Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Нижегородским верующим не удалось взыскать с компании "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" 50 млн. рублей. В такую сумму православные активисты оцени...полностью>>
'Самостоятельная работа'
Организация самостоятельной работы является одной из форм деятельности обучения при отсутствии непосредственного прямого управления со стороны препод...полностью>>
'Рабочая программа'
Целью дисциплины является ознакомление студентов с основами теории языкознания, а также с историей развития лингвистических учений и методов за счет ...полностью>>
'Документ'
Мета: розглянути зміст, завдання, етапи аналізу маркетингового середовища, навчитися розпізнавати ринкові можливості і загрози, розвивати можливості т...полностью>>

Тема урока (тип и форма урока). План изучения

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

№п./п. Кол-во. часов

Тема урока (тип и форма урока). План изучения

нового материала

Домашнее задание

Понятия,

термины,

ведущая идея

Умения и навы­ки развития личности

Межпредмет­ные связи

Региональный компонент

1.

Политическая система. Власть. {изучение нового материала; тематическая лекция; вариант: урок-дис­пут)

План

Влияние: понятие, фор­мы, способы.

Власть:

а) понятие, история
возникновения и разви­тия;

б) формы и методы.

— Для всех уча­щихся:

понятия(см. раздел 4 тем.
планирования);

Репродуктив­ный уровень:

§ 25 (вопросы 2,3);

Конструктив­ный уровень: привести приме­ры легитимной нелегитимной власти;

Уметь: анализи­ровать конкрет­ные жизненные ситуации, свя­занные с дея­тельностью власти.

— Знать терми­ны и понятия «политическая система», «власть»; разде­ление властей,

История

России Эволюция форм и методов власти в России в начале XX в.

Всеобщая история Период рево­люций в Европе в нач. XX в.: ле­гитимность ре-

2.

Государство (комбиниро­ванный урок; практикум.

План

1.Государство — элемент политической системы об­щества.

2.Причины возникновения
государства.

3.Признаки и функции государства. Суверенитет.

Для всех уча­щихся:

§ 26, в. 2—4;

Конструктив­ный уровень: §26,(в. 1,5).

Творческий уро­вень: мини-сочи­нение на тему «Идеальное госу­дарство: мое по­нимание».

Идея: взаимодей­ствие, взаимо­влияние общест­ва и государства: общество делеги­рует часть прав государству;

— государство, суверенитет, вну­тренние и внеш­ние функции, по­литическая систе­ма, монополии государства, цен­трализованное государство, од­нонациональное и многонациональ­ное государство, правовое госу­дарство.

3.

Национально-государ­ственное устройство

(комбинированный урок; лабораторная работа) План

1.Две тенденции в межна­циональных отношениях.

2.Централизованное госу­дарство.

3.Общенациональное государство. Причины распада национальны

госу­дарств.

Для всех уча­щихся: знать ос­новные понятия §
3(27), в. 1-5;

Конструктив­ный уровень: изображение структур централизованного и
национального государств;

Творческий
уровень:

прове­дение мини-исследования: «Се­паратизм в исто­рии России: основные вехи».

Местное самоуп­равление как ин­ститут демократии

—Знать конкретные факты,
подтверждаю­щие процесс объединения
наций и их отде­ления; называть формы нацио­нально-государственного
устройства;

—объяснять процесс созда­ния централизо­
ванных госу­дарств;

—объяснять причины и осо­бенности распа­да национальных
государств, да­вать им оценку.

История

России Национально-государствен­ное строитель­ство в России до и после 1917 года, в совре­менной России; особенности национального самосознания; формирование национальных государств в Западной Евро­пе, проблемы межнациональ­ных отношений в мире.

4.

Формы правления (изу­чение нового материала тематическая лекция)

Для всех уча­щихся: знать ос­новные понятия §4 (28), в. 2, 3;

Идея: республи­канская форма правления, осно­ванная на демократии.

—Знать термин
«демократия»;

—сравнивать формы: правле­ния республику монархию;

—разъяснять:
сущность демократической фор­мы правления;

—называть фор­му правления;

—уметь анали­зировать полити­ческую систему
государства;

—сравнивать
формы правле­ния, выявлять сходства и раз­личия.

и республикан­ской модели правления в России.

Всеобщая история Монархия и ре­спублика во Франции (XIX -XX вв.), парла­ментарная мо­нархия в Вели­кобритании.

5

Политические режимы

(комбинированный урок; диспут; вариант: урок-практикум)

План

Политический режим: понятие, типы и формы политических режимов.

Демократические и не­демократические режимы.

Политический режим
Российской Федерации.

Для всех уча­щихся:

знать основ­ные понятия;

Репродуктив­ный уровень: § 5 (29), в. 2;

Конструктив­ный уровень:
подбор дополни­тельного матери­ала, в котором
отражены осо­бенности полити­ческого режима
стран Зап. Евро­пы, России иАзии (групповая
работа)

Творческий уровень: ответить на вопрос: Какие препятствия на пути правовому госу­дарству существу­ют в современной России (вариант: § 5 (29), заполнить схему «Политиче­ские режимы», конкретизировать примерами из всеобщей исто­рии).

Идея: статус лич­ности как субъек­та или объекта политики опреде­ляется политиче­ским режимом (вариант: демо­кратический ре­жим максимально благоприятствует развитию личнос­ти и общества);

—политический режим;

—демократичес­кий, недемокра­тический режимы;

—авторитарный
и тоталитарный,
фашизм, деспо­тия, тирания, ли­берально-демо­кратический.

Знать терми­ны и понятия «политическая система», «власть»; разде­ление властей,

Знать поня­тие «политичес­кие режимы

—сравнивать
политические
режимы;

выяв­лять сходство и
различие;

—называть су-
щественные
признаки поли­тических режи­мов;

—уметь объяс­нять особенно­сти политичес­ких режимов
(аргументиро­вать фактами из всеобщей исто­рии и истории
России).

