Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Назад. Повернення до попередньої сторінки або на декілька сторінок назад (в останньому випадку краще розгорнути список попередніх сторінок, натиснувш...полностью>>
'Документ'
За 2009 год по Кировской области зарегистрировано 87 лицензий на право пользования недрами, в том числе: с целью поисков подземных вод – 2 лицензии, ...полностью>>
'Документ'
Головне управління статистики в Івано-Франківській області інформує. За 2010р. підприємствами Тисменицького району реалізовано промислової продукції ...полностью>>
'Документ'
Всероссийская Интернет-олимпиада аспирантов и молодых ученых в области наносистем, наноматериалов и нанотехнологий. Победителям будут даны рекомендац...полностью>>

Содержание и структура образовательных программ оу (2)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ ДПО «САРАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОУ,

РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПЕДАГОГОВ

Саратов

2008

ББК 74.2

С 57

Автор-составитель:

Е.В. Губанова, к.п.н., заведующая кафедрой управления образованием ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»

С 57 Содержание и структура образовательных программ ОУ, рабочих программ педагогов. Методическое пособие/ Е.В. Губанова. – Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2008. – 88 с.

Современные требования, предъявляемые к управлению образовательным учреждением, требуют от административного и педагогического корпуса грамотных подходов к организации образовательного процесса. Поэтому в данном методическом пособии представлены теоретические подходы и практический материал по разработке и написанию образовательной программе школы, рабочих программ педагогов (авторских, модифицированных и др.).

Пособие предназначено для специалистов органов управления образованием, руководителей и методистов муниципальных методических служб, руководителей, заместителей руководителей и педагогов образовательных учреждений.

ББК 74.2

© Губанова Е.В, 2008

© ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2008


Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

4

1. Классификация образовательных программ по типам…………………...

5

2. Содержание и структура образовательной программы образовательного учреждения………………………………………………………………….

8

3. Содержание и структура рабочей программы педагога….….…………...

14

4. Содержание и структура авторской программы.…………………………

24

5. Содержание и структура программы дополнительного образования

детей……………………………………………………………………………

44

Список литературы……………………………………………………………

48

Приложение 1. Примерное Положение о рабочей программе педагога..….

50

Приложение 2. Разработка проекта программы……………………………..

57

Приложение 3. Пример оформления списка использованных источников..

59

Приложение 4. Особенности составления программ элективных курсов…

60

Приложение 5. Экспертиза программ элективных курсов………………….

65

Приложение 6. Рецензия на программу профильного обучения учащихся 10-11 классов по специальности «Вожатый» авторов-составителей Трубиной Л.А., Мартыновой Н.А…………………………………………….

68

Приложение 7. Индивидуальный план работы учителя на 200_ - 200_ учебный год…………………………………………………………………….

69

Приложение 8. Постановление РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений»……………………………………………………………………

72

Приложение 9. Приказ министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»……………………………………………………………………………..

77

Введение

Среди основных особенностей нашего времени важное место занимают существенные изменения системы образования. Она становится гибкой, открытой, развивающейся, строится на основе приоритета общечеловеческих ценностей. В новых условиях от педагога как специалиста в области образования требуется высокий уровень мобильности в сфере познания, обучения и воспитания, способность адаптироваться к быстро меняющейся дифференцированной и специализированной системе обучения, способность к творческой активности, к воспроизводству и трансляции культурного опыта поколений. Сложившаяся система подготовки учителя-предметника, ориентированного на работу в «усредненной» школе, плохо подготовленного к творческой деятельности по созданию новых курсов и программ, вступает в противоречие с потребностями школы и общества.

От педагогической науки требуется осмысление инноваций, традиций, исследование имеющегося опыта подготовки специалистов в области образования.

Решение проблемы целостной подготовки педагога требует, с одной стороны, системного, с другой стороны, конструктивно-технологического подхода к созданию образовательных программ как компонента системы образования.

Потребность в определении теоретических основ и описании отдельных этапов программ с общенаучных и педагогических позиций ощущается всеми участниками образовательного процесса. Эта потребность усиливается в условиях диверсификации образования, когда образовательные программы призваны отразить специфику конкретного учреждения, его целей, возможностей, особенностей образовательной среды.

