Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
Авраменко Валерий Леонтьевич, профессор, декан вокально-хорового факультета учреждения образования «Белорусская государственная академия музыки» (пре...полностью>>
'Документ'
Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками яв...полностью>>
'Доклад'
Трав­матизм на всем земном шаре - одна из главных причин гибели людей. Ежегодно сотни тысяч людей погибают в авиационных, автомобильных, ка­тастрофах...полностью>>
'Документ'
1.4. Посадові особи замовника, уповноважені здійснювати зв’язок з учасниками (прізвище, ім'я, по батькові, посада та адреса, номер телефону та телефа...полностью>>

Формирование ууд (универсальных учебных действий) на уроках окружающего мира

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФОРМИРОВАНИЕ УУД

(УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ)

НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

(на примере УМК «Перспективная начальная школа»)

Выступление заместителя директора по УВР

Дмитровской средней общеобразовательной школы №8

Мелешко Ларисы Сергеевны

на областной научно-практической конференции

«Формирование универсальных учебных действий как

планирование результатов начального образования»

15 февраля 2011 года, г.Троицк

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни; готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований рынка труда.

Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ответственность существенно возрастает.

«Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и научусь»

Китайская мудрость

На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

«Цель обучения ребенка состоит в том,

чтобы сделать его способным развиваться дальше

без помощи учителя».

Элберт Хаббарт

В чем теперь заключается роль начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!

По сути, происходит переход:

  • от обучения как преподавания системы знаний к работе (активной деятельности) над заданиями (проблемами) с целью выработки определённых решений;

  • от освоения отдельных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций;

  • к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями,

  • к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

Сравнительно новым содержательным компонентом ФГОС НШ являются лич­ностные и универсальные (метапредметные) учебные действия.

Для создания благоприятных условий развития УУД необходимо внести коррективы в цели, содержание и методику обучения.

Условия развития УУД

Необходимо исключить

Нужно стремиться

Цель обучения

Передача готовых знаний

Развитие умений по применению знаний

Содержание

Объяснить всё так, чтобы ученик запомнил и пересказал знания

Учитель – режиссёр. Ученик сам открывает знания через содержание УМК.

Методика

Репродуктивные вопросы – повторение и запоминание чужих мыслей

Продуктивные задания. Применение знаний в новых условиях. Перенос знаний.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир», определенные ФГОС НШ, представлены в учебниках двумя содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и об­щество» (содержание блока «Правила безопасной жизни» раскры­вается в учебниках по мере изучения двух первых).

Основная цель изучения курса «Окружающий мир» в началь­ной школе — формирование исходных представлений о природ­ных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе, метапредметных способов действий (личностных, по­знавательных, коммуникативных, регулятивных).

Приведу примеры заданий, основная цель которых — фор­мирование предметных, личностных и универсальных (метапредметных) способов действий по основной содержательных линий курса.

Задания, основная цель которых:

1. Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы: проводить простейшую классификацию изу­ченных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.

  1. Тема «Проверь себя». «Растение живет, дышит, питается, раз­множается. Животное живет, дышит, питается, размножается,... В чем сходство и различие живых организмов?» (1 кл., с. 77).

  2. Тема «Разнообразие животных». «Проверь по Оглавлению, сколько групп животных должно быть в схеме. Вернись на с. 5. Назови каждое из изображенных животных. Укажи группу, к кото­рой оно относится» (2 кл., ч. 2, с. 8).

3) Тема «План местности». «Назови все способы изображения земной поверхности, которые тебе известны. Какой способ самый подробный? Найди на плане села Мирного пляж. Расскажи, как дойди до него от дома Ивановых» (3 кл., ч. 1, с. 30).

2. Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план. план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов.

  1. Тема «Готовимся к школьной олимпиаде». «Поверхность Зем­ли на карте обозначена условными знаками. Какие условные обо­значения потребуются для составления карты вашего края» (3 кл., ч. 1, с. 42). «Почему в коридоре школы должен обязательно висеть план школьного здания?» (3 кл., ч. 1, с. 42).

  2. Тема «План местности». «Используя план местности села Мирного, расскажи соседу по парте, как ему дойти от школы до метеостанции. А он расскажет тебе, чем отличается план села Мирного от рисунка этого села. Как на плане показаны направле­ния на север и на юг?» (3 кл., ч. 1, с. 30).

