Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Российское образование, как один из социокультурных и духовных феноменов, вступило в новый этап своего развития, связанный с переменой менталитета об...полностью>>
'Документ'
Ядерный Молох требовал не только жизней работавшего на него персонала, но и мог выбрать себе в жертву любого человека. Главное - было поставить на не...полностью>>
'Урок'
Работа на уроке основана на принципах проблемного обучения и совместной деятельности. Организационной основой является групповой метод обучения с эле...полностью>>

Концепция дистанционного обучения в российском новом университете

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

4.2. Формирование единой информационной среды

Как известно, система дистанционного обучения включает в себя несколько компонентов, наиболее важным из которых является интегрированная информационная среда обучения, во взаимодействии с которой, собственно, и проходит процесс обучения. Создание такой системы в РосНОУ является сложнейшей задачей. Определенная информационная среда в университете на данный момент имеется и успешно функционирует. Она включает систему локальных компьютерных сетей вуза (в основном управленческих), средства телекоммуникации, Интернет, электронную почту, общий сервер, информационные ресурсы (в основном традиционные) и т.д. Информационно-образовательная среда системы ДО вуза - это среда, объединяющая с помощью современных информационных и телекоммуникационных технологий учебные, методические, информационные ресурсы вуза и всех региональных подразделений, участвующих в ДО.

Одной из важнейших целей создания единой информационной среды вуза является повышение эффективности управления, качества образования, научной деятельности при снижении риска принятия необоснованного решения и времени поиска необходимой информации. Следовательно, создание единой информационной среды РосНОУ позволяет более эффективно решать задачи управления университетом, учебного процесса, науки, предоставления инфоуслуг и др. Более того, дистанционное обучение практически невозможно организовать и проводить без наличия единой информационной среды в вузе.

Создание единой информационной среды РосНОУ предполагает решение целого ряда сложных технических, технологических, научных и социальных задач:

-создание и развитие информационной инфраструктуры университета в целом и его подразделений;

-подготовка кадрового состава и повышение "информационной" культуры пользователей;

-внедрение существующих, а также разработка, развитие и применение новых информационных технологий, создание технологической базы информационной среды;

-развитие соответствующей материально-технической базы;

-формирование сферы информационных услуг в образовательной области для внутренних и внешних пользователей;

-проведение фундаментальных и прикладных исследований в области информатики и системных решений;

-разработка необходимой правовой базы для обеспечения вопросов интеллектуальной и информационной собственности;

-организация доступа и проблемы безопасности;

-формирование доброжелательной среды к дистанционной форме обучения.

Успешное решение задачи построения единой информационной среды предполагает создание и развитие соответствующей информационной инфраструктуры.

Для этого необходимо разработать и создать:

-коммуникационную среду, включающую разнообразные средства связи и передачи данных, технологии использования этой среды, обеспечивающей выход в городские, общегосударственные и международные сети;

-систему распределенных баз данных различного назначения (административно-управленческие, учебные, научные, информационно-справочные);

-корпоративную административную общеуниверситетскую сеть;

-корпоративную информационную систему;

-систему взаимодействующих коллективов разработчиков информационного и программного обеспечения;

-систему взаимодействующих пунктов сервисного обслуживания всех элементов инфраструктуры.

Средства и виды обеспечения, используемые для формирования информационной инфраструктуры, включают:

-организационно-административное обеспечение;

-современные информационные технологии и стандарты;

-телекоммуникационные сети и системы;

-информационное обеспечение;

-программное обеспечение;

-техническое обеспечение;

-подготовленный персонал.

Основу информационного обеспечения составляют базы данных основных процессов (БД) и хранилища знаний. Базы данных должны включать в себя различные информационные фонды - как структурированную совокупность систем, связанных между собой на логическом, смысловом и физическом уровнях.

Система распределенных баз данных должна обеспечивать:

-хранение информации в различных точках распределенной среды с регулируемой степенью избыточности и целостности данных;

-представление всей совокупности данных, составленной из множества локальных баз данных как одной логической БД (хранилища данных);

-эффективность, производительность, удобство обработки и представления информации;

-возможность развития баз данных;

-необходимый уровень информационной безопасности.

Хранимая в распределенной БД информация выступает как объект собственности. В связи с этим необходимо предусмотреть:

-регламентацию правовых отношений, возникающих между собственником и пользователем информации;

-защиту интересов потребителей информации от возможного ущерба вследствие получения недостоверной информации;

-защиту конфиденциальной информации от несанкционированного доступа.

Эти вопросы должны быть решены как организационно, так и с использованием специальных программных средств защиты информации.

