Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Изложение'
Мы можем предположить, что в теме общих культурных основ в национальном самосознании народов вне России, но связанных с Россией общей судьбой, культу...полностью>>
'Документ'
Опишіть поняття про інформацію та способи її подання. Дайте означення даних. Охарактеризуйте різновиди інформаційних повідомлень, поняття про інформа...полностью>>
'Кодекс'
Згідно з традицією, що склалася в українському кримінальному праві, ознакою, яка об'єднує різні склади злочинів в одному розділі Особливої частини Кр...полностью>>
'Урок'
Развивающая – активизировать познавательную деятельность учащихся, создать особый эмоциональный настрой для усвоения знаний, развивать воображение и ...полностью>>

Законодательные условия и государственное регулирование филантропической деятельности

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Любой из перечисленных видов фондов может быть, но может и не быть донорской организацией. Законодательством не уставлены специальные ограничения в деятельности фондов, поэтому каждый фонд может финансировать проекты и программы иных организаций, но может и осуществлять собственные проекты (проводить семинары и тренинги, издавать книги, проводить различные мероприятия и т.д.). Кроме того, хотя любой фонд должен быть создан на основе имущественных взносов, минимальный размер этого взноса не определен, поэтому могут существовать, и реально существуют фонды, почти не имеющие денежных средств.

Фонд, созданный в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях», может быть учрежден одним лицом или несколькими лицами. Число учредителей не ограничено. Учредителями могут быть физические и юридические лица, как российские, так и иностранные.

Общественный фонд создается по инициативе не менее трех физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица, являющиеся общественными объединениями. Учредители общественного фонда - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности. Это означает, что при принятии решений каждый учредитель обладает равным числом голосов, не зависящим от размера имущественного взноса учредителя.

Законодательство Российской Федерации содержит мало правовых норм, регулирующих права и обязанности учредителей фонда и общественного фонда.

В частности, имущество, переданное фонду (общественного фонду) его учредителями, является собственностью фонда. Учредители не сохраняют никаких имущественных прав по отношению к фонду (общественному фонду), т.е. они не могут претендовать на часть прибыли, не могут потребовать выдела имущества при выходе из фонда (общественного фонда), не получают части имущества при ликвидации фонда (общественного фонда). В то же время учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда (общественного фонда), а фонд (общественный фонд) не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Учредители обязаны сделать имущественный взнос в фонд (общественный фонд), но размер этого взноса не установлен, следовательно, он может быть символическим. Учредители обязаны утвердить устав, сформировать органы управления фондом (общественным фондом), но в дальнейшем они могут полностью устраниться от какого-либо участия в деятельности фонда (общественного фонда), и это не будет противозаконным бездействием.

Законодательство не регулирует и отношения между учредителями. Лишь исходя из смысла законодательства о некоммерческих организациях, можно утверждать, что отношения между учредителями фонда (общественного фонда) не могут строиться на принципе зависимости объема прав от размера взноса в фонд (общественный фонд).

Значительную правовую проблему представляет так называемый выход из учредителей или смена учредителя. Если признать, что учредителями фонда (общественного фонда) являются лица, принявшие решение о создании фонда, то ни выход из состава учредителей, ни смена учредителя невозможны. В то же время в практической деятельности фондов приходится прибегать к этому сомнительному действию в силу складывающихся обстоятельств. Практика создания в России фондов и иных некоммерческих организаций, не имеющих членства, складывается таким образом, что учредители при разработке и утверждении уставов склонны отводить себе роль высшего органа управления фондом, чтобы сохранить за собой право принятия важных решений. Фактически устраняясь впоследствии от дел фонда, они ставят под угрозу всю его деятельность. Решением этой проблемы могло бы стать формирование органов управления, со временем приобретающих независимость от учредителей, однако такой подход к управлению фондами мало распространен в России.

Действующее законодательство довольно скупо регулирует вопросы формирования и деятельности органов фондов. Обязательные требования законов сводятся к тому, что фонд (общественный фонда) обязан сформировать попечительский совет, который осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда должен осуществлять свою деятельность на общественных началах. Никаких требований к порядку формирования и деятельности попечительского совета закон не предъявляет, этот порядок полностью определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями.

По закону фонд (общественный фонд) должен иметь некий высший орган управления, основной функцией которого является обеспечение соблюдения фондом целей, в интересах которых он был создан. Таким образом, функции высшего органа управления и попечительского совета не совпадают: высший орган управления определяет стратегию, попечительский совет – надзор.

Формирование органов управления фондом полностью определяется уставом. Законодательство не устанавливает количественного состава этих органов, не предъявляет никаких требований к их независимости.

