран» Рекомендуется для направления подготовки: 030900 Юриспруденция

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ

И ФИНАНСОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

Рекомендуется для направления подготовки:

030900 Юриспруденция

Квалификация выпускника - бакалавр

Санкт-Петербург

2011 год

1. Цели и задачи дисциплины

Основные цели изучения данной дисциплины состоят как в изучении исторических принципов юридического знания, что закладывает основы понимания современной государственно-правовой действительности, так и в возможности продемонстрировать, как в процессе возникновения и развития права происходит поэтапное познание государственно-правовых институтов зарубежных стран.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • научить студентов историческому подходу при изучении теории, истории права и отраслевых юридических дисциплин, а также в повседневной юридической практике.

  • выявить закономерности и особенности исторического движения и функционирования государства и права;

  • объяснить значение понятийного и категориального аппарата истории государства и права зарубежных стран;

  • изучить истории государства и права Древнего Востока, Древней Греции и Рима, европейского средневековья, проблемы возникновения и развития буржуазного права стран западной Европы и Америки, типологию основных правовых систем современности.

  • сформировать способность к аналитическому мышлению, которое должно проявляться в интерпретации памятников права.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относиться к Профессиональному циклу, входит в ее Базовую часть.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента формируются на основе программы среднего (полного) общего образования.

Студент должен:

  • стремиться познать предмет исследования, воспринимать обучение в вузе как свою главную трудовую деятельность;

  • понимать основное содержание дисциплины по знакомым опорным словам, интернациональной лексике, выделять главную и второстепенную информацию;

  • уметь логически мыслить, уметь сформулировать основную идею, кратко изложить содержание прослушанной лекции или прочитанного текста;

  • владеть основами публичной речи; уметь делать сообщения и доклады на заданную тему по истории государства и права, используя материалы оригинальных монографий и научные статьи из периодических изданий;

  • иметь навыки работы с библиотечными фондами (составлять библиографическое описание) и компьютерными программами (быть активным пользователем), пользоваться отраслевыми словарями и справочниками;

  • знать в пределах школьной программы хотя бы один иностранный язык; совершенствоваться в изучении языков, чтобы в дальнейшем процессе обучения использовать материал на иностранном языке для написания курсовых работ или диплома;

  • знать из курса истории и обществознания основные исторические этапы становления и развития государства и права в РФ и других государствах.

Дисциплина является предшествующей для дисциплин:

  • История политических и правовых учений

  • Конституционное право зарубежных стран

  • Международное публичное право

  • Сравнительное правоведение

3. Требования к результатам освоения дисциплины

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций.

    Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

  • достаточным культурным уровнем для того, чтобы воспринимать общечеловеческие правовые идеалы и ценности и чтобы адекватно соотносить полученными при изучении дисциплины сведения со знаниями, почерпнутыми из других источников познания права (ОК-1);

  • активным усвоением содержания предмета и использование его в повседневной и профессиональной деятельности (ОК-2);

  • культурой поведения, в частности умением строить отношения в коллективе (ОК-3);

  • способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

  • научиться составлять специальные, профессионально ориентированные компьютерные программы (ОК-5);

  • углубленным изучением тех государственных и правовых институтов, которые востребованы в современной юриспруденции, политической и социальной сферах общества (ОК-6).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в нормотворческой деятельности:

  • способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

  • способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

  • способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

  • способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

  • способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

в правоохранительной деятельности:

  • способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

в экспертно-консультационной деятельности:

  • способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

в педагогической деятельности:

  • способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

  • способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

  • способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

В результате изучения дисциплины студент должен:

    Знать: основные исторические этапы и закономерности становления и развития государства и права Древнего мира, Средних веков и Нового времени в странах Востока, Европы и США;

    Уметь: применять закономерности функционирования и развития государства и права, открытые в политико-правых теориях, к явлениям в современном государстве и праве; анализировать уровень развития прав и свобод человека и гражданина в современных странах мира с точки зрения различных политико-правовых учений; оценивать уровень реализации в различных государствах мира принципов демократического, правового, социального, светского государства с точки зрения политических мыслителей разных времен и народов.

