Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Девочка ничего не ответила. Лиза, увидев грустные глаза Насти, пустила ее. Она накормила ее досыта, и Настя рассказала ей обо всем. Лиза согласилась ...полностью>>
'Руководство'
Актуальность темы исследования. В настоящее время в нашей стране, благодаря последовательно проводимому её руководством с начала 2 года политическому...полностью>>
'Курсовая'
Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под общ. Ред. А.В. Сидоровича.- М.: Дело и Сер...полностью>>
'Документ'
По итогам расширенного заседания Президиума Совета при Президенте РФ по развитию МСУ, состоявшегося в 2009 году, Председатель Правительства Владимир ...полностью>>

VI. методы общественной экспертизы содержание раздела

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

VI. МЕТОДЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Содержание раздела

6.1. Диалектический метод.

6.2. Общенаучные методы.

6.3. Социологические методы исследования.

6.4. Методы экономической экспертизы

6.5. Иные методы общественной экспертизы

(к разделу имеется презентация)

Методология общественной экспертизы представляет особый интерес. С одной стороны, общественная экспертиза включает в себя (и основывается) на всем достигнутой потенциале экспертной практики, с другой, она имеет ярко выраженные отличия от традиционной методологии экспертизы:

- во-первых, потребность в проведении общественной экспертизы определяется не столько юридической необходимостью, сколько общественной потребностью, то есть проблемой;

- во-вторых, заказчиком экспертизы часто являются не государственные органы и иные юридические лица, а общество в лице более или менее упорядоченных общественных формирований;

- в-третьих, методология общественной экспертизы постоянно расширяется за счет привнесения в нее иных методов из самых разных отраслей науки и практики.

Методы общественной экспертизы основываются на соответствующих научных методах, характере и свойствах объекта экспертизы, на опыте решения практических задач, в том числе на разработанных самим экспертом правилах и приемах изучения объектов экспертизы.

Принято различать методы исследования, применяемые в науке при разработке теоретических и экспериментальных проблем, и методы, применяемые в экспертной деятельности. Однако это деление весьма условно, так как используемые в экспертной практике методы также имеют научный характер, поскольку основываются на достижениях науки и техники. Научная обоснованность экспертного метода, т.е. его надежность с точки зрения получения достоверных результатов, имеет важное значение для его практического применения.

В структуре экспертного метода необходимы три элемента - обосновывающая, операционная и техническая части. Обосновывающая часть содержит изложение научной базы, на которой создан метод, и представление о результате его применения. В операционную часть входят действия, операции и приемы осуществления метода. Техническая часть включает различные материальные средства и приборы, которые позволят реализовать метод. В экспертной практике нередки случаи применения комплекса методов исследования.

Экспертные методы можно подразделить на несколько крупных подгрупп.

6.1. Диалектический метод.

Диалектический метод является базой для развития всей структуры методов экспертизы. Он включает в себя широко используемые в экспертной практике такие способы познания, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция, дедукция и др.

Вся совокупность методов экспертизы делится на индуктивные и дедуктивные, аналитические и синтетические.

Индукция и дедукция - это парные, взаимосвязанные способы познания, причем первое - это способ познания от частного к общему, второе - способ рассуждения, когда вывод строится от общего к частному. Непосредственной основой индуктивного умозаключения является повторяемость явлений действительности, их свойств и признаков. Обнаруживая сходные признаки у многих объектов, можно сделать вывод, что эти признаки присущи всем предметам определенного класса. Дедукция же часто используется для того, чтобы получить в явном виде ту информацию, которая не явно предполагается. Дедуктивный процесс начинается с общих положений и заканчивается применением общей истины к тому или другому частному случаю.

Метод анализа состоит в расчленении целого на части, системы на остальные ее элементы. Синтезирующее исследование состоит в интеграции отдельных элементов. Это метод систематизации, в результате применения которого получают новое знание. Эти два метода также взаимосвязаны. Синтез немыслим без анализа, т.е. без операции расчленения и выявления отдельных элементов целого, представляющего объект исследования.

