Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Відповідно до пункту 16 частини 1 статті 43 Закону України "Про місцеве самоврядування в Україні" та рішення Львівської обласної ради від 0...полностью>>
'Диплом'
Утвердить темы дипломных работ студентов 3 курса заочного отделения специальности «Социально - культурный сервис и туризм»», назначить руководителей ...полностью>>
'Основная образовательная программа'
1.1 Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 260100 «Продукты питания из растительного сырья» и п...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
учебно-методический комплекс составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальност...полностью>>

Курс лекций Нижний Новгород 2008 Печатается по решению редакционно-издательского совета гоу впо нглу специальность: Документоведение и документационное обеспечение управления. Дисциплина: Административное право. Удк 342. 0(075. 8)

Главная > Курс лекций
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н.А.ДОБРОЛЮБОВА

А.Д.ШПАК

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Курс лекций

Нижний Новгород

2008

Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО НГЛУ Специальность: Документоведение и документационное обеспечение управления. Дисциплина: Административное право.

УДК 342.0(075.8)

ББК 67.6

Ш 83

А.Д.Шпак. Административное право: курс лекций. Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А.Добролюбова, 2008. -165 с.

Курс лекций по административному праву дает возможность студентам в доступной форме и в полном объеме (согласно программе курса) получить необходимые знания по наиболее важным направлениям административного права.

УДК 342.0(075.8)

ББК 67.6

Рецензент Т.В.Паршина, канд. Юридических наук,

Член Нижегородского областного суда

© ГОУ ВПО НГЛУ, 2008

© Шпак А.Д., 2008

ПРЕДИСЛОВИЕ

Административное право как одна из отраслей российского права регулирует важнейший круг общественных отношений, т.е. отношений, складывающихся в управлении исполнительной власти, между субъектами административного права, установлении административно-правовых форм и методов реализации исполнительной власти, законности и дисциплины в сфере исполнительной власти, регламентации административной ответственности и административного процесса, административно-правовой организации экономики, социально-культурной и административно-политической сферах.

Данное пособие предназначено в основном для студентов неюридических вузов и всех интересующихся предметом Административного права.

Пособие полностью соответствует Государственному образовательному стандарту по дисциплине «Административное право».

Указанное пособие составлено с учетом новаций, изменений, дополнений, внесенных в законодательство, регулирующее административно-правовые отношения, Указами Президента РФ, Федеральными законами РФ и позволит студентам качественно овладеть данным предметом и успешно сдать экзамены, выполнить рефераты по избранным темам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

тема 1. Понятие административного права, предмет, метод и система административного права.

8

1.1. Понятие административного права.

8

1.2. Предмет административного права.

9

1.3. Метод административного права.

10

1.4. Система отрасли административного права.

12

1.5. Административное право в системе российского права.

13

ТЕМА 2. Управление, государственное управление, исполнительная власть.

14

2.1. Управление, государственное управление, основные понятия, системы управления, ее признаки, принципы организации деятельности.

14

2.2. Органы государственного управления: понятие, виды и функции

16

2.3. Органы исполнительной власти: понятие, признаки, правовые основы образования.

20

ТЕМА 3. Административно-правовые нормы

26

3.1. Понятие административно-правовых норм и их особенности

26

3.2. Виды административно-правовых норм.

27

3.3. Формы реализации административно-правовых норм

29

3.4. Источники административного права и их виды

31

3.5. Действие административно-правовых норм во времени

33

ТЕМА 4. Административно-правовые отношения

35

4.1. Понятие административно-правового отношения и его структура

35

4.2. Особенности административно-правовых отношений и признаки

37

4.3. Виды административно-правовых отношений

38

ТЕМА 5. Субъекты административного права.