Поскольку данная инициатива практиков требует компетентности и не всегда подкрепляется квалифицированной помощью со стороны специалистов с опытом и теоретическими знаниями по разработке образовательных программ, результат ее чаще оставляет желать лучшего.

Разработать качественную образовательную программу практикам мешают и существующие на сегодняшний день разночтения в определении самого понятия «образовательная программа», которое различные авторы трактуют либо как программу, отражающую специфику образовательной деятельности учреждения, либо как документ, позволяющий индивидуализировать образовательные маршруты обучающихся.

Такие ракурсы рассмотрения данного вопроса и отсутствие единого управленческого подхода к оценке качества разрабатываемых в учреждениях образовательных программ определило логику отбора материалов для данного пособия. Представленные материалы отражают основные подходы к содержанию и структуре образовательных программ образовательных учреждений, рабочих программ педагогов.

1. Классификация образовательных программ по типам

Закон РФ «Об образовании» (статья 9) определяет систему образования как совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов. Набор образовательных программ (образовательная программа образовательного учреждения) определяет облик школы и является основой различных образовательных маршрутов для обучающихся в условиях конкретного образовательного учреждения.

На различных ступенях образования возможны варианты образовательных программ по одному и тому же учебному предмету, которые отличаются своим предназначением:

  • базовая (типовая учебная программа) образовательная программа;

  • образовательная программа углубленного изучения отдельных предметов;

  • образовательная программа повышенного уровня (гимназическая, лицейская и т.д.);

  • авторская программа;

  • дополнительная образовательная программа обучения и др.

Таким образом, в образовательном учреждении возможно обучение по нескольким вариантам учебной программы.

Существует несколько определений учебной программы. Приведем некоторые из них1:

1. Учебная программа — это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения и время, отводимое для изучения всего курса. Полнота усвоения программных требований учащимися есть основной критерий успешности и эффективности процесса обучения.

2. Учебная программа — документ, отражающий целевые установки и содержательную основу учебного курса по соответствующему учебному предмету, логику построения курса, принципы выбора технологий обучения, методов контроля достигнутого уровня образования.

3. Учебная программа есть краткое системное описание совокупности информации, определяющее полностью и однозначно состав процесса обучения таким образом, чтобы он осуществлялся в соответствии с заданными целями и выполнял функции образования, воспитания, развития.

Традиционно в системе образования используются типовые учебные программы, утвержденные Министерством образования РФ, содержащие обобщенный перечень знаний, умений, навыков. В этих программах также приводятся методические рекомендации наиболее общего характера, в которых указываются необходимые формы и средства обучения. Взяв за основу типовые учебные программы, учителя могут разработать рабочие и авторские программы.

Федеральная примерная (типовая) программа

Утверждена Министерством образования Российской Федерации и представляет информацию о курсе (дисциплине, факультативе) в концентрированном виде, является одним из источников оценки качества педагогической деятельности специалиста в области образования.

Данные программы являются базой для составления педагогами учебных рабочих программ, учитывающих национально-региональный и компонент образовательного учреждения, методический потенциал учителя, уровень подготовленности обучающихся, возможности использования новых информационных технологий.

Программы для общеобразовательной средней школы являются формой фиксации содержания учебного материала для включения его в реальный учебный процесс, т.е. служат реализации в учебном процессе планируемого содержания.

Программа является вместе с тем нормативным документом, направляющим деятельность учителя и учащихся, детерминирующим деятельность составителей учебников и методических пособий. Она должна включать признаки нормативного документа, имплицирующего через содержание образования на уроке.

Модифицированная или адаптированная программа

По содержанию и логике реализации эта программа совпадает с федеральными примерными (типовыми) программами.

Изменения вносятся с учётом особенностей организации, формирования разновозрастных и разноуровневых объединений детей, нестандартностью индивидуальных результатов обучения и воспитания. Диагностика результатов по данной программе точно не определена и не нормирована.