Важнейшей компонентой единой информационной среды является программное обеспечение (ПО). К общим требованиям по всем параметрам ПО относятся:

-обеспечение решения функциональных задач, возложенных на вычислительную систему;

-обеспечение максимально эффективного использования парка вычислительной техники;

-возможность адаптации к изменяемым функциональным требованиям, развития и совершенствования решаемых задач, не затрагивая без необходимости несвязанные с конкретными доработками компоненты программного обеспечения;

-обеспечение "дружественного" интерфейса с пользователем;

-документированность;

-лицензионная чистота.

Кроме того, системное программное обеспечение должно:

-соответствовать общепринятым стандартам для обеспечения переносимости программных систем;

-обеспечивать настройку конфигурации вычислительной системы на конкретную предметную область с целью повышения ее функциональной эффективности;

-прикладное программное обеспечение должно отвечать требованиям по надежности, безопасности и защищенности от несанкционированного доступа.

Создание единой информационной среды университета потребует проведения еще целого ряда взаимосвязанных мероприятий:

-создать информационную основу для эффективной реализации основных направлений деятельности университета (образование, наука, управление);

-разработать и сформировать единую информационную структуру, адекватно отражающую организационно-административную и функциональную структуры университета и имеющую ответственного руководителя в ранге проректора;

-разработать системный проект информатизации университета с учетом имеющихся наработок в подразделениях и перспективы развития;

-определить головного исполнителя, ресурсы, сроки исполнения и источники финансирования работ;

-разработать правовые нормы в сфере обмена и предоставления информации различным внутренним и внешним службам, ведомствам, организациям и органам власти;

-определить возможность и условия доступа к информации со стороны различных групп пользователей;

-создать систему подготовки и переподготовки административно-управленческого персонала, направленную на обеспечение компьютерной грамотности и необходимого уровня информационной культуры работников административно-управленческого аппарата;

-разработать комплекс организационных мероприятий, технических и программных средств для обеспечения информационной безопасности;

-разработать план взаимодействия корпоративной информационной системы университета с внешними информационными системами и участию в соответствующих городских, региональных, федеральных и международных программах.

Важнейшим компонентом единой информационной среды РосНОУ является создаваемая в вузе корпоративная информационная система «Вектор».

Создание корпоративной информационной системы позволит обеспечить:

-автоматизацию большинства этапов управления делопроизводством и документооборотом;

-организацию информационных потоков и контроль исполнения;

-создание системы информационных моделей основных подразделений университета, содержащей совокупность необходимых и достаточных данных для обеспечения информационных потребностей органов управления различных уровней на всех этапах выработки принятия и исполнения решений;

-оперативный обмен управленческой информацией между различными административно-хозяйственными службами;

-повышение надежности и эффективности обработки информации;

-обработку больших объемов информации, представление результатов обработки информации в форме, удобной для работников органов управления;

-повышение качества информационного обслуживания руководителей разных уровней;

-оперативный, полный и достоверный учет, контроль и анализ деятельности служб университета;

-своевременное выявление и оценку возникающих проблемных ситуаций.

На момент подготовки данной Концепции в университете разработана первая очередь корпоративной информационной системы «Вектор». Основной задачей, решаемой КИС «Вектор», является сбор, передача, накопление и анализ информации от различных структурных подразделений вуза: филиалов; представительств; факультетов; отделов; подразделений; студентов, сотрудников.

На сегодняшний день КИС «Вектор» реализует следующие подсистемы:

-«Вектор-Кадры» имеет возможность добавлять, изменять и удалять кадровые данные, параметры обучения, формировать отчеты по запросам (по студенту, по группе);

-«Вектор-Фотографирование» имеет возможность добавлять, изменять и удалять фотографии участников учебного процесса (студентов, сотрудников),

-«Вектор-Бухгалтерия» имеет возможность добавлять, изменять и удалять данные об оплате стоимости обучения, формировать платежные поручения, оформленные непосредственно на студента или на его представителя;

-«Вектор-Администратор» имеет возможность добавлять, изменять и удалять профили пользователей системы; формировать отчеты по запросам (список пользователей, регистрационные параметры пользователя); выполнять резервное копирование накапливаемой в базе данных информации; восстанавливать базу данных системы на основе резервной копии; экспортировать накапливаемую информацию в файл для последующей передачи в базовый учебный центр.

Перспективы развития КИС «Вектор»:

1. Введение контроля учебного процесса. Сбор и анализ информации: о модульном контроле знаний; о текущей успеваемости за каждый модуль и в конце каждого семестра; об итоговой аттестации в конце процесса обучения; поддержка массового ввода оценок; печать документов и справок (экзаменационная ведомость, срез успеваемости и т.д.).

