Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Книга'
Жил- был мальчик Рома. Он был добрым и очень любил прыгать, бегать и всё то, что любят обычные мальчики. А больше всего он любил вечерами слушать ска...полностью>>
'Документ'
У творчості видатного українського письменника Олеся Гончара, чиє ім'я шанується в усьому світі, роман «Собор» посідає особливе місце. Прийшовши до ч...полностью>>
'Урок'
VBA – язык программирования. Он позволяет быстро получать результаты – конструировать профессиональные приложения, решающие практически все задачи, в...полностью>>
'Документ'
Современный этап развития отечественного образования связан с формированием творчес­ких возможностей человека, созданием реаль­ных условий для обогащ...полностью>>

Концепция дистанционного обучения в российском новом университете

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

3.СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

3.1. Общая характеристика системы ДО

Внедрение дистанционного обучения в деятельность университета позволит по существу сформировать в вузе новую образовательную среду.

Система дистанционного обучения РосНОУ представляет собой единство содержания, организации и методики (см. Приложение 2 ).

В основе содержания дистанционного обучения лежат государственные образовательные стандарты. Университет реализует дистанционные технологии по семи основным образовательным программам, планирует использование их также в программах дополнительного образования и отдельных курсах.

Основу организации ДО составляет созданный в университете Институт дистанционного обучения, в котором имеется учебный центр ДО, распределенные кафедры. В систему включены филиалы и представительства, на базе которых создаются центры и пункты ДО.

Методика ДО включает в себя совокупность различных образовательных технологий: традиционных и современных дистанционных технологий (кейсовые технологии, сетевые технологии и телекоммуникационные технологии), а также специальных средств дистанционного обучения.

Важнейшими элементами системы ДО являются электронная библиотека и специальная корпоративная информационная система «Вектор», учебно- материальная база.

Дидактическая система ДО (см. Приложение 3) включает: цели обучения, объекты ( студенты) и субъекты (преподаватели) обучения, содержание обучения, методы и средства обучения, результат обучения (коррекционно-контрольная подсистема). Вся эта система находится в системе корпоративной информационной сети вуза «Вектор» и общей глобальной сети Интернет.

3.2.Организация учебного процесса

Методологической основой системы ДО является индивидуализация обучения, структурно - логический модульный подход к организации учебного процесса, ориентированный на широкое использование информационных и телекоммуникационных технологий.

В соответствии с данными методологическими положениями предполагаются организация и проведение образовательной деятельности, разработка интегрированной информационной обучающей системы, как в целом по специальностям, так и по каждой отдельной дисциплине, состоящей из законченных модулей, и охватывающих различные формы обучения.

Принцип модульности заключается в представлении учебных материалов в виде законченных модулей, что позволит осуществить оперативный промежуточный контроль качества обучения, усваиваемости учебного материала, легко изменять структуру курсов, составлять индивидуальные программы обучения, своевременно корректировать обучение в соответствии с промежуточными или итоговыми результатами контроля знаний студентов. Каждый учебный модуль представляет собой самостоятельный обучающий фрагмент и состоит из теоретического курса, практических заданий, методов диагностики и контроля.

Главным в дистанционном обучении является организация самостоятельной работы студентов с самодостаточным учебно-методическим обеспечением. Дистанционные технологии могут применяться во всех существующих формах обучения, особенно эффективно их применение при заочном обучении студентов.

Основой учебного процесса является учебный план или индивидуальный учебный план подготовки по специальности, составленный в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и утвержденный ректором университета. На основании индивидуального учебного плана составляется календарный график учебного процесса с указанием времени, отводимого на выполнении необходимых видов учебной деятельности, контрольных мероприятий и на экзаменационную сессию.

Для эффективной самостоятельной учебной работы студентов при дистанционном обучении необходимо качественное сертифицированное дидактическое обеспечение. В системе организации учебного процесса с применением дистанционных технологий функции дидактического обеспечения значительно расширяются. Кроме обучающей дидактическое обеспечение должно выполнять организационные, контролирующие, корректирующие, коммуникативные, рефлексивные и прогнозирующие функции.

Дидактическое обеспечение ДО должно состоять из так называемого учебно-методического комплекса по каждой учебной дисциплине - пакета регламентирующих документов, учебно-методических материалов, системы тестов.

