Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Особенности конфокальных микроскопов Leica серии TCS SP Что необходимо знать при работе на конфокальном микроскопе....полностью>>
'Документ'
Верите ли в Бога всемогущего и доброго? В жизнь после смерти? В рай и ад? В существование добрых и злых духов? Верите ли в Иисуса Христа как Бога и Че...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности Федерального государственного образовательного учреждения высшего п...полностью>>
'Инструкция'
1. Плательщиками налога на услуги являются организации, определенные пунктом 2 статьи 13 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, и индиви...полностью>>

Рабочая программа дисциплины «История экономических учений» Рекомендуется для направления

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«История экономических учений»

Рекомендуется для направления

080100 «Экономика»

Квалификация выпускника - бакалавр

Санкт-Петербург

2011

  1. Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины «История экономических учений» является формирование представления об историческом процессе развития экономической мысли, о вкладе ученых различных стран и направлений в развитие экономической теории, а также воспитание патриотизма посредством знакомства с достижениями отечественной экономической науки.

Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

- освоение предлагаемого программой теоретического материала;

- приобретение практических навыков работы с историко-экономическим материалом.

  1. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «История экономических учений» относится к Вариативной части Профессионального цикла (Б3).

Требования к входным знаниям. Изучение данной дисциплины опирается на предшествующее изучение дисциплин: «История», «Философия», «Экономическая теория», «Экономическая история». На их основе студент должен обладать следующими компетенциями:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели, и выбору путей ее достижения (ОК-1),

- способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2),

- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6),

- способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9),

- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличие навыков работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13).

Дисциплина «История экономических учений» является предшествующей для дисциплин: «Макроэкономика»; «Деньги, кредит и банки»; «Экономика России»; «Мировая экономика и международные экономические отношения».

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студента следующих общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВПО:

- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3),

- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать их возможное развитие (ОК-4).

- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;

уметь:

- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне;

владеть:

- методологией экономического исследования на основе изучения основных течений экономической науки.

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц (кредита) в рамках 6 семестра.

Вид учебной работы

Всего часов

Аудиторные занятия, всего

72

В том числе:

Лекции

40

Семинары

32

Самостоятельная работа, всего

108

В том числе:

Презентация

20

Контрольная работа

24

Реферат 1

12

Реферат 2

16

Вид промежуточной аттестации - Экзамен

36

Общая трудоемкость дисциплины, часы

зачетные единицы

180

5

  1. Содержание дисциплины

    1. Содержание разделов дисциплины

РАЗДЕЛ I. Становление экономической мысли (доиндустриальный мир)

ТЕМА 1. Введение

История экономической мысли как составная часть экономической науки. Предмет и метод истории экономической мысли. Цели и задачи курса истории экономической мысли. Современные парадигмы науки (К. Поппер, Т. Кун). Основные этапы развития экономической мысли.

ТЕМА 2. Экономическая мысль Древнего мира

Экономические воззрения древнего Востока (Вавилония, Египет, Китай, Индия). Экономическая мысль древней Греции: Ксенофонт, Платон, Аристотель. Экономическая мысль Древнего Рима. Катон. Варрон. Колумелла. Римское право. Экономические идеи в основных религиях мира (христианство, мусульманство, буддизм)

ТЕМА 3. Экономическая мысль Средних веков

Экономическая мысль средневековой Европы. "Капитулярий о поместьях". Канонизм. Экономические воззрения Фомы Аквинского. Экономическая мысль средневекового Востока. Экономические воззрения Ибн Хальдуна.

ТЕМА 4. Меркантилизм в Западной Европе

Исторические условия и причины возникновения меркантилизма. Стадии меркантилизма. Теория и политика меркантилизма. Особенности меркантилизма в отдельных странах. У. Стаффорд, Т. Мэн, А. Сера, Ж. Боден, А. Монкретьен. Работа Т.Мэна "Богатство Англии во внешней торговле". Социально-экономические идеи реформации.

РАЗДЕЛ II. Экономическая мысль периода становления индустриального мира (западные страны)

ТЕМА 5. Предшественники классической школы. Реакция против меркантилизма.

Экономические идеи в Англии: Дж. Локк, Дж. Стюарт, Д. Юм, У.Петти. Экономические идеи во Франции: Р. Кантильон, П. Буагильбер. Их представления о богатстве, стоимости, деньгах, доходах, капитале, о роли государства в экономике.

ТЕМА 6. Физиократы

Общая характеристика теории физиократов. Учение и экономическая таблица общественного воспроизводства Ф. Кенэ. Развитие теории физиократов А.-Р.Ж. Тюрго. Современное значение физиократических идей о единстве природы и общества, роли природы в создании общественного богатства.