6.2. Общенаучные методы.

Второй уровень методологии – это общенаучные методы, т.е. система определенных приемов, правил, рекомендаций по изучению конкретных объектов, явлений, предметов, фактов.

Общенаучные методы - это универсальные методы исследования, так как каждый из них может использоваться для решения большой группы вопросов. К ним относятся:

- наблюдение - непосредственное восприятие какого-либо объекта, явления, процесса, осуществляемое преднамеренно и целенаправленно с целью его изучения. Результаты научного наблюдения фиксируются по определенной системе, а информация, получаемая в результате наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость. Контроль может осуществляться путем либо повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования (например, эксперимента). Наблюдение может проводиться как в естественных для объекта изучения условиях, так и в лабораторных условиях;

- измерение - совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений в целях нахождения числового значения величины в принятых единицах измерения. При измерении путем сравнения исследуемой величины с однородной ей величиной (обычно принимаемой за единицу измерения и называемую “мерой”) устанавливают количественное соотношение известной и неизвестной величин. Объектами измерения являются различные характеристики предметов, явлений, процессов;

- описание - фиксирование обобщенных результатов наблюдения, измерения с помощью средств письменной речи, указание на признаки объекта. Такое описание всегда упорядоченное, поскольку используется принятая терминология обозначения результатов наблюдения или измерения объекта и система указания в описании признаков, свойств объекта;

- эксперимент - опытное действие, специально осуществляемое для искусственного неоднократного изменения условий наблюдения объекта или явления с целью выявления природы, сущности свойств, характеристик и других особенностей наблюдаемого объекта или явления. Он заключается в изучении интересующих эксперта процессов в условиях, максимально близких к условиям, имевшим место в момент происшедшего события, с учетом возможной вариационности. Наблюдаемым и эффективным эксперимент может быть при соблюдении единства трех моментов: технического и теоретического базиса, его подготовки и проведения; упорядоченности, систематизированности проводимых опытов; получения выводов, подтверждающих или опровергающих экспертную гипотезу, существовавшую до проведения эксперимента.

- моделирование - опосредованное исследование закономерностей изучаемого объекта в основном в тех случаях, когда он недоступен для непосредственного изучения. Моделью может быть любой образ какого-либо объекта, процесса или явления.

При проведении общественной экспертизы могут использоваться различные общенаучные, социологические и иные методы исследования, освоенные экспертами. В обязательном порядке должен проводиться анализ содержания исследуемого акта в контексте правового поля и достоверных статистических данных. При этом обоснование необходимости принятия данного акта и прогнозируемые результаты применения этого акта на практике сопоставляются с результатами социологических исследований, показывающих преимущественные настроения и реальную ситуацию в обществе.

6.3. Социологические методы исследования.

Социологические методы исследования и сбора информации наиболее часто применяются в практике экспертной оценки и позволяют получить достаточно достоверные сведения.

Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью - получить объективно-достоверные данные об изучаемом социальном процессе или явлении для их последующего использования в практике.

Конкретные социологические исследования позволяют:

- получить отражение реального состояния социальных явлений и процессов в обществе, снять «снимок состояния»;

- выявить имеющиеся противоречия и тенденции развития социальных отношений;

- дать прогноз социальных ситуаций;

- определить оптимальные пути воздействия на тенденции общественного развития и разрешения противоречий;

- осуществлять действенный контроль за состоянием дел в различных сферах общественной жизни и «обратную связь».

Проведение социологического исследования состоит из последовательных этапов:

- подготовка исследования, разработка программы;

- сбор первичной социологической информации;

- обработка материалов;

- анализ информации, подготовка отчета по итогам социологического исследования, выводы и рекомендации.

Программа исследования включает ряд элементов: определение проблемы исследования, формирование цели и задач исследования, разработка гипотезы, характеристику понятийных и эмпирических индикаторов, выявление объекта исследования, инструментарий.

