Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Интенсивное изучение различных форм стрес­са и его негативного влияния на жизнедеятель­ность и здоровье человека является одним из до­минирующих напр...полностью>>
'Памятка'
Эта памятка поможет лучше понять индивидуальные особенности вашего ребенка и объяснит те трудности, с которыми сталкивается ваши дети в учебе и обычн...полностью>>
'Закон'
В статью 1 внесены изменения Законом РК от 11.07.97 г. № 154-1; Законом РК от 16.07.99 г. № 436-1 (см. стар. ред.); Законом РК от 02.03.01 г. № 162-I...полностью>>
'Закон'
Відповідно до цивільного законодавства України спадкування визначається як перехід прав та обов'язків померлої фізичної особи до інших осіб – спадкоєм...полностью>>

Евгений петрович сычевский

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

О.Ю. Варламкина, АмГУ

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ НА ДИНАМИКУ

АМЕРИКАНО-КУБИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Недавние события, связанные с уходом с политической арены неизменного кубинского лидера Ф. Кастро и передачей им власти своему брату Р.Кастро, а также приход в Белый дом новой администрации Б. Обамы вызвали новую волну интереса к судьбе американо-кубинских отношений. Впервые за многие годы противостояния США и Кубы специалисты и политики всерьез говорят о возможности начала диалога двух стран.

Однако ошибочно было бы полагать, что изменения, происходящие в американо-кубинских отношениях, связаны лишь со сменой руководства в обеих странах. Особенности и тенденции развития Латиноамериканского региона выступают одним из важнейших факторов, который нельзя не учитывать при рассмотрении данной проблемы. Поэтому целью данной статьи является оценка перспектив дальнейшего развития американо-кубинских отношений в контексте современных тенденций, наблюдаемых в Латинской Америке.

В настоящее время одной из основных тенденций, охвативших регион, является коренной сдвиг в социально-политической жизни стран региона. Начиная с конца прошлого столетия, к власти конституционным путем приходят альтернативные силы и лидеры – в Венесуэле (1998), Аргентине (2002), Бразилии (2002 и 2006), Боливии и Уругвае (2005), Эквадоре и Никарагуа (2006). Диапазон этих сил весьма широк: от леворадикального варианта в Венесуэле до центристского и социально ориентированного в Чили. С приходом в Венесуэле к власти президента Уго Чавеса начался процесс масштабного «левого поворота», или «эффекта Чавеса». Такая пестрота режимов привела к появлению новых разделительных линий в регионе, существенно осложнив общую геополитическую картину. Это нашло выражение в кризисе существовавших интеграционных группировок латиноамериканских стран и в появлении новых.

Одним из таких проектов стала Боливарианская альтернатива для Америк (АЛБА), которая вывела отношения Венесуэлы и Кубы на совершенно иной уровень. 14 декабря 2004 года У. Чавес и Ф. Кастро подписали в Гаване Совместную декларацию, в которой был изложен комплекс концептуальных основ Боливарианской альтернативы. Среди главных принципов можно отметить такие, как латиноамериканское единство, взаимопомощь и социальная справедливость, борьба против бедности. Впоследствии к проекту присоединились Боливия, Эквадор, Никарагуа, Доминикана, Сент-Висент и Гренадина, Антигуа и Барбуда. Экономическим фундаментом новой группировки стали венесуэльские нефтедоллары. Режим У. Чавеса поставляет нефть своим союзникам по весьма льготным ценам и оказывает им иную финансовую помощь. Согласно данным каракасского Центра экономических исследований, опубликованным в марте 2009 г., на субсидии Кубе по нефтепоставкам, по подсчетам Центра, режим У. Чавеса затратил почти 25 млрд. долларов, ежедневные поставки Гаване составляют около 90 тыс . баррелей.

В отчете, опубликованном в мае 2004 г. Комиссией в поддержку свободной Кубы, которая была создана в 2003 году Администрацией Джорджа Буша-младшего, указывалось, что одним из поддерживающих существование режима Кастро факторов являются поставки дешевой нефти из Венесуэлы. В связи с чем Комиссией давались рекомендации относительно возможных действий США по перекрытию данного источника помощи с целью подрыва существующего режима и начала демократических реформ на Кубе. В условиях сближения Венесуэлы и Кубы в рамках АЛБА перспектива осуществления данного плана со стороны США становится маловероятной.