В отличие от Федерального закона «О некоммерческих организациях», Федеральный закон «Об общественных объединениях» дает определение такого субъекта как участник общественного объединения, в частности, участник общественного фонда. Участниками общественного фонда могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, выразившие поддержку целям данного фонда и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом. Общественный фонд может, но не обязан иметь участников. Соответственно, имеются некоторые отличия в порядке формирования руководящих органов общественного фонда. Руководящий орган общественного фонда может быть сформирован (а) его учредителями, (б) участниками либо (в) совместно учредителями и участниками. Учредители формирует руководящий орган путем персональных назначений, а участники избирают его на съезде (конференции) или общем собрании. Совместное формирование руководящего органа заключается в том, что учредители рекомендуют съезду, конференции или общему собранию участников кандидатуры для избрания в руководящий орган. Выбор одного из трех вариантов формирования руководящего органа делают учредители, разрабатывая и утверждая устав фонда.

К исключительной компетенции высшего органа управления фондом решение следующих вопросов:

определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов формирования и использования его имущества;

образование исполнительного органа фонда (или исполнительных органов, если их несколько) и досрочное прекращение их полномочий;

реорганизация фонда.

Высший орган управления может решать вопросы изменения устава, но может передать это полномочие попечительскому совету.

Высший орган управления решает также вопросы:

утверждение финансового плана фонда и внесение в него изменений;

утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

создание филиалов и открытие представительств фонда;

участие в других организациях (коммерческих и некоммерческих).

Однако уставом фонда может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, и к его ведению может быть отнесено решение вышеперечисленных вопросов.

Члены высшего органа управления фондом не могут получать вознаграждения за выполнение ими возложенных на них функций, однако им могут быть компенсированы расходы, непосредственно связанные с участием в работе высшего органа управления. На членов постоянно действующего коллегиального органа управления это ограничение не распространяется. В то же время в законодательстве отсутствует требование полной финансовой независимости руководителей фонда. В частности, не противоречит закону получение ими гонорара за выполнение каких-то иных, помимо руководящих, функций.

Исполнительный орган фонда может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью фонда и подотчетен высшему органу управления фондом.

Все остальные вопросы, касающиеся органов фонда, законодательством не регулируются и решаются учредителями в процессе разработки и утверждения устава фонда. В частности, в законодательстве отсутствует какое-либо регулирование порядка принятия решения донорской организацией о предоставлении финансовой помощи: обязанность иметь грантовый (или какой-то аналогичный) комитет, требования независимой экспертизы, конкурсного порядка представления помощи и тому подобное.

Фонды, созданные в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» не обязаны иметь контрольно-ревизионный орган. Общественные фонды обязаны сформировать контрольно-ревизионный орган. И тот, и другой фонд должны проводить ежегодный аудит, если источниками образования их средств являются добровольные отчисления физических и юридических лиц (ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Фактически фонд может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления уставной деятельности, за исключением имущества, изъятого из свободного оборота (например, оружия, наркотических веществ и пр.). Минимальный размер имущества, необходимый для осуществления фондом деятельности, не установлен.

Фонд является собственником переданного ему имущества, за исключением имущества, переданного ему во временное пользование.

Никаких ограничений на легальные источники доходов для фондов не установлены независимо от состава учредителей фонда. Поскольку в законодательстве отсутствует деление фондов на частные и корпоративные, то любые фонды вправе привлекать имущество из любых источников. Так, фонд, учрежденный одним лицом и являющийся по сути частным, может привлекать добровольные пожертвования наравне с общественным фондом. Ограничения могут быть установлены лишь уставом самого фонда или иными внутренними документами. Фактически ограничениями на получение доходов и произведение расходов являются нормы налогового законодательства (см. главу 4).

Фонд может передать свое имущество в доверительное управление, но не может сам быть доверительным управляющим.

Использование имущества фонда ограничено только его уставными целями.

По долгам перед третьими лицами, в том числе по долгам перед бюджетом, фонд отвечает всем своим имуществом.

Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Не предусмотрено каких-либо специальных ограничительных критериев для определения круга заинтересованных лиц, правомочных обращаться в суд с таким заявлением. Следовательно, всякое лицо, имеющее правовой интерес в ликвидации фонда (общественного фонда), может быть отнесено к числу заинтересованных лиц, которые вправе подать в суд заявление о его ликвидации. Такими заинтересованными лицами могут быть учредители, члены органов управления, члены попечительского совета, государственные органы и иные лица.

Фонд может быть ликвидирован:

если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;

в случаях нарушения фондом законодательства.

Судебная практика ликвидации некоммерческих организаций, вообще, и фондов, в частности, немногочисленна. Неизвестны случаи ликвидации фонда по причине недостаточности его имущества или уклонения от целей, предусмотренных его уставом. Общественный фонд, являющийся разновидностью общественных объединений, обязан ежегодно информировать орган юстиции, принявший решение о его государственной регистрации, о продолжении своей деятельности. Двукратное непредставление такой информации может служить основанием для подачи в суд заявления о признании фонда прекратившим свою деятельность. Такие случаи известны в судебной практике. По причине нарушения законодательства некоммерческие организации ликвидируются редко, и, как правило, это организации, вызвавшие своей деятельностью недовольство властей.

