Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
Организаторы: Правительство Оренбургской области, Оренбургский областной союз промышленников и предпринимателей (работодателей), Федерация организаци...полностью>>
'Конкурс'
Поставка товара осуществляется партиями на основании заявок Покупателя. Срок выполнения заявки не более 7 (семи) рабочих дней после получения заявки П...полностью>>
'Книга'
Книга "Частные деньги" принадлежит перу лауреата Нобелевской премии по экономике Фридриха Хайека, посвящена практическим вопросам построени...полностью>>
'Документ'
Старый город с обедом в старочешском ресторане. Эта часть Праги похожа на воспоминания из детских сказок: веселые домики с черепичной крышей, узкие ул...полностью>>

Произведения, находящая на поверхности, рассказ

Главная > Рассказ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Стилистический анализ стихотворения в

прозе И. С. Тургенева "Собака"

Собака.

Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет

страшная, неистовая буря.

Собака сидит передо мною — и смотрит мне прямо

в глаза.

И я тоже гляжу ей в глаза.

Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она

без слов, она сама себя не понимает — но я ее понимаю.

Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне

живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой

разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и

светится тот же трепетный огонек.

Смерть налетит, махнет на него своим холодным

широким крылом… И конец!

Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас

горел огонек?

Нет! это не животное и не человек меняются

взглядами… Это две пары одинаковых глаз устремлены

друг на друга.

И в каждой из этих пар, в животном и в человеке —

одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.

Стилистический анализ стихотворения в прозе И. С.

Тургенева «Собака» Данное произведение входит в цикл

стихотворений в прозе И. С. Тургенева. Повествование

ведется от первого лица, и образ автора максимально

близок Тургеневу. Стихотворение представляет собой

философские размышления о жизни и смерти. Тема

произведения, находящая на поверхности, рассказ автора о

нем самом и его собаке. Субтема произведения –

одиночество, размышления о незначительности каждой

отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом

говорит выбор автором лексики: употребляются слова

«смерть» , «жизнь» , «огонек» (в значении «жизнь» ) ,

«конец» . В произведении можно выделить следующие

микротемы: погода («на дворе воет страшная, неистовая

буря» ) , собака.

Данный текст является примером художественной

литературы. Показатель этого – особый отбор средств. В

частности, использование тропов. Тургенев олицетворяет

бурю: «воет страшная, неистовая буря» . Описывая бурю, он

применяет прилагательное-эпитет «неистовая» . Также

автор олицетворяет собаку и применяет по отношению к

ней слова, обычно описывающие человека: «немая» , «без

слов» . Другое олицетворение — чувство «живет» .

Тургенев сравнивает жизнь живого существа с огоньком,

для описания которого использует прилагательное-эпитет

«трепетный» .

Интересны также стилистические средства,

используемые для создания образа смерти. Она предстает

перед нами в образе огромной хищной птицы, которая

«налетит» , «махнет» (метафора) на огонек жизни

«холодным широким крылом» . Даже сама жизнь у

Тургенева представлена как отдельное существо, которое

чувствует приближение смерти, и «одна жизнь жмется

пугливо к другой» (метафора) .

В тексте также присутствуют тавтологии: «гляжу в

глаза» , «она сама себя не понимает — но я ее понимаю» ,

«две пары одинаковых глаз» и «в каждой из этих пар» . Во

втором случае повторение глагола «понимать» используется

как стилистический прием, который подчеркивает некую

незримую связь между человеком и животным, которым не

нужны слова, чтобы понять друг друга.

Также имеют место плеоназмы. Словосочетания

«она немая» и «она без слов» близки по смыслу, в данном

случае это также стилистический прием, используемый для

усиления экспресии. Словосочетания «нет никакой

разницы» и «мы тожественны» также близки по смыслу и

являются плеоназмами, используются в качестве

стилистического средства, чтобы подчеркнуть

равноценность жизни человека и собаки перед лицом

смерти. Также для выявления данной тождественности в

тексте несколько раз повторяется словосочетание «один и

тот же» (одно и то же чувство, один и тот же огонек, одна и

та же жизнь) .

Выбор автором слов также служит основной идее

произведения. Чтобы подчеркнуть различие и

одновременно тождественность автора и его собаки,

Тургенев ставит рядом слова «человек» и «животное» . По

словарю Ожегова животное – это «такое живое существо, в

противопоставление человеку» .

Для выражения основной идеи произведения

используется также ряд синтаксических средств

экспрессивной речи. Для усиления эмфатической

интонации в последнем предложении используется

эпифора. «Это две пары одинаковых глаз устремлены друг

на друга. И каждой и этих пар, в животном и в человеке, —

одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.» Другим

примером экспрессивного синтаксиса являются нарушения

замкнутости предложения. «Смерть налетит, махнет на него

своим холодным широким крылом…» В данном месте

имеет место незавершенность фразы. Она также есть в

предложении: «Нет! Это не животное и не человек

меняются взглядами…» Синтаксис в данном произведении

используется для противопоставления: «Она немая, она без

слов, она сама себя не понимает – но я ее понимаю» .

Восклицания используются для усиления напряженности,

они заключают в себе особую экспрессию.

«И конец!» - подчеркивается необратимость,

безвыходность. «Нет! Это не животное и не человек

меняются взглядами…» — восклицательный знак

используется для усиления отрицания.

Кроме того, в тексте имеется еще одно

синтаксическое средство экспрессивной лексики:

риторический вопрос. «Кто потом разберет, какой именно в

каждом из нас горел огонек?» . Данный вопрос не требует

ответа, так как из всего произведения ясно, что ответ на

него отрицателен. В общем при чтении текста создается

впечатление отрывистости, некоторой хаотичности. Таким

образом Тургенев при помощи синтаксических средств

экспрессивной речи передает течение мыслей человека.

Тургенев прибегает к приемам звукописи для

передачи образов: «жизнь жмется» . В данном случае

усиливается впечатление беззащитности жизни перед

смертью.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Произведения, находящая на поверхности, рассказ автора о нем самом и его собаке. Субтема произведения – одиночество, размышления о незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом говорит выбор автором лексики: употребляются слова «смерть», «жизнь», «огонек» (в значении «жиз

    Рассказ
    Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
  2. Двухмерность структуры литературного произведения

    Документ
    1 Ввиду того что мне пока не удалось (несмотря на предпринятые еще до войны попытки) выпустить польское издание своей книги «Das Literarische Kunstwerk» (1931), я публикую здесь несколько небольших очерков, дающих представление о
  3. Нет ничего прекрасней на этой планете, чем цветок, за исключением, пожалуй, самой Афродиты. Инет ничего важнее на Земле, чем растение (1)

    Документ
    Нет ничего прекрасней на этой планете, чем цветок, за исключением, пожалуй, самой Афродиты. И нет ничего важнее на Земле, чем растение. Настоящая среда обитания человека - это зеленый ковер из трав, устилающий землю-матушку.
  4. Нет ничего прекрасней на этой планете, чем цветок, за исключением, пожалуй, самой Афродиты. Инет ничего важнее на Земле, чем растение (2)

    Документ
    Нет ничего прекрасней на этой планете, чем цветок, за исключением, пожалуй, самой Афродиты. И нет ничего важнее на Земле, чем растение. Настоящая среда обитания человека - это зеленый ковер из трав, устилающий землю-матушку.
  5. Рассказ о Маленьком Человеке

    Рассказ
    Маленькому человеку иногда снились сны. Нельзя сказать, что все они были приятными и радужными, однако, то, что ему приснилось в эту глухую ночь, превзошло все его ожидания.

Другие похожие документы..