Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Разрешите мне от имени Комитета вновь приветствовать вас на ежегодном общем собрании членов института и напомнить вам, что сегодняшнее собрание являет...полностью>>
'Задача'
1. Чешская задача: “Если бы я дала первому жениху половину слив из этой корзины и еще одну сливу, второму жениху половину оставшихся слив и еще одну ...полностью>>
'Урок'
Слушатели знакомятся с основными задачами модернизации российского образования, Государственным стандартом как нормой и требованиями, определяющими с...полностью>>
'Статья'
1. Нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следовани...полностью>>

Рабочая программа дисциплины «История экономических учений» Рекомендуется для направления

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Практические занятия (семинары)

№ раздела дисциплины

Тематика семинаров

Трудоемкость, час.

РАЗДЕЛ I. Становление экономической мысли (до индустриальный мир)

  1. Экономическая мысль Древнего мира

2

  1. Экономическая мысль Средних веков

2

  1. Меркантилизм

2

РАЗДЕЛ II. Экономическая мысль периода становления индустриального мира (западные страны)

  1. Зарождение классической школы и ее формирование в трудах А.Смита

2

  1. Последователи Смита и завершение классической школы

2

  1. Критика классической теории в трудах Сисмонди и другие мелкобуржуазные теории

2

  1. Ф.Лист и историческая школа

2

  1. История возникновения, общая характеристика «Капитала» К.Маркса. Содержание первого тома «Капитала»

2

  1. Содержание первого томов «Капитала» К.Маркса. Теория капитала и воспроизводства.

2

РАЗДЕЛ III Дальнейшее развитие экономической мысли индустриального мира (западные страны)

  1. Маржинализм и зарождение неоклассики

2

  1. Зарождение и развитие институционализма

2

  1. Экономические идеи кейнсианства и монетаризма

2

РАЗДЕЛ IV. Российская экономическая мысль

  1. Особенности экономической мысли России второй половины XVII-XIX вв.

2

  1. Экономическая мысль России и русского зарубежья первой половины ХХ в.

2

  1. Экономическая мысль России второй половины ХХ – начала ХХI вв.

2

  1. Итоговый семинар: Круглый стол

2

Итого

32

  1. Примерная тематика курсовых работ

Курсовая работа программой не предусматривается

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

  1. История экономической мысли /Под ред. В.В.Круглова, Е.В.Балахоновой. – СПб.: Питер, 2008. – 240 с.

  2. История экономической мысли: учебное пособие /под общ. ред. Е.В.Балахоновой. – Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2007. – 248 с.

б) дополнительная литература:

  1. Аникин А.В. Путь исканий: социально-экономические идеи в России до марксизма. – М.: Политиздат, 1990.

  2. Бартенев С.А. История экономических учений. – М.: Юристъ, 2000.

  3. Березин И.С. Краткая история экономической мысли: Учебное пособие. - М., 2000.

  4. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе: Пер. с англ., 4-е изд. – М.: «Дело ЛТД», 1994. – С.720.

  5. Всемирная история экономической мысли: В 6 т. – М.: Мысль,1987-1996.

  6. История экономических учений: (современный этап): Учебник/ Под общ. ред. А.Г.Худокормова. – М.: ИНФРА-М,1998.

  7. История экономических учений: Учебное пособие/Под ред. А.Автономова, О.Ананьина, Н.Макашевой. – М.: Инфра-М, 2000. – 784 с.

  8. История экономической мысли в России: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А.Н.Макаровой. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996. – 136 с.

  9. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2000. – 560 с.

  10. Павлов В.А. История российской политической экономии: Пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс,1995.

  11. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли: Пер.с англ. – М.: Прогресс, 1968.

  12. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.:ИНФРА-М, 2000.

в) программное обеспечение

Письменные работы выполняются с использованием текстового редактора MS WORD, MS ECXEL – для таблиц, диаграмм и т.д., MS PowerPoint – для подготовки слайдов и презентаций.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  1. Архив по истории экономический мысли, университет МакМастер (McMaster University) - .

  2. Большая научная библиотека - .

  3. Галерея экономистов - .

  4. Институт российской истории РАН - .

  5. Российская национальная библиотека - .