Пакет регламентирующих документов содержит общие нормативные показатели по работе студента в данном семестре, а также указания по отдельным дисциплинам:

-рекомендуемые сроки изучения учебной дисциплины, ее цели и задачи;

-рекомендуемый график прохождения модулей по данной учебной дисциплине;

-формы и время отчетности;

-график проведения консультаций семинарских и практических занятий.

Пакет учебно-методических материалов должен содержать:

-учебную программу дисциплины;

-учебно-методическое пособие (рабочий учебник);

- методические рекомендации по изучению дисциплины;

-планы семинаров, список литературы (ссылки на возможные образовательные ресурсы);

-список рефератов, курсовых и дипломных работ по данной области знаний;

- вопросы к экзаменам и зачетам.

Система тестирования представляет из себя набор тестов, как по каждому модулю, так и по дисциплине в целом. Она предназначена для самоконтроля студента, проверки усвоения учебного модуля и готовности к изучению следующего, а также для итогового контроля знаний по всей дисциплине.

Особое внимание уделяется выбору видов учебных материалов, используемых в учебном процессе. Наряду с традиционными учебниками, учебными пособиями в системе ДО используются электронные учебники, компьютерные обучающие системы, аудио и видео материалы, дистанционные практикумы, базы данных с удаленным доступом, электронные библиотеки с удаленным доступом и др.

Процесс обучения с применением дистанционных технологий начинается с установочной сессии. Независимо от того, какое образование получает студент, установочная сессия является обязательным и необходимым этапом в технологии ДО. Проводится она на базе регионального филиала (представительства) силами преподавателей РосНОУ. Основная задача данной сессии – максимально подготовить студента к процессу обучения с использованием дистанционных технологий. На установочной сессии каждому студенту выдается пакет с учебно-методическими комплексами по всем дисциплинам семестра, а также код доступа в сеть и пароль.

Учебный год делится на два семестра, каждый из которых заканчивается экзаменационной сессией. К этому моменту студент должен выполнить все необходимые по учебному плану задания, сдать зачеты, контрольные работы, курсовые работы, тестовые задания по модулям и быть готовым сдать семестровые зачеты и экзамены.

Все данные по текущей успеваемости студента вносятся в особый файл электронного деканата (учебного центра).

При дистанционном обучении вуз осуществляет научную и учебно-методическую помощь обучающимся через консультации квалифицированных преподавателей с использованием средств телекоммуникации.

Текущий контроль и промежуточная аттестация студентов может осуществляться традиционными методами или с использованием электронных средств (электронное тестирование), обеспечивающих идентификацию личности. Обязательная итоговая аттестация выпускников проводится традиционными методами.

Профессорско-преподавательский состав, осуществляющий дистанционное обучение, может состоять из педагогических работников вуза, его филиалов, проживающих в различных городах и населенных пунктах, объединенных организационно и методически средствами телекоммуникаций, ведущих образовательный процесс в филиалах и осуществляющих консультации, текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся по заочной форме обучения в представительствах в сетевом режиме с использованием телекоммуникационных и иных средств, независимо от места нахождения педагогических работников.

При организации дистанционного обучения целесообразно учет результатов учебного процесса и внутреннее делопроизводство вести в электронном виде с применением положений Федерального закона от 10.01.2002 №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

Важно добиться такого положения, чтобы вся необходимая для обучения информация хранилась в единой интегрированной базе данных и представляла собой следующий набор взаимосвязанных электронных данных:

- электронный деканат с информацией обо всех студентах и преподавателях, о ходе учебного процесса, об итогах аттестации с полным набором документов для ведения дел в виртуальном деканате;

- учебные программы и рабочие программы по дисциплинам, руководящие учебно-методические комплексы для тьюторов;

- обучающие и аттестующие тесты для проведения промежуточной и итоговой аттестации;

- электронные учебники;

- руководящая методическая и техническая документация для разработки и сопровождения дистанционных курсов.

Особая роль в организации учебного процесса принадлежит руководителям соответствующих направлений в институте ДО. Руководитель направления (специальности) подготовки организует работу распределенных кафедр, совместно с заведующими кафедрами, обеспечивает учебный процесс качественным профессорско-преподавательским составом и главное внимание уделяет качеству образовательного процесса по соответствующей специальности, своевременному обновлению учебно-методического содержания, наличию соответствующей учебно-методической базы.

