Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Вряд ли кто станет спорить, что человек от животного отличается лишь одной незначительной деталькой: мозгом. Точнее, спорщики всегда найдутся, но они...полностью>>
'Документ'
Суриков Василий Иванович [12(24).1. 1848, Красноярск, - 6(19).3.1916, Москва], русский исторический живописец. Родился в казачьей семье. Учился в пет...полностью>>
'Конспект'
Необхідність цілеспрямованої взаємодії окремих суб'єктів господарської діяльності один із одним і зовнішнім середовищем потребує орієнтувати маркетин...полностью>>
'Закон'
Настоящая Концепция разработана в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Стандарта Банка России СТО БР ИББС-1.0-2006. Ко...полностью>>

Литература по "культуре растафари"

Главная > Литература
Сохрани ссылку в одной из сетей:

В 1982 г. "Яростная пятёрка" записывает пластинку "Послание" на слова поэмы Эда Флетчера о чёрном гетто. Пластинка не вошла в хит-парады, но была расхвалена критиками. Рэп превращается в жанр массовой культуры.

Параллельно "институализируется" другая составная часть стиля хип-хоп - брэйк-дэнс. Впервые он был описан в прошлом веке в Новом Орлеане как "Конго сквэар дэнс" (на "площади Конго" собирались отдохнуть, повеселиться и посостязаться в танце рабы. Тут же проходил карнавал "Марди грасс" французского происхождения, на котором рабы соревновались, объединившись соответственно этническому происхождению в команды). Но смутные упоминания об акробатических танцах рабов встречаются и раньше, а схожие элементы хореографии встречаются как в Африке, так и среди диаспоры (например, бразильская "капоэйра" - смесь танца с боевым искусством). Этот танец-состязание, смысл которого состоял в том, кто ловчее выполнит сложнейшие акробатические трюки, также до поры незаметно существовал среди чёрных подростков, воспринимаясь презрительно как "искусство ниггеров".

К моменту "коммерциализации" брэйка существовали два стиля: нью-йоркское "верчение" и лос-анжелесский "Pop-locking" ("электрик буги"). Первый ("низкий брэйк") самым эффектным приёмом имеет верчение тела параллельно земле на полусогнутой руке, на спине или бедре. Второй состоял из особых движений, как бы "замыкающих" на мгновение суставы. Танцор дёргался, словно под током, и. несмотря на древние корни, этот стиль был воспринят как пародирование робот а и "технотронной цивилизации" вообще.

В 1983 г. вышел фильм об уличных музыкантах Нью-Йорка "Бит стрит" с участие брэйкеров и рэпперов. Вослед ему разразился бум моды на рэп и брэйк. В 1984 г. балетный театр Сан-Франциско открывает сезон гала-концертом сорока шести брэйкеров. На закрытии лос-анжелесской Олимпиады выступили 100 брэйкеров.

В отличие от долговременной моды на рэп, интерес к брэйку угас уже через два года. Сейчас в массовой культуре брэйк как бы растворился в рэпе. став его элементом.

Ещё один вид подростковой самодеятельности чёрного гетто - уже упоминавшиеся граффити. Мастер жанра Дж. Уолтер Нигроу рекомендует его как "вероятно, единственную форму искусства, возникшую в Америке. Некоторые считают, что она одного порядка с музыкой рэп или брэйк-дэнсом, и это в какой-то мере правда. Это продолжение устной традиции рэпа". Хитрость в том, - продолжает маэстро, - чтобы нарисовать там, где "они" не достанут. И когда Вавилон падёт в огне, останется свидетельство того, что не все здесь были козлами. Граффити - это бунт против стандарта, единообразия машинной цивилизации. Художник соревнуется здесь не с другими художниками, не с другим мастером, а с ребёнком, и это-то как раз невероятно трудно. "Граффити. - заключает Уолтер Нигроу, - это способ дать другим понять, что и у нас тоже есть своя собственная культура, что мы тоже что-то из себя представляем - и по отдельности, и как единое целое» .

Функции граффити разнообразны - от разметки территории до завоевания престижа. Кстати, эти "заборные надписи", сделанные с помощью баллончиков-распылителей краски, достигают высокого уровня технического исполнения, превращаясь в шедевры оформительского и дизайнерского искусства. Сегодня граффити продаются - и недёшево - в художественных салонах, публикуются в каталогах, устраиваются выставки. Самый простой образец граффити - личный знак "тэг" - часто отличается лаконичным и броским решением. "Тэг" - это и псевдоним, и вензель, и герб. Сумевший начертать свой "тэг" в больших количествах и в самых рискованных местах подросток пользуется всеобщим уважением. Он может выменять или продать свой "тэг" - и тогда весь престиж и "общественное положение", связанные с ним, переходят к новому владельцу.

Сформировавшийся из всех этих элементов хип-хоп (словцо заимствовано из рэпа Африки Бамбааты) стал субкультурой, сознательно ориентированной на решение социальных и психологических проблем через самодеятельное творчество, пересоздание культурного окружения, воплощение в "дворовых жанрах" ценностного мира чёрного гетто. Пафос хип-хоп - это "возрождение расовой гордости путём взаимопомощи, прекращение насилия внутри чёрной общины, обращение к истории чёрной расы.

Так, группа рэпа "Буги Даун Продакшн" (её первый альбом "Всеми возможными средствами" был посвящен Малькольму Х и назван по заглавия его речи) во втором альбоме "Музыка гетто: прописи хип-хоп" в рэпе "Ты должен учиться" призывают изучать историю африканцев: "Как мне кажется, в чёрной школе// Должна непрестанно изучаться африканская история, ..<далее пародируются темы школьных уроков>... Всё это оскорбляет чёрный менталитет// И чёрный образ жизни".

В 1991 году возникает объединение рэпперов ради пропаганды африканской истории и культуры в свете учения Чёрных мусульман. Во главе объединения стоят музыканты из группы "Х-Клан".

____ Как и вообще среди самых отчаянных ребят из гетто, среди звёзд рэпа очень модно стало всё, что связано с Чёрными мусульманами. В названиях некоторых групп ("Арабский принц", "Королева Латифа**) используются намёки на Ислам, в группе "Племя, называемое Квест" у половины участников - "арабские" имена. Многие группы, в первую очередь это "Паблик Эними" осознанно пропагандируют идеи Чёрных мусульман, являясь членами Храма.

Хип-хоп. как до него стиль афро, сделал модным всё, что кажется подросткам "африканским", и хотя, в отличие от случая с раста-рэггей, влияние "Нации ислама" на хип-хоп менее отчётливо выражено, оно далеко не ограничивается внешней символикой.

О побочном следствии такого влияния - росте националистических настроений, причём в самом радикальном варианте, - в США вновь заговорили летом 1992 г., после прокатившихся по стране расовых стычек, отличавшихся неожиданной жестокостью и остервенением со стороны чёрных подростков (традиционно общественность США привыкла воспринимать чернокожих «обиженную» сторону, жертву жестокости полиции и т.д.). Сам президент Буш в своём комментарии привёл в качестве одного из факторов, создающих готовность к агрессивной реакции на реальное или мнимое ущемлено расовой гордости, воинствующий расовый национализм, пропагандируемый рэпом.

Новая вспышка интереса молодёжи к Чёрным мусульманам связана с выходом осенью 1992 г. на экраны США "суперфильма" "Малькольм X", также обеспокоившего американских либералов своей расовой бескомпромиссностью, переходящей в "чёрный шовинизм".