ТЕМА 7. Экономическое учение А. Смита

Философия общества и человека в книге А.Смита "Теория нравственных чувств». Экономическое учение А.Смита о разделении труда, обмене, деньгах, факторах богатства народа, доходах. Валовой и чистый доход общества. Теория ценности и капитала А.Смита. Производительный и непроизводительный труд в интерпретации А.Смита.

ТЕМА 8. Развитие экономической теории в трудах последователей А.Смита: Т.Мальтуса, Д.Рикардо, Ж.Б.Сэя, Н.У.Сениора, Ф.Бастиа, Ч.Кэри.

Экономическая теория Т.Р.Мальтуса, Ж.Б.Сэя, Н.У.Сениора. Экономическая теория Д.Рикардо. Дж.Ст.Милль – завершающий экономист классической школы политической экономии.

ТЕМА 9. Критика капитализма с позиций мелкой буржуазии и утопического социализма

Философское и экономическое учение Симонд де Сисмонди. Экономические воззрения социалистов-утопистов: А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Критика капитализма и моделирование альтернативных вариантов развития. Экономические идеи П.Ж. Прудона. Теория государственного социализма

ТЕМА 10. Теория общества К.Маркса и её дальнейшее развитие.

Исторический монизм К.Маркса. Учение об общественно-экономической формации. Развитие К.Марксом теории капиталистической экономики. Метод исследования. "Капитал" К.Маркса, его содержание и структура. Теория стоимости. Прибавочной стоимости Маркса. Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция. Средняя норма прибыли. Цена производства. Теория общественного воспроизводства и кризисов К.Маркса. Последователи и социал-демократические критики Маркса в Западной Европе (Р.Люксембург, К.Каутский, Гильфердинг, Э.Бернштейн)

РАЗДЕЛ III Дальнейшее развитие экономической мысли индустриального мира (западные страны)

ТЕМА 11. Маржинализм: австрийская, лозанская и англо-американская школы

Предпосылки маржинализма (Г. Тюнен, Г. Госсен). Австрийская школа (К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер). Теория предельной полезности, объективной и субъективной ценности. Психологическая теория процента. Возникновение математических исследований в экономической теории: О. Курно, Л. Вальрас, В. Парето. Англо-американская школа маржинализма: У.С. Джевонс, Дж.Б. Кларк. Теория предельной производительности факторов производства. Концепция распределения доходов.

ТЕМА 12. Становление неоклассической экономической теории. Кембриджская школа.

А.Маршалл как основоположник неоклассической экономической теории в Англии. Его работа "Принципы экономики", ее содержание и структура. Теория полезности А. Маршалла. Анализ спроса. Теория производственных издержек и предложения А. Маршалла. Цена равновесия. Теория денежного обращения А.Маршалла. Политическая экономия благосостояния А. Пигу.

ТЕМА 13. Развитие идей экономического анализа. Шведская школа. Учения американских экономистов: И. Фишера, Ф. Найта. Теория Й. Шумпетера. Фрайбургская школа

Шведская (стокгольмская) школа экономического анализа: К. Виксель, Г. Кассель, Б. Олин, Г. Мюрдаль и др. Экономический анализ И. Фишера и Ф. Найта. Теория экономического анализа Й. Шумпетера. Западногерманский неолиберализм. Фрайбургская школа.

ТЕМА 14. Экономическая теория Дж.М. Кейнса

Принципы и исторические условия возникновения концепции регулируемой рыночной экономики. Дж.М. Кейнс и его работа "Общая теория занятости, процента и денег". Ее содержание и структура. Теория недостаточности внутренних регуляторов для обеспечения равновесия в рыночной экономике и необходимости искусственных стабилизаторов. Теория поддержания эффективного спроса. Мультипликатор Дж.М.Кейнса. Теория денег и инфляции Дж.М. Кейнса. Безработица как главная опасность для общества и способы борьбы с ней. Практические предложения Дж.М. Кейнса и их различия.

ТЕМА 15. Развитие кейнсианства в послевоенный период. "Неоклассический синтез".

"Неокейнсианство", его особенности. Левокейнсианские концепции "регулируемого капитализма". Концепции "монополистической конкуренции" Э. Чемберлина и "несовершенной конкуренции" Дж. Робинсон. Посткейнсианство. Дж. Хикс, Р.Харрод, П.Сраффа. Концепция "человеческого капитала". Модификация кейнсианской теории и "неоклассический синтез". Кривая Филлипса. Модель экономики Э. Хансена - П.Самуэльсона. Концепция "социального рыночного хозяйства". Социальная школа во Франции. Концепция "трех экономик" Ф. Перру.