  3. Тема «Как мы воспринимаем окружающий мир». «Четвер­тое заседание клуба. Задание для каждого из членов клуба: познакомиться с планом работы клуба на месяц, подготовить для учащихся вторых и третьих классов доклад об одном из органов чувств. Можешь придерживаться такой последовательности изложения: 1) название органа чувств; 2) значение этого органа для жизни че­ловека (или что человек чувствует с его помощью); 3) строение органа; 4) предупреждение заболевания органа» (4 кл., ч. 2, с. 43). Условные обозначения «Наблю­дение», «Опыт», «Выскажи предположение», «Работа в парах», «Будь осторожен!»

3. Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов.

  1. Тема «Готовимся к школьной олимпиаде». «Обрати внимание на комнатные растения, которые стоят около окна. Их листья об­ращены к свету. Поверни эти растения листьями от окна. Оставь их в таком положении на 3-4 дня. Как ты думаешь, что произой­дет с листьями за эти дни? Через 3-4 дня вновь обрати внимание на положение листьев. Твоё Предположение подтвердилось? Объ­ясни причину этого явления» (2 кл., ч. 1, с. 71).

  2. Тема «Свойства воды». «Используя инструкцию по проведе­нию эксперимента, определи, какая вода течет у тебя дома: ПРО­ЗРАЧНАЯ, МУТНАЯ или СЛЕГКА МУТНАЯ» (3 кл., ч. 1, с. 89).

  3. Тема «Самый большой орган чувств». «Подними иголку со стола двумя пальцами. Затем тщательно вымой руки с мылом и насухо вытри. Попробуй теперь опять поднять иголку. Это будет не так-то просто сделать, потому, что ты смыл(а) липкую пленку. Не волнуйся — защитная пленка скоро образуется вновь» (4 кл., ч. 2, с. 16).

4. Описывать на основе иллюстрации или предложенного пла­на изученные объекты и явления живой и неживой природы, вы­делять их основные существенные признаки, выделять новое.

  1. Тема «Учимся читать карту». «Найди в нижней части физиче­ской карты России шкалу глубин и высот. Затем определи, какую глубину океанов и морей обозначает тот или иной цвет. Теперь найди Северный Ледовитый океан и его самые глубинные места, окрашенные в темно-синий цвет. Определи их глубину» (3 кл., ч. 1, с. 26).

  2. Тема «Поле и его обитатели». «Прочитай первые четыре аб­заца. В основном этот материал вы обсуждали на заседаниях клуба во 2-м классе, но в нем есть и новые сведения. Выдели их» (3 кл., ч. 2, с. 55).

  3. Тема «Зона лесов». «Помнишь ли ты план изучения природ­ных зон? Перескажи его соседу по парте. Воспользуйтесь им при изучении зоны лесов» (4 кл., ч. 1, с. 84).

5. Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания.

1) Тема «Дикие животные». «Расскажи по рисункам, как появ­ляется на свет лягушка (1 кл., с. 52). Расскажи по рисункам, как птицы заботятся о своих питомцах?» (1 кл., с. 53).

  1. Тема «Холмы и овраги». «Перед тобою рисунок образования оврага. Расскажи, как овраг образуется?» (3 кл., ч. 1, с. 32).

  2. Тема «Природа будет жить». «Научно-популярная сказка Бо­риса Заходера «История гусеницы», которую вы читали на уроках литературного чтения, познакомила вас с тем, как развивается бабочка-крапивница. А знаешь ли ты, что и другие бабочки разви­ваются так же, как и крапивница? Рассмотри рисунки и расскажи о развитии бабочки-капустницы, кузнечика» (3 кл., ч. 2, с. 98-99).

6 Использовать словарь учебника (словари УМК, определители (гербарии) растений, дополнительный материал из Интернета в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации.

  1. Тема «Условия жизни на планете Земля». «Ты прочитал в Словарике, что такое атмосфера? Влияет ли атмосфера на жизнь Земли? Дочитай текст. Выясни условия, необходимые для жизни на Земле» (2 кл., ч. 1, с. 42).

