Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Сказка'
Жила на свете Матрешка, да ни одна, а целых семь. Все они были кругленькие, друг на дружку похожие, мал мала меньше. Сделаны из стройной березки, про...полностью>>
'Образовательный стандарт'
1.1. Специальность 2103 Автоматика и телемеханика на транспорте (по видам транспорта) (на железнодорожном транспорте) утверждена приказом Министерства...полностью>>
'Автореферат'
Защита диссертации состоится «04» мая 2012 года в «14.00 » часов на заседании диссертационного совета Д 311.006.01 при Российской международной акаде...полностью>>
'Реферат'
З найдавніших часів знання самої людини, розуміння властивостей і механізмів її поведінки, законів її психічної діяльності, фактів і умов її розвитку ...полностью>>

Лисина Игоря Алексеевича Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2011 г. 2011-2012 учебный год 4 класс «Музыка» пояснительная записка

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Уроки № 18-19

В музыкальном театре

Разворот Учебника «За Русь мы все стеной стоим...» раскрывает особенности звучания русской музыки в III действии оперы «Иван Сусанин»: сцена Суса­нина с детьми (дочерью Антонидой и приемным сыном Ваней) рисует его как любящего отца. Напевная, задушевная, спокойная мелодия («Ну вот, и дожил, слава Богу, до свадьбы дочери моей») отличается необыкновенной песенностью. Именно эту особенность мелодии почувствуют учащиеся, когда споют ее, ориентируясь на нотную запись (с. 96).

Слушая музыку дальше, учащиеся услышат интонации и ритмы полонеза 1 и смогут ответить на вопросы: что же нарушает покой в семье Сусанина? Что происходит в этот момент на сцене? (В дом Сусанина входят поляки. Они предлагают ему показать им дорогу на Москву.)

Пусть школьники споют две мелодии ответа Сусанина (с. 96): «Велик свят наш край родной...» и «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь!» и вспомнят, знакомы ли они им. Если учащиеся не узнают эти музыкальные темы или мнения их разделятся (одни — вспомнят, другие — нет), то учитель может сыграть тему финального хора «Славься!» и тему хора интро­дукции (вступления) «Родина моя!», с которыми они познакомились на уроках ; музыки в III классе. Тогда родство этих исконно русских мелодий широкого дыхания будет очевидным. В этом неслучайном повторении Глинкой одних и тех же музыкальных тем в разных действиях оперы заключаются секреты раз­вития образов, особенности музыкальной драматургии.

В завершение второго урока можно исполнить песни о родном крае, о его доблестных защитниках. Обращение к песням с патриотической и героической тематикой поможет учителю и учащимся подготовиться к школьному праздни­ку, который посвящается Дню защитника Отечества (23 февраля).

В начале третьего урока можно предложить ученикам своеобразную игру: по музыкальным фрагментам определить, где происходит действие оперы Глинки «Иван Сусанин» — на балу, в старинном замке польского короля Сигизмунда или в селе Домнино, в доме Ивана Сусанина. Учитель играет (или по­ет без слов) основные темы, которые учащиеся исполняли и слушали на пре­дыдущем уроке. Они приведены на с. 94—96 Учебника. Учащимся рекоменду­ется пропеть их вслед за учителем и дать ответ. Уместно здесь еще раз про­читать слова русского писателя Н.В. Гоголя (с. 94): «...Слышишь, где говорит русский и где поляк: у одного дышит раздольный мотив русской песни, у дру­гого — опрометчивый мотив польской мазурки».

Вспомнив основные темы оперы, можно продолжить музыкальный «разго­вор» о развитии образов в III действии оперы. В ответе полякам Сусанин вос­певает красоту родного края. Эта мелодия в сочетании с лаконичными слова­ми полна решимости («Страха не страшусь, смерти не боюсь...»). Он лукавит перед врагами и соглашается принять плату за измену: «Деньги — сила!» По­чему же поляки поверили Сусанину? Как музыка рассказывает об этом? Ко­нечно, четвероклассники услышат, что в аккомпанементе к мелодии Сусанина звучат интонации... польской мазурки!