ТЕМА 16. Социально-институциональное направление. Теории индустриального и постиндустриального общества. Теория стадий экономического роста

Теория "индустриального общества", "стадий экономического роста". Теория "нового индустриального общества" и техноструктуры. Теория "постиндустриального общества" Д. Белла. Концепция соотношения планирующей и рыночной систем Дж. Гэлбрейта. Теория "постиндустриального общества" Д. Белла. Проблема постиндустриализма и общества "третьей волны" в трудах О. Тоффлера. Социал-демократические концепции экономического развития Д. Стрэнчи, К. Шумахера, Б. Крайского и др. Их преемственность с кейнсианством. Теория "социального партнерства". Теория "управляемой трудом экономики" Дж.Мида. Теория "управляемой трудом экономики" Дж. Мида.

ТЕМА 17. Неоклассическое направление. Чикагская школа М. Фридмена. Монетаризм.

Причины ренессанса экономического либерализма. Монетаризм М. Фридмена. Чикагская школа. Концепция рациональных ожиданий. Экономическая теория "прав собственности": Р. Коуз и А. Алчиан. Трансакционные затраты.

ТЕМА 18. Теории мирового хозяйства

Неоклассическая теория внешней торговли. Концепция "сравнительного преимущества" Э. Хекшера - Б. Олина - П. Самуэльсона. Теория международных валютных отношений Ш. Рюэффа, М. Фридмена. Глобальные проблемы и их отражение в экономической науке. Концепции единого мира Я. Тинбергена, "Римского клуба", Э. Тоффлера. Современные теории глобализации. Анализ тенденций мирового развития В. Леонтьевым.

РАЗДЕЛ IV. Российская экономическая мысль

ТЕМА 19. Зарождение и становление национальной экономической мысли.

Экономическая мысль средневековой России. Экономическое законодательство Киевской Руси, Новгородской Земли, Московского княжества. Экономические идеи Статута Великого княжества Литовского. Меркантилизм в России. Экономические идеи Ю. Крижанича и И.Т. Посошкова. "Книга о скудости и о богатстве" И.Т. Посошкова. Экономическая политика А.Л. Ордын-Нащокина и Петра I. Физиократические учения в России. Экономические взгляды А.Н.Радищева и декабристов. "Опыт теории налогов" Н.И. Тургенева. Программы социально-экономических реформ М.М. Сперанского и Н.С.Мордвинова. Академические экономические исследования в России в XIX в.: Х.А. Шлецер, А.К. Шторх, А.И. Бутовский, И.В. Вернадский, И.К. Бабст и др.

ТЕМА 20. Социалистическая и марксистская мысль в России. Община как основа становления социализма в России.

Социалистическая утопия Н.Г.Чернышевского, его концепция "политической экономии трудящихся». Экономическая платформа революционного народничества. Полемика российских марксистов и народников в 90-х гг. XIX в. Теория "народного производства" и несвойственности капитализма России В.П.Воронцова, Н.Ф.Даниэльсона, Н.К. Михайловского. Ее критика Г.В.Плехановым и В.И.Лениным. Оценка путей развития капитализма в России. Работа Ленина в «Развития капитализма в России». Особенности экономической платформы российских крестьянских социалистов: социалистов-революционеров, народных социалистов, "трудовиков". "Легальный марксизм". Эволюция воззрений П.Б. Струве: от марксизма к защите свободного рынка. Анализ новой стадии развития капитализма - имперализма В.И. Лениным и Н.И. Бухариным.

ТЕМА 21. Немарксистская экономическая мысль в России: середина XIX - 17-е гг. XX вв.

Аграрные проблемы в творчестве русских экономистов: А.С.Посников, А.И.Чупров, А.А. Кауфман, П.И. Лященко, А.В. Пешехонов и др. Идеи маржинализма в России. Киевская школа. Математическое направление в русской экономической мысли. Попытки синтеза трудовой теории ценности и теории предельной полезности: М.И.Туган-Барановский и В.К. Дмитриев. Теории циклов и кризисов: А.А.Исаев, М.И.Туган-Барановский.

ТЕМА 22. Отечественная экономическая мысль 20-30-х годов ХХ века.