В апреле 2009 г. страны-участницы АЛБА в своей Декларации выразили несогласие с проектом итогового документа Пятого саммита глав стран Северной и Южной Америки, не затрагивающего вопроса отмены санкций в отношении Кубы, а также осудили сам факт неучастия Кубы в данном саммите.

В целом же, в последнее время наблюдается все большее давление со стороны большинства латиноамериканских стран на США в пользу отмены санкций в отношении Кубы. В частности, среди документов, одобренных XIX Ибероамериканским саммитом, проходившим в Португалии с 29 ноября по 1 декабря 2009 г. при участии лидеров Португалии, Испании, Андорры и 19 латиноамериканских государств, значится заявление, призывающее США положить конец экономическому, торговому и финансовому эмбарго в отношении Кубы. В заявлении Вашингтон осуждается за нарушение норм международной торговли, провозглашается принцип свободного и прозрачного торгового обмена.

3 июня 2009 года собранием Организации американских государств (ОАГ) была отменена резолюция от 1962 г., которая исключала Кубу из ОАГ, все 34 государства – члены Организации единогласно согласились с этим. Как следует из документа, отмена решения 1962 года не означает автоматического восстановления членства Кубы в ОАГ. Однако само решение носит историческое значение для Острова. Являясь основным механизмом межамериканского взаимодействия, организация вплоть до начала 1980-х годов в своей деятельности имела проамериканскую направленность. Ссылаясь на «доктрину несовместимости», означавшую несовместимость марксистской идеологии с принципами межамериканской системы, в 1962 г. на встрече Организации американских государств США выступили с предложением об исключении Кубы. Предложение поддержали 14 членов из 21, тем самым обеспечив необходимый минимум для принятия решения в две трети голосов. И хотя в 1990-е гг. в ОАГ был проведен ряд внутренних реформ, направленных на усиление влияния в ней латиноамериканских стран, вес как самой организации, так и роли в ней США уменьшается в связи с появлением новых интеграционных группировок стран региона без участия Вашингтона. Каждая из таких группировок все чаще выступает с осуждением политики санкций в отношении Кубы.

Еще одно событие, которое позволяет говорить об активном включении Кубы в политическую жизнь региона – это встреча Группы Рио (латиноамериканского политического форума, созданного в 1986 году и к 2008 году насчитывавшего 22 страны-участницы) в декабре 2008 г., в ходе которой единогласно членство в группе было предоставлено Кубе. Имея на сегодняшний день дипломатические отношения со всеми странами Латинской Америки, Куба перестает быть страной «изгоем» и активно участвует в политической жизни региона.

Кроме этого, государства региона отходят от прежних стандартов экономической политики. Проект АЛКА, (Всеамериканской зоны свободной торговли) на который США возлагали большие надежды, не нашел одобрения у латиноамериканских стран и его осуществление отложено на неопределенный срок. В то время как проект с участием всех южноамериканских стран во главе с Бразилией, который выдвигался ею в качества «балансира», а затем – альтернативы проекту АЛКА, в настоящее время формируется за счет подключения к Меркосур Чили и Боливии, а также государств Андского сообщества наций (Перу, Колумбия, Эквадор), Венесуэлы (членство в Меркосур с 2005 года).

Следует также отметить, что характерной тенденцией для многих латиноамериканских стран является стремление диверсифицировать свои внешние связи. При сохраняющемся здесь доминировании США усиливается присутствие других мировых держав. В связи с этим Китай, Индия, Япония активно наращивают свое присутствие в Латинской Америке. По данным на 2008 г., торговый оборот стран региона с Китаем увеличился на 40,3% и составил 140 млрд. долл., с Индией  на 45,5% по сравнению с 2007 г. и составил 16 млрд. Пока что торговля латиноамериканских стран с США имеет наибольшие показатели (по данным на 2008 г.  633,4 млрд.), однако тенденции стремительного увеличения присутствия других стран на латиноамериканском рынке очевидны. Это увеличивает разнообразие рынков и инвесторов для латиноамериканских экспортеров и, как следствие, приводит к меньшей зависимости от зарубежного финансирования (в особенности МВФ) и американских рынков, что не позволяет Вашингтону, используя экономические рычаги, оказывать политическое и дипломатическое давление на латиноамериканские страны в полной мере.

