Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
2.Можно ли сказать, что в образе Базарова отразилось общее психологическое настроение новых людей при всех их идейных различиях? В чем оно заключалос...полностью>>
'Документ'
̘АКСВЕЛЛ (Maxwell) Джеймс Клерк (Clerk) (1831-79), английский физик, создатель классической электродинамики, один из основоположников статистической...полностью>>
'Лекция'
Применяя новые технологии при соответствующих инвести­циях в российские предприятия по производству шин, можно од­новременно с другими странами перей...полностью>>
'Документ'
члеи-корреспондент АН УССР В. . ШИНКАРУК (председатель) доктор философских наук В. Е. ЕВГРАФОВ доктор философских наук В, Е. ЕВ ДОКИ МЕН КО кандидат...полностью>>

Лисина Игоря Алексеевича Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2011 г. 2011-2012 учебный год 4 класс «Музыка» пояснительная записка

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Урок № 2

Россия – Родина моя

На этом уроке рекомендуется обратиться сразу к трем разворотам Учебника, которые объединены фольклорной тематикой – «Как сложили песню», «Звучащие картины», «Ты откуда, русская, зародилась музыка?».

Главная задача этого урока – ответить на вопрос: что в народной песне важнее – слова или мелодия? Для того чтобы учащиеся поняли, как рождается песня, учитель должен подготовить «инсценировку» рассказа М. Горького «Как сложили песню» и сочинить мелодию к песне, которую «складывают» две простые русские женщины – Устинья и Машутка. Внимательно вчитываясь в указания писателя о том, как должна звучать песня (первая фраза – «скороговоркой», вторая – «нерешительно», «вполголоса», третья – «уверенно», но «трогательно»), учитель сочиняет свой вариант мелодии, которым он и «озвучивает» рассказ.

После выразительного прочтение учащимися рассказа обратите их внимание на то, что рассказ можно условно разделить на две части. В первой – писатель рисует обстановку, в которой происходит сочинение песни: «грустный звон колоколов», «летний день», «звуки плывут низко над землею», «тишина». Вторая часть описывает процесс создания песни, фраза за фразой, напев за напевом. В песне передано состояние души женщин: «всё тоскою сердце мается».

Можно предложить учащимся «по цепочке» попытаться сочинить свои мелодии к заданному в рассказе тексту. Важно создать в классе такую доверительную обстановку, которая будет стимулировать школьников на создание вокальной импровизации в народном стиле.

Напомнив детям, что фольклор – это народная мудрость, целесообразно вспомнить знакомые им русские народные песни, которые раскрывают разные грани жизни человека. Эту часть урока можно провести как «озвученный комментарий»: ребенок называет тему народной песни (ее жанр) и поет мелодию, например: защита Отечества (солдатские песни, былины) – «Солдатушки, бравы ребятушки», «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу», Былина о Добрыне»; родная природа («Во поле береза стояла», «Закликание весны»); народные игры, обряды («Бояре, а мы к вам пришли», «Выходили красны девицы»), шуточные песни, танцы («Камаринская», «Калинка», «Как у наших у ворот»), детские песенки ( «Скок, скок», «Дон-дон») и др. Такого рода «экспромт»-повторение знакомых мелодий народных песен, их вокализация дает возможность накапливать младшими школьниками багаж музыкальных впечатлений, соотносить различные жанры с интонациями конкретных произведений, что немаловажно для формирования чувства стиля.

Разворот Учебника «Ты откуда, русская, зародилась, музыка?», познакомит учащихся с русскими народными песнями разных жанров (колыбельная, лирическая, солдатская, хороводная, трудовая). Их разучивание и исполнение с ориентацией на нотную запись решает задачу выявления характерных интонаций, особенностей мелодики, ритма, лада, формы.

