Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Учебно-методический комплекс: «Тракторы, агрегаты, эксплуатация сельскохозяйственной техники» (учебная и рабочая программы, методические материалы). ...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 4 марта 2010 г. в 15 час. 15 мин. на заседании диссертационного совета Д. 212.268.02 при ТУСУР по адресу: 634050, г. Томск, пр. Лени...полностью>>
'Анализ'
Столица Казахстана, город Астана, строится на основе новой философско-теоретической концепции, разработанной всемирно-известным японским архитектором...полностью>>

Учебно-методический комплекс дисциплины «Микроэкономика» Направление подготовки

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

Кафедра-разработчик Экономическая теория и мировая экономика

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Микроэкономика»

Направление подготовки

080100.62 «Экономика»

Председатель УМС

направления

Протокол № ___ «___»_________2011г. _________________ Н.З. Солодилова

Зав.кафедрой экономической теории

и мировой экономики

(указывается кафедра, реализующая дисциплину)

Протокол №___ «___»___________2011г. _________________А.Н.Дегтярев

Разработчик _________________Э.Р. Мамлеева

Уфа 2011

Микроэкономика: Учебно-методический комплекс для бакалавров направления подготовки 080100.62 /Сост.: 2011.- 75 с.

Учебно-методический комплекс предназначен для бакалавров направления подготовки 080100.62 – «Экономика», обучающихся на дневном и заочном отделении. Учебно-методический комплекс по курсу содержит в себе рабочую программу курса, конспект лекций, методические рекомендации преподавателям, методические рекомендации по организации учебного процесса и изучению дисциплины..

Рецензенты:

Марьина А.В.., канд. экон. наук, доцент кафедры экономической теории Уфимского государственного авиационного технического университета.

Асадуллина А.В , канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономическая теория и мировая экономика» Уфимской государственной академии экономики и сервиса.

© Уфимская государственная академия экономики и сервиса

СОДЕРЖАНИЕ

1. Рабочая программа учебной дисциплины

2. Конспект лекций

3. Методические рекомендации преподавателям

4. Методические рекомендации по организации учебного процесса и изучению дисциплины

4.1. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ

4.2. Методические рекомендации по организации

самостоятельной работы студентов

4.3. Методические рекомендации по выполнению курсовых работ

5. Аттестационно-педагогические измерительные материалы

6. Глоссарий

7. Список литературы

8. Интернет-ресурсы

2. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Тема 1. Экономическая теория как наука.

Объектом изучения экономической теории является экономика. В современных условиях слово «экономика» имеет по меньшей мере три значения:

1) экономика как система (экономическая система), как совокупность производственных отношений общества, его экономический базис;

2) экономика в смысле народного хозяйства страны, группы стран, всего мира;

3) экономика как научная дисциплина, экономическая теория.

В настоящее время предмет экономической науки можно сформулировать следующим образом: экономическая теория - это наука о том, как общество использует редкие ресурсы для производства благ (ценных товаров и услуг) и распределения их среди экономических агентов. За этим определением кроются следующие ключевые идеи экономики: потребности безграничны, блага редки, а, следовательно, общество должно использовать свои ресурсы эффективно.

Экономическая теория анализирует хозяйственную жизнь на 2-х уровнях:

- микроэкономическом (от греческого mikros – малый) – уровень конкретных фирм и домохозяйств, отдельных товаров и ресурсов, отраслей и рынков;

- макроэкономическом (от греческого mаkros – большой) – уровень экономики в целом, либо основных ее подразделений, сфер и проблем.

Так анализ выпуска конкретной продукции и ее продаж отдельными фирмами и даже отраслью на конкретном рынке – микроэкономика, анализ общего выпуска всех видов продукции и ее реализация в стране и мире – макроэкономика.

С одной стороны, макроэкономика образует ту хозяйственную среду, в которой работают отдельные фирмы (предприятия), существуют индивидуальные потребители, функционируют отдельные отрасли и рынки.

С другой стороны, микроэкономические единицы вместе взятые, образуют макроэкономику. Для этого их в экономической теории агрегируют, т.е. объединяют в укрупненные экономические единицы (агрегаты), например, сектор фирм, домохозяйств, государств. Граница между ними размыта, некоторые вопросы рассматриваются одновременно на микро-и макроуровне, например, положение дел в конкретных отраслях и на отдельных товарных рынках, где анализ ситуации важен как для конкретных предприятий этих отраслей, так и для экономики страны в целом. Поэтому часто выделяют промежуточный уровень – мезоэкономика, в сферу которой попадают отрасли и рынки.

