Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Работа выполнена на кафедре педагогики начального обучения педагогического института ФАО ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М.К. Аммо...полностью>>
'Документ'
Міністерство інформує, що 13-14 березня 2012 року кафедра педагогічної майстерності та менеджменту Полтавського національного педагогічного університ...полностью>>
'Урок'
Слово «география» в переводе с греческого языка означает «землеописание». Но ещё задолго до появления письменности появились географические исследова...полностью>>
'Решение'
Положение о Наблюдательном совете ОАО «Судостроительный завод «Залив» (далее - Положение) разработано на основе Гражданского кодекса Украины, Закона ...полностью>>

Концепция дистанционного обучения в российском новом университете

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

4.4. Развитие сетевых и телекоммуникационных технологий

Ближайшей перспективой в развитии системы ДО является активная разработка и внедрение в учебный процесс сетевых технологий.

В РосНОУ имеется определенный опыт использования информационных технологий в образовательном процессе. Он может быть успешно использован и в дистанционном обучении.

На факультете иностранных языков и межкультурных коммуникаций, при изучении иностранных языков применяется спутниковое телевидение, преподаватели используют аудиовизуальные учебно-методические пособия, используется несколько специализированных компьютерных программ для изучения иностранных языков на СD-дисках.

На факультете психологии и педагогики разработаны видеолекции по «Педагогике», «Основам педагогики»; используются видеофильмы по курсам: «Педагогика», «Основы психологии», «Психология»; применяются видеолекции: «Анатомия и физиология человека», «Биология».

На юридическом факультете используются правовые информационные системы «Консультант-плюс», «Гарант», система ЮСИС.

На финансово-экономическом факультете используются программы: 1С – «Бухгалтерия», 1С – «Предприятие», Projtct Expert – аналитическая система разработки финансовых планов и инвестиционных проектов.

На факультете социально-культурного сервиса и туризма используется «Самотур» – система управления туристической фирмой (демонстрационная версия), «Эдельвейс» система управления отелем. Для составления бизнес-планов студенты факультета активно используют программу Project Expert – аналитическая система разработки финансовых планов и инвестиционных проектов.

На факультете информационных систем и компьютерных технологий применяется целая система разработанных сетевых технологий:

-ER-WIN.– система проектирования информационных систем и баз данных;

-электронный мультимедийный курс «Информатика» по специальности «Психология»;

-электронный курс «Аудиовизуальные средства обучения» для специальности «Педагогика и психология;

-электронный курс «Разработка корпоративных систем» на базе корпоративной информационной системы «Фигаро»;

-компьютерный практикум по физике для специальности «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем»;

-Meta Stock – программа для моделирования процессов на бирже;

-установлен учебный вариант системы «Инист Банк-Клиент»;

-«Предметно ориентированная информационная система» для специальности «Прикладная информатика (в экономике)».

Институтом ДО совместно с преподавателями РосНОУ уже разработаны электронные учебно-методические пособия:

-«Педагогика и психология» с элементами гипертекста и электронного тестирования (размещен в Интернете);

-«Русский язык» с элементами гипертекста и электронного тестирования (планируется размещение в Интернете к 15 апреля 2003 г.);

-«Английский язык» (2 модуля) с элементами мультимедиа и электронным тестированием;

-«Философия» (планируется установить к 1 июля 2003 г.).

Представляется перспективным в этом плане использование возможностей других вузов, продвинутых в вопросе создания учебно-методического обеспечения дистанционных технологий. Так, например, в учебном процессе МЭСИ разработано и успешно используется более 500 различных сетевых ресурсов, созданных при участии крупных специалистов в области банковского дела, маркетинга, экономики, статистики и других. Качественные наработки имеются и в других вузах и центрах, например, в Томском межвузовском центре дистанционного обучения, институте дистанционного образования Минобразования РФ и др.

В контексте реализации Концепции ДО предстоит большая работа по дальнейшей разработке сетевых технологий, и собственных компьютерных обучающих программ и электронных учебников по всем специальностям дистанционного обучения.

Сетевые технологии являются наиболее перспективными в области развития дистанционной системы обучения.

Наиболее эффективным является мультимедийный подход, основанный на использовании нескольких взаимодополняющих информационных технологий.

Активно используемыми технологиями для организации самостоятельной работы студентов являются технологии создания и размещения в сети электронных учебников, обучающих и тестирующих программ.

Самым же распространенным способом взаимодействия преподавателя и студента является электронная почта. С экономической и технологической точки зрения электронная почта является наиболее эффективной технологией, которая может быть использована не только в процессе консультаций, но и для доставки содержательной части учебных курсов (контента), пересылки студентами выполняемых заданий. При использовании электронной почты важно обеспечить студенту постоянный доступ к персональному компьютеру с модемом и телефонному каналу – только в этом случае возможно организовать гибкий и интенсивный процесс консультаций.