История

России Политический режим в Новго­родской фео­дальной рес­публике; Владимиро-Суздальском княжестве; в СССР в 30-е годы XX века, 2-я половина 60-х — нач. 60-х гг.; в Российской Фе­дерации в 1993 г., 1996 гг.

Всеобщая история Восточные дес­потии, средне­вековые евро­пейские республики

Развитие тради­ций самоуправ­ления в области.

Край в перио­ды смены поли­тических режи­мов.

6.

Гражданское общество — и правовое государство

{комбинированный урок; деловая игра) План

1. Понятие гражданское
общество. Пути становле­ния гражданского обще­ства.

2. Институт гражданства
(вариант: гражданин и
гражданство).

3. Правовое государство и
его основные признаки.

— Для всех уча­щихся: основные понятия, § 6 (30),
в. 1,2, 4, 5;

— Конструктив­ный уровень: написать предложе­ние, заявление или жалобу;

— Творческий уровень: провес­ти мини-исследо­вание «Перспективы формирова­ния гражданского
общества в Рос­сийской Федера­ции».

Идея:

многовариативность взаи­мосвязей обще­ства и государст­ва

(вариант: гражданское об­щество — основа для правового демократического государства, вер­ховенство права);

гражданское общество, право­вое государство, гражданин, граж­данство.

—Объяснять
сущность явле­ний, процессов
(гражданское
общество, правовое государ­ство);

—уметь: форму­лировать и от­
стаивать свою
позицию;

—характеризо­вать граждан­ское общество, правовое госу­дарство;

—приводить
примеры учас­тия граждан в
политической
жизни.

Особенности ста­новления граж­данского общест­ва в области

7.

Голосование, выборы, референдум (изучение нового материала; вари­ант: деловая игра, темати­ческая лекция)

План

Основные формы учас­тия граждан в политичес­кой жизни страны.

Голосование. Процеду­ра выборов.

Референдум в общест­венной жизни страны.

— Для всех уча­
щихся: основные
понятий § 7 (31)
в. 1,5;

— Конструктивный уровень:

объясните, почему в
процессе станов­
ления тоталитар­
ной системы
одним из меро­
приятий государ­
ственной власти
является ограни­
чение или ликви­
дация права
граждан на вы­
бор;

— Творческий
уровень: изобра­
зите структурно
основные состав­
ляющие полити­
ческой культуры
личности.

— Опережающее
задание: опреде­
лите роль и значе­
ние многопартий­
ности в политиче­
ской жизни
страны.

Идея: реализация права граждан на участие в полити­ческой жизни страны — важная составляющая гражданской по­литической куль­туры (вариант: участие каждого гражданина в по­литической жизни страны — основа народовластия);

— активное изби­
рательное право,
пассивное изби­
рательное право,
избирательная
система, электо­
рат, референдум;

— собрания, ми­
тинги, шествие,
пикетирование,
предложение, за­
явление, жалоба,
голосование, сво­
бодные выборы

— Знать терми­
ны «выборы»,
«референдум»;

— уметь объяс­
нить особеннос­
ти форм участия граждан в поли­тической жизни страны;

— высказывать
суждения о по­
ведении разных
социальных
групп в полити­
ческой жизни
страны и крае;

— приводить
примеры учас­
тия граждан в
политической
жизни страны и
края (голосова­
нии, процедуре
выборов, рефе­
рендуме, обще­
ственной жизни);

— давать оценку
участия граждан
в политической
жизни страны.

— современная избирательная система России.

Всеобщая история Выборы в Древ­них Афинах и Древнем Риме, жизнь средне­вековых евро­пейских город­ских коммун; современные избирательные системы зару­бежных стран.

Психология Психологичес­кие механизмы политической активности граждан. Избирательный процесс. Органи­зация и проведе­ние выборов в го­сударственные и

местные органы власти области. Предвыборные кампании канди­датов в депутаты. Участие молоде­жи региона в из­бирательном про­цессе. Роль СМИ в предвыборной и избирательной кампаниях

План

1. Политическая система
современной России.

2. Внутриполитические
проблемы России и пути
их решения:

а) властные отношения,
социальная иерархия и
борьба за власть;

б) национальные отноше­
ния в России. Проблема
сепаратизма.

в) политическая культура
(объективный и субъек
тивный смысл).

— Конструктивный
уровень: сравнить
политическую си­
стему России с
политической си­
стемой любой
другой страны.

— Творческий
уровень. Напиши­
те рефераты по
выбору: 1) «Пути
повышения поли­
тической культу­
ры российских
граждан»;

Политическая си­стема общества; власть, влияние, сила, авторитет, властные отноше­ния, управление, легитимность, оп­позиция, разде­ление властей; государство, су­веренитет; функ­ции, формы госу­дарства, межна-циональные отношения, сепа­ратизм, интегра­ция, политичес­кие режимы, со-циальная иерархия, полити­ческая культура.

ния, формы на­ционально-го­сударственного устройства;

— объяснять
роль политики в
жизни общест­
ва;

— характеризо­
вать государст­
во;

— приводить
примеры учас­
тия граждан в
политической
жизни;

— высказывать
свое отноше­
ние к достиже­
ниям и пробле­
мам процесса
модернизации
России, преоб­
разованиям в
крае.

Всеобщая история Особенности политической жизни стран За­падной Европы и США.

Литература
Тема властных
отношений,
борьбы за

власть и нацио­нальных отно­шений в России по произведе­ниям классиче­ской и современ­ной российской литературы.

Участие граждан в общественно-по­литической жизни области. Полити­ческая культура жителя края.

12-13.

Политическая жизнь в нашем крае (повтори­тельно-обобщающий урок; урок-конференция)

План 1. Общественно-политиче ские движения на терри­тории области.

2. Политические органи­
зации, их программа,
практическая деятель­
ность и влияние на обще­
ственную жизнь.

3. Участие населения в по­
литической жизни края и
страны.

