Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
1.1. Настоящий курс реализуется в рамках направления «Геология» для магистрантов 2-го года обучения и относится к разделу специальных дисциплин вузов...полностью>>
'Документ'
Как составить план текста. 1. Прочтите предложенный текст и запишите его название....полностью>>
'Конкурс'
Тема моей работы «Linux. Первые шаги». Свое исследование я провожу «из центра» действия, которое называется «Внедрение ПСПО в школах». Что такое своб...полностью>>
'Методичні рекомендації'
Історія України – це наука, яка ґрунтується на законах розуміння історії та вивчає розвиток людського суспільства на всіх українських землях. Україна...полностью>>

Программа государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» специализациям 080507. 65-48 «Менеджмент туризма»

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ

АКАДЕМИЯ ТУРИЗМА

УРАЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ РМАТ

620085, г. Екатеринбург, ул. 8 марта, д.197 тел. (343)378-32-64

e-mail: ural.rmat@ тел./факс (343)378-32-61

________________________________________________________________________________

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

по специальности 080507.65 «Менеджмент организации»

специализациям 080507.65-48 «Менеджмент туризма»

080507.65-49 «Менеджмент гостеприимства»

Екатеринбург 2011

ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ»

вопрос № 1 «Экономические дисциплины»

  1. Система и методология современной экономической науки.

  2. Результаты воспроизводства на макроэкономическом уровне.

  3. Экономический рост: его сущность и факторы.

  4. Экономическая и социальная эффективность производства: их сущность и показатели.

  5. Классический рынок: его сущность и функции. Преимущества и недостатки рыночного механизма.

  6. Товар и его свойства. Индивидуальные и общественные товары.

  7. Трудовая теория стоимости и теория предельной полезности.

  8. Деньги: их сущность, происхождение и функции. Эволюция товарных денег и виды современных денег.

  9. Денежные теории. Количество денег, необходимое для обращения.

  10. Закон стоимости: его сущность и функции.

  11. Закон спроса и закон предложения: сущность и содержание.

  12. Теория потребительского поведения.

  13. Теория потребительского поведения. Влияние динамики цен и доходов на поведение потребителя.

  14. Предпринимательская деятельность: ее сущность, содержание, специфика.

  15. Заработная плата. Распределение доходов и оплата труда в России.

  16. Процент. Цена капитала. Ссудный капитал. Кредит

  17. Рента. Арендная плата. Цена земли.

  18. Торговый капитал. Товарная биржа.

  19. Рынок и государственное регулирование экономики.

  20. Конкуренция: ее сущность, виды и роль. Несовершенная конкуренция.

  21. Нарушение макроэкономического равновесия и цикличность развития рыночной экономики.

  22. Макроэкономическая нестабильность и инфляция. Инфляция в России.

  23. Издержки предприятия, фирмы. Специфика учета затрат на предприятиях России.

  24. Уровень жизни и динамика доходов населения России.

  25. Макроэкономическая нестабильность и безработица. Рынок труда и проблемы занятости рабочей силы в России.

  26. Воспроизводство рабочей силы и динамика народонаселения России.

  27. Проблема социальной защищенности граждан России.

  28. Становление мирового хозяйства и основные формы мировых экономических связей.

  29. Международная торговля. Теории международной торговли.

  30. Международная валютная система и этапы ее развития. Современная система плавающих курсов валют.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

по специальности «Менеджмент организации»,

вопрос № 1 «Экономические дисциплины»

  1. Система и методология современной экономической науки.

Экономическая реальность как система. Сложность и многообразие экономических реалий. Система экономических наук, ее пять блоков: историко-экономические, общие экономические, специальные экономические, конкретно-экономические и информационно-аналитические экономические науки. Место и роль экономической теории в системе экономических наук.

Методология экономической науки. Ограниченность обыденного мышления. Процесс научного познания. Экономические законы: их сущность и особенности. Методы абстрактного научного мышления. Ограниченность и сила научного знания.

  1. Результаты воспроизводства на макроэкономическом уровне.

Валовой общественный продукт. Конечный общественный продукт. Годовой общественный продукт в современном понимании. Валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт. Три способа измерения ВВП и ВНП. Номинальные и реальные величины ВВП и ВНП. Чистый национальный продукт и национальный доход. Национальное богатство. Структура национального богатства России.

