Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Растворимость спиртов объясняется образованием водородных связей между молекулами спирта и воды. Молекулы воды и спирта имеют схожее строение, за счет...полностью>>
'Учебно-методическое пособие'
Показаны этапы подготовки, требования к структуре, содержанию, оформлению, рецензированию и руководству курсовыми и выпускными квалификационными работ...полностью>>
'Документ'
2.1. Открытое Первенство Московского регионального отделения Федерации комбат самооборона России "Детям Москвы безопасное детство" пройдет ...полностью>>
'Документ'
3. Наглядность: плакаты по моделированию, по истории моды, по истории русской рубашки; книги по истории костюма; рисунки и фотографии; компьютерные сл...полностью>>

Рыбакова Светлана Николаевна, старший преподаватель кафедры изобразительного искусства иппиу краткая аннотация: рабочая программа

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рабочая программа по дисциплине «Теория и методология дизайн-проектирования» для студентов 3 курса (ОЗО, ОДО) специальности 030800 «Изобразительное искусство»)

Автор: Рыбакова Светлана Николаевна, старший преподаватель

кафедры изобразительного искусства ИППиУ

Краткая аннотация:

Рабочая программа охватывает 3 важных аспекта: 1) ретроспективный экскурс по истории дизайна, начиная от эпохи промышленной революции, когда начал зарождаться новый вид проектно – художественной деятельности и заканчивая современными тенденциями в области дизайна;

2) ретроспективный обзор зарождения, становления и эволюции концепций дизайна в общемировом контексте и в нашей стране;

3) изложение методологических моментов дизайн – проектирования в общем плане и на конкретных примерах.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате изучения программы курса студент должен:

- знать о предпосылках появления профессии дизайнера, дизайна в целом, отечественных и зарубежных школах, занимавшимися формированием новой сферы искусства – дизайна, основных задачах, которые должен ставить перед собой дизайнер;

- знать теории, теоретиков и практиков дизайна;

- владеть терминологией, используемой в работе над созданием дизайн- проекта;

- владеть методами работы над дизайн – проектом и знать, чем отличается дизайнерский художественный продукт от продукта художественного творчества.

Цели и задачи преподавания дисциплины

    1. Цель дисциплины

Цель преподавания дисциплины – развитие пространственно – образного мышления, эстетической восприимчивости, чувства стиля и приобретение знаний, умений, навыков, необходимых для решения планировочных задач в сфере художественного проектирования.

    1. Задачи изучения дисциплины

Изучить:

а) основные этапы развития мировой науки и техники ;

б) периодизацию истории мирового дизайна ;

в) наиболее важные политические события, открытия, изобретения, оказавшие существенное влияние на формообразование в дизайне ;

г) факты творческой биографии наиболее известных отечественных и зарубежных дизайнеров ;

д) теоретические концепции западного и отечественного дизайна, суждения о нём;

е) цели, методы и средства дизайнерской художественно – проектной деятельности.

Уметь:

а) выявить специфику творческого метода на основе анализа продуктов дизайна;

б) представить особенности взаимосвязи функциональных, конструктивных и эстетических факторов, специфику синтеза инженерно – технических, естественно – научных знаний и средств гуманитарных дисциплин на разных этапах истории мирового дизайна;

в) атрибутировать «иконы дизайна» на основе теоретических знаний;

г) владеть приёмами перспективного проектирования, показывая взаимосвязь проектировочных действий с их содержательным значением.

Трудоемкость дисциплины

«Теория и методология дизайн-проектирования»

6 семестр

ОДО: аудиторные -34 часа

внеаудиторные -34 часа итого 68 час.

ОЗО: аудиторные – 8 час.

внеаудиторные – 60 час. итого 68 час.

Тематический план

п/п

Название темы

лекции

(кол-во часов)

Индив. и самост. работы студ.

(кол-во часов)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

ОДО

ОЗО

ОДО

ОЗО

ОДО

ОЗО

3 курс 6 – й семестр

1

ВВЕДЕНИЕ. Дизайн как вид проектно – художественной деятельности.

2

0,5

2

2

Начало дизайна.