  6. Русский гуманитарный интернет-университет - .

  7. Сайт архива «Институциональная экономическая теория» - .

  8. Справочная правовая система «Консультант Плюс» - .

  9. Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент - .

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для изучения учебной дисциплины «История экономических учений» желательно наличие персональных компьютеров с доступом в Интернет для преподавателей и студентов, аудитории, оснащенные мультимедийными средствами обучения для чтения лекций, проведения семинарских занятий, проверки самостоятельных работ, решения тестов и т.д., компьютерные классы с выходом в Интернет.

11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

11.1. Рекомендации по изучению и контролю дисциплины

Изучение учебной дисциплины «История экономических учений» предполагает овладение материалами лекций, учебника, программы, работу студентов в ходе проведения семинарских занятий, а также систематическое выполнение контрольных работ, в том числе в виде тестовых заданий и написания рефератов как формы самостоятельной работы студентов. Учебная дисциплина «История экономических учений» является теоретической, дает студентам системное представление об экономической мысли общества, её содержании в различные эпохи, значимых фигурах экономической науки, их основных научных идеях и позволяет выработать целостное представление об основных постулатах, закономерностях и их эволюции.

В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные проблемы и вопросы. Материалы лекций являются основой для подготовки студента к семинарским занятиям и выполнения заданий самостоятельной работы.

Основной целью семинарских занятий является контроль за степенью усвоения материала лекций, ходом выполнения студентами самостоятельной работы и рассмотрение наиболее значимых и спорных вопросов в рамках темы, выносимой на семинарское занятие.

Самостоятельная работа студентов включает подготовку к семинарским занятиям в соответствии с вопросами, представленными в УМК по дисциплине, написание двух рефератов, выполнение контрольных заданий.

Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение и презентацию полученных результатов на семинарских занятиях. При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Кроме того, предусмотрено проведение индивидуальной работы (консультаций) со студентами в ходе изучения материала данной дисциплины.

Промежуточный и текущий контроль осуществляется преподавателем в ходе учебного процесса на семинарских занятиях, при проведении индивидуальных консультаций, а также по итогам выполнения самостоятельных работ. Также для текущего контроля используются тесты, подготовленные по всем темам дисциплины. Тестирование может осуществляться с использованием персональных компьютеров.

Итоговый контроль проводится в форме экзамена. Экзамен по учебной дисциплине «История экономических учений» проводится в устной форме, студент отвечает на два основных и дополнительные вопросы. При оценивании студента определяется степень полноты ответа на поставленные вопросы, учитывается его эрудиция и итоги промежуточного контроля. Итоговая оценка ставится с учетом работы в течение семестра и результатов ответа на экзамене.

Работа студента в течение семестра оценивается по 100-бальной шкале. Максимальное количество баллов за семестр – 100. Менее 55 – неудовлетворительно, 55-70 – удовлетворительно, 71-85- хорошо, 86-100 – отлично. Из них максимальное количество балов за реферат 1 – 20, за реферат 2 – 20, за презентацию – 20, за контрольную работу – 20, за активность на семинарских занятиях – 20 баллов.

№ п/п

Самостоятельная работа студентов в течение семестра

Количество баллов

Зачетный минимум

Зачетный максимум

Реферат 1

15

25

Контрольная работа

15

25

Реферат 2

15

25

Работа на семинарских занятиях

10

25

Итого

55

100

Ответ студента на экзамене оценивается также по 100-бальной шкале. Максимальное количество баллов на экзамене – 100. Менее 55 - неудовлетворительно, 55-70 – удовлетворительно, 71-85- хорошо, 86-100 – отлично. Из них максимальное количество баллов за ответ на первый вопрос – 30, на второй вопрос – 30, на дополнительные вопросы – 40.

№ п/п

Ответ студента на экзамене

Количество баллов

Зачетный минимум

Зачетный максимум

Вопрос 1

20

30

Вопрос 2

20

30

Дополнительные вопросы

15

40

Итого

55

100

Итоговая оценка определяется как средняя взвешенная:

Rи = 0,5Rс + 0,5Rэ,

где

Rи – итоговое количество баллов для определения оценки за экзамен

Rс – количество баллов, набранных студентом в течение семестра

Rэ – количество баллов, набранных студентом на экзамене

11.2. Примерные тестовые задания для контрольной работы

Для каждого вопроса необходимо выбрать правильный ответ.