  1. Экономический рост: его сущность и факторы.

Сущность экономического роста, его значение на микро- и макроэкономическом уровнях. Способы измерения экономического роста на микро- и макроэкономическом уровнях.

Динамика прироста ВВП в России. Основные факторы экономического роста. Два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный.

  1. Экономическая и социальная эффективность производства: их сущность и показатели.

Экономическая эффективность как основа интенсивного экономического роста. Сущность экономической эффективности производства. Показатели экономической эффективности. Производительность труда по регионам мира и по России.

Сущность социальной эффективности. Оптимум Парето. Показатели социальной эффективности. Всеобщая декларация прав человека и социальная эффективность производства.

  1. Классический рынок: его сущность и функции. Преимущества и недостатки рыночного механизма.

Понятие о рынке. Основные черты классического рынка. Участники рынка и взаимоотношения между ними. Причины возникновения рынка. Функции рынка. Положительное и отрицательное влияние рынка на экономическую и социальную жизнь общества.

  1. Товар и его свойства. Индивидуальные и общественные товары.

Экономическое и неэкономическое благо. Определение товара. Два свойства товара. Индивидуальные и общественные товары. Услуга как товар. Туризм и клубные товары. Жизненный цикл товара.

  1. Трудовая теория стоимости и теория предельной полезности.

Сущность и основные положения трудовой теории стоимости. Величина стоимости. Достоинства и недостатки трудовой теории стоимости. Субъективная полезность. Первый закон Госсена. Общая и субъективная предельная полезность. Достоинства и недостатки теории предельной полезности. Обмен как единство учета полезности экономических благ и затрат на их производство и реализацию.

  1. Деньги: их сущность, происхождение и функции. Эволюция товарных денег и виды современных денег.

Сущность денег. Особенности денег как особого товара. Происхождение денег. Функции денег. Социальные функции денег. Эволюция товарных денег. Демонетизация. Виды современных денег.

  1. Денежные теории. Количество денег, необходимое для обращения.

Основные формулы количества денег в обращении. «Золотое» правило денежного обращения. Суть инфляции. Возможность и причины инфляции.

  1. Закон стоимости: его сущность и функции.

Сущность закона стоимости и его функции. Роль закона стоимости в рыночном хозяйстве. Эффект «невидимой руки». Ограниченность закона.

  1. Закон спроса и закон предложения: сущность и содержание.

Сущность спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Закон спроса и закон предложения. Российский парадокс. Проблема эластичности. Три загадки закона спроса и предложения.

  1. Теория потребительского поведения.

Кардиналистская и ординалистская теории: их сущность и принципиальные основы. Анализ предпочтений потребителя и кривые безразличия. Анализ возможностей потребителя и линия бюджетного ограничения. Второй закон Госсена.

  1. Теория потребительского поведения. Влияние динамики цен и доходов на поведение потребителя.

Эффект дохода и эффект замены. Влияние доходов на поведение потребителя. Закон Энгеля. Парадокс Гиффена. Влияние окружающих на поведение потребителя. Права потребителей.

  1. Предпринимательская деятельность: ее сущность, содержание, специфика.

Сущность предпринимательства. Специфические черты предпринимательства. Функции и социальное содержание предпринимательской деятельности. Формы предпринимательского новаторства. Факторы, определяющие эффективность предпринимательской деятельности.

  1. Заработная плата. Распределение доходов и оплата труда в России.

Заработная плата как цена рабочей силы и как плата за труд. Величина платы за труд. Дифференциация уровней заработной платы. Динамика реальной заработной платы. Экономические и социальные функции заработной платы.

Организация заработной платы в России. Тарифная сетка. Динамика реальной заработной платы в России. МРОТ. Недостатки современной организации заработной платы в России.

  1. Процент. Цена капитала. Ссудный капитал. Кредит

Сущность процента. Сущность и формы капитала. Экономическая природа процента. Норма процента. Дисконтирование. Эффект финансового рычага. Сущность и формы ссудного капитала. Сущность, формы и роль кредита. Особенности кредитования в России.

  1. Рента. Арендная плата. Цена земли.

Сущность земельной ренты и арендной платы. Виды ренты по месту образования. Виды ренты по характеру образования. Дифференциальная, абсолютная и монопольная рента. Туристская рента. Цена земли. Аграрная реформа в России.