Объект исследования составляет та или иная общность людей, отражающих какую-либо социальную проблему. Вся общность, на которую распространяются исследования, носит название генеральной совокупности.

Но поскольку абсолютное большинство исследований носит не сплошной характер, а выборочный, то очень важно грамотно, по определенным правилам отобрать необходимое количество людей для опроса, т. е. провести выборку. В этом случае микромоделью генеральной совокупности является выборочная совокупность, т. е. отобранное по строго заданному правилу определенное число элементов генеральной совокупности, подлежащее непосредственному исследованию.

Применяются следующие основные методы выборки:

- метод механической выборки - из генеральной совокупности через равные промежутки отбирается необходимое количество респондентов (например, каждый 10-й);

- метод серийной выборки - генеральная совокупность разбивается на однородные части и из каждой части пропорционально отбираются единицы для обследования (например по 20% респондентов из каждой части);

- метод гнездовой выборки - в качестве единиц отбора выступают не отдельные респонденты, а группы с последующим сплошным опросом этих групп;

- метод основного массива - опрашивается 60—70% генеральной совокупности;

- метод квотной выборки - наиболее сложный метод, применяемый при большой генеральной совокупности и требующий для отбора респондентов использования не менее 4-х признаков.

Репрезентативным считается такое исследование, при котором отклонение в выборочной совокупности по контрольным признакам не превышает 5%. Практика работы социологов позволяет с достаточной надежностью проводить репрезентативные опросы, руководствуясь элементарными правилами. При пилотажном опросе небольшой генеральной совокупности (например, в рамках группы студентов численностью до 100—250 чел.) репрезентативным будет сплошное анкетирование. В масштабах вуза достаточно будет опросить 25% от общего числа студентов.

Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является опрос. Существует несколько видов опроса, прежде всего анкетирование и интервьюирование.

Анкетирование. Предполагает самостоятельное заполнение анкеты респондентами. Возможно индивидуальное и групповое анкетирование, очное и заочное. Примером заочного анкетирования является почтовый опрос или опрос через газету.

Интервьюирование представляет собой личное общение социолога с респондентом, когда он задает вопросы и записывает ответы респондента.

Существует несколько разновидностей интервьюирования: прямое (когда социолог непосредственно беседует с респондентом); опосредованное (беседа по телефону); формализованное (заранее разрабатывается вопросник); фокусированное (в центр внимания ставится конкретное явление); свободное интервью (свободная беседа без заранее заданной темы).

Данный вид опроса требует определенной профессиональной подготовки. Используется, как правило, журналистами. Положительным моментом является живое общение. Но вместе с тем при этом утрачивается анонимность, характерная для анкетирования, что может привести к получению менее искренних ответов. В настоящее время широкое распространение получило телефонное интервью.

Важным видом сбора информации является социологическое наблюдение. Это целенаправленное, систематизированное восприятие какого-либо явления с последующей фиксацией результатов на бланке или в дневнике наблюдения с помощью кино-, фото- или радиомагнитофонной аппаратуры. Наблюдение позволяет получить «срез» знаний о наблюдаемом явлении или процессе в его динамике, позволяет как бы «схватить» живую жизнь. В результате получаются интересные материалы.

Эффективным методом сбора информации является анализ документов. Этот метод используется при исследовании прошлых явлений, помогает выявлению тенденций развития. Применяется в сочетании с другими методами, может носить контрольный характер. Источником анализа служат доклады, протоколы, решения, публикации, письма, записки, личные дела, отчеты, архивные материалы и пр.

Фокус-группа – беседа с заранее определенной группой респондентов с целью получения более глубокой и качественной информации. Как правило, метод фокус-группы используется в сочетании с другими способами сбора информации. Чаще всего применяется: когда необходимо получить "неидеологизированную" информацию, для пилотажной проверки ряда гипотез по ранее не известным для групп населения новым явлениям; когда необходимо сформулировать новые идеи или принять какие-либо решения по итогам обсуждения; когда необходимо добиться немедленной реакции респондентов на тот или иной вопрос.