Что же касается хип-хопа. то из-за своего мегаполисного характера этот стиль популярен в Африке куда меньше, чем растафари. Лишь в ЮАР сложилось многочисленное "движение хип-хоп", самая известная группа рэпперов здесь - "Городские пророки".

Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода. // Хрестоматия по истории языкознания ХIХ-ХХ веков. М., 1956, с.68.

Гадамер X.-Г. Истина и метод. М., 1988, с.250.

Бахтин М.М. Эстетика художественного творчества. М., 1986, с.354.

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979, с. 294.

Лотман Ю.М. Асимметрия и диалог. // Труды по знаковым системам. Вып. ХVII, Тарту, 1983, с.25

Лотман М.М. Феномен культуры. // Труды по знаковым системам. Вып. X, Тарту, 1978, с. 5-6. Все это, конечно, не означает, что субъективно конкретная культура не может выдвигать идеалом другие принципы культурной коммуникации. Идеи Лотмана и Бахтина отражают осознанную ориентацию на диалогичность в западноевропейской культуре, потому-то именно европейскими мыслителями эта модель культуры и была предложена. Коренится она в духе и догматике западного Христианства (двойственная природа Христа, Троица, строение катехизиса, отделение мирских властей от церковных, а позже и разделение исполнительной, законодательной и судебной власти, диалектика). Исламскому миру скорее ближе установка на монолог (от монологичности Корана до халифата как идеала единства светской и духовной власти), политеистическим религиям (индуизму, например) – на противоречивое многоголосие. С долей шутки можно представить коммуникационную модель буддизма как молчание, а православного Христианства – как стройный единодушный хор. Недаром в общественном устройстве византийское Христианство идеал видело в симфонизме, а в музыкальной эстетике Православия партесное пение (многоголосие) вызывало неприятие сторонников монодийного согласного распева. Пущенное М.С. Горбачевым иноземное словцо «консенсус» - не что иное, как неосознанная простодушным автором попытка подвести «передовое» обоснование под свойственную его мышлению идеализацию общинного единения. Впрочем, и более образованные русские мыслители особую стать России видели в соборности.

См.: Артановский С.Н. Проблема личности на рубеже культур.//ВФ,1967, №7; Park R. Race and Culture. Glencoe: Free press. 1950; Stonequist Е.V. The Marginal Man. N.Y.: Russel & Russel, 1961.

Африка: взаимодействие культур. М., 1989. с. 209, 216.

Там же, с.210.

Цит. по: Бейлис В.А. Традиция в современных культурах Африки. М.,1986. с.31-32.

Без уничижительного смысла, всего лишь как массовую идеологию, ясную всем, вплоть до ямайского оборванца, в противовес «философскому» негритюду, оставшемуся достоянием узкого круга «высоколобых».

Этот формальный критерий срабатывает лишь в последние несколько веков, да и то с трудом: Якова Бёме или Иосифа Дицгена, безусловно, следует в таком случае отнести к представителям несистематизированного мышления. Вообще ни один формальный критерий не позволяет развести два уровня общественного сознания или же выделить тех, кто профессионально призван поучать массы: ни образование, ни систематизированность и категориальность, ни профессиональная деятельность, ни способ распространения взглядов, ни что-либо иное. Иначе даже в европейской культуре многие её вершины выпадают за рамки "теоретического мышления".

Ковельман А.Б. Риторика в тени пирамид. Массовое сознание римского Египта. М., 1988, с. 14

Ранее выходили работы: Сосновский Н.А. "Культура растафари" в зарубежной литературе: Панафриканизм. Ветхий завет и рок-музыка. // Культурное наследие: преемственность и перемены. Вып. 3. М.. 1991, с.130-198; Он же. На полпути к себе ("Движение растафари": религия? идеология? мода?// Восток. М., 1991. №6, с.55-65: Он же. Хайле Селассие I, песенки рэггей и мифы исторического сознания. // Иностранная литература. М., 1992. №8; Он же. Миф о люберецком "Гарлеме", или Наш последний интернациональный долг. // Знание - сила. М.. 1992, №4; Он же. Покидая Вавилон налегке... // Забриски Rider, М., 1993, №1.

Несмотря на обилие журнальных заметок и упоминаний в работах, посвященных другим вопросам, единственной монографией, описывающей растафари в Африке остаётся Konaté Y. Alpha Blondy. Reggae et societé en Afrique Noire. P.-Abidjan, 1987

Roszak Th. The Making of a Counter Culture. Reflections on the Technocratic Society and Its Youthful Opposition. L: Faber and Faber, 1971, p.291.

Со времени написания текста прошло более десяти лет, и с кем только не общался я за эти годы, многое в работе мне уже кажется простоватым, многое надо добавить, но тогда этот upgrade не закончится никогда. Любимые книги вообще невозможно дописать, если ты не завершил то, что называется «жить и думать»: кто читал первую часть моего «Черного Орфея», помнят, что задумкой было писать ее как бесконечный миф с продолжением в каждом номере «Райдера», где герои повествования (причем Олди, Рада и Гера Моралес уже согласились) становятся авторами, а я – героем, и вновь наоборот. Только тогда можно осмелиться браться за концепцию Искусства как родственного шаманизму посредничества между нами и Высшим – иначе ты изначально обречен согласиться, что все написанное будет куцым и примитивным. Великий А.Ф. Лосев гимназистом задумал написать историю мировой культуры, но к 95 годам дошел лишь до эпохи эллинизма. Куда уж нам…

В частности, см.: Сосновский Н.А. "Культура растафари" в зарубежной литературе: Панафриканизм, Ветхий завет и рок-музыка. // Культурное наследие: преемственность и перемены. М., 1991.

Owens J.V. Dread: the Rastafarians of Jamaica. L.: Heineman Ed., 1979 (2-nd ed.), р. 150

Black Music (далее - ВМ) L., 1978. Vol.1. №7, р.35.

Писалось в 1991 году и сейчас выглядит наивно

Когда писалась эта работа, у нас сей жанр был представлен лишь чивилихинской «Памятью» да десятком малоизвестных опусов, выпущенных пламенными фантазерами малым тиражом в провинциальных изданиях. С тех пор труды типа «Атлантида и Древняя Русь», «Русы – наследники ариев», «От Шамбалы до Днепра» и «Казачество в античную эпоху» размножились без числа, что наводит на мысль об экзистенциальном сходстве мироощущения постсоветского человека и афроамериканца середины XX века, нуждающихся в компенсации унизительной для них картины мира.

Brown H.S. Tretise on the Rastafarian movement. //Caribbean Studies. - Rio Piedras, 1966, vol.6, #1, p.39

Smith M., Augier R., Nettleford R. The Ras Tafari Movement in Kingston, Jamaica. - Mona: Inst.-of soc. and econ. research, l960.

Barrett L.K. The RasTafarians: Sounds of cultural dissonance. Boston:Beacon Pr., -1977; Idem, Soul-Force: African heritage in Afro-American Religion. N.Y.,1974.

Morrish I. Obeah, Christ and Rastaman: Jamaica and Its Religion. Cambridge, l977.

