Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические рекомендации'
Витренко А.Г. Дипломная работа по переводу: Меодические рекомендации по написанию курсовых и дипломных работ для студентов 1У и У курсов специальност...полностью>>
'Документ'
Информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности организации, принятых регулирующим органом при установлении тарифа на услугу ...полностью>>
'Документ'
Однажды наш преподаватель по муниципальному праву так начал одну из своих лекций: «В океане живут маленькие рыбки, которые, чувствуя опасность, выстр...полностью>>
'Документ'
Мы постарались совместить в данном путешествии отдых, экскурсии и развлечения. Тур интересен и привлекателен для всех возрастных категорий: от детише...полностью>>

Законодательные условия и государственное регулирование филантропической деятельности

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральные органы исполнительной власти:

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. К основным задачам Минфина относятся разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации; обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, а также аудитом. Разрабатывает совместно с другими федеральными органами исполнительной власти предложения о налоговой политике, развитии налогового законодательства и совершенствовании налоговой системы в Российской Федерации.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками,

МНС России участвует в выработке налоговой политики и осуществляет ее. Подготавливает в пределах своей компетенции предложения по совершенствованию налоговой политики, развитию налогового законодательства в Российской Федерации, а также законодательства о государственной регистрации юридических лиц. Обобщает практику применения законодательства о налогах и сборах, анализирует отчетные и статистические данные, результаты налоговых проверок и разрабатывает на их основе в пределах своей компетенции приказы, инструкции, методические указания и другие документы по применению законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим разработку и реализацию государственной социально-экономической политики, определение путей развития экономики и методов ее регулирования, обеспечивающих социально-экономический прогресс и устойчивое развитие Российской Федерации. Участвует в разработке и реализации социальной политики, включая вопросы государственной поддержки и развития отраслей социальной сферы, реформирования жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства, политики в области доходов и потребления населения, пенсионного и других видов социального страхования, демографии, миграции, трудовых ресурсов, занятости населения, создания рабочих мест, социального партнерства и социальной поддержки отдельных групп населения с учетом экономических возможностей государства. Участвует в создании условий для формирования рынка социальных услуг, увеличения их объема и повышения качества;

Минэкономразвития организует работу Комиссии по вопросам международной технической помощи при Правительстве Российской Федерации.

Министерство труда и социального развития Российской Федерации (Минтруд России) проводит государственную политику и осуществляет управление в области социальной защиты населения, координирует деятельность по этому направлению иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Минтруд России разрабатывает предложения и реализует основные направления и приоритеты государственной социальной политики по решению комплексных проблем социального развития, народонаселения, повышению уровня жизни и доходов населения, развитию социального страхования, кадрового потенциала, совершенствованию системы оплаты труда и социального партнерства, организации пенсионного обеспечения и социального обслуживания, улучшению условий и охраны труда, обеспечению эффективной занятости населения и социальных гарантий, социальной защиты семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, становлению и развитию государственной службы, совершенствованию законодательства о труде, занятости и социальной защите населения, осуществлению международного сотрудничества в установленной сфере деятельности и оказанию международной гуманитарной помощи.

Минтруд России организует работу Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации.

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) принимает решение о государственной регистрации общероссийских и международных общественных объединений, отделений иностранных некоммерческих неправительственных объединений, иных юридических лиц; осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям, а также за соблюдением религиозными организациями положений уставов, касающихся целей и порядка их деятельности, ведет реестр национально-культурных автономий.

1.4. Процедуры принятия нормативных правовых актов

Право законодательной инициативы

Правом внести законопроект в Государственную Думу, то есть правом законодательной инициативы, обладают: Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации. Ограниченное право законодательной инициативы предоставлено Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду. Они могут вносить только те проекты, которые затрагивают вопросы их компетенции.

На федеральном уровне общественные объединения, иные организации и даже их коалиции правом законодательной инициативы не обладают.

Право законодательной инициативы на уровне субъектов Российской Федерации определено их уставами.

