Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лабораторная работа'
Разработать программу, демонстрирующую выполнение указанных функций, обеспечить ввод пользователем параметров фигур (координат и др.), параметров рис...полностью>>
'Программа'
Открытие конференции состоится 27 октября 2011 г. в 10-00 в помещении отеля «Онегин» (большой зал) по адресу: г. Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, д....полностью>>
'Конкурс'
21.02.2011 информационные технологии Издательство «Образование и Информатика» Всероссийское научно-методическое общество педагогов объявляет о провед...полностью>>
'Документ'
Для целей налогового учета амортизация начисляется не ежемесяч­но, а ежеквартально, начиная с квартала следующего за кварталом ввода в эксплуатацию о...полностью>>

Гуманистический подход в физическом воспитании студентов с учетом их гендерных особенностей 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (2)

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

УДК 378:796.07:992.4-057.875 На правах рукописи

САХАЕВ БАКЫТЖАН ТОЛЕУОВИЧ

Гуманистический подход в физическом воспитании студентов с учетом их гендерных особенностей

13.00.04 – Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Автореферат


диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук

Республика Казахстан

Алматы, 2010

Работа выполнена в Казахской академии спорта и туризма

Научный руководитель доктор педагогических наук

Бектурганов О.Е.

Официальные оппоненты доктор педагогических наук
Анаркулов Х.Ф.


кандидат педагогических наук
Михайлова С.Н.

Ведущая организация Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова

Защита состоится «29» марта 2010 г. в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 14.41.03 при Казахской академии спорта и туризма по адресу: 050022, г. Алматы, пр. Абая, 83/85, факс: 8-727-292-68-05

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казахской академии спорта и туризма

Автореферат разослан «____» февраля 2010 г.

Ученый секретарь
диссертационного совета,
доктор педагогических наук Бектурганов О.Е.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Современный период развития Республики Казахстан характеризуется значительными изменениями в различных сферах экономики, культуры, науки и образования. Особенно существенные преобразования наблюдаются в системе высшего образования, включая совершенствование физического воспитания, в котором всё более настойчиво заменяется директивный подход идеями гуманизации образования [Е.Л. Караваева, 2006 и др.].

Гуманизм в философии, литературе, психологии и педагогике исторически связан с достоинством человека, с гуманным отношением к его индивидуальности и праву на жизненное самоопределение (в увлечениях, деятельности и профессии). Наряду с этим, в казахстанском обществе в настоящее время остро обсуждаются проблемы соответствия функциональных ролей, которые берут на себя мужчины и женщины в семьях и некоторых сферах деятельности. Уже никого не удивляют факты занятий женщин «мужскими» видами спорта – борьбой, тяжёлой атлетикой, боксом. Возникает масса вопросов: как следует относиться к таким фактам? Какое поведение студентки или студента следует рассматривать как отклонение от общепринятых норм? Какие виды спорта и физические нагрузки приемлемы для женщин, а какие – для мужчин?

Следует отметить, что необходимость обоснования гуманистического подхода в физическом воспитании студентов с учётом их гендерных особенностей обусловлена прогрессивными тенденциями в вузовском образовании. Вузовское образование по укоренившейся системе воспитания продолжает формировать в сознании студентов традиционные стандарты женственности и мужественности, которые не соответствует современным критериям гендерной культуры. В студенческой среде и среди преподавателей наблюдаются существенные различия мнений о роли женщины и мужчины в различных сферах социальной жизни, включая физическое воспитание и спорт. Эти различия проявляются и в воспитании детей, что происходит, в основном, в результате различного понимания гендерных ролей и гендерных норм.

В казахстанском обществе преобладают традиционные представления о нормах и правилах поведения женщины и мужчины в семье, на производстве и в учебных заведениях. Эти правила прививаются уже с детского возраста, так, например, даже вопреки нередко возникающим протестам детям зачастую предоставляют или отводят для работ и игр только то, что, по мнению взрослых, должно быть присуще их полу. Подросткам мужского пола внушают, что он – будущий мужчина и должен обладать маскулинными (мужскими) качествами и способностями, а девочке пытаются внушить, что ей следует развивать свою женственность и покорность. Отступление от этих норм осуждается по сложившимся стереотипам общественного мнения большинством окружающих людей (родители, сверстники, педагоги, воспитатели и др.). Такие правила и нормы поведения преобладают в обществе и на последующих этапах возрастного развития.

