Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Влияние видов севооборотов на режим органического вещества и воспроизводство плодородия почвы в ООО «Новый век» Чердаклинского района Ульяновской обла...полностью>>
'Документ'
Введення краєзнавчо-туристської діяльності до навчально-виховно­го процесу обумовлено завданнями дошкільного закладу та його спе­цифічними можливостя...полностью>>
'Методические указания'
Методические указания определяют порядок разработки заданий, планирования структуры, объема, содержания и оформления реферата, сроки подготовки, а та...полностью>>
'Документ'
Елена Геннадьевна Загородняя, директор муниципального образовательного учреждения Яркульской средней общеобразовательной школы Купинского района Ново...полностью>>

Психомоторное развитие детей младшего школьного возраста

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Психомоторное развитие детей младшего школьного возраста.

Введение: несколько слов о возрастной периодизации

То, что развитие как физическое, так и умственное тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Эта самоочевидная истина не требовала особых доказательств: больше прожил человек на свете – стал выше ростом и крепче телом, с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Разумеется, это соответствие справедливо лишь, в общем и целом, развитие конкретного человека может отклоняться в ту или другую сторону.

Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни, знание которых несет важную информацию для посвященных. Есть целый ряд разработок периодизации развития. Не станем вникать в теоретические тонкости выбора критерия.

Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей. Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Поскольку биологическое и духовное развитие человека тесно связано между собой, то соответствующие возрасту изменения наступают и в психической сфере. Происходит, хотя и не в таком строго порядке, как биологическое, социальное созревание, проявляется возрастная динамика духовного развития личности. Это и служит естественной основой для выделения последовательных этапов человеческого развития и составления возрастной периодизации.

Полные периодизации развития охватывают всю человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные (частичные, урезанные) – только ту часть жизни и развития, которая интересует определенную научную область. Для педагогики школы наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека школьного возраста. В современной науке приняты следующие периодизации детского возраста:

Психологическая

Педагогическая

Пренатальный период

Младенчество (1 год жизни)

Период новорожденности (до 6 недель жизни)

Преддошкольный возраст (от 1 до 3 лет)

Грудной период (до 1 года)

Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет):

Ползунковый возраст (1-3 года)

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Дошкольный возраст (3 – 6 лет)

Средний дошкольный возраст (4 – 5 лет)

Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет).

Школьный возраст (6-11 лет)

Младший школьный возраст (6-10 лет)

Пубертатный период (11-15 лет)

Средний школьный возраст (10 – 15 лет)

Юношеский период (15-20 лет)

Старший школьный возраст (15-18 лет)

  Нетрудно заметить, что основу педагогической периодизации составляют стадии физического и психического развития, с одной стороны, и условия, в которых протекает воспитание, - с другой.

Возраст цепко удерживает развитие и диктует свою волю. Закономерности, действующие в этой области, жестко лимитируют возможности развития.

Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом -  своевременно и последовательно.

Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов.  Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Дети, приходя в первый класс, практически не имеют серьезных отклонений в здоровье, но, проводя за партой и учебниками большое количество времени, их двигательная активность со временем все больше и больше уменьшается, вследствие чего развивается гиподинамия. Дети больше сидят, возникает дефицит мышечной деятельности и увеличиваются статические напряжения, кроме того возрастает необходимость усвоения и переработки разнообразной информации, а следовательно и напряжения зрительного и слухового аппарата (чтение, письмо, рисование ).

Эти факторы создают предпосылки для развития у учащихся отклонений в состоянии здоровья: нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, накопление избыточной массы тела, что в свою очередь предрасполагает к различным заболеваниям сердечнососудистой и дыхательной систем, нарушению обмена веществ.

Вместе с тем в период обучения в школе происходит интенсивное развитие организма, который чутко реагирует как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на оздоровительные меры. Физические упражнения являются хорошим средством, предупреждающим нарушение осанки – сутулости, ассиметрии плеч, крыловидных лопаток, сколиозов, вызываемых слабостью мышц и длительностью однообразных статических положений. Рациональные занятия физическими упражнениями в сочетании с твердым режимом дня служат надежным профилактическим средством против многих заболеваний. Таким образом, физическая культура способствует предупреждению детского травматизма путем внедрения рациональных физических нагрузок в двигательный режим, целенаправленного обучения школьников необходимыми двигательными умениями и навыками.

