Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Нормативный срок освоения основной образовательной про­граммы подготовки специалиста по специальности 040104 – Организация работы с молодежью при очн...полностью>>
'Конкурс'
3.2. Принять участие в конкурсе могут команды и индивидуальные представители детских и молодежных общественных объединений, учебных заведений, работа...полностью>>
'Диплом'
Тюмень, ул. 30 лет Победы, 38-101, тел. (345 ) -87-8 . Специальности: - Юриспруденция Финансовый менеджмент Бух....полностью>>
'Документ'
1. Отдел главного механика является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственно Заместителю главного инженер...полностью>>

Законодательные условия и государственное регулирование филантропической деятельности

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Юридическая квалификация сделок между донором и получателем помощи (и, во многом, последующее налогообложение) зависит, во-первых, от вида оказываемой поддержки и, во-вторых, от условий, на которых такая поддержка оказывается.

По виду оказываемой поддержки следует различать передачу имущества (в том числе денежных средств), выполнение работ, оказание услуг для получателя.

По условиям оказания поддержки решающим для дальнейшего налогообложения будет платность или бесплатность (возмездность или безвозмездность) оказываемой помощи. Иными словами, рассчитывает ли донор на получение какого-либо встречного представления: в виде денег, имущества, имущественных прав, услуг и т.д., - или не рассчитывает.

Как указывалось во Введении, благотворительной деятельностью в России признается не только безвозмездная передача имущества, безвозмездное выполнение работ, оказание услуг, но передача имущества (работ, услуг) на льготных условиях, то есть по низкой стоимости. Однако с позиций гражданского законодательства в первом и во втором случае будут иметь место разные виды сделок, а для целей налогообложения – разные виды доходов и расходов.

3.1. Безвозмездная передача имущества

3.1.1. Дарения и пожертвования

Безвозмездная передача имущества, в том числе денег и имущественных прав, - одна из основных форм донорской помощи. Гражданский кодекс РФ такую передачу как договор дарения.

По договору дарения донор может:

передать вещь в собственность (например, компьютер или деньги);

передать имущественное право (требование) к себе (например, право пользования своим помещением);

передать имущественное право (требование) к третьему лицу (например, право требовать возврата денежных средств от своего должника);

освободить получателя от имущественной обязанности перед собой (например, освободить от обязанности возвратить заем);

освободить получателя от имущественной обязанности перед третьим лицом (например, заплатить арендную плату за помещение, используемое получателем).

Таким образом, по договору дарения безвозмездно передаются вещи и имущественные права, включая наличные деньги и безналичные денежные средства. Дарением признается не только реальная передача (в настоящий момент), но и обязательство передать имущество в будущем.

Не является дарением, с точки зрения гражданского права, безвозмездное оказание услуг получателю поддержки или безвозмездная передача ему результатов работ.

Обязательным условием договора дарения является его полная безвозмездность, т.е. у одаряемого лица не должно возникать никаких имущественных обязательств по отношению к дарителю. Это, в частности, означает, что получатель поддержки не может принимать на себя обязанность оказать дарителю какие-либо услуги (например, рекламные) или передать ему в безвозмездное пользование часть своего офиса. Если такой договор все же заключен, он не может квалифицироваться как дарение.

Безвозмездная передача вещи или права в общеполезных целях является разновидностью дарения – пожертвованием (ст. 582 Гражданского кодекса РФ).

Гражданский кодекс РФ не содержит правовых норм, определяющих, какие именно цели следует считать общеполезными. Фактически государство определяет общественную полезность целей путем установления налоговых норм.

Пожертвования могут делаться:

гражданам,

лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям,

благотворительным, научным и учебным учреждениям,

фондам,

музеям и другим учреждениям культуры,

общественным и религиозным организациям,

Российской Федерации,

субъектам Российской Федерации: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам,

городским, сельским поселениям и другим муниципальным образованиям.