Прощание Сусанина с дочерью Антонидой (пусть ученики споют эту тему) звучит с большим волнением. Эта мелодия перекликается с мелодиями, кото­рые поет в опере его дочь. Какое напутствие дает отец Антониде — «возлюбленному чаду»? («Всю жизнь прожить, не зная зла и слез!») Предчувствуя свою гибель, Сусанин думает о будущем!

Разворот Учебника «Сцена в лесу» вводит школьников в атмосферу IV дейс­твия, которое происходит в глухой, непроходимой чаще. Как звучит хор поляков «Устали мы...»? Интонации и ритмы какого танца сопровождают пение врагов? Чем отличается пение поляков и звучание мазурки в лесу и в сцене бала?

В центре этой сцены — речитатив и предсмертная ария Ивана Сусанина1. Предложите школьникам сначала послушать своеобразное вступление к арии — речитатив «Чуют правду!» и задуматься над тем, чем речитатив от­личается от собственно пения? (В речитативе музыкальные интонации при­ближаются к речи, высказывание героя прерывается паузами, которые пере­дают состояние взволнованности.) Как композитор подсказывает слушателям, о ком вспоминает Сусанин в последние минуты своей жизни? (Звучат мело­дии этих действующих лиц оперы.)

Можно также исполнить (с помощью выразительных движений рук) вступ­ление к арии, изобразив нисходящее движение мелодии — от света (заря, наступление нового дня) к мраку (прощание с жизнью, смерть), смену регис­тров (высокий — низкий), смену лада (мажор — минор).

Знакомая учащимся мелодия арии Сусанина близка народным песням — напевность достигается распеванием одного слога на несколько звуков. Воз­вышенному строю арии-молитвы («Господь, в нужде моей ты не оставь меня») соответствует контрастная драматургия арии: в средней части музыка при­обретает напряженность, взволнованность.

Если привлечь внимание учащихся к тому, как звучит музыка в ответе Су­санина на вопрос поляков («Хитришь иль нет?»), то необходимо сыграть им сопровождение к мелодии «Хитрить мне нужды нет» — в нем звучат узнава­емые мелодические обороты знаменитой русской народной песни «Вниз по ма­тушке по Волге». Почему именно эту песню напоминает слушателям Глинка?

Напомним учителю, что процесс восприятия достаточно большого фрагмен­та оперной сцены требует соответствующей подготовки как учителя, так и уча­щихся. Поэтому мы настоятельно советуем детально изучить материал в нот­ной хрестоматии к Учебнику, продумать, каким образом будет происходить знакомство с сюжетом оперы (прозаический пересказ или чтение поэтическо­го текста из либретто), какие музыкальные темы будут исполняться учащими­ся (пение, пластическое интонирование, ритмическое сопровождение и пр.), ка­кие понятия усвоят учащиеся в процессе работы над музыкальным материа­лом, какими проблемными вопросами и заданиями будут поддерживаться мо­менты размышлений, раздумий учащихся над нравственными проблемами.

Завершить урок можно исполнением и слушанием заключительного хора опе­ры «Славься!». Тема этого хора записана на развороте Рабочей тетради «Коло­кольные звоны» (с. 12—13). Звучание на уроке этого хора даст основание вспом­нить и другие сочинения русских композиторов, в которых звучат колокола.

Урок № 20

В музыкальном театре

«Путешествие» в музыкальный театр продолжается при изучении материала В музыкальном театре разворота Учебника «Исходила младешенька». Здесь предлагается восприятие и исполнение фрагментов из оперы «Хованщина» М. Мусоргского. Вступление к опере — величественная музыкальная картина «Рассвет на Москве-реке» — неоднократно звучало на уроках музыки как в IV классе, так и в предыдущие годы обучения. На с. 100 Учебника учащимся предлагается спеть и сравнить друг с другом две мелодии: первую — из вступления к опере, вторую — пес­ню главной героини оперы Марфы («Исходила младешенька»). Учащиеся пос­ле вокализации мелодий приходят к выводу, что обе мелодии лирического пла­на, песенного характера, пронизаны интонациями русской народной песни.