На этапе создания системы ДО целесообразно иметь пять руководителей направлений подготовки по юридическому, экономическому, психолого-педагогическому, социально-культурному сервису и туризму, прикладной информатике.

Следует отметить, что ряд специальностей, а в русле их отдельные дисциплины, требуют особого подхода к разработке дистанционных технологий, подготовке учебно-методических комплексов, к наличию специальной учебно-материальной базы. Особенно рельефно это проявляется при подготовке специалистов в области «Прикладной информатики в экономике», которая требует серьезного технического, программного, информационного и методического обеспечения.

Количество и пропускная способность каналов телекоммуни­кации, оснащенность учебного процесса специализированным и лабораторным оборудованием (как собственным, так и арендованным), средствами доставки знаний обучающимся в образовательном учреждении, филиалах и индивидуально должны в реальном режиме времени или в: записи обеспечивать возможность реализации дистанционного обучения.

Университет должен обеспечивать полный объем аудиторной нагрузки обучающегося по каждому направлению (специальности) подготовки с применением занятий, имеющих дидактическое обеспечение для их проведения в телевизионных, компьютерных, сетевых и других средах. При этом все обучающиеся обеспечиваются учебными рабочими местами, оснащенными для дистанционного обучения с учетом сменности. Оснащенные учебные рабочие места обеспечивают обучающимся возможность доступа к средствам дистанционного обучения и основным информационным ресурсам.

Для проведения предусмотренных учебным планом лабораторных и практических занятий вуз предоставляет обучающимся возможность участия в этих занятиях реально, либо с применением дистанционного обучения (виртуальная лабораторная работа или работа в лаборатории удаленного доступа).

В зависимости от принятой дистанционной образовательной технологии необходимо располагать набором специально оборудованных помещений, обеспечивающих проведение образовательного процесса по всем дисциплинам в соответствии с государственными образовательными стандартами. Все помещения и рабочие места должны соответствовать установленным требованиям.

Университет обеспечивает студентам возможность прохождения учебных и производственных практик, предусмотренных государственными образовательными стандартами. Учебные практики обучающиеся проходят с применением традиционной технологии и (или) дистанционного обучения. Производственные практики (включая технологические и преддипломные) обучающиеся проходят, как правило, традиционно.

4. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЗДАНИЯ

СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РОС НОУ

4.1.Создание организационно-управленческой структуры

В основе создания и развития системы дистанционного обучения в РосНОУ лежит создание специальной организационно-управленческой структуры и разработка необходимого локального нормативно-правового обеспечения.

При этом предусматривается:

-многовариантность и многоуровневость программ обучения по системе дистанционного обучения при одновременном обеспечении высокого качества образования и его соответствия государственным образовательным стандартам;

-координация всех управленческих и учебных подразделений РосНОУ в деле формирования и функционирования системы ДО;

-наиболее полное использование существующей в вузе технической, информационной и телекоммуникационной базы при минимальном дооснащении как базового вуза (учебного центра ДО), так и региональных структур (пунктов ДО) на базе филиалов, представительств;

-постепенный выход системы ДО (минимум за три года) на режим преимущественного самофинансирования после достаточно большого стартового экономического вложения на начальном этапе ее формирования;

-развитие системы ДО в русле традиционных форм обучения, предполагая использование дистанционных образовательных технологий во всех формах обучения студентов и, прежде всего по заочной, через сеть филиалов и представительств.

Основным образовательным центром системы ДО на правах структурного подразделения (факультета) РосНОУ является Институт дистанционного обучения (ИДО).

ИДО создан приказом ректора №84-01 от 30.08.2002г. в соответствии со статьей 3.1.1 Устава РосНОУ .

Целями института являются:

-разработка научно-методических основ и внедрение в учебный процесс современных дистанционных технологий обучения;

-организация и проведение учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий по направлениям и специальностям РосНОУ, а также по программам переподготовки и повышения квалификации российских граждан, проживающих на территории России и зарубежных стран;

-разработка предложений по совершенствованию содержания, организации и методики учебного процесса РосНОУ с применением дистанционных технологий, а также по созданию представительств и на их базе учебных центров (пунктов) дистанционного обучения.