В контексте усиливающейся конкуренции на латиноамериканском рынке, в условиях мирового кризиса, по мнению некоторых специалистов, США будет использовать более прагматичный подход к отношениям с Кубой. В пользу отмены блокады говорит и перспектива разработки кубинских нефтяных месторождений: из-за эмбарго американские компании лишены возможности вести переговоры о нефтеразведке в кубинской зоне Мексиканского залива. Сегодня переговоры о возможности нефтеразведки в водах Мексиканского залива ведут представители российских, китайских и даже ангольских нефтяных компаний. Представитель Министерства базовой промышленности М.М. Фас отметил, что Гавана «открыта» к подобному сотрудничеству.

В пользу отмены эмбарго говорят и прогнозы экспертов, предполагающих взрывной рост американского туризма на остров в случае снятия ограничений. После отмены ожидается поток от 1 до 5 миллионов туристов в год. Снятие ограничений на туризм благоприятно скажется не только на кубинской туриндустрии. В выигрыше окажется и американская сторона: туроператоры из США получат качественно новый для себя рынок.

По мнению Дж. Петраса, со стороны США следует ожидать воплощения политики «двух путей» в случае Кубы и Венесуэлы: обещания диалога и соглашений в области дипломатии будут сочетаться с продолжением финансовой поддержки агентам дестабилизации.

В одной из своих предвыборных речей Б. Обама пообещал, что его администрация сделает все возможное для отмены эмбарго в отношении Кубы и нормализации отношений двух стран. Пока что из конкретных шагов американской администрации можно выделить снятие ограничений на поездки и перевод денег для американцев кубинского происхождения, а также начало процесса ликвидации лагеря для военнопленных на базе ВМС США в Гуантанамо (Куба). Улучшение отношений двух стран очевидно, однако условия для их полной нормализации обеими сторонами пока остаются в противоречии: США связывают отмену эмбарго с необходимостью провести перемены внутри Кубы, тогда как кубинская сторона основным условием выдвигает сохранение существующего режима.

Так или иначе, в случае дальнейших шагов по нормализации американо-кубинских отношений США вынуждены будут учитывать те процессы, которые происходят в Латинской Америке на современном этапе, и то место, которое занимает здесь Куба, постепенно укрепляя свои позиции как полноправного члена латиноамериканского сообщества, не являясь больше «одинокой звездой мировой политики».

Список литературы:

1.Бородаев В.А. Кубинская социальная модель и социализм XXI века //

2.Давыдов В.М. Ветер перемен в Латинской Америке //

3.Джеймс Петрас. США и Латинская Америка //

4.Канунников А.А. Латинская Америка: выбор модели развития (По материалам «круглого стола» «Латинская Америка: поиск социально-экономической модели развития» 2008 год) // http://

5.Сударев В.П. Левые политические режимы региона и новая администрация США //

6.EMBARGO FOR DELIVERY Renewing U.S. Leadership in the Americas Remarks of Senator Barack Obama // Cuban American National Foundation May 23, 2008 // https://

7.JOACHIM BAMRUD China-Latin America Trade: New Record //

8.Latin America: More Indian Business //

9.The Declaration of Cumaná April 23rd 2009, by ALBA Member Countries //

-Latin Trade: Another Record//

Е.Е. Веселова, БГПУ

ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ИСТОРИИ С ДРУГИМИ

ШКОЛЬНЫМИ КУРСАМИ

Проблема интеграции обучения и воспитания в школе принципиальна и современна как для теории, так и для практики. Ее актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена переменами в сфере науки и производства. Современные условия производства и повседневной жизни требуют от учащихся наличия базовых знаний и умений интегрированного характера, универсальных для разных видов деятельности, которые они должны уметь применять в различных условиях для решения жизненных задач.

Идея интеграции стала в последнее время предметом интенсивных теоретических и практических исследований и приобрела особую актуальность в силу серьезных причин.

Во-первых, интеграция дает возможность, с одной стороны, показать мир в целом, преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а с другой  позволяет высвобождаемое при этом учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.

