Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Целями освоения дисциплины «Концепции современного естествознания» являются: формирование у студентов научного мышления и материалистического мировоз...полностью>>
'Классный час'
Цель: познакомить учащихся с породами собак, ролью собак в жизни человека, воспитывать чуткость, любовь к животным, желание оказать помощь обездоленн...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена на кафедре философии и культурологии Негосударственного некоммерческого образовательного учреждения высшего профессионального образо...полностью>>
'Документ'
«Из опыта межведомственного взаимодействия публичных библиотек и других учреждений социальной сферы г. Москвы в реализации целевых городских программ...полностью>>

Программа курса Пояснительная записка (3)

Главная > Программа курса
Сохрани ссылку в одной из сетей:

история и

социология музыки

для напр. 031400.62 Культурология подг. бакалавра

программа курса

Пояснительная записка

Цель и задачи курса — ознакомление студентов с современными достижениями истории и социологии музыки, с эволюцией представлений о музыкальном искусстве, процессами, происходящими в академической музыкальной среде; введение в музыковедческий лексикон, знакомство с ведущими музыкальными направлениями и композиторскими школами, получение опыта постижения музыкальной формы, получение знаний о многообразных музыкальных техниках, о различных видах музыкального письма.

Место дисциплины в системе профессиональной подготовки выпускника по специальности «Культурология». Курс «История и социология музыки» является важной составляющей комплекса средств повышения общепрофессиональной эрудиции будущих специалистов-культурологов. Значимость философского и социологического анализа музыки в контексте постижения культуры обусловлена следующими факторами: 1) профессионально-музыковедческая рефлексия дает весьма сложное в техническом плане знание, с трудом погружаемое в общекультурологический эпистемический комплекс; 2) музыка представляет собой формальную объективацию культурного самосознания эпохи высокой степени информационной насыщенности, однако запечатленные в ней рефлексивные схемы, социальные практики и дорефлексивные структуры жизненного мира, будучи транскрибированными в теоретико-музыковедческие концепты, практически не поддаются обратному переводу на общезначимый язык культуры; 3) в силу чего возникает потребность в иных концептуальных средствах, позволяющих эффективным образом сопоставлять музыкальную форму и объективно-рациональное содержание социально-значимого самопостижения носителя культуры — композитора, исполнителя, слушателя, потребителя музыки; 4) эти средства предоставляет философия и социология музыки — мощный пакет аналитических инструментов, обеспечивающих разрешимость процедуры экспликации общезначимого музыкального содержания — знания культуры о самой себе, производством которого — в ином формате — как раз и занимается культурология.

Продолжительность и структура курса: всего 126 ч. (62 ауд. ч., из них 42 ч. лекций, 20 ч. семинаров, с.р. 64 ч.), читается на 4 курсе в 1 (16 ч.), 2 (16 ч.) и 3 (30 ч.) модуле, 1 эссе, 1 реферат, экзамен в 3 модуле.

Темы лекций и семинарских занятий

лек.

сем.

1

Пифагорейско-платоновское учение о ладах. Онтология числа и меры. Консонанс и диссонанс. Учение об этосе и теория общественного значения музыки.

2

1

2

Богослужебное пение и музыка в системе средневековой практики. Musica mundala, musica humana и musica instrumentalis у Боэция.

2

1

3

Проблема консонанса и диссонанса в ренессансной теории. Учение о контрапункте и композиции. Расширение звуковой системы. Понятие вводного тона. Musica ficta.

2

1

4

Переход к тональной системе и формирование музыкальной эстетики. Предпосылки возникновения принципа композиции. Становление музыкальной лексикографии. Теория аффектов: «Musicae compendium» и «Страсти души» Декарта.

3

1

5

Проблема музыкальной эстетики в трудах Гегеля, Шлегеля, Гофмана, Шопенгауэра.

2

1

6

Теория музыкальной драмы Вагнера. Вагнер и Ницше. Шпенглер: гомофонно-гармоническая система — бунт против фаустовского искусства.

2

1

7

Музыка как движущаяся звуковая форма и форма как музыкальное содержание (Э. Ганслик).