Изучение проблемы совершенствования физического воспитания с позиций гуманизма и конструктивизма в контексте воспитания гендерной культуры позволило определить необходимость решения важной задачи – обосновать возможности применения гуманистического подхода в физическом воспитании студентов с учётом их гендерных особенностей.

В области теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки личность практически не анализируют с гендерных позиций. Актуальной данная проблематика становится в связи с новыми социально-экономическими условиями жизни в стране, а в образовании – в связи с вхождением Казахстана в Болонский процесс, с принятием Стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы (от 29.11.2005 г., №1677) и Закона РК «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» (от 8 декабря 2009 г., № 223-IV ЗКР).

Анализ диссертационных работ и накопленный теоретико-методологический материал по проблеме управления образовательным процессом в контексте гендерной культуры указывают на отсутствие единой и целостной концепции, раскрывающей вопросы поиска оптимальных педагогических условий развития личности обучающихся с учетом их гендерных характеристик в процессе физического воспитания, отсутствие технологии организации физического воспитания на основе гуманизации образования.

В ходе исследования состояния проблемы были выявлены следующие противоречия:

  • отсутствие системного и комплексного рассмотрения проблем теории физической культуры в гендерном аспекте;

  • проблема некомпетентности педагогов высшей школы в области гендерных исследований в целом и необходимостью формирования и развития гендерной культуры субъектов в процессе физического воспитания;

  • традиционная деятельность педагога как субъекта внутривузовского управления на технологической основе и отсутствие разработанной технологии организации процесса физического воспитания на основе гуманистического подхода и воспитания гендерной культуры.

Выделенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая определяется необходимостью гуманизации физического воспитания студентов на основе их гендерных особенностей. Указанные противоречия и актуальность проблемы разработки мероприятий по гуманистическому подходу в физическом воспитании студентов на основе их гендерных особенностей определили выбор темы исследования.

Объект исследования: процесс физического воспитания студентов высших учебных заведений.

Предмет исследования: гуманистический подход в физическом воспитании студентов на основе учета их гендерных различий и воспитания гендерной культуры.

Цель исследования разработка технологии организации физического воспитания студентов на основе гуманистического подхода с учетом гендерных различий занимающихся.

Гипотеза основана на предположении о том, что если организация физического воспитания в вузе будет представлена системой создания таких педагогических условий как гуманизация процесса физического воспитания и развитие гендерной культуры студентов, использование интегративного стиля педагогической деятельности, моделирование ситуаций достижения успеха, применение современных педагогических технологий, то педагог будет более успешно осуществлять систему управленческих функций в ориентационном, реабилитационном, коррекционном и стимулирующем воздействии, сохранении и укреплении здоровья студентов, что найдет позитивное отражение в повышении потребности к усвоению ценностей физической культуры и уровня физической подготовленности, в воспитании их гендерной культуры, свободном волеизъявлении при выборе видов спорта и упражнений для занятий.

Задачи исследования:

  1. определить социально-педагогические проблемы гуманизации гендерных отношений в сфере образования, физического воспитания и спорта;

  2. выявить возрастно-половые закономерности изменения показателей физического развития и физической подготовленности студентов;

  3. раскрыть сущность и содержание организации процесса физического воспитания на основе гендерного подхода;

  4. разработать технологию организации процесса физического воспитания студентов с учетом гуманистического подхода на основе их гендерных особенностей и проверить ее результативность опытно-экспериментальным путем.