  2. Тема «Про дельфинов», «Если хочешь больше узнать о дель­финах, найди дополнительный материал в Интернете» ( 4 кл., ч. 1, с. 178).

  3. «Растения твоего края». «По своим наблюдениям, а также используя гербарий растений своего края и краеведческую лите­ратуру, назови растения и животных своего края. Составь соответ­ствующие таблицы» ( 4 кл., ч. 1, с. 136).

  4. Тема «Что за зверь?». «А каких еще животных пустыни ты знаешь? Если хочешь больше узнать о пустынях, найди дополни­тельный материал в Интернете» (4 кл., ч. 1, с. 173)

7 . Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и не­живой природой, использовать их для объяснения бережного от­ношения к природе (осознание ценности природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение).

1). Тема «Как связаны живая и неживая природа Земли». «Одно­классники Маши на уроке обсуждали, как связаны неживая и жи­вая природа. Прочитай примеры, которые они привели. Можешь ли ты рассказать о своих наблюдениях?» (3 кл., ч. 1, с. 35-38).

2). Тема «Луг и человек». «Почему косилка при скашивании трав должна идти от центра к краю луга, а не от края луга к центру?» (3 кл., ч. 2, с. 82)'.

3). Тема «Луг и человек». «Вместе с.членами клуба внеси в Крас­ную книгу вашего края названия растений и животных луга, кото­рые нуждаются в охране» (3 кл., ч. 2, с. 82).

8. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объек­ты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила эко­логического поведения в быту).

1). Тема «Растения». «А какие лекарственные растения растут в твоем крае? Рассмотри рисунок слева. Какие лекарственные расте­ния помогут оказать первую помощь в этом случае» (1 кл., с. 60).

2). Тема «Свойства воды в твердом состоянии». «Поверхность льда гладкая и скользкая. ГОЛОЛЕД — опасное для людей явле­ние неживой природы. Можно поскользнуться, упасть и получить травму. Прочитай советы врача Тамары Егоровны и обсуди их на заседании клуба» (3 кл., ч. 1, с. 70).

3). Тема «Безопасное поведение в лесу». «Восьмое заседание клуба. Задание для всех присутствующих: составить для перво­классников правила безопасного поведения в лесу (клещи, встреча с животными)» (3 кл., ч. 2, с. 74).

4). Тема «Расти здоровым». «От чего зависит здоровье человека? Рассмотри схему. Дополнить тебе ее поможет Оглавление» (2 кл., ч. 2, с. 54).

9. Использовать знания о строении и функционировании ор­ганизма человека для сохранения и укрепления своего здоровья: осознанно выполнять режим дня, оказывать первую помошь при несложных несчастных случаях.

Тема «Про тебя». «Рассмотри рисунок на странице 45. Назо­ви части тела человека. Как и с помощью чего человек перемеща­ется по суше и в воде?» ( 2 кл., ч. 2, с. 44).

Тема «Берегись простуды!» «Рассмотри рисунок на с. 77. Рас­скажи по рисунку, какие правила гигиены надо соблюдать?» (2 кл., ч. 2, с. 78).

Тема «Советы врача». «Как помочь человеку, если он ничего не сломал, но у него-из носа идет кровь? Отклонить голову назад? НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ!...» (4 кл., ч. 2, с. 66).

Тема «А не хочешь ли ты стать выше ростом?». «Проделай небольшой эксперимент...» (4 кл., ч. 2, с. 128).

10. Работать с картой: находить и показывать на карте Россий­скую Федерацию, Москву — столицу России, г. Санкт-Петербург, свой регион, главный город своего региона, города «Золотого кольца», сухопутные и морские границы России; показывать и на­зывать страны, граничащие с Россией, и др.

1) Тема «Имя города, села поселка». «Ты посылаешь письмо в школьный клуб "Мы и окружающий мир". Что ты указываешь после имени отправителя и имени получателя?» (2 кл., ч. 2, с. 93)

  1. Тема «Полезные ископаемые твоего края». «Рассмотри карту полезных ископаемых России на с. 134-135. Какими условными знаками обозначены на карте различные полезные ископаемые? Определи положение твоего края на этой карте. Какие полезные ископаемые добывают в твоем крае?» (4 кл., ч. 1, с. 133).

