Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Как отмечалось ранее (лекция 14), при выходе значений ОП  Х(t)  за границу Xп   рабочей области происходит отказ объекта. Для характеристики надежност...полностью>>
'Экзаменационные вопросы'
Характер изменения затрат и потерь мощности на самопередвижение трактора и из-за буксования движителей в зависимости от скорости движения. Максимум к...полностью>>
'Документ'
Про забезпечення виконання Угоди про партнерство та співробітництво між Україною та Європейськими Співтовариствами (Європейським Союзом) і вдосконален...полностью>>
'Литература'
– Сегодня на уроке мы будем говорить о родительской любви и о чувствах мужчины к женщине на примере произведения А. С. Пушкина «Станционный смотрител...полностью>>

Александра Коваля «Страховая отрасль России вектор движения»

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Доклад депутата Государственной Думы Александра Коваля

«Страховая отрасль России – вектор движения»

Факторы, влияющие на развитие национального страхового рынка:

  • состояние и развитие экономики

  • политическая стабильность

  • рост благосостояния населения

  • состояние финансовых рынков в целом

  • страховое законодательство

  • налоговые стимулы (как для страховщиков, так и страхователей)

  • налоговое законодательство в целом

  • действия надзорных и регулирующих органов

  • консолидация страхового сообщества, эффективность работы общественных организаций страховщиков

  • внятная государственная политика в области страхования.

Пункт о государственной политике – последний по упоминанию, но отнюдь не по важности. Правительство России в 2002 г. утвердило Концепцию развития страхования в Российской Федерации на период до 2006 года, еще на этапе подготовки выхолостив из нее всю конкретику, а сразу после принятия предав этот документ забвению. За прошедшее время ни разу не рассматривались ни ход реализации Концепции , ни ее итоги.

Неизбежный вывод: разработанной и последовательно реализуемой государственной политики в сфере развития страхования у нас как не было, так и нет. Что касается количественных и качественных ориентиров, то в концепции было записано, что в связи с «принятием мер по совершенствованию налогообложения страховых операций, в связи с развитием долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования, введением новых видов обязательного страхования можно прогнозировать дальнейший рост числа договоров страхования, размеров страховых выплат и, как следствие этого, рост общих объемов аккумулирования средств в системе страхования». Правительство Российской Федерации предполагало, что к 2007 г. общий объем страховых премий достигнет 400 млрд. руб., объем страховых выплат — 300 млрд. руб.; доля совокупной страховой премии к ВВП составит 4%». Планку в 400 млрд руб страховая отрасль благополучно преодолела в 2004 г, как и объем выплат в 300 млрд руб, по доле в ВВП же сильно недотягивает до «контрольного показателя».

Должен сказать, что планы развития страховой отрасли разрабатывает и, насколько позволяют имеющиеся возможности, практически реализует только Всероссийский союз страховщиков. Работа ведется во многом согласованно с Федеральной службой страхового надзора и Минфином России. Но наше взаимодействие лишено концептуального стержня, реализуется не на стратегической основе, а ситуативно и фрагментарно, по мере появления проблем, которые мы вместе как раз и призваны упреждать.

Это во многом и последствия административной реформы в страховой сфере, т.е. разделения функций на правоустанавливающие: нормотворческие, регулирующие (МИНФИН) и правоприменительные, т.е. надзорно-контрольные (ФССН). Пока что такое разделение скорее создало проблемы для рынка, чем способствовало его динамичному развитию. Очевидно, следовало бы более тщательно изучить зарубежный опыт регулирования, взвесить все за и против. Тем не менее, постепенно работа налаживается и за последний год мы отмечаем усиление контрольно - надзорных функций. ФССН зорко следит за соблюдением страхового законодательства, принимает жесткие, часто крайние меры по отношению к страховщикам, не исполняющим его положений. Выносятся решения и об отзыве лицензий у компаний, занимающихся схемным бизнесом. Такое наблюдается впервые, это новая качественная ступень в реализации надзорных функций.