Post K. The Bible as Ideology: Ethiopianism in Jamaica, 1930-1938. //African perspectives. Cambridge Univ. Pr., 1970, p. 185-207

Появившийся в Меланезии в конце 19 века и особенно расветший в годы II Мировой войны «культ приносимых благ». Грузы с провизией и т.п., получаемые колониальной администрацией, а позже – американской армией, воспринимались как посланные предками, но попавшие не по адресу. Вскоре предки разберутся в оплошности и тогда корабли и самолеты принесут изобилие и достаток.

La Вагге W. Materials for a History of Studies of Crisis Cults: a Bibliographic Essays. // Current Anthropology. Chicago. 1971. vol.12, #I. p.27

Nowicka Е. The Rastafari Movement. - Its Genesis and Functions. // Estudios latinoamericanos. Wroclaw: Ossolineum. 1974, t. 2, p.34.

Bowen W. Ras Tafarism and the New Society. // Savacou, Kingston. June 1971, # 5, p. 47.

Yawney C.D. Remnants of All Nations: Rastafarian attitudes to Race and Nationality. // Ethnicity in Americas. - The Hague-Paris, 1976

Owens J.V. Dread: the Rastafarians of Jamaica. L.: Heineman Ed., 1979 (2-nd ed.).

Owens J.V. Literature on the Rastafari: 1955-1974.//New Community. L., Winter 1977/78, Vol.6,#1&2 - p.155.

Erskine N.L. Decolonizing Theology. A Caribbean Perspective. - Maryknoll: Orbis Books. 1977. p. 112.

Nettleford R. Mirror Mirror: Identity, Race and Protest in Jamaica. Kingston; Collins & Sangster. 1970, p. 9-10

Как это вообще свойственно советским исследователям, налицо не только полнейшее непонимание «духа» рэггей, полная внеположенность предмету исследования, но и изоморфная растафари иллюзорность восприятия: растафари в классическом изводе не знает «классовости», она сводит мировые коллизии к расе.

Лукьянова И. Г. Критика современных идеалистических концепций молодёжной культуры. // Критика буржуазных философских и социологических концепций культуры. Л..1986, с.118. Так и подмывает процитировать еще, но это столь же неблагородно, как глумиться над актером, читающим чужой бездарный текст. Я и сам году в 86 - сдал маленькую статейку о растафари в сборник Института востоковедения и с ужасом и стыдом увидел, что хотя текст был всего лишь урезан, без «правильных» добавок, за которые стоило бы краснеть, зато название редактор изменил на какое-то совершенно маразматическое и не связанное с текстом никоим образом.

Троицкий А.К. Боб Марли. // Музыкальная жизнь. М.. 1981. №21

Campbell H. Rasta and Resistance: From Marcus Garvey to Walter Rodney.. L: Hansib Pbl., 1985, р. 150

Idem, Rastafari: Culture of Resistance. // Race and Class, L. Summer 1981, vol., 22. #1, p. 2

Frith S. Sound Effects. Youth, Leisure and the Politics of Rock. L.: Constable. 1933. p. 279.

Cashmore Е.E. No Future: Youth and Society. L.: Helneman. 1984. p.l7-13.

Konate Y. Op.cit., р. 86.

Herskovits М. Op.clt.. p.10, 18.

Youth, Tradition and Development in Africa. Regional meetings on Youtn in Africa. Nairobi. 17-22 dec.1979. P. : UNESCO. 1981, p.140

Африка: взаимодействие культур. М.,1989. с.214.

Там же, с.214-215.

Проблемы культурного строительства в независимых странах Африки. М..1971,с.162.

Об ориентации африканской городской поп-музыки на музыку диаспоры см: Besignor F. Sons d'Afrique. Baume-les-Dames: Marabout, 1988; Coplan D. Go to my town, Cape Cost! The Social History of Ghanaian Highlife. // Eight urban musical cultures. Tradition and change. Urbana-Chlcago-L.: Univ.of Ill. Pr., 1973; Idem, In Township Tonight! South Africa's Black City Music and Theatre. L.-N.Y.: Longman 1985; Roberts J. Black Music of Two Worlds. L: Penguin Books. 1973

Подобно тому, как в позднем советском обществе при отсутствии осмысленной и нетривиальной профессиональной песенной культуры для интеллигенции среднего возраста замена находилась в художественно беспомощной, но эмоционально и духовно насыщенной (пускай и с корявыми текстами) «самодеятельной песне». Для молодежи этот вакуум заполнял «русский рок», тоже откровенно любительский, по крайней мере, в музыкальном плане (при высоком поэтическом уровне пение и игру Башлачева музицированием назвать трудно, а «гаражный» рок или британский панк на этом фоне вообще выглядят виртуозами.

Для Иегуди Менухина его друг Рави Шанкар был равным ему по уровню Музыкантом, но для массы музыковедов – нет. В Индии нет национальной оперы или балета европейского типа, как нет и симфонической музыки, но тысячелетняя история индийской культуры позволяет не испытывать по этому поводу стыда перед мировой музыкальной общественностью. Решение Туркменбаши (С. Ниязова) о закрытии в 2001 году Туркменского театра оперы и балета им. Махтумкули как чуждого национальной культуре было осмеяно за ретроградство, меж тем как именно тут-то и проявилась прозорливость государственного мужа. По крайней мере, откровенно пародийные балеты о современной жизни туркменских тружеников были куда более издевательским зрелищем.

В статье об алжирской музыке даже не упоминается стиль «раи», хотя существует он с 30-х годов и без него алжирский горожанин досуга не мыслит, а в 90-е годы на волне интереса к «мировой музыке» «раи» покорил и Францию (Шеб Мами и Халед вошли в мировые хит-парады). В статьях о музыке других стран Африки нет упоминаний ни об одном реально популярном стиле современной городской музыки (напомню, что для африканца не существует деления на «легкую» и «серьёзную» музыку, музыка для него подразделяется функционально (ритуальная, обрядовая, трудовая, величальная, для отдыха). В Музыкальном энциклопедическом словаре (Москва, "Советская музыка", 1990) в статье о пакистанской музыке нет ни слова о каввали, хотя даже на зашоренный взгляд музыковеда-книжника она того заслуживает: это насчитывающая 800 лет музыкальная традиция суфийского радения (зикра), тем более, что вот уже десять лет как стиль каввали благодаря Нусрат Фатех Али-хану стал всемирно известен и популярен. Разумеется, издание обошлось без рэггей. Там же в статье о Бразилии не упоминается босса нова, визитная карточка этой страны перед миром. Зато все это можно найти в куда более респектабельной «Британике».

Сиприан Эквенси (р. в 1921) автор популярных лубочных романов о нравах городской жизни.

«Сообщество стильных и элегантных»

Вesignor F. Sons d'Afrique. Baume-les-Dames, 1988, p.70

Cм.: Wallis R., Malm К. Big Sounds from Small Peoples: the Music Industry in small countries. N.Y.: Pendragon, 1934; Ewens G. Africa O-Ye! A celebration of African Music. Enfield: Guiness Pbl., 1991: Manuel P. Popular music in the non-Western world. N.Y.-Oxf.: Oxf. Univ. Pr., 1988; Oliver P. (ed.) Black Music in Britain. Essays on the Afro-Aslan contribution to Popular music. Phllad.: Open. Univ. Pr., 1990.

Марли умер от рака 11 мая 1981 г. "Боб Марли не умер? он воскрес в Африке", -называлась посвященная его памяти статья в Jeune Afrique Suppl. 1983, dec., N1.

New African. 1989, #3775, p. 2136

Coplan D. In Township Tonight!...:p.l95.