Восприятие живописного музыкального полотна «Рассвет на Москве-реке» дает возможность учащимся проследить за развитием главной темы, которая повторяется во вступлении к опере много раз, изменяясь благодаря появлению все новых и новых мелодических оборотов, новых ритмических рисунков, тем­бров различных инструментов симфонического оркестра и их сочетаний. При восприятии «Рассвета...» можно предложить школьникам рассматривание графической записи музыкального развития, которая есть на развороте Рабо­чей тетради «Рассвет на Москве-реке» (с. 30—31)'.

Эта запись поможет услышать трехчастную форму вступления, контрас­ты динамики, кульминацию. Еще одним важным качеством развития образа наступающего утра является вариантность интонаций. Важен и тот факт, что школьники выделяют в этой музыке яркие, запоминающиеся изобразитель­ные интонации: перекличку пастушеских рожков, крики петухов, звон церков­ного колокола.

Информация для учителя.

Приведем фрагмент из рассказа Д.Б. Кабалевского2:

«...Есть великое множество музыкальных произведений, написанных самыми раз­ными композиторами разных эпох и разных народов, произведений, которые были со­чинены с расчетом на то, что их будут не только слушать, но и смотреть... Ведь в опер­ном или балетном спектакле и в кинофильме мы всегда одновременно слушаем музы­ку и смотрим то, что происходит на сцене или экране.

Вот слушаем мы, например, знаменитое вступление к опере Мусоргского «Хован­щина», известное под названием «Рассвет на Москве-реке». Конечно, эта гениальная музыка превосходно звучит не только в оперном театре, но и в концертном зале, вклю­ченная в программу наряду с другими симфоническими произведениями. Она и в та­ком исполнении будет восхищать нас и необыкновенной красотой своих мелодий, сер­дечных и распевных, как русская песня, и великолепно нарисованной композитором картиной того, как, словно борясь с уходящей ночью, рождается новый день. Эту условную схему можно нарисовать на доске.

Нас бу дет в этой музыке восхищать непрерывное нарастание света от почти полной темноты до пусть не слишком еще яркого, но несущего с собой радость и надежды солнечного сияния. Мы отдадим должное и чуткости композитора, с которой он добавил к своей музыке две очень точные изобразительные подробности, мастерски уточняющие всю нарисованную им картину этого рассвета: сперва коротенькие, пронзительные фразки гобоя и трубы, очень похожие на утреннюю перекличку петухов, и тяжелые удары церковного колокола, возвещающие о начале раннего утреннего богослужения».

Знакомство с образом Марфы. Песня Марфы — ее главная характеристи­ка в опере. Почему же Мусоргский выбрал жанр песни (а не традиционный оперный жанр — арию) для раскрытия этого образа? (Марфа — героиня из народа.) Прежде чем разучивать песню, можно спеть с учащимися ее главную мелодию (на с. 100 Учебника есть ее нотная запись) и прочитать стихотворный текст', а затем предложить составить исполнительский план песни, учитывая происходящие в ее сюжете события. Благодаря этой работе, учащиеся прихо­дят к выводу, что мелодия песни не изменяется, а сюжет песни требует поис­ка таких средств исполнительской выразительности, которые помогут и слу­шателям, и исполнителям понять ее содержание (темп, штрихи, динамика, фразировка).

Прослушивание песни Марфы из оперы «Хованщина» поможет четверо­классникам услышать развитие образа: изменения характера и настроения этой песни от куплета к куплету, изменение фактуры оркестрового аккомпа­немента, динамики, темпа. Именно эти изменения определяют куплетно-вариационную форму этого фрагмента оперы. Песня Марфы выполняет в опере функцию полноценной арии главного персонажа (песня-ария).

Созвучна лирико-драматическому образу Марфы картина М. Нестерова «В скиту». Одинокая женская фигура изображена на фоне сурового русского зимнего пейзажа: справа — березки, слева и впереди — горные склоны, по­крытые снегом, темнеющий перелесок, небосвод. Все мягкие линии этой кар­тины сродни незатейливой мелодии народной песни.

В процессе разучивания народной песни «Исходила младешенька» реко­мендуется сопоставлять ее мелодические обороты с уже знакомыми мелодия­ми: «Мертвое поле» из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева, тема «Прогулки» из сюиты «Картинки с выставки» М.Мусоргского, русскими на­родными песнями «У зори-то, у зореньки», «Ты река ль, моя реченька» и др.

