Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Проблемы применения Закона ПМР «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности юридических лиц – субъектов малого предпринимательства» и пу...полностью>>
'Документ'
XXI століття висуває нові орієнтири, нові вимоги до економіки, політики, особистості, намічає плани на майбутнє, суттєво підвищує роль освіти в нашом...полностью>>
'Документ'
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросу осуществления отдельных полномочий Министер...полностью>>
'Диплом'
Технологии формирования имиджа представителей молодежной политической элиты, релевантного психографическим характеристикам молодежной целевой аудитор...полностью>>

Учебное пособие для студентов среднего профессионального образования Специальность 1701 "Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)"

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"НИЖНЕКАМСКИЙ НЕФТЕХИМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"

Практика для получения первичных

профессиональных навыков

(Учебная ПП 01.02)

Учебное пособие для студентов

среднего профессионального образования

Специальность 1701 "Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)"

г. Нижнекамск

2006

ОДОБРЕНА: Составлена в соответст-

Предметной (цикловой) вии с Государственными

комиссией технических требованиями к миниму-

дисциплин му содержания и уровню

Председатель подготовки выпускника

___________С.М.Газизуллина по специальности

________________ Зам.директора по УМР

протокол № _____ _________Н.В.Быстрова

от "___" _________ 200__г. от "___" ________200__г.

Учебное пособие ПП 01.02 содержит общие сведения о металлорежущих станках, основах обработки металлов резанием и применяемом режущем инструменте, конструкции, наладке и эксплуатации токарных, фрезерных, сверлильных, строгальных и шлифовальных станков.

Подробно рассмотрены вопросы оснащения рабочего места, технологии выполнения типовых операций на указанном оборудовании, выбора режущего инструмента и режимов обработки, контрольного инструмента и приспособлений, наладки и переналадки, а также рациональных методов эксплуатации.

Приведены сведения о станках с ЧПУ.

АВТОР – Максимов А.П. – мастер производственного обучения ГОУ СПО

"Нижнекамский нефтехимический колледж"

Компьютерная верстка - Капустянская Л.К.

РЕЦЕНЗЕНТЫ –

  1. ГАЗИЗУЛЛИНА С.М. - заведующая кафедрой технических дисциплин

ГОУ СПО "Нижнекамский нефтехимический колледж

2. ЛАТЫПОВ Д.Н. - к.т.н., доцент Нижнекамского химико-

технологического института

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ II

СТАНОЧНАЯ ПРАКТИКА (ПП.01.02)

Раздел I

Общие вопросы станочной практики (ПП 01.02)