1. Кто лишний по признаку принадлежности к другой школе?

а) Д.Рикардо

б) А.Смит

в) Ж.Б. Сэй

г) Ф.Лист

2. В трудах какого экономиста сформировались основы микроэкономического направления современной экономической мысли?

а) Дж.Гэлбрейт

б) Дж.М.Кейнс

в) А. Маршалл

г) В.Петти

3. Кто впервые обосновал целесообразность международного разделения труда (концепция абсолютных преимуществ в международной торговле)?

а) А.Смит

б) Ж.Б. Сэй

в) К.Маркс

г) В.Парето

4. Кому принадлежит понятие «абсолютная прибавочная стоимость»?

а) А.Смит

б) Ж.Б. Сэй

в) Д.Рикардо

г) К.Маркс

5. «Неоклассический синтез» предполагает синтез достижений

а) неоклассики и неокейнсианства

б) классики и неоклассики

в) количественной и номинальной теории денег

г) марксизма и классической школы

6. Кто впервые пришел к выводу, что величина заработной платы определяется стоимостью необходимых средств существования работника и его семьи?

а) А.Смит

б) Ж.Б. Сэй

в) Д.Рикардо

г) Аристотель

7. Кто считал, что средства, предназначенные на цели накопления (расширения производства) направляются лишь на выплату дополнительной заработной платы? («Капитал для одного - есть доход для другого»)?

а) А.Смит

б) Ж.Б. Сэй

в) Д.Рикардо

г) К.Маркс

8. Кем была названа монополия частной собственности на землю как основа абсолютной ренты?

а) А.Смит

б) Ж.Б. Сэй

в) Д.Рикардо

г) К.Маркс

9. Представители какого направления считали, что рост дохода непременно вдет к росту населения?

а) оптимистического

б) институционального

в) неоклассического

г) пессимистического

10. Кто из экономистов выражал сомнения относительно перспектив развития буржуазного производства в связи с замеченной тенденцией падения нормы прибыли?

а) А.Смит

б) Ж.Б. Сэй

в) Д.Рикардо

г) К.Маркс

    1. Примерная тематика рефератов

А) Примерная тематика рефератов по третьему разделу

(РАЗДЕЛ III. Дальнейшее развитие экономической мысли индустриального мира (западные страны))

  1. Развитие идей маржинализма в трудах представителей австрийской школы.

  2. А. Маршалл – основоположник неоклассической экономической теории в Англии.

  3. Экономическая теория А. Пигу

  4. Экономическая теория Дж.М. Кейнса.

  5. История развития количественной теории денег.

  6. Неолиберализм М. Фридмена: монетаристская модель государственного регулирования экономики.

  7. Новая классика: школа рациональных ожиданий и концепция «экономики предложения» (Р. Лукас, Т. Сарджент, Д. Мут).

  8. Историческая школа: пересмотр классических идей в Германии.

  9. Экономические взгляды Й.А. Шумпетера

  10. Экономическая теория ордолиберализма (фрайбургская школа).

  11. Шведская школа экономической мысли:

  12. Зарождение институционализма в конце ХIХ – начале ХХ века

  13. Неоинституционализм в работах Р. Коуза, Дж. Бьюкенена, О. Уильямсона.

  14. Экономические воззрения П. Самуэльсона

  15. Неоклассическая теория внешней торговли. Концепция "сравнительного преимущества" Э. Хекшера - Б. Олина - П. Самуэльсона.

  16. Теория международных валютных отношений Ш. Рюэффа, М. Фридмена.

  17. Глобальные концепции единого мира Я. Тинбергена, "Римского клуба", Э. Тоффлера.

  18. Анализ тенденций мирового развития В. Леонтьевым.

  19. Глобальные экологические проблемы современности и их отражение в экономической науке. Философия движения "зеленых".

  20. Cовременные оценки творчества В.Зомбарта.

Б) Примерная тематика рефератов по четвертому разделу

(РАЗДЕЛ IV. Российская экономическая мысль)

  1. Экономические идеи представителей «крестьянского социализма» в России

  2. Экономические идеи А.Л.Ордын-Нащокина и И.Т.Посошкова.