Ликвидация фонда не только нуждается в соответствующем решении суда, но и сопровождается сложными организационными процедурами и обязательной налоговой проверкой.

Имущество ликвидируемого фонда оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, должно быть направлено на цели, в интересах которых фонд был создан, и (или) на благотворительные цели.

2.1.2. Иные некоммерческие организации в роли доноров

Некоммерческие организации, созданные в некоторых организационно-правовых формах, могут естественным образом выступать в роли доноров, осуществляя деятельность по организационной поддержке общественно значимых инициатив. К таким организациям относятся некоммерческие партнерства, ассоциации (союзы), автономные некоммерческие организации.

Некоммерческое партнерство – это основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение, в частности, социальных, благотворительных, управленческих целей. Таким образом, предполагается, что члены некоммерческого партнерства сами осуществляют один или несколько видов деятельности, направленных на достижение общественных благ, и объединяются для взаимной помощи в этих видах деятельности.

Автономная некоммерческая организация – это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

Ассоциация и союз – это одна правовая форма некоммерческой организации, представляющая собой объединение юридических лиц. Коммерческие организации создают ассоциации или союзы в целях координации их предпринимательской деятельности, а также для представления и защиты общих имущественных интересов. Некоммерческие организации, как и коммерческие, могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы). Ассоциация (союз) – это организация, имеющая членство. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Они вправе безвозмездно пользоваться услугами ассоциации (союза).

Очевидно, что вышеперечисленные формы некоммерческих организаций идеально подходят для филантропической деятельности в виде так называемых ресурсных центров – организаций, оказывающих разнообразную организационную поддержку общественно полезным инициативам граждан и юридических лиц. У каждой из этих форм есть некоторое своеобразие, касающееся учредительных документов, органов управления, имущества, но, исходя из их донорской функции, можно указать на три главных их отличия от фондов. Все эти организации (1) не обязаны формировать попечительский совет, (2) не обязаны проводить ежегодный аудит, (3) могут самостоятельно принять решение о ликвидации.

2.1.3. Иностранные доноры

Доноры, являющиеся юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством иностранных государств, могут оказывать в России поддержку общественно полезным инициативам почти на тех же условиях, что и российские доноры.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», иностранные и международные организации имеют право выступать участниками благотворительной деятельности на территории Российской Федерации в соответствии с нормами указанного закона.

Согласно п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ к отношениям с участием иностранных юридических лиц применяются общие правила, установленные гражданским законодательством, если иное не предусмотрено федеральным законом. Одним из таких исключений является запрет пожертвований в отношении политических партий (см. ниже).

При заключении договора между донором и получателем помощи иностранный донор имеет большую свободу выбора, поскольку стороны договора могут при его заключении или в последующем выбрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору (ст. 1210 Гражданского кодекса РФ). Таким образом, договор о донорской помощи может быть заключен по нормам не российского законодательства, а законодательства страны донора. Соглашение сторон о выборе подлежащего применению права должно быть прямо выражено или должно определенно вытекать из условий договора. При этом стороны договора могут выбрать подлежащее применению право как для договора в целом, так и для отдельных его частей.

Для филантропической деятельности с участием иностранных и международных доноров установлены несколько иные правила налогообложения (см. главу 4).

2.2. Получатели донорской поддержки

Получателями донорской поддержки теоретически могут быть любые юридические и физические лица: коммерческие и некоммерческие организации, отдельные граждане и группы граждан.

Реальная возможность предоставить (получить) донорскую помощь в Российской Федерации зависит не столько от правового статуса получателя, сколько от особенностей налогообложения.

Так как в России не существует статуса организации, освобожденной от налогообложения, доноры при принятии решений об оказании поддержки почти лишены возможности ориентироваться на формальные признаки организации–получателя.

Получатели помощи - коммерческие организации

Донорская помощь предоставляется коммерческим организациям, которые, как правило, осуществляют деятельность в области культуры (театрам, издательствам, киностудиям и т.д.), науки (научным, научно-исследовательским и аналитическим центрам), развития малого бизнеса (консультационным центрам, кредитным организациям) и в некоторых других областях. Несмотря на то, что подобного рода организации могут реализовывать общественно полезные проекты, их главные особенности как коммерческих образований остаются неизменными. К таким особенностям относятся возможность распределять полученную прибыль между участниками (акционерами, владельцами долей в уставном капитале) и возможность распределения между участниками имущества, оставшегося после ликвидации организации.