1

Вводное занятие

1

1.1

Классификация металлорежущих станков

2

1.2

Точность станков и качество обработки

5

1.3

Производительность и надежность станков

5

1.4

Организация рабочего места станочника

6

1.5

Условия и охрана труда. Производственные

санитарно-гигиенические нормы

7

1.6

Обеспечение пожаро- и электробезопасности

9

1.7

Экология при работе на станках

11

Раздел II

Работа на механообрабатывающих станках

I

РАБОТА НА ТОКАРНОМ СТАНКЕ

14

Тема

1.1

Управление токарным станком

14

Тема

1.2

Черновое и чистовое обтачивание цилиндрических

поверхностей с установкой заготовки в патроне и

центрах

40

Тема

1.3

Подрезка торцов и уступов. Проточка канавок и

отрезка

49

Тема

1.4

Обработка отверстий

53

Тема

1.5

Нарезание резьбы

60

Тема

1.6

Обработка наружных и внутренних конических поверхностей

70

Тема

1.7

Технология обработки фасонных поверхностей

78

2

РАБОТА НА ФРЕЗЕРНЫХ СТАНКАХ

81

Тема

2.1

Рабочее место фрезеровщика. Управление фрезерным станком

81

Тема

2.2

Фрезерование плоских поверхностей

97

Тема

2.3

Фрезерование с применением делительной головки

115

3

РАБОТА НА СВЕРЛИЛЬНЫХ СТАНКАХ

125

Тема

3.1

Основные типы сверлильных станков и их обозначение

125

Тема

3.2

Организация рабочего места сверловщика

127

Тема

3.3

Основные правила безопасности при работе на сверлильных

станках

128

4

РАБОТА НА СТРОГАЛЬНЫХ СТАНКАХ

130

Тема

4.1

Рабочее место строгальщика. Управление строгальным станком

130

Тема

4.2

Строгание горизонтальных, вертикальных и наклонных

поверхностей, пазов, канавок

137

5

РАБОТА НА ШЛИФОВАЛЬНЫХ СТАНКАХ

141

Тема

5.1

Рабочее место шлифовщика. Управление шлифовальным

станком

144

Тема

5.2

Плоскошлифовальные станки и их наладка.

Шлифование плоских и цилиндрических поверхностей

158

6

КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА НА МЕТАЛЛООБРАБАТЫВАЮЩИХ СТАНКАХ

163

7

СТАНКИ С ЧПУ

165

Тема

7.1

Общие сведения о системах управления и станках с ЧПУ

165

Тема

7.2

Конструктивные особенности станков с ЧПУ

168

Тема

7.3

Токарные станки с ЧПУ

170

Тема

7.4

Фрезерные станки с ЧПУ

171

Тема

7.5

Сверлильные станки с ЧПУ

173

Тема

7.6

Шлифовальные станки с ЧПУ

174

Тема

7.7

Многоцелевые станки с ЧПУ

176

Тема

7.8

Организация работы оператора станков с ЧПУ

178

Литература

180

Часть II Станочная практика (ПП.01.02)

Раздел 1 Общие вопросы станочной практики (ПП.01.02)

1 Вводное занятие

Станочная практика является первой практикой на механическом участке учебных мастерских и требует особого соблюдения техники безопасности, связанной с работой на металлообрабатывающем оборудовании.

В связи с переходом к новым экономическим отношениям в России произошли большие изменения в промышленности. На предприятиях функционирующих в условиях рынка, к специалисту СПО предъявляются особые требования, необходимые при изготовлении конкурентоспособной продукции, что невозможно без соответствующей подготовки в ГОУ СПО. В связи с этим при прохождении учебной (станочной) практики в УПМ техникума (колледжа) студенты должны приобрести знания, умения и первичные профессиональные навыки работы на разнообразном оборудовании (токарном, фрезерном, шлифовальном и других станках), самостоятельно налаживать оборудование, выбирать оптимальные режимы обработки, устранять отказы, контролировать качество своего труда в условиях, когда нет мастера или технолога технической библиотеки, отсутствует квалифицированная помощь рабочего, имеющего высокий разряд. Рассмотренные в учебном пособии оборудование, технология и инструменты являются наиболее применяемыми в настоящее время в российской промышленности и поэтому студенты имеют возможность достаточно быстро адаптироваться в новых производственных условиях на нефтехимических предприятиях, в ремонтных мастерских и при монтаже, и наладке нового оборудования. Конструкции металлорежущих станков изменяются во времени. Появляются новые механизмы, расширяются технологические возможности, повышаются производительность и качество обработки. Поэтому в пособии приводятся сведения о перспективах развития металлорежущих станков и новых требованиях к профессии.

Методически вторая часть пособия построена в соответствии с системным подходом к изучению различных типов металлорежущих станков. В начале приводятся технические характеристики и требования к работе оборудования и продукции (точность, производительность, методы организации рациональной эксплуатации и т.д.) процессам резания и режущим инструментам. Также рассматриваются устройство металлорежущих станков различных групп, операционные технологии, принятые для этого оборудования на производстве, даются сведения о методах наладки и рациональной эксплуатации наиболее распространенных типов станков в группах.

Станочная практика в соответствии с примерным тематическим планом рассчитана на 72 часа (2 недели) в том числе: работа на токарном станке 21 час, работа фрезерных станках 18 часов, работа на сверлильных станках 6 часов, на шлифовальных станках 9 часов, остальное время занимает комплексная работа и зачет – 9 часов.

