Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Комаров Сергей Александрович - доктор юридических наук, профессор, начальник отдела аналитического сопровождения законодательства Аналитического упра...полностью>>
'Документ'
Согласно единому календарному плану всероссийских соревнований по спортивной акробатике, календарным планам управления по физкультуре и спорту Кировс...полностью>>
'Документ'
Совместный рецензируемый сборник кафедры политологии Санкт-Петербургского государственного политехнического университета и Координационного Совета Ро...полностью>>
'Конкурс'
1. Мета та завдання Освітньо-наукова конференція учнівської молоді «Всесвіт» проводиться з метою популяризації та поширення астрономічних знань, розви...полностью>>

От составителя (3)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственная политика в области потребительского образования и просвещения

Политика в сфере защиты прав потребителей призвана в полной мере способствовать достижению стратегической цели социально-экономической программы Правительства Российской Федерации
до 2010 г. – повышению уровня жизни населения, товаров, работ, услуг. Немаловажно, чтобы они были качественными и безопасными для жизни, здоровья и имущества потребителей, а также для окружающей среды. Главной целью национальной политики в сфере защиты прав потребителей является создание равных условий для реализации гражданами-потребителями своих законных интересов и прав
на всей территории Российской Федерации. Перед государством стоит задача обеспечить наличие правовых и организационных основ, позволяющих соответственно уровню развития экономики и общества, формировать и реализовывать все многообразие направлений национальной политики в сфере защиты прав потребителей.

На достижение этих целей направлена работа национальной системы защиты прав потребителей, включающей федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей, осуществляющих контроль качества и безопасности товаров (работ, услуг). Функции по защите прав потребителей ранее были возложены на Государственный комитет по антимонопольной политике РФ. В 2004 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314
«О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» эти функции были переданы Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
(), структурно подчиняющейся Министерству социального развития и здравоохранения РФ.

Законодательные органы постоянно разрабатывают новые правовые акты, регулирующие отношения с участием потребителей. Развивается законодательство, обеспечивающее безопасность и качество товаров, работ, услуг, в том числе и в части упорядочения полномочий федеральных органов исполнительной власти по контролю и надзору в этой области. В практику работы всех ветвей системы защиты прав потребителей вошло информирование и просвещение населения по вопросам потребительской культуры поведения.

С целью проведения согласованной потребительской политики МАП России установлены и развиваются контакты с органами государственной власти государств СНГ, занимающихся защитой прав
потребителей. В результате совместной работы МАП России, Международной конфедерации обществ потребителей и Сводного департамента зоны свободной торговли Исполнительного комитета СНГ
25 января 2000 г. представителями правительств государств-членов СНГ подписано Соглашение об основных направлениях сотрудничества государств-участников СНГ в области защиты прав потребителей
и разработана программа по его реализации. Соглашение в числе основных направлений сотрудничества закрепило:

  • обеспечение потребителей, государственных органов и общественных объединений потребителей оперативной и достоверной информацией о товарах (работах, услугах) и изготовителях (исполнителях, продавцах);

  • осуществление программ просвещения в области защиты прав потребителей как неотъемлемой части обучения граждан в образовательных системах государств;

  • привлечение средств массовой информации, в том числе радио и телевидения, к пропаганде
    и систематическому освещению вопросов защиты прав потребителей.

Развитие и укрепление национальной системы защиты прав потребителей, консолидация усилий всех ее составляющих в целях обеспечения эффективной защиты законных интересов потребителей, является одним из приоритетных направлений национальной политики в сфере защиты прав потребителей в России. Потребительское движение в нашей стране сегодня – это влиятельная конструктивная сила общества. Его важнейшее предназначение – формирование, утверждение новой культуры во взаимоотношениях производителя, продавца и покупателя.