Такого рода сопоставления (не умозрительные, а в процессе живого выра­зительного исполнения) укрепят в сознании учащихся мысль о родстве обра­зов русской музыки, независимо от того, известны авторы этих мелодий или безымянны.

Урок № 21

В музыкальном театре

Еще одним направлением творчества русских композиторов, с которым учащиеся знакомятся на уроках в IV классе, является так называемый русский Вос­ток. На уроках музыки предполагается освоение жанровых, языковых особен­ностей музыки тех сочинений, в которых ярко проявилась тенденция использо­вания восточных мотивов.

Прежде чем приступить непосредственно к освоению музыкального мате­риала разворота Учебника «Сезам, откройся!», можно предложить школьникам внимательно рассмотреть живописные произведения русских художников: репродукцию с картины В. Верещагина «Двери Тимура» и эскиз костюма И. Билибина «Шамаханская царица». Какие особенности увидят четверокласс­ники на этих изображениях? На картине В. Верещагина с фотографической; точностью передан замысловатый орнамент тяжелой резной двери, детали красочной восточной одежды стражей, их воинского обмундирования (луки, стрелы, щиты, копья, сабли).

Эскиз костюма «Шамаханская царица» И. Билибина, выполненный к опере «Сказка о золотом петушке» Н. Римского-Корсакова (по сюжету А.Пушкина), отличается яркостью красного тона, на котором тонко выпи­саны узоры. К каким деталям следует привлечь внимание юных зрителей? Вероятно, к царственной позе молодой женщины (в раскинутых руках ски­петр и волшебный цветок), восточным чертам лица, необычности костюма (тяжелому тюрбану со звездой на голове, шароварам, многослойности и орнаментальной росписи верхней одежды, к характерной (с загнутыми вверх носами) обуви. Художник изобразил восточную царицу в ярко-красных, праздничных тонах.

Информация для учителя.

Русский художник Василий Васильевич Верещагин (1842—1904) — ученый, этно­граф, путешественник, репортер — известен как автор батальных картин («Апофеоз войны», «Скобелев под Шипкой», «На Шипке все спокойно!», «Смертельно раненный», «Панихида» и др.), серии исторических полотен о войне 1812г. Главной целью худож­ник ставил обличение «великой несправедливости, именуемой войной». Он и погиб на посту во время Русско-японской войны на взорванном броненосце. Из поездок в Среднюю Азию и Индию художник привозил помимо батальных композиций документально точные изображения архитектурных памятников, местных жителей, свидетельства о типах, обычаях, нравах народов, ценные в ту пору, когда не существовало ни кино, ни цветной фотографии.

Имя Тимура или Тамерлана (1336—1405), прозванного в народе Железным Хром­цом, среднеазиатского полководца и завоевателя, уже известно учащимся. В конце XIV в. чудотворная икона Богоматерь Владимирская во время нашествия войск хана Тимура спасла Москву от гибели.

Русский график, живописец, художник театра Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) создал свой неповторимый праздничный стиль русской иллюстрации, ко­торый он сам называл «облагороженным лубком». Наиболее значительными следует считать серии иллюстраций к русским народным сказкам «Царевна лягушка», «Васи­лиса Прекрасная», к сказкам А. Пушкина «Сказка о паре Салтане...», «Сказка о зо­лотом петушке», а также незаконченный цикл иллюстраций к русским былинам. Сре­ди театральных работ Билибина — оформление оперы Н. Римского-Корсакова «Золо­той петушок», эскизы костюмов для оперы М. Мусоргского «Борис Годунов», для дягилевских Русских сезонов в Париже.

Вслед за восприятием живописных образов можно обратиться к нотной за­писи двух фрагментов из знакомых учащимся опер — «Пляске персидок» из «Хованщины» Мусоргского и «Персидского хора» из «Руслана и Людмилы» Глинки (с. 103). Пусть школьники с помощью учителя попытаются пропеть эти музыкальные темы, выявляя характерные восточные интонации и причудли­вые пунктирные ритмы, узорчатость мелодики, обилие распевов. Можно так­же предложить учащимся спеть русскую народную песню «Исходила младешенька», которую они начали разучивать на предыдущем уроке, и сопоста­вить два типа мелодики — русский и восточный.