    Владеть: Категориями истории государства и права, понятиями, использовавшимися великими философами и юристами в своих политико-правовых теориях; навыками теоретического обоснования происходящий в государстве политико-правовых процессов; навыками ведения дискуссий по общим проблемам государства и права в современных условиях.

4. Объем дисциплины и вид учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетные единицы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

Аудиторные занятия (всего)

108

54

54

В том числе:

-

-

-

Лекции

44

22

22

Семинары (С)

64

32

32

Самостоятельная работа (всего)

108

54

54

В том числе:

-

-

-

Модуль 1 – контрольная работа

14

14

-

Модуль 2 -Тест

20

20

-

Модуль 3 - тест

20

20

Модуль 4 -Тест

9

9

Модуль 5 -Тест

9

9

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

36

36

Общая трудоемкость час

зач. ед.

216

108

108

6

3

3

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Раздел I.

Государство и право Древнего мира

Тема 1. Введение. Возникновение государства и права. Предмет и методы изучения государства и права зарубежных стран. Проблемы происхождения государства и права: теоретические модели и исторические данные. Разложение первобытного общества. Влияние общественного разделения труда, дифференциации социальных функций на формирование политической (государственной) власти и становление государства и права. Появление социального неравенства. Формирование публичной власти. «Военная демократия». Чифдом. Возникновение права и его истоки. Проблемы периодизации: формационный и цивилизационный подходы.

Тема 2. Государство и право Древнего Востока. Возникновение и периодизация истории Древнеегипетского государства. Экономическая функция государства и его влияние на формирование особой социальной структуры страны. Центральное и местное управление. Деспотическо-теократический характер государственной власти и ее религиозное обоснование. Жречество. Система органов государственного управления (фараон, джати, чиновничество, "послушные призыву" царя и другие). Местное управление. Армия. Суд.

Особенности возникновения и развития государства в Месопотамии. Ранняя форма государственной организации — города-государства. Правовое положение отдельных групп населения. Рабство и его особенности в Междуречье. Возвышение централизованного государства Вавилон (XX—XVII вв. до н.э.). Государственный строй Вавилона при Хаммурапи. Место царя, общины и храмов в системе управлении. Армия.

Законы Хаммурапи. Предшествующая законодательная традиция. Общая характеристика законов. Правовое регулирование имущественных отношений. Долговые и арендные отношения. Брак, семья и наследование. Преступления и наказания. Принцип талиона. Судопроизводство.

Периодизация истории государства в Древней Индии. Формирование сословно-варнового деления (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры). Империя Маурьев (IV—II вв. до н.э.). Специфические черты организации государственного единства империи. Власть царя и общинная организация. Политико-религиозная индусская концепция богоугодного царя. Центральный и местный чиновничий аппарат. Роль совещательных коллегиальных органов. Армия. Суд.

Источники права в Древней Индии: обычай, дхармашастры, артхашастра. Роль религиозно-ритуальных принципов и норм. Законы Ману (II в. до н.э. — II в. н.э.). Система изложения правовых норм. Регулирование имущественных и семейных отношений. Преступления и наказания. Судебный процесс.

Тема 3. Государство и право Древней Греции. Формирование политической общины и становление государства в Греции. Сущность античного полиса. Основные этапы развития демократической рабовладельческой республики в Афинах и аристократической республики в Спарте

Афины. Законодательство Драконта. Реформы Солона. Тирания Писистрата. Реформы Клисфена. Развитие афинской демократии в V в. до н.э. Правовое положение населения в Афинах. Народное собрание. Совет пятисот. Государственные должности. Суд. Основные черты афинского права.

Возникновение государства в Спарте. Военно-аристократический характер политической организации в Спарте. Ликургов строй в Спарте. Спартиаты. Илоты. Периэки. Народное собрание. Цари. Герусия. Эфоры.

Тема 4. Государство и право Древнего Рима. Возникновение государства в Риме. Царский период. Реформа Сервия Тулия. Утверждение республики. Борьба патрициев и плебеев. Правовое положение населения и государственный строй в период республики. Граждане, латины, перегрины, рабы. Государственное устройство: Сенат, Народные собрания, система магистратур.