2. Введение возможности работы с учебными планами: система назначения учебных планов; ведение учебных планов; назначение индивидуальных учебных планов; массовое назначение учебных планов и др.

3. Автоматизация работы с приказами: подготовка приказов на основе заданных шаблонов; генерация текстового представления приказа; внесение изменений в базу данных; создание массовых приказов; настройка справочника приказов.

4. Полный набор типовых форм отчетности: контингент обучающихся и сотрудников; движение контингента обучающихся; итоги сессии и т.д.

5. Сбор и анализ анкетной информации, позволяющей выводить социологические и психологические характеристики обучающихся .

6. Подготовка выпускных документов: дипломы; приложения к диплому; академические справки и др.

В КИС «Вектор» органически включена система тестирования.

На базе корпоративной информационной системы «Вектор» разрабатывается система электронного тестирования студентов, обеспечивающая:

-индивидуальное тестирование студентов в любое удобное им время и по любому предмету и модулю;

-жесткий временной контроль над тестированием (при этом временной лимит на каждый конкретный тест можно варьировать, ориентируясь на количество и сложность вопросов);

-автоматическое проставление оценок за тест в зависимости от количества правильных, неправильных и пропущенных вопросов по определенным критериям (при этом критерии могут быть изменены);

-автоматическое составление итоговых ведомостей;

-высокую достоверность результатов тестирования за счет отсутствия доступных студентам «ключей» к тестам, отсутствия возможности выставления оценки за тест в базу данных без проведения электронного тестирования, исключения несанкционированного копирования и последующего использования программного обеспечения, обслуживающего систему тестирования;

-идентификацию личности тестируемого.

Одним из элементов КИС «Вектор» является электронная библиотека.

В рамках проекта создания единой информационной среды вуза, электронная библиотека должна обеспечивать:

-доступ к разнородным электронным документам в базе данных ЭБ из одной точки (в среде одного экрана) благодаря единому интерфейсу, включающему единообразно организованные средства поиска в разнородных электронных коллекциях;

-возможность единообразно организованного и оперативного поиска в больших объемах разнородной информации;

-реализацию новых форм библиотечного и информационного обслуживания пользователей.

-интеграцию информационных ресурсов и эффективную навигацию в них;

-проведение тренингов и тестирования;

-экспорт информации из системы с указанием на источник (т.е. возможность копирования источников);

-разграничение доступа к ресурсам ЭБ;

-ведение каталога пользователей;

-учет посещаемости ресурсов электронной библиотеки;

-контроль процесса тестирования.

Важной проблемой встает вопрос включения вуза в Федеральную электронную библиотеку по высшему образованию.

Помимо названного КИС «Вектор позволит осуществлять поддержку видеоконференций, как важнейшего элемента сетевой технологии ДО.

Поддержка КИС «Вектор» видеоконференций позволяет вывести технологию за рамки обычного общения участников учебного процесса, обеспечивая персонализацию и полный контроль над процессом обучения:

-преподаватель имеет возможность в любой момент получить последний срез информации о студенте: кадровые данные (как личные, так и сведения об обучении); данные по успеваемости и т.п.;

-доступ к фотографическому изображению, приложенному к электронному досье студента, исключает возможность некорректной процедуры идентификации личности.

4.3. Разработка контентной (содержательной) базы

В основе любой технологии обучения лежит содержание образования. Поэтому и при построении системы ДО системообразующим элементом являются не средства и технологии передачи информации, а содержание обучения. Так и при организации системы ДО необходимо, прежде всего, четко определить, чему учить. Ответ на данный вопрос находит отражение в учебных планах, разработанных в строгом соответствии с государственными образовательными стандартами по каждой конкретной специальности. Стандарты определяют и соответствующие дидактические единицы.

Разработка контентной базы ДО является наиболее сложной проблемой создания системы дистанционного обучения. Более того, обеспечение качества подготовки специалистов в решающей мере зависит от качества и объема образовательного контента, доступного студентам.

В идеале было бы хорошо, если бы университет обладал полной собственной базой как традиционных, так и электронных учебных материалов, которые передавались бы в неограниченных объемах через телекоммуникационные каналы в учебные пункты ДО филиалов (представительств). С помощью сетевых электронных курсов можно было бы реализовать весь дидактический цикл изучения конкретной учебной дисциплины, включающей в себя виртуальные лекции, семинары, практические занятия и иные формы организации учебного процесса. И это дело недалекого будущего в развитии системы ДО РосНОУ.