— Для всех уча­щихся: перечис­лить обществен­но-политические движения на тер­ритории облас ти; назвать их це­ли и задачи.

— Конструктив­
ный уровень: ха-
рактеризовать
какую-либо по­
литическую ор­
ганизацию в об­
ласти, ее про­
грамму и
значение дея­
тельности.

— Творческий
уровень: срав­
нивать участие в
политической
жизни населе­
ния края и цент­
ральных городов
России;

Идея: политичес­кие процессы в нашем крае — часть политичес­кой жизни стра­ны, общее и осо- бенное в полити­ческой жизни об­ласти и Россий­ской Федерации. Область — субъ­ект РФ.

Политическая си­стема общества, власть, управле­ние, социальная иерархия, полити­ческая культура.

— приводить
примеры учас­
тия населения в
политической
жизни страны и
крае;

— характеризо­
вать политичес­
кие организа­
ции области;

— объяснять
роль политики в
жизни общества;

— характеризо­
вать участие
граждан в поли­
тической жизни
области.

Знать термины: политические организации, об­щественно-по­литические дви­жения, выборы, референдум

Историческое краеведение Демократиза­ция обществен­но-политичес­кой жизни е

области в 80 — 90-е годы XX в Возникновение новых общест­венно-полити­ческих движе­ний.

Литература Решение про­блемы демокра­тизации обще-ственно-поли-тической, социальной и культурной жиз­ни края в произ­ведениях писа­телей региона. Особенности по­литической жиз­ни в регионе Лидеры полити­ческих организа­ций, движений в крае. Взаимо­связь политичес­ких и социальных процессов в об­ласти.

14-15.

Человек и его права. Право, его сущность и особенности (изучение нового материала; ввод­ная лекция)

План

1. Право в системе соци­
альных норм.

2. Права и обязанности.

3. Нормы права. Отрасли
права.

4. Правовая культура.

— Для всех уча­
щихся: основные
понятия § 9 (33),
вопросы 1,2,5,6;

— Конструктивный
уровень: соста­
вить схему «Ос­
новные понятия
темы: система
взаимосвязей»;

— Творческий уро­
вень: написать со­
чинение «Право в
моей жизни».

— Опережающее

Идея: особый ста­тус права в систе­ме социальных норм (вариант: право организует повседневную жизнь граждан путем дозволения и запретов); — социальные нормы: норма права, отрасль права, правовая культура личнос­ти, юриспруден-

— Знать термин
«норма права»,
«правовая куль­
тура»;

— объяснять
особый статус
права в системе
социальных
норм;

— сравнивать
нормы морали и
нормы права;

— называть ос­
новные отрасли
права;

История Компетенция го­сударственных органов России; правовая ре­форма в совре­менной России; правовые систе­мы европейских стран и США.

Психология Нормативная регуляция пове­дения человека.

16.

Закон и власть (изучение нового материала; лекция с элементами проблем­ной беседы)

План

Власть и закон: история отношений.

Система высших орга­нов государственной вла- оти Российской Федера­ции.

3. Принципы разделения властей.

— Для всех уча­
щихся: § 10 (34),
вопросы 1,3, 4,6;

— Конструктив­
ный уровень:

а) § 10 (34), во­
прос 5, привести
три примера;

б) изобразить схему высших ор­ганов государст­венной власти. Творческий уро­вень: Раскройте изменение отно­шений между властью и зако­ном в истории России XI — XX вв. Составьте табли­цу. Объясните вы­бор периода.

Идея: для созда­ния правового го­сударства необ­ходимо разделе­ние властей. Федеральное со­брание, Прави­тельство, Прези­дент, Совет Федерации, Государст­венная Дума, Кон­ституционный Суд, Совет безопаснос­ти РФ, суды общей юрисдикции, во­енные суды, суд присяжных, истец, ответчик, состяза­тельность сторон, прокурор, адвокат (адвокатура), Ар­битражный суд, правоохранитель­ные органы, кри­минальная мили­ция; Федеральная пограничная служ­ба, юрисконсульт

Знать терми­ны: «политичес­кая власть», «раз­деление влас­тей», «закон»;

называть ор­ганы законода­тельной, испол­нительной и су-

дебной власти в РФ;

называть ос­новные функции Президента РФ;

объяснять сущность разде­ления властей;

— формулиро­
вать и отстаи­
вать свою пози­
цию по поводу
необходимости
разделения вла­
стей;

— давать оценку
изученных поли­
тико-правовых
явлений.

История

России Первый русский законодатель Ярослав Муд­рый — «Русская правда». Ста­новление пра­вового государ-

Органы власти и управления области. Основ­ные законы РФ как правовая ос­нова организа­ции государст­венной власти. Система органов

17.

Конституция. Основной закон государства (ком­бинированный урок; урок-практикум, лабораторная работа)

План

1. Конституция:

а) понятие, структура;

б) первые Конституции
и их значение.

2. Правовой статус чело­
века и гражданина Рос­
сии.

3. Проблема прав челове­
ка в России и области.

Для всех учащих­ся: основные по­нятия § 11 (35), вопросы 1, 3,6. Конструктивные уровень: § 11 (35), вопросы 2, 4; сообщение о правозащитных организациях; Творческий уро­вень: Подготовь­те сообщение на тему: «Права, за­писанные в Кон­ституции: фор­мальность или действительность?».

Разработайте проект Устава вашего учебного за­ведения (если Ус­тав имеется, то обсудите его, внесите необхо­димые поправки; обоснуйте вашу точку зрения

Идея: Конститу­ция РФ - правовая основа политиче­ской и правовой системы России; гражданин РФ умеет защитить свои права и обя­занности. Консти­туция, закон, пра­ва человека, за­щита прав человека, право­вая культура, пра­вовой статус че­ловека, политиче­ские и гражданские права.

Классификация конституционных прав граждан; международного гуманитарного права.