Организационная теория в книге А.А.Богданова «Тектология». Теория циклов и "длинных волн" Н.Д. Кондратьева. Теория трудового крестьянского хозяйства и кооперации А.В. Чаянова. Концепция планирования и накопления В.А. Базарова. Критика В.А. Базаровым командной экономики. Экономические воззрения Л.Н. Юровского. Теоретические подходы к индустриализации экономики СССР. Е.А.Преображенский, Н.Д.Кондратьев. Теория планируемого народного хозяйства. Г.М. Кржижановский, Г.А.Фельдман.

ТЕМА 23. Основные течения экономической мысли России второй половины ХХ в.

Теоретическое обоснование повышения эффективности общественного воспроизводства и экономических реформ в Советском Союзе в 50-70-х гг.: В.С. Немчинов, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович, Н.П. Федоренко, А.И.Анчишкин, Ю.В. Яременко и др. Реформы системы управления экономикой Н.С. Хрущева (1953-1964 гг.) и А.Н. Косыгина (1965-1970 гг.), их теоретическое обоснование. Экономическое обоснование политики перестройки в Советском Союзе во второй половине 80-90-х гг.

ТЕМА 24. Взгляд на послереволюционное российское общество и экономику СССР учеными, эмигрировавшими за рубеж

Восприятие модели социалистического развития и хозяйства советской России: Б.Д. Бруцкус, С.Н. Прокопович, Н.В.Устрялов, А.Н.Анцыферов, М.В.Вишняк, Г.В.Вернадский. Теории и идеи социального хозяйства и гуманизма: И.А.Ильин, С.Н.Булгаков, В.И.Борткевич, С.Л.Франк. Взгляд на сложившиеся в СССР общество и экономику периода 70-80-х гг. А.И. Канценелинбогейн, А.А.Зиновьев, И.Я.Бирман и др.

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№п/п

Наименование обеспечиваемых дисциплин

№№ разделов данной дисциплины

1

2

3

4

1

Макроэкономика

+

+

+

2

Деньги, кредит и банки

+

+

+

3

Экономика России

+

+

+

4

Мировая экономика и международные экономические отношения

+

+

+

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№п/п

Наименование раздела

Трудоемкость, часы

Лекц.

Семин.

СРС

Всего

1

РАЗДЕЛ I. Становление экономической мысли (доиндустриальный мир)

5

6

20

23

2

РАЗДЕЛ II. Экономическая мысль периода становления индустриального мира (западные страны)

10

12

24

56

3

РАЗДЕЛ III Дальнейшее развитие экономической мысли индустриального мира (западные страны)

13

6

12

31

4

РАЗДЕЛ IV. Российская экономическая мысль

12

8

16

28

5.

Итого

40

32

72

144

72

6. Лабораторный практикум.

Лабораторный практикум программой не предусматривается

  1. Практические занятия (семинары)

№ раздела дисциплины

Тематика семинаров

Трудоемкость, час.

РАЗДЕЛ I. Становление экономической мысли (до индустриальный мир)

  1. Экономическая мысль Древнего мира

2

  1. Экономическая мысль Средних веков

2

  1. Меркантилизм

2

РАЗДЕЛ II. Экономическая мысль периода становления индустриального мира (западные страны)

  1. Зарождение классической школы и ее формирование в трудах А.Смита

2

  1. Последователи Смита и завершение классической школы

2

  1. Критика классической теории в трудах Сисмонди и другие мелкобуржуазные теории

2

  1. Ф.Лист и историческая школа

2

  1. История возникновения, общая характеристика «Капитала» К.Маркса. Содержание первого тома «Капитала»

2

  1. Содержание первого томов «Капитала» К.Маркса. Теория капитала и воспроизводства.

2

РАЗДЕЛ III Дальнейшее развитие экономической мысли индустриального мира (западные страны)

  1. Маржинализм и зарождение неоклассики

2

  1. Зарождение и развитие институционализма

2

  1. Экономические идеи кейнсианства и монетаризма

2

РАЗДЕЛ IV. Российская экономическая мысль

  1. Особенности экономической мысли России второй половины XVII-XIX вв.

2

  1. Экономическая мысль России и русского зарубежья первой половины ХХ в.

2

  1. Экономическая мысль России второй половины ХХ – начала ХХI вв.

2

  1. Итоговый семинар: Круглый стол

2

Итого

32

  1. Примерная тематика курсовых работ

Курсовая работа программой не предусматривается

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

  1. История экономической мысли /Под ред. В.В.Круглова, Е.В.Балахоновой. – СПб.: Питер, 2008. – 240 с.

  2. История экономической мысли: учебное пособие /под общ. ред. Е.В.Балахоновой. – Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2007. – 248 с.