2

1

8

Музыка res facta, оpus-музыка, орus posth-музыка. Различные способы фиксации и передачи звуковой информации. Проблема организации нотного письма.

3

1

9

Феноменология музыкального (Х. Мерсман, А. Ф. Лосев, Л. Феррара). Музыкальная герменевтика (Г. Кречмар, А. Шеринг, К. Дальхауз).

2

1

10

Социология и психология музыки (Э. Курт, Т. В. Адорно, С. Лангер, А. Н. Сохор, Е. В. Назайкинский). Музыкальный тезаурус и экспертное слушание. Музыка как схема социальной идентификации (Б. В. Асафьев).

2

1

11

Ноуменальная тишина и феноменальное музицирование: обэриуты и евразийцы. Метафизика интонационного мелодизма (Б. В. Асафьев, А. Лурье).

2

1

12

Пространство слышимого. Голос и речь. Медиум и форма (Ж. Деррида, П. Слотердайк, Н. Луман).

2

1

13

Антитетика музыкального феномена: «созерцательное — активное», «гармоническая система — гармонический процесс», «сериальное — неоклассическое», «анонимное — композиторское», «произвольное — каноническое».

2

1

14

Модификационные возможности музыкального феномена: натуралистические и рефлексивные стратегии. Объективация как самообоснование в новой и новейшей музыкальной композиции.

2

1

15

Феномен экстенсивного и процессы экстенсивизации в музыке. Рефлексивные предпосылки экстенсивного. Роль ремесла и понятие интеллекта в музыкальном мышлении.

2

1

16

Кинематограф как фактор экстенсивизации музыкального мышления. Освоение артикуляции оптического. Рефлексивная сопряженность тона и кадра.

2

1

17

Техники аудиофонной индивидуации и формы социального воспроизводства музыки. Диверсификация музыкального феномена. Экстенсивное размыкание акустической сферы.

2

1

18

Серия как форма отторжения аутентичного звукового опыта. Условия возможности рефлексивных музыкальных практик.

2

1

19

Индустрия звука: от культивации музыкального в субъекте к серийному производству музыкальных объектов.

2

1

20

Трансформация музыкального априоризма: интерфейс тотальной транслируемости, программирование звуковых ландшафтов, «новый пифагореизм».

2

1

Вопросы к экзамену

  1. Биогенная природа музыки.

  2. Становление гомофонно-гармонической системы. Модальное, диатоническое, хроматическое.

  3. Пифагорейское учение о ладах.

  4. Учение об этосах и патосах.

  5. Музыка в системе богослужебной практики.

  6. Ренессансное учение о консонансе и диссонансе.

  7. Музыкальная эстетика ХVII—ХVIII веков.

  8. Эволюция музыкальных форм от ХVIII к ХХ веку.

  9. Особенности современного композиционного мышления.

  10. Переход к тональной системе и становление музыкальной лексикографии.

  11. Музыковедческие концепты, их специфика и теоретический потенциал.

  12. Классическая музыкальная рациональность и магический мир звука (М. Маклюэн, В. Мартынов).

  13. Музыкальная поэтика (И. Ф. Стравинский, Б. В. Асафьев).

  14. Социология музыки в трудах М. Вебера и Т. В. Адорно.

  15. Пространство и время в музыке.

  16. Роль кинематографа в экстенсивизации музыкального мышления.

  17. Метафизика интонационного мелодизма в трудах обэриутов и евразийцев.

  18. Модификационные возможности музыкального феномена (А. Ф. Лосев, Е. В. Назайкинский, Т. В. Адорно).

  19. Антитеза сериального и неоклассического в работах Адорно.

  20. Эмансипация тембра в музыке ХХ века.

  21. Гармоническая система и гармонический процесс. Э. Варез, Д. Шостакович, О. Мессиан, А. Веберн.

Темы эссе и рефератов

  1. Современное композиционное мышление как результат эволюционного музыкально-исторического процесса.

  2. Особенности современного композиционного мышления.

  3. Вопросы стиля в советской музыке 1960—70-х годов.

  4. Вопросы ритма и тембра в творчестве композиторов ХХ века.