Л.Сенгор писал о раннем негритюде: "У нас не было недостатка в аргументации, которой мы могли привлечь земляков в Африке и негров диаспоры к Возрождению Чёрной культуры. В нашем распоряжении был джаз, блюз, танцы, но прежде всего - Чёрное Искусство..." (Senghor L. The Revolution of 1889 and Leo Frobrnius. // Africa and the West. The Legacies of Empire. N.Y. etc., 1986)

Lomax L. When the word is given: a report on Eligah Mohammad, Malcolm X and the Black Muslim world. Cleavelend-N.Y.: World Pbl., 1963, p.22

Off the pigs! The History and Literature of the Black Panther Party. Metuchen: Scarecrow press. 1976, p. 231.

White Th. Catch а Fiге. The Life of Bob Marley. L. etc.: Oninibus Press,1991, p.8

Webb J.M. "The Black Man: The Father or Civilization Proven by Biblical History. Chicago: Fraternal Press, 1924

Pettersburgh F.B. Royal Parchment Scroll of Black Supremacy. Kingston, 1926

Owens J. Dread, ...р. 30.

Ibid., p. 53

Ibid., p. 31

Ibid., p. 37

Cargill M. Jamaica Farewell. Secaucus, 1978, p.19

Hearn J. Land of Living. L.: Faber & Faber, 1961, p. 159

Caribbean Quarterly, 1980, Vol.26, #4, p. VII

В древности вообще слова «Африка» и «Эфиопия» часто употреблялись как синонимы.

См. Shepperson G. Ethiopianism and African Nationalism. // Phylon, Vol. 14, #1, 1953; Idem, Ethlopianism: Past and Present. // Christianity in Tropical Africa. L.: Oxf. Univ. Pr., l968.

Роман был написан по мотивам нашумевшего фильма The Harder They Come с певцом Джимми Клиффом в главной роли.

В 1896 году войска Менелика II разбили при Адуа итальянскую колониальную армию, отстояв независимость Эфиопии.

Bonteps А., Сопгоу J. Anyplace But Here. N.Y.: Hill&Wang. 1966, p.205

Cronon E.D. Black Moses, Story of Marcus Garvey and the U.N.I. A. Madison: Univ. of Visconsin Press, 1955, p.153

Часть народности агау в Эфиопии, в 3-4 вв. принявшая иудаизм. Растаманы были осведомлены о существовании фалаша и считали их одним из самых весомых доказательств того, что подлинные ветхозаветные иудеи – чернокожие. В 1980-е большинство фалаша были вывезены из разоренной войной и засухой Эфиопии в Израиль.

Blyden Е.W. Black Spokesman. Selected Published Writings of Edward Wilmot Blyden. L.: Frank Cass. 1971, p.209-214.

Цит.по: Lynch H. E.W.BIyden: Pan-Negro Patriot, 1832-1912.. L-lbadan N.Y..1967, p.63-64.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.,1991, с.91.

Brotz Н. The Black Jews of Harlem.. N.Y.: Schoken Books, l972, p.l2.

Simpson G.E. Black Religions in the New World. N.Y.: Columbia Univ. Pr., 1978. p. 125

Washington J.R., Jr. Black Sects and Cults. The Power Axis in an Ethnic Ethic. Garden City: Anchor press Books. 1973, p.132-133

Там же, с. 133

Simpson G.E. Black Religions in the New World. N.Y.: Columbia Univ. Pr., 1978. p. 270

Brotz Н. The Black Jews of Harlem.. N.Y.: Schoken Books, l972, p.20

Brotz Н. Op.cit., p.23

Cleadge A.B., Jr. Black Christian Nationalism, New Directions for the Black Church. N.L: William Morrow & Co. 1972, p. 175.

Washington J.R., Jr. Black Sects and Cults. The Power Axis in an Ethnic Ethic. Garden City: Anchor press Books. 1973, p.134

Что и естественно, раз именно в этом году сложился культ Джа Растафари: ясное дело, что в любом культе Пророк не должен проживать по соседству.

Barrett L.E. Soul-Force... p. 158

Cronon E.D. Black Moses, Story of Marcus Garvey and the U.N.I. A. Madison: Univ. of Visconsin Press, 1955, p.184-185

Garvey М. More Philosophy and Opinions of Marcus Garvey. Vol.3. L.: Frаnk Cass. 1977. р.133-134, 141

Owens J. Dread…, p.55

BM, 1982, vol. 4, #7, p.21-22

BM, 1979, vol. 2, #6, p.23

Barrett L.E. The Rastafarians… Appendix, p. 233

Black Youth in Crisis. L: Allen & Unwin 1982, p. 84

Cheavannes В. Oр. сit., p. 244

Toch H. The Social Psychology of Social Movements. Indianopolis, etc., 1965, p.31

Morris К. Jamaica: The Search for Identity. L. etc.: Oxf. Univ. Pr.,1962,p.49

Simpson G.E. The Ras Tafari Movement in Jamaica in Its Milllenial Aspect.// Millenial Dreams in Action. - Comparative Studies in Society and History. Suppl.2. The Hague: Mouton & Co Pbl., 1962, p. 161

Там же, р.57

Мarcus Carvey and the Vision of Africa. N.Y.:Vintage Pbl., 1974, p. 373

Само общество было создано в 1932 г., известно также как «Эфиопский союз спасения», а с 1939 г. - как "Эфиопская добровольная организация спасения".

Маруны (от исп. Cimarron – дикий, непокорный) – обосновавшиеся в горах Ямайки после ухода испанцев в 1660 беглые рабы, основавшие нечто вроде ямайского казачества и годами не покорявшиеся англичанам, с которыми прошло несколько англо-марунских войн, закончившихся почетным для марунов миром. Марунская вольница стала национальным мифом и высоко почиталась растаманами (одна из групп рэггей называется Cimarrons), что, как и со всяким национальным мифом, не совсем справедливо: маруны с презрением относились к рабам на британских плантациях, заключили с англичанами договор о выдаче беглых рабов, попадавших в их руки и даже использовались колониальной администрацией для отлова беглых и усмирения строптивых рабов.

Цит.по: Fax E.C. Garvey. The Story of a Pioneer Black Nationalist. N.Y.: Dodd, Mead & Co., 1972, p.268

Видный лидер растафари последних десятилетий. «Князь» утверждал, что в 1915 г. непосредственно сошёл с неба на Землю и, подобно библейскому Мельхиседеку, не имеет смертных родителей.

Simpson G.E. The Ras Tafari Movement in Jamaica in its Millenial Aspect. P.162

Essien-Udom E.U. Black Nationalism. A Search for in Identity in America., Chicago: The Univ. of Chicago Pr., 1963, p. 58

Cм.: Waters A. Race, Class and Political Symbols. Rastafari and Reggae in Jamaican Politics. New Brunswick - Oxf.: Transaction Books, 1985

Правда, более достоверная версия причин покушения – «разборка» из-за денег, котрые близкий друг Марли задолжал криминальным авторитетам, но версия политического покушения более популярна, ибо лучше работает на идеализацию образа великого певца.