В младшем школьном возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности систематической физической активности. Этот возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движений, освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений. Если в этот период не сосредоточить педагогические усилия на составляющие физического потенциала ребенка, то будет безвозвратно упущено самое подходящее время, самые благоприятные условия для формирования физиологической основы будущего физического состояния человека. Поэтому организация правильного тренировочного режима физических упражнений с целью обеспечения качества физической подготовки ребенка оказывается наиболее адекватной возрастным особенностям развития физического потенциала человека в этот период его жизни.

Роль уроков физической культуры заключается в содействии укрепления и сохранения здоровья, всестороннем развитии личности, в обучении основам гигиенических знаний об основах физической культуры и ЗОЖ. Уроки физической культуры также служат сменой деятельности от умственного труда.

Основная цель моей педагогической деятельности, как учителя физической культуры, направлена

  • на передачу знаний ученику;

  • на руководство процессом усвоения знаний;

  • на формирование двигательных умений и навыков.

При этом использую актуальные методы, способы, средства и такие принципы обучения, как научность, доступность, систематичность.

Основная тема моей работы «Психомоторное развитие детей младшего школьного возраста». Работая над своей темой, я использую все возможные формы, методы и средства для достижения цели.

Цель: «Воспитание здоровых, всесторонне физически развитых людей и осознанность детей занятиями физической культурой и спортом»

В процессе развития физических качеств решаю образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.

Задачи:

1.Сформировать устойчивый интерес и потребность к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

1.1. Ввести инновационные методы на уроках физической культуры.

II. Повысить уровень физической подготовленности школьников.

2.1. Повысить качество знаний, умений и навыков.

2.2. Организовать и обеспечить физкультурно-оздоровительную работу.

III. Привлечь к участию в спортивно-оздоровительных мероприятиях классных руководителей, учителей, родителей, медицинских работников.

Ожидаемые результаты:

1. Снижение заболеваемости учащихся.

2. Увеличение двигательной активности.

  1. Повышение качества успеваемости.

4.Повышение интереса к занятиям физической культурой и спортом.

В процессе обучения двигательным навыкам решаются образовательные и воспитательные задачи. Решение оздоровительных задач решаю всем комплексом средств физического воспитания: правильный подбор и дозировка упражнений, оценка состояния здоровья физического развития, подготовленности детей. Рассмотрим более конкретно решение задач в физическом развитии детей младшего школьного возраста.

1. Особенности проявления психических процессов в младшем школьном возрасте.

1.1.Возрастные и индивидуальные особенности развития: особенности воспитания обучаемых младшего школьного возраста (от 6 до 10 лет).

  1. Возрастные особенности эмоциональной сферы личности школьника.

Каждый школьный период характеризуется особенностями проявления эмоций и чувств, поэтому для нахождения адекватных путей педагогического воздействия учителя на школьников необходимо учитывать эти особенности.

Эмоциональная сфера младших школьников характеризуется:

1) лёгкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;

2) непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний – радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;

3) большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений ( на общем фоне жизнерадостности, бодрости, весёлости, беззаботности), склонностью к кратковременным и бурным аффектам;

4) эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учёбе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;

5) эмоции и чувства свои и других людей слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается часто неверно, также как истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников.

К третьему классу у школьников формируется чувство товарищества, коллективизма, солидарности. Проявляется восторженное отношение к героям, выдающимся спортсменам. В этом возрасте начинает формироваться любовь к Родине, чувство национальной гордости, чувство долга.

2. Возрастные особенности волевых проявлений.

С возрастом происходят изменения в выраженности разных волевых качеств, притом не всегда в лучшую сторону.

