Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Статья'
Осуществление гражданских прав Статья 9. Защита гражданских прав Статья 10. Защита прав предпринимателей и потребителей Статья 11....полностью>>
'Документ'
На юге теперешней Новосибирской области еще до 1719 г. возникли русские деревни Нижняя и Верхняя Сузунская. В начале царствования Екатерины II в Нижне...полностью>>
'Инструкция'
Настоящая инструкция разработана с целью раннего выявления и профилактики наследственных форм злокачественных новообра­зований. Предлагаемая методика...полностью>>
'Техническое задание'
В рамках настоящего Технического Задания (ТЗ) описываются требования к проекту с полным названием: “Программный комплекс «Контроль состояния маслонап...полностью>>

Законодательные условия и государственное регулирование филантропической деятельности

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

По заказу Некоммерческого партнерства

грантодающих организаций «Форум доноров»

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИЛАНТРОПИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Результаты исследования

Автор - Толмасова А.К.

Ноябрь, 2003

Москва

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. Терминология, используемая российским законодательством

4

Глава 1. Механизмы государственного регулирования филантропической деятельности

1.1. Отраслевая принадлежность законодательства о филантропии

1.2. Основные правовые акты, регулирующие филантропическую деятельность

1.3. Органы власти, принимающие решения в области филантропии

1.4. Процедуры принятия нормативных правовых актов

9

9

10

10

13

Глава 2. Правовой статус доноров и получателей поддержки

2.1. Правовой статус доноров

2.1.1. Особенности правового регулирования деятельности фондов

2.1.2. Иные некоммерческие организации в роли доноров

2.1.3. Иностранные доноры

2.2. Получатели донорской поддержки

2.3. Правовые особенности благотворительных организаций

19

19

20

24

25

26

27

Глава 3. Виды донорской поддержки

3.1. Безвозмездная передача имущества

3.1.1. Дарения и пожертвования

3.1.2. Гранты

3.1.3. Техническая и гуманитарная помощь

3.2. Передача имущества на льготных условиях

3.3. Помощь в виде выполненных работ, оказанных услуг

3.4. Особые случаи донорской помощи

3.4.1. Предоставление грантов (технической помощи) донорами при участии других донорских организаций

3.4.2. Сделки, содержащие формальные признаки возмездности

29

29

29

31

32

35

35

35

35

36

Глава 4. Налогообложение филантропической деятельности

4.1. Налогообложение организаций - получателей донорской поддержки

4.1.1. Налог на прибыль организаций

4.1.2. Налог на добавленную стоимость

4.1.3. Налог на имущество предприятий
4.1.4. Единый социальный налог и неналоговые обязательные платежи

4.2. Налогообложение получателей помощи – физических лиц

4.3. Налогообложение доноров

4.3.1. Налог на прибыль

4.3.2. Налог на добавленную стоимость

4.4. Выводы

37

37

37

42

43

44

44

45

45

47

48

Глава 5. Отчетность участников филантропической деятельности

50

Глава 6. Возможности и практика регулирования филантропической деятельности органами власти субъектов Российской Федерации

52

Глава 7. Тенденции развития законодательства, регулирующего филантропическую деятельность

55

Приложения

Приложение 1. Проект федерального закона "О порядке использования имущества неправительственными некоммерческими организациями"

Приложение 2. Проект федерального закона "О фондах"

Приложение 3. Предложения экспертов по оптимизации налогообложения некоммерческих организаций

61

68

98

Введение. Терминология, используемая российским законодательством

В составе российского законодательства отсутствует закон о филантропической деятельности, равно как и не существует самих терминов «филантропия» и «донор». Поэтому анализ правового регулирования деятельности, связанной с поддержкой общественно значимых программ и проектов, может базироваться лишь на общепринятом понимании того, что представляет собой филантропия и какие правовые термины, нормы и институты имеют отношение к предмету анализа.

Поскольку российское законодательство не только не дает легального определения понятия «филантропия», но и вообще не использует этот термин, в практике работы некоммерческих организаций и средствах массовой информации слово «филантропия» употребляется чаще всего в том его значении, которое дают толковые словари: оказание помощи неимущим, нуждающимся, т.е. как разновидность благотворительной деятельности.

В предлагаемом анализе слово «филантропия», напротив, будет использоваться в более широком значении, включающем в себя благотворительную деятельность. Необходимость такого подхода продиктована тем, что институт благотворительной деятельности имеет в российском законодательстве строго очерченные контуры. Для лучшего понимания этого института в благотворительной деятельности необходимо выделять форму и содержание.