  2. Тема «Значение лесов». «Рассмотри рисунок-схему на с. 72. Составь по рисунку-схеме план рассказа о значении такого при­родного сообщества, как лес» (3 кл., ч. 2, с. 71).

Аналогичные задания: 1 кл.: карта Российской Федерации как иллюстрация строк Гимна: «От южных морей до полярного края раскинулись наши поля и луга» (е., 65-71); 2 кл., ч. 2: с. 93, 94...; 3 кл., ч. 2: 1-й форзац — карта «Золотое кольцо России», 2-й фор­зац — план-карта Санкт-Петербурга, с. 128, 132, 133...; 4 кл. Ч. 1: с. 8, 9, 134-135, 136, 142, 143, 144, 146-147; ч. 2: с. 69, 70-71, 90.

11. Различать государственную символику РФ, символику горо­дов России, описывать достопримечательности Москвы, Санкт- Петербурга, городов «Золотого кольца», своего края.

  1. Тема «День Конституции России». «Рассмотри на страни­це 116 Государственный герб России. Назови его цвета. Какие фи­гуры на нем изображены?» (2 кл., ч. 2, с. 115).

  2. Тема «Золотое кольцо России». «Посмотри на страницах 110-120 учебника и назови соседу по парте, в каких городах мы "побываем", присоединившись1 к автобусной экскурсии. А сосед по парте, прежде чем отправляться в путешествие по "Золотому кольцу", отметит пред­полагаемый маршрут на плане-карте, находящейся в тетради для самостоятельной работы» (3 кл., ч. 2, с. 109).

  3. Тема «Путешествие по Санкт-Петербургу» (десятое за­седание клуба). «Задание всем присутствующим на заседании школьного клуба: рассмотрите на форзаце план-карту города, отметьте на плане-карте в тетради для самостоятельной работы те места, которые хотелось бы посетить во время экскурсии по городу.

12. Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изу­ченные исторические события с датами (ориентироваться в важ­нейших для страны событиях), конкретную дату с веком: находить место изученных событий на «ленте времени».

  1. Тема «История Московского Кремля». «Как ты думаешь, почему Кремль со временем оказался в центре столицы?» (2 кл., ч. 2, с. 98).

  2. Тема «Общий дедушка». «Кого из родственников называют прадедушкой? Кто был прадедом Ивана III, построившего более 500 лет тому назад Московский Кремль из красного кирпича?» (2 кл., ч. 2, с. 109).

  3. Тема «Лента времени». «Рассмотри ленту времени и расска­жи соседу по парте, в каком веке произошли эти события. А он напомнит тебе имена великих князей, с которыми эти события связаны» (3 кл., ч. 2, с. 106).

13. Используя дополнительные источники информации (сло­варик учебника, словари русского языка УМК, Интернет, книги из школьной библиотеки, материалы краеведческого музея и др.), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и веро­ваниям наших предков. Страницы, содержащие адреса дополни­тельного материала в Интернете: 2 кл., с. 122, тема «Верования древних славян»; 3 кл., с. 187, темы «Верования древних славян», «Праздники древних славян» (адреса в хрестоматии); 4 кл., с. 187, темы: «Начальная русская летопись», «Верования древних славян», «Праздники древних славян», «Древняя Русь».

  1. Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество).

  1. Задания по форзацу учебника: 1 кл.: «Правила поведения в школе»; 2 кл., ч. 1: «Правила поведения в классном коллективе»; 2 кл., ч. 2: «Взаимопомощь в семье».

  2. Рассмотри рисунок. «Как дедушку Ваню могут поздравить живущие далеко родственники?» (2 кл., ч. 2, с. 107).

  3. Тема «Поверхность и водоемы твоего края». «А что можешь сделать ты? Обсудите план мероприятий по охране поверхно­сти земли родного края. Включите его в общий план школь­ных мероприятий по охране окружающей среды» (4 кл., ч. 1, с. 132).

15. Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

  1. Тема «Экскурсия в город». «Какие правила надо соблюдать во время экскурсии в город?» (2 кл., ч. 1, с. 104).

