Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методичні рекомендації'
Відповідно до абзацу дванадцятого пункту 3.2 розділу IІI Порядку конкурсного відбору інноваційних та інвестиційних проектів у реальному секторі еконо...полностью>>
'Доклад'
Государственное Образовательное Учреждение детский сад комбинированного вида № 1077 функционирует с 2004 года. Расположен в районе «Люблино» по адрес...полностью>>
'Документ'
Перечень документов, необходимых для открытия специального банковского счета платежного агента (оператора по приёму платежей) в НФ АКБ «Ланта-Банк» (...полностью>>
'Документ'
Во все времена неистовые споры вызывал вопрос о соотношении факторов наследственности и воспитания в процессе формирования человеческой личности, в о...полностью>>

Пособие выходит при финансовой поддержке  Перевод. Составление. Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование». От редакторов

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Гражданское образование:

содержание

и

активные методы обучения

Под редакцией Н.Воскресенской и С.Шехтера

При участии А.Иоффе и Ч.Уайта

ТРЕТЬЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ ИЗДАНИЕ

Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование»

Москва - 2004

Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под редакцией Н. Воскресенской и С. Шехтера. При участии А.Иоффе и Ч.Уайта. М. 2004. Третье, переработанное издание.

Пособие «Гражданское образование: содержание и активные методы обучения» содержит статьи и разработки занятий российских и американских авторов по наиболее актуальным проблемам гражданского образования и воспитания. В нем раскрываются такие понятия, как демократия, гражданственность, гражданское общество, права человека; анализируются такие методы обучения, как учебное сотрудничество, дискуссия, моделирование и др., а также рассматриваются формы оценки деятельности учащихся.

Книга может быть использована преподавателями граждановедческих дисциплин, обществознания, истории, правоведения, политологии, литературы.

Пособие выходит при финансовой поддержке

 Перевод. Составление. Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование».

ОТ РЕДАКТОРОВ

Выражаем глубокую признательность американским и российским педагогам, которые оказали большую помощь в подготовке третьего издания книги.

Мы благодарим американских коллег Чарльза Бахмюллера (Центр гражданского образования), Чарльза Квигли (Центр гражданского образования), Джона Патрика (Университет Индианы). Мы хотим также поблагодарить Стефани Шехтер за постоянную поддержку при отборе материалов.

Мы получили неоценимую помощь от российских коллег. Среди них Е.Беляков, А.Гутников, А.Зеленцова, М.Курганова, П.Положевец, а также учителей – участников программы «Мозаика граждановедения».

Выражаем благодарность тем, кто стоял у истоков данного проекта и нашего партнерства в целом: Дэвиду Дорну, Руди Портеру, Римме Перельмутер, Стивену Флеушману.

Это издание было бы невозможно без поддержки целого ряда организаций: Американской федерации учителей, проекта Сивитас-Россия, Центра гражданского образования (Калабасас, Калифорния), Департамента образования США.

СОДЕРЖАНИЕ

Часть 1. Подходы к гражданскому образованию.

Н. Воскресенская. Основные подходы к гражданскому образованию в России и за рубежом.

Дж. Патрик. Обучение демократии в глобальном, международном и сравнительном аспектах: предложения по совершенствованию гражданского образования в школах.

Занятие. Е. Беляков. Основные понятия гражданского образования.

Дж Зевин. Столкновение разных подходов к понятию о гражданственности: трудности развития у учащихся критического мышления.

М. Брэнсон. Значение защиты прав человека.

Методическая разработка: Что такое права человека?

Занятие. Т. Иванова, Г. Смирнова. Право ребенка на частную жизнь.

Часть П. Формы и методы гражданского образования.

А. Иоффе. Основные стратегии преподавания. Активные методы обучения в гражданском образовании.

Развитие критического мышления и навыков дискуссии.

Ю.Ким, Р.Келлуг. Использование лекций в учебном процессе.

П. Марторелла. Использование вопросов в процессе обучения.

В. Паркер. Дискуссии в классе.