Не надо быть оракулом, чтобы предсказывать дальнейшее сокращение количества страховщиков и в связи с ужесточением и конкретизацией законодательных требований, и в связи с усилением контрольно-надзорной составляющей, и в связи с необходимостью приведения деятельности самих страховщиков в соответствие с более высокими стандартами. Возрастают требования и к финансовой прозрачности, и к финансовой устойчивости страховых компаний, структуре активов и резервов, к акционерному капиталу, к раскрытию информации об акционерах, что приведет к дальнейшему сокращению числа как функционирующих, так и вновь образуемых страховых компаний. Процессы структурирования рынка, слияния и поглощения со стороны крупных игроков также ведут к концентрации страхового капитала.

На третий год реализации ОСАГО профессиональное объединение автостраховщиков также профильтрует свои ряды.

Следует ожидать и сокращения числа компаний, работающих в сфере ОМС. И это уже происходит.

Эти процессы позволяют предположить, что через год - два число компаний на рынке сократится до 600-700. Есть еще и более рациональные оценки. Плохо это или хорошо? Это неизбежно. Но, важно, чтобы такое сокращение вызывалось естественными и объективными причинами, а не было результатом искусственного и селективного регулирования рынка и числа игроков на нем.

Все компании и мелкие, и средние и крупные должны быть в одних и тех же условиях надзора и регулирования. В этом состоит и одна из функций ВСС.

Если говорить о количественных показателях, характеризующих рынок, то перечисленные процессы не окажут существенного влияния на показатели собираемой премии. Ее объемы будут возрастать, но неравномерно, циклы ускорения будут чередоваться с периодами замедления, причем сейчас мы как раз и проходим через двухгодичный цикл замедления роста, совпадающего во временных рамках с административной реформой и изменениями в законодательстве. В 2004 году сумма собранной премии возросла только на 9%, даже не перекрыв, таким образом, уровня инфляции. В 2005 г темп роста может оказаться еще ниже, что, конечно, будет контрастировать с впечатляющим ростом в некоторые предшествующие годы.

Многое будет зависеть в дальнейшем и от общей ситуации в экономике страны, от расширения границ страхового поля. Однако такое замедление нельзя ни в коем случае называть «стагнацией», о которой говорят некоторые псевдоаналитики. Стагнация означает стояние на месте. А замедление, которое мы отмечаем, вызвано не каким-то системным кризисом, а перестройкой бизнеса, его очищением от всяких схем. Если вычесть из общих показателей стремительно сокращающееся краткосрочное страхование жизни, то в сегменте реального страхования наблюдается здоровый рост.

Сфера приложения сил страховщиков, «возделываемое» ими страховое поле, будут расширяться. Нам бы еще быстрее переболеть «автогражданкой» и подправить пострадавший от нее имидж страховщиков. Я помню возражения многих моих коллег против того, чтобы ОСАГО называли «локомотивом» развития отрасли, развития и качественного, и количественного. Но они оказались не правы. ОСАГО дало мощный толчок прогрессу страхового дела, заставило страховщиков осваивать навыки работы с массовым клиентом, отрабатывать новые технологии.

О цифрах, характеризующих ОСАГО, говорить не буду, но на некоторых знаковых моментах остановлюсь.

  1. Конституционный суд России подтвердил конституционность ОСАГО, что подводит черту под спорами о том, быть или не быть закону.

  2. Правительство России рассмотрело итоги 2-х лет реализации закона и констатировало адекватность страхового тарифа. К его рассмотрению и корректировке возможно вернутся по итогам 3-х лет действия закона. В тоже время, оно подтвердило необходимость корректировки отдельных положений закона.

  3. Государственная Дума не внесла никаких, подрывающих «автогражданку» корректив в закон, хотя только за этот год было внесено в этой части 7 законодательных инициатив.

Все это во многом результат скоординированной работы ВСС и РСА.

Так рабочая группа Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам по тарифам после долгой и продолжительной работы пришла к выводу о соответствии тарифа установленному уровню.

Комитет рекомендовал к отклонению или снятию с рассмотрения 5 законопроектов по ОСАГО.

В форсированном режиме по инициативе страховщиков были приняты изменения в части компенсационных выплат при отзыве лицензии. Это несомненный плюс в копилку страховщиков для поддержания позитивного реноме в общественном мнении и демонстрации понимания страховщиками своей социальной ответственности.