41

5.1.1. Физические лица как субъекты административного права, административно-правовой статус гражданина и человека

41

5.1.2. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

43

5.2. Органы исполнительной власти как субъекты административного права

45

5.2.1. Административно-правовой статус органа исполнительной власти

48

5.2.2. Виды органов исполнительной власти

49

5.2.3. Система органов исполнительной власти субъектов РФ

53

5.3. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительно власти

56

5.4. Правительство РФ и его полномочия

58

5.5. Полномочия госучреждений, предприятий, учреждений и организаций, органов местного самоуправления как субъектов административного права

62

5.6. Общественные, религиозные объединения как субъекты административного права

68

5.7. Государственная служба: понятие, виды служащих, их классификация

73

5.7.1 Правовое положение государственного служащего как субъекта административного права

77

ТЕМА 6. Административно-правовые формы и методы в деятельности органов исполнительной власти, государственных учреждений

82

6.1 Административно-правовые формы в деятельности органов исполнительной власти, государственных учреждений

82

6.2. Административно-правовые методы в осуществлении функций органов исполнительной власти, государственных учреждений

84

ТЕМА 7. Законность и дисциплина в сфере исполнительной власти

87

7.1. Понятие законности и дисциплины в сфере исполнительной власти

87

7.2. Способы обеспечения законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти, контроль и надзор

91

7.3. Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц

93

ТЕМА 8. Административные правонарушения, их виды и административная ответственность

96

8.1. Административное правонарушение: понятие, признаки и состав

96

8.2. Административная ответственность: понятие, принципы, ее особенности и отличие от других видов

99

8.3. Административное наказание: понятие, виды, их характеристика

100

8.4. Общие правила наложения административного наказания

102

8.5. Административная ответственность юридических лиц

103

ТЕМА 9. Административное принуждение

104

9.1. Государственное принуждение: понятие, виды, признаки

104

9.2. Административное принуждение: понятие, особенности, цели, виды

105

9.3. Меры административного принуждения и пресечения

107

9.4. Меры административно-процессуального обеспечения, правовосстанавливающие меры

108

ТЕМА 10. Административный процесс и производство по административным делам

109

10.1 Административный процесс: понятие и содержание

109

10.2. Стадии административного процесса и их характеристика

111

10.3 производство по делам об административных нарушениях

113

10.4 Виды административных дел и административных производств.

117

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

ТЕМА 11. Основы государственного управления и административно-правовое регулирование в сфере экономики

118

11.1. Система и структура органов исполнительной власти, их функции в сфере экономической деятельности

118

11.2. Административно-правовые основы регулирования отношений в сфере экономики

120

11.3. Система органов исполнительной власти и административно-правовые основы регулирования отношений в сфере сельского хозяйства

123

11.4. Система органов исполнительной власти и административно-правовые основы государственного управления и правового регулирования отношений в сфере транспорта

125

11.5. Система органов исполнительной власти и административно-правовые основы регулирования отношений в сфере промышленности

129

11.6. Административно-правовые основы регулирования в сфере финансовых отношений

134

ТЕМА 12. Административно-правовое регулирование отношений в социально-культурной сфере

138

12.1. Органы исполнительной власти и основы регулирования административных отношений в области образования и науки

138

12.2. Органы исполнительной власти и административно-правовые отношения в сфере культуры

141

12.3. Органы исполнительной власти и основы регулирования административных отношений в области здравоохранения и социального развития

142

ТЕМА 13. Административно-правовое регулирование в политической сфере

146

13.1. Органы исполнительной власти и основы государственного управления обороной РФ

146

13.2. Органы исполнительной власти и основы государственного в области обеспечения безопасности РФ

150

13.3. Органы исполнительной власти и основы государственного управления в области внутренних дел РФ

153

13.4. Органы исполнительной власти и основы государственного управления в области юстиции РФ

156

13.5. Органы исполнительной власти и основы государственного управления в области иностранных дел РФ

159

Литература

163

Список основных законов

163

Общая часть

Тема 1. Понятие административного права

1.1.

Термин «административный» означает в переводе с латинского языка «управленческий» или «руководящий», т.е. имеющий государственный, властный характер.

Поэтому исходя из назначения, роли данной отрасли права – административное право это государственное управленческое право, реализующее публичный правовой интерес большинства граждан, для чего субъекты управления наделяются юридически властными полномочиями.

В широком смысле административное право – отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Административное право в принципе охватывает однотипные общественные отношения, управленческие по своей природе, либо по форме выражения отношений, в которых:

- реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;

- осуществляется процесс деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной властей, органов прокуратуры (в части назначения нижестоящих прокуроров Генеральным прокурором);

- осуществляется деятельность с участием субъектов местного самоуправления.