Коммерческие организации не могут получать донорскую помощь от других коммерческих организаций.

Получатели помощи – некоммерческие организации

Любые некоммерческие организации могут получать помощь от любого донора. Из этого правила есть только одно исключение. Не допускается донорская помощь политической партии от:

иностранных доноров;

российских доноров с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном капитале превышает 30 процентов;

международных доноров;

доноров – коммерческих организаций, если в их уставном капитале доля государственной или муниципальной собственности превышает 30 процентов;

благотворительных организаций и религиозных объединений, а также от учрежденных ими организаций;

доноров, зарегистрированных менее чем за один год до дня оказания поддержки.

Возможность оказания поддержки иным некоммерческим организациям продиктована не столько их статусом, сколько особенностями налогового законодательства.

Общие для всех некоммерческих организаций свойства таковы.

Некоммерческие организации обязаны осуществлять деятельность в соответствии с целями, для достижения которых они созданы и которые отражены в их уставах. Таким образом, донорская помощь некоммерческим организациям должна соответствовать уставным целям организации-получателя.

Полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между ее участниками (членами). Исключение из этого правила составляют потребительские кооперативы.

Некоммерческие организации не имеют уставного капитала.

При ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели (из этого правила есть небольшое число исключений). В случае если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

2.3. Правовые особенности благотворительных организаций

Доноры и получатели помощи могут быть благотворительными организациями, т.е. относится к определенному виду юридических лиц со специфическими правами и обязанностями.

В России, в отличие от многих зарубежных стран, на федеральном уровне нет специального реестра благотворительных организаций. Статус благотворительной организации определяется несколькими признаками. Она должна быть, во-первых, некоммерческой (общественным объединением, фондом, учреждением); во-вторых, - неправительственной (негосударственной и немуниципальной); в-третьих - специально созданной для достижения целей благотворительной деятельности (о целях благотворительной деятельности см. Введение).

Учредителями благотворительной организации не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения.

Высшим органом управления благотворительной организацией может быть только коллегиальный орган, к компетенции которого относится, среди прочего, утверждение благотворительных программ. В составе высшего органа управления благотворительной организацией допускается не более одного работника ее исполнительных органов. Члены высшего органа управления благотворительной организацией и ее должностные лица не вправе занимать штатные должности в администрации коммерческих и некоммерческих организаций, учредителем (участником) которых является эта благотворительная организация.

Хотя благотворительная организация, как и иные некоммерческие организации, вправе учреждать хозяйственные общества, не допускается ее участие в хозяйственных обществах совместно с другими лицами.

Помимо этого, благотворительная организация ограничена в сроках и направлениях расходования денежных средств.

Благотворительная организация не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний.

Не менее 80 процентов пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования. Однако благотворителем или благотворительной программой может быть установлен и иной порядок.

Не менее 80 процентов поступивших за финансовый год доходов от внереализационных операций, поступлений от учрежденных благотворительной организацией хозяйственных обществ и доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности должно быть использовано на финансирование благотворительных программ.

Благотворительные организации – единственный вид некоммерческих организаций, для которых законодательством установлен предел расходования средств на оплату труда административно-управленческого персонала - не более 20 процентов финансовых средств, расходуемых ею за финансовый год.

Благотворительные организации – едва ли не единственный вид некоммерческих организаций, которые обязаны представлять государственным органом содержательный отчет о своей деятельности.

Глава 3. Виды донорской поддержки



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (24)

    Документ
    Словарь предназначен для использования в учебном процессе. Понятия, включенные в словарь, охватывают материалы всего курса биоэтики и являются необходимыми для изучения курса биоэтики.
  2. Человеческая деятельность

    Документ
    Людвиг фон Мизес был и до сих пор известен нашему читателю только как несгибаемый либерал и бескомпромиссный борец с социализмом и бюрократией. Выход на русском языке его книги "Человеческая деятельность", со дня публикации
  3. Мировая политика в условиях кризиса

    Учебное пособие
    С конца ХХ столетия наряду с устоявшимся термином «международные отношения» в научный оборот все настойчивее входит понятие «мировая политика». Есть основания для этого? Не происходит ли дублирование семантического ряда? Попробуем
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Инвестиционная деятельность предприятия» для студентов экономических специальностей Астана, 2009

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Инвестиционная деятельность предприятия» рассматривает сущность, необходимость и условия организации и финансирования инвестиций в сферу реальной экономики-производства, услуг в развитие инфраструктурных отраслей экономики, а также характеристику
  5. Ученые записки скагс (3)

    Ученые записки
    В.И. Стрюковский, доктор философских наук, профессор: Старостин А.М. Философские инновации: Когнитивная и аксиологическая репрезентации. LAMBERT Academic Publishing (Германия), 2011.

Другие похожие документы..