Характеризо­вать Конститу­цию как Основ­ной Закон госу­дарства;

характеризо­вать право чело­века, ребенка;

объяснять: особен ности правового ста­туса гражданина России;

соотносить: правовой статус мурманчанина с правовым стату­сом гражданина России;

— выделять в
тексте оценочные суждения о способах защи­ты прав челове­ка;

— классифици­ровать конститу­ционные права граждан.

Устав — Основ­ной Закон облас­ти. Правовой статус жителя края — гражда­нина России. За­щита прав чело­века и граждани­на в регионе. Правоохрани­тельные и право­защитные орга­ны в крае.

Защита прав не­совершеннолет­них в крае

18.

Право и имуществен­ные отношения (изуче­ние нового материала; те­матическая лекция) План

1. Правовая регуляция
имущественных отноше­ний:

а) субъекты и объекты
гражданского права;

б) институт права соб­ственности;

в) договоры и сделки.

2. Права потребителя в
Российской федерации.

— Для всех уча­
щихся: основные
понятия, § 12(36),
вопросы 1, 2; § 13
(37), вопрос 1;

— Конструктивный уровень: § 12
(36), вопрос 4,
дополнять пере­
чень заданий 2
своими ситуация­
ми; § 13 (37), во­
просы 2, 5;

— Творческий
уровень: подго­
товьте мини-рас­
суждение на те­
му: «Почему в РФ
право частное
собственности не
землю имеют
только гражда
не?».

Идея: граждан­ское право — ре­гулятор имущест­венных отноше­ний;

— имуществен­ные отношения, право собствен­ности, сделка, до­говор, иск; права потребителя, ис­полнитель, изго­товитель, срок годности, Феде­ральный антимо­нопольный коми­тет, моральный ущерб, физичес­кое и юридичес-1 кое лицо.

— Называть ос­
новные нормы,
регулирующие
имущественные
отношения;

— характеризо­
вать институт
права собствен­
ности;

— приводить
примеры прав
потребителя и
способов их за­
щиты;

— характеризо­
вать права по­
требителя в Рос­
сийской Феде­
рации и области.

История

России Право собствен­ности в совре­менной России. Собственность на землю в РФ (различные точ­ки зрения на проблему).

Экономика Собственность как экономичес­кая категория, ее характеристика.

Литература Правовая регу­ляция имущест­венных отно­шений в произ-ведениях классической и современной литературы. Органы государ­ственной власти и общественные организации в области, регули­рующие имуще­ственные отно­шения, обеспе-чивающие правовую защиту имущественных прав граждан. Пути реализации и защиты прав потребителей.

19.

Труд и право (комбини­рованный урок; практи­кум, лекция)

План

1. Предмет трудового пра­
ва.

2. Трудовой договор (кон­
тракт): заключение и пре­
кращение. Особенности
трудовых отношений в
области.

3. Труд несовершеннолет­
них, охрана труда несо­
вершеннолетних.

— Для всех уча­
щихся: основные
понятия §14 (38);

— Конструктив­
ный уровень: § 14
(38), вопросы 2,3;

— Творческий
уровень: а) со­
ставьте трудо­
вой договор от
своего имени,
оговорив все не­
обходимые ус­
ловия; б) со­
ставьте задачи
(ситуации) на
нарушение норм
трудового права
в отношении не­
совершеннолет­
них. Продумайте
правовые пути,
их решения.

Идея: каждый гражданин РФ имеет право на труд. Трудовое законодательст­во — на защите прав работника. — трудовое пра­во, детский труд, трудовой договор (контракт), безра­ботный, льготы и гарантии, трудо­вая книжка, испы­тательный срок, время работы, увольнение, вре­мя отдыха, от­пуск.

— Характеризо­
вать трудовое
право как от­
расль, трудовой
контракт;

— характеризо­
вать правовой
статус несовер­
шеннолетних в
трудовых отно­
шениях;

— называть: ви­
ды трудовых до­
говоров, усло­
вия заключения
и прекращения
трудовых отно­
шений;

— называть нор­
мы трудовой
этики;

— называть ос­
новные нормы
правового регу­
лирования трудо­
вых отношений.

История

России История трудо­вого права в России. Формы борьбы рабочих за свои права.

Всеобщая история Формы борьбы рабочих запад­ноевропейских стран за свои права в XII — XX вв.

Литература Вопросы трудо­вых отношений в произведени­ях современной литературы. Особенности трудовых отно­шений в крае. Законодательст­во о труде в ре­гионах Крайнего Севера. Охрана труда несовер­шеннолетних в регионе

20.

Правовые основы брака и семьи {изучение нового материала; деловая игра, лабораторная работа) План

1. Семейное право — от­
расль, регулирующая
брачно-семейные отноше­
ния.

2. Семья, жизненный цикл
семьи. Заключение и рас­
торжение брака.

3. Права и обязанности су­
пругов. Права и обязанно­
сти родителей и детей.

— Для всех уча­
щихся: основные
понятия; §15 (39):

а) права и обязан­
ности супругов; б)
права ребенка;

—Конструктивный уровень: а) § 15 (39) вопросы 1, 2, 3, 6; б) называть правозащитные организации;

— Творческий уро­
вень: а) § 15 (39),
вопросы 4, 5;

б) подготовьте со­
общение о защите
прав ребенка: 1) в
РФ, 2) в области.

Идея: семья — важнейший соци­альный институт, охраняемый госу­дарством (вари­ант: внутрисемей­ные отношения регулируются правом);

— брачный кон­тракт, правоспо­собность, дееспо­собность, семья, супруги, свиде­тельство о браке, совместная соб­ственность, ЗАГС, ребенок, его пра­ва.

— Уметь давать
правовую ха­
рактеристику
брачно-семей-
ных отношений;

— приводить
примеры право­
вого регулиро­
вания семейных
отношений;

— называть ос­
новные нормы
этики семейных
отношений;

— характеризо­
вать семью как
малую группу;

— характеризо­
вать основные
нормы правовых
основ брака.