Занятие. А.Иоффе. Гражданское общество (занятие с использованием дискуссии).

Б. Джойс, М. Вейл. Учиться думать об общественных проблемах.

Развитие навыков социального общения

Учебное сотрудничество

А.Гутников, В.Пронькин. Использование активных методов обучения в правовом образовании. Занятие «На приеме у юриста».

Занятие. А. Иоффе. Наркомания: проблемы личности и общества (занятие с использованием методики учебного сотрудничества).

А. Иоффе. Игровые методики.

Дж. Зевин. Значение моделирования: случай в Хаппивейле. (Занятие с использованием игровых методик)

Занятие. И. Димова, М. Шкробова. Толерантность. (Занятие с использованием игровых методик)

Развитие гражданской грамотности.

С.Шехтер. Работа с печатными материалами.

Б. Миллер, Л. Синглтон. Сократические семинары.

Занятие. А. Иоффе. Анализ политической речи.

О. Парамонов. Связь между гражданским образованием и литературой.

Формы социальной переписки.

Занятие. А. Иоффе. Социальная переписка.

Воспитание гражданственности.

Ч. Уайт. Нравственный аспект гражданского образования в основной школе: привычка или разум?

Дилемма Хельги.

Методы подготовки к участию в общественной и политической жизни.

Занятие. А. Иоффе. Политическая пропаганда (Занятие с элементами ролевой игры, дискуссии и работы в группах).

Д. Треваскис. Программа посредничества в школах.

К. Кирби. Служение обществу и граждановедение.

Н. Коваленко, К. Комаров, И. Чуйкова, И. Якимович. Гражданский Форум: от общественного мнения к общественному суждению.

Часть Ш. Оценивание достижений учащихся.

А. Иоффе. Проблема оценивания в гражданском образовании.

Д. МакБрайд, Ф. Дрейк, М. Левински. Оценка результатов работы учащихся в общественных дисциплинах.

М. Тейлор-Тома. Оценивание успеваемости учащихся.

Часть 1У. Социальное проектирование в гражданском образовании.

И.Димова. О социальном проектировании в гражданском образовании.

В. Пахомов. Проект «Гражданин» в России: новая реальность гражданского образования.

Введение

Предмет и задачи пособия

Гражданское образование - это образование, готовящее человека к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвовал в политической жизни государства и был способен многое сделать для своей страны. Независимо от того, какая политическая ситуация складывается в стране, этому нелегко научить. Воспитать гражданина сложно, но в то же время и совершенно необходимо, особенно в тех странах, где жители долгое время не имели никакой возможности участвовать в демократическом управлении государством. По словам американского педагога Гораса Манна, "великая духовная потребность участвовать в управлении страной не может быть воспитана в человеке за один день; и если в ребенке с детства не воспитывать это качество, не стоит ожидать, что оно появится у взрослого человека".

Данное пособие является практическим руководством для тех, которые хотели бы на своих уроках активно вовлечь детей в учебный процесс; создать своеобразные граждановедческие лаборатории, в которых учащиеся получали бы новые знания, приобретали навыки и умения, формировали бы свою точку зрения по важнейшим вопросам. Это пособие главным образом предназначено для преподавателей граждановедческих курсов, политологии и других обществоведческих дисциплин. Однако оно также может представлять интерес и для преподавателей других предметов, таких, например, как история или литература, а также для учителей английского языка, которые хотели бы дать ученикам больше информации об американской истории и культуре. Наконец, пособием могут с успехом пользоваться преподаватели, интересующиеся опытом в Соединенных Штатах Америки в преподавании граждановедения.

Пособие состоит из нескольких разделов, написанных в основном американскими авторами.

Основная идея пособия заключается в следующем:

  • активное и ответственное участие в политической жизни страны - ключ к ответственной гражданской позиции в демократическом обществе;

  • умению участвовать в политической жизни можно научиться, получая новую информацию, овладевая навыками и умениями и вырабатывая собственную точку зрения;

  • учебный процесс не ограничивается занятиями в школе, на него оказывает влияние семья, уважительно относящаяся к общественным ценностям и институтам власти, и окружение ребенка;

  • активную гражданскую позицию ребенка легче сформировать, если он принимает участие в образовательном процессе: участвует в индивидуальных и групповых исследовательских проектах, ролевых играх, работает с источниками.

