Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Статья'
Abstracts: Статья/доклад имеет обзорный характер и посвящена обсуждению двух проблем. Первая из них связана с методологией исследований природы созна...полностью>>
'Документ'
наумбургия кистецветная,кизляк- Lysimachia thyrsiflora,syn....полностью>>
'Документ'
Формы безработицы и их проявление в разных экономических системах Сб. научных трудов «На пути к социальной рыночной экономике». – Красноярск, КрасГУ,...полностью>>
'Урок'
15 апреля 2007 года исполнилось лет со дня рождения Леонардо да Винчи. Большинство людей думает, что это выдающийся художник эпохи Возрождения, но на...полностью>>

Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Республики Беларусь

Учебно-методическое объединение вузов

Республики Беларусь по гуманитарному образованию

УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра

образования Республики Беларусь

___________________ А. И. Жук

___________________ 2008 г.

Регистрационный № ТД-__________/тип.

ИСТОРИЯ СЛАВЯНСКИХ СТРАН

Типовая учебная программа

для высших учебных заведений по специальностям:

1-23 01 13 «Историко-архивоведение», 1-23 01 12 «Музейное дело и охрана историко-культурного наследия» (по направлениям)

СОГЛАСОВАНО

Председатель Учебно-методиче-ского объединения вузов Республики Беларусь по гуманитарному образованию

___________________ В. Л. Клюня

___________________ 2008 г.

СОГЛАСОВАНО

Начальник Управления высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь

___________________ Ю. И. Миксюк

_____________________2008 г.

Первый проректор Государственного учреждения образования

«Республиканский институт высшей школы»

____________________ И. В. Казакова

_____________________ 2008 г.

Эксперт-нормоконтролер

_____________________

_____________________2008 г.

Минск 2008

Составители:

С. С. Александрович, доцент кафедры истории южных и западных славян Белорусского государственного университета, кандидат исторических наук, доцент;

О. В. Бригадина, доцент кафедры истории России Белорусского государственного университета, кандидат исторических наук, доцент;

М. С. Довгялло, доцент кафедры истории южных и западных славян Белорусского государственного университета, кандидат исторических наук, доцент;

С. Б. Жарко, доцент кафедры истории России Белорусского государственного университета, кандидат исторических наук, доцент;

Д. И. Лазарева, старший преподаватель кафедры истории южных и западных славян Белорусского государственного университета;

В. И. Меньковский, профессор кафедры истории России Белорусского государственного университета, доктор исторических наук;

А. П. Сальков, заведующий кафедрой истории южных и западных славян Белорусского государственного университета, кандидат исторических наук, доцент;

Н. А. Царюк, доцент кафедры истории южных и западных славян Белорусского государственного университета, кандидат исторических наук, доцент.

Рецензенты:

Кафедра славянской истории и методологии исторической науки Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка»;

а. е. рыбаков, директор «Белорусского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела», кандидат исторических наук.

РЕКОМЕНДОВАНА ДЛЯ УТВЕРЖДЕНИЯ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрами: истории России исторического факультета Белорусского государственного университета (протокол № 15 от 15 мая 2008 г.);

истории южных и западных славян исторического факультета Белорусского государственного университета (протокол № 11 от 20 мая 2008 г.);

Научно-методическим советом Белорусского государственного университета

(протокол № 4 от 22.05.2008 г.);

Научно-методическим советом по гуманитарным специальностям Учебно-методического обединения вузов Республики Беларусь по гуманитарному образованию

(протокол № 4 от 12.09.2008 г.).

Ответственный за редакцию: В.И. Меньковский

Ответственный за выпуск: А.П. Сальков

С О Д Е Р Ж А Н И Е

1.

Пояснительная записка...............................................................

4

2.

Примерный учебно-тематический план …………………......

6

3.

Содержание учебной дисциплины .…………….....................

9

4.

Источники и литература ……………………..........................

30

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«История славянских стран» как научная дисциплина и учебный курс является важной частью преподавания славистики в вузе. Программа данного курса предназначена для студентов, которые обучаются по специальностям 1–23 01 13 «Историко-архивоведение», 1–23 01 12 «Музейное дело и охрана историко-культурного наследия» (по направлениям). Поэтому данная программа адаптирована к этим специальностям.

