Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
А. ПЯРТ - «Плач Адама» - оратория для смешанного хора и струнного оркестраИ.С. БАХ - Мотет «Singet dem Herrn ein neues LIed» («Пойте Господу песнь нов...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
учебно-методический комплекс составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальност...полностью>>
'Документ'
- о статусе русского языка на территории нынешних стран Балтии в исторической ретроспективе (с XIII века по 1991 год). С оценкой ситуации по Латвии в...полностью>>

Какие качества русского народа вызывают наибольшее раздражение и гнев М. Е. Салтыкова-Щедрина

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Какие качества русского народа вызывают наибольшее раздражение и гнев М. Е. Салтыкова-Щедрина?

 

Русский народ всегда предстает у писателя обиженным, склоненным, порабощенным. Это видение российской действительности очень сближает Салтыкова-Щедринас Некрасовым, между ними чувствуется некое родство. Но если у Некрасова русский мужик — всегда мужик и только, то у Щедрина он может предстать в самом необычном образе: то Коняги, то ворона, то пескаря, то зайца, то обычного человека в армяке и лаптях. Но сатирик, сопереживая терпящему лишения мужику, вовсе не слеп в отношении него.

Самое большое раздражение у писателя вызывает, конечно, безответность народа. Тебя бьют — ты еще ниже склоняешь голову, отбирают последний кусок — безропотно отдаешь. Недаром Салтыков-Щедрин так часто обращался к образам рыб. Тут можно усмотреть простую аллегорию: безмолвие водных обитателей напоминает безответность, отчужденность большей части народа.

Салтыков-Щедрин всей душой ненавидит «власть имущих», но не может не возмущаться и при виде беспрекословной покорности народа. В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» есть характерный момент, когда генералы заставляют мужика свить веревку, что он и исполняет, а потом его же и связывают, чтобы он не убежал! Так же и весь русский народ: гнет спину для того только, чтобы выкормить своих поработителей. Мужик из «Двух генералов» олицетворяет своим поведением рабское подчинение всего народа. Ведь он может не кормить генералов, уморить их голодом, может и домой не отправлять — а все же делает это, за что получает «рюмку водки да пятак серебра». Такова привычка к подчинению, въевшаяся в русский народ за века крепостного права.

А как не вспомнить еще одну сказку — « Премудрый пескарь»? Пескарь всю жизнь живет в норе, света белого не видит, питается впроголодь, семьи не имеет — и все для того только, чтобы умереть в полном одиночестве. От смерти-то не скрыться в самой глубокой норе! Для чего нужна была вся «премудрость», страх за собственную жизнь? А ведь многие люди живут подобно этому пескарю: прячутся от смерти, а в Hfore выходит, что от жизни. Никто не может наказать человека сильнее, чем он сам.

В сказке «Карась-идеалист» писатель вскрывает недействительный, абстрактный

характер учения некоторых людей (нетрудно догадаться, что это социалисты-утописты) о грядущей общественной гармонии. Карась, как это свойственно русскому человеку, разглагольствует о «гармонии», предлагая при этом совершенно наивные, фантастические методы ее осуществления, не думая о непримиримости классовых противоречий (в сказке караси и щуки представляют собой низшее и высшее соответственно сословия). А заканчивается все так, как и говорил предусмотрительный ерш, — карася съедает щука. В этой сказке Салтыков-Щедрин еще раз выразил свое презрение к пустословам и их бесплодным учениям, отрицающим коренную перестройку общества.

В сказке «Дурак» выведен типично русский образ. Сколько среди народа людей, готовых всем поделиться с обездоленным, накормить и приютить его! Доброта — неотъемлемое свойство истинно русской души. Дурак в сказке и знать не знает, что такое подлость. Он только то и делает, что сидит с больными, кормит голодных, одевает раздетых. Это ли не высшая человеческая добродетель! А с другой . стороны, жить в реальном мире дурак не приспособлен, заработать на хлеб себе не может, ужиться с людьми — тоже. О таких говорят: «пропащий человек». И опять Щедрин возмущается русской бездеятельностью, без которой доброта никакой силы не имеет.

Еще один яркий тип — в сказке «Либерал». Начинается все с благих намерений. Любит русский человек красиво поговорить, порассуждать на возвышенные темы. Однако высокопарные слова не сопровождаются какими-либо действиями. Так, Либерал первоначально воспевает высокие, общечеловеческие можно сказать, идеалы: свобода, обеспеченность, самодеятельность. Но затем эти понятия загоняются во все более узкие рамки: «по возможности», «в пределах», «хоть что-нибудь». А в конце концов, возникает и вовсе не вяжущийся с изначальными идеалами лозунг: «применительно к подлости». Выходит, что на поверку сущность либерализма антинародна.

А русский народ, несмотря на невзгоды и лишения, во все века сидит и ждет «Богатыря». Ждет во время войны, засухи, пожара, неурожая. Никогда не надеется русский мужик на себя, а всегда — на Богатыря, а сам в точности и не знает, что это за Богатырь такой. А в результате оказывается, что он сгнил давным-давно и надежды русский народ возлагал на пустое место.

 



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Б. И. История русской журналистики (1703 1917). М.: Наука, 2000. Содержани е учебное пособие

    Учебное пособие
    Выпуск настоящего курса истории русской журналистики XVIII — начала XX вв. в кратком изложении обусловлен рядом причин. Во-первых, последний учебник по истории русской журналистики, причем охватывающий только XIX в.
  2. Василий Галин Запретная политэкономия Революция по-русски

    Документ
    На Западе с начала XX века, а в России с 1990-х политэкономия попала в немилость, по сути став запрещенной наукой. Автор книги возвращается к этой уже почти забытой науке, делая это в наглядной форме на примере российской истории XX века.
  3. Книга посвящается всем свободным русским людям, жившим во все времена

    Книга
    Сражающемуся с чудовищами следует позаботиться о том, чтобы самому не превратиться в чудовище. Слишком долго заглядывающему в бездну следует помнить, что и бездна вглядывается в него.
  4. История русской литературы XX века (20-90-е годы). Основные имена. Под редакцией кормилова с. И

    Документ
    Русская литература 20-90-х годов XX века: основные закономерности и тенденцииА.А. БлокМ. ГорькийИ.А. Бунин И.С. Шмелев С.А. Есенин В.В. Маяковский М.И.
  5. Хотя бы для небольшой части русской аудитории

    Документ
    некоторые рецензенты, особенно русского происхождения, высказали на ее счет ряд критических замечаний, на которые я хотел бы сразу же вкратце ответить.

Другие похожие документы..