Почему активное участие в образовательном процессе полезно для учащихся?

  • Учащиеся ощущают себя полноправными участниками жизни общества, т.е. полноправными гражданами, и не теряют при этом чувства собственной индивидуальности.

  • Работая вместе с другими в крупных проектах, учащиеся приобретают навыки и умения участия в политической жизни, не теряя при этом чувства собственной индивидуальности.

  • Учащиеся приобретают навыки организаторской работы.

  • Дети учатся принимать решения.

  • Дети учатся определять степень своего участия, соотнося его с личными, групповыми, общественными и государственными интересами.

  • Интерес учащихся к предметам граждановедческой

  • направленности возрастает, если они активно участвуют в работе класса.

  • Учащиеся лучше усваивают и запоминают материал, если активно участвуют в специальных проектах, требующих творческого подхода.

Чем данное пособие может быть полезно преподавателю?

Часть 1:

  • Дает перспективу развития идеи конституционной демократии и роли активного участия отдельного гражданина в политическом процессе демократического общества в будущем.

  • Объясняет цели гражданского образования, его суть, основные понятия и проблемы.

Часть 2:

  • Рассказывает о формах и методах обучения граждановедению как в школе, так и за ее пределами. Особое внимание уделяется методам работы в классе, которые могут быть использованы, чтобы научить детей критически мыслить, участвовать в дискуссии, общаться с другими людьми.

Часть 3:

  • Описывает методы оценки работы учащихся и усвоения пройденного материала.

Часть 4:

  • Кульминация всего пособия. В ней идет речь о социальном проектировании и описывается проект "Гражданин", который совмещает в себе многие методы, о которых идет речь в данном пособии.

Каждая часть пособия содержит материалы для учителя, которые должны дать общее представление о предмете, познакомить с основными понятиями и которые содержат конкретные "иллюстрации" и рекомендации по работе в классе.

Несколько слов о материалах. Некоторые из них написаны специально для этого пособия, другие были заимствованы из различных источников и отличаются друг от друга подходом к решению поставленной задачи. Каждая часть пособия начинается с вводной статьи российского автора, которая вводит в проблему, и представляет включенные в нее материалы. Некоторые разделы снабжены занятиями, составленными российскими и американскими педагогами.

ЧАСТЬ I. ПОДХОДЫ К ГРАЖДАНСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Основные подходы к гражданскому образованию в России и за рубежом.

Н.М.Воскресенская,

Гражданское образование, понимаемое обучение и воспитание в духе демократии, ворвалось в нашу жизнь в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого столетия. Крушение тоталитарных режимов, распад СССР, появление демократических государств в разных регионах: Европе и Азии, Африке и Латинской Америки, вызвало к жизни этот новый для нас феномен. Гражданское образование существует в любом государстве – демократическом и тоталитарном, но имеет в них разные цели. Если для демократии нужны думающие, обладающие определенной информацией, критическим мышлением граждане, то в тоталитарном государстве формируются законопослушные, заучивающие существующие идеологические догмы винтики государственной системы.

События начала 90-х годов поставили под сомнение старые методы и сформировали новые подходы. Новым демократиям понадобились новые граждане, осваивающие основные принципы и ценности демократии. Развитые демократические государства пересмотрели свои позиции, сформированные в период холодной войны, и перешли в гражданском образовании от конфронтации к сотрудничеству с бывшими соперниками.

За последние пятнадцать лет концепции гражданского образования развивались, оттачивались, углублялись. В статье известного американского политолога и педагога, плодотворно работающего в области гражданского образования, Дж. Патрика приводится наиболее современный подход на сегодняшний день. Автор призывает в сложных современных условиях не ограничиваться рамками своей страны, а построить гражданское образование на основе сравнительного анализа. Трагические события начала 21-го века – террористические акты в США, России, Испании и других странах – подсказывают нам, что необходимо изучать культуры других народов, в том числе и политическую культуру, чтобы лучше понять друг друга.