Waters A. Race, Class and Political Symbols. Rastafari and Reggae in Jamaican Politics., Р.111

Я говорю "нет" всему, что связано с Вавилоном // Я говорю "нет" нечестивым людям, // Потому что я - благочестивый растаман, //и я - дрэд, дрэд, я Ай-мэн,// Я и Я <о местоимениях в языке растафари см. ниже.Н.С.> низвергнем Вавилон.// Я и Я изгоним плетью нечестивых.// Что за нестерпимое положение,// Я и Я умираем от голода.// Это приведет к революции// И опасному осквернению..." и т.д

О, облеки меня властью, Фари.// О, пусть власть с Сиона перейдёт на меня.// О, дай нам справедливость, мир и любовь, Фари.// О, пусть нечестивые сгорят и испепелятся, Фари, //С, облеки меня властью, Фари".

В конце 70-х полиция заманила в ловушку, убила 5 и ранила 7 человек из банды вооружённых террористов на службе оппозиционной в те годы JLP (услугами вооружённых банд пользовались обе партии). Газеты подняли вокруг "инцидента в Грин Бэй" шум. Биг Ют отозвался характерным для мифологического сознания растамана образом. Он перечисляет впреступления Вавилона, которые творятся вокруг, а именно: преступления Колумба, Дрэйка, Г. Моргана и в одном ряду с ними - «убийство в Грин Бэй»

Nettleford R. Mirror Mirror., p.64

Cм.: Сосновский Н.А. "Культура растафари" в зарубежной литературе… с. 173, 180; Chevannes E. Thе impact оf thе Etniopian Revolution on the Rastafari Movement. //Socialism. Theoretical organ of the Workers Liberation League. Kingston. 1975. vol.2, #3

Братия считала императора как раз символом скромности. Хотя его божественность была несомненной и чёрным по белому обозначенной в Псалме 87:3-4: "Упомяну знающим меня о Рааве <Египте> и Вавилоне; вот филистимляне, и Тир с Эфиопией, - скажут: "такой-то родился там". О Сионе же будут говорить: "такой-то и такой-то муж родился в нём, и сам Всевышний укрепил его"" (считалось, что разведение Сиона и Эфиопии - намеренное искажение при переводе Библии с амхарского), но от "послов" было известно, что Джа любит, чтобы его принимали за обычного смертного человека.

Так Джин Андерсон воспринимает промежуточную эфиопскую расу, к которой принадлежал покойный монарх.

Надо сказать, император совершил за свою жизнь немало как благодетельных, так и славных деяний, и лишь в последние годы царствования традиционная коррупция и длительная засуха сделали жизнь нестерпимой. При последующих соцориентированных военных правителях, правда, годы монархии показались Золотым Веком.

BM, 1980, Vol.3, #6, p.33

Также называется Ассоциацией репатриации братии растафари. Основана тремя участниками "технической миссии", в 1963-1965 гг. более двух лет ездившим по Африке, согласовывая конкретные обстоятельства репатриации, способности расселить иммигрантов, нужду в переселенцах конкретных специальностей и т.д. Цель организации; 1/способствовать репатриации своих членов в Африку; 2/ «изучение духовного и религиозного наследия Соломоновой династии» 3/"пропаганда африканской истории, культуры и языков» 4/ помощь в развитии африканских стран...и т.д. (Nettleford R. Mirror Mlrror. p.74. Это высший прорыв из мифологического сознания, грезящего о неизбежной репатриации и уже ежечасно переживающего её сладость, в сферу конкретных дел. Правда, дальше регонсцинировки и тут дело не сдвинулось, хотя были уже согласованы даже "списки выезжающих с учётом прфессиональных навыков".

Основана в 1971 г. отбывшим срок К. Генри, отказавшимся от насилия и герильи, в которой он потерял сына. Организация выступает за отказ от насилия, взаимопонимание между расами и установление мира на всей Земле на основе любви к Растафари. Первоначальная дата установления всеобщего мира была установлена 1 апреля 1972 г., но позже перенесена на более поздний срок. Отказавшись от репатриации, "миротворцы" создали общину -кооператив, сеть дешёвых домов, пекарню, школу, столовую. Они помогают социальной реабилитации пауперов (Morrish I., Op. cit.., p.87-88).

Создана в июне I960 г., требует образования автономного государства растаманов на основе договора об автономии марунов, подписанного в 1838 г.

Многими организациями по инициативе кингстонской Святой Коптской церкви 1975 г. был объявлен Годом Нового Пришествия Джа Растафари, на этот раз ожидавшегося под именем Хайле Селассие II.

Kitzinger Sh. The Rastafarian Breathren of Jamaica. // Comparative studies in Society and History. The Hague, 1966. vol.9, #I, p.35

BM, 1976, vol.3, #27, p.32

См.: Hopkins E. The Nyabingi Cult of Southwestern Uganda. // Protest and Power in Black Africa. N.Y.,1970, р.258-336

Barrett L. Soul-Force.., р. 184

Barrett L. The Rastafarians.., p.67

Black Youth in Crisis. L.., 1982 p.72

Barrett L. Soul-Force.., р. 180

Black Youth in Crisis. L.., 1982, p.29

Let us guide our destiny to Ethiopia. S.l.,S.d., p.6

Owens J. Dread…, p.51

Ibid., p.39

Ibid., p.53-54

С одной стороны, особая склонность к псевдотеоретизированию, подведению под любую заведомую мифологему квазирационального «научного» обоснования (как бы пародирующее по форме многие «научные» исторические труды, сработанные по «социальному заказу») – вообще свойство историко-мифологического сознания (достаточно обратить внимание на полубезумные лица покупателей и запойных читателей околоисторических сочинений, из которых следует большая по сравнению с другими народами полноценность их читательской аудитории). С другой стороны, аргументированное красноречие высоко цениться у африканских народов вообще, что весьма бросается в глаза при близком общении (от описанного этнографами «палабера», превратившийся у растаманов в «ризонинг», до обильных риторикой обсуждений повседневных проблем у современных горожан). Видимо, это присущая всем традиционным общинным демократиям черта (таковой, по большому счету, были и Древние Афины). Сравните с насыщенностью «ученой» аргументацией и риторическими приемами текстов рэпа, что в сочетании с ненормативной лексикой дает неожиданный комичный эффект.

Ргусе К. Endless Pressure. A Study of West-Indian Life-Styles in Bristol. Harmondsworth: Penguin Books. 1979. p. 151

"Вы украли мою историю.//Разрушили мою культуру,//Отсекли мой язык.//Так что я //не могу поведать о себе. //И вот вы становитесь посредниками между нами,//Разделяете нас, скрываете от меня мой истинный образ жизни целиком", - поёт Джимми Клиф (Наим Башир) в песне "Цена мира". На собраниях - "граунейшн" братия проводит ритуальный обмен вопросами и ответами: "Что привело нас сюда? – Рабство! -Кто привёл нас сюда? - Белый человек. Белый человек говорит, что мы низшие. Но мы-то знаем, что мы высшие, а он - низший. Настало время вернуться домой" Цит.по: Barrett L. Soul-Force…, р.180). А вот подстрочник популярной в "саунд системз" песни "Африканский народ» "Они захватили африканскую нацию, // Изменили наши законы и ценности, // Весь наш образ жизни, // Оплевали наше достоинство, // Забрали наш родной язык, // Обучили нашу молодёжь своему английскому // И завалили вещами, которых мы никогда не имели, // Сделанными в Японии. // Африканский народ! // Африканские племена! //Гордо мы жили // И так же гордо умрём! //Они захватили африканскую нацию,/ /Обучили нас так называемой цивилизации, //Но, хотя они и изменили наши обычаи древности, им никогда не изменить наши души... // Но день придёт, и они ещё узнают, //Что африканский народ вернулся. // Он должен вернуться! //Слушай: африканцы должны вернуться!!!"

