Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
2) поставка товаров - сделка, которая выражается как передача права собственности на вещь другому лицу, с тем чтобы оно могло распоряжаться вещью (со...полностью>>
'Документ'
Подать заявку на субсидирование можно до 18 марта. Они направлены на разработку, внедрение и сертификацию систем менеджмента качества в соответствии ...полностью>>
'Документ'
Свои воспоминания Маршал Советского Союза И. Х. Баграмян начинает с августа 1940 года, когда он из Академии Генерального штаба прибыл в Киевский Особы...полностью>>
'Конкурс'
Всероссийский чемпионат по маникюру состоится 10 февраля 2012 г., в рамках VII Международной выставки ногтевой индустрии NAILEXPO (9-11 февраля 2012 ...полностью>>

Голощапова Елена Геннадьевна, преподаватель русского языка и литературы Тема урок (2)

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Урок литературы на 1 курсе

в ГБОУ СПО «Мишкинский профессионально-педагогический колледж»

Голощапова Елена Геннадьевна, преподаватель русского языка и литературы

Тема урока: Роман «Обломов» как отражение русской действительности 19 века. (слайд № 1)

Цель: помочь студентам осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой, нравственной; развивать навыки работы с критической литературой.

Задачи:

  1. Обобщение знаний студентов по роману И.Гончарова «Обломов». Знакомство с критической литературой (разные точки зрения) выработка собственного мнения о прочитанном, организация индивидуальной самостоятельной работы.

  2. Формирование и развитие учебно-интеллектуальных умений и навыков (анализ, сравнение, обобщение).

  3. Нравственное воспитание студентов на основе содержания основных проблем романа, воздействие на студентов с помощью романа и изменение их первоначального впечатления о герое произведения, формирование понятия «обломовщина».

Оборудование: тексты романа «Обломов» И.А. Гончарова, презентация к уроку, составленная в программе MS Power Point

Ход урока

1.Оргмомент

2.Объявлен. темы и цели урока

3. Объяснение нового материала

  • Эпиграф к уроку (слайд № 2)

Пока останется хоть один русский, -

до тех пор будут помнить «Обломова»

И.С. Тургенев

План (слайд № 3)

  1. Общая характеристика произведения.

  2. Главный герой романа и его взаимоотношения с другими персонажами.

  3. Понятие «обломовщина».

  • Слово учителя

Роман «Обломов»
в восприятии современников автора (слайд № 4, 5)

Новое произведение И.А. Гончарова было практически единодушно признано выдающимся художественным явлением. Вместе с тем в понимании основного пафоса романа и смысла созданных в нём образов современники сразу же разошлись едва ли не полярно.

Называя роман “Обломов” «капитальнейшей вещью, какой давно, давно не было»,
Л.Н. Толстой писал А.В. Дружинину: «Скажите Гончарову что я в восторге от “Обломова” и перечитываю его ещё раз. Но что приятнее ему будет – это то, что “Обломов” имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и не временный в настоящей публике». Как плод огромного творческого обобщения действительности оценили “Обломова” также И.С. Тургенев и В.П. Боткин. Разрешение прежде всего «обширной общечеловеческой психологической задачи» увидел в нём и молодой Д.И. Писарев.

Точка зрения
Н.А. Добролюбова (слайд № 6)

Иным было мнение автора статьи “Что такое обломовщина?” (“Современник”. 1859. № 5), критика-революционера Н.А. Добролюбова. В новом произведении Гончарова, считал он, выведен «современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью», а сам роман есть «знамение» настоящего общественно-политического состояния России.

(слайд № 7)

Возникшие с появлением “Обломова” споры о нём не угасают и по сей день. Одни критики и исследователи объективно отстаивают при этом добролюбовскую точку зрения, другие – развивают толстовскую. Первые видят в характерах и конфликтах “Обломова” смысл по преимуществу социальный и временный, другие – прежде всего непреходящий, общечеловеческий. Кто же ближе к истине? Для ответа на этот вопрос необходимо присмотреться к композиции произведения, учесть его творческую историю, а также познакомиться с гончаровской философией любви и её отражением в романе.