Во-вторых, важно, опираясь на обновленное содержание исторических курсов, используя межпредметные связи, раскрывать многоплановость, многомерность исторического процесса, роль человеческого фактора в общественном развитии, показывать возможность исторических альтернатив.

В-третьих, опора на межпредметные связи в обучении истории позволит в ряде случаев освободиться от неоправданного дублирования материала с курсами обществознания, экономической и социальной географии, ненужных повторов.

В эпоху избытка информации проблема реализации межпредметных связей является одной из важнейших [1].

Еще швейцарский педагог-демократ Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) на большом дидактическом материале раскрыл обилие взаимосвязей учебных предметов. Он исходил из требования: «Приведи в своём сознании все по существу связанные меж собой предметы в ту конкретно связь, в которой они вправду находятся в природе». Песталоцци отмечал необыкновенную опасность отрыва одного предмета от другого.

Современные педагоги отмечают, что межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.

Принцип межпредметности обеспечивает системность в организации учебно-воспитательного процесса в предметной системе обучения, взаимодействие разных видов дидактических связей между учебными темами, курсами, предметами, их циклами.

При правильном действии межпредметные связи вызывают усиление познавательного интереса учащихся к обучению и вместе с тем приобщают к научным понятиям о законах природы, идеях и теориях. В результате знания становятся не только конкретными, но и обобщенными, что дает учащимся возможность переносить эти знания в новые ситуации и применять их на практике.

Принцип межпредметных связей способствует формированию диалектического мышления учащихся, координации в работе преподавателей различных предметов, их сотрудничеству, а также единой трактовке общенаучных понятий.

В межпредметной познавательной деятельности обобщение знаний и способов действий совершается на фоне роста активности интеллектуальных, эмоционально-волевых, сенсомоторных процессов. Все это при формировании познавательных интересов учащихся позволяет выполнять образовательные, воспитательные, развивающие и методологические функции.

Межпредметные связи призваны обеспечить единую методологическую основу предметной организации обучения в современной школе.

Именно поэтому в настоящее время проблема реализации межпредметных связей весьма актуальна. Однако для установления наиболее действенных связей между предметами и для получения оптимального результата учителям-предметникам необходимо согласовывать между собой изложение материала по тому или иному предмету [3, С.29].

Целью реализации межпредметных связей является выполнение следующих требований к процессу обучения: 1) исключение дублирования в процессе изучения материала учебных программ; 2) возможность согласования во времени изучения отдельных вопросов; 3) непротиворечивость и идентичность в определениях и характеристиках научных понятий; 4) объединение усилий учителей различных учебных предметов в формировании у учащихся научных представлений и понятий; 5) взаимное использование учителями научной, гуманитарной и технической информации; 6) решение других педагогических задач, обусловленных спецификой учебных предметов и особенностями связей между ними.

Проблема реализации межпредметных связей истории и других школьных предметов связана с тем, что знания и умения учащихся, получаемые на одном предмете, часто не используются, не получают развития на другом предмете. Иногда более сложные межпредметные понятия изучаются раньше элементарных. Есть разночтения в некоторых понятиях на различных предметах. Поэтому у школьников в большинстве случаев не складываются представления о надпредметном характере многих понятий и законов, т. е. не возникает идеи об использовании знаний, умений, навыков, полученных на одном предмете, при изучении других дисциплин, о комплексном использовании их для познания мира и общества, для решения жизненных вопросов.

Необходимость решения этой проблемы усиливается и тем, что в образовательных учреждениях имеется разный набор программ, поэтому важно определить систему формирования актуализации и развития межпредметных знаний и умений, избежать ненужного дублирования, разночтений и, самое главное, отсутствия системного усвоения их без ссылки на определенный предмет.

История рассматривает все стороны жизни человеческого общества на разных ступенях его развития. Поэтому в перечне предметов, с которыми можно установить межпредметные связи встречаются не только все гуманитарные дисциплины, но и естественно-математические предметы. Всё зависит от проблем и аспектов, которые рассматриваются в конкретном историческом периоде.

Чтобы обеспечить высокий уровень преподавания истории и обществоведческих дисциплин, необходимо активно опираться на знания из других курсов, например литературы. Не случайно в древнегреческой мифологии муза истории Клио и муза эпической поэзии Каллиопа  сестры, дочери богини памяти Мнемозины.