На начальном этапе создания системы ДО в РосНОУ основное внимание сосредоточено на подготовке учебно-методических материалов для кейсовых технологий ДО, на разработке методических рекомендаций для преподавателей по подготовке модульных учебных программ (см. Приложение 7), рабочих учебников (см. Приложение 8) и тестов (см Приложение 9). Создание таких рекомендаций позволило четко сформулировать задания преподавателям на разработку контента и осуществить единый подход к созданию учебно-методических комплексов для кейсовой технологии ДО.

В университете имеется определенная база учебных программ и пособий, на основе которой и предстоит создать новое поколение учебно-методических комплексов. Однако дистанционные технологии требуют особой структуризации учебного материала, модульного его построения, обязательного включения в содержание помимо теоретических положений, определений и т.д. контрольных вопросов, тестов, основных терминов (глоссарий), литературы, практических задач и упражнений.

Таким образом, учебное пособие для студентов, обучающихся по заочной форме с использованием дистанционных технологий, будет отличаться от учебного пособия для традиционной формы обучения. Его содержание, структура и форма должны в первую очередь учитывать оторванность студента не только от преподавателей и сокурсников, но зачастую и от культурных центров с их библиотеками. Содержание такого учебника должно быть самодостаточно. Оно должно быть ближе к конспекту лекций с разбивкой на модули, которые в свою очередь разбиваются на небольшие фрагменты, совпадающие по объему и характеру изложения с традиционными лекциями в вузе. Общим с традиционным учебником требованием является то, что подготовка таких учебных материалов для дистанционного обучения осуществляется на основе базовых учебников, рекомендованных Минобразованием РФ, по той или иной конкретной специальности.

РосНОУ планирует реализовать образовательные программы с использованием дистанционных технологий на базе среднего общего, среднего специального и высшего образования по следующим специальностям высшего профессионального образования ( см. Приложение 10):

-021100 – юриспруденция,

-060400 – финансы и кредит,

-060500 – бухгалтерский учет, анализ и аудит,

-230500 – социально-культурный сервис и туризм,

-020400 – психология,

-031000 – педагогика и психология,

-351400 – прикладная информатика (в экономике).

Предстоит большая работа по написанию, набору, форматированию и тиражированию учебных материалов для студентов.

Очень важная проблема в связи с разработкой содержательной компоненты обучения является вопрос сертификации разработанных курсов ДО. его качественной приемки. Необходимо разработать целую систему контроля качества подготовленных материалов, их доработку после обсуждения на кафедре, внешнего рецензирования. Необходимо решение редакционно-издательского совета на издание и тиражирование. И очень серьезный вопрос – это система оплаты интеллектуального труда преподавателей.

Ориентировочно разработку контента для названных специальностей планируется завершить через три года. Данные по динамике подготовки конкретно по каждой специальности представлены в Приложении 11. В обобщенном виде по специальностям и годам эти показатели выглядят следующим образом (количество учебных дисциплин):

Специальность

2002-2003

2003-2004

2004-2005

Всего

Юриспруденция

24

8

32

64

Финансы и кредит

12

8

18

38

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

2

15

21

38

Психология

13

38

44

95

Педагогика и психология

21

14

8

43

Социально-культурный сервис и туризм

39

38

15

92

Прикладная информатика (в экономике)

9

26

35

70

Всего:

120

147

173

440



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Концепция развития российского нового университета на 2005-2010 годы

    Программа
    Концепция развития Российского нового университета (Рос НОУ) на период 2005-2010 г.г. (далее Концепция) – основополагающий документ, определяющий стратегию развития вуза по переходу на качественно новый этап, к университету инновационного
  2. Дистанционное обучение: идеи, технологии, проблемы и перспективы

    Документ
    Так называют дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования. В мире на нее сделана огромная ставка. Почему? Результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в техносфере сегодня концентрируются в инфосфере.
  3. Дистанционное обучение. Основы и история развития

    Документ
    Термин "дистанционное обучение" (distance education) еще до конца не устоялся как в русскоязычной, так и в англоязычной педагогической литературе.
  4. «Методические рекомендации по созданию курса дистанционного обучения через интернет»   В. Канаво (1)

    Методические рекомендации
    Дистанционное обучение (ДО) - это обучение на расстояние, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно и когда все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных
  5. Computer Using Educators, Inc., Usa центр новых педагогических технологий Московский областной общественный фонд новых технологий в образовании «Байтик» ано «ито» Материалы

    Документ
    Материалы XV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 29 – 30 июня 2004г. г. Троицк, Московской области - МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик».

Другие похожие документы..