В 1, 2 классах школьники совершают волевые действия главным образом по указанию взрослых, в том числе и учителя, но уже в третьем классе они приобретают способность совершать волевые акты в соответствии с собственными мотивами. Школьник может проявить настойчивость в учебной деятельности, при занятиях физкультурой. Постепенно формируется выдержка, т.е. способность сдерживать свои чувства, ослабевает импульсивность, как черта личности. Однако в младших классах школьники проявляют волевую активность лишь для того, чтобы быть хорошими исполнителями воли других, прежде всего для того, чтобы заслужить расположение к себе взрослых, в том числе и учителя. Нельзя не отметить и высокое проявление уже в третьем классе такого волевого качества, как решительность, которая в определенной мере может быть связана с все ещё достаточно высокой импульсивностью этих школьников.

1.2.  Особенности  воспитания обучаемых младшего школьного возраста

Ведущая деятельность данного возрастного этапа

Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно – вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте.

Биологические особенности возраста

В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущими возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается  окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста. В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 граммов. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения и младшие школьники в высокой степени возбудимы. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные - на 80% (А.Н. Леонтьев).

Несмотря на вышесказанное, ни в коем случае нельзя забывать, что еще не прошло  время бурного роста, когда дети тянутся вверх. Остается и дисгармония в физическом развитии, оно явно опережает нервно-психическое развитие ребенка. Это сказывается во временном ослаблении нервной системы, что проявляется в повышенной утомляемости, беспокойстве, повышенной потребности в движениях. Все это, а особенно на Севере, усугубляет ситуацию для ребенка, истощает его силы, снижает возможность опоры на ранее приобретенные психические образования.

Из сказанного следует, что самые первые шаги ребенка в школе должны находится под пристальным вниманием родителей, педагогов и врачей.

На что направлена познавательная деятельность

Познавательная деятельность младшего школьника  преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной деятельности.

Большое значение в познавательной деятельности школьника  имеет память.

Какая сфера развивается преимущественно (интеллектуально-познавательная; личностная; мотивационно-потребностная)

Интеллектуальное развитие детей происходит главным образом в школе.

Поступление в школу является важной вехой в жизни каждого ребенка. Между 5 – 7 годами многие когнитивные, речевые и перцептивно моторные навыки становятся более совершенными и взаимосвязанными, что значительно облегчает некоторые виды научения и повышает их эффективность.

Согласно теории Пиаже, возраст между 5 и 7 годами знаменует собой переход от дооперационального мышления к мышлению на уровне конкретных операций. Мышление становится менее интуитивным и эгоцентричным, постепенно превращаясь в логическое. К концу дооперациональной стадии такие свойства детской мысли, как ригидность, статичность, необратимость, начинают по собственному выражению Пиаже, «таять». Мышление детей становится более обратимым, гибким и сложным. Дети начинают обращать внимание на то, как объект меняет свой вид в процессе преобразований, и способны с помощью логических рассуждений согласовать эти различия во внешнем виде объекта. Они способны устанавливать причинно-следственные связи, особенно если конкретный объект находится прямо перед ними и можно непосредственно наблюдать происходящие с ним изменения.

Мышление у детей начальной школы  развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», - напоминал учителям К.Д. Ушинский, призывая опираться на первых порах школьной работы на эти особенности детского мышления. Задача школы первой ступени – поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей.  В школьный возраст, указывал Л.С. Выгодский,  ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). В школе интеллект обычно развивается так, как ни в какое другое время. Здесь особенно велика роль школы, учителя. Исследования показали, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания методов обучения, методики организации познавательной деятельности можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста.

Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. Словарный запас нынешних четвероклассников насчитывает примерно 3500-4000 слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в том,  что значительно обогащается словарный запас ребенка, но прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли.

Новообразования, имеющие место в данном возрастном периоде

Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего – мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.

Мотив – это осознанная причина активности человека, направленная на достижение цели. Мотив – сложное психическое образование, которое начинает формироваться под влиянием возникающей у человека потребности. Потребность – это нужда в чём-то, которая проявляется в состоянии напряжения в психике и отражается в сознании человека в виде желаний, склонностей, влечений. Правда, у человека могут быть и слабо осознаваемые побуждения, вызывающие те или иные поступки.