В песне "Погонщик рабов" Марли поёт: "Погонщик рабов, стол переворачивается <идиома, означающая, что противники меняются ролями.-Н.С.> // Ухвати огонь - и ты сгоришь.// Каждый раз, когда я слышу свист бича, //Холодеет моя кровь. // Я помню, как на корабле работорговцев // Они издевались надо мною, над самою моей душой.// Теперь они говорят, что мы свободны. // Боже мой! Я думаю, невежество - лишь способ наживаться за наш счёт".

Smlth M.G., etc. Op..cit., p.25

Garvey М. Philosophy and Opinions of M. Garvey. L.:Cass, vol.I, 1967, p.12

Barrett L.E. The Rastafarians: Sounds of Cultural Dissonance...p.79

Ibid., p.72

Ibid., p.84

Ibid., p.105

Ibid., p.187-188,189

Ibid., p.190

Ibid., p.192-193

Hebdidge D. Subculture: the meaning of style. L.: Methlen, 1979, p.l44

Simpson G.E. The Ras Tafari Movement In Jamaica: A Study of Race and Class Conflict. //Social Forces. Baltimore. 1955. vol. 34, #2, p.l59

Cм: Loth K.-J. Rastafari: Bible und Africanische Spirliualität. Köln: Böhlau, l991; Breiner L. The English Bible in Jamaican Rastafarianism.. // Journal of Religious Thought. vol. 42, #2. Fall-Winter 1985-1986

Идеологические процессы и массовое сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М.: Наука, 1984, с. 89

The Empire Strikes Back. L.: Hutchlnson. 1983, p.295

Hebdidge D. Reggae, Rastas and Rudies. // Resistance Through Rituals. Youth Subcultures In Post-war Britain. L.: Hutchinson. 1976, p.140

Pryсе К. 0p.cit., p.l47

Da Matta e Silva (Yapacani) W.W. Umbanda do Brasil. Rio de Janeiro, p.361-362. Умбанда – синкретический культ африканского происхождения. Но куда удивительнее, что в последнем издании дополнительного тома "Золотой Ветви" (М: "Рефл-бук"; Киев: "Ваклер", 1998 г.), целью которой было с позитивистско-эволюционисткой точки зрения показать просвещенному читателю конца XIX – начала XX века рациональные корни древних суеверий (далекий от политической корректности Фрэзер называет их носителей "дикарями"), от издательства предпослана такая аннотация на суперобложке, обращенная к одуревшей от смены ценностей отечественной полуинтеллигенции: "Особенно заинтересуют читателя практические методики, используемые примитивными народами для обеспечения удачи в делах, достижения благосклонности могущественных сил, общения с духами деревьев, животных, мест, возвращения потерянной души (!!!- Н.С.) и др. Большинство методик эффективны, просты и представляют не только исторический, но и практический интерес" (курсив мой.-Н.С.)

См., например, статью растамана из университетских интеллектуалов Ямайки: Semaj L.T. Rastafari: from religion to social theory. //CQ, Mona, 1980, vol. 26, #4, p. 24

Сравните с рьяным стремлением отличавших примерным поведением в советские времена публицистов осмеять и обличить характерные черты "совка", иногда вполне достойные и далеко не столь идиотские, как глумление над ними задним числом.

См. например: Ebanks М. The Rastafari Cookbook: Ital Recipes. Kingston: Antilles Book Co., 1981; Osborne L. The Rasta Cookbook. L.: Antillean, 1988; Landman-Bogues J. Rastafarian food habits. // Cajanus, Vol. 9, #4, 1976

Вот, например, как звучит строка из песни Марли "Так сказал Джа" ("И истинно, истинно вам говорю: Объединяйтесь и любите человечество"): "And verily, verily I'm saying unto the-I I-nite thyself and love I-manity". В песне Марли "Маленький топорик": "But the goodness of Jah-Jah I-dureth for-I-ever" (т.е."forever").

Общая риторика. M., 1986, с.264.

О языке растафари см.: Pollard V. Dread Talk. The Speach of the Rastafarian in Jamaica. // CQ, Mona, 1980, vol. 26, #4; Idem, The social history of Dread Talk.// CQ, Mona, 1982, vol. 28, #4; Faristzaddi M. (editor) Itations of Jamaica and I Rastafari. N.Y.: Judah Ankesa intahnahshinahl, 1986; Mulvaney R.M. Popular Art as Rhetorical Artifact: the Case of Reggae Music. // Culture and Communication: Language, Performance, Technology and Media, vol. IV, L., 1985

Simpson G.E. Some Reflections on the Rastafari Movement. // Phylon. The Atlanta Univ. Review of Race and Culture. Atlanta, 1985, vol. 4, #4, p. 289

Pollard V. Dread Talk., p.39

Ibid., p. 33-40

Brotz K. 0p.cit.,p.35

Black Youth in Crisis, p.20

Ibid., p.83

Rowe M. The woman in Rastafari. // CQ, 1980, vol. 26. #4, p.15

Black Youth in Crisis, p.79. Невнимание и неуважение к повседневной живой культуре не дает отечественным гуманитариям, в отличие, например, от французских, заметить, какое воздействие на эпистемологические структуры и содержание мышления современников оказывает массовая культура, реклама и "низкий жанр" вообще.

Rex J. The future of black culture and politics in Britain. // New Community, L., 1979, vol.7, #2, p. 231

Black Youth in Crisis, p. 77-78

Cashmore E. More then a version: a study of reality creation. // The British Journal of Sociology, L., 1979, vol. 30, #3, p.312

Характерно, что в мусульманских странах почвенническая субкультура затрагивает в первую очередь именно образованную, "модернизированную" молодежь. Квазитрадиционная одежда "haute couture" стоит очень дорого и стала знаком особого снобистского шика. Не в патриархальных слоях, а именно среди студенчества очень модными в 80-е и 90-е годы стало ношение исламской атрибутики и традиционной одежды (стиль, прозванный "Привет от Хомейни"). В светской Турции университетские власти даже запретили наиболее "продвинутым" студенткам посещать лекции в вызывающе целомудренных предписанных шариатом одеяниях. Семиотическая подоплека здесь очевидна: быть подчеркнуто современным, не теряя при этом своей "самости".

Garvey М. More Philosophy and Opinions of M. Garvey. Vol. 3, L.:Frank Cass, 1987, p.57

Shaw A. Popular music in America, L.-N.Y.: Schirmer Books, 1986, p.268

BM, 1981, Vol.1, #3, p.33

Barrett L.E. Soul-Force..., p. I88

Campbell H. Rasta and Resistance..., p. 138

Наст. имя Сандра Джоунс (род. в США в 1953 – ум. от рака в 1990)

Campbell Н. The rastafarians in the Eastern Caribbean. // CQ, 1980, vol.26, #4

Simpson G.E. Black Religions in the New World. N.Y.: Columbia Univ. Pr.,1978, p. 128-130

Tafari I.J. The Rastafari - successors of Marcus Garvey. // CQ, 1980, vol.26, #4, p.3-4

Clarke S. Jah Music: the Evolution of Popular Jamaican Song. -L.: Heineman Books, 1980, p.95

Характерная деталь: в начале 60-х, в период наибольшего обострения "войны банд" экраны в кинотеатрах Кингстона делались не полотняными, а бетонными: "рудиз" выражали свой восторг, паля из пистолетов в экран.