Каждый жанр народной песни потребует поиска специфической манеры исполнения: колыбельная должна звучать негромко, мягко, нежно; солдатская «Солдатушки, бравы ребятушки» – бодро и энергично, с подчеркиванием маршевых ритмов; лирическая «У зари то, у зореньки» – напевно, сдержанно, выразительно; хороводная «Милый мой хоровод» – подвижно, с тщательным пропеванием распевов; игровая «А мы просо сеяли» – двумя группами учащихся, которые будут сопровождать пение движениями, изображающими трудовые действия. Естественно, что на этом уроке учитель только знакомит с песнями, помещенными на этом развороте, а процесс их разучивания займет несколько уроков.

Особое внимание школьников следует обратить и на то, что в русских народных песнях второй голос («втора») появляется либо при повторении фраз, либо «на стыке» фраз. Часто количество исполнителей либо увеличивается от фразы к фразе, либо запев поют солисты (солист), а припев – весь хор.

Разучивание двухголосных песен рекомендуется проводить не по партиям (как это принято в хоре), а последовательно пропевая со всем классом сначала нижний, а затем верхний голос. К четвертому классу наблюдения учителя музыки за певческим развитием учащихся позволяет разделить хор на «первые» (сопрано) и «вторые» (альты) голоса и рассадить детей соответствующим образом.

Работа с разворотом «Звучащие картины» носит обобщающий характер и продолжает развивать мысль о том, что произведения искусства (музыки, литературы, изобразительного искусства) раскрывают разные стороны человеческой жизни. Предложите учащимся внимательно рассмотреть картину К. Петрова-Водкина «Полдень» и определить, какие жизненные сюжеты запечатлены художником. Наверняка, ребята увидят двух женщин с детьми на руках – одну, сидящую на пригорке, другую, движущуюся навстречу зрителю, юношу и девушку, беседующих друг с другом, пасущихся коров, работающих и отдыхающих крестьян. В центре картины – скорбные фигуры людей, идущих за гробом. На переднем плане картины – три больших желтых яблока – символы жизни, щедрости природы, благополучия.

Восприятие живописного полотна детьми усиливается при рассматривании отдельных ее фрагментов. Пусть учащиеся задумаются над вопросами: почему художник назвал эту картину «Полдень»? почему изобразил над ней разнообразные жизненные ситуации? Можно ли назвать композицию картины «многоголосной»? как цветовое решение картины усиливает ее образное содержание? какими знакомыми музыкальными произведениями можно озвучить фрагменты картины? как можно объяснить смысл выражения – «Вся Россия просится в песню», глядя на эту картину?

Урок № 3

Россия – Родина моя

Разворот Учебника «Я пойду по полю белому….» вновь возвращает учащихся к уже знакомым им фрагментам кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева. Ребята вспоминают и поют главные темы хора «Вставайте, люди русские!», подчеркивая их контрастность: первая тема звучит решительно и призывно, вторая тема – «на Руси родной, на Руси большой не бывать врагу» (нотная запись на с. 20) исполняется напевно (в духе народных песен), но решительно. Затем школьники слушают этот хор в фонозаписи. Можно также предложить четвероклассникам исполнить вместе с фонограммой вступление к хору, имитируя движениями рук удары в набатный колокол. Повторение главной темы хора в начале в конце части послужит поводом для определения трехчатной формы.

Вступление к «Мертвому полю» (6-я часть кантаты) открывается скорбными интонациями, которые сродни народным песням-плачам. Мелодию девушки-невесты, разыскивающей среди павших в бою своих женихов, добрых молодцев, рекомендуется спеть с ориентацией на нотную запись. Именно нотная графика поможет детям не только точно воспроизвести ее звуковысотную линию, но и «увидеть» интонации, которые подчеркивают безысходность, скорбь. После вокализации этой мелодии целесообразно послушать эту часть кантаты в записи и задуматься над тем, какие чувства переданы в музыке. Исполняет этот фрагмент известная русская певица, наша современница – Елена Васильевна Образцова (меццо-сопрано) в сопровождении Лондонского симфонического оркестра под управлением дирижера К. Аббадо.