Важным моментом подготовки исследования и сбора информации является разработка инструментария: анкет, бланков-интервью, учетных карточек, дневников наблюдений и т. д. Поскольку анкетирование является наиболее распространенным методом сбора социологической информации, остановимся на нем подробнее. Что представляет собой анкета и каковы требования к ней?

Социологическая анкета — это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта исследования. Составление анкеты — дело сложное, трудоемкое, требующее наличия определенных профессиональных навыков

Кроме названных элементов социологического инструментария, необходимы другие методические и вспомогательные материалы: инструкции анкетеру, рекомендации по обработке и выбраковке анкет, кодификаторы и т. д.

В социологическом исследовании используются понятия «индикатор» и «шкала измерения». Индикаторами называются все факты (показатели), которые используются для социологического измерения. Эти показатели могут быть объективными (например, уровень образования) и субъективными (степень удовлетворенности работой и т. д.) Последовательность расположения их образует шкалу измерения. Шкалы могут быть номинальные (в качестве показателей выступают объективные признаки и характеристики: пол, возраст, образование и т. д.) и ранговые, где показатели перечисляются в порядке значимости.

После завершения социологического опроса проводится прежде всего проверка анкет и бланков-интервью на точность и полноту заполнения. Если они заполнены неправильно или не заполнены на 30%, то такие анкеты (бланки) выбраковываются и не подлежат обработке.

Небольшое количество анкет (до 300 экземпляров) можно обрабатывать вручную, большое — на персональных компьютерах и ЭВМ.

После получения результатов математического обсчета исследователь может приступить к анализу социологических данных и их интерпретации. Глубина анализа, научность, объективность и полнота интерпретации зависят от компетентности исследователя, уровня его подготовки, умения применять знания к анализу социальной реальности.

На заключительном этапе исследования его результаты оформляются документально: в виде отчета, приложения к нему и аналитической справки.

Отчет должен включать обоснование актуальности исследования и его характеристику (цели, задачи, выборочную совокупность и т. д.); анализ эмпирического материала; теоретические выводы и практические рекомендации.

Для разработки плана исследования необходимо точно знать преимущества и недостатки одного или другого метода сбора информации, область его применения. Ниже представлен сравнительный анализ видов интервью как одного из важных методов сбора информации.

Таблица 1.Сравнительный анализ метода интервью

Название метода

Суть метода

Область применения

Примечание

Неформальное интервью

В неформальном интервью отсутствует структура. Исследователь просто пытается запомнить разговор с опрашиваемым и основные вопросы, затронутые во время беседы

Начальная стадия проведения исследования. Небольшое количество респондентов (6-12). Необходимы подготовленные интервьюеры

Должен быть готов список тем, которые планируется затронуть в ходе беседы. Необходимо вести запись интервью. Возможно обнаружить неожиданные аспекты обсуждаемого вопроса

Неструктурированное интервью

Интервью базируется на примерном плане, в соответствии с которым опрашивающий ведёт беседу

Используется в ситуациях, когда нет жёстких временных ограничений

Интервью предполагает минимальный контроль над ответами опрашиваемого. Применяемая модель обследования позволяет интервьюируемому чувствовать себя более свободно и чётко высказывать свои взгляды

Полуструктурированное интервью

Интервью основано на разработанном наборе вопросов и тем, которые должны быть затронуты в ходе беседы в определённом порядке

Рекомендуется при проведении опросов административного персонала

Схема интервью нужна для получения достоверных и сопоставимых между собой данных

Структурированное интервью

Задаётся определённый набор вопросов, часто предполагающих два или несколько вариантов ответа

Рекомендуется при проведении опросов большого количества респондентов на основе разработанной стандартной анкеты