2

1

2

6

3

Отправные точки зарождения концепций дизайна.

1

0,5

1

4

Поиск нового формообразования в начале XX века.

2

2

8

5

Теоретические взгляды основателей Германского Веркбунда.

1

0,5

1

6

Первые школы дизайна.

2

2

8

7

Концепции восходящие к традициям функционализма.

1

0,5

1

8

Дизайн в предвоенную эпоху.

2

2

9

Концепции дизайна как специфической художественной профессии, области самовыражения художника. Форма искусства.

1

1

10

Концепции коммерческого дизайна.

1

1

11

Послевоенный дизайн.

2

2

6

12

Дизайн 60 –х годов XX века. Идеи системного подхода в дизайне.

2

2

8

13

Альтернативный дизайн 70 – х годов XX века.

2

2

6

14

Дизайн постиндустриального общества.

2

2

6

15

Дизайн 90 – х годов XXвека. Дизайн технологии будущего.

2

2

6

16

Теоретические концепции отечественного дизайна 1960 -2000 гг.

1

1

17

Дизайн и рекламные технологии

2

2

2

2

18

Дизайн и рекламные технологии

2

2

2

19

Основы теории и методологии проектирования среды

2

2

2

2

20

Основы теории и методологии проектирования среды

2

2

Итого:

34

8

34

60

зачет

зачет

Содержание дисциплины

  1. ВВЕДЕНИЕ

Дизайн как вид проектно – художественной деятельности.

1.1. Понятие дизайна. Специфика проектно – художественной деятельности дизайнера.

1.2. Виды современной дизайнерской деятельности.

1.3. Объемно – графические средства моделирования объектов дизайна.

1.4. Эргономика как основа проектирования в дизайне.

1.5. Функциональный маркетинг в дизайне.

1.6. Мода и художественный стиль в дизайне.

  1. НАЧАЛО ДИЗАЙНА

2.1. На заре технической революции. Первые орудия труда человека. Ремесленное производство в средние века. Предпосылки создания машинной техники.

2.2. Промышленная революция в Европе. Научно – технические открытия и изобретения конца XVII – начала XIX . Техника как искусство. Первые всемирные промышленные выставки.

2.3. Русская инженерная школа на рубеже XIX – XX веков.

3.ОТПРАВНЫЕ ТОЧКИ ЗАРОЖДЕНИЯ КОНЦЕПЦИЙ ДИЗАЙНА

3.1. Александр Готлиб Баумгартен и «Эстетика» - как наука о прекрасном.

3.2. Иммануил Кант. «Польза» и «Красота».

3.3. Джон Рёскин и его теории об антигуманности индустриализации.

3.4. Готфрид Земпер и его труд - «Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика». Теории о связи эстетики и техники. Формирование проектной идеологии рационализма.

4.ПОИСК НОВОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

4.1. Модерн. Поиск нового стиля в Европе.

4.2. Ранний американский функционализм. Чикагская архитектурная школа.

4.3. Первые идеи функционализма. Германский Веркбунд.

4.4. Художественный авангард в Европе начала XX века. Группа Де Стиль.

4.5. Архитектурно – художественное творчество в Советской России. Производственное искусство.

5.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ОСНОВАТЕЛЕЙ ГЕРМАНСКОГО ВЕРКБУНДА.

5.1. Герман Метезиус и его идея об «индустриальном формообразовании во взаимодействии с искусством, промышленностью и ремеслом».

5.2. Петер Беренс. Сочетание художественной образности формы с её оригинальностью к функции и «технологической естественностью».

Хенри Ван де Вельде, его теория о творческой индивидуальности художника и неприятии канона и типизации.

6. КОНЦЕПЦИИ ВОСХОДЯЩИЕ К ТРАДИЦИЯМ ФУНКЦИОНАЛИЗМА

6.1. Луис Салливан и его принцип: «Форма определяется функцией».

6.2. Адольф Лоос. Рационализм против нефункциональных украшательств и орнаментализма.

6.3. Франк Ллойд Райт. Комплексные пректы. «Форма и функция едины».