Созвучны образу «Мертвого поля» репродукция картины В. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича над половцами» (написана по мотивам литературного памятника Древней Руси «Слово о полку Игореве») и тематический рисунок художника-оформителя, изображающий девушку, идущую по полю брани. Можно напомнить учащимся и спеть с ними русскую народную песню «Ты река ль, моя реченька», которая, как по своему эмоциональному строю, так и интонационно сродни главной мелодии этой части кантаты.

Разворот Учебника «На великий праздник собралася Русь!», завершая раздел «Россия – Родина моя», посвящен героическим образам русской музыки.

На этом уроке целесообразно спеть с детьми главные темы тех сочинений, о которых идет речь в тексте этого разворота: русские народные песни «Солдатушки, бравы ребятушки», «Славны были наши деды…», канты неизвестных авторов Петровского времени (из программы III класса), а также фрагменты из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки (ария Ивана Сусанина, заключительный хор из эпилога «Славься!»), из кантаты «Александр Невский» С.Прокофьева.

Новым музыкальным материалом этого разворота будет финал кантаты (7-я часть) – «Въезд Александра Невского во Псков». Главная задача восприятия этой части учащимися – услышать появление знакомых мелодий кантаты и отметить их (например, поднятием руки). В финале кантаты празднично и решительно звучат две известные детям темы – мелодия хора «А и было дело на Неве-реке», тема средней части хора «Вставайте, люди русские!» («На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу»). Пусть четвероклассники задумаются над тем, точно ли повторяет композитор эти темы в финале кантаты, или – вносит в них изменения? Принцип повторения тем других частей в финале кантаты (как один из принципов развития) дает возможность композитору добиться интонационного единства музыки этого большого по размерам сочинения.

Можно спросить у школьников, тембром каких инструментов симфонического оркестра Прокофьевым усилена праздничность звучания, торжество победы над врагами? (оркестровые колокола). Напоминание учителем темы хора «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» Глинки может послужить поводом к тому, чтобы учащиеся самостоятельно вспомнили тот факт, что величественность его звучания также связана со звучанием колокольного звона (финал оперы – это народный праздник на Красной площади в Москве).

Созвучно идее прославления защитников Отечества оформление разворота Учебника: школьники увидят горделивые фигуры русских солдат и офицеров на фоне храма во фрагменте картины С. Присекина «И клятву верности сдержали…» (Смоленск. 1812 г.) и воинские атрибуты – хоругвь с ликом Христа Спасителя, щит и меч1.

Образ святого земли Русской – великого полководца и благоверного великого князя Александра Невского – вдохновил музыкантов, художников, поэтов на создание художественных произведений. В годы Великой Отечественной войны русского народа с фашистскими захватчиками (1941–1945), 60-летие победы в которой будет отмечаться в России в 2005 г., была восстановлена награда «Орден Александра Невского», которым (ой?) награждали особо отличившихся в военных действиях офицеров.

Урок № 4

О России петь – что стремиться в храм

С этого урока начинается освоение учащимися нового раздела Учебника «О России петь – что стремиться в храм», в котором представлена духовная музыка. Напомним учителю о том, что музыка религиозной традиции (в том числе и музыка Русской православной церкви) изучается в данном учебно-методическом комплекта на основе культурологического подхода, как часть музыкальной культуры России, в которой органичным образом взаимодействуют церковные песнопения, фольклор и классическое композиторское наследие. Духовную музыку рекомендуется рассматривать на уроках как часть храмового синтеза искусств, наиболее ярко воздействующую на эмоции и чувства людей.

На вводном развороте к этому разделу (с.24–25) школьники смогут прочитать поэтический эпиграф – «И почти уж две тысячи лет/ стоит над землею немеркнущий свет…». Необходимо разъяснить четвероклассникам мысль о том, что уже две тысячи лет одной из мировых религий является христианская религия, в которой верующие поклоняются Иисусу Христу – «Спасителю мира».