Основными задачами обучения являются: определение места и роли славянских стран, занимающих важное геополитическое положение между Западом и Востоком; формирование у студентов понимания исторического места и роли славянской цивилизации в мировом историческом процессе; осмысление истории славянских стран в их сложной связи и взаимозависимости; знание современного состояния научных исследований по истории славян; выработка у студентов навыков исторического исследования, умения вести поиск и изучать научную историческую литературу, находить и анализировать информацию исторических источников.

Программа отражает национальный и региональный подходы, дает интегрированное изложение важнейших проблем истории славянских народов. Поскольку данный курс для данных специальностей читается параллельно с курсами по отечественной истории, а также истории Западной Европы, он предполагает комплексное применение системного и сравнительного анализа. Поэтому в основу программы положены проблемно-хронологический и компа-ративистский принципы. Это позволяет охватить историю славян с древней-ших времен до начала XXI в., а также сопоставить ее с историей других наро-дов соседних стран.

В соответствии с поставленными задачами данная программа связана с другими дисциплинами: «История южных славян», «История западных славян», «История России», «История Беларуси», а также с программами общих курсов по истории средних веков, новой и новейшей истории соответствующих кафедр исторического факультета Белорусского государственного университета.

Программа построена в соответствии с традиционным в славяноведении страноведческим принципом изложения материала в контексте этноконфес-сиональных, культурных и государственно-политических особенностей славянских стран. При этом она затрагивает основные проблемы истории всего региона Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Структурно курс, построенный по проблемно-хронологическому принципу, делится на разделы, которые соответствуют важнейшим этапам истории славянских стран.

В информационной части программы содержится список источников, учебных пособий и исследовательской литературы, предназначенной для самостоятельного изучения студентами. Он включает наиболее важные и интересные работы отечественных и зарубежных авторов, которые могут быть использованы студентами для подготовки к семинарским занятиям, а также для написания рефератов, курсовых и дипломных работ. Особое внимание уделяется новейшим исследованиям, не включенным в библиографические разделы учебников.

Основными методами изучения курса студентами являются работа с источниками и литературой, обсуждение проблем на семинарских занятиях, дискуссии по проблемам истории славянских стран. Для аудиторной работы по программе выделяются ключевые события истории славян, рубежные пере-мены и явления исторической жизни. Наряду с лекциями предусмотрены семинарские занятия для подробного рассмотрения конкретных событий и основного комплекса исторических источников. Студентам также предоставляется возможность подготовки самостоятельных творческих учебных работ. При чтении лекций и проведении семинарских занятий используется историографический материал, особенно в тех случаях, когда существуют принц࠸ࡾࡰࡠࡶ࢘ࡺࡼ@ࢀࡠ࡮ࡶࡰࢎࡺ࢖ࡪ@ࡤࡠࢀࡰࡠࡺࢄ࢖@ࡼࢌࡪࡺࡼࡴ@ࡰ࡮ࢆࢎࡠࡪࡸ࢖ࢊ@ࡰࢂࢄࡼࢀࡰࢎࡪࢂࡴࡰࢊ@ࢂࡼࡢ࢖ࢄࡰࡲ@ࡰ@࢞ࡤࡶࡪࡺࡰࡲ\@ࠤ@ࢀࡪࡴࡼࡸࡪࡺࡨࢆࡪࡸ࢖ࡲ@ࢂࢄࢆࡨࡪࡺࢄࡠࡸ@ࢂࡾࡰࢂࡼࡴ@ࡰࢂࢄࡼࢎࡺࡰࡴࡼࡤ@ࡰ@ࡶࡰࢄࡪࢀࡠࢄࢆࢀ࢖@ࡤࡴࡶ࢜ࢎࡪࡺ࢖@ࡺࡼࡤࡪࡲ࢐ࡰࡪ@ࡰࢂࢂࡶࡪࡨࡼࡤࡠࡺࡰ࢞@ࡰ@ࡤࡠ࡬ࡺࡪࡲ࢐ࡰࡪ@ࡨࡼࡴࢆࡸࡪࡺࢄ࢖@ࢂࡶࡠࡤ࢞ࡺࢂࡴࡼࡲ@ࡰࢂࢄࡼࢀࡰࡰ\ࠤ@ࢀࡪ࡮ࢆࡶ࢘ࢄࡠࢄࡪ@ࡰ࡮ࢆࢎࡪࡺࡰ࢞@ࡴࢆࢀࢂࡠŀV࠰ࢂࢄࡼࢀࡰ࢞@ࢂࡶࡠࡤ࢞ࡺࢂࡴࡰࢊ@ংтран» студенты должны знать:

– основные этапы и особенности исторического процесса в славянских странах;

– формы, содержание и результаты цивилизационного взаимодействия восточнославянских стран с другими регионами мира;

– содержание и специфику решения задач экономической, социально-политической и духовной жизни славянских стран в различные периоды истории; основную литературу и источники по истории славян;

уметь:

– применять цивилизационные подходы при характеристике закономерностей и особенностей исторического развития славянских народов;

– объяснять влияние различных культурно-цивилизационных факторов на социально-экономическое, государственно-политическое, этноконфессиональ-ное и культурное развитие славянских народов в различные исторические периоды;

– характеризовать роль и место славянских государств в региональном, цивилизационном и геополитическом развитии в различные исторические периоды;

– оценивать основные достижения материальной и духовной культуры славянских народов в контексте исторического развития и использовать культурно-историческое наследие в своей профессиональной деятельности.

Изучение дисциплины «История славянских стран» составляет максимально 556 часов, из них 236 часов аудиторные (142 часа – лекции, 94 часа – семинары). Рекомендуемая форма контроля знаний студентов – экзамен и три зачета.

2. ПРИМЕРНЫй учЕбнО-тЕматИчЕСКИй план

п/п

Название разделов

и тем

Количество часов

Ауди-

торных

Из них

Лекции

Семина-

ры

Раздел I. История России и Украины (с древнейших времен до 1917 г.)

I.1.

Образование государства у восточных славян.

4

4

I.2.

Социально-экономическое и политическое развитие Киевской Руси в IX– XIII вв.

4

4

I.3.

Феодальная раздробленность Киевской Руси.

4

4

I.4.

Борьба Руси с агрессией крестоносцев и монголов в XIII в.

4

2

2

I.5.

Московское княжество в XIV–XV вв.

4

2

2

I.6.

Россия в XVI в.

4

2

2

I.7.

Украинские земли в XIV – первой половине XVI в.

2

2

I.8.

Россия в конце XVI –XVII вв.

4

2

2

I.9.

Украина в составе Речи Посполитой во второй половине XVI – начале XVII в.

2

2

I.10.

Россия в конце XVII – XVIII в.

4

2

2

I.11.

Запорожская Сечь во второй половине XVII – XVIII вв.

2

2

I.12.

Россия в первой половине XIX в.

4

2

2

I.13.

Россия во второй половине XIX в.

4

2

2

I.14.

Россия в начале ХХ в.

4

2

2

Всего

50

34

16

Раздел II. История России и Украины (1917 г. – настоящее время)

II.1.

От Февраля к Октябрю 1917 г.

6

4

2

II.2.

Становление советской государствен-ности (осень 1917 – весна 1918 г.).

4

2

2

II.3.

Гражданская война (1918–1920 гг.).

6

4

2

II.4.

Советское государство в период Нэпа (1921 – конец 1920-х годов).

6

4

2

II.5.

СССР в годы первых пятилеток (конец 20-х годов– середина 1941 г.).

6

4

2

II.6.

СССР в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)

6

4

2

II.7.

СССР в середине 1940-х – середине 1950-х гг.

6

2

4

II.8.

Советское государство и общество в середине 1950-х– середине 1960-х гг.

6

4

2

II.9.

СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг.

6

4

2

II.10.

«Перестройка» и распад СССР (1985–1991 гг.).

8

4

4

II.11.

Россия и Украина на рубеже ХХ–ХХІ вв.