Thelwell М. The Harder They Come. L.: Pluto Pr., 1980, p.204-206

Pryce K. Endless Pressure: A Study of West Indian Life-Styles in Bristol. – Harmonsworth: Penguin Books, 1979, p.l49

White G. Rudie, Oh Rudie! // CQ, St.Aug., Trin., l967, vol.3, p.39-44

Hebdidge D. Reggae, Rastas and Rudies…, p.140

BM, 1978, vol.1, #7, p.29

Johnson L.K. Jamaica rebel music.//Rасе and Class. L., 1976, Vol.17, #4, p.407-409; Idem, The politics of the lyrics of Reggae music. // The Black Liberator. L.: 1975, vol.2, #4; Idem, Bass culture. Dread Beat and Blood. L., l975

Такое название, в отличие от "растафари", позволяет отличать молодежную субкультуру от ортодоксального культа или искусственно политизированной силами местной интеллигенцией квазирелигиозной идеологии в духе "ямайского богостроительства".

Писалось в 1990-1992 году, затем А. Тропило выпускает при финансовой поддержке евангелических христиан ряд качественных по содержанию, но слабых технически и по сути пиратских альбомов, но сходит со сцены, вытесненный далекими от рок-культуры, но очень хваткими деятелями новорусского шоу-бизнеса.

ВМ, 1979. Vol. 5, #27, p.9

Почудив и пожив в Англии, Голландии и Швейцарии, где женился на местной миллионерше, выпустив множество экстравагантных и обреченных на коммерческий неуспех альбомов, Перри в 90-е воротился на Ямайку, где восстановил студию и выпустил выдающийся и очень успешный сборник на 3-х CD "Arcology" (1998).

Brake М. The Sociology of Youth cultures and Youth Subcultures. L., etc.: Routledge & Kegan Paul, 1987, p.126

Hebdidge D. Reggae, Rastas and Rudies…, p.143

Ibid., p.143

Clarke S. Jah Music…, p.52

Simpson C.E. Black Religions in the New World. N.Y.: Columbia Univ. Pr., 1978. p.100-102

T.e. музыка африканского происхождения, но не имеющая прямых соответствий в Африке: бомба (Пуэрто Рико), джуба (широко распространена), калинда (Тринидад) бамбула (карибские страны), лунду, самба, конгада, кикумби (Бразилия), "военный танец" под барабаны мосамбике и трудовая песня виссунго (Бразилия), и др.

Clarke S. Jah Music…, p.53-54

При этом их отличало приличное музыкальное образование: ориентируясь на развитие туристической индустрии (благо, кубинская революция освободила нишу "туристского рая" на Карибах), ямайское правительство стремилось обеспечить строившиеся гостиницы развлекавшими отдыхающих музыкантами и, в частности, обучало трудных подростков не ремеслам, а музыке, здраво рассудив, что прилежный слесарь из малолетнего правонарушителя выйдет навряд ли, а вот музыка – это такое дело, что затягивает. Обучение, по воспоминаниям выросших звезд, велось крайне жестко, но уже с начала 70-х многие певцы мира стремятся записываться с ямайскими музыкантами: при невысоких гонорарах ямайские исполнители отличались виртуозностью и высокой музыкальной культурой. Ямайка дала миру множество выдающихся певцов и инструменталистов. Мастерство их – как в "живом исполнении", так и студийных записях – поразительно: концертные записи восхищают богатством импровизационного драйва и никогда не повторяют друг друга, а студийные шедевры раннего рэггей писались на 4-дорожечный магнитофон с двумя микрофонами за 2-3 дубля (!!!).

Davis S., Simon P. Reggae Bloodlines. N.Y., 1977, p.16-17; Tafari I J. The Rastafari – Successors of Marcus Garvey., p.4; Hebdidge D. Reggae, Rastas and Rudies, p.141; White Th. Op. cit., p. 16

Winders J.A. Reggae, Rastafarians and Revolutlon: Rock Music In the Third World // Journal of Popular Culture, Bowling Green, Ohio, 1983, vol.17, #1, p.62

Замечательно, что исполненная стенаний, обличений, мрачных пророчеств и праведного гнева "рэггей корней" воспринимается непосвященным слушателем (напомню: тому способствует и трудность восприятия текстов из-за особого языка и непонятной чужим символики) как музыка ленивая, расслабленная, беспечная, радостная и солнечная.

Waters A. Race, Class and Political Symbols. Rastafari and Reggae in Jamaican Politics…, p.68

BM, 1982, vol.5, #3, p.15

BM, 1980, vol.3, #7, p.19

BM, 1981, vol.4, #6, p.25

BM, 1979, vol.1, #11, p.14-15

BM, 1980, vol.3, #1, p.24

BM, 1980, vol.3, #1, p.25

Waters A. Race, Class and Political Symbols. Rastafari and Reggae in Jamaican Politics…, p.96

Black Youth in Crisis…, p.69

Ibid., p.80

Ibid., p.81

BM, 1982, vol.4, #10, p.20

Hebdldge D. Hiding in the Light. On Images and Things. L: Routledge, 1988, p.215

Gilroy P. Stepping Out of Babilon. // The Empire Strikes Back…, p.302

Black Youth in Crisis..., р.69

Campbell H. Rasta and Resistance…, p.l45

Cashmore E.E. No Future: Youth and Society. L: Helnemann, 1984, p.50

Rex J, Thompson S. Colonial Migrants in a British City. A Class Analysis. L. etc: Routledge & Kegan Paul. 1979. p.237

Cashmore E.E. No Future..., р.52

Jacobs B.D. Black Politics and Urban Crisis in Britain. Cambr. etc: Cambr.Univ. Pr., 1985, p. 136

Weaver G. Political Groups and Young Blacks In Handsworth.//Disc. Paper, Univ. of Birmingham. Series C, # 38, 1980, 19, 31

Racism and Political Action in Britain. L. etc.: Routledge & Kegan Paul, 1979, p.15-16

Weaver G. Political Groups and Young Blacks In Handsworth…, р.27

Cashmore E. More then a version: a study of reality creation. // The British Journal of Sociology, L., 1979, vol. 30, #3, p.307

Cashmore E. The logic of racism. L. etc.: Allen&Unwin, 1987, p.185

Black Youth in Crisis…, p. 78

Hebdidge D. Subculture: the meaning of style. L.: Methlen, 1979, p.40

Rex J. The Future of Black Culture and Politics in Britain…, p. 232

Jones S. Black Culture, White Youth: The Reggae Tradition From JA to UK. L.,etc.: MacMilla education, 1988, p. 55-56, 143

Pryce K. Endless Pressure: A Study of West Indian Life-Styles in Bristol. – Harmonsworth: Penguin Books, 1979, p.142

Ibid., p.147

Cashmore Е.E. No Future: Youth and Society. L.: Helneman. 1984. p.49

Ibid., p.51

Jones S. Op.cit., p.82-84

Эйто Дж. Словарь новых слов английского языка. М.: Русский язык, 1990, с.198. На самом деле "хаус" – не совсем "попса", но автор словаря не музыковед, а филолог, и некоторое огрубление ему простительно.

