Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диплом'
Малиновская Татьяна ПавловнаФролов Павел ГеоргиевичХахаева Жанна МихайловнаЛебедева Наталья ИвановнаЦюпко Виктория АнатольевнаШвачко Анастасия Петровн...полностью>>
'Статья'
утвержден приказом генерального директора Госкорпорации «Росатом» от 29.07.2009г. (с изменениями, внесенными приказами от 25.11.2009г. №827, от 29.12...полностью>>
'Доклад'
1 .11 – 17.1 .11 Конференция «Сынам Отечества благодарная Россия» 1 .1 . 011г. Вступительное слово учителя Статьиной В.В. Доклады: Причины формировани...полностью>>
'Документ'
Поиск серьёзной и в/о работы в сфере снабжения в строительной организации (ОМТС), лесного комплекса (экспорт), знание компьютерной периферии, опыт про...полностью>>

Образовательной программы начального общего образования моу минькинской основной общеобразовательной школы

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Минькинская основная общеобразовательная школа

Рассмотрено:

На заседании МО

Протокол № ____

От«___»______2011г.

__________________

Согласовано:

Зам.директора поУВР

З.И.Сахарусова

«___»__________2011г.

Утверждено:

Директор МОУ Минькинской основной общеобразовательной школы

Н.К.Сидорова

«___»__________2011г.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ

ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОУ МИНЬКИНСКОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Составитель: Копенина О.П.

с. Минькино 2011

Общие положения

Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности.

Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству.

Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся; насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность; насколько она информативна для управления системой образования.

Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку деятельности педагогов и школы, так и оценку результатов деятельности системы образования.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (далее – ФГОС), система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы должна:

  • закреплять основные направления и цели оценочной деятель­ности, описание объекта и содержание оценки, критерии, проце­дуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

  • ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предме­тов начального общего образования и формирование универсаль­ных учебных действий;

  • обеспечивать комплексный подход к оценке результатов осво­ения основной образовательной программы, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начально­го общего образования;

  • предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу) и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения;

  • позволять осуществлять оценку динамики учебных достиже­ний обучающихся.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее – система оценки) представляет собой один из инструментов реализации требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП) и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.

Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само  и взаимооценки дают возможность педагогам и обучающимся не только освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, но и способствуют развитию у обучающихся самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

В соответствии с ФГОС основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися ООП.

Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения ООП и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.

Система оценки предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочёты, формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований ФГОС. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.

Поэтому в текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

·«зачёт/незачёт» («удовлетворительно/неудовлетворительно»), т. е. оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;

·«хорошо», «отлично» — оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.

Это не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5 балльной шкале. В частности, достижение опорного уровня в этой системе оценки интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований ФГОС и соотносится с оценкой «удовлетворительно» (зачёт).

В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

Модель системы оценки результатов освоения ООП в общем виде можно представить следующим образом:


Основные направления и цели оценочной деятельности

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательного учреждения и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования разного уровня.

В частности:

  • оценка результатов деятельности общероссийской, регио­нальной и муниципальной систем образования проводится с целью получе­ния, обработки и предоставления информации о состоянии и тенденциях развития системы образования;

  • оценка результатов деятельности образовательного учрежде­ния и работников образования проводится с целью получения, обработки и предоставления информации о качестве образовательных услуг и эффективности деятельности образовательного учреждения и ра­ботников образования;

  • оценка образовательных достижений обучающихся проводится с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Выделение этих направлений оценки предполагает, прежде всего, расширение спектра регламентированных оценочных процедур. К существующим процедурам, направленным на оценку образовательных достижений учащихся (процедуры итоговой оценки и аттестации выпускников), и процедурам, направленным на оценку эффективности деятельности образовательных учреждений (процедуры аккредитации и аттестации работников образования) добавлены также процедуры, направленные на оценку состояния и тенденций развития системы образования. Все эти направления оценочной деятельности могут быть реализованы только посредством изучения образовательных результатов, демонстрируемых обучающимися.

Однако разделение ответственности между субъектами образовательного процесса предполагает регламентацию как содержания оценки в каждой из вышеназванных процедур, так и степени открытости информационных потоков о результатах оценки.

В соответствии с требованиями ФГОС предоставление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование исключительно неперсонифицированной (анонимной) информации о достигаемых обучающимися образовательных результатах.

Интерпретация результатов оценки ведётся на основе контекстной информации об условиях и особенностях деятельности субъектов образовательного процесса. В частности, итоговая оценка обучающихся определяется с учётом их стартового уровня и динамики образовательных достижений.

Система оценки достижения планируемых результатов вклю­чает в себя две согласованные между собой системы оценок: внешнюю оценку (оценку, осуществляемую внешними по отно­шению к школе службами) и внутреннюю оценку (оценку, осу­ществляемую самой школой – обучающимися, педагогами, ад­министрацией).

Особенности оценки личностных, метапредметных

и предметных результатов

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии.

Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.

Объектом оценки личност­ных результатов являются: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:

  • сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению, ориентации на содержательные моменты образовательного процесса – уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, – и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

  • сформированности основ гражданской идентичности – чувства гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий; любовь к своему краю, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира; развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

  • сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

  • сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

  • знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Формирование и достижение указанных выше личностных результатов – задача и ответственность системы образования и образовательного учреждения. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований. Предметом оценки в этом случае становится не прогресс личностного развития обучающегося, а эффективность воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения, муниципальной, региональной или федеральной системы образования. Это принципиальный момент, отличающий оценку личностных результатов от оценки предметных и метапредметных результатов.