Государственная Дума в осеннюю сессию будет рассматривать два законопроекта, вносящие изменения в ОСАГО. Законопроекты Бооса - Габдурахманова и Коваля - Шевелева. На тот и другой есть отрицательное заключение Правительства РФ.

Первый предполагает снижение базовой ставки в 2 раза. Второй более объемный и сущностной, но по оценке страховщиков и неоднозначный.

(См. приложение)

Какие еще законодательные новации будут способствовать дальнейшему расширению страхового поля и усилению страховой защиты граждан и предприятий?

О страховании ответственности при эксплуатации опасных объектов.

Прежде всего это Федеральный закон «Об обязательном страховании ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов». Очень технически сложный законопроект, более десятка министерств и ведомств были задействованы в его подготовке, он несколько раз переписывался, неоднократно просчитывалось его финансово-экономическое обоснование. Но сегодня, благодаря усилиям разработчиков, Минфина, ФССН и профильного комитета Государственной Думы, эта работа завершается и мы уже выходим на этап ожидания заключения Правительства РФ, на согласованную версию. Охват сооружений и объектов имущественных комплексов весьма внушителен, соответственно, предполагаемый сбор премий также будет достигать значительных величин.

Но у закона есть и противники, есть страховщики, которые по иному видят процесс организации этого вида страхования.

В работе находится и Проект закона «О гражданской ответственности за причинение ядерного вреда», который предполагает, наряду с другими финансовыми механизмами, задействование и инструментов страхования. Этого требует и Венская конвенция, которую Госдума уже ратифицировала. Законопроект, принятый Государственной Думой в 1-ом чтении 3 года назад, ввиду его несостоятельности невозможно было принять в первом чтении, и сейчас Гостехнадзором готовится новая версия.

Об обязательном социальном страховании

Считаем, что пришло время задуматься о практическом участии коммерческих страховщиков в системе обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях. А задуматься надо и государству, и страховщикам. Комитетом ВСС по социальному страхованию соответствующий законопроект подготовлен. Начинается работа в профильном комитете Госдумы. Формируется рабочая группа. (См. приложение)

О страховании ответственности производителя.

Никто не снимает с повестки дня и подготовку к введению страхования ответственности производителя, но сегодня этот вид страхования воспринимается как дополнительная финансовая нагрузка, непосильная особенно для малого и среднего бизнеса. По крайней мере на ближайшие 3-4 года данная задача представляется трудно реализуемой.

О замене лицензирования профессиональной деятельности на страхование.

Можно говорить уже, как о системном факторе, о сокращении лицензируемых видов деятельности и упрощенной процедуре получения лицензии при условии страхования ответственности.

Речь идет о следующих видах:

1. эксплуатация пожароопасных производственных объектов;

2. деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);

3 .перевозки морским транспортом грузов;

4. перевозки внутренним водным транспортом грузов;

5. перевозки воздушным транспортом грузов;

6. перевозки железнодорожным транспортом грузов;

7. перевозки железнодорожным транспортом грузобагажа;

8. транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути;

9. погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте;

10. погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах;

11. погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;

12. деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

При получении разрешений на перечисленные виды деятельности процедура лицензирования значительно упрощается при условии страхования своей ответственности.

Об обязательном страховании жилья

Несмотря на то, что полемика о возможности введения обязательного страхования жилья поутихла, проблема осталась. Но речь здесь должна идти также о страховании ответственности. Ответственности владельца жилья в многоквартирном доме, квартиросъемщика, арендатора за ущерб третьим лицам.

О перспективах развития долгосрочного страхования жизни .

Полагаю, что этот вид страхования в ближайшее время бурный рост не ожидает. Кривая роста страхования жизни будет идти параллельно кривой экономического роста и роста благосостояния населения, и сопоставимыми темпами. Но с учетом того, что именно этот вид страхования больше всего интересует иностранных страховщиков , нам необходимо принять скорейшие меры к его развитию. Для того, чтобы хотя бы побороться за этот сегмент.