8

4

4

Всего

68

40

28

Раздел III. История южных и западных славян

в Средние века и Новое время

III.1.

Польские земли в Средние века и Раннее Новое время.

8

4

4

III.2.

Чешские и Словацкие земли в Средние века и Раннее Новое время.

8

4

4

III.3.

Болгарские и македонские земли в Средние века и Раннее Новое время.

6

4

2

III.4.

Сербия и Черногория в Средние века и Раннее Новое время.

4

2

2

III.5.

Словенские, хорватские и боснийские земли в Средние века и Раннее Новое время.

8

4

4

III.6.

Польские земли в Новое время.

8

4

4

III.7.

Чешские и словацкие земли в Новое время.

8

4

4

III.8.

Болгария и Македония в Новое время.

6

2

4

III.9.

Сербия, Черногория и Воеводина в Новое время.

6

4

2

III.10.

Хорватские, словенские и боснийские земли в Новое время.

6

4

2

Всего

68

36

32

Раздел IV. История южных и западных славян в новейшее время

IV.1.

Польские земли в 1914 – середине 40-х гг. ХХ в.

6

4

2

IV.2.

Чехия и Словакия в 1914 – середине 40-х гг. ХХ в.

6

4

2

IV.3.

Болгария в 1914 – середине 40-х гг. ХХ в.

6

4

2

IV.4.

Югославянские народы в 1914 – середине 40-х гг. ХХ в.

6

4

2

IV.5.

Польша в середине 40-х – начале XXI в.

6

4

2

IV.6.

Чехи и словаки в середине 40-х – начале XXI в.

6

4

2

IV.7.

Болгария в с࠵ࢀࡪࡨࡰࡺࡪ@h`Zࢊ@䀦@ࡺࡠࢎࡠࡶࡪ@@°°’@ࡤ\lhd’¬\p\࡜ࡦࡼࢂࡶࡠࡤ࢞ࡺࢂࡴࡰࡪ@ࡺࡠࢀࡼࡨ࢖@ࡤ@ࢂࡪࢀࡪࡨࡰࡺࡪ@@h`Zࢊ@䀦@p`Zࡪ@ࡦࡦ\@ࡊࡊ@ࡤ\lhd’¬\r\࡜ࡦࡼࢂࡶࡠࡤ࢞ࡺࢂࡴࡰࡪ@ࢂࢄࢀࡠࡺ࢖@ࡤ@ࡾࡪࢀࡰࡼࡨ@ࡾࡼࡶࡰZࢄࡰࡴࡼZ࢚ࡴࡼࡺࡼࡸࡰࢎࡪࢂࡴࡼࡲ@ࡸࡼࡨࡪࢀࡺࡰ࡮ࡠࢌࡰࡰ@Pr`Zࡪ@ࡦࡦ\@ࡊࡊ@ࡤ\@䀦@ࡺࡠࢎࡠࡶࡼ@°°’@ࡤ\R\hddࠤࢂࡪࡦࡼj`fdbpࠤࢂࡪࡦࡼ@ࡾࡼ@ࡨࡰࢂࢌࡰࡾࡶне

236

142

94

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ РОССИИ И УКРАИНЫ



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-21 05 02 Русская филология (3)

    Программа
    А.А. Нестеренко, профессор кафедры русской и зарубежной литературы учреждения образования «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова», доктор филологических наук, профессор.
  2. Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-79 01 01 Лечебное дело (4)

    Программа
    Топографическая анатомия и оперативная хирургия – прикладная наука, которая изучает пространственное расположение и взаимоположение органов и тканей применительно к запросам общеклинической подготовки, прежде всего, хирургии.
  3. Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-21 05 05 Классическая филология (2)

    Программа
    Зарембо Ольга Сергеевна – старший преподаватель кафедры классической филологии Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук;
  4. Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-79 01 07 Стоматология (2)

    Программа
    С.Л. Кабак, профессор кафедры морфологии человека Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук,
  5. Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-51 01 01 Геология и разведка месторождений полезных ископаемых (2)

    Программа
    Кафедра экономической географии и охраны природы факультета естествознания Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени М.

Другие похожие документы..