Выделяют 2 компонента экономической науки:

- позитивная экономическая теория – та часть экономической науки, которая изучает факты и зависимости между этими фактами. Например, дискуссии об эффективности рассматриваются как ее часть;

- нормативная экономическая теория – та часть экономической теории, которая занимается оценочными суждениями об экономических условиях и политике (хороши или плохи).

Не вдаваясь в детализацию различных экономических школ и направлений в рамках экономической теории, остановимся на двух ее концептуальных полюсах. Это — политическая экономия и экономикс. Первая представляет собой мировоззренческую фундаментальную экономическую науку, пытающуюся выявить причинно-следственные связи и взаимодействия реальной экономической действительности в единстве ее качественных и количественных характеристик как материальной основы жизнедеятельности человеческого социума с его социально-этическими составляющими.

В экономиксе все внимание концентрируется не на выявлении сущностных, содержательных моментов экономических явлений и процессов, а на их описании и приятии как данности, которая не требует никаких углубленных исследований. В настоящее время экономикс с его не причинно-следственными, а функциональными связями между переменными занимает господствующее положение в западной системе экономического образования, что привело к возрастанию роли формально-математической аксиоматики, в которой не находит отражения воспроизводящееся в природной среде человеческое общество. Однако надо признать, что выдвижение на первый план экономикса было обусловлено тем, что классическая политическая экономия в свое время не смогла решить важные теоретические задачи, тогда как экономикс предложил свое, в значительной степени прагматическое видение предмета исследования и добился определенных результатов.

В рамках экономикса центральными фигурами являются потребители и изготовители с их суждениями и оценками в отношении рыночных благ, с их рациональным поведением.

Тема 2. Методы и функции экономической теории. Базовые экономические поятия. Ключевые экономические проблемы

Экономическая теория, как и любая другая наука, обладает не только специфическим предметом, но и особым методом познания.

Основными методами, используемыми экономической теорией при изучении хозяйственных явлений выступают:

- метод формальной логики;

- диалектический метод;

- метод экономико-математического моделирования;

- экономический эксперимент.

Формальная логика – это изучение мысли с точки зрения ее структуры, формы. Основные категории, законы и формально-логические методы и приемы познания приведены в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Категории

Законы

Методы

- понятие

- суждение

- умозаключение

- силлогизм

- проблема

- антиномия

- закон тождества

- закон противоречия

- закон исключенного третьего

- закон достаточного основания

- анализ и синтез

- индукция и дедукция

- сравнение

- аналогия

- гипотеза

Анализ – это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей в отдельности. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину.

Индукция – это метод познания, основанный на умозаключениях от частного (особенного) к общему, дедукция, наоборот, от общего к частному.

Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются в экономической теории в единстве. Их сочетание обеспечивает системный подход к сложным явлениям хозяйственной практики.

Сравнение – метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов, широко используется при систематизации и классификации понятий, так как позволяет соотнести неизвестное с известным, выразить новое через имеющиеся понятия и категории.

Аналогия – метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное

Гипотеза – это метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов. Гипотеза возникает тогда, когда появляются новые факты, противоречащие прежней теории.

Качественно новый этап развития экономической науки связан с применением диалектического метода. Диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы общества и человеческого мышления. Основными принципами систематизации понятий в диалектике стали принципы взаимосвязи и развития. Экономическая система впервые была рассмотрена как развивающаяся взаимосвязь категорий и законов. Основные категории, законы и методы диалектической логики приведены в табл. 2.1

Таблица 2.2

Категории

Законы

Методы

- единичное и общее

- часть и целое

- причина и следствие

- сущность и явление

- содержание и форма

- необходимость

и случайность

- возможность

и действительность

- взаимопереход

количества и качества

- единство и борьба

противоположностей

- отрицание отрицания

- восхождение от

абстрактного

к конкретному

- единство

исторического

и логического

Метод научной абстракции предполагает отвлечение от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить в них существенное и постоянно повторяющееся.

Движение от конкретного, данного в представлении (реальной действительности) к все более высоким абстракциям и от них вновь к конкретному, но уже обогащенному знанием – таким представляется путь познания в диалектике. При сравнении исторического и логического методов они не противостоят друг другу, а применяются в единстве, поскольку исходный пункт исторического исследования совпадает в общем и целом с исходным пунктом логического исследования.