  • Работа с опорной схемой

Композиция романа (слайд № 8)

  • Слово учителя

Смысл названия (слайд № 9)

Известно, что в период работы над I частью романа Гончаров обдумывал название “Обломовщина”, свидетельствующее о намерении писателя поставить в центр явление, а не героя. Это явление, обозначенное понятием «обломовщина», сопрягалось с такими пороками крепостничества, как «атрофия воли, тяга к покою, инертность, иждивенчество». Впоследствии Гончаров не отказался от своего обличительного замысла – всё это в романе осталось, но перестало быть главным. Фактом вынесения в название имени главного героя он недвусмысленно подчеркнул, что теперь центром изображения являются не среда, не уклад, не история жизни, но сама человеческая личность и её судьба в современном мире.

  1. Главный герой романа и его взаимоотношения с другими персонажами.

Что является важной характеристикой героя? (слайд № 10, 11)

  • портрет;

  • одежда;

  • отношение к службе;

  • отношение к обществу.

  • Работа с текстом произведения

Портрет героя (слайд № 12)

«Это был человек лет тридцати двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворённые губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всём лице теплился ровный свет беспечности…

Одежда (слайд № 13)

На нём был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намёка на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него… Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием…»

- В чем смысл жизни Обломова? (видеофрагмент № 1)

Отношение к службе (слайд № 14)

Будущая служба представлялась ему в виде какого-то семейного занятия, вроде, например, ленивого записывания в тетрадку прихода и расхода, как делывал его отец. Он полагал, что чиновники одного места составляли между собою дружную, тесную семью, неусыпно пекущуюся о взаимном спокойствии и удовольствиях, что посещение присутственного места отнюдь не есть обязательная привычка, которой надо придерживаться ежедневно, и что слякоть, жара или просто нерасположение всегда будут служить достаточными и законными предлогами к нехождению в должность. Но как огорчился он, когда увидел, что надо быть по крайней мере землетрясению, чтобы не прийти здоровому чиновнику на службу… Всё это навело на него страх и скуку великую. «Когда же жить? Когда жить?» - твердил он».

Обломов прослужил кое-как два года, потом отправил депешу вместо Астрахани в Архангельск. Боясь ответственности, Обломов ушёл домой и прислал медицинское свидетельство о болезни. Понимая, что рано или поздно придётся «выздороветь», подаёт в отставку.

Любовь в жизни Обломова

Роман согрет двумя историями любви.

- Зачитайте портрет Ольги? (слайд № 15)

- Зачитайте портрет Агафьи Матвеевны Пшеницыной. (слайд № 16)

- Что это за истории? (слайд № 17)

Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына олицетворяют собой два представления Обломова о любви. В Ольге он видит идеал невесты, будущей жены, ровню по происхождению. Агафья Матвеевна – предмет «барской ласки» - женщина низкого происхождения, с ней можно не церемониться (недаром в первую очередь Обломов замечает её телесную привлекательность, голые шею и локти).

К тому же Агафья Матвеевна Пшеницына олицетворяла собой умиротворённость, о которой герой так мечтал. Смысл жизни Агафьи Матвеевны заключён в стремлении любить, заботиться о ком-либо. Она идеальная хозяйка, ни минуты не сидит без дела. Тишина, покой, вкусная еда – всё это она создаёт для Обломова. Агафья Матвеевна стала для него заботливой нянькой. Размеренно и тихо проходили дни в доме на Выборгской, и Обломов казался счастливым, но в глубине души он продолжал тосковать по несбывшимся мечтам, его творческие силы, «верное сердце» гибнут в полной пассивности.

Равная ли это любовь – любовь Агафьи Матвеевны и Любовь Ольги?

(Нет. Ольга пыталась пробудить Обломова, вернуть к деятельности, а Пшеницына наоборот, своей чрезмерной заботой вернула Облома к спячки, т.е. к обломовщине.

- Что является причиной пессимистического отношения к жизни героя? (детство)

- Из какой главы мы узнаем о детстве Обломова? (слайд № 18)

Глава, из которой родился роман. «Сон Обломова» - сердцевина романа, занимает центральное место в идейном отношении, так как показывает, что такое «обломовщина». Во сне показана обстановка, в которой проходило детство главного героя.

- Где прошло детство?

- Что собой представляет Обломовка? (видеофрагмент № 2)

- Что для Обломова жизнь?

«Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? интересов ума, сердца? – объясняет Обломов своё мировоззрение другу детства Андрею Штольцу.

- Противоположным персонажем был Штольц (видеофрагмент № 3)

Андрей Иванович Штольц (слайд № 19)

Друг Ильи Ильича Обломова, сын Ивана Богдановича Штольца, обрусевшего немца, управляющего имением в селе Верхлёве, что в пяти верстах от Обломовки. Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская: веру он исповедовал православную; природная речь его была русская: он учился ей у матери и из книг, в играх с деревенскими мальчишками и в университетской аудитории. Немецкий же язык он унаследовал от отца да из книг.