  2. Тема «Твоя безопасность дома». «В квартире многоэтажно­го дома тебя ждут родители. Ты подходишь к подъезду. Можно ли сказать, что все опасности уже позади?» (2 кл., ч. 2, с. 87).

'

16. Воспитывать пиетет к культовым сооружениям и уважение к чувствам верующих людей-

Тема «Золотое кольцо России». «— Неужели мы никогда не увидим фрески Гурия Никитина и Силы Савина? — огорчился Миша. — Увидим! Но не в Ярославле, а в Костроме! — успокоила Мишу Людмила Андреевна. — Ведь они костромские художники. Там мы их фрески и посмотрим» (3 кл)

  1. Тема «Вера в Единого Бога и сохранение традиционной об­рядовости». «Почему люди, которые признают Единого Бога (хри­стиане, мусульмане, иудеи), ходят в разные храмы? Так, например, друзья Маши и Миши вместе с родителями ходят в христианский храм. Они верят в Иисуса Христа. А дедушка и бабушка Рашида, друга Кости, ходят в мечеть. Они верят в Аллаха. Родители Сени ходят в Синагогу и верят во Всевышнего Бога. А у Тани Перовой прабабушка живет в Бурятии. Она поклоняется Будде и ходит в буддийский храм» (4 кл., ч. 1: с. 39, 40; 3 кл., ч. 2: с. 108-122. 4 кл., ч. 1: с. 39-49, 185-186).

Иллюстрации: храмовый комплекс в Москве, в районе Влады­кино, включающий храмы трех религий, конец XX века (с. 40—41). Памятники иудейской культуры, XIX век (с. 46). Памятники буд­дийской культуры. Индия, Аджанта, VI-VII века (с. 46). Памят­ник христианской культуры, начало XV века (с. 47). Памятники мусульманской культуры, VII и XVI века (с. 47).

17.Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы).

  1. Тема «День Конституции России». «Ты уже учишься во 2-м классе и знаешь права и обязанности школьника. Как ты пони­маешь свое право на отдых? Можно ли не делать уроки, если не хочется?» (2 кл., ч. 2, с. 114).

2) Тема «День Конституции России». «О каких правах, записан­ных в Конституции, ты можешь рассказать?» (2 кл., ч. 2, с. 115).

Из приведённых заданий становится видно, что курс «Окружающий мир»), как и каждый учебный предмет, в зависимости от своего содержания и способов организации учебной деятельности учащихся, раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий, которые приведены в таблице.

Смысловые

акценты УУД

Курс «Окружающий мир»

личностные

нравственно-этическая ориентация

регулятивные

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий

познавательные

общеучебные

широкий спектр источников информации

познавательные логические

анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

коммуникативные

использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.

Формирование УУД во многом зависит не только от учебно-методического комплекта, но и от педагогически  правильного  взаимодействия  учителя  и  ученика,  эффективности  их  коммуникативной деятельности.

В результате изучения всех без исключения предметов (в том числе и курса «Окружающий мир») на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Примерная программа формирования универсальных учебных действий. Раздел 4 Учебный план начального общего образования. Базисный учебный план нормативная основа для разработки учебного плана образовательного учреждения. Раздел 5

    Примерная программа
    Примерные программы учебных предметов, курсов (обучение грамоте, русский язык, литературные чтение, математика, окружающий мир, музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура).
  2. Программа формирования универсальных учебных действий Автор-составитель: Солоницына О. М., педагог-психолог Томск-2011

    Программа
    Актуальной и новой задачей, в соответствии с требованиями Стандарта, становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с
  3. Программа формирования и развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования в му сош №30

    Программа
    Программа формирования универсальных учебных дейст­вий на ступени начального общего образования (далее — программа формирования универсальных учебных действий) конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам
  4. Универсальные учебные действия – «центр тяжести» новых стандартов: управление переходом из режима функционирования в режим развития образовательного учреждения»

    Реферат
    «Это извечный вопрос образования. Что важнее — чистое универсальное знание или набор технологических приемов, работающих на практике? Ответ очевиден: и то и другое.
  5. Учебный план. Программа формирования ууд. Программы отдельных учебных предметов и курсов: русский язык

    Программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Вологды разработана педагогическим коллективом (разработчики: директор школы Н.

Другие похожие документы..