Всеобщая история Становление и развитие право­вого института защиты прав ребенка.

Литература Вопросы семьи и брака в произ­ведениях зару­бежной, класси­ческой и совре-м е н н о й литературы. Тенденции соци­ально-демогра­фического раз­вития края. Пути решения соци­ально-демогра­фических про­блем.

Целевые про­граммы области по решению де­мографических проблем.

Знать, что со бой представля ют проступки и преступления совершаемые людьми;

уметь: анали зировать состав преступления и определять, яв ляется ли соде янное преступ­лением;

- знать: что та
кое юридичес
кая ответствен
ность и какие
виды ответст­
венности суще
ствуют, что

представляет собой принцип презумпции не виновности;

знать наказа ния, которым могут подвер гаться лица, со­вершившие пре­ступления;

давать оценку изученным пра­вовым явлени ям.

Назвать ос­новные доку­менты по защи­те прав детства;

характеризо­вать современ-

История

России Вопросы пре­ступления в пра­вовых источни­ках Российского государства.

Всеобщая история Вопросы пре­ступлений в правовых источ­никах Древней Индии, Древне­го Рима, в фео­дальном праве, в западноевро­пейском праве.

Литература Достоев­ский Ф.М.«Пре­ступление и на-казание», Толстой Л.Н. «Воскресение», «После бала».

Литература Вопросы пра­вовой и соци­альной защиты несовершенно­летних в произ-

В теме урока изучается само­стоятельный во­прос: «Право­охранительные органы страны (области, регио­на)».

Современное со­стояние право­вой и социаль­ной защиты дет­ства в области.

План

1. Правовая база по защи­
те прав ребенка в области.
Современное состояние
правовой и социальной
защиты детства в крае.

2. Деятельность государ­
ственных и общественных
организаций, осуществля­
ющих правовую и соци­
альную защиту несовер­
шеннолетних в регионе.

ные органы по защите прав ре­бенка.

— Конструктив­
ный уровень: раз­
работайте алго­
ритм защиты прав
ребенка в случае
их нарушения.

— Творческий
уровень: разра­
ботайте практи­
ческие рекомен­
дации по защите
прав детства.

ное состояние правовой и соци­альной защиты ребенка в крае; — приводить примеры дея­тельности госу­дарственных ор­ганов и общест-венных организаций по защите несо­вершеннолет­них в области.

ведениях со­временной ли­тературы.

Психология Причины совер­шения противо­правных дейст­вий; девиантное и деликвентное поведение.

23.

Местное самоуправле­ние (урок-практикум; ва­риант 1: встреча с пред­ставителями администра­ции области, города; вариант 2: знакомство со структурой органов мест­ного самоуправления — экскурсия).

План

1. Законодательство Рос­
сии, области и города о
местном самоуправлении.

2. Система органов мест­
ного самоуправления.

3. Роль органов местного
самоуправления в обще­
ственной жизни.

— Для всех уча­
щихся: знать ос­
новные понятия.
Конституция РФ,
ст. 71—73.

— Конструктив­
ный уровень: со­
ставьте схему
органов местно­
го самоуправле­
ния в области,
городе (группо­
вое задание);

— Творческий уро­
вень: составьте
проект проведе­
ния мероприятия
по благоустройст­
ву вашего микро­
района. Укажите
ответственных.

— Знать термин
«местное само­
управление»;

— умение рабо­
тать с докумен­
тами (первоис­
точниками);

— называть фор­
мы местного са­
моуправления;

— приводить
примеры участия
граждан в работе
органов местного
самоуправления;

— сравнивать,
сопоставлять
федеральное и
региональное за­
конодательства;

— характеризо­
вать систему ор­
ганов местного
самоуправления.

История

России Местное само­управление в России (XVII в., XIX в., XX в.).

Всеобщая история История разви­тия органов ме­стного само­управления в странах Запад­ной Европы.

Литература Деятельность органов мест­ного само­управления в произведениях русской и со­временной ли­тературы.

24.

Человек и его права

(урок систематизации и обобщения: диспут (вари­ант 1: урок-конференция;

— Для всех уча­щихся: укажите тенденции раз­вития правовой

— Умение обоб­щать и система­тизировать изу­ченный матери-

История

России Эволюция исто­рии права в Рос-

26.

4. Ответственность за на­рушение норм междуна­родного гуманитарного права.

— Творческий уровень: зада­ние 6, 7; с. 18.

Международное гуманитарное право, россий­ское гуманитар­ное право.

ного гуманитар­ного права, его отличие от дру­гих отраслей права;

— уметь анали­
зировать основ­
ные источники
международно­
го гуманитарно­
го права;

— уметь состав­
лять тесты.

ва человека в литературе. Фадеев А. «Ле­нинград в дни блокады» (Из дневника). Вишневский В. «Дневники во­енных лет». ства Красного Креста и Красно­го Полумесяца на территории края

7 ч.

27.

Духовная сфера. Культура (изучение ново­го материала; вводная лекция)

План

1. Культура: многознач­
ность понятия.

2. Что такое культурный
комплекс?

3. Культурное наследие.

— Для всех уча­
щихся: основные
понятия, темы
§ 17 (41), вопро­
сы: 1,2,4;

— Конструктив­
ный уровень: со­
ставьте схему
культурного ком­
плекса с выделе­
нием исходного
элемента;

— Творческий
уровень: укажите
тенденции в раз­
витии этикета с
древних времен
до наших дней
(используйте для этого материал учебника, с. 130 — 134 (с. 270 — 274).

Идея: многообра­зия культур и ци­вилизаций, необ­ходимое условие развития челове­чества; переход от конфронтации к диалогу культур (вариант: во всех культурах сущест­вуют как особен­ные, временные, так и универсаль­ные, вечные мо­ральные принци­пы и нормы); — культура, общая культура, элемен­ты культуры, арте- факты, духовная и материальная культура, культур­ный комплекс; этикет, культурное наследие, культур­ные универсалии, культура народа.