Мотивы занятий физической культурой условно делят на общие и конкретные, что, не исключает их сосуществования. К первым можно отнести желание школьника заниматься физической культурой вообще; чем заниматься конкретно, е6му безразлично. Ко вторым можно отнести желание школьника заниматься любимым видом спорта, определенными упражнениями. Так в начальных классах почти все школьники отдают предпочтение играм: мальчики – спортивным, девочки – подвижным. Затем интересы становятся более дифференцированными: одним нравится гимнастика, другим лёгкая атлетика, третьим – ходьба на лыжах.

Мотивы занятий физической культурой могут быть связаны с процессом деятельности и с её результатом. В первом случае школьник удовлетворяет потребность в двигательной активности, в получении впечатлений от соперничества (чувство азарта, радость победы). Во втором случае он может стремиться к получению следующих результатов:

  1. Самосовершенствование (улучшение телосложения, развитие физических и психических качеств, укрепление здоровья)

  2. Самовыражение и самоутверждение (быть не хуже других, стать привлекательным для противоположного пола и т.д.).

  3. Подготовка себя к труду и службе в Российской армии.

  4. Удовлетворение духовных потребностей (через общение с товарищами, через чувство принадлежности к коллективу и т.д.)

В качестве внешних и внутренних факторов формирования мотивов выступают желание и интерес.

Проводя анкетирование в начале учебного года (сентябре) и конце года (мае) видно, что большинство детей считает физическую культуру одним из основных предметов, с удовольствием посещают уроки.

Год

2007- 2008

Кол-во

учащихся

Один из важнейших предметов

С удовольствием идут на урок

Не хотят посещать уроки

Сентябрь

336

243

326

10

Май

336

247

328

8

В  первом-втором классах уровень произвольного поведения все еще невысокий, дети еще весьма импульсивны и несдержанны.

Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Сравним: из 15 предложений дошкольник запоминает 3-5, а младший школьник  - 6-8.

У учеников младших классов развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Возникают коллективные связи, формируется общественное мнение. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Проведённый опросник «Мой класс» в параллели 4-х классов показывает: удовлетворённость составляет 57%, конфликтность – 14%, сплочённость – 54%.

Опросник

«Мой класс»

Общая

в

нор

н

в

нор

н

в

нор

н

в

нор

н

в

нор

н

Удовлетворенность

12

60%

7

35%

1

5%

8

40%

10

50%

2

110%

100%

0

0

6

27%

14

64%

2

9%

48

57%

31

37%

5

6%

Конфликтность

0

13

65%

7

35%

4

20%

10

50%

6

30%

0

6

27%

16

73%

8

36%

12

55%

2

9%

12

14%

41

49%

31

37%

Сплочённость

15

75%

4

20%

1

5%

9

45%

7

35%

4

20%

16

73%

5

23%

1

5%

5

23%

15

68%

2

9%

45

54%

31

37%

8

10%



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Особенности психофизического развития детей младшего школьного возраста

    Документ
    Младший школьный возраст – это возраст 6,7 – 10,11-летних детей, обучающихся в 1 – 3 (4 ) классах современной отечественной начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной
  2. Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов)

    Автореферат
    Защита состоится 11 мая 2011 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д. 212.216.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора психологических / педагогических наук при ГОУ ВПО «Поволжская государственная
  3. Задачи: Ознакомление с познавательными и регуляционными процессами детей младшего школьного возраста (память, внимание, мышление, речь, восприятие, воображение и др.

    Документ
    Цель: Ознакомить учителей начальных классов с психофизиологическими характеристиками детей младшего школьного возраста, имеющих диагноз VII, VIII вид.
  4. Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании детей младшего школьного возраста 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

    Автореферат диссертации
    Актуальность исследования обусловлена целью формирования физической культуры личности, гармоничного физического развития и физической подготовленности детей, в связи с чем традиционная система физического воспитания в образовательных
  5. Специальность: клинический психологии Дипломная работа на тему: Психокоррекция энуреза у детей дошкольного и младшего школьного возраста

    Диплом
    В соответствии с современной статистикой энурез встречается у 10% детей в возрасте 5-6 лет, при этом отмечается тенденция к росту частоты данного нарушения у детей младшего школьного возраста до 22 %.

Другие похожие документы..