  • Работа с таблицей «Сравнительная характеристика Обломова и Штольца»

- А сейчас сопоставим этих двух героев с помощью таблицы (слайд № 20, 21)

Основание

Обломов

Штольц

Образ жизни

Лежание на диване, без участия в общественной жизни

Участник компании, ведущий дела за границей, изъездил Россию вдоль и поперек.

Детство

Физическое воспитание заботило меньше всего. Самое главное сон и еда, еда и сон.

Все дни проходили в труде. Не оставался в стороне от семейных дел

Отношение образованию

Учился поневоле, не понимая цели учения

Учился отлично, нравилось познавать новое

Отношение к обществу

Чужд образ жизни светского человека, не нравится суета света

Везде ведет себя уверенно, успевает бывать в свете, несмотря на занятость, но не придает светской суете особого значения

Понимание любви

Любовь – потрясение, болезнь, доставляет ему душевные страдания

Любовь – труд ума и сердца

- Исходя из этой таблицы, какой можно сделать вывод? (слайд № 22)

Образы этих героев в романе противоположны по всем пунктам. Оба героя являются личностями, внутренний мир которых нельзя рассматривать, исходя только из различия в мироощущения. Можно и отметить несколько сходных черт в характерах героев: способность на глубокие искренние чувства, светлые воспоминания о детстве и привязанность к матери.

  1. Понятие «обломовщина». (слайд № 23)

В споре с Обломовым Штольц находит слово «обломовщина». Но оно звучит не только в устах Штольца и не только по отношению к Обломову. Гончаров понимает, что обломовщина не ограничена помещичьей Обломовкой, она встречается и в столице и может поработить человека, чуждого ей по происхождению.

- Что такое обломовщина? (слайд № 24)

- Проявление «обломовщины в Обломове (слайд № 25)

-Каковы причины «обломовщины»? (слайд № 26)

4. Домашнее задание (слайд № 27): написать сочинение-рассуждение «Какую роль в воспитании и образовании человека играют традиции и образ жизни семьи?».

Литература и ресурсы Интернет:

  1. Гончаров, И.А. Обломов: Роман/ И.А. Гончаров. – М.: Олимп; ТКО АСТ, 1996. – 688с.

  2. Лебедев, Ю.В. Русская литература 19 века: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2/ Ю.В. Лебедев. – М.: Просвещение, 2005. – 381с.

  3. Роговер, Е.С. Русская литература второй половины 19 века: учебное пособие/ Е.С. Роговер. – Спб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2007. – 352с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Голощапова Елена Геннадьевна, преподаватель русского языка и литературы Тема урок (1)

    Урок
    Обобщение знаний студентов по роману И.Гончарова «Обломов». Знакомство с критической литературой (разные точки зрения) и выработка собственного мнения о прочитанном, организация индивидуальной самостоятельной работы.
  2. С. Н. Бейтуганов беровы: фамилия в истории нальчик 2007 г. Оглавление

    Документ
    3 Там же: ф.Р.-717, оп.2, д.48, 71, 75, 90, 96,101, 106, 698; там же, ф.Р-375, оп.1, д.20, 21,25,26,42,62,94,95; там же, ф.Р.-127, оп.2, д.35, 67; г.Кабардино-Балкарская правда, 1958, 6 ноября; там же, 1959 г.
  3. Публичный доклад (182)

    Доклад
    В соответствии с приказом Министерства образования и науки Республики Хакасия от 18 мая 2010 года № специалистами и методистами Управления образования составлен Публичный Доклад «О состоянии и результатах деятельности муниципальной
  4. С. В. Доронина, И. Ю. Качесова

    Документ
    Университетская филология – образованию: регулятивная природа коммуникации: Материалы Второй международной научно-практической конференции «Коммуникативистика в современном мире: регулятивная природа коммуникации» (Барнаул, 14-18 апреля 2009 г.
  5. Чтение на евразийском перекрестке международный интеллектуальный форум 27-28 мая 2010 г материалы форума Челябинск 2010

    Документ
    Ч 69 Чтение на евразийском перекрестке. Интеллектуальный форум чтения : сб. материалов форума (27–28 мая 2010 г.) / сост.: В. Я. Аскарова, Ю. В. Гушул ; М-во культуры Челяб.

Другие похожие документы..