Например, в Московской областной Думе правом законодательной инициативы обладают: депутаты Московской областной Думы, губернатор Московской области, Уполномоченный по правам человека в Московской области по вопросам своего ведения, Уставный суд Московской области, представительные органы местного самоуправления Московской области, прокурор Московской области, избирательная комиссия Московской области.

В Московской городской Думе право законодательной инициативы принадлежит депутатам Думы, депутатским комиссиям и рабочим группам, фракциям Думы, мэру, председателю Московского городского суда, председателю Арбитражного суда Москвы, Прокурору Москвы. В Москве, в отличие от Федерального собрания и Московской областной Думы, правом законодательной инициативы могут воспользоваться и граждане. Такое право предоставлено не менее чем десяти тысячам жителей Москвы, обладающим избирательным правом и подписавшим петицию.

Законодательный процесс

Законодательный процесс разделяется на этапы.

Первый этап – внесение проекта закона в Государственную Думу. Порядок внесения законопроектов детально определен Регламентом Государственной Думы.

Помимо текста законопроекта, инициатор представляет в Совет Государственной Думы пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости принятия закона и характеристику основных положений законопроекта. Кроме того, проект сопровождается финансово-экономическим обоснованием, если принятие закона потребует выделения дополнительных средств из бюджета, и перечнем законов и иных нормативных актов, которые в случае принятия закона потребуется отменить или изменить.

Совет Государственной Думы рассматривает внесенный пакет документов и принимает решение либо вернуть проект закона инициатору его внесения либо принять к рассмотрению.

Второй этап законодательного процесса – рассмотрение проекта на пленарных заседаниях Государственной Думы.

Этому предшествует работа с законопроектом в комитетах парламента. Один из комитетов назначается Советом Государственной Думы, ответственным за подготовку проекта к пленарным заседаниям. Перечень и названия комитетов не являются постоянными. Каждая вновь избранная Дума определяет их самостоятельно.

Само по себе внесение законопроекта не дает гарантии, что он будет вскоре рассмотрен на пленарном заседании. Между двумя этими событиями может пройти несколько месяцев, а порой и несколько лет. Причин тому несколько, но главные заключаются в том, что ответственный комитет не может прийти к согласию по вопросу подготовленности проекта к первому чтению, что выражается в отрицательных заключениях экспертов, правительства, заинтересованных ведомств, правовых управлений. У комитетов нет полномочия отклонить законопроект, но при явном противодействии ответственного комитета инициатору законопроекта очень трудно добиться его представлении для рассмотрения на пленарном заседании.

Каждый законопроект (за исключением законопроектов о федеральном бюджете) проходит три парламентских чтения.

На первом чтении обсуждается вопрос о необходимости принятия закона, основные положения законопроекта и дается оценка его концепции. Государственная Дума принимает решение либо принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним, либо отклонить.

Если принято положительное решение, то проект направляется Президенту, Правительству, в Совет Федерации, в комитеты, во фракции и депутатские группы, субъектам Российской Федерации. Субъекты законодательной инициативы имеют право на предоставление поправок к законопроекту. Сроки подачи поправок устанавливает Государственная Дума. Как правило, они являются довольно короткими.

Отклоненный законопроект возвращается в ответственный комитет для доработки. Он может быть вынесен на рассмотрение нижней палаты повторно.

Второе чтение посвящается рассмотрению поправок к законопроекту. Оно завершается либо принятием законопроекта во втором чтении либо не принятием. В последнем случае законопроект, не получивший необходимого числа голосов, направляется в ответственный комитет для доработки. Не принятый законопроект может быть повторно представлен на второе чтение.

Прошедший второе чтение проект направляется в ответственный комитет для устранения возможных внутренних противоречий и редакционной правки. В этой деятельности активное участие принимает Правовое управление Государственной Думы.

Третье чтение – процедура во многом формальная, так как на этой стадии не допускается обсуждение проекта и внесение в него поправок. Государственная Дума лишь голосует за или против законопроекта в целом.

Принятый Государственный Думой закон направляется в Совет Федерации, который может одобрить или отклонить закон. В последнем случае может быть создана согласительная комиссии из представителей обеих палат для преодоления возникших разногласий. Комиссия рассматривает каждое возражение и вырабатывает согласованные предложения. После этого федеральный закон повторно рассматривается Государственной Думой.