  1. Торговый капитал. Товарная биржа.

Сущность торгового капитала. Издержки обращения. Торговая прибыль. Современные формы розничной торговли. Оптовая торговля. Товарная биржа и ее роль в современной экономике.

  1. Рынок и государственное регулирование экономики.

Особенности современного рынка. Классическое и кейнсианское направления в экономической литературе о соотношении рынка и государства. Основные экономические и социальные функции государства в современной рыночной экономике. Инструменты и механизм государственного воздействия на современную экономику. Основные принципы государственного регулирования рыночной экономики.

  1. Конкуренция: ее сущность, виды и роль. Несовершенная конкуренция.

Сущность конкуренции и ее роль в рыночном механизме.

Виды конкурентной борьбы. Роль внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции. Основные черты (признаки) совершенной конкуренции. Сущность и формы несовершенной конкуренции. Сила монопольной власти. Рыночная структура современного рынка. Антимонопольное законодательство.

  1. Нарушение макроэкономического равновесия и цикличность развития рыночной экономики.

Основные формы нарушения макроэкономического равновесия. Короткие, средние и длинные циклы. Структура среднего цикла. Причины цикличности. Социальные последствия цикличности. Антикризисные меры. Современный финансово-экономический кризис: его особенности в России.

  1. Макроэкономическая нестабильность и инфляция. Инфляция в России.

Сущность и форма проявления инфляции. Возможность и причины инфляции. Виды инфляции. Уровень инфляции. Воздействие инфляции на социально-экономическую жизнь общества. Антиинфляционные меры. Инфляция в современной России.

  1. Издержки предприятия, фирмы. Специфика учета затрат на предприятиях России.

Сущность издержек предприятия. Издержки экономические и бухгалтерские. Виды бухгалтерских издержек.

Сущность себестоимости. Виды себестоимости. Калькуляционная и элементная структура себестоимости. Основные виды элементных затрат в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Динамика структуры себестоимости в России.

  1. Уровень жизни и динамика доходов населения России.

Понятие уровня жизни. Основные показатели уровня жизни. ИРЧП. ВВП на душу населения. Номинальные, располагаемые и реальные доходы населения. Использование доходов. Дифференциация доходов в России. Коэффициент фондов. Коэффициент Джини. Прожиточный минимум. Закон Энгеля. Индекс стоимости жизни. Динамика реальных доходов населения России.

  1. Макроэкономическая нестабильность и безработица. Рынок труда и проблемы занятости рабочей силы в России.

Закон рынка труда Ж.Б. Сэя. Объяснение причин безработицы в экономической науке. Уровень безработицы. Виды безработицы. Влияние безработицы. Занятость населения в современной России. Особенности безработицы в России. Забастовочное движение в России. Методы борьбы с безработицей и социальная поддержка безработных.

  1. Воспроизводство рабочей силы и динамика народонаселения России.

Естественное движение населения России. Вымирание народа в России. Продолжительность жизни при рождении. Демографический взрыв в мире. Условия воспроизводства рабочей силы в России. Семья и ее функции. Факторы улучшения воспроизводства рабочей силы в России. Мероприятия Правительства РФ по улучшению демографической ситуации в России.

  1. Проблема социальной защищенности граждан России.

Сущность социальной защищенности граждан. Объекты и конкретные формы социальной защищенности населения. Основные направления, необходимые для социальной защиты населения в России. Мероприятия Правительства РФ по улучшению социальной защиты граждан России.

  1. Становление мирового хозяйства и основные формы мировых экономических связей.

Интернационализация хозяйственной жизни. Сущность мирового хозяйства. Основные формы мировых экономических связей. Закономерности развития современного мирового хозяйства.

  1. Международная торговля. Теории международной торговли.

Сущность международной торговли. Экспорт и импорт. Чистый экспорт. Мультипликативный эффект. Платежный баланс страны. Протекционизм и либерализм. Теории международной торговли. Внешняя торговля России: ее особенности.

  1. Международная валютная система и этапы ее развития. Современная система плавающих курсов валют.