Не пересказывая статью Дж. Патрика, хотелось бы остановиться на некоторых ее моментах. Автор пропагандирует сравнительный подход, который развивает аналитические умения и критическое мышление, и делает сравнения США с рядом стран. Как же можно соотнести понятия, которые Патрик считает обязательными для гражданского образования, с ситуацией в России?

Дж.Патрик, как и другие американские, а также французские, английские, польские, венгерские и другие педагоги, считает само собой разумеющимся, что гражданское образование – синоним обучения демократии. Это характерно как для стран Запада, так и для Центральной и Восточной Европы и для многих других стран. Однако, не совсем так обстоит дело в России. Стандарты или обязательный минимум по обществоведению, а также многие учебники упоминают демократию в ряду других политических режимов. Как правило, они не подразумевают досконального, детального изучения и освоения демократических идей и принципов. К сожалению, демократия часто еще в сознании людей ассоциируются с трудностями современной жизни, с радикальными реформами и ошибками «так называемых демократов». Между тем наша молодежь не всегда согласна с оценками старшего поколения. Результаты ежегодных Олимпиад по граждановедческим дисциплинам, которые проводит Ассоциация «За гражданское образование», свидетельствуют о том, что школьники поддерживают демократические ценности. Так, они высказываются за снижение возраста голосования, поскольку считают, что их родители могут проголосовать против демократических кандидатов, в то время как они – за демократию. Считаю, что в первую очередь необходимо отстаивать обучение демократии в рамках гражданского образования.

При этом важно понимать демократию не как очередную доктрину, строгое следование которой, как когда-то марксизму-ленинизму, должно присутствовать в любой публикации, предисловии или статье. Главное, соблюдать дух демократии и ее основное условие – власть народа, для народа и осуществляемая народом (известное определение Линкольна) подразумевает плюрализм, свободу мнений, диалог.

Базовым набором принципов демократии, как отмечает Патрик, являются регулярные открытые и состязательные выборы, наличие оппозиционных партий, мирный переход власти. В России мы наблюдаем и открытые выборы, и мирную передачу власти. Есть и оппозиционные партии, правда, они не совсем являются партиями, чаще это небольшие политические объединения, некоторые из них называющие себя оппозиционными, но большинство по сути дела поддерживают власть. Предстоит, правда, большая работа по превращению выборов действительно в честные состязания, поскольку манипуляция в прессе, «грязные» и «серые» технологии часто препятствуют действительно демократическому избирательному процессу.

Патрик говорят об универсальном определении демократии, в которое должны войти перечисленные выше принципы. Однако, сколько же нюансов у демократии! Хотелось бы напомнить лишь несколько определений:

Демократия – это народное правление, осуществляемое народом ради народа.

А.Линкольн

Демократия – это процесс, способ совместной жизни и работы. Она не статична, она эволюционирует. Она требует сотрудничества, компромиссов и терпимости в отношениях между гражданами, а не свободы от обязательств.

Диана Равич, педагог, бывшая Заместитель министра образования США

Демократию на самом деле определяет свободный выбор руководителей, а не «народный» характер проводимой политики.

Ален Турен, политолог, Франция

Демократия – наихудшая форма правления, если не считать всех остальных.

Уинстон Черчилль

Равенство – сущность демократии и наибольшая угроза для демократии.

Михаил Комар, польский публицист

Демократия – это общение: люди говорят друг с другом о своих проблемах и формируют свою общую судьбу. Чтобы стать способными управлять собой, люди должны свободно выражать свои мнения.

Патрик Уотсон, автор телесериала «Борьба за демократию», Канада

Существует и множество других определений демократии. В ряде случаев это не столько определения, сколько подчеркивание тех или иных ее особенностей, иногда парадоксальным образом.