Экономическим процессам и явлениям присуща как качественная, так и количественная определенность. Поэтому экономическая теория широко использует математические и статистические приемы и средства исследования, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования.

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования. Исходные данные модели наряду с бесспорными фактами и понятиями содержат гипотезы и постулаты, истинность которых может быть еще не доказана. Решение модели состоит в выявлении новых ранее неизвестных свойств изучаемого объекта. Связь модели с объективной экономической действительностью двояка: с одной стороны, модель отражает реальный мир, является его условным воспроизведением, с другой – служит его преобразованию в соответствии со сформулированными целями.

Другим методом экономической теории является хозяйственный эксперимент, т.е. искусственное воспроизведение или изменение экономического явления с целью достижения ожидаемых, заранее предсказанных результатов. Экономические эксперименты проводимые на микроуровне, на уровне отдельных предприятий или отраслей помогают отработать и проверить эффективность отдельных рычагов и инструментов хозяйственного механизма.

Экономическая политика – целенаправленная система мероприятий государства в области общественного производства, распределения, обмена и потребления благ.

Основным пунктом экономической деятельности людей являются потребности, а их удовлетворение – конечным результатом.

Потребности – нужда в чем-либо, отсутствие чего-либо, внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.

Характерная черта потребностей – они безграничны.

Благами называются средства, удовлетворяющие потребности. Одни из них имеются в почти неограниченных масштабах, другие в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами, поскольку именно они являются объектом экономической деятельности людей.

Экономические блага делятся на долговременные, предполагающие многоразовое использование (автомобиль, книги, электроприборы и т.д.) и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления (хлеб, масло, спички, напитки и т.д.). Среди благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные).

Для получения экономических благ, как правило, нужны дополнительные средства – ресурсы. Экономические ресурсы – это факторы, используемые для производства потребительских благ. К важнейшим из них относятся земля, труд, капитал, предпринимательские способности. Сегодня фактором производства становится и информация.

Если потребности безграничны, то основная характеристика ресурсов – их ограниченность.

Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выбора – выбора наилучшего среди альтернативных вариантов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при минимуме затрат.

Производственные возможности – возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов и при условии данного уровня развития технологии. Возможный и желательный выпуск продукции характеризует модель производственных возможностей.

Тема 3. Собственность и рыночная экономика

Собственность как экономическая категория есть отношение между людьми по поводу материальной основы хозяйственной деятельности, т.е. средств производства. Отношения собственности составляют основу социально-экономических отношений между людьми, определяют характер этих отношений, поведение людей. 

Экономические отношения собственности в современном обществе реализуются в правовых формах ими определяются отношения субъекта собственности к объекту собственности, правовые нормы включают в себя права собственника, его имущественную ответственность и защищают его права, - право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в чем бы оно не заключалось. Законы не создают отношений собственности (они объективны), а всего лишь закрепляют отношения, которые фактически сложились в обществе. 
Владение - это фактическое обладание имуществом. Пользование означает процесс извлечения полезных свойств из имущества. 
Распоряжение - это действия, связанные с отчуждением имущества от его владельца (продажа, дарение, обмен, наследование, аренда, залог и т.д.). 

Основой рыночной экономики, в том числе и регулируемой государством, выступает частная собственность в ее разнообразных типах и формах. Многообразие форм собственности отражает разную степень развития производительных сил и организационно-экономических отношений, неодинаковую меру обобществления производства в различных областях хозяйства. В индустриально развитых капиталистических странах наблюдается большое разнообразие типов и форм частной собственности: единоличная собственность фермеров; трудовая частная собственность (лавка, магазин, кафе, станция технического обслуживания, аптека и т.д.); индивидуальное частное предприятия с относительно небольшим числом работников, работающих по найму, акционерные общества и др. Такая смешанная экономика отличается от полностью монополизированной или огосударствленной тем, что она лучше реагирует на многообразие изменения общественных потребностей и более полно отражает их. 