В ходе текущей оценки возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося. Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся и включает три основных компонента:

  • характеристику достижений и положительных качеств обучающегося;

  • определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учётом, как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;

  • систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию задач начального общего образования.

Другой формой оценки личностных результатов учащихся является оценка индивидуального прогресса личностного развития обучающихся, которым необходима специальная поддержка. Эта задача будет решаться в процессе систематического наблюдения за ходом психического развития ребёнка в форме возрастно-психологического консультирования. Такая оценка осуществляется по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или по запросу педагогов при согласии родителей (законных представителей) и проводится психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возрастной психологии.

Объект оценки метапредметных результатов – это сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных уни­версальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирова­ние, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, знаково-символические, информационные, логические.

Коммуникативные универсальные учебные действия: инициа­тивное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.

Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных учебных действий. Метапредметные действия составляют психологическую основу и решающее условие успешности решения обучающимися предметных задач. Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться.

Уровень сформированности метапредметных результатов может быть качественно оценен и измерен в результате следую­щих действий:

  • выполнения специально сконструированных диагностиче­ских задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий;

  • выполнения учебных и учебно-практических задач средства­ми учебных предметов;

  • выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.

Все три варианта оценки представлены в УМК «Перспективная начальная школа» в каждом учебном предмете.

Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.

Оценка уровня сформированности ряда универсальных учебных действий, овладение которыми имеет определяющее значение для оценки эффективности всей системы начального образования, проводится в форме неперсонифицированных процедур.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.

Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

В соответствии с пониманием сущности образовательных результатов, заложенном в ФГОС, предметные результаты содержат в себе, во-первых, систему основополагающих элементов научного знания, которая выражается через учебный материал различных курсов, и, во-вторых, систему формируемых действий с учебным материалом, которые направлены на применение знаний, их преобразование и получение новых знаний.

Система предметных знаний – важнейшая составляющая предметных результатов. В ней можно выделить опорные знания и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.

К опорным знаниям относятся, прежде всего, основополагающие элементы научного знания, лежащие в основе современной научной картины мира: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы. На ступени начального общего образования к опорной системе знаний отнесён понятийный аппарат учебных предметов, освоение которого позволяет учителю и обучающимся эффективно продвигаться в изучении предмета.

На ступени начального общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике.

При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися, с предметным содержанием.

Действия с предметным содержанием – вторая важная составляющая предметных результатов. В основе многих предметных действий лежат универсальные учебные действия, прежде всего познавательные. Однако на разных предметах эти действия преломляются через специфику предмета, например, выполняются с разными объектами – с числами и математическими выражениями; со звуками и буквами, словами, словосочетаниями и предложениями; высказываниями и текстами; с объектами живой и неживой природы; с музыкальными и художественными произведениями и т. п. Поэтому при всей общности подходов и алгоритмов выполнения действий сам состав формируемых и отрабатываемых действий носит специфическую «предметную» окраску. Поэтому, в частности, различен и вклад разных учебных предметов в становление и формирование отдельных универсальных учебных действий. Так, например, неоценим вклад технологии в становление и формирование регулятивных учебных действий.

Совокупность же всех учебных предметов обеспечивает возможность формирования всех универсальных учебных действий при условии, что образовательный процесс ориентирован на достижение планируемых результатов.

Формирование одних и тех же действий на материале разных предметов способствует сначала правильному их выполнению в рамках заданного предметом задач, а затем и осознанному и произвольному их выполнению, переносу на новые классы объектов. Это проявляется в способности обучающихся решать разнообразные по содержанию и сложности классы учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Поэтому объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями ФГОС способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи на основе метапредметных действий.

Оценка достижения этих предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.

В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:

1) результаты промежуточной аттестации обучающихся, отра­жающие динамику их индивидуальных образовательных достиже­ний, продвижение в достижении планируемых результатов освое­ния основной образовательной программы начального общего об­разования;

2) результаты итоговых работ, характеризующие уровень освое­ния обучающимися основных формируемых способов действий в отношении опорной системы знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования (1)

    Программа
    Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования является частью основной образовательной программы начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения Минькинская
  2. Н. К. Сидорова 1 февраля 2011 года принята решение

    Решение
    «Предоставление качественных образовательных услуг с учетом индивидуальных особенностей учащихся в безопасных комфортных условий образовательной среды при сохранении здоровья всех участников образовательного процесса».
  3. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (13)

    Программа
    Актуальность. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье.
  4. Пояснительная записка с. 4 Раздел Направление "Переход на новые образовательные стандарты" с. 4

    Пояснительная записка
    Сведения о параметрах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в муниципальном образовании ЗАТО г.Североморск в 2011 году
  5. С. С. Кательниковой Реализация национальной образовательной инициативы

    Документ
    Выступая на совещании 26 августа 2010 года министр образования и науки Мурманской области В.Ф. Костюкевич сказал: «В одном серьезном образовательном журнале обнародован удивительный факт: десяти самых востребованных профессий 2010

Другие похожие документы..