Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат диссертации'
Работа выполнена на кафедре уголовного права Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия п...полностью>>
'Документ'
10. 011 року № 11-05/95 Графік роботи Приймальні Зміївського районного управління юстиції Харківської області День прийому Прізвище, ім’я, по батькові...полностью>>
'Инструкция'
Обязательна для всех предприятий, организаций и учреждений, выполняющих топографо-геодезические и картографические работы, независимо от их ведомстве...полностью>>
'Программа'
Программа составлена в соответствии с ГОС ВПО по специальности 071201 - «Библиотечно-информационная деятельность», утвержденным 13 февраля 2003 года,...полностью>>

Концепция дистанционного обучения в российском новом университете

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

4.7. Создание сети филиалов и представительств

Создание и развитие системы ДО практически невозможно без наличия разветвленной сети региональных подразделений. Да и само понятие дистанционное обучение предполагает, прежде всего, обучение на расстоянии.

Организационной формой системы ДО предлагается трехуровневая структура:

- базовый вуз, в котором создается учебный центр дистанционного обучения;

-филиалы базового вуза – структурные учреждения, имеющие преподавательские кадры, в которых создаются центры ДО;

-представительства - обособленные подразделения вуза, не имеющие собственных преподавателей, в которых создаются пункты ДО

По данной концепции обучение студентов в регионах университет осуществляет через региональные представительства. Студент имеет все отношения с головным вузом через представительство или филиал. На их базе проходят сессии, через администрацию представительств, тьюторов студент решает все вопросы как организационного, так и учебного характера. Единственное, что связывает студента с вузом непосредственно, это финансовые отношения, получив форму ПД-4 в региональном подразделении, студент вносит деньги через Сбербанк на расчетный счет РосНОУ.

Однако, это ни в коей мере не предполагает, что студент не может обратиться непосредственно в головной вуз, к конкретному преподавателю, руководству ИДО и др. Для этого в вузе создается учебный центр ДО с кафедрами и другими организационными структурами.

Представительства (их пункты ДО) могут организационно замыкаться на филиалах (их центрах ДО) при условии общего территориального размещения. Например на филиал в г.Воронеже будут замкнуты 13 представительств данного региона. Филиалу поручено управлять организационной, учебной деятельностью представительств, организовывать проведение в представительствах консультаций, осуществлять промежуточный контроль силами ППС РосНОУ и др.

На момент подготовки данной концепции в РосНОУ функционирует 15 филиалов и 7 представительств. Идет подготовка студентов по 7 специальностям с общим числом студентов более 9 тысяч человек.

Создание системы ДО предполагает формирование в них специальных групп студентов, изъявивших желание обучаться с применением дистанционных технологий. Начало набора планируется осуществить в 2003-2004 учебном году. За счет ДО можно принять дополнительно примерно 400 человек в существующие филиалы и представительства.

Помимо этого необходима дополнительная, целенаправленная работа по дальнейшему расширению сети представительств.

Так, уже проведены переговоры и до начала учебного года (сентябрь 2003г.) планируется открыть 23 представительства в городах: Электрогорске, Коломне, Ижевске, Волгограде, Омске. В Воронежской области (г.г. Борисоглебск, Семилуки, Лиски, Бобров, Бутурлиновка, Нововоронеж, Калач, Эртиль, Анна, пос.Рамонь, Подгоренский, Хохольский, с.Верхний Мамон) на Украине (Львов, Днепропетровск), в Казахстане (Темиртау, Шымкент), Узбекистане (Ташкент). Ожидается дополнительный приток студентов в первый год во вновь созданных региональных структурах около 1500 человек. Таким образом, всего на дистанционные технологии планируется поступление примерно 2000 обучающихся в 46 филиалах и представительствах. Соответственно, если набор не сокращать, то за три года эта цифра увеличится в три раза и в 2005 году составит примерно шесть тысяч человек.

Для организации обучения в действующих и открываемых филиалах и представительствах необходимо создавать региональные центры и пункты ДО. Создание системы региональных центров (пунктов) ДО является одним из важнейших организационных и технических вопросов. Центром (пунктом) должен руководить специалист, имеющий знания и опыт работы с информационными технологиями. Функции тьютора (координатора, куратора ДО) региональных подразделений ДО определяются соответствующим Положением и состоят в организационной работе, ведении необходимой переписки с институтом ДО РосНОУ, обеспечении консультационной работы, получении заданий и тестов и выдачи их обучающимся, проведении тестирования, получении готовых ответов и решений и отправке их в центр тестирования ИДО РосНОУ.

Технически региональный центр (пункт) ДО может содержать небольшую локальную сеть, сервер который имеет связь с коммуникационными каналами (в частности, телефонной сетью) для организации взаимодействия с РосНОУ и выхода в Интернет, сканер, комплект для демонстрации видеозаписей и средства для проведения видеоконференций, а также мультимедийное оборудование. На сервере регионального подразделения ДО, зеркальном в необходимой части, серверу РосНОУ, располагается электронная библиотека.