После вокализации разнотипных мелодий и выявления между ними сход­ства и различия можно предложить четвероклассникам послушать последова­тельно два фрагмента из опер, останавливая их внимание на красочности ор­кестровки, необычности тембров голосов и инструментов, вариационном ти­пе развития музыки.

Прослушивание «Пляски персидок» можно сопровождать танцевальными движениями рук, корпуса; хлопками, отмечающими акценты; звучанием тре­угольника, румбы, которые подчеркнут ритмический рисунок.

Восприятие «Персидского хора» из сцены в волшебном саду Наины может также сопровождаться пластическим интонированием. Предложите учащимся плавным движением рук отмечать фразировку, вступления высоких (сопрано) и низких (альты) голосов хора, их сочетание. Целесообразно предложить чет­вероклассникам пропевать «про себя» темы хора, стараясь брать дыхание там, где это делают певцы.

Разворот Учебника «Восточные мотивы» (с. 104—105) посвящен знакомс­тву с фрагментами из балета «Гаянэ» армянского композитора Арама Ильи­ча Хачатуряна (1903-1978). Гаянэ — имя главной героини балета, простой де­вушки, которая живет в горной деревушке. Композитор, рассказывая о прос­тых людях, рисует их музыкальные портреты, сцены из их жизни.

На этом уроке предлагается познакомить четвероклассников с сольным но­мером из балета — «Колыбельной Гаянэ».

Прежде чем послушать «Колыбельную Гаянэ», необходимо спеть ее основ­ную тему, ориентируясь на нотную запись (с. 104), подчеркивая в ней необык­новенную песенность, задушевность, лиричность. Следует обратить внимание исполнителей на ритмический рисунок мелодии, наличие в ней мелких дли­тельностей (мелизмов), которые выполняют роль своеобразного орнамента, украшения, словно оплетающего основную тему «Колыбельной Гаянэ». Убаю­кивающий ритм сопровождения учащиеся могут исполнить мягкими движени­ями кистей рук, имитируя игру на фортепиано. Украсят звучание колыбельной и звуки треугольника, который может исполнять окончания фраз (в оркес­тре звучат колокольчики).

Прослушивание «Колыбельной Гаянэ» в записи позволит школьникам ус­лышать, как из нежной и спокойной эта музыка, набирая силу, становится в средней части взволнованной и страстной. Таким образом, сопоставление зву­чания крайних частей колыбельной даст возможность подвести четверокласс­ников к самостоятельному определению трехчастной формы.

Сочные краски оркестрового звучания «Колыбельной Гаянэ» можно срав­нить с яркими красками картины «Армения» художника Мартироса Сергее­вича Сарьяна (1880—1972). Что видят школьники на этой картине? Пейзаж, в котором есть и голубая гладь озера, и спрятавшаяся в дымке горная гряда с вершинами, уходящими в небо, и поля, и небольшие селения.

Чтобы усилить впечатления школьников от знакомства с восточной музы­кой, можно предложить учащимся разучить и спеть «Мелодию» А. Хачатуря­на, «Утро» А. Парцхаладзе1, вспомнить грузинские народные песни «Солнце, в дом войди» и «Светлячок»2 из программы IV класса.

Урок № 22

В музыкальном театре

На этом уроке продолжается работа с разворотом Учебника «Восточные мотивы». Контрастом к «Колыбельной Гаянэ» (учитель напоминает основную те­му танца героини балета) служит «Танец с саблями» (массовый мужской та­нец джигитов), который звучит в заключительной сцене балета, рисующей народный праздник. Можно спросить учащихся: людей с какими характера­ми изображает музыка танца? Они назовут такие черты, как темперамент, воинственность, энергичность, сила, ловкость, удаль. Как достигает компози­тор раскрытия именно таких черт характера танцующих? Нужно обратить внимание на четкое произнесение мелодии (скандирование), на волевой пов­торяющийся ритм, стремительный темп, резкие акценты, изображающие удары сабель.

Нужно привлечь внимание четвероклассников к появлению нового образа танца в его средней части. Обратите внимание на необычный для симфони­ческого оркестра тембр духового инструмента — саксофона, который исполня­ет томную, страстную тему (в этот момент на сцене среди танцующих мужчин появляется женщина-танцовщица). Затем первоначальный характер танца возвращается. Таким образом, и «Колыбельная Гаянэ», и «Танец с саблями» имеют трехчастную форму.