Основу методологии исследования составили:

  • гуманистический подход, который предполагает ориентацию на формирование политики равных, не зависящих от пола возможностей самореализации личности в различных сферах социальной жизни –
    Д. Зиммерманн, К. Уэст [1997];

  • концепции андрогинии – С. Бем [1999], З. Фрейд [1993], К. Юнг [1993], K. Хорни [1993]; теории гендерной социализации личности – Л.В. Попова [1996], Н.В. Ходырева [1998], К. Эрхард [2003] и др.;

  • идеи теории социальной адаптированности личности – А. Маслоу [1999];

  • идеи рефлексивного и синергетического подходов к управлению педагогическими системами – Т.И. Шамова [2001];

  • концептуальные идеи о структуре и содержании интегративного стиля педагогической деятельности – Г.М. Андреева [1997], Р. Бернс [1986],
    Р.Х. Шакуров [1990];

  • концептуальные идеи о структуре и содержании ролевой компетентности личности – П.П. Горностай [2004];

  • психологические аспекты возрастного развития личности – Э. Эриксон [1996] и др.;

  • индивидуализация физического воспитания – Л.И. Орехов [2000-2003], Е.Л. Караваева [2006-2008].

Теоретическими основами исследования являются:

  • философские и социокультурные концепции теории физической культуры – В.К. Бальсевич [1995], В.А. Пономарчук [1994], Л.И. Лубышева [1987] и др.;

  • концепции полового диморфизма в области физической культуры и спорта – Т.А. Репина [2002], С. Соха, Т. Соха [2001], Л.И. Лубышева [1999] и др.;

  • психологические теории сознания и деятельности – Л.С. Выготский [1983], С.Л. Рубинштейн [1973] и др.;

  • педагогические теории в области профессионального образования –
    Ю.К. Бабанский [1982], В.П. Беспалько [1971], В.И. Загвязинский [1993] и др.;

  • теория автономности – Э. Дойч [1993], междисциплинарные исследования по гендерной проблематике – О.В. Воронина [1997], Е.А. Здравосмыслова, А.А. Темкина [1997], И.С. Клецина [2003], С. Ушакин [2001], а так же специализированные труды по гендерной проблематике в области спорта – М. Messner [1995] и др.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников, анкетирование, педагогические наблюдения, антропометрические измерения, педагогические контрольные испытания, медико-биологические методы, педагогический эксперимент, методы математической статистики, психолого-педагогическая диагностика.

Научная новизна состоит в том, что на материале конкретно-социологических исследований в Казахстане рассматриваются вопросы гендерных отношений в физическом воспитании как составляющей части социализации личности.

Выявлены и проанализированы теоретико-методологические основания конструирования гендерных ролей, стереотипов и групп. Определены особенности развития двигательных качеств с учетом комплексного изучения показателей, характеризующих психологическую и двигательную сферу личности – юношей и девушек студенческого возраста. Обоснована технология организации процесса физического воспитания студентов на основе гуманистического подхода с учетом их гендерных особенностей с позиции целостности человека и разработан алгоритм определения видов двигательной активности для занятий с учетом половых различий.

Теоретическая значимость работы состоит в изучении гендерных отношений как части социализации личности, разработке концепции о необходимости учета в выборе видов двигательной активности для занятий физической культурой и спортом не только половых различий, но и гендерных особенностей в психофизическом развитии студентов. Обоснована необходимость в теории физической культуры и спорта дополнительных областей знаний по воспитанию гендерной культуры отдельного человека и общества в целом, о гендерных различиях и андрогении личности в мотивационной, когнитивной, эмоциональной и двигательной сферах.

Практическая значимость заключается в разработке технологии организации физического воспитания студентов на основе гуманистического подхода с учетом их гендерных особенностей, которая включает приоритетные задачи, оптимальные методы, целесообразные средства и организационно-педагогические условия их использования в учебном процессе физического воспитания. Определены возможности учета психофизических половых и гендерных различий юношей и девушек в выборе видов двигательной активности. Результаты исследования внедрены в практику физического воспитания молодежи и могут быть использованы для дальнейших научных разработок в области социальных проблем физической культуры и спорта.