6.4. Школа изайна в Ульме и Томас Мальдонадо. Форма , следующая за функцией

7. ПЕРВЫЕ ШКОЛЫ ДИЗАЙНА

7.1. Баухауз 1919 – 1933. Новые педагогические принципы. Мастера.

7.2. ВХУТЕМАС. Подготовка художников инженеров (1920 – 1930).

8. ДИЗАЙН В ПРЕДВОЕННУЮ ЭПОХУ.

8.1. Европа после первой мировой войны. От функционализма к Арт –Деко.

8.2. Американский дизайн в период всемирной депрессии. Стримлайн.

8.3. Органичный дизайн в Европе.

8.4. Дизайн Третьего Рейха (Германия).

8.5. Предвоенный дизайн в СССР.

  1. КОНЦЕПЦИИ ДИЗАЙНА КАК СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОФЕССИИ, ОБЛАСТИ САМОВЫРАЖЕНИЯ ХУДОЖНИКА. ФОРМА ИСКУССТВА

9.1. Герберт Рид, книга «Искусство и промышленность», как позиция художника в дизайне.

9.2. Джованни Понти и идеи об индивидуализации концепций дизайна.

9.3. Макс Билл, книга «Форма. Подведение баланса развития формы в середине XX века».

9.4.Джордж Нельсон. « О служебной роли дизайна.»

  1. КОНЦЕПЦИИ КОММЕРЧЕСКОГО ДИЗАЙНА

10 .1. Уолтер Тиг и Реймонд Лоуи – концепции коммерческого дизайна.

10.2. Стайлинг.

  1. ПОСЛЕВОЕННЫЙ ДИЗАЙН

    1. Германия – возрождение функционализма.

    2. Итальянское экономическое чудо. Стиль Оливетти.

    3. Скандинавский дизайн.

  1. ДИЗАЙН 60Х ГОДОВ XX ВЕКА. ИДЕИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ДИЗАЙНЕ

12.1. Дизайн – утопии.

12.2. Неофункционализм. Ульмская школа дизайна.

12.3. Стиль Браун.

12.4. Идеи системного подхода в дизайне.

  1. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ДИЗАЙН 70Х ГОДОВ XX ВЕКА.

13.1. Поп – дизайн.

13.2. Альтернативный дизайн. Эксперименты с антидизайном.

13.3. Ре – дизайн.

  1. ДИЗАЙН ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

Постмодерн.

Арт – дизайн.

Мемфис: новый дизайн.

Хай – тек – стиль высоких технологий.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ДИЗАЙНА 1960 – 1980 ГГ.

15.1. Аксиоморфологическая концепция дизайна.

15.2. Принцип «открытой формы» художественного проектирования.

  1. ДИЗАЙН 90Х ГОДОВ XXВЕКА. ДИЗАЙН - ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО

16.1. Миниатюризация. Исчезновение предметов.

16.2. Минимализм.

16.3. Дизайн и экология.

16.4. Дизайн в контексте современной пректной культуры.

16.5. Новые формы дизайна в условиях постиндустриального общества.

17. ДИЗАЙН И РЕКЛАМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

17.1. Цели, задачи и средства рекламной деятельности.

17.2. История и теория рекламы. Рекламная графика и хромолитграфия. Реламная графика в России. Визуальные коммуникации и понятие фирменного стиля.

17.3. Копирайт, креатив и проблема визуализации информации.

17.4. Графический дизайн - как основной инструмент рекламы.

18. ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СРЕДЫ

18.1. Понятие о дизайне средовых объектов и систем, процесс и методика средового проектирования, учет комплекса функциональных условий и эргономических требований, влияние материала, конструкции и технологии производства на форму объекта проектирования, социально – экономические аспекты формирования образа среды.

18.2. Процессуально – пространственные основы формирования среды, их зависимость от оборудования и наполнения средовых объектов, «дизайнерская» и «художественная» идея как основа композиции проектных решений.

18.3. Предпроектный анализ в процессе художественного проектирования, формы предпроектного анализа, выработка дизайн – концепций, приемы стимулирования творческих решений.