По форме благотворительная деятельность представляет собой добровольную и бескорыстную передачу гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстное выполнение работ, предоставление услуг, оказание иной поддержки (ст. 1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»). Бескорыстный характер передачи имущества, иных действий может выражаться либо в отсутствии какой-либо платы со стороны лиц, получающий поддержку (безвозмездная передача), либо в настолько низкой стоимости передаваемого имущества (работ, услуг), что она не покрывает затрат передающей стороны (передача на льготных условиях). В любом случае благотворительная деятельность всегда убыточна, не может приносить дохода.

По форме благотворительная деятельность и филантропическая деятельность совпадают.

Содержание благотворительной деятельности раскрывается путем ответов на два вопроса: кому оказывается поддержка и с какой целью оказывается поддержка. По этому параметру благотворительная деятельность и филантропия в широком смысле этого слова, как поддержка общественно полезных инициатив, могут не совпадать.

Получателями благотворительной помощи не могут быть коммерческие организации, а среди некоммерческих организаций – не могут быть политические партии и политические движения.

Цели благотворительной деятельности сформулированы в указанном выше законе (статья 2) и не подлежат расширительному толкованию. Благотворительная деятельность осуществляется в целях:

социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;

содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;

содействия защите материнства, детства и отцовства;

содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

охраны окружающей природной среды и защиты животных;

охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.

Любая бескорыстная поддержка, осуществляемая в иных целях, лежит за границами благотворительной деятельности.

Таким образом, поддержка инициатив в сфере, например, развития малого бизнеса, развития местного самоуправления, становления гражданского общества благотворительной деятельностью не признается. Именно поэтому для целей представленного здесь анализа законодательства под филантропической деятельностью будет подразумеваться более широкий спектр вариантов поддержки общественных инициатив, в том числе оказание помощи коммерческим организациям и финансирование проектов, выходящих за рамки благотворительной деятельности.

Помимо терминов «благотворительная деятельность» и «благотворитель», в российском законодательстве встречаются слова «меценатство» и «спонсорство».

Слова «меценатство» и «меценат» используются в российском законодательстве, однако не в качестве юридических терминов, а, скорее, в их обыденном значении. Так, в ст. 30 Закона РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» говорится о том, что в целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны, среди прочего, способствовать развитию благотворительности, меценатства и спонсорства в области культуры.

В п. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» к задачам государства в области развития спорта отнесено поощрение меценатства и благотворительности.

Таким образом, можно предположить, что законодатель отличает понятие меценатства от понятия благотворительности, однако, в чем состоит это различие - из законодательных актов не следует.

Слова «спонсор» и «спонсорство», в отличие от «меценатства», имеют легальное определение. Согласно ст. 19 Федерального закона от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» под спонсорством в целях этого Федерального закона понимается осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Таким образом, спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый - соответственно рекламодателем и рекламораспространителем, поэтому формально спонсорство, казалось бы, не имеет отношения к филантропии. Однако фактически спонсорский вклад настолько может превышать стоимость самих рекламных услуг, что имеет смысл рассматривать и эти отношения как направленные на поддержку социально значимых проектов.

Кроме того, довольно часто в средствах массовой информации и в обыденной жизни поддержку некоммерческих акций называют спонсорством, а переданные средства – спонсорским взносом. В некоторых нормативных актах термин «спонсор» используется в таком контексте, что становится очевидным несоответствие значения этого слова легальному определению. Например, в п. 40 Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 867, среди источников формирования имущества и финансовых ресурсов такого рода учреждений названы средства спонсоров наряду с добровольными пожертвованиями физических и юридических лиц. Аналогичные формулировки можно встретить в Типовом положении о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (утверждено постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288), в Типовом положении об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (утверждено постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676) и некоторых других. Трудно представить, что государственные и муниципальные учреждения подобного типа будут заниматься оказанием рекламных услуг кому бы то ни было, поэтому, скорее всего, в текстах правительственных постановлений словом «спонсорство» обозначена именно филантропическая деятельность.

Попытки разобраться в терминологии, связанной с деятельностью по поддержке общественно значимых инициатив, приводят к выводу, что законодатель уделяет этому виду активности столь мало внимания, что даже не ставит перед собой задачу систематизировать и точно определить понятия, используемые в законодательстве, в отличие, например, от его подхода к регулированию банковского дела или рынка ценных бумаг. Показателен в этом отношении проект федерального закона «О меценатах и меценатстве». Такой законопроект был внесен в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации группой депутатов в декабре 1997 г. До настоящего времени он не был даже рекомендован к рассмотрению на пленарном заседании и, по-видимому, так и не будет рассматриваться Государственной Думой. В пояснительной записке разработчики законопроекта пытаются определить общее и различное в терминологии, используемой в законопроекте. В частности, в пояснительной записке говорится:

«Следует провести различие между понятиями "меценатство" и "спонсорство". Спонсорство означает любое вложение финансовых и материально-технических средств в любое дело. Меценатство означает безвозмездную передачу финансовых и материально-технических средств гражданам или юридическим лицам, занимающимся сохранением и развитием национального культурного достояния.