Сущность и составные элементы международной валютной системы. Этапы развития международной валютной системы. Современная система плавающих курсов валют. Валютный курс. Межгосударственные финансово-кредитные институты. Современное положение на мировом валютном рынке. Внешний долг России: его динамика, объем и новые проблемы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Козырев В.М. Основы современной экономики. Учебник. Изд. 4-е, перераб. и доп. М., Финансы и статистика, 2009.-544 с.

  2. Курс экономической теории. Учебное пособие. 3-е издание. М., МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007.-1040 с.

  3. Экономическая энциклопедия. М., Экономика, 1999. – 1055 с.

ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

по специальности «Менеджмент организации»

ВОПРОС № 2 «ДИСЦИПЛИНЫ МЕНЕДЖМЕНТА»

  1. Современное понятие менеджмента. Требования к менеджеру. Роли менеджера в организации.

  2. Основные этапы развития менеджмента. Причины возникновения стратегического управления.

  3. Функции менеджмента и принципы менеджмента.

  4. Конкурентоспособность туристского продукта. Стратегии создания конкурентных преимуществ.

  5. Методы управления в менеджменте.

  6. Сущность и структура стратегического управления; анализ среды; определение миссии и целей; выбор стратегии; выполнение стратегии; оценка реализации стратегии.

  7. Понятие «власть». Сущность основных форм власти.

  8. Анализ макроокружения в стратегическом менеджменте. Компоненты анализа. Система отслеживания внешней среды.

  9. Уровни управления в организации.

  10. Анализ непосредственного окружения в стратегическом менеджменте: покупатели; поставщики; конкуренты; рынок рабочей силы; контактные аудитории.

  11. Стили управления в менеджменте: авторитарный; демократический; либеральный.

  12. Анализ внутренней среды в стратегическом менеджменте. Срезы внутренней среды. Проведение анализа среды.

  13. Организационные структуры как объект стратегических изменений.

  14. Выбор стратегии фирмы: ключевые факторы выбора стратегии, оценка выбранной стратегии.

  15. Сущность стратегического и тактического планирования в менеджменте.

  16. Миссия туристкой организации. Носители интересов. Факторы выработки миссии. Цели формирования миссии.

  17. Коммуникации в управлении. Элементы коммуникационного процесса. Способы коммуникаций.

  18. Цели организации. Направления установления целей. Иерархия целей. Цели роста организации. Требования к целям.

  19. Развитие теории мотивации. Сущность основных теорий.

  20. Стратегии турфирм. Стратегии концентрированного роста. Возможности проведения.

  21. Концепция движущих сил рыночных отношений.

  22. Стратегии турфирм. Стратегии интегрированного роста.

  23. Информационное обеспечение управления.

  24. Стратегии турфирм. Стратегии диверсифицированного роста.

  25. Управленческие решения: подготовка, принятие и реализация.

  26. Стратегии турфирм. Эталонные стратегии сокращения.

  27. Управление конфликтами в менеджменте.

  28. Динамика продукта. Стратегии создания нового продукта.

  29. Организационная культура как объект стратегических изменений.

  30. Туристская фирма, как социально-экономическая система. Свойства системы.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

по специальности «Менеджмент организации»,

ВОПРОС № 2 «ДИСЦИПЛИНЫ МЕНЕДЖМЕНТА»

  1. Современное понятие менеджмента. Требования к менеджеру. Роли менеджера в организации.

Определение «менеджмент». Подходы к определению менеджмента. Общие требования к менеджеру. Основные группы ролей менеджера: межличностные, информационные, связанные с принятием решения.

  1. Основные этапы развития менеджмента. Причины возникновения стратегического управления.

Доиндустриальный период управления. Индустриальный период управления. Постиндустриальный период управления.

  1. Функции и принципы менеджмента.

Общие функции менеджмента: планирование, организация, координация, мотивация, контроль. Современные принципы менеджмента: централизация и децентрализация в управлении, оптимальность, экономичность, целенаправленность управления, комплексность , демократизация управления.

  1. Конкурентоспособность туристского продукта. Стратегии создания конкурентных преимуществ.

Определение понятия «конкурентоспособность». Стратегия лидерство в издержках. Стратегия дифференциации. Стратегия фокусировки на интересах конкретных потребителей.

  1. Методы управления в менеджменте.

Основные группы методов: административные (организационно-распорядительные), экономические, социально-психологические (мотивационные).