Десять лет назад, когда создавалась Ассоциация «За гражданское образование», мы, ее учредители, спорили о том, какое утверждение более верно: «Демократия или есть в стране, или ее нет» или «Демократия может присутствовать в разных странах в той или иной степени». В 1995 г. мы сочли верным первое утверждение. Сейчас, и статья Дж. Патрика также убеждает в этом, мы можем говорить о степени развития демократии в той или иной стране. Мы все больше осознаем, что демократия – это процесс, который не имеет конца, который развивается постоянно, иногда волнообразно – набирая силу и отступая. Важно понимать это и твердо двигаться вперед.

В своей статье Дж. Патрик обосновывает необходимость преподавания шести основных понятий демократии. Не пересказывая эту статью, которая публикуется ниже, хотелось бы остановиться на некоторых из этих понятий в их применении к России. Важный принцип верховенства закона, который Дж. Патрик называет также принципом законности или конституционализма, у нас в стране чаще называет правовым государством. Трудно найти учебник или учебное пособие, которые не касались бы этого понятия. При этом справедливо подчеркивается как необходимость следования закону всех без исключения граждан, так и справедливость этих законов. Многие политологи отмечают, что в России только строится правовое государство, и необходимы большие усилия и время на пути его построения.

Правам человека уделяет внимание и Дж. Патрик, а также М.Брэнсон, чья статья в части 1 содержит основополагающие принципы в этой области. С началом перестройки в нашей стране большое внимание уделялось именно этой области. Было издано большое количество пособий по обучению правам человека, и до сих пор различные правозащитные организации проводят различные семинары и тренинги. В начале 90-х годов в разговоре с директором одной из московских школ, которая ввела обучение правам человека с начальной школы, я поинтересовалась, не слишком ли много это даст прав детям, не станут ли они неуправляемыми. Ее ответ – во многом справедливый – заключался в том, что слишком долго права человека у нас подавлялись, чтобы не уделять им теперь должного внимания. Между тем ряд западных педагогов начали предостерегать нас во время семинаров и конференций об опасности обучения лишь правам человека, без упоминаний обязанностей. Иначе вырастает поколение, представители которого думают лишь о своих правах, действуют лишь с точки зрения себя. В ЮНЕСКО даже возникло намерение в дополнение к Декларации прав человека создать Декларацию обязанностей гражданина. В любом случае, российские педагоги, мне кажется, также начинают осознавать необходимость воспитания уважения к правам человека наряду с ответственностью.

Гражданское общество, о котором пишет Дж. Патрик, - широко обсуждается в России. Имеются многочисленные издания, где даются различные определения, проводятся конференции и симпозиумы на эту тему. При этом распространены две точки зрения: одним утверждают, что в России нет гражданского общества, другие считают, что имеются по крайней мере зачатки, элементы такого общества. Мне кажется, что гражданское общество в России безусловно слабое, но элементы его есть. Об этом свидетельствует наличие ряда сильных общественных организаций (их часто называют неправительственными – НПО, или негосударственными – НГО). Например, развиваются общества и ассоциации потребителей, которые проводят большое количество акций, действий по конкретной защите прав граждан как потребителей. Активно действует Комитет солдатских матерей, который реально помогает многим, оказывая юридическую и иную помощь в защите прав военнослужащих. Интересный эксперимент проводится с 2003 г. в Пермской области по общественному контролю в интернатных учреждениях (детских домах, домах ребенка, интернатах для инвалидов и престарелых, психоневрологических интернатах). Суть его заключается в том, что объединяются правозащитные организации, областной комитет социальной защиты, департамент образования и управление здравоохранением. Правозащитным организациям дано право посещать интернаты без предварительного уведомления органов власти. Задача эксперимента – защитить права наиболее слабых и ущемленных граждан. Эти и другие общественные организации оказывают реальную помощь людям. Между тем еще предстоит огромная работа по созданию действительно гражданского общества, которое может противостоять в случае необходимости государству, или сотрудничать с ним, обеспечивая соблюдение прав человека и гражданина в различных сферах общественной жизни.

