Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
- формировать навык выразительного и осознанного чтения, умение выделять в прочитанном тексте основную мысль; читать по ролям знакомый текст. Воспиты...полностью>>
'Документ'
4. Компанія "СП" вийшла на ринок, де попит значно перевищує пропозицію. У цьому випадку найдоцільніше для компанії буде застосування концеп...полностью>>
'Методические рекомендации'
Одобрено кафедрой математики и информатики. Протокол заседания кафедры от __.__.2008 №_. Для студентов, обучающихся по специальности 080109.65 Бухгал...полностью>>
'Доклад'
В соответствии со статьей 11 Закона Республики Ингушетия от 27.02.2009 № 6-РЗ «О формировании органов местного самоуправления во вновь образованных м...полностью>>

Типовая программа разработана в соответствии с нормативными документами (1)

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СоставителИ:

С.А.Алексеев, заведующий кафедрой общей хирургии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор;

А.И.Лемешевский, доцент кафедры общей хирургии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент

Рецензенты:

Кафедра хирургических болезней №2 с курсом детской хирургии Учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет»;

Ю.М.Гаин, проректор по научной работе Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», доктор медицинских наук, профессор

Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой общей хирургии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 4 от 26. 10.2010 г.);

Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 6 от 23.02.2011 г.);

Секцией по специальности 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию

(протокол № 2 от 24.02.2011 г.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Хирургические болезни» – учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики по разделам общей хирургии и частной хирургической патологии. Полученные знания позволят студентам медико-профилактического факультета ориентироваться в основных разделах хирургии, развить клиническое мышление, приобрести хирургические и общемедицинские навыки, усвоить этические и деонтологические аспекты профессии врача.

Типовая программа разработана в соответствии с нормативными документами:

  • образовательным стандартом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» (ОС РБ 1-79 01 03-2008), утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 2 мая 2008 г. № 40;

  • типовым учебным планом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» (регистрационный № L 79-008/тип.), утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 16 апреля 2008 г.

Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции.

Цель преподавания дисциплины «Хирургические болезни» состоит в формировании знаний, которые позволят овладеть основными принципами диагностики и лечения хирургических заболеваний.

Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляют:

  • принципы десмургии, асептики и антисептики, основы гемотрансфузиологии, диагностики кровотечений, методики гемостаза и компенсации кровопотери;

  • общие положения анестезиологии и реаниматологии, пластической хирургии, онкологии и трансплантологии, основные принципы диагностики и лечения гнойных хирургических заболеваний, расстройств периферического кровообращения;

  • основы диагностики, лечения и профилактики отдельных ургентных хирургических заболеваний;

  • навыки, необходимые для оказания первичной медицинской помощи пациентам с острыми хирургическими заболеваниями, травмами и неотложными состояниями.

Задачи преподавания дисциплины состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции, основа которой заключается в знании и применении:

  • умений выявлять симптомы хирургических заболеваний;

  • методов диагностики ряда хирургических заболеваний;

  • методов овладения приемами первичной медицинской помощи при развитии ряда состояний, угрожающих жизни пациента, а также решении вопросов о месте обследования и лечения пациента с признаками хирургического заболевания.

Преподавание и успешное изучение хирургических болезней осуществляется на базе приобретенных студентами знаний и умений по разделам следующих дисциплин:

Латинский язык. Знание латинских и греческих словообразовательных элементов и определенного минимума терминологии на латинском языке.

Медицинская биология и общая генетика. Биологические основы жизнедеятельности человека. Биология клетки. Размножение. Протозоология. Биология простейших.

Медицинская и биологическая физика. Медицинские приборы и аппаратура, используемые в хирургии.

Анатомия человека. Строение тела человека, составляющих его систем, органов, тканей, половые и возрастные особенности организма.

Гистология, цитология, эмбриология. Методы гистологических и цитологических исследований. Кровь и лимфа. Рыхлая соединительная ткань. Эпителиальные ткани. Органы кроветворения и иммунной защиты (центральные и периферические), строение, иммуногенез.