б) дополнительная литература:

  1. Аникин А.В. Путь исканий: социально-экономические идеи в России до марксизма. – М.: Политиздат, 1990.

  2. Бартенев С.А. История экономических учений. – М.: Юристъ, 2000.

  3. Березин И.С. Краткая история экономической мысли: Учебное пособие. - М., 2000.

  4. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе: Пер. с англ., 4-е изд. – М.: «Дело ЛТД», 1994. – С.720.

  5. Всемирная история экономической мысли: В 6 т. – М.: Мысль,1987-1996.

  6. История экономических учений: (современный этап): Учебник/ Под общ. ред. А.Г.Худокормова. – М.: ИНФРА-М,1998.

  7. История экономических учений: Учебное пособие/Под ред. А.Автономова, О.Ананьина, Н.Макашевой. – М.: Инфра-М, 2000. – 784 с.

  8. История экономической мысли в России: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А.Н.Макаровой. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996. – 136 с.

  9. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2000. – 560 с.

  10. Павлов В.А. История российской политической экономии: Пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс,1995.

  11. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли: Пер.с англ. – М.: Прогресс, 1968.

  12. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.:ИНФРА-М, 2000.

в) программное обеспечение

Письменные работы выполняются с использованием текстового редактора MS WORD, MS ECXEL – для таблиц, диаграмм и т.д., MS PowerPoint – для подготовки слайдов и презентаций.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  1. Архив по истории экономический мысли, университет МакМастер (McMaster University) - .

  2. Большая научная библиотека - .

  3. Галерея экономистов - .

  4. Институт российской истории РАН - .

  5. Российская национальная библиотека - .

  6. Русский гуманитарный интернет-университет - .

  7. Сайт архива «Институциональная экономическая теория» - .

  8. Справочная правовая система «Консультант Плюс» - .

  9. Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент - .

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для изучения учебной дисциплины «История экономических учений» желательно наличие персональных компьютеров с доступом в Интернет для преподавателей и студентов, аудитории, оснащенные мультимедийными средствами обучения для чтения лекций, проведения семинарских занятий, проверки самостоятельных работ, решения тестов и т.д., компьютерные классы с выходом в Интернет.

11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

11.1. Рекомендации по изучению и контролю дисциплины

Изучение учебной дисциплины «История экономических учений» предполагает овладение материалами лекций, учебника, программы, работу студентов в ходе проведения семинарских занятий, а также систематическое выполнение контрольных работ, в том числе в виде тестовых заданий и написания рефератов как формы самостоятельной работы студентов. Учебная дисциплина «История экономических учений» является теоретической, дает студентам системное представление об экономической мысли общества, её содержании в различные эпохи, значимых фигурах экономической науки, их основных научных идеях и позволяет выработать целостное представление об основных постулатах, закономерностях и их эволюции.

В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные проблемы и вопросы. Материалы лекций являются основой для подготовки студента к семинарским занятиям и выполнения заданий самостоятельной работы.

Основной целью семинарских занятий является контроль за степенью усвоения материала лекций, ходом выполнения студентами самостоятельной работы и рассмотрение наиболее значимых и спорных вопросов в рамках темы, выносимой на семинарское занятие.

Самостоятельная работа студентов включает подготовку к семинарским занятиям в соответствии с вопросами, представленными в УМК по дисциплине, написание двух рефератов, выполнение контрольных заданий.

Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение и презентацию полученных результатов на семинарских занятиях. При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Кроме того, предусмотрено проведение индивидуальной работы (консультаций) со студентами в ходе изучения материала данной дисциплины.

Промежуточный и текущий контроль осуществляется преподавателем в ходе учебного процесса на семинарских занятиях, при проведении индивидуальных консультаций, а также по итогам выполнения самостоятельных работ. Также для текущего контроля используются тесты, подготовленные по всем темам дисциплины. Тестирование может осуществляться с использованием персональных компьютеров.

Итоговый контроль проводится в форме экзамена. Экзамен по учебной дисциплине «История экономических учений» проводится в устной форме, студент отвечает на два основных и дополнительные вопросы. При оценивании студента определяется степень полноты ответа на поставленные вопросы, учитывается его эрудиция и итоги промежуточного контроля. Итоговая оценка ставится с учетом работы в течение семестра и результатов ответа на экзамене.

Работа студента в течение семестра оценивается по 100-бальной шкале. Максимальное количество баллов за семестр – 100. Менее 55 – неудовлетворительно, 55-70 – удовлетворительно, 71-85- хорошо, 86-100 – отлично. Из них максимальное количество балов за реферат 1 – 20, за реферат 2 – 20, за презентацию – 20, за контрольную работу – 20, за активность на семинарских занятиях – 20 баллов.