Если комиссия не смогла выработать согласованный вариант или новый вариант не набрал простого большинства голосов на пленарном заседании, то закон ставится на голосование в прежней редакции. В этом случае закон считается принятым, если за него проголосовало квалифицированное большинство – не менее двух третей от общего числа депутатов.

Принятый закон в течение пяти дней направляется Президенту для подписания и обнародования. Президент может отклонить закон (наложить на него вето), тогда закон возвращается в Государственную Думу для повторного рассмотрения. В результате повторного рассмотрения закона, отклоненного Президентом, Государственная Дума либо соглашается с доводами Президента и принимает закон в новой редакции, либо решает вопрос о принятии закона в прежней редакции и преодолении вето Президента. В последнем случае для принятия решения требуется две трети голосов депутатов.

Акты Правительства

Акты Правительства, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений; акты по оперативным и текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений.

Предложения федеральных министров, руководителей государственных органов об издании постановлений и распоряжений Правительства, рассматриваются Председателем Правительства или его заместителем.

Проекты постановлений и распоряжений Правительства и иных актов, по которым требуется решение Правительства, вносятся членами Правительства, федеральными органами исполнительной власти и иными органами государственной власти.

Предложения о принятии решений Правительства, поступающие от граждан и организаций, направляются Аппаратом Правительства для предварительного рассмотрения в федеральные органы исполнительной власти.

Проекты постановлений Правительства разрабатываются, как правило, с участием Министерства юстиции Российской Федерации.

Проекты постановлений и распоряжений Правительства, предусматривающие расходы за счет средств федерального бюджета, подлежат согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Проекты постановлений и распоряжений вносятся в Правительство после проведения необходимой экспертизы с приложением пояснительной записки, содержащей необходимые расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических и иных последствий реализации предлагаемых решений.

Если подготавливаемый акт Правительства влечет за собой изменения или дополнения других актов Правительства, эти изменения или дополнения включаются в проект подготавливаемого акта или представляются одновременно с ним в виде отдельного акта.

Если проекты актов содержат поручения, в них указывается срок их исполнения.

В том случае, если в проекте упоминается какая-либо организация, вместе с проектом акта представляются также заверенная нотариусом или правомочным государственным органом копия учредительных документов этой организации и необходимые сведения о текущем финансово-экономическом состоянии организации.

При наличии разногласий по проекту акта руководитель органа государственной власти, вносящего проект в Правительство, должен обеспечить обсуждение его с заинтересованными органами и организациями с целью поиска взаимоприемлемого решения. В случае если такое решение не найдено, проект может быть направлен в Правительство только руководителем органа государственной власти, вносящего проект, с приложением к нему протокола согласительного совещания, перечня разногласий с мотивировками и подлинников замечаний, подписанных руководителями соответствующих органов и организаций или уполномоченными ими заместителями.

Проекты всех нормативных актов после их согласования с заинтересованными органами и организациями и до внесения в Правительство представляются на согласование в Министерство юстиции Российской Федерации.

Лоббирование

В настоящее время федеральное законодательство не регулирует ни процедуры непосредственного участия общества в законодательном процессе (за исключением референдума), ни методы влияния граждан и организаций на депутатов и правительство.

Работа над законопроектом «О регулировании лоббистской деятельности» была начата еще в 1992-93 годах, и в ноябре 1995 года состоялось внесение законопроекта в Государственную Думу для обсуждения его в первом чтении. Однако в силу некоторых причин закон принят не был. В 1996 работа над законопроектом возобновилась, и в июле 2000 г. новая редакция законопроекта была принята Советом Государственной Думы к рассмотрению.

Под лоббистской деятельностью в законопроекте понимается взаимодействие юридических и физических лиц с федеральными органами государственной власти и их представителями с целью оказания влияния на разработку и принятие указанными органами законодательных актов, административных, политических и иных решений в своих интересах или в интересах конкретных клиентов.