Понятие о проектном анализе, инструменты и формы эстетического контроля архитектурно – дизайнерских решений, средства их преобразования и корректировки.

Контрольные вопросы

1. Дизайн, как вид проектно – художественной деятельности.

2. Виды современной дизайнерской деятельности.

3. Методы работы дизайнера.

4. Эргономика как основа проектирования в дизайне.

5. Функциональный маркетинг в дизайне.

6. Понятие мода и художественный стиль в дизайне.

7. Ремесленное производство. Предпосылки создания машинной техники.

8. Промышленная революция в Европе. Научно – технические открытия и изобретения конца XVII – начала XIX века.

9. Первые всемирные промышленные выставки.

10. Стилевые направления в индустриальном формообразовании конца XIX века.

11. Первые теории дизайна. (Практическая теория Земпера, идеи Джона Рёскина, Уильям Моррис и движение «Искусства и ремесла».

12. Российские промышленные выставки XIX века. Инженер В. Шухов.

13. Стилевые направления конца XIX века – начало XX века.

14. Архитектурно – художественное творчество в Советской России.

15. Теоретические взгляды основателей Германского Веркбунда.

16. Первые школы дизайна. Баухауз 1919 – 1933 гг. Основатели. Педагоги. Новые педагогические принципы.

17. Первые школы дизайна. ВХУТЕМАС. Подготовка художников – инженеров (1920 – 1930) гг.

18. Тории функционализма. Авторы. Основные труды.

19. Стилевые направления в дизайне в предвоенную эпоху (20 – е , 30 –е гг. XX в.).

20. Концепции дизайна как специфической художественной профессии. Герберт Рид, Джованни Понти, Макс Билл.

21. Дизайн Третьего Рейха.

22. Предвоенный дизайн в СССР.

23. Концепции коммерческого дизайна Уолтера Тига, Реймонда Лоуи.

24. Стилевые направления послевоенного дизайна. (Немецкий, итальянский, скандинавский и американсий дизайн. Дизайн в СССР).

25. Дизайн –утопии 60 – х гг. XXвека.

26. Макс Билл и его книга «Форма. Подведение баланса развития формы».

27. Дизайн 70 – х, 80 – х гг. XX века. Стилевые направления.

28. ВНИИТЭ. Идея «дизайн – проектирования».

29. Постмодерн. Группа «Мемфис».

30. Модернистские направления 90 – х годов XX века: минимализм, пуризм, хай – тек.

31. Ландшафтный дизайн и экологические проблемы. Приоритеты природного компонента.

32. Дизайн – технологии будущего. Нанотехнологии. Умные вещи.

33. Мода будущего. Перспективные концепции и направления.

34. Особенности развития отечественного проектирования, организационные формы, системы подготовки дизайнеров, региональные отрасли промышленности.

35. Цели, задачи и средства рекламной деятельности.

36. Рекламная графика в России.

37. Фирменный стиль.

38. Дизайн средовых объектов и систем, процесс и методика средового проектирования.

39. Предпроектный анализ, формы проектного анализа в проектировании средовых объектов.

40. Выработка дизайн – концепции.

41. Приемы стимулирования творческих решений .

Защита рефератов

Цель: проверка знаний по темам лекций.

Примерные темы рефератов:

1. Модерн. Творчество Ф. Шехтеля, Л. Тиффани, Рене Лалика, Гектора Гимара,

Л. Бакста, А. Гауди (на выбор).

2. Конструктивизм В. Татлина.

3. Инженер В. Шухов.

4.Творчество А. Родченко и В. Степановой

5. Агитационное искусство Советской России.

6. Функционализм. Яркие представители. Творчество. (на выбор).

7. Социально – жилищное строительство после Первой Мировой войны.

8. Ч. Макинтош. Творчество.

9. История кино, фотографии. Новаторские приемы.

10. Творчество Ле Корбюзье.

11. История автомобилестроения.

12. Сравнительная характеристика изобразительного искусства и дизайна Германии и России накануне Второй Мировой войны.

13. Феномен французской культуры Арт – Деко.

14. История советского автомобильного дизайна (на примере одного из заводов ЗИЛ, АЗЛК, ГАЗ, ВАЗ).