— Характеризо­
вать духовную
жизнь человека
и общества;

— разъяснять
сущность пони­
мания культуры
у различных на­
родов;

— знать прави­
ла этикета и как
они могут про­
являться;

— уметь анали­
зировать осо­
бенности неко­
торых культур­
ных ценностей и
объяснять сущ-

Всеобщая история и История России Проявление эти­кета как культур­ного комплекса в разные эпохи (Древности, Ан­тичности, Сред­невековья, Воз-рождения, Нового и Новей­шего времени).

История

России Элементы куль­туры Отечества в различные пе-

Духовная жизнь края. Культурные традиции этниче­ских групп. Учреждения на­уки, культуры на территории реги­она. Материаль­ная и духовная культура этничес­ких групп в крае. Международные культурные связи области.

28.

Культурные нормы (изу­чение нового материала; лекция, вариант: лабора­торная работа) План

1. Понятие культурные нор­
мы.

2. Виды культурных норм.

3. Мораль, ее основные
ценности, моральный вы­
бор.

4. Санкции в обществе.

— Для всех уча­
щихся: основные
понятия, §18(42),
вопросы 1,2,5,7;

— Конструктив­
ный уровень: § 18
(42), вопросы 3,4;

— Творческий
уровень: напи­
сать мини-сочи­
нение «Культура
моей семьи: тра­
диции и нормы».

Идея: взаимовли­яния культурных норм на образ жизни человека и человечества (ва­риант 1: во всех культурах сущест­вуют как особен­ные, временные, так и универсаль­ные, вечные, мо­ральные принци­пы и нормы; вариант 2: переход от конфронтации к диалогу культур); — культурные нор­мы, манеры, обы­чаи, традиции, об­ряды, ритуал, при­вычки, вкусы, мода, этикет, нра­вы, мораль, обыч­ное право, санк­ции, культурное наследие.- ант 2: переход от конфронтации к диалогу культур); — культурные нор­мы, манеры, обы­чаи, традиции, об­ряды, ритуал, при­вычки, вкусы, мода, этикет, нра­вы, мораль, обыч­ное право, санк­ции, культурное наследие

— Знать куль­
турные нормы и
чем они опреде­
ляются;

—уметь анализи­ровать привычки, манеры людей, знать их отличи­тельные особен­ности от тради­ций, обычаев;

— разъяснять
понимание вку-

Всеобщая

история

Формирование

культурных

норм.

История

России История нра­вов, традиции обычаев; рос­сийский мента­литет; традиции Духовная жизнь края. Культурные традиции этни­ческих групп и проблемы их со­хранения. Материальная и духовная культу­ра региона как составная часть культуры России и мира.и

29.

Формы культуры (изуче­ние нового материала; те­матическая лекция (вари­ант: урок-семинар). План

1. Элитарная народная
массовая культура, их вза­
имосвязь взаимопроник­
новение.

2. Субкультура. Молодеж­
ная культура.

3. Контркультура.

— Для всех уча­
щихся: § 19 (43),
вопросы: 1 — 3,
5, таблица с. 149
(287);

— Творческий
уровень: напи­
шите сочинение
от имени одного
из сторонников
той или иной
формы культуры

Идея: общности культурных норм {вариант: нараста­ние «массовости культуры» в совре­менной России); — элитарная на­родная массовая культура, субкуль­тура, контркульту­ра, доминирую­щая культура, мо- лодежная культу­ра; поп-культура. Признаки массо­вой культуры, эст­рада, шлягер, китч, сленг, цирк, кино, радио,теле­видение. ант: высказы­вать суждения о ценностях раз­ных видов и форм культуры); — высказывать суждение о цен­ностях разных видов и форм культуры.

Литература Формы культуры и их проявления в произведени­ях литературы.

Региональный компонент

Международные культурные свя­зи региона.

Религия (комбинированный урок; симпозиум (вариант: практикум). План:

  1. Религия: многоплановость понятия. Виды рели­гий.

  2. Архаичные и мировые религии.

  3. Свобода совести и веро­
    исповедания в России.

— Для всех учащихся: основные
понятия, §20(44);

— Конструктив-­
ный уровень:
нравственные
ценности миро­вых религий;

— Творческий
уровень: напи­сать сочинение-
рассуждение на
тему: «Религиоз­ная терпи­мость — необхо­димое условие
жизни совре­менного общест­ва».

Идея: развитие религиозных представлений от политеизма (язы­чества) к моноте­изму (мировым религиям); нрав­ственные ценнос­ти мировых рели­гий.

— религия, веро­вание, миф, ми­фология, тоте­мизм, фетишизм, анимизм, культ, символ, мировые религии. Культур­ный символ, ис­лам, христианст-1 во, буддизм.

— Знать термин
«религия»;

иметь представление о фе­тишизме, мифо­логии, анимиз­ме и их проявлениях в истории челове­чества;

называть ми­ровые религии;

знать некото­рые особеннос­ти мировых ре­лигий, сравни­вать мировые религии, выде­лять общие чер­ты и различия;

— характеризо­вать духовную
жизнь человека,
общества;

— приводить
примеры мо­рального выбора.

История

России Язычество вос­точных славян; христианизация Руси, выбор ве­ры князем Вла­димиром: ис­лам, буддизм в России.

Всеобщая история Первобытные формы религий, христианская, европейская цивилизация, исламская ци­вилизация, буд­дийская циви­лизация, их характерные особенности.

Различные концессии в области. Гумани тарная деятель­ность конфессий в крае.

Религиозные па­
мятники как архитектурные со­оружения и объ­екты культуры.
Религиозные общественные организации в
крае.

31.

Искусство (изучение но­вого материала; темати­ческая лекция: экскурсия в художественный музей; встреча с деятелями ис­кусства — художниками; возможно провести инте­грированный урок с МХК). План

1. Что такое искусство?