Обострение социальных противоречий в Риме во II—I вв. до н. э. Нобили и всадники. Законодательство Гракхов. Трибунат и ранние диктатуры. Сенат. Расцвет и упадок республиканской формы правления. Военные диктатуры, цезаризм и режим личной власти. Установление монархической формы правления.

Изменения в общественном строе и правовом положении населения в I—V вв. н. э. Принципат. Упадок республиканских учреждений и формирование имперского чиновничества. Родь армии. Доминат. Реформы Диоклетиана и законодательство Константина. Роль армии в государственном механизме. Кризис и разделение Римской империи. Падение Западной Римской империи.

Периодизация развития римского права. Источники права. Законы XII таблиц. Постановления народных собраний. Эдикты магистратов. Преторское право. "Право народов". Императорские констиуции. Роль римских юристов в развитии права. Институции Гая. Кодификация римского права Законодательство Юстиниана. Утверждение института частной собственности. Основные институты предклассического, классического и постклассического римского права.

Раздел II.

Государство и право в средние века и раннее Новое время в Западной Европе и Византии. Возникновение феодального государства и права. Периодизация истории феодального государства и права. Классы и сословия при феодализме. Политическая организация общества при феодализме. Общее и особенное в общественном и политическом строе феодальных государств Западной Европы, Восточной Римской империи (Византии). Роль городов, королевской власти и церкви в процессах становления и развития средневековых европейских государств. Городские республики и городское самоуправление. Создание универсалистской политической организации католической церкви. Папская теократия.

Тема 5. Франция. Государство франков. Особенности возникновения государства у франков. Роль завоевания. Государственный строй франкского королевства эпохи Меровингов. Развитие форм феодальной собственности на землю: аллод, бенефиций, феод. Установление феодальной зависимости и ее формы. Коммендации и прекарий. Иммунитеты.

Реформа Карла Мартелла. Государственный Каролингской монархии. Дворцово-вотчинная система управления и ее эволюция. Империя Карла Великого. Центральное и местное управление. Судебная система. Верденский раздел 843 г.

Формирование основных сословий феодального общества во Франции. Становление феодального государства Франции. Политическая децентрализация. Утверждение сеньориальной монархии (IX — XII вв.) и ее основные социально-политические институты Феодальная иерархия. Королевская власть в IX— XII вв. Административные и судебные права феодалов. Начало процессов централизации государственной власти в XIII в. Реформы Людовика IX.

Возникновение и рост средневековых городов. Роль городов в образовании сословно-представительной монархии. Генеральные штаты. Структура, функции. Жакерия. Великий мартовский ордонанс. Усиление королевской власти. Центральное и местное управление. Военная реформа середины XV в. Судебная система.

Абсолютная монархия, причины ее возникновения и сущность. Создание централизованного аппарата управления в XVI — XVIII вв. Реформы Ришелье. Государственные финансы. Армия. Суд. Роль абсолютизма в развитии экономики, общества, религии, государства и права Франции.

Тема 6. Англия. Англосаксонское завоевание. Формирование англосаксонских королевств. Складывание феодальных отношений у англосаксов. Система управления в англосаксонских государствах.

Нормандское завоевание и его воздействие на развитие общественных отношений и государственный строй Англии в XI-XIII вв. «Книга Страшного Суда». Солсберийская присяга, особенности вассально-ленных отношений в Англии. Реформы Генриха II. Центральные органы власти. Управление на местах. Армия. Суд. Великая хартия Вольностей 1215 г. Изменения в общественном строе Англии в ХII-XIV вв. Образование сословно-представительной монархии. Возникновение и развитие парламента. Структура, функции, представительство. Формирование органов местного самоуправления. Эволюция судебной системы. Возникновение суда присяжных. Суд справедливости.

Предпосылки возникновения абсолютной монархии в Англии. Роль государства в огораживании земель в процессе первоначального накопления капитала. Кровавое законодательство. Особенности английского абсолютизма. Взаимоотношения короля и парламента. Тайный совет и Звездная палата. Высокая комиссия. Местное самоуправление. Особенности военной организации. Экономическая, социальная и религиозная политика английского абсолютизма. Роль абсолютизма в развитии общества, государства и права Англии.