Таким образом, не только коммерческие, но и далеко не все некоммерческие организации могут быть получателями пожертвований. В этот перечень, в частности, не включены некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, союзы и ассоциации, товарищества собственников жилья и жилищно-строительные кооперативы. Поэтому безвозмездная передача вещи или права таким организациям может считаться не пожертвованием, а обычным дарением.

Еще одно отличие пожертвования от обычного дарения состоит в том, что, передавая имущество в виде пожертвования, донор (жертвователь) может (но не обязан) определить назначение использования этого имущества. В этом случае организация, принявшая пожертвование, должна вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

Если использование пожертвованного имущества в соответствии с указанным жертвователем назначением становится вследствие изменившихся обстоятельств невозможным, оно может быть использовано по другому назначению лишь с согласия жертвователя, а в случае ликвидации донора-жертвователя по решению суда.

Использование пожертвованного имущества не в соответствии с указанным назначением или самовольное изменение этого назначения дает право донору или его правопреемнику требовать отмены пожертвования.

Донор обязан совершить договор дарения (пожертвования) в письменной форме, если стоимость дара превышает 500 рублей. Договор дарения (пожертвования), совершенный в таком случае устно, ничтожен (ст. 574 Гражданского кодекса РФ).

3.1.2. Гранты

Российское законодательство позаимствовало понятие «грант» из практики зарубежных стран, довольно активно его использует, но пока не может однозначно определить, в чем заключаются особенности этой формы донорской помощи.

Например, Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» определяет благотворительный грант как благотворительное пожертвование, носящие целевой характер и предоставляемое гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме (ст. 15). Это определение, однако, не приложимо к получению грантов коммерческими организациями, и, главное, для целей выявления специфики гранта не приносит никакой пользы, поскольку и без слова «грант» пожертвование может иметь целевой характер.

В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»: грант определяется как денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями (ст. 2). Следует отметить, однако, что, во-первых, это определение касается только научных грантов, и, во-вторых, оно не применимо на практике из-за отсутствия решения Правительства о получении права на предоставление научных грантов.

В российском законодательстве существует понятие государственных грантов, например, в Федеральном законе «Об общественных объединениях» это одна из форм государственной поддержки общественных объединений в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ по их заявкам (ст. 17). Аналогичное определение содержится в Законе Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» (ст. 13).

В некоторых нормативных актах слово «грант» используется как синоним стипендии. Например, гранты (стипендии) Президента Российской Федерации присуждаются талантливым журналистам в целях обеспечения их работы над общественно значимыми проектами (Указ Президента РФ от 9 января 1997 г. №5 «Об учреждении премий и грантов (стипендий) Президента Российской Федерации в области печатных средств массовой информации».

Таким образом, из всех имеющихся в законодательстве случаев использования слова «грант» можно вывести лишь следующие общие признаки:

безвозмездность;

целевой характер и

общественную полезность.

Все эти признаки в равной мере присущи и пожертвованию.

Из сложившейся практики предоставления грантов, кроме того, следует, что гранты:

чаще всего предоставляются на основе проектных заявок;

чаще всего предоставляются в результате конкурсного отбора;

почти всегда предполагают жесткую смету;

всегда строго контролируются.

Налоговое законодательство использует собственное определение гранта для целей налогообложения (см. главу 4).

3.1.3. Техническая и гуманитарная помощь

Иностранные и международные доноры могут оказывать помощь российским организациям, которая квалифицируется как техническая или гуманитарная помощь (содействие) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» (далее в тексте – Закон № 95-ФЗ).

Согласно Закону № 95-ФЗ, под безвозмездной помощью (содействием) понимаются средства, товары, предоставляемые Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, органам государственной власти и органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам, а также выполняемые для них работы и оказываемые им услуги в качестве гуманитарной или технической помощи (содействия) на безвозмездной основе иностранными государствами, их федеративными или муниципальными образованиями, международными и иностранными учреждениями или некоммерческими организациями, а также физическими лицами.