  5. Проблемы музыкального романтизма.

  6. Античное музыкальное мышление.

  7. Музыкальная форма как процесс и как структура.

  8. Эстетические проблемы звукового кино.

  9. Понятие гармонии в древнегреческой теории музыки.

  10. Мера, пропорция, число как основа гармонии у Боэция.

  11. Проблемы музыкальной эстетики в трудах И. Тинкториса.

  12. Музыкальная эстетика в трудах Шопенгауэра.

  13. Идея синтеза искусств в публицистических работах Р. Вагнера и Ф. Листа.

  14. Музыкально-эстетическая концепция Э. Ганслика.

  15. Философия музыки В. Ф. Одоевского.

  16. Концепция единого музыкального времени в трудах К. Штокхаузена.

  17. Музыкальные стили как стадии саморазвития идеальной сущности музыки (Х. Мерсман, Л. Дорнер).

  18. Психологический энергетизм Э. Курта.

  19. Музыкальная герменевтика Г. Кречмара.

  20. Проблемы специфики музыкальной деятельности.

Литература к курсу

  1. Homo musicus: Альманах музыкальной психологии `95. — М.: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 1995. — 176 с.

  2. Homo musicus: Альманах музыкальной психологии. — М.: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 1994. — 206 с.

  3. Jankélévitch V. La Musique et les Heures: Satie et le matin, Rimski-Korsakov et le plein midi, Joie et Tristesse dans la musique russe d'aujourd'hui, Chopin et la nuit, Le Nocturne. Recueil établi par F. Schwab. — Paris, Le Seuil, 1988.

  4. Jankélévitch V. La Musique et l'Ineffable. — Paris, Armand Colin; rééd. 1983.

  5. Jankélévitch V. Le Je-ne-sais-quoi et le presque rien, nouvelle édition remaniée; tome I: La Manière et l'Occasion; tome II: La méconnaissance. Le Malentendu; tome III: La Volonté de vouloir. — Paris, Le Seuil, 1980.

  6. Xenakis J. Vers une philosophie de la musique // Res facta. 1968. № 2. P. 41—57.

  7. Адорно Т. Введение в социологию музыки // Адорно Т. Избранное: Социология музыки. — М.; СПб.: Университетская книга, 1998. — 445 с. — (Книга света). С. 7—189.

  8. Адорно Т. Философия новой музыки / Пер. с нем. Б. Скуратова. Вст. ст. К. Чухрукидзе. — М.: Логос, 2001. — 352 с.

  9. Андриссен Л. Украденное время / Пер. с нидерл. И. Лесковской. — СПб: КультИнформПресс, 2005. — 328 с.

  10. Андриссен Л., Шенбергер Э. Часы Аполлона. О Стравинском. — СПб.: Институт ПРО АРТЕ, Академический проект, 2003.

  11. Арановский М.Г. Синтаксическая структура мелодии. — М., 1992.

  12. Аристоксен. Элементы гармоники // Перевод и публикация В.Г. Цыпина. — М., 1997.

  13. Аронсон О. Язык времени // Делез Ж. Кино / Пер. с франц. Б. Скуратова. — М.: Ad Marginem, 2004. — 622 с. С. 11—36.

  14. Асафьев Б.В. Книга о Стравинском. — Л., 1977.

  15. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. — Л., 1971. — 379 с.

  16. Асафьев Б.В. О симфонической и камерной музыке. — Л., 1981.

  17. Барсова И.А. Очерки по истории партитурной нотации. — М., 1997.

  18. Беляев В.М. Раннее русское многоголосие. — М., 1997.

  19. Бергер Л.Г. Эпистемология искусства. — М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 1997. — 432 с.

  20. Бергсон А. Материя и память // Бергсон А. Собрание сочинений в четырех томах. Том 1. — М.: Московский клуб, 1992. — 336 с., илл. С. 157—316.

  21. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания // Бергсон А. Собрание сочинений в четырех томах. Том 1. — М.: Московский клуб, 1992. — 336 с., илл. С. 50—155.

  22. Берков В.О. Гармония. Ч.1—3. — М., 1962—1966.