По признаку присвоения все многообразие форм собственности можно свести к трем группам: индивидуальная, коллективная и государственная. 
Индивидуальная включает в себя личную собственность на предметы потребления и домашнего обихода, личное подсобное хозяйство, индивидуальную трудовую деятельность. В этом типе собственности все ее аспекты представлены в одном лице или семье. 
Коллективная представлена кооперативами, коллективными, арендными предприятиями, товариществами, акционерными предприятиями и др. Кооперативная форма собственности широко распространена в большинстве стран мира. Основной сферой деятельности кооперативов является переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции. На территории бывшего СССР коллективная собственность была представлена колхозами и потребительскими обществами на селе. 
Разновидностью коллективной собственности является и акционерная собственность . 
Государственная собственность бывает общегосударственной, региональной и муниципальной. 
По правовым признакам различают частную собственность (граждан и юридических лиц), государственную (опять-таки федеральную, субъектов федерации и муниципальную) и смешанную или совместную форму собственности. 
Объектами собственности являются товары, рабочая сила, земля, природные ресурсы, жилые дома, ценные бумаги, капитал в денежной или вещественной форме. 
В каждом государстве установилось свое соотношение между различными формами собственности, а в каждой отрасли хозяйства, в материальном производстве и в нематериальной сфере утвердилось преимущество тех или иных форм. 

Тема 4. Общая характеристика рыночной (товарной) экономики.

Рынок: сущность структура и функции.

Натуральное хозяйство – это такой способ организации хозяйственной деятельности, при котором производство направлено непосредственно на удовлетворение собственных потребностей производителя, т.е. имеет место внутрихозяйственное потребление.

Товарное производство – это такая форма организации общественного производства, при которой экономические отношения между людьми проявляются через куплю-продажу продуктов их труда на рынке.

Характерными чертами, признаками товарного производства являются: общественное разделение труда; экономическое обособление хозяйствующих субъектов; производство продукта на продажу, а не для собственного потребления; обмен товарами и его эквивалентность.

Товарное производство предопределяет серьезное продвижение в экономическом прогрессе. Одно из бесспорных преимуществ товарного производства – его неразрывная связь с ростом разделения труда, с прогрессом техники, технологии и другими элементами производительных сил. Оно обладает высокой адаптивностью к разным экономическим системам, в каждой из них обслуживает реализацию тех форм собственности, которые им свойственны.

В развитии товарного производства можно выделить два этапа: простое и капиталистическое товарное производство.

Типичным для докапиталистических формаций было простое товарное производство (иногда его называют неразвитым товарным производством). Для простого товарного производства характерны следующие черты:

  • частная собственность на средства производства и продукты труда;

  • личный труд собственника на средства производства;

  • является индивидуальным производством ремесленников и крестьян, осуществляемым ими в целях удовлетворения личных потребностей.

Для капиталистического товарного производства характерны следующие черты:

  • средства производства принадлежат капиталистам, а рабочие лишены средств производства;

  • капиталист эксплуатирует наемный труд, безвозмездно присваивая значительную часть продукта чужого труда;

  • совместный труд многих рабочих под командой капиталиста используется в целях получения им прибыли.

Таким образом, основой товарного производства является рыночная экономика.

Рыночная экономика – это особая форма организации хозяйства, при которой потребители и производители для решения основных проблем экономики взаимодействуют между собой посредством рыночного механизма.

Рынок и рыночная экономика – это система экономических отношений между людьми, охватывающая, прежде всего, процесс производства товаров и услуг по рыночным законам, а также процессы распределения, обмена и потребления по законам рынка, основными из которых являются закон стоимости, закон спроса и закон предложения. Рынок выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на товарно-денежных связях, финансово-кредитной системе и использовании разнообразных форм собственности.

Можно назвать признаки рынка, выявляющие его сущность:

1. Экономическая самостоятельность субъектов рыночных отношений: свобода выбора экономической деятельности как предпринимателями, так и наемными работниками; их равноправное партнерство по поводу купли-продажи своих товаров; преобладание развитой системы хозяйственных связей друг с другом; почти полное отсутствие администрирования.

2. Либеральные (свободные) цены: никто не вправе законом устанавливать рыночные цены (хотя нельзя не отметить, что в условиях современного рынка на эти процессы оказывают влияние, особенно косвенно, государство и, в той или иной степени, несовершенные конкуренты).

3. Определяющее влияние потребителя на производителя (а не наоборот, как в командно-административной системе); отсутствие дефицита.

4. Конкуренция как экономический рычаг развития рыночной экономики.

5. Обязательное использование по экономическому назначению рыночной инфраструктуры: банков, бирж, страховых компаний и др.

6. Превращение национальной экономики в открытую систему с привлечением иностранного капитала и участием в международных экономических организациях.