Для реализации своих целей институт осуществляет следующие виды деятельности:

-организация и проведение образовательного процесса по одной или нескольким образовательным программам РосНОУ с использованием в частичном или полном объеме дистанционных технологий в сети филиалов;

-осуществление консультаций, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по заочной форме с применением дистанционных технологий в представительствах РосНОУ;

-проведение научно-исследовательских, научно-методических работ по проблемам дистанционного обучения; создание современных педагогических дистанционных технологий и их внедрение в учебный процесс РосНОУ;

-создание совместно с кафедрами и учебно-методическим отделом РосНОУ и систематическое обновление электронных учебно-методических комплексов по каждой учебной дисциплине в соответствии с учебными планами университета (электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные практикумы, контрольно-тестирующие комплекты, учебные видеофильмы и т.д.)

-создание и систематическое обновление специальных кейсовых технологий обучения для студентов (модульные учебные программы, графики учебного процесса, рабочие учебники и учебные пособия, тестовые материалы и другие учебно-методические материалы, в том числе с использованием мультимедийных средств), планирование, организация и осуществление редакционно-издательской деятельности по обеспечению дистанционного обучения студентов;

-разработка и сопровождение специальной корпоративной информационной системы электронного документооборота, обеспечивающей администрирование образовательного процесса, в том числе и учет данных по движению контингента студентов и оплате ими обучения;

-создание электронной библиотеки, систематическое ее пополнение и обновление, обеспечение возможности студентам использования ее в качестве основного информационного ресурса в учебном процессе;

-организация работы совместно с Центром повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов РосНОУ по подготовке преподавателей специально для работы в новой информационной образовательной среде;

-разработка и внедрение специальных (в том числе электронных) форм проверки знаний обучающихся;

-обеспечение доступа обучающихся к базам данных, иным средствам дистанционного обучения в РосНОУ, филиалах, представительствах и индивидуально, в том числе с использованием средств телекоммуникации;

-создание для этого специальных сетей (телефон, электронная почта, интернет и интранет);

-разработка и внедрение автоматизированных обучающих систем, автоматизированных учебных курсов, учебных кино- и видеофильмов;

-обеспечение факультетов, филиалов и представительств РосНОУ программно-методическими средствами дистанционного обучения.

Создание института ДО предполагает решение ряда актуальных проблем для вуза в информационной, научной, образовательной, инновационной деятельности.

Перечень сфер образовательной деятельности по уровню подготовки, направлениям и специальностям с использованием дистанционных технологий определяется руководством РосНОУ в соответствии с имеющейся у вуза лицензией.

В состав института входят:

-учебный Центр дистанционного обучения;

-отделы (учебно-методический, информационно-программного обеспечения, редакционно-издательского обеспечения);

- распределенные (экстерриториальные) кафедры (социально-гуманитарных дисциплин; естественнонаучных и математических дисциплин, иностранных языков, организующие образовательный процесс по дисциплинам, общих для всех специальностей; профильные, организующие образовательный процесс по общепрофессиональным и специальным дисциплинам специальностей);

- центр тестирования;

- лаборатория ДО;

- другие подразделения, обеспечивающие деятельность института в области дистанционного образования.

В учебно-методическом отделе ИДО создаются группы: учебно-методического обеспечения; подготовки и рассылки литературы; инновационных образовательных технологий.

Деятельность структурных подразделений института, отношения их между собой и взаимодействие с подразделениями РосНОУ регулируются соответствующими положениями об этих подразделениях.

Положение об институте, организационная структура, штатное расписание, номенклатура дел института утверждаются ректором РосНОУ по представлению директора института и согласованию с проректором по учебной работе.

Непосредственное руководство институтом осуществляет директор института, который назначается и освобождается от занимаемой должности приказом ректора РосНОУ по представлению проректора по учебной работе.

Основной структурной единицей института является учебный центр дистанционного обучения (в дальнейшем центр). Центр оснащен специальными учебно-методическими пособиями, телекоммуникационными системами. Центр организует учебную работу со студентами через территориальные представительства РосНОУ, на базе которых созданы пункты дистанционного обучения студентов. Руководство деятельностью центра осуществляет руководитель центра, который назначается по представлению директора института ректором РосНОУ из числа профессорско-преподавательского состава, имеющие ученое звание и (или) ученую степень. Он несет ответственность за результаты работы центра. У руководителя центра имеются заместители по направлениям (специальностям) подготовки студентов (или группам близких направлений).