  23. Бершадская Т.С. Лекции по гармонии. — Л., 1978.

  24. Беседа с Пьером Булезом // XX век. Зарубежная музыка. Очерки. Документы. — М., 2000.

  25. Беседы с Альфредом Шнитке. — М.: Классика-XXI, 2005. — 320 с., ил.

  26. Бобровский В.П. О переменности функций музыкальной формы. — М., 1970.

  27. Бобровский В.П. Тематизм как фактор музыкального мышления. Очерки: В 2-х вып. Вып 1. — М.; Музыка, 1989. — 268 с., нот.

  28. Бобровский В.П. Функциональные основы музыкальной формы. — М., 1978.

  29. Богомолов Ю. Звуковой кинематограф: предпосылки и последствия // Экранные искусства и литература. Звуковое кино. — М., 1994. — 199 с.

  30. Бражников М.В. Древнерусская теория музыки. — Л., 1972.

  31. Бражников М.В. Лица и фиты знаменного роспева. — Л., 1984.

  32. Булез П. Идея, реализация, ремесло // Homo musicus: Альманах музыкальной психологии. — М.: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 1994. — 206 с. С. 91—136.

  33. Булез П. Музыкальное время // Homo musicus: Альманах музыкальной психологии `95. — М.: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 1995. — 176 с. С. 66—75.

  34. Булез П. Ориентиры I. Воображать. Избранные статьи / Пер. с франц. — М.: Логос-Альтера, Ecce homo, 2004. — 200 с.

  35. Варунц В. Музыкальный неоклассицизм. — М., 1988.

  36. Веберн А. Лекции о музыке. Письма. — М., 1975.

  37. Вершинина И.И. Ранние балеты Стравинского. — М., 1967.

  38. Вишневецкий И.Г. «Евразийское уклонение» в музыке 1920—1930-х годов: История вопроса. Статьи и материалы А. Лурье, П. Сувчинского, И. Стравинского, В. Дукельского, С. Прокофьева, И. Маркевича. Монография. — М.: Новое литературное обозрение, 2005. — 512 с., ил.

  39. Ганслик Э. О музыкально-прекрасном. Опыт поверки музыкальной эстетики. — М., 1895.

  40. Герцман Е.В. Античное музыкальное мышление. — Л., 1986.

  41. Герцман Е.В. Византийское музыкознание. — Л., 1988.

  42. Герцман Е.В. Музыкальная боэциана. — СПб., 1995.

  43. Глядешкина З.И. Гармония венских классиков. — М., 1998.

  44. Григорьев С.С. Теоретический курс гармонии. — М., 1981.

  45. Гуляницкая Н.С. Введение в современную гармонию. — М., 1984.

  46. Гуляницкая Н.С. Русское «гармоническое пение» (XIX век). — М., 1995.

  47. Дальхауз К. Тональность — структура или процесс? // Советская музыка. 1989. №9.

  48. Делез Ж. Кино / Пер. с франц. Б. Скуратова. — М.: Ad Marginem, 2004. — 622 с.

  49. Делез Ж. О музыке // [http://wwh.nsys.by:8101/klinamen/fila18.html]

  50. Денисов Э.В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. — М., 1986.

  51. Деррида Ж. О грамматологии / Пер. с франц. и вступ. статья Н. Автономовой. — М.: Ad Marginem, 2000. — 512 с.

  52. Дзикевич С.А. Введение в эстетику: Учебное пособие. — М.: Книжный дом «Университет», 1998. — 40 с.

  53. Дмитрий Шостакович о времени и о себе. — М., 1980. — 363 с.

  54. Друскин М. Зарубежная музыкальная историография.— М., 1994.

  55. Друскин М. Игорь Стравинский. — Л., 1982.

  56. Друскин Я.С. Лестница Иакова: Эссе, трактаты, письма / Сост., вступит. ст. Л.С. Друскиной; Подгот. текста, примеч. Л.С. Друскиной, С.С. Полигнотовой. — СПб.: Академический проект, 2004. — 768 с. С. 722—744.

  57. Друскин Я.С. Перед принадлежностями чего-либо: Дневники: 1963—1979 / Сост., подгот. текста, примеч., заключ. ст. Л.С. Друскиной. — СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 2001. — 640 с., ил.