Такой тип интервью предполагает наличие чётких инструкций для интервьюеров

Фокус-группы

Групповое полуструктурированное интервью проводится в форме групповой дискуссии по заранее разработанному сценарию

Изучение мнения респондентов, обладающих общими характеристиками (врачи определённой специальности, пациенты некоторого медицинского учреждения, люди, имеющие какое-либо общее заболевание, лица определённого возраста и т.п.) по поводу определённой проблемы. Необходим квалифицированный ведущий ― модератор группы

Используются на объяснительной стадии исследования. Не всегда гарантирован глубокий уровень получаемой информации, поскольку всем участникам необходимо предоставлять равные шансы высказать своё мнение. Необходимо вести запись обсуждения в группе

Прямое наблюдение

Прямое наблюдение проводится подготовленным наблюдателем для получения информации об определенных характеристиках учреждения, процесса и др.

Рекомендуется для получения дополнительной информации о явлениях и процессах и составления собственного представления о происходящем.

Данный инструмент обследования требует больших временных и финансовых затрат.

Требуется наличие квалифицированных наблюдателей.

Прямое наблюдение сложно провести, поскольку это может вызвать подозрительное отношение к проверяющему.

Присутствие наблюдателя может изменить обычное поведение тех лиц, за деятельностью которых ведется наблюдение.

Стандартные анкеты используются при проведении опросов для того, чтобы всем респондентам задавались одинаковые вопросы в одинаковой последовательности. Точные формулировки вопросов должны быть определены заранее, и интервьюер просто зачитывает их опрашиваемому. Анкеты для таких интервью должны быть очень тщательно проработаны, также как и схема администрирования собираемой информации. Анкеты должны разрабатываться с учётом интересов и требований, предъявляемых четырьмя категориями участников: аналитиков, интервьюеров, респондентов и разработчиков программы сбора данных. Принципы составления стандартных анкет для структурированного интервью таковы:

1. Используйте простой язык, понятный всем респондентам.

2. Заранее присваивайте респондентам коды для удобства обработки данных и занесения результатов в компьютерную базу данных. При разработке интервью это требует дополнительной работы, но позволяет сэкономить время и трудозатраты при обработке и анализе полученной информации.

3. Избегайте вопросов, которые могут доставить опрашиваемому дискомфорт. Старайтесь не запрашивать более одной информационной единицы в рамках одного вопроса.

4. Избегайте двусмысленных слов и вопросов.

5. Используйте все необходимые вопросы, чтобы получить нужную информацию.

6. Не перегружайте план интервью предметами, не относящимися к теме исследования.

7. Начинайте интервью с простых вопросов.

8. Задавайте вопросы в том порядке, в каком они записаны в анкете.

9. Проведите предварительную пилотную проверку анкет (например, путём опроса небольшого числа респондентов). Цель предварительной проверки состоит в том, чтобы респонденты понимали вопросы и могли дать на них внятные ответы. Кроме того, предварительная пилотная проверка помогает интервьюерам лучше понять цели исследования.

10. Тщательно разработайте инструкции для интервьюеров.

11. Заранее дайте инструкции интервьюерам, как найти дополнительную информацию в том случае, если ответы на отдельные вопросы не удаётся получить.

12. Обеспечьте конфиденциальность информации.

При социологических измерениях особенно важным является формирование эмпирических индикаторов (показателей), которые будут объективизировать и подтвеждать выводы общественной экспертизы.

Индикатор (показатель) – это доступная непосредственному измерению характеристика изучаемого объекта, который обнаруживает (представляет) те характеристики объекта, которые недоступны непосредственному измерению (например, степень удовлетворенности клиента услугой может быть высокая, среняя, низкая, и вот эта оценка является индикатором).