В наиболее авторитетном обзоре, подготовленном Иланом Рубином из ОФГ, реальный объем взносов по страхованию жизни в 2001 году оценивался примерно в 48 млн. долл, там же предсказывались ежегодные средние темпы увеличения данного показателя, равные 44 %, вплоть до 2016 г, когда он достигнет 33,6 млрд. долл. Автор названного обзора предсказывал, что сборы по реальному страхованию жизни составят в 2002 г - 72 млн. $, в 2003 г - 100 млн.$, 173 млн. $ в 2004 году и, наконец, 302 млн. $. в 2005 г. Нет особого смысла заглядывать так далеко, как в 2016 г, когда, возможно, никто и не вспомнит о наших прогнозах. Однако прогноз на 2005 г. и далее пока представляется чрезмерно оптимистичным.

Утверждают, что доминирование иностранных компаний в секторе страхования жизни неизбежно, поскольку страхование жизни в настоящее время практически в РФ отсутствует, а население не желает доверять российским частным финансовым учреждениям свои долгосрочные сбережения.

Но России совершенно не обязательно развиваться по восточноевропейскому, латиноамериканскому или восточноазиатскому сценарию.

Как же будет развиваться долгосрочное накопительное страхование, когда для него нет массовой базы? А таковая появится только вместе с формированием сильного и многочисленного среднего класса – оплота социальной стабильности и основы жизнеспособности любого государства. Остается выяснить, как именно выглядит этот самый средний класс, и когда он появится?

На мой взгляд, к среднему классу следует, как это делается в ряде зарубежных государств, относить семьи, располагающие, как минимум, двумя автомобилями, квартирой и загородным домом. Эта та категория людей, с которой страховщикам и следует работать в первую очередь.

С другой стороны за работника может платить и работодатель, включая страхование жизни в социальный пакет. В этом направлении мы можем продвинуться гораздо быстрее, чем иностранные страховщики. Им в этом сегменте будет сложнее.

Существующие макроэкономические параметры и тенденции дают основания для следующего вывода. Даже если гипотетически предположить, что мы сняли все вопросы с законодательным обеспечением процесса развития долгосрочного накопительного страхования и пенсионного страхования, решающего сдвига и впечатляющего ускорения в страховании жизни все равно ожидать невозможно. Это необходимо сказать еще и в связи с тем, что в нашем профессиональном сообществе стойко бытует представление о том, что единственное, чего не хватает страховой отрасли, так это ударно принятых законодательных актов или таких законов, которые принуждали бы людей страховаться.

Как бы то ни было, задача формирования стимулов, прежде всего налоговых, для страхователей, физических и юридических лиц, работодателей и работников, безусловно, с повестки дня не снимается и мы продолжаем заниматься ею. Уже подготовлены изменения для внесения в соответствующие статьи Налогового кодекса.

При этом хочется спросить, полностью ли готовы сами страховщики к реальному долгосрочному страхованию жизни?

Так зарабатывая на ОСАГО, некоторые страховые компании создавали проблемы для всей отрасли, в том числе и для сегмента страхования жизни.

Проблема состоит в завоевании доверия того страхователя, который по своей доброй воле собирается придти к страховщику, чтобы заключить с ним договор страхования жизни на 10-15-20 лет. Этот потенциальный страхователь сейчас крепко задумается – а можно ли и стоит ли доверить свои средства страховой компании, учитывая свой личный опыт взаимодействия со страховщиком при урегулировании убытка и получении выплат по ОСАГО? А ведь именно владельцы автомобилей в большей своей части и есть представители именно того среднего класса, на который, как отмечено выше, главным образом и должны рассчитывать страховщики, готовя программы по страхованию жизни и обучая агентов. Проблема формирования положительного имиджа страховщика, в идеале - символа надежности и стабильности, как видите, сохраняет всю свою актуальность.

Другая нерешенная проблема: долгосрочное накопительное и пенсионное страхование по сути является разновидностью коллективных инвестиций. Предстоит обеспечивать эффективность размещения средств, собранных страховщиками жизни, привлекательные условия для страхователей, обеспечивающие как защиту от рисков, так и инвестиционный доход не ниже того, что предлагают другие институциональные инвесторы. Умеют ли страховщики эффективно управлять активами с высокой инвестиционной отдачей? Далеко не все… Тем более на нынешнем достаточно узком российском фондовом рынке, который предлагает пока что ограниченный спектр надежных финансовых инструментов и не способен переварить приток значительных инвестиций.