Для группового общения студентов и преподавателей могут использоваться и такие сетевые технологии как форумы, доски объявлений, чаты, группы новостей, видеоконференции и аудиоконференции. Однако следует отметить, что высокая стоимость проведения видеоконференций, позволяет использовать их в учебном процессе только эпизодически, а не в постоянном режиме.

Наряду с традиционными информационными ресурсами для обеспечения процесса дистанционного обучения, предстоит разработать и использовать следующие средства дистанционного обучения: специализированные учебники с мультимедийными сопровождениями, электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно- тестирующие комплекты, учебные видеофильмы, аудиозаписи, иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи.

При подготовке дистанционного курса должны разрабатываться как пакет печатных, аудио-видео материалов, СD-ROM, так и соответствующие сетевые издания.

Для отдельных филиалов, технический уровень оснащения которых низок, целесообразно использование только кейс-технологий. А в крупных филиалах, да и в базовом вузе, имеющих развитую сеть, можно ориентироваться и на использование сетевых технологий при условии их разработки и наличия.

Важнейшим фактором, препятствующим активному внедрению в учебный процесс дистанционных технологий, является практически отсутствие программных продуктов информационных технологий и даже просто элементарных специально структурированных учебных программ и учебных пособий (как на бумажных, так и на электронных носителях). Причиной является и то, что значительная часть преподавателей не готова к работе по подготовке названных продуктов в силу прежде всего высокой загруженности, отсутствия навыков в подготовке подобных материалов и ограниченных сроков, отпускаемых для их разработки.

При использовании в учебном процессе различных компьютерных технологий важно, также решить вопросы выбора программного обеспечения и вопросы организации доступа всех студентов к компьютерному оборудованию и соответственно к различным информационным ресурсам.

В качестве основного информационного ресурса в учебном процессе используются методически (дидактически) проработанные информационные базы данных дистанционного обучения, обеспечивающие современный уровень требований на момент их использования, по своему объему и содержанию соответствующие требованиям государственных образовательных стандартов основных образовательных программ определенного уровня или требованиям к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ.

База данных дистанционного обучения включает в виде изданий на различных типах носителей фонд основной учебной и учебно-методической литературы; фонд периодических изданий, укомплектованный отраслевыми изданиями, соответствующими профилям подготовки кадров, справочно-библиографическими, а также массовыми центральными и местными общественно-политическими изданиями; фонд научной литературы, представленный монографиями и периодическими научными изданиями по профилю каждой образовательной программы.

При дистанционном обучении важно обеспечить каждому обучающемуся возможность доступа к средствам дистанционного обучения и основному информационному ресурсу в объеме часов учебного плана, необходимых для освоения соответствующей образовательной программы или ее части.

С целью обеспечения доступа обучающихся к базам данных дистанционного обучения, иным средствам дистанционного обучения в самом вузе, филиалах, представительствах и индивидуально университет использует средства телекоммуникации.

При отсутствии необходимых аппаратно-программных средств у обучающегося индивидуально университет может предоставить ему эти средства на условиях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.

4.5 Разработка специальных (электронных)

форм проверки знаний студентов

Одним из важнейших направлений создания системы дистанционного обучения в университете является разработка и внедрение эффективных средств контроля знаний студентов. «Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся осуществляется образовательным учреждением или традиционными методами, или с использованием электронных средств (электронное тестирование и пр.), обеспечивающих идентификацию личности». Требуется наличие в вузе специальных (в т.ч. электронных) форм проверки знаний (из приказа Минобразования РФ № 4452 от 18.12.2002г.).

Технология ДО РосНОУ предусматривает проведение промежуточной и текущей аттестации (модульный контроль и экзамен в целом по дисциплине) в виде электронного тестирования и итоговый контроль традиционным методом.

Содержание тестов разрабатывается по каждому модулю учебной дисциплины в объеме 50-60 вопросов каждый, при этом тест должен быть пригоден для машинной обработки результатов. Изучение студентом материалов модуля заканчивается тестированием, успешное прохождение которого является допуском к изучению следующего модуля. Итоговый контроль по дисциплине может быть проведен как в традиционной форме, так и в форме электронного тестирования: в этом случае тест по дисциплине составляется из тестов модулей, в котором вопросы будут перемешаны случайным порядком.

В формате КИС «Вектор» ведется разработка специальной компьютерной программы электронного тестирования (возможности данной системы представлены в разделе 4.2.)

Разработкой конкретного содержания занимаются как преподаватели-предметники, ведущие традиционные аудиторные занятия, так и создатели специальных дистанционных курсов, а ее программирование – ведущие специалисты по компьютерным технологиям ИДО.

С помощью программы, возможно будет отслеживать график учебного процесса, вести подробный электронный журнал, формировать детальные (помодульно) и обобщенные результаты и хронограммы тестирования по всем учебным дисциплинам и по каждому студенту.

В перспективе возможен переход к адаптивному тестированию, при котором порядок предъявления заданий зависит от качества ответа студента на предыдущее задание.

Планируется разработка и изготовление программно-аппаратного комплекса системы тестирования студентов. В состав системы автоматизированного контроля знаний входят:

-личные идентификаторы студентов и преподавателей;

-прибор тестирования;

-устройство ввода-вывода информации.