Тема 7. Германия. Образование феодального государства в Германии. "Священная Римская империя". Империя и папство. Борьба за инвеституру. Вормсский конкордат. Политическая децентрализация в империи. Золотая Булла 1356 г. Процедура избрания императора. Власть князей. Управление в княжествах и городах. Военная организация.

Особенности сословно-представительной монархии в Германии. Органы сословного представительства (рейхстаг и ландтаги). Структура, функции, система представительства. Имперский суд и полиция.

Влияние Реформации на государственно-правовое развитие Германии. Аугсбургский религиозный мир. Особенности абсолютизма в Германии. Княжеский абсолютизм. Судьбы сословного представительства в условиях регионально-абсолютистских государств. Полицейское государство в Пруссии. "Просвещенный абсолютизм" в Австрии. Роль абсолютизма в развитии общества, государства, права Германии.

Тема 8. Византия. Государственное устройство Византии. Церковь и государство. Позднеримская правовая традиция. Право Византии в VII — XI вв. Влияние византийского права на страны Южной и Восточной Европы. Эклога. Земледельческий, Воинский и Морской законы. Другие памятники права: Прохирон, Эпанагога, Василики.

Тема 9. Право в странах Европы средние века. Салическая правда. Регламентация общинных отношений. Аллод. Брак, семья, наследование. Преступления и наказания. Судебные штрафы. Ордалии. Соприсяжничество.

Эволюция источников феодального права. Деятельность глоссаторов и постглоссаторов, их влияние на развитие права. Унификация права. Кутюмы Бовези XIII в. и другие своды обычного права. Развитие феодального права во Франции. Развитие королевского законодательства. Основные черты права феодальной собственности на землю. Правовое положение крестьянского надела. Обязательственное право. Государственная регламентация производства и торговли. Уголовное, семейное и наследственное право. Судебный процесс.

Своеобразие источников английского права. Формы судебных исков. Статуты и судебные прецеденты, трактаты английских юристов. Формирование двух систем права: общего и справедливости. Регулирование права собственности. Институт доверительной собственности. Основные институты обязательственного, семейного, наследственного и уголовного права. Значение процессуальных формальностей в судах «общего права». Судебный процесс. Феодальные монополии. Классификация преступлений. «Кровавое законодательство».

Эволюция источников феодального права Германии. Саксонское и Швабское зерцала (XIII в.); Каролина 1532 г.; Терезиана, Прусское земское уложение 1794 г. (их общая характеристика и основные институты). Регулирование гражданско-правовых отношений. Брачно-семейное и уголовное право. Инквизиционный процесс.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа дисциплины «конституционное право зарубежных стран» Рекомендуется для направления подготовки: 030900 Юриспруденция

    Рабочая программа
    Цель изучения дисциплины состоит в том, чтобы продемонстрировать, что современные тенденции развития общественного строя в различных странах мира необходимо влекут государства к формированию правового, демократического, социального,
  2. Рабочая программа дисциплины «уголовное право зарубежных стран» Рекомендуется по направлению подготовки: 030900 Юриспруденция

    Рабочая программа
    Целью изучения настоящей дисциплины является: формирование у студентов специальных знаний по основным направлениям и институтам уголовного права зарубежных стран и его соотношение с уголовным законодательством Российской Федерации.
  3. Рабочая программа дисциплины «право и политика» Рекомендуется для направления подготовки: 030900 Юриспруденция

    Рабочая программа
    Цель изучения «Право и политика» состоит в предоставлении студентам юридического факультета базовых знаний о политическом процессе и о той роли, которую право играет в современной политической жизни.
  4. Рабочая программа дисциплины «история политических и правовых учений» Рекомендуется для направления подготовки: 030900 Юриспруденция

    Рабочая программа
    Цель изучения дисциплины состоит в том, чтобы продемонстрировать, как в истории политико-правовой мысли, в борьбе различных воззрений и доктрин идет процесс развития научного познания природы госу­дарства и права.
  5. Рабочая программа дисциплины «отечественная история» Рекомендуется для направления подготовки 030900 Юриспруденция

    Рабочая программа
    Целью дисциплины является сформировать у студентов представления об основных закономерностях и направлениях исторического процесса; показать место России в этом процессе, выделить общее и особенное в истории российской цивилизации.

Другие похожие документы..