За время работы на токарных станках учащиеся должны изучить и приобрести практические навыки по следующим видам токарных работ: обтачиванию цилиндрических наружных поверхностей заготовок (5 уч. часов), торцовой обточке, вытачиванию канавок и отрезке (5 уч. часов), обработке цилиндрических отверстий (3 уч.часа), обработке конических поверхностей (4 уч.часа), нарезанию резьбы (4 уч. часа). На вводный инструктаж и изучение теоретических вопросов мастером затрачивается не более 10…15% отведенного на практику времени.

Особое внимание обращается на технику безопасности при работе на металлообрабатывающих станках. С организацией рабочего места токаря (строгальщика, шлифовальщика) лучше всего ознакомиться у специально оснащенного необходимыми средствами оргоснастки, инструментами и приспособлениями соответствующего станка.

В мастерской должны быть наборы в виде стендов или планшеты образцов типовых работ, которые учащиеся выполняют в период токарной практики; комплекты различных токарных резцов, контрольно-измерительного инструмента; необходимые плакаты, инструкционные карты по выполнению определенных операций; справочная литература по определению операций; справочная литература по определению межоперационных припусков, геометрических параметров режущей части инструмента, режимов резания.

Продолжительность работ на фрезерных станках составляет 18 учебных часов.

За время работы на фрезерных станках учащиеся должны научиться и приобрести практические навыки по следующим видам фрезерных работ: фрезерованию горизонтальных плоских поверхностей (2 уч. часа); фрезерованию вертикальных плоских поверхностей (2 уч. часа); фрезерованию наклонных плоских поверхностей (2 уч. часа); фрезерованию пазов ( 3 уч. часа); разрезанию металла фрезами (3 уч. часа); фрезерованию прямолинейных фасонных поверхностей (2 уч. часа); фрезерованию прямолинейных канавок на цилиндре ( 2 уч. часа); фрезерованию заготовок с помощью делительных головок (2 уч. часа).

На механическом участке учебных мастерских должно быть установлено 2 – 3 фрезерных станка моделей 6Р81, 6Р81Г, 6Р12 и 6Р13.

Станки должны быть оснащены машинными тисками, делительными головками и другими приспособлениями, необходимыми для фрезерной обработки.

В мастерской должны быть комплекты различных фрез, контрольно-измерительного и установочного инструмента; необходимые плакаты; инструкционные карты для выполнения определенных фрезерных операций; справочная литература.

За время работы на строгальных станках учащиеся должны изучить и приобрести практические навыки по следующим видам строгальных работ: черновое и чистовое строгание горизонтальных и вертикальных плоских поверхностей (2 уч.часа); строгание прямоугольных пазов (2 уч.часа); строгание пазов фасонного профиля (2 уч.часа). В общий фонд учебного времени также входит время на инструктаж по технике безопасности и тренировочные упражнения по управлению строгальным станком.

При приобретении практических навыков на механическом участке учебных мастерских шлифовальная практика является наиболее травмоопасной работой и требует особого соблюдения техники безопасности, связанной с работой абразивным инструментом, возможным разрывом шлифовального круга во время работы, травматизмом, вызванным наличием подвижных частей станка и поражением дыхательных органов работающего абразивной и металлической пылью.

В период этой практики учащиеся получают первоначальные сведения об абразивных материалах и шлифовальных кругах, шлифовальных станках.

1.1 Классификация металлорежущих станков

Металлорежущим станком (или более общо – станком) называют технологическую машину, на которой путем снятия стружки с заготовки получают деталь с заданными размерами, формой, взаимным расположением и шероховатостью поверхностей. На станках обрабатывают заготовки не только из металла, но и из других материалов, поэтому термин «металлорежущие станки» устаревает и становятся условным. Заготовкой называют предмет труда, из которого изменением формы, размеров и свойств поверхности изготовляют деталь. Последняя представляет собой продукт труда – изделие, предназначенное для реализации (в основном производстве) или собственных нужд предприятия (во вспомогательном производстве).

Станки могут быть классифицированы по разным признакам, основные из которых рассмотрены ниже.