Имея в наличии подобной инструмент, возможно разработать систему анализа тестов, посредством которой можно оперативно на основании реальных данных оценить качество теста и переработать его, если в этом есть необходимость.

4.6.Укрепление материально-технической базы

Одним из сложных вопросов создания системы ДО является обеспечение его соответствующей материально-технической базой. Естественно, потребуются большие финансовые вложения для дополнительной аренды площадей, оснащения их компьютерным телекоммуникационным оборудованием, вычислительными программно-аппаратными комплексами и т.д. Кроме больших затрат на методическое обеспечение ДО, значительных материальных затрат потребует развитие имеющейся в базовом вузе информационной среды, компьютерной базы и оснащение ИДО современным оборудованием. По существу потребуется решить целый комплекс задач материального и технического обеспечения системы ДО.

а) Создание учебно-материальной базы.

-аренда дополнительных площадей и подготовка к эксплуатации во вновь создаваемых 23 филиалах и представительствах;

- создание учебного центра, центра тестирования, склада готовой продукции, помещений для администрации института ДО, отдела редакционно-издательского обеспечения ДО и др;

-оснащение помещений необходимой мебелью.

б) Методическое обеспечение.

- обеспечение учебно - методическими материалами;

- тиражирование разработанных учебно-методических комплексов для студентов (подробно см. раздел 4.3);

-закупка литературы (обязательной) для студентов согласно государственных образовательных стандартов.

в) Техническое обеспечение.

Большинство филиалов и представительств, функционирующих в РосНОУ, технически готовы к дистанционному обучению.

Техническая готовность работающих на данный момент филиалов и представительств к реализации дистанционных технологий обучения не практике представлен в следующей таблице:

Наличие информационных средств коммуникации в филиалах и представительствах (на март 2003г.)

п/п

Филиалы (представительства)

Наличие информационных средств коммуникации

Тлф/факс

Электрон.

почта

Компьютеры

Александров

+

+

Балашиха

+

+

Волоколамск

+

+

+

Воскресенск

+

+

+

Воронеж

+

+

Домодедово

+

+

+

Елец

+

+

+

Климовск

+

+

+

Красногорск

+

Люберцы

+

+

+

Нижний Новгород

+

+

+

Нефтеюганск

+

+

+

Новый Уренгой

+

Нахабино

+

+

Обнинск

+

+

+

Орехово- Зуево

+

+

+

Пятигорск

+

+

+

Санкт-Петербург

+

+

Ступино

+

+

+

Сургут

+

+

+

Таганрог

+

+

+

Тамбов

+

+

+

Худжанд

+

+

Однако предстоит большая работа по техническому обеспечению вновь создаваемых региональных подразделений. В частности:

- оборудование 23 центров (пунктов) ДО в регионах компьютерной техникой (закупка или аренда), множительной аппаратурой и оргтехникой;

- установка лицензионного программного обеспечения;

- подключение к телефонным сетям, электронной почте и глобальной сети Интернет;

- создание локальных информационно- коммуникационных сетей;

- включение и насыщение КИС «Вектор» и др.

Помимо названного планируются работы по комплексному решению задач создания сетей телекоммуникаций учебного центра ИДО (дополнительные тлф линии, электронная почта, Интернет, видеоконференцсвязь, телевизионный спутниковый канал). Необходимо произвести также прокладку ВОЛС к сети Ростелеком.

Предстоит укомплектовать необходимым оборудованием отдел редакционно-издательского обеспечения, учебно-методический отдел, администрацию. Необходимо создать восемь рабочих мест сотрудников ИДО с полной комплектацией их ПК, программным обеспечением, оргтехникой и комплектующими материалами.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Концепция развития российского нового университета на 2005-2010 годы

    Программа
    Концепция развития Российского нового университета (Рос НОУ) на период 2005-2010 г.г. (далее Концепция) – основополагающий документ, определяющий стратегию развития вуза по переходу на качественно новый этап, к университету инновационного
  2. Дистанционное обучение: идеи, технологии, проблемы и перспективы

    Документ
    Так называют дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования. В мире на нее сделана огромная ставка. Почему? Результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в техносфере сегодня концентрируются в инфосфере.
  3. Дистанционное обучение. Основы и история развития

    Документ
    Термин "дистанционное обучение" (distance education) еще до конца не устоялся как в русскоязычной, так и в англоязычной педагогической литературе.
  4. «Методические рекомендации по созданию курса дистанционного обучения через интернет»   В. Канаво (1)

    Методические рекомендации
    Дистанционное обучение (ДО) - это обучение на расстояние, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно и когда все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных
  5. Computer Using Educators, Inc., Usa центр новых педагогических технологий Московский областной общественный фонд новых технологий в образовании «Байтик» ано «ито» Материалы

    Документ
    Материалы XV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 29 – 30 июня 2004г. г. Троицк, Московской области - МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик».

Другие похожие документы..