Определенный интерес представляет и знакомство учащихся на этом уро­ке с современной интерпретацией «Танца с саблями», которая в Фонохрестоматии предлагается в исполнении известного польского фортепианного дуэта (М. Томашевский и В.Киселевский).

На этом уроке продолжается знакомство учащихся с жанром балета. На развороте Учебника «Балет "Петрушка"» (с. 106-107) рассказывается о его авторе — русском композиторе XX в. Игоре Федоровиче Стравинском (1882—1971), предлагается изложение содержания первой картины балета. Прочитав его, можно предложить учащимся определить, какой народный празд­ник рисует музыка (эта картина называется «Народное гулянье на масленой»), перечислить действующих лиц (Балаганный дед, Шарманщик, Уличная тан­цовщица, Барабанщики, Фокусник, куклы — Петрушки, Арап, Балерина).

Пусть четвероклассники вообразят себя режиссерами и композиторами ба­летного спектакля и вспомнят, как праздновали Масленицу на Руси, подума­ют, какой музыкой они будут «озвучивать» эту сцену балета.

Прежде чем перейти к непосредственному прослушиванию музыки сцены, учителю рекомендуется исполнить на фортепиано основные темы, предложен­ные в Хрестоматии: «Тема гулянья», «Балаганный дед», «Танцовщица», «Шарманщик играет на трубе», «Фокусник играет на флейте», «Танец ожив­ших кукол» («Русская»). Предварительное знакомство с темами сцены, анализ средств музыкальной выразительности (выявление знакомых интонаций, вслушивание в ритмы, определение их жанровой принадлежности) поможет школьникам понять своеобразие музыкального языка Стравинского.

После восприятия сцены «Народное гулянье на масленой» предложите уча­щимся сопоставить свои предположения о характере музыки с реальным зву­чанием, попытаться услышать сочетание народных интонаций с современны­ми звучаниями, красочность тембров инструментов симфонического оркестра. Игровой элемент в урок может внести исполнение «Танца оживших кукол» («Русская») с использованием танцевальных движений, простейших музы­кальных инструментов.

Пусть учащиеся сопоставят краски живописных произведений русских ху­дожников — картины «Балаганы» художника Бориса Михайловича Кустоди­ева (1878-1927), эскизов костюмов Арапа и Балерины (к балету «Петрушка» Стравинского) Александра Николаевича Бенуа (1870-1960) — с музыкальны­ми образами сцены.

Завершить урок можно пением и «разыгрыванием» шуточных русских на­родных песен, а также масленичных песен и главных тем сцены «Проводы Масленицы» из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся работу с раз­воротом Рабочей тетради «Традиции русского народа» (с. 26—27).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Лисина Игоря Алексеевича Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2011 г. 2011-2012 учебный год 3 класс «Музыка» пояснительная записка

    Пояснительная записка
    - Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г.
  2. Лисина Игоря Алексеевича Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2011 г. 2011-2012 учебный год 2 класс «Музыка» пояснительная записка

    Пояснительная записка
    - Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г.
  3. Госдума РФ мониторинг сми 27 марта 2008 г

    Документ
    03. 008, №013, Стр. 17 КАКОЙ БУДЕТ ОППОЗИЦИЯ НОВОМУ ПРЕЗИДЕНТУ И ПАРТИИ ВЛАСТИ. 17 Аргументы и факты, Александр КОЛЕСНИЧЕНКО, 7.
  4. Жители отсудили у Смольного свой дом Мой район, 01. 11

    Документ
    Сергей Гуляев: Строительство "Газпромбашни" и прочие архитектурные нововведения последних лет превращают Петербург в "Шепетовкоград" - ЗАКС.
  5. Госдума РФ мониторинг сми 7 марта 2008 г

    Документ
    03. 008, Воробьев Алексей, 18:00 13 ЭХО МОСКВЫ, ЭХО, 0 .03. 008, Воробьев Алексей, 18:00 15 Пресса 1 ДЕЛЬФИН НА ЛЫЖАХ.

Другие похожие документы..