2. Объекты и субъекты ху­
дожественной культуры и
искусства. Функции худо­
жественной культуры и
искусства.

3. Влияние искусства на
современное общество.

— Для всех уча­
щихся: основные
понятия § 21
(45), вопросы: 1,
2,3,4,5.

— Конструктив­
ный уровень: со­
ставить развер­
нутый план отве­
та на вопрос:
«Функции искус­
ства в современ­
ной России».

— Творческий
уровень: крите­
рии красоты, до­
бра, истины.

Идея: творчест­во — необходи­мый элемент жиз­ни человека;

— нравственная
ценность искусст­
ва в обществе;

— искусство, худо­
жественная куль­
тура, фольклор,
«свободное искус­
ство», истина, кра­
сота, добро.
Искусство как вы­
сокая степень
умения, мастер­
ства.

— Знать, что та­
кое искусство и
как оно соотно­
сится с художе­
ственной куль­
турой;

— пояснять, кто
является субъ­
ектом художест­
венной культу­
ры;

— уметь анали­
зировать произ­
ведения искус­
ства, определяя
ценности, кото­
рыми они обла­
дают.

История

России Искусство в различные пе­риоды отечест­венной истории.

МХК Сущность тео­рии художест­венной культуры.

Литература Влияние худо­жественной ли­тературы на со­временное об­щество. Объекты художе­ственной культу­ры и искусства в области. Искусство этни­ческих групп в крае. Деятели художественной культуры и их произведения о крае

32.

Образование (комбини­рованный урок (вариант: урок изучения нового ма­териала); симпозиум (ва­риант: деловая игра) План

1. Образование — важ­
нейший институт общест­
ва.

2. История образования.

3. Образование в совре­
менной России:

а) структура современно­
го образования;

б) права и обязанности
участников учебного про­
цесса.

— Для всех уча­
щихся: § 22 (46),
вопросы: 1, 2;
основные поня­
тия.

— Конструктив­
ный уровень:
изобразите
структуру (схе­
му) непрерывно­
го российского
образования.

— Творческий
уровень: разра­
ботайте проект:
«Образование
будущего» (ва­
риант: «Мои
предложения в
Устав лицея,
гимназии, шко­
лы».

Идея: особый ста­тус образования в системе инфор­мационного об­щества (вариант: образование — составная часть общечеловечес­кой культуры); — образование, система образо­вания, начальное, основное, сред­нее образование, школа, Устав шко­лы, юридический статус ребенка, монастырские школы, профес­сиональные шко­лы, гимназия, колледж, высшая школа.

— Знать, что
представляет
собой образо­
вание как ин­
ститут общества
(вариант: обра­
зование — со­
ставная часть
общечеловече­
ской культуры);

— уметь разъяс­
нять эволюцию
системы обра­
зования с древ­
нейших времен
до наших дней;

— уметь разъяс­
нять особеннос­
ти правового
статуса ученика
современной
школы.

История

России Сословное об­разование в до­советской Рос­сии, система советской шко­лы (вариант: развитие обра­зования и про­свещения в IX — XX вв.).

Всеобщая история Особенности образования в мире: тенден­ции развития. Развитие обра­зования, про­блемы, пер­спективы. Потребности мо-дернизации страны и разви­тие образования в регионе. Структура обра­зования в облас­ти; его виды и формы. Разви­тие образова­ния, проблемы и перспективы. Особенности структуры обра­зования в облас­ти на современ­ном этапе. Худо-жественные традиции саам­ского народа в воспитании де­тей.

33.

Наука (изучение нового материала; лабораторная работа; возможна экскур­сия в научное учреждение области, города; встреча, круглый стол с учеными, деятелями науки). План

1. Наука — самая сложная
область интеллектуаль­
ной деятельности.

2. Функции науки. Класси­
фикация наук.

3. Особенности совре­
менной науки. Структура.

— Для всех уча­
щихся: основные
понятия темы
§ 23 (47), вопро­
сы 1, 2,4,6;

— Конструктив­
ный уровень:
изобразите
структуру науч­
ных учреждений
РФ (в виде схе­
мы);

— Творческий
уровень: напи­
шите доклад
«Перспективные
направления в
развитии рос­
сийской науки».

— Опережающее
задание: напи­
шите реферат по
теме «Духовная
жизнь края».

Идея: наука опре­деляет перспек­тивы развития об­щества и государ­ства;

— наука, Россий­ская Академия на­ук, наука как со­циальный инсти­тут, виды научного знания,универси­тет, академия, на­учно-исследова­тельский инсти­тут, научная информация, классификация науки, престиж университета, функция науки.

Знать, что та­кое наука, како­вы ее функции в обществе, какие существуют уч­реждения науки;

знать, что со­бой представля­ет высшая шко­ла, какие виды высших учебных заведений есть в РФ, крае;

уметь осознан­но выбирать выс­шую школу для продолжения обучения;

объяснять осо­бенности совре­менной науки;

— характеризо­
вать функции на­
уки.

. История

России Состояние и развитие науки в России,Акаде­мия наук, Мос­ковский универ­ситет и др.

Всеобщая история Мировые науч­ные достижения XX века в облас­тях естество­знания, общест-вознания и тех­ники.

География Развитие гео­графических знаний на совре­менном этапе.

История края Составная часть российской и мировой культу­ры. Формирова­ние и развитие культуры корен­ных народов края. Роль коло­нистов, спецпе­реселенцев в развитии мате­риальной и ду­ховной культуры региона.

Региональный компонент

Наука области. Научные учреж­дения края, их вклад в развитие российской на­уки. Филиалы Академии наук РФ в крае. Пер­спектива разви­тия науки в реги­оне. Междуна­родные научные связи.

34.