15.Советские интерьеры 60 –х.

16. Традиции русского народного костюма в дизайне одежды советского периода.

17. Творчество итальянских дизайнеров Соттсаса, Занузо, Беллини.

18. Финский дизайн. (Традиции и современность). Творчество Аалто Алвара.

19. Структура дизайнерской фирмы. (Эргономика, менеджмент, и маркетинг, как основные части современной работы дизайнера).

20. Дизайн и экология. (Современный ландшафтный дизайн. Роль природного компонента в жизни современного общества).

21. «Хай – Тек» в архитектуре и дизайне. Авангардные технологии будущего.

22. Дизайн и мода. ( Изменчивость моды. Перспективные направления. Характеристика деятельности современного кутюрье.

23. Популярный – дизайн 60-х. (Творческие источники. Принципы и закономерности формообразования. Каноны).

24. Минимализм в современном графическом дизайне.

25. Постмодернизм в современном графическом дизайне.

Вопросы для самостоятельной работы

1) Взаимовлияние предметно – визуальной среды и образа жизни.

2) Последовательность развития стилей в середине XIX начале XX века.

3) Россия в международных промышленных выставках.

4) Отечественные школы дизайна.

5) Супрематизм Малевича. Ученики и последователи.

6) Современный дизайн: особенности и проблемы.

7) Дизайн – технологии будущего.

8) Дизайн и экология.

9) Финский дизайн.

10) Немецкий дизайн.

11) Итальянский дизайн.

Основная литература

  1. Михайлов С.М. История дизайна. Том 1,2. - М.: Союз Дизайнеров России, 2000г.

  2. Энциклопедия для детей под редакцией М.Аксеновой. Т.14. «Техника». - М.: Аванта +, 2002г.

  3. Рыжков К.В. Сто великих изобретений. - М.: Вече, 2000г.

  4. Харенберг, Бодо. Хроника человечества. -М.: Большая энциклопедия, 1996г.

  5. Гидион З. Пространство, время, архитектура. 3-е издание, - М.: Стройиздат, 1984г.

  6. Аронов В.Р. Теоретические концепции зарубежного дизайна. -М.: ВНИИТЭ, 1992г.

  7. Холмянский Л., Щипалов А. Дизайн. - М.: Просвещение, 1985г.

  8. Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. Том 1. -М.: Союз Дизайнеров России, 2001г.

  9. Аронов В. и др. 100 дизайнеров Запада. - М.: ВНИИТЭ, 1994г.

Дополнительная литература

  1. Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. - М.: Стройиздат, 1985г.

  2. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. - М.: Стройиздат, 1985г.

  3. Рябушин А., Шукурова А. Творческие противоречия в новейшей архитектуре Запада. - М.: Стройиздат, 1985г.

  4. Харди У. Путеводитель по стилю «Арт Нуво». - М.: «Радуга», 1998г.

  5. Холлингсворт М. Искусство в истории человека. - М.: Искусство, 1989г.

  6. Глазычев В. О дизайне. - М.: Искусство, 1970г.

  7. Гропиус Вальтер. Границы архитектуры, 1971.

  8. Анастасов Х. Гропиус и Мисс Ван дер Рое, 1989.

  9. Малевич К.С. Собрание сочинений в 5 т., 1995.

  10. Бернштейн Д. Пунин и Татлин: к эстетике контррельефа, 1991.

Средства и материальнотехническое обеспечение дисциплины.

На кафедре имеются в наличии методические плакаты, альбомы, видеолекции, кинофильмы и т. д.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №8 (709), 7 марта 2011 г

    Информационный бюллетень
    17.00 Открытие выставки «Личико», на которой будут представлены женские образы (открытки, олеография, фотография) начала ХХ века из частной петербургской коллекции Ильи Ивановича Евстифеева (Новый выставочный зал Музея городской скульптуры – Невский пр.
  2. Конституции Российской Федерации Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным закон (1)

    Закон
    «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
  3. Конституции Российской Федерации Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным закон (2)

    Закон
    «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,

Другие похожие документы..