Основными функциями рынка, раскрывающими его роль в развитии экономической системы, являются следующие:

1. Рынок опосредует разделение труда между производителями различных товаров и услуг.

2. Информационная функция рынка проявляется в том, что через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает субъектам экономики объективную информацию о характере их дальнейшего поведения.

3. Стимулирующая функция рынка заключается в том, что при изменении рыночной ситуации, когда объективно снижаются цены и сокращается производство того или иного товара, его производитель изыскивает возможность уменьшения издержек производства, внедряя новую технику и более совершенную технологию.

4. Санирующая функция рынка обеспечивает с помощью конкуренции очищение экономики от неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и способствует развитию более предприимчивых и эффективных. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

Обобщая сказанное, можно утверждать, что самая главная черта рыночной экономики в том, что она является саморегулирующейся системой. Причем, саморегуляция, как мы увидим ниже, осуществляется стихийно с помощью элементов рыночного механизма.

Рыночная экономика характеризуется сложной структурой, которую классифицируют по различным критериям, основными из которых являются:

1. По характеру объекта товарного обмена различают рынки товаров и услуг, рынки капитала, рабочей силы, ценных бумаг, рынки земли и природных ресурсов и др.

2. По форме конкуренции выделяют рынки совершенной и несовершенной конкуренции.

Исходя из определенных признаков, можно выделить следующие типы рынков.

1. Неразвитый рынок, когда рыночные отношения носят случайный характер, присутствует бартер, но и здесь рыночный механизм играет определенную роль.

2. Свободный классический рынок, или рынок совершенной конкуренции, черты которого сложились с конца XV до середины XIX вв.

3. Современный рынок, который называется большинством экономистов как «регулируемый рынок», когда общество использует в оптимальном сочетании рыночные и государственные средства регулирования экономики.

Будучи саморегулирующейся системой, рыночная экономика решает проблемы экономического выбора с помощью особого механизма, все элементы которого находятся под влиянием цен, конъюнктуры рынка (в основе ее – соотношение спроса и предложения) и конкуренции

Конкуренция выступает как главная регулирующая система в рыночной экономике, обеспечивающая взаимодействие спроса и предложения и уравновешивающая рыночные цены. Конкуренция – соперничество на рынке за лучшие, экономически более выгодные условия производства и реализацию товаров и услуг. За рыночной конкуренцией скрывается борьба производителей друг с другом, потребителей между собой и продавцов и покупателей. Это соперничество – важное условие эффективного развития экономики, поскольку стимулирует развитие научно-технического прогресса, обновление ассортимента и улучшение качества товаров.

Конкуренция не преодолевает ограниченности ресурсов в экономике, но может ослабить эту ограниченность, так как фирмы будут искать оптимальный способ использования ресурсов.

Конкуренция бывает внутриотраслевой и межотраслевой, совершенной и несовершенной. Внутриотраслевую конкуренцию выигрывает тот из производителей, у кого затраты труда, при прочих равных условиях, на единицу продукции ниже, что достигается за счет повышения производительности труда. Межотраслевая конкуренция путем перелива капитала из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей и способствует устранению дефицитов на какие-либо товары, потребность которых обозначена.

В силу особой роли конкуренции ее защита является важной функцией государства, которое поддерживает здоровую (в отличие от дикой, недобросовестной) конкуренцию. Многие экономисты считают, что конкурентоспособность в современных условиях должна стать определяющим критерием экономической целесообразности производства.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплина Микроэкономика (часть 1 и часть 2) Для бакалавров по направлению «Экономика» 080100

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины маркетинг направление подготовки бакалавров

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с государственным образовательным стандартом и учебными планами специальности 080102 «Мировая экономика».
  3. Основы экономики учебно-методический комплекс дисциплины для программы подготовки бакалавров по направлению "Экономика"

    Учебно-методический комплекс
    Курс "Основы экономики" представляет вводный курс по экономической теории, предваряющий углубленное изучение студентами, обучающимися в бакалавриате по направлению”Экономика”.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины: Экономическая теория Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Предмет экономической науки; введение в экономику (основы экономического анализа, основы обмена, функционирование конкурентного рынка, основы государственного сектора ); основные понятия собственности: экономические и правовые аспекты;
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины для студентов, обучающихся по специальности 250401 «Лесное дело»

    Учебно-методический комплекс
    «Нравится это или нет, но основные проблемы совре­менной политики действи­тельно являются чисто эко­номическими и не могут быть поняты без знания экономической теории».

Другие похожие документы..