Одно из наиболее сложных понятий в гражданском обществе –рыночная экономика, ее развитие и взаимодействие с ней. В этой области в России недостаточно специалистов, прямые заимствования с Запада иногда дают позитивный эффект, иногда приводят к негативным последствиям. Здесь предстоит большая аналитическая и исследовательская работа. При этом, как отмечает Дж. Патрик, сравнительный анализ действия демократических принципов в разных странах должен дать основу для выработку верных решений.

Дж. Патрик приводит также уже ставшую классической типологию элементов гражданского образования: гражданские знания, умения, навыки участия в общественной жизни и гражданские качества. Интересно, что термин «гражданские качества» претерпел некоторую эволюцию за последние 10-15 лет. Вначале мировое демократическое сообщество говорило о развитии «ценностей» (values) демократии, затем использовался термин демократические «отношения» (attitudes). Сейчас педагоги разных стран все больше говорят о качествах или «предрасположенностях» (dispositions или predispositions). Имеются в виду определенные качества, способствующие развитию желания, предрасположенности поддерживать и развивать демократию. Именно этот термин употребляет Дж. Патрик. Подробно раскрывают этот термин английский педагог П.Уайт и канадские педагоги А.Сиарс и Э.Хьюз*. Хотелось бы отметить, что перечень знаний, умений, навыков участия, а также качеств гражданина в статье Дж. Патрика не является, на мой взгляд, примерами и список их может быть расширен. Например, важными являются качества умения и желания идти на компромисс, толерантность и ряд других. Такое качество как «Соответствие моральным качествам гражданина демократического общества» звучит для нас, воспитанным в советском обществе, почти как Моральные принципы строителя коммунизма. Отчасти в этом повинна невозможность полностью адекватного перевода (может быть, точнее, но не очень гладко звучит «Соответствие нравственным принципам демократического гражданства»). Однако, здесь явно прослеживается новейшая тенденция развития гражданского образования в мире – связь его с нравственным воспитанием. При этом гражданским и нравственным качествам, а также их взаимоотношениям уделяется большое внимание.

Важным вопросом является воспитание патриотизма. В России патриотическое воспитание (к сожалению иногда называемое по-советски военно-патриотическим) в настоящее время все больше и больше распространяется. Действует государственная программа в этой области. Существует мнение, что демократия и патриотизм несовместимы. Не случайно политики, именуемые себя патриотами, выступают против демократии, а иногда и наоборот. Однако, опыт западных демократических государств показывает, что патриотическое воспитание занимает в них значительное место. США являются ярким примером этого. Американский флаг, гимн, исполняемый в каждой школе, другие символы распространены по всей стране. Ряд других государств более настороженно относится к воспитанию патриотизма, опасаясь развития национализма и шовинизма, которые могут вызвать антидемократические процессы, расизм или нацизм. В них чаще говорят о необходимости воспитания гражданственности, лояльности к своей стране. Опять же плюрализм и многообразие, являясь одними из основных принципов демократии, снижают накал формирования патриота как человека, любящего и уважающего свою страну. Ведь защита прав человека, в том числе различного рода меньшинств и групп, требует уважения прежде всего к каждому человеку, а также к меньшинствам. Однако, воспитание патриотизма наблюдается даже в тех странах, которые не говорят об этом много и открыто. Например, в Канаде после известных попыток националистических группировок Квебека отделиться от страны, усилено внимание к общенациональной символике, в педагогике появляются разработки, формирующие гордость от ощущения себя канадцем и т.д. Возникает мнение, что излишнее многообразие и плюрализм могут привести к распаду страны. Патриотизм нужен, только понимание его должно быть в наше время по-видимому несколько иным, чем раньше. Любовь и уважение к своей стране должно соседствовать с уважением к другим народам и странам. Как верно отмечает Дж. Зевин в своей статье, любовь к Родине должна сочетаться с критическим отношением к ее недостаткам, к стремлению их исправить. Патриотизм – это не просто слепая любовь к своей стране, это понятие включает умение и желание совершенствовать ее.