№ п/п

Самостоятельная работа студентов в течение семестра

Количество баллов

Зачетный минимум

Зачетный максимум

Реферат 1

15

25

Контрольная работа

15

25

Реферат 2

15

25

Работа на семинарских занятиях

10

25

Итого

55

100

Ответ студента на экзамене оценивается также по 100-бальной шкале. Максимальное количество баллов на экзамене – 100. Менее 55 - неудовлетворительно, 55-70 – удовлетворительно, 71-85- хорошо, 86-100 – отлично. Из них максимальное количество баллов за ответ на первый вопрос – 30, на второй вопрос – 30, на дополнительные вопросы – 40.

№ п/п

Ответ студента на экзамене

Количество баллов

Зачетный минимум

Зачетный максимум

Вопрос 1

20

30

Вопрос 2

20

30

Дополнительные вопросы

15

40

Итого

55

100

Итоговая оценка определяется как средняя взвешенная:

Rи = 0,5Rс + 0,5Rэ,

где

Rи – итоговое количество баллов для определения оценки за экзамен

Rс – количество баллов, набранных студентом в течение семестра

Rэ – количество баллов, набранных студентом на экзамене

11.2. Примерные тестовые задания для контрольной работы

Для каждого вопроса необходимо выбрать правильный ответ.

1. Кто лишний по признаку принадлежности к другой школе?

а) Д.Рикардо

б) А.Смит

в) Ж.Б. Сэй

г) Ф.Лист

2. В трудах какого экономиста сформировались основы микроэкономического направления современной экономической мысли?

а) Дж.Гэлбрейт

б) Дж.М.Кейнс

в) А. Маршалл

г) В.Петти

3. Кто впервые обосновал целесообразность международного разделения труда (концепция абсолютных преимуществ в международной торговле)?

а) А.Смит

б) Ж.Б. Сэй

в) К.Маркс

г) В.Парето

4. Кому принадлежит понятие «абсолютная прибавочная стоимость»?

а) А.Смит

б) Ж.Б. Сэй

в) Д.Рикардо

г) К.Маркс

5. «Неоклассический синтез» предполагает синтез достижений

а) неоклассики и неокейнсианства

б) классики и неоклассики

в) количественной и номинальной теории денег

г) марксизма и классической школы

6. Кто впервые пришел к выводу, что величина заработной платы определяется стоимостью необходимых средств существования работника и его семьи?

а) А.Смит

б) Ж.Б. Сэй

в) Д.Рикардо

г) Аристотель

7. Кто считал, что средства, предназначенные на цели накопления (расширения производства) направляются лишь на выплату дополнительной заработной платы? («Капитал для одного - есть доход для другого»)?

а) А.Смит

б) Ж.Б. Сэй

в) Д.Рикардо

г) К.Маркс

8. Кем была названа монополия частной собственности на землю как основа абсолютной ренты?

а) А.Смит

б) Ж.Б. Сэй

в) Д.Рикардо

г) К.Маркс

9. Представители какого направления считали, что рост дохода непременно вдет к росту населения?

а) оптимистического

б) институционального

в) неоклассического

г) пессимистического

10. Кто из экономистов выражал сомнения относительно перспектив развития буржуазного производства в связи с замеченной тенденцией падения нормы прибыли?

а) А.Смит

б) Ж.Б. Сэй

в) Д.Рикардо

г) К.Маркс

    1. Примерная тематика рефератов

А) Примерная тематика рефератов по третьему разделу

(РАЗДЕЛ III. Дальнейшее развитие экономической мысли индустриального мира (западные страны))

  1. Развитие идей маржинализма в трудах представителей австрийской школы.

  2. А. Маршалл – основоположник неоклассической экономической теории в Англии.

  3. Экономическая теория А. Пигу

  4. Экономическая теория Дж.М. Кейнса.

  5. История развития количественной теории денег.

  6. Неолиберализм М. Фридмена: монетаристская модель государственного регулирования экономики.

  7. Новая классика: школа рациональных ожиданий и концепция «экономики предложения» (Р. Лукас, Т. Сарджент, Д. Мут).

  8. Историческая школа: пересмотр классических идей в Германии.

  9. Экономические взгляды Й.А. Шумпетера

  10. Экономическая теория ордолиберализма (фрайбургская школа).

  11. Шведская школа экономической мысли:

  12. Зарождение институционализма в конце ХIХ – начале ХХ века

  13. Неоинституционализм в работах Р. Коуза, Дж. Бьюкенена, О. Уильямсона.