  1. Сущность и структура стратегического управления.

Анализ среды. Определение миссии и целей. Выбор стратегии. Выполнение стратегии. Стратегический контроль.

  1. Понятие «власть». Сущность основных форм власти.

Определение понятий «лидерство», «влияние», «власть». Характеристика основных форм власти: власть, основанная на принуждении, власть, основанная на вознаграждении, экспертная власть, эталонная власть, законная власть.

  1. Анализ макроокружения в стратегическом менеджменте. Компоненты анализа. Система отслеживания внешней среды.

Экономическая компонента. Правовая компонента. Политическая компонента. Социальная компонента. Технологическая компонента. Основные способы наблюдения за состоянием внешней среды.

  1. Уровни управления в организации.

Характеристика основных уровней управления в организации: низовой уровень, средний уровень, высший уровень.

  1. Анализ непосредственного окружения в стратегическом менеджменте.

Анализ покупателей. Анализ поставщиков. Анализ конкурентов. Анализ рынка рабочей силы. Контактные аудитории.

  1. Стили управления в менеджменте: авторитарный, демократический, либеральный.

Сравнительная характеристика основных стилей руководства, их преимущества и недостатки.

  1. Анализ внутренней среды в стратегическом менеджменте. Срезы внутренней среды. Проведение анализа среды.

Кадровый срез. Организационный срез. Производственный срез. Маркетинговый срез. Финансовый срез. Организационная культура. Методология проведения SWOT- анализа.

  1. Организационная структура как объект стратегических изменений.

Характеристика основных типов организационных структур в туризме: линейная, функциональная, дивизиональная, по стратегическим единицам бизнеса, матричная. Их преимущества и недостатки.

  1. Выбор стратегии фирмы: ключевые факторы выбора стратегии, оценка выбранной стратегии.

Основные ключевые факторы выбора стратегии: состояние рынка и позиция фирмы на рынке, цели фирмы, финансовые ресурсы фирмы, квалификация сотрудников, обязательства фирмы по предыдущим стратегиям, степень зависимости от внешней среды. Матрица Томпсона и Стрикланда. Направления оценки выбранной стратегии.

  1. Сущность стратегического и тактического планирования в менеджменте.

Назначение стратегического планирования в организации. Цели и задачи тактического планирования. Виды тактических планов по назначению и времени действия, по виду хозяйственной деятельности.

  1. Миссия туристской организации. Носители интересов. Факторы выработки миссии. Цели формулирования миссии.

Определение понятия «миссия». Собственники организации. Сотрудники организации. Покупатели продукта. Деловые партнеры. Местное сообщество. Общество в целом. Пять факторов выработки миссии. Роль миссии в деятельности организации.

17. Коммуникации в управлении. Элементы коммуникационного процесса. Способы коммуникаций.

Уровни управления. Вертикальные и горизонтальные связи. Распределение функций.

18. Цели организации. Направления установления целей. Иерархия целей. Цели роста организации. Требования к целям.

Дифференциация целей по уровням. Требования к целям. Дерево целей. Соответствие целей внешним и внутренним условиям.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена Специальность 080507. 65 менеджмент организации (1)

    Программа
    1.1. Настоящее Положение регулирует основные аспекты содержания, организации и проведения итогового государственного междисциплинарного экзамена по специальности 080507.
  2. Программа итогового государственного экзамена (4)

    Программа
    В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» итоговая государственная аттестация студентов, обучающихся по программе высшего профессионального образования, является обязательной.
  3. Отчет о результатах самообследования деятельности университета за период с 2005 г по 2009 г

    Публичный отчет
    Структура подготовки выпускников 15 4.1 Довузовская подготовка 15 4.1.1 Общие сведения о довузовской подготовке и профориентационной деятельности 15 4.
  4. Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 080507. 65 «Менеджмент организации»

    Программа
    Государственным образовательным стандартом по специальности 080507.65 «Менеджмент организации», утвержденным Министерством образования России «17» марта 2 г.
  5. Ростовский Государственный Экономический Университет (ринх)» «Утверждаю» ректор университета Кузнецов Н. Г. 30 июня 2009 г отчет

    Публичный отчет
    4.1. Соответствие разработанных общеобразовательных программ (ООП) и учебно-методической документации требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

Другие похожие документы..