Содержание разворота «Святые земли Русской» нацеливает учителя на актуализацию имеющихся у четвероклассников жизненно-музыкальных представлений. Пусть на уроке школьники вспомнят, чем прославили русскую землю такие люди, реальные исторические личности, как Александр Невский, Сергий Радонежский, князь Владимир и княгиня Ольга, а вслед за этим споют или послушают фрагменты тех музыкальных произведений, которые связаны с этими именами – из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева, «Народные песнопения о Сергие Радонежском», напев Оптиной Пустыни «О, Преславного чудесе», «Баллада о князе Владимире».

Стихира – торжественная песнь-гимн, новый для детей жанр церковной музыки, с которым происходит знакомство на этом уроке. Возможна вокализация мелодии стихиры русским святым, нотная запись которой предлагается на с. 26. учебника. Учащиеся смогут заметить, что мелодия стихиры напевая, плавная, строится всего на нескольких звуках, благодаря чему она легко запоминается. Многочисленные распевы одного слога на несколько звуков роднят эту мелодию с протяжными русскими народными песнями.

После вокализации стихиры учитель может сыграть ее партитуру для смешанного хора, тем самым подготовив восприятие этой музыки в записи.

В Хрестоматии музыкального материала приведен текст трех «куплетов» стихиры «Земле русская», с содержанием которого можно познакомить детей.

Стихира (от греческого – ряд, строка, стих, многостишие) – жанр византийской и древнерусской гимнографии. Стихира возникла из хоровых припевов, сопровождавщих сольное исполнение псалмовых стихов (до XI в. называвшихся тропарем). Стихиры входят в Стихирарь – певческую книгу православной церкви, которая содержит стихиры на все праздники года.

Несмотря на то, что жанр стихиры пришел на Русь из Византии, творчество русских распевщиков отражало важнейшие события русской истории, развитие духовной жизни Древней Руси, ее борьбы, побед и поражений. Каждый период истории отмечен десятками служб в честь русских святых. Например, певческие циклы времен Киевской Руси связаны с именами выдающихся деятелей, просветителей Руси – княгини Ольги, князя Владимира, названных равноапостольными, так как они, подобно апостолам (ученикам и последователям Христа), способствовали распространению на Руси христианства. В эпоху феодальной раздробленности, когда каждое княжество претендовало на самостоятельность, стремилось конкурировать с Киевом, создавать собственные духовные ценности, происходит канонизация местных святых – новгородских, владимирских, ростовских, тверских, муромских. В трагические годы татаро-монгольского ига многие русские воины и князья, погибшие в борьбе с врагами, были причислены к лику святых, а их мужество, патриотизм приравнивались к славе мучеников, пострадавших за веру. В их честь писали церковные службы, создавали сказания, духовные стихи, песнопения.

На уроке рекомендуется выразительно прочитать с учащимися начальный текст стихиры (с. 26 Учебника), рассмотреть изображения князя Владимира и княгини Ольги, а также икону «Всех святых, в земле русской просиявших». На иконе школьники смогут увидеть надпись на древнерусском языке (Образ2 всех святых в земле Русской просиявших), изображения Святой Троицы3 (в верхней части), Богоматери (в центре иконы на фоне храма), многочисленные группы святых со светящимися нимбами (символами святости) над головами. Композиция иконы (повторяющиеся контуры групп людей словно «притягиваются» к центру, к образу Богоматери, заступницы и защитницы), ее краски (сочные, яркие, конрастирующие с одеждами святых), создают ощущение величия, праздничности, торжественности.

Такой же эмоциональный тон присущ и стихире русским святым «Земле русская», которую учащиеся услышат в записи в исполнении хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (дирижер – иеромонах Матфей).

Работа с разворотом Учебника «Илья Муромец» продолжает раскрывать перед учащимся тему защиты Отечества на примере образа русского святого преподобного Ильи Муромского Чудотворца. Этот человек предстает перед взором детей как былинный герой (фрагмент картины В. Васнецова «Богатыри») и как святой (икона). Пусть школьники задумаются над тем, что отличает изображение Ильи Муромца на картине и на иконе.