Функции по защите интересов потребителей законодательство возлагает на городские, районные, областные администрации. Практически в каждом, даже самом маленьком населенном пункте работает специалист или группа специалистов, которые занимаются защитой прав потребителей. Отделы по защите прав потребителей, работающие при местных администрациях, являются той организацией, куда можно обратиться с заявлением о нарушенных правах. Каждый человек, у которого есть претензии
к конкретному магазину, к качеству товара или услуги, может пожаловаться в отдел по защите прав потребителей, и ему обязаны дать консультацию относительно того, какие права он имеет в данной ситуации. Эти органы могут принимать эффективные меры к нарушителям закона. Во многих отделах по защите прав потребителей составляются списки магазинов и фирм, в которых обманывают потребителей. Информация о таких фирмах публикуется в местной печати и потребители узнают, какие из организаций надежны, а в какие – не следует обращаться. Специалисты местных органов выявляют нарушения прав потребителей, направляют информацию о нарушениях в соответствующие федеральные органы для принятия мер, обращаются в суд в интересах потребителей.

Международные основы политики в сфере защиты прав потребителей определены «Руководящими принципами для защиты прав потребителей», принятыми Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 году.
В 2001 г. по решению Четвертой Конференции ООН прошла встреча экспертов по вопросам потребительской политики, по итогам которой были приняты руководящие принципы для защиты интересов потребителей. Руководящие принципы 2001 г. провозглашают одной из задач потребительской политики информирование потребителей о влиянии окружающей среды, социальных и экономических факторов на их выбор. В этих целях правительства поддерживают деятельность производителей, продавцов
и общественных организаций по информированию потребителей посредством рекламы и других способов маркетинга, информируют потребителей об экологической безопасности товаров, предъявлении исков в защиту окружающей среды. В документ включен новый принцип – содействие обеспечению устойчивого потребительского спроса. При этом особое внимание уделяется интересам людей, живущих
в бедности. В целях содействия обеспечению устойчивого потребительского спроса государственные органы, общественные объединения потребителей и защитников окружающей среды, а также производители и продавцы должны уделять большое внимание информированию потребителей о социально, экономически и экологически устойчивой продукции. При формировании политики государства в области защиты прав потребителей значимая роль отводится организациям саморегулирования бизнеса и другим подобным организациям гражданского общества. Эти организации должны быть вовлечены в информационно просветительскую деятельность. Таким образом, право гражданина, а значит и потребителя, на информацию признано одним из самых существенных, так как оно тесно связано с другим важнейшим правом – правом на качество и безопасность товаров, работ, услуг, так как выбор качественного товара зависит от полноты и достоверности информации о нем.

Российское законодательство по защите прав потребителей разрабатывалось с учетом международных принципов. Основополагающими документами являются Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «О защите прав потребителей» и ряд постановлений правительства РФ.

В преамбуле Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» 1992 г. среди прочих прав потребителей было закреплено право на получение информации о товарах (работах, услугах), их изготовителях (исполнителях, продавцах) и просвещение. Но механизм реализации права на просвещение в Законе отсутствовал. В редакции Закона от 1996 г. включена специальная статья «Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей», содержащая механизм реализации этого права. Указанное право обеспечивается:

1) посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы,

2) а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.

Введение этой нормы в законодательство не только закрепило правовые основы деятельности по созданию системы правового образования населения в сфере защиты прав потребителей, но и позволило значительно активизировать работу антимонопольных органов по просвещению и обучению населения, придав ей качественно новый уровень.

Межведомственным советом по защите прав потребителей 26 февраля 2001 г. были одобрены приоритетные направления национальной политики в сфере защиты прав потребителей на 2001–2010 годы. На первое место в документе поставлена работа по информированию и просвещению населения по вопросам национальной политики в сфере защиты прав потребителей и на второе – организация системного обучения молодежи во всех типах учебных заведений общего и профессионального образования на условиях его непрерывности и преемственности.