Центр осуществляет свою деятельность в тесном сотрудничестве с соответствующими факультетами РосНОУ.

Для обеспечения управления качеством образовательного процесса специалистов, проходящих подготовку на учебной базе региональных центров (пунктов) ДО филиалов (представительств) создаются межрегиональные распределенные кафедры.

Распределенная (экстерриториальная) кафедра ведет учебную, научную, воспитательную работу. Руководство деятельностью кафедры осуществляет заведующий, назначаемый из числа профессорско-преподавательского состава, имеющий ученое звание и (или) ученую степень приказом ректора РосНОУ по представлению директора института.

Основными задачами распределенных экстерриториальных кафедр являются:

-обеспечение совместно с учебно-методическим отделом ИДО, руководителями направлений подготовки качественного кадрового потенциала для образовательного процесса с использованием дистанционных технологий на основе оперативного взаимодействия с профилирующими кафедрами факультетов РосНОУ;

-организация работы по обеспечению высокого качества содержания образования, по подготовке учебно-методических комплексов и в целом методического обеспечения дистанционного обучения по дисциплинам кафедры;

-обеспечение организационной и учебно-методической работы с преподавателями, проживающими в районах деятельности региональных центров (пунктов) дистанционного обучения, а также создание системы повышения их квалификации совместно с профилирующими кафедрами университета.

К числу локальных документов нормативно-правового обеспечения системы ДО относятся:

-приказ о создании Института ДО (см. Приложение 4);

-Концепция ДО РосНОУ (утвержденная ректором и одобренная Ученым советом вуза);

-Положение об Институте ДО (см. Приложение 5);

-организационная структура и штатное расписание Института ДО (см. Приложение 6);

-должностные инструкции сотрудников ИДО;

-положения о структурных подразделениях ИДО;

-положение об организации учебного процесса в РосНОУ с применением дистанционных технологий;

-инструкции по видам деятельности (по приему студентов, по тестированию, по проведению практики, по ведению документации, по контролю знаний, по оплате и т.д.);

-номенклатура дел ИДО и др.

Помимо этого необходимо разработать различные формализованные бланки для ведения делопроизводства при дистанционных технологиях и другие документы для создания и нормального функционирования системы ДО в университете. Предстоит также подготовить заявление, комплект установленных документов, необходимую учебно-материальную и методическую базу для представления Министерству образования РФ и готовности вуза реализовать образовательные программы с использованием в полном объеме (если решит руководство вуза) ДО.

В комплексе организационных мероприятий особое место занимает организация рекламной деятельности. Предстоит существенным образом переработать и создать достойный сайт ИДО РосНОУ в Интернете, разработать и издать рекламный буклет, разработать фирменный логотип ИДО (на базе символики РосНОУ), подготовить рекламное материалы (имиджевые) для СМИ и др.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Концепция развития российского нового университета на 2005-2010 годы

    Программа
    Концепция развития Российского нового университета (Рос НОУ) на период 2005-2010 г.г. (далее Концепция) – основополагающий документ, определяющий стратегию развития вуза по переходу на качественно новый этап, к университету инновационного
  2. Дистанционное обучение: идеи, технологии, проблемы и перспективы

    Документ
    Так называют дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования. В мире на нее сделана огромная ставка. Почему? Результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в техносфере сегодня концентрируются в инфосфере.
  3. Дистанционное обучение. Основы и история развития

    Документ
    Термин "дистанционное обучение" (distance education) еще до конца не устоялся как в русскоязычной, так и в англоязычной педагогической литературе.
  4. «Методические рекомендации по созданию курса дистанционного обучения через интернет»   В. Канаво (1)

    Методические рекомендации
    Дистанционное обучение (ДО) - это обучение на расстояние, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно и когда все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных
  5. Computer Using Educators, Inc., Usa центр новых педагогических технологий Московский областной общественный фонд новых технологий в образовании «Байтик» ано «ито» Материалы

    Документ
    Материалы XV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 29 – 30 июня 2004г. г. Троицк, Московской области - МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик».

Другие похожие документы..