Меценатство отличается от благотворительной деятельности по своим социальным и культурным целям. Мотивы благотворительности связаны с состраданием и милосердием. Мотивы меценатства - с социальной взаимопомощью и протекционизмом. Цели благотворительности в обеспечении социального благополучия в обществе. Цели меценатства - в обеспечении сохранения и развития профессиональных видов культурной деятельности. Таким образом, понятие благотворительности по смыслу шире понятия меценатства, и меценатство можно считать одной из форм благотворительности, настолько специфичной, что она специально выделена как культурная категория и законодательно не укладывается в закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Бросается в глаза, насколько небрежно составители пояснительной записки обращаются с терминологией. В частности, главная характеристика спонсорства состоит не в том, для каких целей делается вклад, а на каких условиях; мотивы благотворительной деятельности вообще не входят в круг вопросов, подлежащих нормативному правовому регулированию; одной из целей благотворительности является содействие деятельности в области культуры, в том числе и профессиональной деятельности, поэтому совершенно неясно, в чем же состоит специфика меценатства.

Институт «доноров» используется в законах Российской Федерации исключительно в связи с вопросами охраны здоровья граждан. В значении «лицо, оказывающее поддержку организации, программе, проекту, мероприятию» понятие «донор» использовано на федеральном уровне лишь в постановлениях правительства Российской Федерации, регламентирующих порядок оказания технической и гуманитарной помощи. Так, в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 17 сентября 1999 г. № 1046 «Об утверждении Порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее целевым использованием» содержится определение: «доноры технической помощи» - иностранные государства, их федеративные или муниципальные образования, международные и иностранные учреждения или некоммерческие организации, предоставляющие техническую помощь. Аналогично в пункте втором Постановления Правительства РФ от 4 декабря 1999 г. № 1335 «Об утверждении Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации»: гуманитарная помощь (содействие) может оказываться иностранными государствами, их федеративными или муниципальными образованиями, международными и иностранными учреждениями или некоммерческими организациями, иностранными физическими лицами (далее именуются - доноры).

Лишь в Законе города Москвы № 47 «О Городской целевой программе «Электронная Москва», принятом совсем недавно - 9 июля 2003 г. – слово «доноры» используется в том его значении, в котором оно вошло в практику работы некоммерческих организаций. В частности, в Законе говорится о том, что для реализации Программы, помимо бюджетных средств, привлекаются внебюджетные источники, в том числе средства доноров и благотворителей для финансирования социально значимых проектов.

Для целей представленного анализа законодательства словом «доноры» будут обозначаться любые юридические лица, систематически бескорыстно оказывающие поддержку некоммерческим организациям, а также отдельным программам, проектам, предложенным гражданами, некоммерческими и коммерческими организациями. Государства и государственные учреждения, предоставляющие средства для поддержки общественно значимых инициатив рассматриваться в качестве доноров не будут.

Глава 1. Механизмы государственного регулирования филантропической деятельности

1.1. Отраслевая принадлежность законодательства о филантропии

Правовое регулирование филантропической деятельности имеет комплексный характер, т.е. не существует отдельной отрасли законодательства, охватывающей все вопросы филантропической деятельности. Вопрос отнесения различных аспектов филантропической деятельности к той или иной отрасли законодательства важен еще и потому, что Россия является федеративным государством и правовое регулирование осуществляется в ней на трех уровнях власти: на уровне федеральной власти, уровне властей субъектов Российской Федерации и на уровне местного самоуправления.

Вопросы институализации, т.е создания и государственной регистрации донорских организаций относятся к отрасли гражданского права и могут регулироваться только на федеральном уровне. Эти вопросы включают в себя создание организации в определенной организационно-правовой форме, имущественные отношения между учредителями (участниками) организации, меру свободы в выборе направлений и способов деятельности, управление организацией.

Формы и способы передачи имущества от донора получателю, оказания организационной поддержки также регулируются на федеральном уровне гражданским законодательством.

Отношение государства к филантропической деятельности и ее участникам наиболее ярко проявляется в принятии налоговых законов. Приравнивая участников филантропической деятельности к субъектам предпринимательства или выделяя их путем установления особых налоговых норм, государство, по сути, поддерживает одни формы филантропии (или одних участников филантропической деятельности) и ставит препятствия другим.

Налоговая система Российской Федерации состоит из федеральных, региональных и местных налогов. Почти все налоги, имеющие особое значение для участников филантропической деятельности, являются федеральными, о чем более подробно будет сказано ниже.