По степени универсальности различают универсальные, специализированные и специальные станки.

Универсальные станки (или станки общего назначения) используют для обработки деталей широкой номенклатуры, ограниченной лишь предельными габаритами, набором инструмента и технологическими операциями.

Специализированные станки используют для обработки однотипных деталей (труб, муфт, коленчатых валов и крепежных деталей) в определенном диапазоне размеров.

Специальные станки применяют для обработки одной определенной детали, реже - нескольких однотипных деталей.

Специализированные и специальные станки используют в основном в крупносерийном и массовом производствах.

По степени точности обработки станки делят на пять классов:

- нормальной точности (Н); к этому классу относят большинство универсальных станков;

- повышенной точности (П); при изготовлении станков этого класса на базе станков нормальной точности предъявляют повышенные требования к точности обработки ответственных деталей, качеству сборки и регулировки станка;

- высокой точности (В), достигаемой за счет специальной конструкции отдельных узлов, высоких требований к точности изготовления деталей, качеству сборки и регулировки станка в целом;

- особо высокой точности (А), при изготовлении которой предъявляют еще более жесткие требования, чем при изготовлении станков класса В;

- особо точные (С) станки, или мастер-станки.

Для обеспечения точности работы станков класса В, А и С необходимо поддерживать в производственных помещениях постоянные, автоматически регулируемые значения температуры и влажности.

По степени автоматизации различают механизированные и автоматизированные станки (автоматы и полуавтоматы).

Механизированный станок имеет одну автоматизированную операцию, например зажим заготовки или подачу инструмента.

Автомат, осуществляя обработку, производит все рабочие и вспомогательные движения цикла технологической операции и повторяет их без участия рабочего, который лишь наблюдает за работой станка, контролирует качество обработки и, при необходимости, подналаживает станок, т.е. регулирует его для восстановления достигнутых при наладке точности взаимного расположения инструмента и заготовки, качество обрабатываемой детали. (Под циклом понимают промежуток времени от начала до конца периодически повторяющейся технологической операции независимо от числа одновременно изготовляемых деталей.)

Полуавтомат – станок, работающий с автоматическим циклом, для повторения которого требуется вмешательство рабочего. Например, рабочий должен снять деталь и установить новую заготовку, а затем включить станок для автоматической работы в следующем цикле.

По расположению шпинделя станки делятся на горизонтальные, вертикальные, наклонные и комбинированные.

В зависимости от массы различают легкие (до 1 т), средние (до 10 т) и тяжелые, или уникальные (более 100 т).

Совокупность всех типов и размеров выпускаемых станков называется типажом. Для обозначения модели станка, выпускаемого серийно, принята классификация, разработанная Экспериментальным научно – исследовательским институтом металлорежущих станков (ЭНИМС), в соответствии с которой все станки делят на девять групп (таблица 1.1). Каждая группа, в свою очередь, подразделяется на девять типов, характеризующих назначение станка, его компоновку и другие особенности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебное пособие для студентов нефтехимических колледжей и техникумов Специальность 1701 "Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)"

    Учебное пособие
    Учебное пособие ПП 01.01 представляет собой полный курс учебной практики выпускников по специальности 1701. В пособии рассмотрены теоретические основы слесарных операций, даны сведения об обрабатываемых и инструментальных материалах,
  2. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования (78)

    Образовательный стандарт
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 1701 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного
  3. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования (81)

    Образовательный стандарт
    1.1. Специальность 1701 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г.
  4. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов (вербальное средство обучения)

    Учебно-методическое пособие
    Вариант расчётно-графического задания определяется по номеру фамилии студента в журнале. Например, студент, имеющий номер фамилии 2, выполняет вариант 02, номер 11 – вариант 11 и т.
  5. 2009 учебно-программная документация нормативные документы в образовании учебно-методическая литература дидактические материалы учебно-наглядные и справочные пособия видеофильмы Москва 2008 г г

    Литература
    Одним из направлений деятельности ФИРО является разработка стандартов профессионального образования, учебно-программной и учебно-методической документации.

Другие похожие документы..