Там же, с.258-259

Besignor F. Sons d'Afrique. Baume-les-Dames: Marabout, 1988, p.111

BM, 1982, vol.5, #2, p.36

Besignor F. Sons d'Afrique…, р.117

Ivoire Dimanche. Abijan., l980, #494, p.18-19

Nunley J.W. Moving with the face to the Devil: Art and Politics in Urban West Africa. Urbana-Chicago: Univ.of Illin. Pr., 1987, p.249-250

Ibid., p.88

New African. 1989, #261, p.27

Konaté Y. Alpha Blondy. Reggae et societé en Afrique Noire. P.-Abidjan, 1987, p.245

Прошло 11 лет – и уже поражает обилие растаманской символики на лотках торговцев всякой всячиной в североафриканских городах: шапочки "джамейка", изображения Боба Марли в арабской чеканке, тиснении на коже и т.д. – даже Лев Иудейский (!!! – не забудем о щепетильности предмета для давшего труд в него вникнуть правоверного мусульманина) стали массовой продукцией ориентированных на туристов и местную "модную молодежь" кустарей.

Митрохин Л.Н. Негритянское движение в США: идеология и практика, М., 1974, с.72.

Цит. по: Lincoln E. Black Muslims In America. Boston: Beacon Pr..1973, р. П4.

Cм.: Myers T.C. The Essence of Rastafari nationalism and Black Economic Development. L. etc.: Vantage, 1998; Clarke P.B. Black Paradise: The Rastafarian Movement. Wellinghhorough: Aquarian. 1988; Bishton U. Blackheart Man: A Journey into Rasta. L: Cnatto & Windus, 1986.

Watson L. Social Structure and Social movements: "The Black Muslims In the USA and the Ras-Tafarians in Jamaica. // British Journal of Sociology. L, 1973. vol. 24, №2, p.188

Watson L. Op. cit. p.190

Ibid., p.191-192

Ibid., p.201, 199

Lincoln E. Op.cit., p.XXVII

Bontemps L., Conroy J. Anyplace But Here, N.Y.: Schoken Books. 1972. p.206

Esslen-Udom E.U. Black Nationalism. A search for an Identity In America. Chicago - L.: Univ.of Chicago Pr.. 1963. p.45-47

На самом деле, конечно, Бог – это вообще все люди вместе, причем не такие, каковы мы есть, а какими нас задумал Бог.

Garvey M. Philosophy and Opinions.... vol. I, p.57

Ibid., vol.2, p.19

Madhubuti H. Enemies: The Dash of Races. Chicago: Third World. 1978, p.37-38

Цит.по: Ваггеtt L. The Rastafarians.. p. 114

Цит.по: Singleton G.Н.. Birth. Rebirth and the "New Negro" of the 20-s. //Phylon, 1982. vol.43, #1, p.38

Race. Politics and Culture: Critical Essays on the radicalism of the 60-s,. N.Y., etc.,: Greenwood Press. 1986. p.35

Никто так часто не употребляет оскорбительное слово «негр», как черные националисты: в их устах оно значит нечто вроде нашего «совок» - утративший свои африканские корни и воспринявший в карикатурном виде европейскую культуру чернокожий.

Ibid.. p. 40-41

Counterculture and Social Transformation.- Essays on Negativistic Themes In Sociological Theory. Sprlngfleld: Ch. C. Thomas Pbl., 1982, p.1

Gilroy P. Stepping out of Babylon – Race, Class and Autonomy. // The Empire Strikes Back. – L.: Hutchinson, 1983, 292

Carrles Ph., Comoli J., Free Jazz/Black Power, p.35

Ibid., p. 35

Kofsky К. Black Nationalism and the Revolution in Music. N.Y. 1970, p. 49

Carrles Ph., Comoli J., Free Jazz/Black Power, ., p.8

Ibid., p. . 12, 353

Heshey J. Nowhere to Run. The story of Soul Music. N.Y., 1984, p. 265

Brown R. Die, Nigger, Die. N.Y. The Dial Pr., 1969, p III

Джим Кроу (Джим Ворона) – комический персонаж народного американского балаганного шоу, наряженный в «джентльменское» платье пародийно расфуфыренный черный выскочка, старающийся имитировать манеры и речь «культурных господ», что и придавало образу уморительность в глазах американской публики 19 века.

Madhubuti H. Enemies: The Dash of Races. Chicago: Third World. 1978, p.47

Hebdidge D. On Images and Things p.116

Cм.: Rapping and Styling Out. Communication in Urban Black Аmегica. Urbana etc.: Univ of Ililn. Pr,. 1972; Toop D., The Rap Attack, African Jive to New York Hip Hop. L: South End Pr... 1984; Toop D. Rap Attack 2: African rap to global hip hop L.: Serpent’s Tail, 1991; Smash N. Hip Hop., Woodford Green: Intern. Husic Pbl., 1990; Prascod C. Rap Poetry. L: Black Liberator Pr. I980. Рэпу посвящены журналы: Hip Hop Connection. Forehill, Ely, Cambs.; Check Dis. L.; The Source. N.Y. Hit the Deck. L.

Музыка в странах Латинской Америки. М.:Музыка, 1983, с.164-165

Glasgow D. The Black Underclass. Poverty, Unemployment and Entrapment of ghetto Youth. N.Y.: Vintage Books, p. 97-99

Brown H. Op. Cit,. p. 26-31

Phylon. 1981, vol. 42, #1, p.43-85

Аверинцев С.С. Риторика как подход к обобщению действительности.// Поэтика древнегреческой литературы, М.: Наука. 1981. с.36

Ebony. Chicago. 1988. vol.43. N 3, р.110

Вlack Мusic. 1982. Vol.4. №10. p. 19.28

Teachout Т. Rap and Racism. // Commentary, N.Y, 1990. vol. 89. N 3. р.61



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Молодежные Субкультуры США и Великобритании с конца 40-х по наши дни

    Диплом
    – Поэты, артисты, художники, по-моему, вот настоящие архитекторы изменений, а не ученые и политики-законодатели, которые утверждают изменение уже после того,
  2. Зав кафедрой студента пятого курса Доктор философских наук, Омельченко А. В

    Документ
    ВведениеСовременная культурная ситуация, которую чаще определяют как ситуацию постмодерна, провозглашающая множественность как необходимое условие существования культуры, определила мультикультурализм как мировоззренческую позицию,
  3. Iii. Культурный национализм и историческая мифология: от элитарного почвенничества к массовому сознаний культурный национализм как разновидность утопического сознания основан на историческом мифе

    Документ
    Культурный национализм как разновидность утопического сознания основан на историческом мифе. Примечательно, однако, что несмотря на разделяемый теоретиками культурного национализма релятивизм относительно объективности исторического
  4. Статья «Обновление гуманитарного образования»

    Статья
    Ускоренное уничтожение высшей и средней школы в России с помощью “реформы Асмолова - Тихонова” не состоялось из-за протестов студенчества и из-за того, что после “дефолта” в России появилось правительство Примакова [].
  5. Антивоенные протесты 57 Кен Кизи, Ангелы Ада и Кислотные Тесты 59 Кислотные Тесты 60 Be-In, Сан-Франциско 1967 61 Поп Фестиваль Монтерей 16-18 июня 1967 61

    Тесты
    Эта книга написана для хиппи и тех, кто интересуется движением хиппи. Цель этой книги разрешить все недопонимания относительно феномена хиппи. Определенные главы содержат откровенные обсуждения вопросов о сексе и наркотиках, которые

Другие похожие документы..