На федеральном уровне устанавливается ответственность за нарушения в области филантропии (налоговая, гражданско-правовая, административная и уголовная).

На уровне субъектов Российской Федерации и на местном уровне правовое регулирование филантропической деятельности весьма ограничено. Помимо немногочисленных налоговых льгот, власти этого уровня теоретически располагают возможностью поддержать донорские организации имеющимися в их распоряжении ресурсами, предоставляя им бесплатно или на льготных условиях помещения, иное имущество, информацию, а также поощрять их нематериальными средствами: присуждая почетные звания, награждая дипломами и иными знаками отличия.

1.2. Основные правовые акты, регулирующие филантропическую деятельность

На федеральном уровне основными правовыми актами, регулирующими вопросы филантропической деятельности, являются:

Конституция Российской Федерации,

Гражданский кодекс Российской Федерации,

Налоговый кодекс Российской Федерации,

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изменениями и дополнениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта 2002 г., 28 декабря 2002 г.),

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изменениями и дополнениями от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г., 12, 21 марта, 25 июля 2002 г.),

Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля 2003 г.),

Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 5 августа 2000 г., 24 марта, 6 августа 2001 г., 27 ноября 2002 г., 10 января 2003 г.),

Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2002 г. № 923 «О перечне иностранных и международных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций - получателей грантов»,

Постановление Правительства РФ от 17 сентября 1999 г. № 1046 «Об утверждении Порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее целевым использованием» (с изменениями от 6 сентября 2000 г., 25 апреля 2003 г.),

Постановление Правительства РФ от 4 декабря 1999 г. № 1335 «Об утверждении Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации» (с изменениями от 26 сентября 2001 г., 12 мая 2003 г.).

1.3. Органы власти, принимающие решения в области филантропии

Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации принимает федеральные законы, в том числе касающиеся филантропии и организаций-доноров.

Работа с законопроектами происходит преимущественно в комитетах Государственной Думы, которые по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой; осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы; организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания; дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета.

Комитетов, в чьи интересы входит государственное регулирование филантропии много, однако нет ни одного, который специально занимался бы вопросами филантропии или благотворительности.

Заинтересованы в развитии филантропии, прежде всего, комитеты, имеющие отношение к социальным проблемам:

Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике;

Комитет Государственной Думы по охране здоровья и спорту;

Комитет Государственной Думы по образованию и науке;

Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи;

Комитет Государственной Думы по экологии;

Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций;

Комитет Государственной Думы по культуре и туризму;

Комитет Государственной Думы по делам ветеранов.

Однако каждый из перечисленных комитетов имеет интерес к филантропии в своей области, но не занимается проблемами филантропии в целом.

С точки зрения заинтересованности проблемой, наиболее перспективен Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций, однако по степени влияния на принятие законов его можно отнести к самым слабым комитетам.

Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам играет важную роль в обсуждении предложений по совершенствованию налогообложения доноров и получателей донорской помощи.

Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности (ст. 16 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).

Правительство принимает постановления по тем вопросам, которые отнесены к его ведению законодательством. В частности, Правительство утверждает порядок регистрации программ технической помощи, порядок получения удостоверений на гуманитарную помощь, перечни иностранных и международных грантодающих организаций для освобождения от налогообложения.

Правительство дает заключения на проекты федеральных законов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (24)

    Документ
    Словарь предназначен для использования в учебном процессе. Понятия, включенные в словарь, охватывают материалы всего курса биоэтики и являются необходимыми для изучения курса биоэтики.
  2. Человеческая деятельность

    Документ
    Людвиг фон Мизес был и до сих пор известен нашему читателю только как несгибаемый либерал и бескомпромиссный борец с социализмом и бюрократией. Выход на русском языке его книги "Человеческая деятельность", со дня публикации
  3. Мировая политика в условиях кризиса

    Учебное пособие
    С конца ХХ столетия наряду с устоявшимся термином «международные отношения» в научный оборот все настойчивее входит понятие «мировая политика». Есть основания для этого? Не происходит ли дублирование семантического ряда? Попробуем
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Инвестиционная деятельность предприятия» для студентов экономических специальностей Астана, 2009

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Инвестиционная деятельность предприятия» рассматривает сущность, необходимость и условия организации и финансирования инвестиций в сферу реальной экономики-производства, услуг в развитие инфраструктурных отраслей экономики, а также характеристику
  5. Ученые записки скагс (3)

    Ученые записки
    В.И. Стрюковский, доктор философских наук, профессор: Старостин А.М. Философские инновации: Когнитивная и аксиологическая репрезентации. LAMBERT Academic Publishing (Германия), 2011.

Другие похожие документы..