  14. Экономические воззрения П. Самуэльсона

  15. Неоклассическая теория внешней торговли. Концепция "сравнительного преимущества" Э. Хекшера - Б. Олина - П. Самуэльсона.

  16. Теория международных валютных отношений Ш. Рюэффа, М. Фридмена.

  17. Глобальные концепции единого мира Я. Тинбергена, "Римского клуба", Э. Тоффлера.

  18. Анализ тенденций мирового развития В. Леонтьевым.

  19. Глобальные экологические проблемы современности и их отражение в экономической науке. Философия движения "зеленых".

  20. Cовременные оценки творчества В.Зомбарта.

Б) Примерная тематика рефератов по четвертому разделу

(РАЗДЕЛ IV. Российская экономическая мысль)

  1. Экономические идеи представителей «крестьянского социализма» в России

  2. Экономические идеи А.Л.Ордын-Нащокина и И.Т.Посошкова.

  3. Концепция стоимости, ренты и общественной безопасности в политэкономической теории А.К.Шторха.

  4. Первые учебники по политической экономии в России Х.А.Шлецер, А.И.Бутовский. История создания и сравнительный анализ содержания.

  5. Разработка Н.Г.Чернышевским политической экономии трудящихся в его работах "Экономическая деятельность и законодательство", "Капитал и труд", "Примечания к „Основаниям политической экономии” Д. С. Милля", "Очерки политической экономии (по Миллю)", "О поземельной собственности", "Критика философских предубеждений против общинного владения".

  6. Экономические идеи народников на развитие общины в России.

  7. Оценка развитие капитализма в России в работах В.И.Ленина. Империализм как новая стадия капитализма в работах В.И.Ленина, Н.И.Бухарина. Сравнительный анализ с книгой Р.Гильфердинга «Финансовый капитализм».

  8. Экономические идеи производственных циклов М.И.Туган-Барановского и Н.Д.Кондратьева.

  9. Развитие концепций централизма и демократии в государственном управлении в России в ХХ в.

  10. Экономические воззрения М.В. Вишняка

  11. Экономические воззрения С.Н. Прокоповича

  12. Экономические воззрения П.Б. Струве

  13. Общая характеристика работ Б.Д. Бруцкуса

  14. Либеральное направление в трудах А.Н. Анцыферова

  15. Экономические идеи экономистов российской эмиграции первой половины ХХ века.

  16. Синез трудовой теории стоимости и теории предельной полезности в работах А.Д.Билимовича, В.К.Дмитриева, Р.М.Оженцкого, Е.Е.Слуцкого, Н.А.Столярова, М.И.Туган-Барановского, Н.Н.Шапошникова.

  17. Теория А.В.Чаянова построения социализма на основе кооперирования производителей.

  18. Разработка методологии планирования народного хозяйства в 1920-е годы в работах Фельдмана и других.

  19. Проблемы повышение эффективности народного хозяйства в работах В.С.Немчинова и В.В.Новожилова.

  20. Разработка проблемы оптимального планирования в работах Л.В.Канторовича.

  21. Проблема смысла человеческой жизни и экономической деятельности в работах С.Л.Франка и Н.С.Булгакова.

  22. Проблема научно-технического прогресса в СССР в трудах А.И.Анчишкина, Ю.В.Яременко, А.И.Ноткина.

  23. Проблемы реформирования СССР в работах Канцельбогейна, А.А.Зиновьева, С.С.Шаталина, С.Ю.Глазьева, Е.Т.Гайдара.

11.4. Примерный перечень возможных экзаменационных вопросов
  1. Экономическая мысль Древнего мира: общий обзор.

  2. Экономическая мысль Древней Греции.

  3. Экономические идеи раннего христианства.

  4. Экономические идеи ислама.

  5. Экономическая мысль Средневековья: общий обзор.

  6. Меркантилизм – первая школа политической экономии. Этапы развития и экономическая политика меркантилизма. Протекционизм.

  7. Экономические идеи и политика меркантилизма в России.

  8. Общая характеристика классической политической экономии.

  9. Экономические идеи В. Петти и П. Буагильбера: сравнительный анализ.

  10. Общая характеристика школы физиократов.

  11. Экономические идеи Ф. Кенэ. Его работа «Экономическая таблица».

  12. Экономические идеи А.-Р.Ж. Тюрго.

  13. Общая характеристика экономического учения А. Смита.

  14. Теория стоимости и доходов А. Смита.

  15. Теория капитала и его воспроизводства А. Смита.

  16. Общая характеристика экономического учения Д. Рикардо.