  58. Дубравская Т.Н. Музыка эпохи Возрождения. XVI век // История полифонии. Вып. 25. — М., 1996.

  59. Духи музыки. Презентация книги Пьера Булеза «Ориентиры» в клубе «Билингва» 11.01.2005 // Синий диван. Журнал. Под редакцией Елены Петровской. [Вып. 7]. — М.: Три квадрата, 2005. — 232 с. С. 137—160.

  60. Дьячкова Л.С. Гармония в музыке ХХ века. — М., 1994.

  61. Евдокимова Ю.К. Многоголосие средневековья. Х—XIV века // История полифонии. Вып. 1. — М., 1983.

  62. Евдокимова Ю.К. Музыка эпохи Возрождения. XV век // История полифонии. Вып. 20. — М., 1989.

  63. Егорова Т. Музыка фильма и звукозапись // Рождение звукового образа. — М., 1985.

  64. Ефимова Н.И. Раннехристианское пение. — М., 2004.

  65. Задерацкий В.В. Музыкальная форма. Вып.1. — М., 1995.

  66. Задерацкий В.В. Полифоническое мышление И. Стравинского. — М., 1980.

  67. Задерацкий В.В. Преломление русских традиций и вклад в музыку ХХ века // Советская музыка. 1982. №6.

  68. Золтаи Д. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. — М., 1977.

  69. И. Стравинский — публицист и собеседник. — М., 1988.

  70. Из интервью Вареза Французскому радио // XX век. Зарубежная музыка. Очерки. Документы. — М., 2000.

  71. Интервью с Оливье Мессианом // Советская музыка. 1972. №5.

  72. История зарубежной музыки. ХХ век: Учебное пособие. — М.: Музыка, 2005. — 576 с.

  73. Катунян М.И. К изучению новых тональных систем в современной музыке // ПМН. Вып. 5. — М., 1983.

  74. Катунян М.И. Статистическая тональность // Laudamus. — М., 1992.

  75. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке ХХ века. — М.: Музыка, 1976. — 368 с.; илл.

  76. Крейдлин Г.Е. Голос и тон в языке и речи // Язык о языке: Сб. статей / Под общ. рук. и ред. Н.Д. Арутюновой. — М.: Языки русской культуры, 2000. — 624 с. — (Studia Philologica).

  77. Ксенакис Я. Беседы // Homo musicus: Альманах музыкальной психологии. — М.: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 1994. — 206 с. С. 137—155.

  78. Кузнецов И.К. Теоретические основы полифонии ХХ века. — М., 1994.

  79. Лаку-Лабарт Ф. Musica ficta (Фигуры Вагнера) / Пер. с франц., послесловие и примечания В.Е. Лапицкого. — СПб.: Аксиома, Азбука, 1999. — 224 с. — (ХХ век. Критическая библиотека).

  80. Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства / Пер. с англ. С.П. Евтушенко. Общ. ред. и послесл. В.П. Шестакова. — М.: Республика, 2000. — 287 с. — (Мыслители ХХ века).

  81. Лебедев С.Н., Поспелова Р.Л. Musica latina. — СПб., 2000.

  82. Леви-Строс К. Мифологики. В 4-х тт. Том 1. Сырое и приготовленное. — М.; СПб.: Университетская книга, 1999. — 406 с. — (Книга света).

  83. Липавский Л. Разговоры // Логос. 1993. №4. С. 7—75.

  84. Лисса З. Эстетика киномузыки. — М., 1970.

  85. Лобанова М.Н. Западноевропейское музыкальное барокко. — М., 1994.

  86. Лосев А.Ф. Два мироощущения. Из впечатлений после «Травиаты»; Мировоззрение Скрябина; Музыка как предмет логики; О музыкальном ощущении любви и природы. К тридцатипятилетию «Снегурочки» Римского-Корсакова; Очерк о музыке; Философский комментарий к драмам Рихарда Вагнера // Лосев А.Ф. Форма — Стиль — Выражение / Сост. А.А. Тахо-Годи; Общ. ред. А.А. Тахо-Годи и И.И. Маханькова. — М.: Мысль, 1995. — 944с.