Между индикатором и свойством, которое этот индикатор характеризует, должна существовать связь, индикаторы должны быть чувствительны к изменению свойств исследуемого объекта. Необходимым условием формирования и использования индикатора является его переход в переменные (величины, которые могут принимать множество значений). Перевод индикаторов в переменные предполагает четкую формулировку имени переменной, а также указание тех значений, которые эта переменныя может принимать. Это предполагает, что социолог, формулируя название переменной, имеет информацию о типе шкалы, которым эта переменная замеряется.

Индикаторы должны удовлетворять следующим условиям:

- индикатор должен служить для измерения именно того явления или показателя, которое он отражает по своему определению;

- индикатор должен прямо и точно отражать происходящие изменения;

- уменьшение или увеличение индикатора однозначно должно свидетельствовать об улучшении или ухудшении исследуемого показателя;

- индикатор должен измерять факторы, отражающие поставленные цели (релевантность);

- индикатор изменяется в зависимости от территории, группы, а также во времени;

- индикатор должен быть чувствительным к изменениям в политике, программах и организациях;

- значение индикатора не подвержено изменениям посторонними факторами;

- индикатором нельзя манипулировать для отражения несуществующих достижений;

- индикатор должен быть доступным для отслеживания с течением времени;

- для отслеживания индикатора не требуется существенных затрат.

При разработке системы мониторинга необходимо выбрать индикаторы, удовлетворяющие указанным выше свойствам. Не должны выбираться такие индикаторы, которые необоснованно сложно измерить, которые не связаны с исследуемыми в рамках экспертной оценки проблемами.

Определение индикаторов можно осуществлять в следующей последовательности:

1) выбрать ограниченный набор индикаторов;

2) для каждого из индикаторов определить способы сбора соответствующих данных;

3) для всех индикаторов создать и заполнить таблицу, в которой должны быть определены сами индикаторы, их значимость (насколько индикаторы важны в соответствии с теми показателями, которые они отражают) и простота сбора данных (насколько легко необходимая информация может быть получена);

4) расставить приоритеты в соответствии со значимостью индикаторов и простотой сбора данных;

5) сгруппировать выбранные индикаторы по источнику данных для облегчения последующего сбора информации;

6) определить, какие способы сбора информации будут применяться и какие для этого потребуются ресурсы.

Надежность социологической информации - это характеристика, которая свидетельствует о том, что этой информации можно доверять. Надежность измерения и надежность отбора - два аспекта надежности социологической информации.

Надежность измерения имеет три аспекта:

- правильность измерения, соответствие результата измерения какой-либо величины ее истинному значению;

- степень сходства результатов при повторных измерениях. Апробируется какая-либо шкала на определенной группе респондентов, а через 2-3 недели та же группа респондентов оценивается по той же анкете. После проведения повторного опроса по каждому респонденту проводится сравнение результатов. Анонимность в анкетах отсутствует, но респонденты не беспокоятся об этом. Повторяемость результатов показывает устойчивость;

- степень соответствия между тем, что измерили и тем, что хотят измерить. Эта проблема имеет и методический, и теоретический аспект. Она связана с правильностью переведения теоретических понятий в операциональные, а затем в эмпирические индикаторы.

Предполагается, что если исследователь убедился во всех трех аспектах, то он может говорить о том, что измерение является надежным.

Недостаточная правильность измерения может проявляться в отсутствии разброса в значениях (т.е. все респонденты отметили один вариант ответа), или в том, что респондентами используется лишь часть возможных ответов, например, избегаются отрицательные значения ответов.

Типы вопросов.

В зависимости от ситуации, можно использовать разные типы вопросов, и все они помогают достичь разного результата:

- закрытые вопросы;

- открытые вопросы;

- зондирующие вопросы;

- альтернативные вопросы, «хвостатые» вопросы, вопросы «выбор без выбора»;

- уточняющие вопросы;

- проверочные вопросы;

- резюмирующие вопросы.