Данная книга является совместным трудом российских и американских авторов. Первая часть состоит в основном из американских работ. Это не случайно, поскольку она посвящена основным подходам и принципам гражданского образования, во многом связанным с политологией. Многие современные российские политологи считают, что в России не существует своей политологической лексики. Почти столетие советской власти отодвинуло нашу страну на обочину развития современной цивилизации. У кого-то может вызвать отторжение то, что мы во многом следуем за американскими авторами. Однако, модернизация России, вхождение в мировое политическое, экономическое и образовательное пространство – неизбежный процесс. И лучше нам постараться понять друг друга, на первых порах перенимая хотя бы политический язык Запада. Последние 10-15 лет показали, что прямое заимствование и перенос зарубежного опыта в Россию, как и в любую другую страну, по меньшей мере непродуктивно, а иногда и опасно. Только опыт, пропущенный через национальную культуру, менталитет, традиции, может быть воспринят в стране. Интересную позицию высказал директор российских и азиатских программ Центра оборонной информации в Вашингтоне Н.Злобин: «Русские и американцы нормально относятся друг к другу именно потому, что плохо знают друг друга… Чем больше мы будем знать друг друга, тем больше будем входить в клинч несовместимости менталитета, психологии, привычек, образа жизни, системы ценностей. Россию ожидает на пути интеграции с Западом колоссальная психологическая ломка. Никто пока не может понять, какую цену заплатит Россия за интеграцию, не с военной, не с политической, не с экономической точки зрения, а с точки зрения адаптации своей культуры, менталитета… Нам надо сейчас прежде всего формировать основу единых ценностей (с Западом – Н.В.).

Возможно, автор преувеличивает; может быть, процесс интеграции с Западом будет постепенным, а в чем-то мы и не будем интегрироваться. Однако, усилия по пониманию друг друга, по обсуждению и возможно формированию общих ценностей необходим и неизбежен. При этом нужно иметь в виду не только Запад - США, страны Западной Европы, но изучать также опыт государств и народов Востока.

При общем понимании и принятии основных понятий существуют различные подходы и модели гражданского образования. Они отличаются прежде всего расстановкой акцентов и выделением наиболее важных проблем для рассмотрения. Они реализуются не только в учебной деятельности, но и во внеклассной воспитательной работе. Часто они переплетаются. Условно все эти подходы можно разделить на несколько групп.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Е. В. Леонтьева -г. П. Окорокова

    Документ
    Н47 НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ ДВИЖЕНИЕ РОССИИ: История. Опыт. Перспективы. — М.: МГОФ «Знание», 2008.
  2. Инспекции Федеральной Налоговой Службы по Нижегородскому району г. Н. Новгорода о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершения налогового правонарушения от 15 августа 2005 г., как необоснованного и незакон

    Закон
    Раздел III. Уголовное преследование главного редактора газеты «Право-защита», сопредседателя «Общества Российско-Чеченской дружбы» С. М. Дмитриевского
  3. От редакторов русского издания

    Документ
    V 80 Истоки тоталитаризма Пер. с англ. И. В. Борисовой, Ю. А. Кимелева, А. Д. Ковалева, Ю. Б. Мишкенене, Л. А Седова Послесл. Ю. Н. Давыдова. Под ред.
  4. Александрова Л. В., Варова Е. А., Ветрова С. В., Волчкова Ю. В., Воскресенская Н. М., Годовникова Т. Н., Грачева Р. Д., Гусакова М. Б., Жиронкина Л. Н., Журбенко О. Н

    Документ
    Авторы: Александрова Л.В., Варова Е.А., Ветрова С.В., Волчкова Ю.В., Воскресенская Н.М., Годовникова Т.Н., Грачева Р.Д., Гусакова М.Б., Жиронкина Л.Н.
  5. Пособие по лучшей практике работы с пожилыми людьми предисловие

    Документ
    Наиболее эффективный метод сокращения бедности все время меняется. И в разных странах он проявляется по-разному. Одним из способов сокращения бедности является создание групп самопомощи, которые впервые появились в Индии.

Другие похожие документы..