Нормальная физиология. Основные физиологические функции органов и систем человеческого организма.

Фармакология. Основные принципы действия лекарственных веществ. Антибактериальные и противопаразитарные средства.

Патологическая анатомия. Воспаление – понятие и биологическая сущность.

Патологическая физиология. Учение о патогенезе. Болезнетворное воздействие факторов внешней среды (биологические факторы – вирусы, бактерии, простейшие). Роль реактивности организма в патологии.

Микробиология, вирусология, иммунология. Бактериологические и иммунологические методы диагностики хирургических инфекций. Микробиологические основы химиотерапии и антисептики.

Топографическая анатомия и оперативная хирургия. Хирургический инструментарий. Техника выполнения наиболее распространенных оперативных вмешательств.

Структура учебной программы дисциплины включает два раздела: общую хирургию и частную хирургию.

Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины

Студент должен знать:

  • правила подготовки пациента и операционного поля к операции, методы дезинфекции и стерилизации инструментов, перевязочного материала, перчаток, обработки рук при проведении хирургических вмешательств;

  • основные антисептики, применяемые для профилактики инфицирования в лечении пациентов;

  • местные и общие признаки травматических повреждений (механических, термических, химических, лучевых ожогов и отморожений);

  • основы асептики и антисептики, методы контроля за стерильностью;

  • общие и местные симптомы кровотечений, основы гемотрансфузиологии;

  • основы общего и местного обезболивания, реанимации;

  • клиническую картину, основы диагностики и лечения хирургических заболеваний, особенности обследования пациентов;

  • технику первичной и вторичной хирургической обработки ран, этапы местного лечения гнойных воспалительных процессов;

уметь:

  • осуществлять дезинфекцию и стерилизацию инструментария, перевязочного материала, перчаток;

  • обрабатывать руки при подготовке к хирургическому вмешательству;

  • готовить пациента и операционное поле к операции;

  • производить различные виды местного обезболивания с использованием современных анестетиков;

  • накладывать повязки различных типов и видов;

  • применять способы временной остановки кровотечения;

  • определить группу и резус-принадлежность крови пациента, подготовить систему для переливания донорской крови, компонентов, препаратов крови и кровезаменителей.

Характеристика рекомендуемых методов обучения. При организации обучения рекомендуются традиционные формы и методы обучения студентов: лекции, практические занятия, а также элементы управляемой самостоятельной работы. Практические занятия рекомендуется проводить с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций учебного материала, видеофильмов), ресурсов компьютерного класса и Internet после выяснения исходного уровня знаний студентов.

Практические занятия проводятся на клинических базах университета. Необходимым условием организации практических занятий является ознакомление студентов с требованиями санитарно-противоэпидемического режима, правилами внутреннего трудового распорядка, техникой безопасности.

Следует предусмотреть самостоятельную работу студентов под руководством преподавателя в палатах, диагностических кабинетах, перевязочной, процедурной и операционной.

Организация самостоятельной работы студентов рекомендуется в формах:

  • клинического разбора истории болезни с обоснованием диагноза;

  • проведения самостоятельной учебной курации пациента;

  • решения ситуационных задач;

  • получения и внесения в историю болезни результатов лабораторных и инструментальных исследований с использованием персонального компьютера.

Контроль знаний студентов рекомендуется осуществлять путем опроса, бесед, тестирования и решения ситуационных задач. Текущая аттестация проводится в соответствии с типовым учебным планом в форме зачета.

Распределение бюджета учебного времени по семестрам

Шифр, название

специальности

Семестр

Количество часов учебных занятий

Форма

аттестации

всего

аудиторных

из них

лекций

лабораторных

практических

семинаров

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1-79 01 03 Медико-профилактическое дело

7

96

58

18

40

зачет

8

116

83

18

65

зачет

Всего часов

212

141

36

105

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раздела (темы)

Количество часов

аудиторных занятий

лекций

практических

1. Общая хирургия

18

40

1.1. Введение в хирургию. Десмургия

2

5

1.2.Антисептика и асептика

2

5

1.3. Кровотечения и кровопотеря. Переливание препаратов крови и кровезамещающих растворов