Техническая помощь (содействие) – это вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой в целях оказания поддержки в осуществлении экономической, социальной реформ и осуществления разоружения путем проведения конверсии, утилизации вооружения и военной техники, проведения радиационно-экологических мероприятий по обращению с радиоактивными отходами, отработанным ядерным топливом и другими ядерными материалами, ранее накопленными и (или) образующимися при эксплуатации и выводе из нее объектов мирного и военного использования атомной энергии, а также путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, поставок оборудования и других материально-технических средств по проектам и программам, которые зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Гуманитарная помощь (содействие) – это вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи (содействия).

В настоящее время гуманитарная помощь оказывается преимущественно в связи с различными бедствиями и чрезвычайными происшествиями, поэтому финансовая и организационная помощь доноров сосредоточивается в направлении содействия проведению экономической и социальной реформ в России.

Если донором технической помощи является иностранная или международная некоммерческая организация, отношения, возникающие между донором и получателем помощи, вполне могут быть квалифицированы как дарение. Специфика данного вида помощи, однако, состоит в том, что это дарение должно быть санкционировано российским государством путем выдачи специального удостоверения. От имени государства удостоверение выдает уполномоченный государственный орган - Комиссия по вопросам международной технической помощи при Правительстве Российской Федерации (далее – Комиссия).

Регистрации программ технической помощи и получение удостоверения регулируется Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 1999 г. № 1046 «Об утверждении Порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее целевым использованием».

Получению удостоверения предшествует регистрация программы (проекта) в Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации. Заявление в Комиссию о регистрации может подать как получатель, так и донор технической помощи. В заявлении указываются: цели оказываемой технической помощи, а также ее формы (передача средств, товаров, оказание услуг, выполнение работ), объемы и номенклатура.

К заявлению прилагается копия документа (договора, соглашения, меморандума, протокола или другого обменного письменного обязательства), на основании которого разработан проект или программа технической помощи. Никаких иных документов для регистрации проекта (программы) не требуется.

Комиссия осуществляет экспертизу указанных документов и принимает решение о регистрации либо отказывает в регистрации. Причиной отказа может служить, например, несоответствие заявленных проектов и программ национальным приоритетам.

После регистрации проекта (программы) получатель подает в Комиссию заявление о признании получаемых средств технической помощью с приложенным пакетом документов.

В заявлении на имя председателя Комиссии указывается:

донор технической помощи;

получатель;

форма помощи;

объем, вес, номенклатура помощи;

стоимость,

цели поставки;

регистрационный номер и наименование проекта или программы технической помощи в едином реестре проектов и программ технической помощи.

К заявлению прилагаются:

а) обязательство органа местного самоуправления, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен получатель технической помощи, или соответствующего федерального органа исполнительной власти по контролю за ее целевым использованием в пределах срока службы.

в) копия договора, соглашения, меморандума, протокола или другого обменного письменного обязательства, в соответствии с которыми осуществляется техническая помощь;

г) подтверждение международной организации-донора (ее руководства) или ее представительства в Российской Федерации о том, что предоставление средств, товаров, работ и услуг осуществляется в рамках безвозмездной технической помощи;

д) копии учредительного документа и свидетельства о государственной регистрации получателя технической помощи, заверенные в установленном порядке;

е) спецификация на поставку средств и товаров в двух экземплярах, заверенная на каждой странице получателем технической помощи.

Все документы представляются на русском языке. Если оригинал документа составлен на иностранном языке, представляется его заверенный перевод.

При несоответствии представленных документов указанному перечню получателю технической помощи направляется соответствующее извещение в срок не более 10 дней с даты поступления документов в Комиссию.

Комиссия проверяет все поданные документы (их соответствие указанному перечню).

Экспертиза представленных в Комиссию документов должна занимать не более 3 недель с даты получения полного комплекта документов. Результаты экспертизы по каждому из заявлений вносятся для рассмотрения на очередном заседании Комиссии.

На основании решений Комиссии, оформленных протоколом, получателям помощи выдаются удостоверения, подтверждающие принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи. Бланки удостоверений являются документами строгой отчетности. Копии удостоверений в течение 3 дней со дня их оформления направляются в Государственный таможенный комитет Российской Федерации и Министерство по налогам и сборам Российской Федерации.