Сеть региональных центров (пунктов) ДО может формироваться технически как силами РосНОУ, так и в содружестве с другими заинтересованными сторонами на базе вузов, образовательных учреждений. Большие надежды возлагаются на негосударственные вузы, входящие в АН ВУЗ, и выражающие готовность сотрудничества с РосНОУ в области развития дистанционных технологий обучения. В перспективе возможно создание на их учебных площадях представительств нашего университета на взаимовыгодных условиях.

4.8. Подготовка и переподготовка кадров

Одной из наиболее острых проблем в создании и развитии системы дистанционного обучения является проблема переподготовки преподавательских кадров как разработчиков новых электронных, в т.ч. сетевых учебно-методических материалов, так и преподавателей, использующих их в учебном процессе.

Актуальной становится также проблема подготовки преподавателей-консультантов по всем специальностям, выносимым на дистанционное обучение.

В соответствии с п. 24 «Методики применения дистанционных образовательных технологий …», утвержденной приказом Минобразования России № 4452 от 18.12.2002г., вузу «рекомендуется организовать профессиональную переподготовку или повышение квалификации: профессорско-преподавательского состава – для проведения занятий в новой информационно- образовательной среде; преподавателей и учебно-вспомогательного персонала – для работы с дистанционной технологией в филиалах и представительствах, с объемом обучения не менее 72 часов и контроль за качеством обучения».

Частично подготовка профессорско-преподавательского состава в РосНОУ уже организована и проводится, в частности семь преподавателей проходят обучение в «институте развития информационного общества», где изучают методику создания дистанционных курсов, методику обучения студентов в системе ДО. Предполагается, что преподаватели, прошедшие переподготовку, в дальнейшем смогут вести аналогичные курсы в РосНОУ.

Кроме того, на факультете переподготовки для преподавателей филиалов и представительств разработан и проводится курс «Информационные технологии в дистанционном обучении». С июня 2002года курс прошли 80 человек.

Планируется организовать переподготовку профессорско-преподавательского состава и вспомогательного персонала с использованием Интернет на базе Центра повышения квалификации РосНОУ. Программы такого обучения разработаны (см. Приложение 12).

5. ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДО

Данный проект в своей основе рассчитан на три года. За этот период планируется подготовить полный контент для индивидуальных комплектов студентам по всем семи специальностям в системе кейсовых технологий. Параллельно будет идти разработка и основных сетевых технологий. Планировать обеспечение компьютерными обучающими программами и электронными учебниками всех дисциплин учебных планов за такой короткий срок нереально и потребует много затрат. Работа будет вестись параллельно с разработкой кейс-технологий. При этом ориентир будет сделан на профессиональное и качественное изготовление продукта, для этого необходимо заключение договоров с фирмами, специализирующимися на их разработке, другими вузами, наиболее продвинутыми в этом отношении.

Основной упор во всей программе создания системы дистанционного обучения в университете сделан прежде всего на разработке качественного методического обеспечения и создания в вузе новой образовательной и информационной среды. Перечень мероприятий с подробным раскрытием представлен в плане создания системы ДО (Приложение 13). В плане отражены и прогнозируемые результаты.

Очень важным представляется первый организационный этап (2003г), главной задачей которого является создание организационно-управленческой структуры ДО и формирование особой социальной атмосферы в вузе, доверительного, положительного отношения к дистанционному обучению, особенно в среде профессорско-преподавательского состава.

На данном этапе основное внимание сосредоточено на разработке Концепции ДО; формировании рабочей группы исполнителей, подборе кадров; создании института ДО; создании локальной нормативной базы; подборе авторов для разработки методических комплексов; подготовке контентной базы первого курса по 7 специальностям; создании корпоративной информационной системы «Вектор»; переговорах по созданию дополнительной сети представительств, создании нормативной и рабочей учебно-методической документации; других документов по организации учебного процесса. Проводится разработка технологических инструкций для пользователей системы «Вектор», методических рекомендаций для студентов. Идет работа по формированию и тиражированию учебно-методических комплексов и формированию индивидуальных кейсов для студентов. Создается центр тестирования. Объявляется набор студентов. Организуется работа по обучению студентов в первом семестре. Проводится пропаганда технологий ДО, рекламная деятельность с целью привлечения студентов.

Второй этап – рабочий (2004-2005гг.). Основными задачами данного этапа является: продолжение разработки и создания полного учебно-методического комплекта для кейсовых технологий по всем специальностям и срокам обучения; сопровождение и внедрение КИС «Вектор»; разработка и внедрение сетевых технологий ДО; продолжение работы по подготовке комплектов тестов; пополнение электронной библиотеки; деятельность по привлечению студентов для обучения в РосНОУ; открытие новых представительств в регионах; их оснащение компьютерной техникой; разработка электронных учебников и обучающих программ; совершенствование системы тестирования; доработка и устранение выявленных в ходе первого этапа апробации системы ДО, в организации и проведении образовательного процесса; выход к концу этапа (2005г.) на самообеспечение и самоокупаемость деятельности ИДО; продолжается работа по подготовке и переподготовке преподавателей, административного персонала через Центр повышения квалификации университета; первый выпуск (второе высшее образование) по дистанционным технологиям.