Педагог иногда вносит коррективы как выражения его позиции, жизненного и практического опыта собственного видения предмета, но они не затрагивают основ, принципиальных аспектов образовательного процесса.

Рабочая программа (рабочая программа учебного курса) − это программа, разработанная на основе примерной учебной, но вносящая изменения и дополнения в содержание учебной дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и другие; документ, предназначенный для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающегося по конкретному предмету учебного плана образовательного учреждения.

Экспериментальная программа

Целью этой программы является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий. По мере прохождения апробации, обсуждения и утверждения на региональном экспертном совете экспериментальная программа переходит в статус авторской.

Авторские программы основаны на авторской концепции построения содержания учебного курса по данному предмету, в связи с чем данные программы не имеют аналогов.

Дополнительные образовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

2. Содержание и структура

образовательной программы образовательного учреждения

В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» содержание образования в конкретной школе определяется образовательной программой (образовательными программами), которая разрабатывается и реализуется школой самостоятельно.

Анализ концептуальных подходов к разработке образовательных программ для учреждений общего образования (на основе нормативно-правовых документов и научно-методических разработок) выявил следующие важные положения:

  • образовательная программа ОУ рассматривается (в нормативно-правовом и научно-методическом аспектах) как многофункциональный обобщенный нормативный документ, обязательный к использованию,

  • образовательная программа есть внутренний образовательный стандарт, определяющий эффективность образовательной деятельности на основе реализуемого содержания и средств организации работы с детьми,

  • содержание образования не может сводиться только к знаниям, умениям, навыкам, должно иметь развивающую направленность и включать различные компоненты, количество которых при необходимости увеличивается или сокращается,

  • содержание образования, разрабатывается на основе федеральных, региональных стандартов, особенностей развития воспитанников, а также с учетом требований основного потребителя образовательных услуг – семьи,

  • образовательная программа есть также инструмент управления качеством образования, основание для лицензирования и аккредитации образовательного учреждения, изменения параметров бюджетного финансирования и введения, при необходимости, платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей.

Исходя из вышеизложенного, органы управления образованием определяют качество образования в каждом конкретном учреждении не только по его программе развития, а на основе разрабатываемых и используемых образовательных программ, отражающих специфику его деятельности.

Образовательная программа каждого ОУ специфична, т.к. разрабатывается самими практиками с учетом особенностей контингента.

Образовательная программа для ОУ, также как и для любого другого учреждения образования есть обязательный к разработке и исполнению нормативный документ. Она же – основание для оценки образовательного процесса. На сегодняшний день это является задачей каждого руководителя образовательного учреждения, на которого возложена персональная ответственность за наличие и качество образовательной программы.

2.1. Рекомендации по разработке образовательных программ общеобразовательных учреждений2

1. Общие положения.

Под образовательной программой общеобразовательного учреждения понимается совокупность взаимосвязанных основных и дополнительных образовательных программ и соответствующих им образовательных технологий, определяющих содержание образования и направленных на достижение прогнозируемого результата деятельности конкретного общеобразовательного учреждения.

Поскольку реализация содержания образования предполагает достижение прогнозируемого результата, образовательная программа может быть рассмотрена как технология достижения результата деятельности школы.

Назначение образовательной программы – мотивированное обоснование выбора педагогическим коллективом школы содержания образования и соответствующих технологий для его реализации.

Нормативная правовая основа разработки образовательной программы общеобразовательного учреждения.

  • Закон РФ «Об образовании» (п. 5 ст. 14, п. 2 ст. 9, п. 3 ст. 17);

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ст. 32,36).

В образовательную программу не могут быть включены дополнительные образовательные программы, реализуемые в качестве дополнительных платных образовательных услуг, поскольку в соответствии со статьей 45 Закона РФ «Об образовании» платные дополнительные образовательные услуги – это услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.

Деятельность по разработке образовательной программы должна стать средством вовлечения педагогического коллектива, родителей, обучающихся, социальных партнеров в управление образовательным учреждением.

2. Содержание и структура образовательной программы общеобразовательного учреждения.