  87. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн.1—2. — М., 1992, 1994.

  88. Луман Н. Медиа коммуникации / Пер. с нем. А. Глухова, О. Никифорова. — М.: Логос, 2005. — 280 с.

  89. Луман Н. Реальность массмедиа / Пер. с нем. А. Ю. Антоновского. — М.: Праксис, 2005. — 256 с.

  90. Лурье А. Кризис искусства (1928—1929); Неоготика и неоклассика (1928); Феномен и ноумен в музыке (1959) // Вишневецкий И.Г. «Евразийское уклонение» в музыке… — М.: Новое литературное обозрение, 2005.

  91. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки.— М., 1991.

  92. Маклюэн Г. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева; Закл. ст. М. Вавилова. — М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. — 464 с. — (Приложение к серии «Публикации Центра Фундаментальной Социологии»).

  93. Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. — К.: Ника-Центр, 2003. — 432 с. — (Серия «Сдвиг парадигмы»; Вып. 1).

  94. Мандельштам О.Э. Скрябин и христианство // Мандельштам О.Э. Собрание сочинений в 4-х томах. Т.1. Стихотворения. Проза. Сост. и коммент. П. Нерлера и А. Никитаева. — М.: Арт-Бизнес-Центр, 1993. — 368 с. С. 201—205.

  95. Манн Т. Доктор Фаустус. — М., 1980.

  96. Мартынов В.И. Зона орus posth, или Рождение новой реальности. — М.: Издательский дом «Классика ХХI», 2005. — 288 с.

  97. Мартынов В.И. Конец времени композиторов / Послесл. Т. Чередниченко. — М.: Русский путь, 2002. — 296 с.

  98. Мартынов В.И. Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси. — М., 2000.

  99. Мартынов В.И. Пение, игра и молитва в русской богослужебно-певческой системе. — М., 1997.

  100. Махов А.Е. Musica literaria: Идея словесной музыки в европейской поэтике. — М.: Intrada, 2005. — 224 с. — (ИНИОН РАН. Центр гуманитарных научно-информационных исследований).

  101. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. — М., 1993.

  102. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. — М., 1976.

  103. Медушевский В.В. О содержании понятия «адекватное восприятие» // Восприятие музыки. — М., 1980.

  104. Мелик-Пашаева К.Л. Творчество Оливье Мессиана. — М., 1987.

  105. Михайлов А.В. Музыка в истории культуры. — М., 1998.

  106. Михалкович В. Изобразительное повествование в звуковом кино // Экранные искусства и литература. — М., 1994. — 199 с.

  107. Мясоедов А.Н. О гармонии русской музыки. — М., 1998.

  108. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. — М., 1988. — 254 с., нот.

  109. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. — М., 1982. — 320 с.

  110. Назайкинский Е.В. Музыка — звуковой мир // Советская музыка. 1986. № 12.

  111. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М., 1972. — 384 с.

  112. Нейгауз Г.Г. Воспоминания. Письма. Материалы.— М., 1992.

  113. Никольская И.И. От Шимановского до Лютославского и Пендерецкого: Очерки развития симфонической музыки в Польше XX века. — М.: Сов. композитор, 1990. — 332 с. с ил.

  114. Ницше Ф. О музыке и слове // Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху. — М.: «REFL-book», 1994. — 416 с. С. 81—92.

  115. Ницше Ф. Рихард Вагнер в Байрейте // Ницше Ф. Странник и его тень. — М.: «REFL-book», 1994. — 400 с. С. 80—142.

  116. Оливье Мессиан — о звуке и цвете (Из бесед с Клодом Самюэлем) // Homo musicus: Альманах музыкальной психологии. — М.: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 1994. — 206 с. С. 76—90.

  117. Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История. Становление. Сущность.— М., 1984.

  118. Паисов Ю. Современная русская хоровая музыка. — М., 1991.

  119. Петриков С.М. Закономерности развития художественного мышления (музыкологический аспект). — Томск, 1992.