Материальная и духов­ная культура региона

(вариант: духовная жизнь) (изучение нового матери­ала; экскурсия в краевед­ческий музей и др. куль­турные учреждения (вари­анты: ученическая конференция по теме уро­ка, возможен интегриро­ванный урок (с МХК, лите­ратурой)

План

1. История культуры реги­
она.

2. Культурное наследие
коренного населения —
саамов. 3. Учреждения культуры области, города:

а) образование и наука;

б) искусство, спортивные
достижения северян;

в) религиозные конфес­
сии. Гуманитарная дея­
тельность религиозных
конфессий.

— Для всех уча­
щихся: разрабо­
тать проект: ма­
териальная и ду­
ховная культура
коренного насе­
ления. Перспек­
тивы развития;

— Конструктив­
ный уровень: со­
ставьте развер­
нутый план-кон­
спект по теме
урока;

— Творческий
уровень: напи­
шите реферат о самобытной культуре народа (по выбору).

Идея: ценности культурного на­следия коренных этнических групп, культура народов, населяющих край. Материальная, духовная культура края, традиция, религиозные ве­рования, фольк­лор, особенности художественной культуры корен­ного населения, религиозные тра­дици Современные обычаи и празд­ники северян.и саамов.

— Знать особен­
ности матери­
альной и духов­
ной культуры
жителя области;

уметь соста­вить разверну­тый план по теме;

характеризо­вать особеннос­ти материаль­ной и духовной культуры севе­рян;

знать термин «культура», «ду­ховная жизнь».

Специальный урок по изуче­нию материаль­ной и духовной культуры края. Посещение кра­еведческого и художественного музеев, театров, круглые столы с представителя­ми коренных на­родов, деятеля­ми культуры, ис­кусства.

35.

Духовная сфера обще­ства (систематизация и обобщение изученного по теме; семинар, конфе­ренция)

План

1. Культура как многоуров­
невое явление. Нормы и
формы культуры.

2. Духовная жизнь челове­
ка.

3. Культура современной
России. (Достижения и
проблемы.)

— Для всех уча­
щихся: В чем со­
стоит духовная
жизнь человека?

— Конструктив­
ный уровень: со­
поставьте культу­
ру, религию, ис­
кусство и
образование. Что
общего в этих
формах духовной
сферы общества;

— Творческий
уровень: со­
ставьте таблицу
«Духовная сфера
российского об­
щества», поясни­
те взаимосвязь и
взаимозависи­
мость всех со­
ставляющих. литики; соотно­сить духовную культуру с право­вой и политичес­кой;

— характеризо­вать духовную культуру

Идея: значимости духовной сферы общества для лич­ности и общечело­веческой культуры; Культура России — составная часть, мировой культу­ры; народ -творец культуры; духов­ная сфера обще­ства; обществен­ное сознание, ду­ховная культура;

— культура, мо­
раль, искусство,
наука, религия,
образование;

— система норм и
ценностей; куль­
турный комплекс,
этикет; ментали­
тет россиянина.

Вариант: — характеризо­вать духовную жизнь человека, характеризовать духовную жизнь общества на Се­вере.

Знать основ­ные понятия те­мы;

уметь сопос­тавлять, сравни­вать уровни культуры в раз­ные периоды ис­тории России;

уметь систе­матизировать и обобщать мате­риал по духов­ной сфере об­щества;

характеризо­вать духовную жизнь общества;

характеризо­вать духовную жизнь человека.

Система духов­ных ценностей как основа миро­воззрения жите­ля края.

Особенности культурной жиз­ни региона. История родного края Культура края.

Литература Образ гражда­нина в произ­ведениях клас­сической и со-временной литера

Политическая, правовая и ду­ховная культура как основа граж­данственности личности.

туры

Взаимосвязь права, по­литики и культуры (ито­говый урок по курсу; кон­ференция, защита рефе­ратов; групповые формы работы; семинар).

План 1. Роль политики в нашей жизн2. Правовая организация
политического процесса:

а) правовая и полити­
ческая культура чело­
века в России;

б) защита прав.

3. Духовная культура об­
щества. Влияние духовной
культуры на личность, его
социализацию.и.

— Для всех уча­
щихся: соотнеси­
те понятия пра­
вовой и полити­
ческой культуры;

— Конструктив­
ный уровень: со­
ставьте схему взаимосвязи права, политики и культуры; — Творческий уровень: напи­шите реферат по проблемам вза­имосвязи права, политики, куль­туры в России.

Идея: взаимосвя­зи и взаимовлия­ния всех сфер жизни общества на личность, его социализацию, развитие его творческих спо­собностей;

— основные опор­ные понятия по темам, правовая культура, полити­ческая культура, духовная культу­ра, социализация личности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Урок истории в 9 классе. Тема урока: "Духовная жизнь страны: "Период оттепели"

    Урок
    Разработан учителем истории МОУ СОШ с.Баловнево Данковского района Липецкой области Е.В.Рыжковой по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной « История государства и народов России» 9 класс.
  2. Тема урока, план уро­ка, возможная личностно значимая про­блема

    Урок
    Учащиеся усваивают хронологические рамки Но­вого времени; понимают принципиальное отли­чие Нового времени от Средневековья; узнают о чертах личности человека Нового времени; углубляют знания об основных чертах традици­онного общества
  3. Тема урока: «Алюминий – химический элемент, простое вещество». Цели урока: Обучающая

    Урок
    Обучающая – изучить физические и химические свойства алюминия и области его применения. Рассмотреть характеристику химического элемента алюминия и изучить строение атома.
  4. Тема урока: Межличностные отношения

    Урок
    УЧИТЕЛЬ: Ребята, на прошлом уроке мы закончили изучать с вами раздел «Человек и природа» и прежде чем мы приступим к новой теме, повторим основные моменты пройденного материала.
  5. Урока Тема урока Часы

    Урок
    Продолжить знакомство со сказкой как фольклорным жанром, познакомить со сказителями, дать первые представления о том, как пересказывается народная сказка

Другие похожие документы..