Получатели средств и товаров, поступивших в виде технической помощи, в срок до 3 месяцев со дня получения удостоверения принимают их на баланс и регистрируют в территориальных органах Министерства по налогам и сборам Российской Федерации для получения налоговых льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Если техническая помощь предоставляется в виде денежных средств или иного имущества, то ее практическое отличие как вида донорской помощи от грантов или пожертвований состоит лишь в том, что донором не может быть российская организация и государство санкционирует и контролирует каждый отдельный случай предоставления помощи. Выделение технической помощи самостоятельным видом донорской поддержки имеет значение лишь для налогообложения.

Практика выдачи удостоверений такова, что лишь небольшое число иностранных доноров соглашаются пройти установленные процедуры. Большое число документов, часть которых представить трудно или невозможно, длительные сроки рассмотрения заявлений, отсутствие гарантий, что удостоверение будет выдано, – все это делает использование указанного вида донорской помощи нерациональным.

3.2. Передача имущества на льготных условиях

Примером передачи имущества на льготных условиях могут служить ситуации, когда донор - производитель компьютеров продает партию оборудования фонду поддержки образования за четверть их рыночной стоимости или фармацевтический завод продает за полцены инсулин общественной организации, объединяющей людей, страдающих диабетом. Такие действия могут оцениваться как благотворительная деятельность, однако, с позиций гражданского законодательства, они должны квалифицироваться как обычные сделки купли-продажи с вытекающими отсюда налоговыми последствиями.

3.3. Помощь в виде выполненных работ, оказанных услуг

Помощь в виде выполненных работ, оказанных услуг представляет собой особый вид донорской помощи и с точки зрения гражданского законодательства, и с точки зрения налогообложения.

Гражданский кодекс РФ не предусматривает такого вида договоров как безвозмездное выполнение работ или безвозмездное оказание услуг. Однако Гражданский кодекс РФ гарантирует свободу договора (ст. 421). Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, а условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Бесплатно оказанные услуги, выполненные работы – самый опасный с позиций налогового законодательства вид помощи, приводящий к тому, что у получателя с большой вероятностью возникнет объект налогообложения по налогу на прибыль, а у донора – объект обложения налогом на добавленную стоимость (см. главу 4). Для целей налогообложения виртуальная стоимость бесплатных услуг или работ рассчитывается исходя из рыночных цен.

3.4. Особые случаи донорской помощи

3.4.1. Предоставление грантов (технической помощи) донорами при участии других донорских организаций

Если организация донор располагает значительными средствами и финансирует масштабные программы, она, как правило, разбивает программу на подпрограммы и передает средства подпрограмм другим донорским организациям, которые в свою очередь определяют конечного получателя средств и заключают с ним договоры. Иногда таких ступеней может быть несколько.

Специальных правовых норм, регулирующих поведение всех участников в описанной ситуации, российское законодательство не содержит. В частности, нет правил, по которым какие-то полученные средства могут передаваться другим организациям, а какие-то нет; какие-то организации могут получать средства для дальнейшей передачи, а другие не могут.

Правовые нормы, имеющиеся в российском законодательстве, позволяют регулировать подобного рода отношения таким образом, что это не устраивает всех участников отношений, поэтому в деятельности организаций-доноров они и не применяются. По существующим нормам, отношения между основным донором и «субдонором» можно квалифицировать как посреднические, а договор между ними отнести к таким видам, как договор поручения или агентский договор. Однако в этом случае сумму средств, полученную субдонором на администрирование проекта, следует рассматривать как его вознаграждение за оказание посреднических услуг со всеми вытекающими налоговыми последствиями.

3.4.2. Сделки, содержащие формальные признаки возмездности

Иностранные и, особенно международные, доноры, руководствуясь собственными правилами, нередко заключают с получателями помощи договоры, содержащие формальные признаки возмездности. Подписание такого договора создает для российских получателей помощи много трудностей.