Третий этап – заключительный (2006-2007гг.). Данный этап характеризуется: окончательной сформированностью системы ДО в университете; открытием новых курсов и программ для обучения с использованием дистанционных технологий; обобщением основных результатов первых двух этапов; устранением и выявлением недостатков и проблем; полным завершением разработки контенты для кейсовых технологий ДО; формированием системы ДО и созданием единого портала негосударственных вузов РФ; отлаживанием и наращиванием данной системы; продолжением работы по созданию сетевых технологий путем интеграции усилий негосударственных вузов и др.

Основные этапы и перечень

первоочередных мероприятий по созданию системы ДО

0сновные мероприятия

Годы

2003

2004

2005

1.

Создание института ДО и локальной нормативной базы

+

2.

Разработка требований к подготовке контента, глоссария

+

3.

Разработка Концепции ДО

+

4.

Разработка контентной базы для семи специальностей всех курсов обучения

+

+

+

5.

Комплектование индивидуальных кейсов для студентов

+

+

+

6.

Создание и отладка КИС «Вектор»

+

+

7.

Создание модульных тестирующих комплектов

+

+

+

8.

Создание Центра тестирования, техническое оборудование и оснащение

+

9.

Создание электронной библиотеки и ее наполнение

+

+

+

10.

Создание рекламного буклета, сайта института ДО

+

11.

Создание сетевых дистанционных технологий, электронных учебников, обучающих программ и т.д. Разработка методических рекомендаций для ППС по подготовке образовательных программ

+

+

+

12

Разработка рабочих учебных планов, графиков учебного процесса, всей документации учебного процесса

+

13.

Разработка методических рекомендаций студентам по использованию дистанционных технологий в обучении

+

14.

Разработка методики проведения учебных занятий с применением дистанционных технологий

+

+

15.

Оснащение представительств, филиалов средствами ДО (компьютерами, линиями связи, выходом в Интернет и т.д.) по мере создания

+

+

+

16.

Создание материальной базы в головном вузе (оборудование учебного центра, центра тестирования, лаборатории ДО, отдела редакционного обеспечения, лабораторий (аудио, видео и др.)

+

+

17.

Подбор кадров для института ДО, ППС, руководителей направлений и др.

+

18.

Создание сети представительств и филиалов с дистанционным обучением

+

+

+

19.

Подготовка ППС и административно-управленческого персонала для работы в системе дистанционного обучения

+

+

20.

Создание производственной базы для разработки электронных учебников, сетевых технологий, видеофильмов, видео и аудио-лекций и др.

+

+

21.

Формирование единой системы дистанционного обучения на базе РосНОУ негосударственных вузов

+

+

22.

Создание портала ДО негосударственных вузов РФ

+

+

23.

Апробация и поэтапное наращивание информационно-образовательных среды, инфраструктурных возможностей, кадрового потенциала для обслуживания системы ДО

+

+

+

6. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ДО

Финансовые затраты на создание системы ДО можно подразделить на стартовые и постоянные (циклические).

В свою очередь, стартовые или разовые затраты включают в себя:

-закупка дополнительного компьютерного и другого оборудования, оргтехники; оплата сетей и прокладки линий связи; оплата труда разработчиков контентной базы;

-закупка лицензионного программного обеспечения; оплата труда разработчиков сетевых технологий и обучающих электронных программ, закупка учебной литературы и др.

В постоянные (циклические) затраты, выплачиваемые ежемесячно или в другие оговоренные сроки, включаются: заработная плата сотрудников, аренда помещений, линий связи, компьютерной техники; оплата труда преподавателей и тьюторов и др.

По конкретным показателям предполагаемые затраты представлены ниже:

а) Затраты на создание контентной(содержательной) базы ДО:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Концепция развития российского нового университета на 2005-2010 годы

    Программа
    Концепция развития Российского нового университета (Рос НОУ) на период 2005-2010 г.г. (далее Концепция) – основополагающий документ, определяющий стратегию развития вуза по переходу на качественно новый этап, к университету инновационного
  2. Дистанционное обучение: идеи, технологии, проблемы и перспективы

    Документ
    Так называют дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования. В мире на нее сделана огромная ставка. Почему? Результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в техносфере сегодня концентрируются в инфосфере.
  3. Дистанционное обучение. Основы и история развития

    Документ
    Термин "дистанционное обучение" (distance education) еще до конца не устоялся как в русскоязычной, так и в англоязычной педагогической литературе.
  4. «Методические рекомендации по созданию курса дистанционного обучения через интернет»   В. Канаво (1)

    Методические рекомендации
    Дистанционное обучение (ДО) - это обучение на расстояние, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно и когда все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных
  5. Computer Using Educators, Inc., Usa центр новых педагогических технологий Московский областной общественный фонд новых технологий в образовании «Байтик» ано «ито» Материалы

    Документ
    Материалы XV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 29 – 30 июня 2004г. г. Троицк, Московской области - МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик».

Другие похожие документы..