  3. Концепция стоимости, ренты и общественной безопасности в политэкономической теории А.К.Шторха.

  4. Первые учебники по политической экономии в России Х.А.Шлецер, А.И.Бутовский. История создания и сравнительный анализ содержания.

  5. Разработка Н.Г.Чернышевским политической экономии трудящихся в его работах "Экономическая деятельность и законодательство", "Капитал и труд", "Примечания к „Основаниям политической экономии” Д. С. Милля", "Очерки политической экономии (по Миллю)", "О поземельной собственности", "Критика философских предубеждений против общинного владения".

  6. Экономические идеи народников на развитие общины в России.

  7. Оценка развитие капитализма в России в работах В.И.Ленина. Империализм как новая стадия капитализма в работах В.И.Ленина, Н.И.Бухарина. Сравнительный анализ с книгой Р.Гильфердинга «Финансовый капитализм».

  8. Экономические идеи производственных циклов М.И.Туган-Барановского и Н.Д.Кондратьева.

  9. Развитие концепций централизма и демократии в государственном управлении в России в ХХ в.

  10. Экономические воззрения М.В. Вишняка

  11. Экономические воззрения С.Н. Прокоповича

  12. Экономические воззрения П.Б. Струве

  13. Общая характеристика работ Б.Д. Бруцкуса

  14. Либеральное направление в трудах А.Н. Анцыферова

  15. Экономические идеи экономистов российской эмиграции первой половины ХХ века.

  16. Синез трудовой теории стоимости и теории предельной полезности в работах А.Д.Билимовича, В.К.Дмитриева, Р.М.Оженцкого, Е.Е.Слуцкого, Н.А.Столярова, М.И.Туган-Барановского, Н.Н.Шапошникова.

  17. Теория А.В.Чаянова построения социализма на основе кооперирования производителей.

  18. Разработка методологии планирования народного хозяйства в 1920-е годы в работах Фельдмана и других.

  19. Проблемы повышение эффективности народного хозяйства в работах В.С.Немчинова и В.В.Новожилова.

  20. Разработка проблемы оптимального планирования в работах Л.В.Канторовича.

  21. Проблема смысла человеческой жизни и экономической деятельности в работах С.Л.Франка и Н.С.Булгакова.

  22. Проблема научно-технического прогресса в СССР в трудах А.И.Анчишкина, Ю.В.Яременко, А.И.Ноткина.

  23. Проблемы реформирования СССР в работах Канцельбогейна, А.А.Зиновьева, С.С.Шаталина, С.Ю.Глазьева, Е.Т.Гайдара.

11.4. Примерный перечень возможных экзаменационных вопросов
  1. Экономическая мысль Древнего мира: общий обзор.

  2. Экономическая мысль Древней Греции.

  3. Экономические идеи раннего христианства.

  4. Экономические идеи ислама.

  5. Экономическая мысль Средневековья: общий обзор.

  6. Меркантилизм – первая школа политической экономии. Этапы развития и экономическая политика меркантилизма. Протекционизм.

  7. Экономические идеи и политика меркантилизма в России.

  8. Общая характеристика классической политической экономии.

  9. Экономические идеи В. Петти и П. Буагильбера: сравнительный анализ.

  10. Общая характеристика школы физиократов.

  11. Экономические идеи Ф. Кенэ. Его работа «Экономическая таблица».

  12. Экономические идеи А.-Р.Ж. Тюрго.

  13. Общая характеристика экономического учения А. Смита.

  14. Теория стоимости и доходов А. Смита.

  15. Теория капитала и его воспроизводства А. Смита.

  16. Общая характеристика экономического учения Д. Рикардо.

  17. Теория стоимости Д. Рикардо.

  18. Теория заработной платы и прибыли Д. Рикардо. Закон убывающего плодородия как основа пессимистических выводов Д. Рикардо.

  19. Экономическая теория Т. Мальтуса.

  20. Экономическая теория Ж.Б. Сэя.

  21. Экономическая теория и практическая программа С. Сисмонди.