Лоббист – это гражданин Российской Федерации, осуществляющий как безвозмездно, так и за денежное или иное вознаграждение лоббистскую деятельность в интересах третьих лиц (клиентов). Лоббист должен зарегистрироваться в качестве такового и получить лицензию на право занятия лоббистской деятельностью. Регистрация лоббистов, выдача им лицензий и анализ их деятельности будет осуществляться Министерством юстиции Российской Федерации.

Лоббисты будут наделены правом на получение любой открытой информации, а также законопроектов, поправок к ним и иных документов и материалов по лоббируемому вопросу.

Лоббистам гарантируется допуск в Федеральное Собрание Российской Федерации и его структурные подразделения, а также в федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации и соответствующие департаменты, возможность встреч с депутатами и должностными лицами органов исполнительной власти.

Не позже, чем через месяц после окончания каждого календарного полугодия, а также после завершения своей деятельности лоббист будет обязан представить в Министерство юстиции РФ отчет о своей деятельности. В отчете будут содержаться сведения о клиентах, в пользу которых осуществлялась лоббистская деятельность, финансовых и материальных средствах, предоставленных ими, произведенных расходах и достигнутых результатах. Годовые отчеты лоббистов будут публиковаться.

Какими методами лоббистам разрешено добиваться поставленной цели?

Лоббисты будут:

представлять в федеральные органы государственной власти информацию, документы и проекты решений по вопросам, находящимся в их компетенции;

участвовать в работе комитетов, комиссий, фракций, депутатских групп и иных структур Федерального Собрания, а также органов исполнительной власти по профилю лоббируемых вопросов;

осуществлять устные, письменные, телефонные, электронные и иные контакты с депутатами и должностными лицами федеральных органов государственной власти в целях продвижения своих интересов или интересов своих клиентов;

осуществлять экспертизу проектов законов и иных нормативных актов и решений федеральных органов государственной власти с предоставлением последним результатов экспертизы;

организовывать публикации и выступления в средствах массовой информации в поддержку конкретных законопроектов или решений государственных органов;

использовать иные, не запрещенные законом, способы взаимодействия с федеральными законодательными и исполнительными органами государственной власти и их представителями.

В отсутствии закона о лоббистской деятельности представители некоммерческих организаций добиваются своих целей фактически теми же методами, но в условиях почти полного бесправия. Не наделенные правом законодательной инициативы и не имеющие никакого официального статуса, они не могут действовать самостоятельно и, главное, лишены доступа к информации.

Чтобы внести в Государственную Думу законопроект, инициаторы принятия нового закона должны выбрать субъекта, наделенного правом законодательной инициативы и, что самое сложное, заинтересовать его своими предложениями. В настоящее время такой выбор преимущественно делается на основе личных контактов. Формально определенные пути – направить письмо депутату, записаться на прием к депутату в избирательном округе – могут привести к намеченной цели только в том случае, если предлагаемый законопроект политически выигрышный.

Представители общественности могут входить в рабочую группу профильного комитета Государственной Думы, которая будет заниматься подготовкой законопроекта к пленарным заседаниям, анализировать отзывы о законопроекте, поступающие поправки.

Они могут принимать участие в организации и проведении парламентских слушаний по законопроекту.

Все эти действия, однако, возможны лишь с согласия и при поддержке депутата, его помощников и аппарата комитета, поскольку самостоятельно представители донорских организаций не имеют права участвовать в заседаниях комитетов, комиссий и фракций, не могут претендовать на получение документов и информации.

Глава 2. Правовой статус доноров и получателей поддержки

2.1. Правовой статус доноров

В роли доноров могут выступать коммерческие и некоммерческие организации, являющиеся российскими или иностранными юридическими лицами, а также международные межгосударственные или межправительственные организации.

Российские коммерческие организации

Российские коммерческие организации (хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы) могут осуществлять филантропическую деятельность постольку, поскольку на это есть воля лиц, распоряжающихся прибылью коммерческой организации. Закон запрещает лишь безвозмездную передачу имущества, стоимость которого превышает 500 руб., в виде дара от одной коммерческой организации другой коммерческой организации (ст. 575 Гражданского кодекса РФ).