Об обязательном медицинском страховании

Ожидаемое и, надеюсь, скорое реформирование здравоохранения и системы ОМС, безусловно, придаст стимул развитию не только обязательного медицинского страхования, но и еще в большей степени - добровольного. В этой связи страхование ответственности врачей также необходимо закрепить законодательно. Но об этом подробнее в другом докладе.

О саморегулировании в страховой сфере

В этом плане обдумываем реформу нашей главной страховой организации – ВСС.

У этой идеи есть, естественно, и сторонники и противники.

  1. Рамочный закон «О саморегулируемых организациях», принятый в I чтении 3 года назад (авторы – 80 депутатов) никак не дойдет до следующего чтения.

Президент РФ – за, МЭ – за, в целом, а детали никак не согласуются.

Это сдерживает и принятие законов, регулирующих создание и деятельность СРО в других сферах.

Хотя в части аудиторской деятельности соответствующие изменения в ФЗ приняты.

  1. ФССН, Минфин(департамент финансовой политики) – за создание СРО в страховой сфере, а страховщики (значительная часть) – против. (Комитет по законодательству ВСС). Почему?

  2. Подготовленные поправки в части СРО в предварительном порядке были направлены мною в Правительство РФ на получение отзыва. Он – отрицательный. Работа по реализации несущественных ,с моей точки зрения, замечаний завершена. После обсуждения законопроекта в рамках всего союза будет принято решение о его внесении.

  3. Отрицание страховщиками необходимости развития саморегулирования на страховом рынке – означает непонимание вектора развития страхового дела в России.

Полагаю, что речь должна идти не о том, чтобы не допустить реализации концепции саморегулирования на страховом рынке, а о том, как это лучше сделать в интересах страховщиков.

О нашем базовом законе «Об организации страхового дела в РФ»

В весеннюю сессию в него было внесено три изменения. Последнее в части нормы, касающейся частично или полностью совпадающих наименований субъекта страхового дела.

Проведенный исполнительной дирекцией анализ наименований всех страховщиков России показал, что эта проблема станет проблемой для более чем 400 страховщиков.

Критериев частичности совпадений определить оказалось в короткие сроки невозможно.

ВСС привлек к рассмотрению этой задачи специалистов Института русского языка им. Пушкина.

Совместное с ФССН, МФ, ВСС обсуждение проблемы показало, что если не внести изменения в кратчайшие сроки изменения в закон, то для трети компаний страхового рынка, не только для членов ВСС, появляется проблема, которая может привести к отзыву лицензии за неисполнение нормы закона.

И было принято решение о внесении изменений в закон, что было реализовано в беспрецедентно короткие сроки.

Но должен отметить, что по сути, изложенное в законе было правильным. Нормы о запрете и частичного и полного совпадения наименований есть в законодательстве всех стран.

Я уже читал о разных трактовках полного совпадения наименований , но они далеки от правильного. Полное означает совпадение всех букв, цифр, запятых внутри кавычек, т.е. имени собственного. Именно это и имел ввиду законодатель.

Были также внесены изменения в закон и в части уточнения процедуры ликвидации страховщика при отзыве лицензии. Ранее эта проблема не была актуальна, а сегодня – более чем. И прежде всего для компаний, занимающихся «автогражданкой».

Должен отметить, что любые изменения в закон воспринимаются страховщиками настороженно и, как я убедился, лучшая ситуация для страховщиков, когда правила игры не меняются и как можно дольше.

Но надо отдавать себе отчет, что наше страховое законодательство сегодня уже отстает и от страхового законодательства стран бывшего СССР, не говоря уже о европейском.

Сравните наш закон «Об организации страхового дела в РФ» и казахский «О страховании», и вы поймете насколько наш либеральней.

С одной стороны – хорошо, с другой – работа в тепличных условиях расслабляет и сыграет плохую службу при приходе иностранных страховщиков при вступлении в ВТО, которые работают в условиях жесткого регулирования и надзора.

Совершенно очевидно, что законодательство необходимо гармонизировать, такая задача стоит в рамках законодательной деятельности ЕврАзЭСа, и сближать его с европейским.