  22. .Полемика по поводу наследия Сисмонди в конце XIX века в России. Исследование проблемы внутреннего рынка.

  23. Теории реализации Рикардо-Сэя, Мальтуса, Сисмонди: сравнительный анализ.

  24. Развитие теории стоимости и денег в классической школе.

  25. Развитие теории капитала, производительного и непроизводительного труда в классической школе.

  26. Развитие теории международного разделения труда в классической школе.

  27. Причины кризиса классической школы и ее завершение в творчестве Д.С. Милля.

  28. «Национальная система политической экономии» Ф. Листа.

  29. Общая характеристика исторической школы, «исторический метод» в политической экономии.

  30. Новая историческая школа в Германии в конце XIX – начале ХХ в.

  31. Экономическая теория К.Маркса и Ф.Энгельса: условия возникновения, общая характеристика и методология.

  32. Трудовая теория стоимости К.Маркса

  33. Теория прибавочной стоимости К.Маркса. Эквивалентность обмена между трудом и капиталом. Категория «рабочая сила».

  34. Теория капитала и воспроизводства К.Маркса и ее современное значение.

  35. Развитие теории полезности (полезностной теории ценности).

  36. Общая характеристика маржинализма.

  37. А.Маршалл как основоположник неоклассической экономической теории.

  38. Развитие идей кембриджской школы в трудах А.Пигу.

  39. Дж.Б.Кларк и его теория распределения богатства.

  40. Общая характеристика раннего институционализма. «Теория праздного класса» Т.Веблена.

  41. Современные институциональные теории. Теория индустриального общества Дж.К.Гэлбрейта.

  42. Причины возникновения кейнсианства. Общая характеристика теории регулируемой рыночной экономики Дж.М.Кейнса.

  43. Развитие кейнсианства в послевоенный период.

  44. Общая характеристика монетаризма. Экономическая теория чикагской школы М.Фридмена.

  45. Неолиберальные концепции: теория рациональных ожиданий, экономика предложения, концепции Л.Мизеса и Ф.Хайека.

  46. Экономические воззрения народничества второй половины XIX века в России. «Политическая экономия трудящихся» Н.Г. Чернышевского.

  47. Экономические воззрения И.М. Кулишера.

  48. Экономическая теория П.Струве.

  49. Основные положения советских экономистов 1920-1930-х годов.

Разработчики:

Кафедра Экономической истории

зав. каф. Экономической истории, проф.

С.Г.Ковалев

Кафедра Экономической истории

доцент каф. Экономической истории, к.э.н.

Т.Н.Родионова

Эксперты:

ЛТА

к.э.н., проф. каф. Экономической теории

Медников В.В.

СПбГУ

д.э.н., проф. каф. Стратегического и международного менеджмента

Семенов А.А.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа дисциплины «история экономической мысли» Рекомендуется для направления

    Рабочая программа
    Целью дисциплины «История экономической мысли» является формирование представления об историческом процессе развития экономической мысли, о вкладе ученых различных стран и направлений в развитие экономической теории, а также воспитание
  2. Программа учебной дисциплины История экономических учений Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей))

    Программа
    Цель учебного курса истории экономических учений  ввести студента в круг знаний, составляющих основы профессиональной культуры экономиста. Дать студентам четкое представление об основных этапах и закономерностях развития мировой
  3. Рабочая программа дисциплины «социально-экономическая география» Рекомендуется для направления подготовки

    Рабочая программа
    Учебная дисциплина «Социально-экономическая география» в основной образовательной программе подготовки бакалавра по направлению «Зарубежное регионоведение» играет важную роль в формировании у студентов навыков комплексного подхода
  4. Рабочая программа дисциплины «Международное частное право» Рекомендуется для направления подготовки 0300900 Юриспруденция

    Рабочая программа
    Цель изучения дисциплины – дать студентам знания об организации гражданского оборота в международных масштабах и основных законодательных установлениях в этой сфере.
  5. Рабочая программа дисциплины «Деньги, кредит, банки» Рекомендуется для направления подготовки 0800100 Экономика

    Рабочая программа
    Целью изучения дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков в области функционирования и денежно-кредитного сектора экономики, а также используемых на данных рынках инструментов.

Другие похожие документы..