Пример. Международная организация – донор финансирует проект, направленный на цели экологического образования. Между российской экологической организацией и донором заключен контракт, в котором донор именуется заказчиком, российская организация – исполнителем, а предметом договора является оказание услуг заказчику. В договоре определена стоимость услуг, предусмотрена ответственность за ненадлежащее исполнение. Договор содержит и иные формальные признаки договора возмездного оказания услуг.

Предлагая к подписанию такой договор, донор, по-видимому, ориентируется на правила, применяемые во многих странах, а именно: платная деятельность некоммерческих организаций, тесно связанная с целями ее основной деятельности, не признается предпринимательской и налогами не облагается. В России, однако, такие правила не действуют.

Российская организация, подписавшая контракт, оказывается почти в безвыходном положении. С одной стороны, договор, заключенный между нею и донором, нельзя признать возмездным, потому что донор ничего не получает по этому договору: образовательные услуги будут оказаны не ему, а неопределенному кругу третьих лиц. С другой стороны, предмет договора сформулирован таким образом, что его буквальное толкование требует квалификации договора как возмездного.

С проблемой противоречия формальных признаков сделки и ее содержания может столкнуться и донор в процессе организации кампании по привлечению средств.

Пример. Фонд, финансирующий программы развития детского творчества устраивает концерт известного музыканта и продает билеты на этот концерт по очень высокой цене, объявляя, что собранные средства пойдут на поддержку музыкального образования детей. Продавая за десять тысяч рублей билеты, рыночная стоимость которых не превышает, к примеру, тысячи, фонд, по сути, собирает пожертвования. Однако формально договор между фондом и лицами, приобретшими билеты, можно признать возмездным, а собранные средства, соответственно, придется учитывать как выручку со всеми налоговыми последствиями.

Глава 4. Налогообложение филантропической деятельности

Как уже указывалось, в России не существует особого статуса – организация, освобожденная от налогообложения, поэтому обязанность уплаты налога (освобождение от уплаты) необходимо рассматривать отдельно по каждому налогу и в связи с конкретной ситуацией оказания донорской помощи.

4.1. Налогообложение организаций - получателей донорской поддержки

У организаций, получающих донорскую помощь, в связи с ее получением возникают вопросы уплаты следующих налогов:

налога на прибыль организаций;

налога на добавленную стоимость;

налога на имущество предприятий;

единого социального налога.

Помимо налогов, получатели донорской помощи, как правило, обязаны уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Эти взносы теоретически не считаются налогами, однако возлагают на получателей значительное финансовое бремя, аналогичное налоговому бремени.

Кроме того, получатели донорской помощи по отношению к персоналу и, возможно, некоторым иным лицам, будет выступать в качестве налогового агента по налогу на доходы физических лиц.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (24)

    Документ
    Словарь предназначен для использования в учебном процессе. Понятия, включенные в словарь, охватывают материалы всего курса биоэтики и являются необходимыми для изучения курса биоэтики.
  2. Человеческая деятельность

    Документ
    Людвиг фон Мизес был и до сих пор известен нашему читателю только как несгибаемый либерал и бескомпромиссный борец с социализмом и бюрократией. Выход на русском языке его книги "Человеческая деятельность", со дня публикации
  3. Мировая политика в условиях кризиса

    Учебное пособие
    С конца ХХ столетия наряду с устоявшимся термином «международные отношения» в научный оборот все настойчивее входит понятие «мировая политика». Есть основания для этого? Не происходит ли дублирование семантического ряда? Попробуем
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Инвестиционная деятельность предприятия» для студентов экономических специальностей Астана, 2009

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Инвестиционная деятельность предприятия» рассматривает сущность, необходимость и условия организации и финансирования инвестиций в сферу реальной экономики-производства, услуг в развитие инфраструктурных отраслей экономики, а также характеристику
  5. Ученые записки скагс (3)

    Ученые записки
    В.И. Стрюковский, доктор философских наук, профессор: Старостин А.М. Философские инновации: Когнитивная и аксиологическая репрезентации. LAMBERT Academic Publishing (Германия), 2011.

Другие похожие документы..