  120. Петриков С.М. Закономерности современного музыкального композиционного мышления: Учебное пособие к спецкурсу. — Новосибирск: Изд. НГПИ, 1991. — 146 с.

  121. Петрусева Н. Пьер Булез. Эстетика и техника музыкальной композиции.— М., 2002.

  122. Подорога Ю. Понятие длительности и философия А. Бергсона // Опыт и чувственное в культуре современности. Философско-антропологические аспекты / Предисл. Петровской Е.В. — М.: ИФ РАН, 2004. — 248 с. С. 136—158.

  123. Поспелова Р.Л. Трактат, давший имя эпохе // Старинная музыка. 1999. № 1.

  124. Саркисян С.К. Футуристический взгляд П. Флоренского на пространство звука // Памяти Павла Флоренского. Сб. статей. — СПб., 2002. — 260 с.

  125. Сигитова С.М. От пифагорейской музыки сфер до пневматосферы Павла Флоренского (Поиски категорий философии музыки ХХ века) // Памяти Павла Флоренского. Сб. статей. — СПб., 2002. — 260 с.

  126. Симакова Н.А. Вокальные жанры эпохи Возрождения. — М., 1985.

  127. Симакова Н.А. Контрапункт строгого стиля и фуга. История, теория, практика. Ч.1. Контрапункт строгого стиля как художественная традиция и учебная дисциплина.— М., 2002.

  128. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. — М., 1973.

  129. Слотердайк П. Сферы. Микросферология. Том I. Пузыри / Пер. с нем. К.В. Лощевского. Вст. ст. Б.В. Маркова. — СПб.: Наука, 2005. — 654 + XXXIV с.

  130. Современные зарубежные музыкально-теоретические системы. — М., 1989.

  131. Соколов А.С. Музыкальная композиция ХХ века: Диалектика творчества. — М., 1992. — 230 с., нот.

  132. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: Сб. статей.— М., 1980.

  133. Стравинский И.Ф. Диалоги. — Л., 1971.

  134. Стравинский И.Ф. Статьи и материалы. — М., 1973.

  135. Сувчинский П. Из заготовок к «Музыкальной поэтике» Стравинского (1939); О музыке Игоря Маркевича (1932); Понятие о времени и Музыка (размышления о типологии музыкального творчества) (1939) // Вишневецкий И.Г. «Евразийское уклонение» в музыке… — М.: Новое литературное обозрение, 2005.

  136. Тараканова Е. Экспрессионистское течение в опере // Музыкальный театр ХХ века: События, проблемы, итоги, перспективы. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — 376 с.

  137. Теория современной композиции: Учебное пособие. — М.: Музыка, 2005. — 624 с., нот.

  138. Тюлин Ю.Н. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации. Кн.1—2. — М., 1976, 1977.

  139. Успенский Н.Д. Образцы древнерусского певческого искусства. — М., 1971.

  140. Флоренский Павел, священник. Детям моим. Воспоминанья прошлых лет. Генеалогические исследования. Из соловецких писем. Завещания. — М.: Московский рабочий, 1992. — 560 с.

  141. Фрэнк Д. Пространственная форма в современной литературе // Зарубежная эстетика и теория литературы ХIХ—ХХ вв. Трактаты, статьи, эссе. — М.: МГУ, 1987.

  142. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. — Томск: «Водолей», 2000.

  143. Хангельдиева И.Г. Взаимодействие и полифоничность искусств (Художественно-выразительные функции музыки в драматическом театре, кинематографе, телевидении): Дисс. на соискание уч. ст. д.ф.н. — М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1991. — 353 л.

  144. Холопов Ю.Н. Гармония. Теоретический курс. — М., 1988.

  145. Холопов Ю.Н. Музыкально-теоретические системы. — М., 2002.

  146. Холопов Ю.Н. Об общих логических принципах современной гармонии // Музыка и современность. — М., 1974. — Вып. 8.

  147. Холопова В.Н. О прототипах функций музыкальной формы // Проблемы музыкальной науки. — М., 1979. — Вып.4.

  148. Холопова В.Н. Теория музыки.— СПб., 2002.

  149. Холопова В.Н., Холопов Ю.Н. Антон Веберн. — М., 1984.