Образовательная программа школы может включать следующие разделы:

Введение 5

Федеральная примерная (типовая) программа 7

Утверждена Министерством образования Российской Федерации и представляет информацию о курсе (дисциплине, факультативе) в концентрированном виде, является одним из источников оценки качества педагогической деятельности специалиста в области образования. 7

Модифицированная или адаптированная программа 7

По содержанию и логике реализации эта программа совпадает с федеральными примерными (типовыми) программами. 7

Экспериментальная программа 7

Целью этой программы является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий. По мере прохождения апробации, обсуждения и утверждения на региональном экспертном совете экспериментальная программа переходит в статус авторской. 7

Требования к авторским программам 25

Программы должны строиться на принципах личностно-ориентированного образования. 25

Раздел 1. ___________ 32

Раздел 2. ___________ 32

Ссылки на задачи: 33

Рекомендуемые темы рефератов 38

- сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в заголовках и боковиках таблиц, и в расшифровках буквенных обозначений. 41

4.3. Экспертиза авторской программы 41

Список литературы 49

Разработка проекта программы. 58

Общеобразовательным учреждением по мере необходимости могут быть включены дополнительные разделы, отражающие особенности конкретной школы.

В разделе 1:

  • приводится общая характеристика общеобразовательного учреждения исходя из его статуса;

  • указываются нормативные условия (продолжительность учебного года, учебной недели, уроков, перемен, наполняемость классов и т.д.);

  • указываются организационные условия (формы организации образовательного процесса, особенности кабинетной системы, наличие библиотеки, спортивного зала, организация взаимодействия с вузами, ссузами, учреждениями дополнительного образования, другими общеобразовательными учреждениями, организация сотрудничества с родителями и т.д.);

  • указываются проблемы и недостатки реализуемого образовательного процесса, пути выхода из сложившейся ситуации;

  • указываются направленность, уровни реализуемых школой общеобразовательных программ и нормативные сроки их освоения (ст. 29 Типового положением об общеобразовательном учреждении, ст. 9 Закона РФ «Об образовании»);

  • определяется назначение каждой ступени обучения;

  • описываются и обосновываются основные средства, при помощи которых администрация и педагогический коллектив реализуют предназначение своей школы (основным средством реализации предназначения практически для всех школ является усвоение обучающимися обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, в то же время, каждая школа располагает дополнительными, специфическими для данного образовательного учреждения средствами реализации своего предназначения: раннее или углубленное изучение отдельных предметов, профильное обучение, оригинальная организация учебной деятельности, комбинация учебной и внеучебной деятельности, дополнительные образовательные программы и услуги и т.д.).

В разделе 2:

  • дается характеристика внешней по отношению к образовательному учреждению среды, условий и возможностей школы, особенностей педагогического коллектива, места школы в образовательном пространстве области, района (города);

  • приводится характеристика запроса различных категорий потребителей качества предоставляемых образовательных услуг выпускникам данного общеобразовательного учреждения;

  • указываются качественные характеристики, предполагаемый результат реализации образовательной программы (образовательных программ) в виде «модели» выпускника конкретного общеобразовательного учреждения с его отличительными особенностями от выпускников других школ.

Разработку модели целесообразно начинать с самого высокого уровня реализуемых школой образовательных программ, т.е. с выпускника, освоившего уровень среднего (полного) общего образования. Затем разрабатываются модели учащегося, освоившего уровень основного общего образования, и учащегося, освоившего уровень начального общего или дошкольного образования в конкретной школе.

«Модель» выпускника может включать:

  • уровень обученности выпускника, обеспеченный реализацией основных и дополнительных образовательных программ;

  • сформированность общеучебных умений и навыков (уровень достижения различных компетентностей);

  • доминирующий способ мышления выпускника;

  • приоритетные личностные качества, которые должны быть сформированы у обучающегося конкретной школы в процессе усвоения образовательной программы каждого уровня;

  • возможные сферы распределения выпускников II и III ступени данной конкретной школы (учреждения высшего и среднего профессионального образования, сфера производства, услуг и т.д.).