2

5

1.4. Особенности обследования пациентов с хирургическими заболеваниями. Хирургическая операция

5

1.5. Общие вопросы анестезиологии и реаниматологии

2

5

1.6. Раны. Хирургия повреждений

2

5

1.7. Общие и частные вопросы хирургической инфекции

4

5

1.8. Основы онкологии, пластической хирургии и трансплантологии

4

5

2. Частная хирургия

18

65

2.1. Гнойные заболевания легких и плевры

2

5

2.2. Заболевания сосудов

2

5

2.3 Омертвения

5

2.4. Заболевания щитовидной железы

2

5

2.5. Заболевания молочных желез

2

5

2.6. Острый аппендицит

2

5

2.7. Заболевания желчного пузыря и желчных протоков

2

5

2.8. Заболевания поджелудочной железы

2

5

2.9. Осложнения язвы желудка и 12-ти перстной кишки

2

5

2.10. Грыжи

2

5

2.11. Кишечная непроходимость

5

2.12. Перитонит

5

2.13. Заболевания прямой кишки и параректальной клетчатки

5

Всего часов

36

105

СОДЕРЖАНИЕ учебного материала

1. Общая хирургия

1.1. Введение в хирургию. Десмургия

Введение в хирургию. Понятие о хирургии. Деонтология в хирургии. История развития хирургии. Развитие хирургии в Беларуси.

Десмургия. Общие принципы наложения повязок. Косыночные повязки. Пращевидные повязки. Клеевые повязки. Лейкопластырные повязки. Бинтовые повязки на голову, шею, конечности.

1.2. Антисептика и асептика

Антисептика. История развития антисептики. Виды современной антисептики. Задачи и методы механической антисептики: туалет раны и первичная хирургическая обработка ран. Современные методы физической антисептики: дренирование ран и полостей, применение ультрафиолетового излучения, медицинских лазеров, вакуумирования ран, гипербарической оксигенации, аэротерапевтических установок. Химическая антисептика: требования к химическим антисептикам, группы и методы их применения. Биологическая антисептика: антибиотики, энзимотерапия, иммунотерапия. Смешанная антисептика.

Асептика. История развития асептики, ее значение в современных условиях. Экзогенная и эндогенная инфекция. Профилактика воздушной, капельной, контактной и имплантационной инфекции.

Организация хирургического отделения. Палаты и их оборудование. Операционный блок, перевязочная и процедурная: устройство и оборудование. Уборка операционной и перевязочной. Поведение персонала и студентов в операционной. Устройство и оборудование хирургического кабинета в поликлинике. Хирургические инструменты, уход за ними и стерилизация. Перевязочный материал и его основные свойства. Подготовка перевязочного материала и белья к стерилизации. Автоклав, сухожаровой шкаф, пароформалиновая камера: устройство, характеристика, параметры работы. Стерилизация перчаток, шовного материала, трансплантатов. Обработка рук врача-хирурга, подготовка операционного поля. Понятие о госпитальной инфекции. Профилактика ВИЧ-инфекции в отделениях хирургического профиля.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Типовая программа разработана в соответствии с нормативными документами (2)

    Программа
    Л.Н.Марченко, заведующая кафедрой глазных болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук,
  2. Типовая учебная программа разработана в соответствии с нормативными документами (1)

    Программа
    Л.А.Казеко, заведующая 1-й кафедрой терапевтической стоматологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук,
  3. Типовая учебная программа разработана в соответствии с нормативными документами (2)

    Программа
    А.Э.Макаревич, заведующий 1-й кафедрой внутренних болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук,
  4. Типовая учебная программа разработана в соответствии с нормативными документами (3)

    Программа
    Н.Д.Хилькевич, заведующий кафедрой кожных и венерических болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук,
  5. Типовая учебная программа разработана в соответствии с нормативными документами (4)

    Программа
    Н.Д.Хилькевич, заведующий кафедрой кожных и венерических болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук,

Другие похожие документы..