  150. Холопова В.Н., Чигарева Е.И. Альфред Шнитке: Очерк жизни и творчества. — М.: Сов. композитор, 1990. — 350 с., ил.

  151. Ценова В.С. О современной систематике музыкальных форм // Laudamus. — М., 1992.

  152. Ценова В.С. Числовые тайны музыки Софии Губайдуллиной. — М., 2000.

  153. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. Вып.1—6 (вып.1 совм. с Л.А. Мазелем) . — М., 1967, 1974, 1980, 1988, 1990.

  154. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Т. 1—2. — Долгопрудный, 1994.

  155. Чередниченко Т.В. Музыкальный запас. 70-е. Проблемы. Портреты. Случаи. — М.: Новое литературное обозрение, 2002. — 592 с., ил.

  156. Чередниченко Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. К анализу методологических парадоксов науки о музыке. — М.: Музыка, 1989. — 223 с., ил.

  157. Чухрукидзе К. Произведение и его исполнение. К вопросу об антропологии перформативных искусств // Опыт и чувственное в культуре современности. Философско-антропологические аспекты / Предисл. Петровской Е.В. — М.: ИФ РАН, 2004. — 248 с. С. 222—246.

  158. Шахназарова Н. Проблемы музыкальной эстетики в теоретических трудах Стравинского, Шенберга, Хиндемита. — М., 1975. — 237 с.

  159. Шевляков Е.Г. Музыкальный неоклассицизм ХХ века. — М.: Вузовская книга, 2004. — 188 с., ил.

  160. Шенберг А. Моя эволюция // Зарубежная музыка ХХ века. — М., 1975.

  161. Шенберг А. Убеждение или познание? // Зарубежная музыка ХХ века. — М., 1975.

  162. Шнитке А. Парадоксальность как черта музыкальной логики Стравинского // Стравинский И.Ф. Статьи и материалы. — М., 1973. С. 383—434.

  163. Шнитке А. Полистилистические тенденции в современной музыке // Холопова В.Н., Чигарева Е.И. Альфред Шнитке: Очерк жизни и творчества. — М.: Сов. композитор, 1990. — 350 с., ил. С. 327—331.

  164. Штокхаузен К. Структура и время переживания // Homo musicus: Альманах музыкальной психологии `95. — М.: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 1995. — 176 с. С. 76—94.

  165. Эйзенштейн С.М. Монтаж 1937 // Эйзенштейн С.М. Монтаж. — М.: Музей кино, 2000. — 592 с.

  166. Экранные искусства и литература. Звуковое кино. — М., 1994.

  167. Юсфин А.Г. Музыкальная природа творчества о. Павла Флоренского // Памяти Павла Флоренского. Сб. статей. — СПб., 2002. — 260 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа курса Пояснительная записка (2)

    Программа курса
    Настоящий курс ставит своей целью ознакомление студентов-магистров с основными подходами и методами к изучению культурных феноменов в историческом аспекте.
  2. Программа курса Пояснительная записка (1)

    Программа курса
    Цели и задачи курса. Курс предназначен для бакалавров культурологии, обучающихся на 3 куре. Он предполагает основательную подготовку по истории современной культуры, владение базовыми навыками социокультурного анализа.
  3. Программа элективного курса пояснительная записка

    Программа
    Программа предназначена для учащихся 10-11классов, выбравших естественнонаучный профиль обучения. Цель данного элективного курса – создание ориентационной и мотивационной основы для дальнейшего обучения в данном профиле, ознакомление
  4. Программа содержит пояснительную записку (цель, задачи, место дисциплины, требования к уровню освоения материала), учебно-тематический план, краткое содержание курса, список рекомендуемой литературы.

    Программа
    Программа содержит пояснительную записку (цель, задачи, место дисциплины, требования к уровню освоения материала), учебно-тематический план, краткое содержание курса, список рекомендуемой литературы.
  5. Программа курса (содержание тем дисциплины) 3

    Программа курса
    - понимание предмета политологии, ее места в ряду других общественно-политических наук, роли в формировании мировоззрения человека и его политической социализации,

Другие похожие документы..