Достоверность и обоснованность полученных данных обеспечивалась репрезентативностью выборок, использованием методов анализа, адекватных задачам и гипотезе исследования, методов математической статистики, интерпретацией полученных данных, содержательной состоятельностью разработанных анкет и тестов. Надежность исследования подтверждена многократной апробацией избранных методик на разных курсах Семипалатинского государственного университета.

Основные положения, выносимые на защиту.

  1. Психолого-педагогические основы гуманизации образования и воспитания гендерной культуры обучающихся, посредством использования ценностей физической культуры.

  2. Возрастно-половые закономерности изменения показателей физического развития и физической подготовленности студентов – как критерий эффективности развития андрогинии личности.

  3. Сущность и содержание организации процесса физического воспитания студентов с учетом гендерного подхода, включающего концептуальную модель учебного процесса в виде управленческой деятельности преподавателя.

  4. Технология организации гуманизации физического воспитания студентов на основе учета их гендерных особенностей.

Технология включает содержание и процесс.

Содержание как деятельность педагога по развитию гендерной культуры, использованию интегративного стиля педагогической деятельности и применение современных образовательных технологий, реализуемых в системе управленческих функций, включая сохранение и укрепление здоровья, реабилитационную, ориентационную, коррекционную, стимулирующую функцию.

Процесс как технологию управленческой деятельности педагога, осуществляемой в совокупности последовательных этапов: мотивационно-целевого, организационного, контрольно-регулировочного, рефлексивного, на каждом из которых происходит совершенствование процесса индивидуализации и гуманизации физического воспитания, развитие гендерной культуры и андрогинии личности средствами физической культуры и спорта.

Критерий результативности организации физического воспитания студентов с учетом гуманистического подхода на основе их гендерных особенностей в вузе является интегративным, представленным критерием эффективности, который включает наличие и реализацию системы педагогических условий для развития гендерной культуры и андрогинии личности обучающихся в выборе физических упражнений и видов деятельности. Критерием действенности является улучшение мотивации к занятиям, показателей физической подготовленности и здоровья, становление гендерной культуры и андрогинии личности студентов, обучающихся в вузе.

Личный вклад соискателя определяется тем, что разработана технология организации физического воспитания студентов на основе гуманистического подхода с учетом их гендерных особенностей, которая включает приоритетные задачи, оптимальные методы, целесообразные средства и организационно-педагогические условия их использования в учебном процессе физического воспитания. Определены возможности учета половых различий юношей и девушек в выборе двигательной активности. Проведена экспериментальная апробация технологии организации физического воспитания студентов на основе гуманистического подхода с учетом их гендерных особенностей.

База исследования. Исследование проводили преимущественно на базе Семипалатинского государственного университета им. Шакарима, на отдельных этапах – в других вузах.

Апробация работы. Основные положения и результаты работы были доложены и обсуждены на международных конференциях и конгрессах: научная конференция «Образование в сфере физической культуры и спорта» (Челябинск, 23.03.2007 г.); III международный конгресс «Человек, спорт, здоровье» (Санкт – Петербург, 19-21.04.2007 г.); международная научно-практическая конференция «Теория и практика физической культуры и спорта» (Алматы, 21-22.11.2008 г.); международный научный конгресс «Современный олимпийский спорт и спорт для всех» (Алматы, 7-11.10.2009 г.).

Основные научные результаты опубликованы в изданиях Республики Казахстан и Российской Федерации. Всего опубликовано 11 работ, в том числе 4 научные статьи в изданиях по списку Комитета по контролю в сфере образования и науки МОН РК и 7 – в материалах международных научных конференций и конгрессов. Результаты исследования внедрены в практику, что подтверждается актами внедрения.

Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложений. Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, охарактеризовано её изученность в современной психолого-педагогической литературе, определены ведущая идея, объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования, методологические и теоретические основы, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, изложены основные положения, выносимые на защиту. В первом разделе «Психолого-педагогические основы гуманизации образования и воспитания гендерной культуры» представлены результаты аналитического обзора психолого-педагогической литературы по проблеме гуманизации процесса физического воспитания в вузе, раскрыто понятия «гендера» и определена сущность гендерного подхода в образовании, выявлены возрастные и конституциональные особенности динамики морфофункционального развития двигательных возможностей у юношей и девушек, доказана необходимость гендерной дифференциации как необходимого условия гуманизации физического воспитания в учебных заведениях. Во втором разделе «Методология и организация исследования», дается описание методов исследования, раскрывается содержание и характеризуются основные этапы организации диссертационного исследования. В третьем разделе «Гуманистический подход в физическом воспитании студентов на основе их гендерных особенностей» представлены результаты экспериментальных исследований по обоснованию разработанной методологии. В заключении представлены выводы и практические рекомендации.

Диссертация изложена на 146 страницах, включает 27 таблиц и 12 рисунков. Список использованных источников состоит их 200 наименований, в том числе 28 – иностранных авторов.

Основная часть

1 Психолого-педагогические основы гуманизации образования и воспитания гендерной культуры

Для высшей школы актуальной проблемой сегодняшнего дня является гуманизация образовательного процесса и воспитание гендерной культуры студентов. Гуманизация физического воспитания предполагает, прежде всего, целенаправленную работу по формированию нравственно-оправданных ценностных ориентаций занимающихся, что создает реальные предпосылки к формированию личности, отвечающей запросам социума [С.Д. Смирнов, 2005; Л.И. Лубышева, 1999 и др.].

В процессе воспитания в семье, в образовательных учреждениях, в общении с разными людьми и через средства массовой информации в сознании каждого человека конструируются гендерные нормы, определяющие правила поведения и представления о том, кто есть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина». Наборы норм поведения и качеств, свойственных каждому из полов, называются гендерными ролями. Отказ от гендерных норм (ролей) в некоторых странах жестоко карается. Более чем у 20 миллионов женщин во всем мире половые органы изувечены в результате клитородэктомии и других операций, направленных на то, чтобы сохранить девственность или навсегда уничтожить возможность оргазма [Ш. Берн, 2007].

Гендерные нормы поддерживаются в обществе посредством социальных и культурных механизмов воздействия на человека. Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их гендерным статусом, индивиды на микроуровне поддерживают (конструируют) гендерные различия и, одновременно, построенные на их основе системы государства и властвования [В.В. Белорусова, 1975 и др.].

Дифференциация понятий пол и гендер означала выход на новый теоретический уровень осмысления социальных процессов. В конце 80-х годов ХХ века феминистские исследовательницы постепенно переходят от критики патриархата к анализу гендерной системы [И.Г. Малкина-Пых, 2004, 2005 и др.]. Существует несколько направлений разработки гендерного подхода и гендерной теории. К основным теориям гендера, принятым сегодня в социальных и гуманитарных науках, относятся теория социального конструирования гендера, предусматривающая понимание гендера как стратификационной категории и интерпретация гендера как культурного символа. Помимо этого, весьма популярным в отечественных работах остается псевдогендерный подход [Г.С. Абрамова, 1998 и др.].

По нашему мнению, главной задачей гуманистического подхода в вузе выступает создание условий для гендерной социализации студентов, способствующих воспитанию отношений между полами, свободных от жестких стереотипов маскулинности и феминности в традиционном смысле. Это может быть залогом воспитания новой личности с высокими интенциями открытости и адаптивности во всех сферах жизни, неограниченными возможностями индивидуального жизненного выбора и самореализации личности. Такое понимание сущности гуманистического подхода в вузе дает возможность определить концептуальные позиции исследования, в которой цель организации процесса физического воспитания на основе гендерных особенностей студентов предполагает как совершенствование процесса физического воспитания на основе индивидуализации с учетом гендерных особенностей занимающихся и уважения их выбора физических упражнений и видов спорта, так и воспитание гендерной культуры преподавателей и студентов.