Мелодию былинного напева, записанную нотами на с. 28, предлагается разучить с четвероклассниками, подчеркивая в исполнении ее величавость, неторопливость повествования, размеренность4. Движениями рук, имитирующими игру на древнем русском инструменте, гуслях, учащиеся могут «сопровождать» пение былинного напева. Возможна и такая информация: этот былинный напев стал широко известен благодаря семье знаменитых русских сказителей и собирателей народного фольклора – Рябининых, которые в течение века бережно записывали, обрабатывали и распространяли народные напевы не только в России, но и за рубежом.

Образу былинного героя Ильи Муромца созвучны два произведения русских композиторов – М. Мусоргского «Богатырские ворота» («В стольном граде Киеве») из сюиты «Картинки с выставки» и А. Бородина «Симфония № 2» («Богатырская»), которые прозвучат на этом уроке в записи. Главным принципом анализа этих двух сочинений должен стать принцип их сопоставления по «сходству и различию». Главные темы этих произведений можно спеть с четвероклассниками. Это даст им возможность лучше прочувствовать характер и настроение музыки, понять, какие черты русского характера она передает проследить за их развитием.

Если тема «Богатырских ворот»5 М. Мусоргского повторяет тему пьесы «Прогулка», рефрена сюиты, но звучит иначе – «в увеличении» – медленно, мощно, размашисто, то главная тема 1-й части «Симфонии № 2» Бородина (ее нотная запись дана на с. 29 Учебника), имеет свои характерные особенности.

Прежде чем послушать 1-ю часть «Богатырской симонии» А. Бородина в исполнении оркестра, учителю рекомендуется исполнить эту тему на фортепиано, для того чтобы дети смогли определить ее характер, а после этого приступить к разучиванию главной темы. Нотная запись поможет осознать характерную особенность интонационного строения этой темы – как бы «втаптывание» основного звука «ми» (тоники), своеобразие ладового наклонения (пониженная II ступень), сочетание минора с мажором (ладовая переменность), чередование коротких длительностей с остановкой на долгом звуке. Исполнение мелодии потребует компактного звучания голосов, интонационной точности и ритмической четкости (тема может быть спета с названиями нот или на какой-либо слог), при этом нужно избегать форсированного звука.

После восприятия 1-части симфонии Бородина в записи, следует в размышлениях об этой музыке подчеркнуть следующее. Главная тема звучит в низком регистре у струнных (унисон) мужественно, сурово, мощно, грузно (кряжисто), вызывая представления о неодолимой, «великанской» силе легендарных героев. Вторая – лирическая тема – широкая, светлая, мажорная, проникнутая русскими песенно-распевными интонациями, – оттеняет решительный характер главной темы, как бы вводит слушателей в «место действия» – далекие степи. Мягко звучат виолончели. Постепенно тема приобретает более напряженный характер, слышен напряженный ритм скачки, возникает звуковое нарастание, воображение рисует картины богатырских схваток, поединков. В завершение, как итог, могучей, тяжелой поступью исполина вновь проходит в оркестре главная богатырская тема.

В конце урока целесообразно вспомнить песни о защитниках Родины, о России – народные («Солдатушки, бравы ребятушки», «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу…») и сочиненные композиторами («Песня о маленьком трубаче» С. Никитина на слова С. Крылова, «Учил Суворов» А. Новикова на слова М. Левашова и др.). Таким образом, благодаря музыке разных стилей и жанров, происходит освоение младшими школьниками духовно-нравственного опыта поколений6.

Урок № 5

День, полный событий

В этой четверти начинается изучение нового раздела Учебника «День, полный событий», посвященного раскрытию темы «Пушкин и музыка». Учащимся предлагается совершить несколько увлекательных уроков-путешествий по тем местам, которые дороги сердцу каждого русского человека, по местам, которые связаны с именем «солнца русской поэзии» – Александра Сергеевича Пушкина. Это – имения Михайловское, Тригорское, Святогорский монастырь, Святогорская ярмарка.