  17. Теория стоимости Д. Рикардо.

  18. Теория заработной платы и прибыли Д. Рикардо. Закон убывающего плодородия как основа пессимистических выводов Д. Рикардо.

  19. Экономическая теория Т. Мальтуса.

  20. Экономическая теория Ж.Б. Сэя.

  21. Экономическая теория и практическая программа С. Сисмонди.

  22. .Полемика по поводу наследия Сисмонди в конце XIX века в России. Исследование проблемы внутреннего рынка.

  23. Теории реализации Рикардо-Сэя, Мальтуса, Сисмонди: сравнительный анализ.

  24. Развитие теории стоимости и денег в классической школе.

  25. Развитие теории капитала, производительного и непроизводительного труда в классической школе.

  26. Развитие теории международного разделения труда в классической школе.

  27. Причины кризиса классической школы и ее завершение в творчестве Д.С. Милля.

  28. «Национальная система политической экономии» Ф. Листа.

  29. Общая характеристика исторической школы, «исторический метод» в политической экономии.

  30. Новая историческая школа в Германии в конце XIX – начале ХХ в.

  31. Экономическая теория К.Маркса и Ф.Энгельса: условия возникновения, общая характеристика и методология.

  32. Трудовая теория стоимости К.Маркса

  33. Теория прибавочной стоимости К.Маркса. Эквивалентность обмена между трудом и капиталом. Категория «рабочая сила».

  34. Теория капитала и воспроизводства К.Маркса и ее современное значение.

  35. Развитие теории полезности (полезностной теории ценности).

  36. Общая характеристика маржинализма.

  37. А.Маршалл как основоположник неоклассической экономической теории.

  38. Развитие идей кембриджской школы в трудах А.Пигу.

  39. Дж.Б.Кларк и его теория распределения богатства.

  40. Общая характеристика раннего институционализма. «Теория праздного класса» Т.Веблена.

  41. Современные институциональные теории. Теория индустриального общества Дж.К.Гэлбрейта.

  42. Причины возникновения кейнсианства. Общая характеристика теории регулируемой рыночной экономики Дж.М.Кейнса.

  43. Развитие кейнсианства в послевоенный период.

  44. Общая характеристика монетаризма. Экономическая теория чикагской школы М.Фридмена.

  45. Неолиберальные концепции: теория рациональных ожиданий, экономика предложения, концепции Л.Мизеса и Ф.Хайека.

  46. Экономические воззрения народничества второй половины XIX века в России. «Политическая экономия трудящихся» Н.Г. Чернышевского.

  47. Экономические воззрения И.М. Кулишера.

  48. Экономическая теория П.Струве.

  49. Основные положения советских экономистов 1920-1930-х годов.

Разработчики:

Кафедра Экономической истории

зав. каф. Экономической истории, проф.

С.Г.Ковалев

Кафедра Экономической истории

доцент каф. Экономической истории, к.э.н.

Т.Н.Родионова

Эксперты:

ЛТА

к.э.н., проф. каф. Экономической теории

Медников В.В.

СПбГУ

д.э.н., проф. каф. Стратегического и международного менеджмента

Семенов А.А.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа дисциплины «история экономической мысли» Рекомендуется для направления

    Рабочая программа
    Целью дисциплины «История экономической мысли» является формирование представления об историческом процессе развития экономической мысли, о вкладе ученых различных стран и направлений в развитие экономической теории, а также воспитание
  2. Программа учебной дисциплины История экономических учений Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей))

    Программа
    Цель учебного курса истории экономических учений  ввести студента в круг знаний, составляющих основы профессиональной культуры экономиста. Дать студентам четкое представление об основных этапах и закономерностях развития мировой
  3. Рабочая программа дисциплины «социально-экономическая география» Рекомендуется для направления подготовки

    Рабочая программа
    Учебная дисциплина «Социально-экономическая география» в основной образовательной программе подготовки бакалавра по направлению «Зарубежное регионоведение» играет важную роль в формировании у студентов навыков комплексного подхода
  4. Рабочая программа дисциплины «Международное частное право» Рекомендуется для направления подготовки 0300900 Юриспруденция

    Рабочая программа
    Цель изучения дисциплины – дать студентам знания об организации гражданского оборота в международных масштабах и основных законодательных установлениях в этой сфере.
  5. Рабочая программа дисциплины «Деньги, кредит, банки» Рекомендуется для направления подготовки 0800100 Экономика

    Рабочая программа
    Целью изучения дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков в области функционирования и денежно-кредитного сектора экономики, а также используемых на данных рынках инструментов.

Другие похожие документы..