Ставя единые цели и задачи физического воспитания студенческой молодежи, необходимо дифференцировать его содержание, организацию и методику, в первую очередь, учитывая пол и возраст занимающихся. В данном исследовании выявлены возрастные и конституциональные особенности изменения показателей морфофункционального развития двигательных возможностей 18-20-летних студентов (юноши – 210 человек, девушки – 250 человек), возрастно-половые закономерности изменения показателей их физического развития и физической подготовленности. Обследования проводили по следующему перечню показателей физического развития (ФР): длина тела (см), масса тела (кг), окружность грудной клетки (см), жизненная емкость легких (мл), динамометрия кистевая и становая (кг).

Показатели длины тела студенческой молодежи с возрастом увеличиваются: у юношей за два года обучения в вузе выявлен достоверный прирост анализируемых показателей – 1,1% (Р<0,05), хотя годовые приросты данного показателя не достоверны. Возрастные изменения показателей длины тела девушек за 2-летний период составили 5% (Р<0,05). Однако увеличение данных показателей происходит неравномерно. Так по длине тела в возрасте 18-20 лет прирост показателей незначителен и статистически недостоверен (Р>0,05), наиболее интенсивное увеличение показателя с пиками прироста отмечается в 18 и 20 лет у юношей и 19 лет у девушек (рисунок 1).

Для характеристики морфологических показателей студентов разных возрастных групп недостаточно знания только средних величин, необходимо так же учитывать и величину изменчивости признаков, которая различна в разные возрастные периоды. Известны различные способы учета изменчивости: стандартное отклонение (S), коэффициент вариации (V).

Рисунок 1 – Показатели длины тела студентов 18-20 лет

Для сравнения вариабельности различных признаков у представителей одного и того же пола и одинаковых признаков у представителей разного пола, целесообразно пользоваться величиной коэффициента вариации.

Показатели массы тела у исследуемых студентов также увеличиваются с возрастом. У юношей данный показатель в возрасте 20 лет изменяется на 6% (Р>0,05) в сравнении с возрастом 18 лет. Также отмечаются несущественные годовые приросты анализируемых показателей. Наиболее интенсивное увеличение показателя отмечается на 18 и 20 лет у юношей и 19 лет у девушек. Увеличение показателей происходит гетерохронно, в возрасте 18-20 лет у девушек прирост показателей незначителен (рисунок 2).

Рисунок 2 – Показатели массы тела (кг) студентов 18-20 лет

Показатели окружности грудной клетки студентов увеличиваются, но эти изменения достоверны только у девушек. В 20-летнем возрасте выявлен наибольший уровень развития анализируемых показателей (рисунок 3).

Рисунок 3 – Показатели окружности грудной клетки (см) студентов 18-20 лет

Коэффициенты вариации окружности грудной клетки в возрастном диапазоне 18-20 лет указывают, в основном, на однородность распределения показателей. У юношей коэффициенты вариации длины тела, массы тела и обхвата грудной клетки достигают максимальных значений в возрасте 18 лет. У девушек коэффициент вариации длины тела и обхвата грудной клетки достигают максимальных значений в возрасте 19 лет, а массы тела в 18 лет.

Показатели кистевой динамометрии (становой динамометрии), жизненной емкости легких с возрастом также увеличиваются. У юношей наибольший средний показатель выявлен в возрасте 20 лет. У девушек проявилась аналогичная закономерность изменения показателей кистевой динамометрии.

Внутри возрастно-половой группы показатели физического развития дифференцируются типом телосложения. По нашим данным, студенты в возрасте 18-20 лет различных конституциональных групп существенно различались внутри каждой возрастно-половой группы не только по показателям тотальных размеров тела, но и по показателям гемодинамики и двигательным возможностям.

Одним из обязательных компонентов регуляции физического состояния студентов и индивидуального подхода в эффективном оценивании тренировочных воздействий на занятиях оздоровительной направленности является предварительное определение уровня физической подготовленности.