Заметим, что каждому развороту Учебника в этом разделе предпосланы пушкинские строки – поэтические эпиграфы.

Разворот «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» вводит детей в атмосферу родового имения семьи Пушкиных – Михайловское, что находится на Псковсщине, куда в 1824 г. (на два года) по приказу царя Александра I был сослан Александр Сергеевич.

Вот как описывает первые дни пребывания поэта в Михайловском Семен Степанович Гейченко – директор заповедника в Пушкинских Горах:

«Он долго привыкал к Михайловскому дому… После отъезда родителей…он долго присматривался к дедовским хоромам…путешествие по дому закончилось. Он сделал окончательный выбор. Остановился на большой светлой комнате, выходящей окнами на юг, во двор, на гульбище, на цветники. Здесь всегда было весело, солнечно. Вся большая усадьба видна как на ладони. Все нужное рядом. Большой хороший камин. Чуланчик. Что еще нужно?.. Еще приказал: «В собственный нашего высокоблагородия апартамент поставить: книжных шкапов – два…, кресел четыре. Кровать поставить в углу, занавесив ее пологом…Дорожный баул – под диван, ящик с пистолетами и книгами не трогать, под страхом отправления в крепость! Все!». Оставшись один, раскрыл портфель, шкатулку, вынул памятную мелочь и стал размещать ее в кабинете. Стали на свои места портреты Жуковского, Байрона, «столбик с куклою чугунной», табачница, подсвечник, чернильница… Пододвинув кресло к окну, забрался на него с ногами, свернулся калачом, оперся локтями на подоконник и уставился на двор: «Господи, а здесь все же ничего!.. Но, боже мой, боже, угодники и святители, неужели мне суждено жить здесь долго? А вдруг вечно, до конца жизни?.. Нет! Нет! Нет!»7.

На развороте помещены фрагменты стихов Пушкина, репродукция с картины художника XX века В. Попкова «Осенние дожди (Пушкин)», нотная запись главных тем музыкальных произведений – «В деревне» М. Мусоргского, «Осенняя песнь» П. Чайковского, «Осень», «Пастораль» Г. Свиридова, в которых созданы образы русской природы.

Прежде чем приступить к работе над музыкальными сочинениями, учитель предлагает школьникам вспомнить знакомые им стихи Пушкина об осени (можно прочитать фрагменты стихотворения «Осень»), а затем рассмотреть картину В. Попкова.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

***

Унылая пора! очей очарованье!



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Лисина Игоря Алексеевича Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2011 г. 2011-2012 учебный год 3 класс «Музыка» пояснительная записка

    Пояснительная записка
    - Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г.
  2. Лисина Игоря Алексеевича Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2011 г. 2011-2012 учебный год 2 класс «Музыка» пояснительная записка

    Пояснительная записка
    - Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г.
  3. Госдума РФ мониторинг сми 27 марта 2008 г

    Документ
    03. 008, №013, Стр. 17 КАКОЙ БУДЕТ ОППОЗИЦИЯ НОВОМУ ПРЕЗИДЕНТУ И ПАРТИИ ВЛАСТИ. 17 Аргументы и факты, Александр КОЛЕСНИЧЕНКО, 7.
  4. Жители отсудили у Смольного свой дом Мой район, 01. 11

    Документ
    Сергей Гуляев: Строительство "Газпромбашни" и прочие архитектурные нововведения последних лет превращают Петербург в "Шепетовкоград" - ЗАКС.
  5. Госдума РФ мониторинг сми 7 марта 2008 г

    Документ
    03. 008, Воробьев Алексей, 18:00 13 ЭХО МОСКВЫ, ЭХО, 0 .03. 008, Воробьев Алексей, 18:00 15 Пресса 1 ДЕЛЬФИН НА ЛЫЖАХ.

Другие похожие документы..