Внутрикурсовые и межпредметные связи могут возникать на разных этапах обучения. Их практическая значимость заключается в том, что они обеспечивают преемственность в обучении истории с 5 по 11 класс и помогают избежать дублирования знаний, делая процесс изучения истории более увлекательным.

Однако изучение истории в настоящее время идет асинхронно с некоторыми школьными предметами. Так, историю школьники начинают изучать раньше географии и поэтому не могут читать карту, знать ключевые географические понятия и определения. В то же время имеющийся сейчас опыт изучения основ обществознания с 5 класса показывает неэффективность преподавания этого курса из-за недоступности даже основных терминов для подавляющегося большинства учащихся этой возрастной группы. Абстрактные экономические, социологические, политологические понятия должны базироваться на конкретном историческом материале, поэтому обществознание целесообразно изучать во взаимосвязи с изучением истории [5, С.4].

Государственный стандарт общего среднего образования позволяет определить несколько линий, по которым можно установить межпредметные связи истории с другими школьными предметами. В частности, такие связи могут быть установлены по следующим линиям: отечественная история - русский язык; история - литература; история - география; история - обществознание; история - иностранные языки; история - точные науки (химия, физика, математика). Взаимосвязь указанных выше предметов с историей обеспечивается сосредоточением особого внимания на общих ключевых проблемах и темах.

Современные программы по истории ориентируют на установление межкурсовых и межпредметных связей на уровне фактов и понятий, мировоззренческих идей и принципов, законов развития общества. Эти связи объединяются в один вид - по составу научных знаний, и их практическая реализация происходит в органическом единстве, поскольку законы исторического развития основаны на обобщении фактов, а факты осмысливаются учениками с опорой на знание законов. Межкурсовые связи этих видов, являясь продолжением внутрикурсовых, участвуют в формировании исторических понятий.

Использование межпредметных и внутрикурсовых связей в обучении истории  это важнейший путь углубления знаний учащихся и развитие у них творческого отношения к познавательному процессу. Они учат устанавливать логические связи между элементами знаний, находить самостоятельное решение поставленного вопроса, доказывать правильность решения задачи с позиции разных наук.

Список литературы:

1.Гурьев А.И. Межпредметные связи - теория и практика //

2.Князев А.А. Еще раз о межпредметных связях // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009.  № 8. – С. 34-37

3.Максимова Б.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе: Учеб. пос. к спецкурсу.  Л.: ЛГПУ, 1979. – 79 с.

4.Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: Кн. для учителя.  М.: Просвещение, 1984.  143 с.

5.Пчела И.В. Межпредметные и внутрикурсовые связи в преподавании ис­тории. Проблемы межпредметной интеграции: Учебно-методическое пособие.  Уссурийск: Издательство УГПИ, 2004. – 60 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Чтения памяти профессора евгения петровича сычевского

    Доклад
    ЧТЕНИЯ ПАМЯТИ ПРОФЕССОРА ЕВГЕНИЯ ПЕТРО­ВИЧА СЫЧЕВСКОГО: Сборник докладов /Благовещенский государственный педагогический университет; Отв. ред. Н. А. Шахова.
  2. I. общая характеристика работы актуальность темы диссертационного исследования (2)

    Документ
    Актуальность темы диссертационного исследования История кооперации относится к числу самых актуальных проблем в историографии России. Причем, в последние годы ее научное значение стало быстро нарастать, во-первых, в связи с начавшимся
  3. Внешнеполитическая стратегия администрации б. Клинтона на ближнем востоке

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре новой и новейшей истории Запада и Востока исторического факультета Московского педагогического государственного университета
  4. Культурологическая концепция человека в теории социализации личности

    Автореферат
    Защита состоится «16» декабря 2010 года в часов на заседании диссертационного совета Д 212.302.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата культурологии при ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический
  5. Аннотированный указатель работ

    Библиографический указатель
    География Амурской области и Приамурья: Аннотированный указатель работ сотрудников кафедры географии БГПУ / сост.: А.В.Чуб, И. А. Алексеев. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2006.

Другие похожие документы..