Все вопросы можно разделить на две категории: закрытые и открытые. Закрытые вопросы построены так, что ответ предполагает однозначный выбор между словами "да" и "нет". Закрытые вопросы ограничивают поле возможных ответов. Пример: "Вы участвовали в конкурсе проектов?" Закрытые вопросы - это частично косвенная проверка наших гипотез относительно результатов проекта или организации-автора проекта. Когда Вы задаете закрытые вопросы, Вы контролируете ситуацию. Он позволяют быстро получить необходимую информацию. Но это вопросы повышенного риска. Можно получить однозначный негативный ответ и разорвать ситуацию психологического контакта.

Открытые вопросы - это те, на которые нельзя ограничиться односложным ответом "да" или "нет". Они, как правило, начинаются со слов: "Кто", "Что", "Как", "Где", "Сколько". Пример: "Кто подсказал Вам идею выбрать для проектирования именно тему детского сиротства?", "Как Ваши коллеги отнеслись к выигрышу на конкурсе грантов?", "Сколько времени Вы затратил на подготовку этой презентации?"

Существует еще одна разновидность вопросов - полуоткрытые. Они предполагают лаконичные, короткие ответы. Такие вопросы важны, чтобы получить конкретную информацию. Пример: "Сколько раз в неделю проходят консультации?"

Альтернативные вопросы предполагают два возможных ответа, каждый из которых устраивает эксперта по оценке. Для таких вопросов характерен союз "или". Пример: "Вам удобнее переслать отчет по обычной почте или по электронной?"

Уточняющие вопросы: "За какое время это было сделано?", "А с кем именно Вы обсуждали идею проекта?"

Резюмирующие вопросы: "Я правильно поняла, что…", Таким образом, мы установили следующие сроки…Так?"

В процессе интервью необходимо задавать как открытые, так и закрытые типы вопросов. Искусство заключается в том, чтобы задавать их в нужный момент и в нужном месте.

6.4. Методы экономической экспертизы

Экономическая экспертиза объединяет в себе достаточно много более мелких специализированных методов, среди которых:

- бухгалтерская экспертиза, предмет которой - хозяйственные операции, отраженные в первичных документах и учетных регистрах, относительно которых эксперт-бухгалтер дает заключение;

- финансово-экономическая экспертиза, предметом которой является комплекс обстоятельств, установленных в отношении конкретной финансовой операции и финансовых показателей, а также фактические данные, характеризующие образование, распределение и использование доходов, денежных фондов; наличие негативных отклонений в этих процессах, повлиявших на показатели хозяйственной деятельности или способствовавшие совершению преступлений, связанных с несоблюдением финансовой дисциплины. Объектами исследования по данному виду экспертизы являются система документации, содержащая финансово-экономические показатели и их взаимосвязь;

- финансово-кредитная экспертиза, целью которой является экспертное исследование способов получения кредитов, их материального и правового обеспечения, анализ возврата кредита, исследование документального оформления наличных и безналичных расчетов;

- экспертиза экономической обоснованности, целью которой является установление правильности формирования цен, тарифов, доходов и расходов организации, завышенности или, наоборот, заниженности нормы прибыли и др.

С помощью бухгалтерской, финансово-экономической и финансово-кредитной экспертиз могут быть разрешены следующие вопросы:

- соответствуют ли данные учета и отчетности организации за определенный период времени первичным документам по оприходованию денежных средств; если нет, то на какую сумму допущено искажение показателей отчетности об объемах привлеченных денежных средств;

- соответствуют ли записи на счетах бухгалтерского учета организации об оприходовании денежных средств данным, указанным в первичной документации; если нет, привели ли указанные отклонения к завышению или занижению суммы оприходованных денежных средств;

- соответствуют ли данные бухгалтерского учета о списании денежных средств с расчетного счета организации по чекам данным, отраженным в кассовых документах (кассовая книга, приходный (расходный) кассовый ордер) за соответствующий период;

- соответствует ли Правилам ведения бухгалтерского учета оформление операций по расходованию денежных средств со счетов организации, произведенное по платежным поручениям;

- какие требования Правил ведения бухгалтерского учета не были выполнены организацией при оприходовании и выплате денежных средств по определенным документам;