Для изучения эффективности влияния такого подхода на дифференциацию физических нагрузок обследовали тех же студентов в рамках следующих тестов физической подготовленности (ФП): бег на короткие дистанции (30 м и 100 м), челночный бег (10м × 3), бег на 2400 м, подтягивание на перекладине (юноши), поднимание туловища – лежа на спине (девушки), прыжок в длину с места, метание набивного мяча. Результаты оценивали по 5-уровневой шкале: «высокий», «выше среднего», «средний», «ниже среднего» и «низкий» с расчетом интегрального показателя, а также уровня физической подготовленности в отдельных тестах обследуемых (низкий, средний и высокий).

Результаты исследования показали, что в вузе студентов с низким уровнем физической подготовленности (ФП) больше, чем со средним уровнем ФП, а доля студентов с высоким уровнем ФП меньше, чем с двумя остальными уровнями ФП (низким и средним).

Анализ возрастно-половой динамики уровней развития каждого качества у студентов показывает, что имеются значимые различия. Так, в показателях выносливости у юношей наблюдается понижение доли студентов со средним и высоким уровнем выносливости и повышение – с низким в возрастном диапазоне от 18 до 20 лет. У девушек наблюдается обратная картина: в 18 лет количество студенток-девушек с низкий уровнем выносливости преобладает над остальными (средним и высоким), затем происходит уменьшение его доли и преобладающим становится средний уровень. В исследуемых показателях силы у юношей с 18 до 20 лет, а у девушек в 18 лет преобладает высокий уровень, но с 19 лет его доля у девушек резко снижается. У юношей в 20 лет примерно одинаковое соотношение трех уровней (низкий, средний и высокий) развития силы. В развитии скоростно-силовых качеств у юношей с 18 до 21 года преобладает средний уровень. Для девушек это характерно в 17 и 20 лет, а в остальных возрастах доля среднего и низкого уровней примерно одинакова, а высокого – значительно меньше.

Таким образом, проведенный анализ физического развития и физической подготовленности студентов свидетельствует о том, что возрастная динамика моторного развития студентов имеет половые (гендерные) особенности. В исследовании раскрыта технология гуманизации процесса физического воспитания на основе гендерной культуры в вузе, которая представляет собой концептуальную модель, задающей систему переходов уровней развития субъекта и объекта организационно-управленческой деятельности. Прогнозный характер модели позволяет охватывать длительную перспективу развития исследуемого объекта; гибкая структура дает возможность детализировать и обобщать информацию, входящую в конструируемые компоненты технологии. Концептуальная модель гуманизации процесса физического воспитания на основе воспитания гендерной культуры в вузе сконструирована таким образом, чтобы были реально возможны различные и сопоставимые измерения, характеризующие степень приближения педагога к нормативам развития андрогинии личности обучающихся по апробированным методикам измерения гендерных характеристик личности и моделей поведения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Гуманистический подход в физическом воспитании студентов с учетом их гендерных особенностей 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (1)

    Автореферат
    Защита состоится 29 марта 2010 г. в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 14.41.03 при Казахской академии спорта и туризма по адресу: 050022, Алматы, Абая, 83/85, факс: 8-727-292-68-05.
  2. Гендерные компоненты теории физической культуры 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

    Автореферат
    Защита диссертации состоится 5 декабря 2008 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.001.01 в конференц-зале Адыгейского государственного университета по адресу: 352700, республика Адыгея, г.
  3. Научно-образовательный материал (1)

    Документ
    Жукова Г.С. д.ф.-м.н., проф., зав. кафедрой высшей математики и информатики, профессор проректор по дополнительному профессиональному образованию, повышению квалификации и переподготовке кадров.
  4. «Культурно-досуговая деятельность в учреждениях образования как условие формирования социально активной личности»

    Аннотированный список
    Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опыта высших учебных заведений, представленных на XIII Республиканской выставке «Культурно-досуговая деятельность в учреждениях образования как условие
  5. Премию Правительства Российской Федерации, с 2000 года Министерство образования и науки среди вузов организовали конкурс

    Конкурс
    Перспективы развития морского образования на Дальнем Востоке: Материалы XXX научно-методической конференции. / Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2006. – 175с.

Другие похожие документы..