В разделе 3 формулируются цели и задачи, касающиеся особенностей образовательного процесса.

Цели и задачи образовательного процесса на каждом уровне реализации образовательных программ должны «вытекать»:

  • из описания «модели» выпускника;

  • из предназначения и места школы в образовательном пространстве области, района (города).

Задачи образовательной программы общеобразовательного учреждения должны учитывать основные направления образовательной политики на федеральном и региональном уровнях.

Формулировку целей и задач целесообразно начинать с глагола неопределенной формы (обеспечить, достичь, организовать и т.п.) Сформулированные цели и задачи должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, сориентированными во времени, непротиворечивыми по отношению друг к другу.

В разделе 4 приводится пояснительная записка и учебный план данного общеобразовательного учреждения на текущий учебный год и предыдущие годы реализации программы. В пояснительной записке указываются наряду с традиционной характеристикой содержания федерального, регионального компонента, компонента образовательного учреждения, норм учебной нагрузки, продолжительности учебного года и урока, особенности учебного плана, позволяющие реализовать предложенную «модель» выпускника конкретного общеобразовательного учреждения.

В разделе 5:

  • дается характеристика структуры организации образовательного процесса, используемых форм учебных занятий;

  • описывается порядок обеспечения взаимодействия учебной и внеучебной деятельности, которые обеспечивают интеграцию общеобразовательных программ и дополнительных образовательных услуг;

  • приводится перечень используемых образовательных технологий;

  • перечень технологий, обеспечивающих здоровьесбережение школьников.

Раздел 6 может быть оформлен в виде таблиц. Таблицы могут быть выполнены в различных вариантах. Например.

Таблица 1

Предмет

Класс

Реализуемая учебная программа, программа элективного учебного предмета, курса, факультативного курса и.т.д.

На III ступени уровень (базовый или профильный)

Учебники, дидактические материалы

Год выпуска

Процент

обеспе-ченности

В разделе 7:

  • прописывается система показателей, которая позволяет судить, насколько эффективно реализуется образовательная программа, т.е., насколько реальный «продукт» деятельности школы соответствует идеальной «модели» выпускника (уровень достижения обучающимися государственных стандартов общего образования; уровень элементарной, функциональной грамотности обучающихся, общекультурной компетентности; доля обучающихся III ступени, охваченных профильным обучением, дистанционным образованием; доля учебных кабинетов школы, оборудованных в соответствие современным требованиям; доля педагогов, использующих современные образовательные технологии и др.);

  • определяется порядок мониторинга диагностируемых показателей;

  • прикладывается банк диагностических материалов (административные срезы знаний, дидактические материалы, анкеты и т.п.).

В разделе 8 указывается система контроля исполнения образовательной программы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Содержание и структура образовательных программ оу (1)

    Документ
    С 57 Содержание и структура образовательных программ ОУ, рабочих программ педагогов. Методическое пособие/ Е.В. Губанова – Министерство образования Саратовской области; ГОУ ДПО «СарИПКиПРО».
  2. Образовательной программы начального общего образования для образовательных учрежденийсанкт-петербурга Методические рекомендации

    Методические рекомендации
    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) утвержден МОиН РФ приказом № 373 от 06 октября 2009 года; зарегистрирован в Минюстом России 22.
  3. Образовательной программы стр. Паспорт моу «сош №34» 3 Общие положения 14 Информационно-аналитические данные о моу «сош №34» 16 Характеристика социального заказа на образовательные услуги

    Документ
    Формы государственно-общественного управления. Наличие попечительского совета (или другого рода организационных единиц, осуществляющих общественное управление школой),
  4. Аналитическое обоснование программы. Составить пояснительную записку, в которой отразить: на основании каких нормативных документов разработана основная образовательная программа оу

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения г. Мурманска средней общеобразовательной школы № 43.
  5. Программа спецкурса для руководителей общеобразовательных учреждений «Управление развитием образовательного учреждения»

    Программа спецкурса
    Данная программа повышения квалификации руководителей образования является программой дополнительного профессионального образования, а по сути – программой профессионального развития.

Другие похожие документы..