А потому, либо мы, я имею ввиду ВСС, выступим инициатором этого процесса, либо это сделает Правительство РФ, а точнее чиновники. В этой связи ВСС выступил инициатором процесса. Создана комиссия по подготовке новой редакции закона о страховании, в которую вошли страховщики и представители Минфина, ФССН и МЭ.

Комиссия работает, работает не в форсированном режиме, а спокойно, понимая, что тот проект, который появится, должен после его принятия как минимум лет 5 не подвергаться изменениям.

На подготовку законопроекта мы отвели год.

Естественно, потребуются и изменения в 48 Главу ГК РФ, и работа должна вестись параллельно.

О взаимодействии с ФССН и Минфином РФ.

Работу и взаимоотношения можно назвать конструктивными и деловыми.

С обоими ведомствами подписаны и действуют соглашения и протоколы к ним. Проводятся совместные встречи, заседания рабочих групп, совещания по проблемам рынка.

Хороший контакт с руководством надзора (Ломакин-Румянцев И.В.) и руководителем департамента финансовой политики Министерства финансов РФ (Саватюгин А.Л.).

ФССН своевременно информирует ВСС о действиях надзора, будь то выпуск приказов или нормативных документов.

О вступлении в ВТО.

Не обойти вниманием и тему открытия страхового рынка при вступлении России в ВТО, что, безусловно, скажется на его развитии. Рано или поздно это случится, скорее всего рано. Но мне думается, что в условиях формирующегося страхового законодательства и имеющей место экономической нестабильности, очень уж активного продвижения на наш рынок иностранных операторов ожидать не приходится. Национальные особенности функционирования механизмов государственной власти также создают дополнительные трудности. Я имею в виду бюрократию, волокиту, непредсказуемость и непоследовательность действий власти и т.д. и т.п. Видимо потому очереди на страховой рынок России пока нет.

Итак, в заключение, российский страховой рынок, несмотря на имеющиеся проблемы, будет динамично развиваться, с предсказуемой цикличностью, продвигаясь в сторону приоритета классических видов страхования, он станет более прозрачным, его ждут дальнейшая реструктуризация, процессы слияний, поглощений, и все таки уход с рынка многих страховщиков, а в целом - переход к качественно новому этапу своего развития.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Радио россии, вести, 16. 10

    Документ
    10. 008 11 ЮЖ.ОСЕТИЯ МОЖЕТ СТАТЬ НАБЛЮДАТЕЛЕМ В ПАРЛАМЕНТЕ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА 1 Взгляд , , 1 .
  2. Россия между «норд-остом» и бесланом (1)

    Реферат
    Как известно, в России всегда существовали извечные русские вопросы: кто виноват? что делать? и кому на Руси жить хорошо? Последнее десятилетие сформулировало такие же извечные русские ответы с некоторой поправкой на время:
  3. Россия между «норд-остом» и бесланом (2)

    Реферат
    Как известно, в России всегда существовали извечные русские вопросы: кто виноват? что делать? и кому на Руси жить хорошо? Последнее десятилетие сформулировало такие же извечные русские ответы с некоторой поправкой на время:
  4. Пресс-служба фракции «Единая Россия» Госдума РФ (5)

    Документ
    "ЛИБО БЕРИ ЖИЛЬЕ В ТМУТАРАКАНИ, А ЕСЛИ ОТКАЗАЛСЯ - ВСЕ, ГУЛЯЙ, ВАСЯ!"., ВЛАДИМИР ПУТИН, ПРЕЗИДЕНТ РФ, - О ПРОГРАММЕ ЖИЛИЩНЫХ СЕРТИФИКАТОВ. 64
  5. Пресс-служба фракции «Единая Россия» Госдума РФ (25)

    Документ
    09. 005, Ципляева Татьяна, 14:45 0 ПЕРВЫЙ КАНАЛ, НОВОСТИ, .09. 005, Крискевич Вячеслав, 15:00 1 НТВ, СЕГОДНЯ, .09. 005, Суханов Алексей, 1 :00 1 НТВ, СЕГОДНЯ, .

Другие похожие документы..