Нормы административного права классифицируют управленческие отношения по ряду критериев; исходя из особенностей ее участников. Они следующие:

- между субъектами исполнительной власти и гражданами;

- между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

- между субъектами исполнительной власти и негосударственными организациями различного типа;

- между субъектами исполнительной власти и негосударственными органами системы местного самоуправления;

- между субъектами исполнительной власти и подведомственными им государственными предприятиями, учреждениями и организациями;

- между субъектами исполнительной власти различного уровня (федеральными, региональными, территориальными, соподчиненными и несоподчиненными, межотраслевыми и отраслевыми и т.п.).

В то же время следует отметить, что административное право не регулирует отношения между гражданами, между общественными объединениями и внутри них, так как в них отсутствует специальный субъект – субъект исполнительной власти (исполнительный орган).

Из изложенного выше следует, что административное право включает две группы общественных отношений управленческого характера:

- отношения, связанные с осуществлением государственного управления, т.е. с реализацией исполнительной власти;

- отношения внутриорганизационные, которые возникают в процессе деятельности других госорганов (вспомогательная группа).

Значительное место занимают внешние отношения, выражающие практическое осуществление функций управления поведением тех, кто по своему статусу не обладают чертами субъекта исполнительной власти (граждане, общественные формирования различного типа, государственные предприятия, учреждения и организации) по отношению к управляющему органу (должностному лицу) административно-правового регулирования.

Следует отметить, что между всеми исполнительными органами – вышестоящими и нижестоящими – существует взаимодействие, в процессе их деятельности возникают отношения по поводу формирования звеньев системы, определения их структуры, организации работы каждого звена, распределение обязанностей, прав и ответственности между ними и т.д. Каждый исполнительный орган в рамках своих полномочий, определенными нормами административного права осуществляет свои функции в хозяйственной, социальной культурной и в других областях жизни страны.

Таким образом, административное право – это отрасль российской правовой системы, нормы которой регулируют общественные отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности системы исполнительной власти.

1.2 Предмет административного права

Предметом любой отрасли права являются общественные отношения, которые регулируются ее нормами.

Предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности органов и должностных лиц, осуществляющих исполнительную и распорядительную деятельность. Другими словами, под предметом административного права следует понимать совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности системы исполнительной власти.

Предмет административного права включает три группы отношений:

- организационные отношения управления в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления);

- внутриорганизационные отношения во всех элементах системы публичного управления (сферах государственного управления);

- контрольно-организационные отношения общегосударственного характера.

Кроме того, нормами административного права охраняются общественные отношения, регулируемые другими отраслями права, например, горного, водного, финансового, таможенного, налогового, муниципального, жилищного и др.

Объектом административного права являются также административно-процедурные и другие организационно-правовые отношения в сфере деятельности аппаратов исполнительной власти, государственного управления, а также внутриорганизационные управленческие отношения в аппаратах, обслуживающих институт Президента РФ, органы законодательной власти (Госдума, Совет Федерации, законодательные органы субъектов РФ), судов (Конституционного Суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ и др.); прокуратуры (Генеральной республик, областей, краев РФ и т.д.).

Следует отметить, что административное право не регулирует отношения между гражданами, между гражданами и общественными объединениями, между общественными объединениями друг с другом, так кК в этих отношениях не участвуют органы исполнительной власти и их должностные лица, т.е. не охватываются предметом административного права.

Таким образом, в обобщенном виде предмет административного права составляют общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе практической реализации исполнительной власти на всех уровнях.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Комплекс учебно-методических материалов нижний Новгород 2010 Печатается по решению редакционно-издательского совета гоу впо нглу специальность: Менеджмент организации

    Учебно-методический комплекс
    Головкин Н.Н. Логистика: комплекс учебно-методических материалов - Нижний Новгород : Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А.
  2. Лингвистический университет (1)

    Курс лекций
    А.Д.Шпак. Закон «О защите прав потребителей»: Курс лекций – Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А.Добролюбова, 2009.

Другие похожие документы..