Российские некоммерческие организации

Российские некоммерческие организации могут выступать в роли доноров постольку, поскольку это соответствует их уставам.

Российское законодательство предусматривает создание некоммерческих организаций в различных организационно-правовых формах. В настоящее время законами предусмотрено более двадцати таких форм. С одной стороны, нет такой формы некоммерческой организации, которая позволяла бы ей выступать только в роли донора и не заниматься никакой другой деятельностью. С другой стороны, ни для одной организационно-правовой формы некоммерческих организаций нет прямого запрета осуществлять филантропическую деятельность, однако сама специфика этих форм предполагает, что для каких-то организаций – филантропическая деятельность является основной и естественной, для других может иметь место только как отдельное естественное направление деятельности, для третьих – как отдельное неестественное направление. Вопрос органичного включения этого направления в деятельность всей организации можно ставить исходя из основных задач, решаемых той или иной формой организации, поскольку эти задачи предопределены законом. Так, не запрещено, но противоестественно заниматься филантропией государственной корпорации, негосударственным пенсионным фондам, товариществам собственников жилья, садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим товариществам (партнерствам, кооперативам), потребительским кооперативам, нотариальным палатам, адвокатским образованиям, объединениям работодателей.

Могут осуществлять филантропическую деятельность, но скорее в виде отдельных программ или отдельных акций: общественные учреждения, органы общественной самодеятельности, политические партии, религиозные объединения, торгово-промышленные палаты. Например, пункт 7 ст. 31 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» прямо указывает на то, что политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе осуществлять благотворительную деятельность. Статья 18 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» дает право религиозным организациям осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций. Более того, государство обязуется оказывать содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий. Однако и политические партии, и религиозные организации создаются для иных, не филантропических целей, отнести их к числу донорских организаций не представляется возможным.

Оказание финансовой помощи общественно значимым инициативам является задачей, в первую очередь некоммерческих организаций, созданных в форме фондов.

2.1.1. Особенности правового регулирования деятельности фондов

В настоящее время в российском законодательстве существуют две различные формы фондов: фонд и общественный фонд. Первый создается и действует в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Согласно статье 7 указанного закона фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Второй является разновидностью общественного объединения и обладает рядом специфических признаков. Общественный фонд представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

По виду деятельности фонд может быть благотворительным и может не быть таковым. Благотворительный фонд должен соответствовать нормам Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», который наделяет благотворительные организации некоторыми дополнительными правами и налагает на них некоторые дополнительные обязанности и ограничения (см. ниже).

Таким образом, в России действуют следующие фонды:

фонд,

благотворительный фонд,

общественный фонд,

благотворительный общественный фонд.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (24)

    Документ
    Словарь предназначен для использования в учебном процессе. Понятия, включенные в словарь, охватывают материалы всего курса биоэтики и являются необходимыми для изучения курса биоэтики.
  2. Человеческая деятельность

    Документ
    Людвиг фон Мизес был и до сих пор известен нашему читателю только как несгибаемый либерал и бескомпромиссный борец с социализмом и бюрократией. Выход на русском языке его книги "Человеческая деятельность", со дня публикации
  3. Мировая политика в условиях кризиса

    Учебное пособие
    С конца ХХ столетия наряду с устоявшимся термином «международные отношения» в научный оборот все настойчивее входит понятие «мировая политика». Есть основания для этого? Не происходит ли дублирование семантического ряда? Попробуем
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Инвестиционная деятельность предприятия» для студентов экономических специальностей Астана, 2009

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Инвестиционная деятельность предприятия» рассматривает сущность, необходимость и условия организации и финансирования инвестиций в сферу реальной экономики-производства, услуг в развитие инфраструктурных отраслей экономики, а также характеристику
  5. Ученые записки скагс (3)

    Ученые записки
    В.И. Стрюковский, доктор философских наук, профессор: Старостин А.М. Философские инновации: Когнитивная и аксиологическая репрезентации. LAMBERT Academic Publishing (Германия), 2011.

Другие похожие документы..