- в соответствии ли с Правилами отражено в бухгалтерском учете формирование уставного капитала;

- отражены ли в регистрах бухгалтерского учета и отчетности хозяйственные операции с предприятиями за определенный период времени;

- поступали ли кредиты в определенный период времени на расчетные счета предприятия;

- соответствует ли требованиям Правил ведения бухгалтерского учета отражение в учете и отчетности предприятия (наименование предприятия) операций с ценными бумагами за определенный период времени;

- соответствует ли направление расходования заемных денежных средств, их целевому назначению, предусмотренному кредитным договором;

- соответствуют ли данные складского учета организации данным инвентаризационной описи на установленную дату; если нет, то вызваны ли расхождения в стоимости, количестве и ассортименте товара неотражением в учете сведений об отгрузке товара контрагентом (название фирмы) по представленным накладным;

- соответствуют ли данные складского учета данным бухгалтерского учета за определенный период времени;

какова величина чистых активов по данным бухгалтерской отчетности;

- имеется ли дебиторская (кредиторская) задолженность предприятия и как она отражалась и (или) должна была отражаться в отчетности;

- отражена ли определенная финансово-хозяйственная операция в учете организации; если нет, то как это повлияло на формирование налогооблагаемой базы по конкретному виду налога за последующий период времени;

- какова сумма дохода (прибыль) в результате размещения им денежных средств на депозитных счетах банков за определенный период времени;

- и другие.

6.5. Иные методы общественной экспертизы

Кроме обычных социологических и общенаучных методов, применяются такие методы, как:

- структурный анализ: выявление логических ошибок и несоответствий в тексте документа;

- мотивационный анализ: анализ мотивов, которые подвигли авторов на разработку проекта, сопоставление содержания документа и его реальных (не декларируемых) результатов;

- анализ обоснований: сопоставление обоснования документа с независимыми статистическими данными, выявление уровня компетентности исполнителей документа и охвата обосновывающей информации;

- анализ на инновационность: сравнение предложенных в документе идей и методов с применяемыми в современной практике;

- технологический анализ - сравнение применяемых технологий со всем набором современных технологий, потенциально доступных для объекта экспертной оценки;

- деловая игра по практике применения данного нормативного правового акта для исследования процедуры выполнения, указанной в акте;

- иные методы, применяемые в практике оценки (evaluation).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Содержание раздел Вопросы публичного права Абакумова М. Г

    Документ
    Алчина С.А. Эффективность использования «телефона доверия» в общественной приемной, созданной на базе ФБУ МРУИИ № 1 УФСИН России по Тверской области 62
  2. Содержание разделов Программы Стр. Вступление 1 Основные итоги экономического и социального развития г. Севастополя за 2009 год 2

    Документ
    Программа экономического и социального развития города Севастополя на 2010 год (далее – Программа) разработана в соответствии с Законом Украины "О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального
  3. Одобрен Советом Республики 20 декабря 2006 года Содержание раздел I. Общие положения глава основные положения статья

    Статья
    Статья 37. Последствия подачи жалобы на решение таможенного органа, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в таможенный орган
  4. Альманах Центра общественных экспертиз Выпуск Декабрь 2008 г. Альманах Центра общественных экспертиз: Научное издание. № История. Политология. Философия. Экономика. Юриспруденция. Москва: нп «Центр общественных экспертиз», 2008. – 224 с

    Документ
    Альманах Центра общественных экспертиз: Научное издание. № 2. История. Политология. Философия. Экономика. Юриспруденция. Москва: НП «Центр общественных экспертиз», 2008.
  5. Общественная организация учителей географии Географическое образование XXI века Материалы семинаров и конференций 1996 2002 Москва 2002

    Семинар
    Интеграция географии, экологии и профориентации является перспективным направлением развития школьной географической науки и имеет большое не только теоретическое, но и практическое значение.

Другие похожие документы..