Первый приоритет: информирование и просвещение населения по вопросам национальной политики в сфере защиты прав потребителей. Стратегия развития Российской Федерации до 2010 г. провозгласила развитие личности как базовую предпосылку для решения основных экономических и социальных проблем. Выдвигая в качестве одного из приоритетов информирование и просвещение населения по вопросам национальной политики в сфере защиты прав потребителей, можно ожидать, что потребитель не только сделает правильный выбор на потребительском рынке товаров, работ, услуг, но и сможет
в перспективе сыграть роль регулятора на подлинно конкурентном рынке. С другой стороны, построение правового государства требует не только формирования соответствующей законодательной основы,
но и адекватного ей поведения людей, что, в свою очередь, предполагает знание населением своих законных прав и обязанностей и умение применять их в различных ситуациях. Практическое претворение этого направления должно преследовать цель приобретения потребителями и предпринимательским корпусом определенных навыков и стереотипов поведения в условиях рыночной экономики, что в результате способствовало бы самостоятельному разрешению ими возникающих проблем. Информирование и просвещение населения необходимо вести по следующим направлениям:

1. Популяризация правовых знаний в области защиты прав потребителей через средства массовой информации, издание специальной и популярной литературы. При этом должна быть обеспечена доступность информации для потребителей независимо от места их нахождения и социально-экономического положения. Особое внимание должно быть уделено просвещению потребителей социально незащищенных, малообеспеченных, проживающих в отдаленных районах и в сельской местности. Должны найти широкое применение образовательные программы, нетрадиционные методы обучения, новые информационные средства для максимально возможного вовлечения в образовательный процесс различных групп потребителей.

2. Для эффективного функционирования системы защиты прав потребителей необходимо ее обеспечение квалифицированными кадрами, что особенно актуально для муниципальной и общественной ветвей системы. В этих целях целесообразно более широко использовать возможности антимонопольных и других органов государственной власти, в чью компетенцию входят вопросы защиты прав потребителей, для организации стажировок, семинаров и других обучающих мероприятий, обмена опытом работы, получения методической и практической помощи. Необходимо также включение вопросов защиты прав потребителей в программы переподготовки и повышения квалификации государственных
и муниципальных служащих.

3. Повышение уровня правовой грамотности предпринимателей, работающих на потребительском рынке, в том числе по вопросам защиты прав потребителей. Для этого необходимо включать вопросы защиты прав потребителей в программы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для соответствующих секторов потребительского рынка товаров, работ, услуг; активнее привлекать органы государственной власти, в чью компетенцию входят вопросы защиты прав потребителей, органов местного самоуправления, общественных объединений к организации семинаров и других обучающих мероприятий для хозяйствующих субъектов различных секторов потребительского рынка.

Второй приоритет: организация системного обучения молодежи во всех типах учебных заведений общего и профессионального образования на условиях его непрерывности и преемственности. Правительством Российской Федерации в стратегии развития России до 2010 г. определены кардинально
новые подходы к содержанию общего и профессионального образования, цель которого – подготовить человека, социально адаптированного к реальной жизни. В связи с этим особое внимание должно быть уделено внедрению в учебный процесс вопросов защиты прав потребителей, а также воспитанию потребительской культуры учащихся общеобразовательных школ, то есть на этапе формирования мировоззрения и психологии человека. Потребительское образование школьников воздействует и на их родителей, открывая тем самым новые каналы для просвещения разных поколений потребителей и закрепления обычаев потребительского поведения в семейном воспитании. Такое образование населения является эффективной мерой предупреждения нарушений прав потребителей, основой добропорядочного предпринимательства. Для этого предстоит решить ряд основополагающих задач:

  • осуществить государственную поддержку процесса обучения основам потребительских знаний, включив их в государственные образовательные стандарты на федеральном и региональном уровнях, в учебные планы и программы;

  • обеспечить образовательный процесс учебниками и учебно-методической литературой;

  • организовать на постоянной основе подготовку и повышение квалификации преподавателей;

  • совершенствовать с учетом развития экономики содержание курсов по вопросам защиты прав потребителей, изучаемых в учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования, готовящих специалистов для работы на потребительском рынке страны.

В комплексе мер по реализации приоритетных направлений национальной политики в сфере защиты прав потребителей, которые разработаны с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти и общественных объединений потребителей, в частности по указанным приоритетам предусмотрено:

  • подготовка и издание брошюр, плакатов, календарей и другой печатной продукции, производство научно-популярных и учебных фильмов в целях разъяснения различным группам потребителей актуальных вопросов реализации политики в области защиты прав потребителей, в том числе безопасности и качества продукции, работ и услуг;

  • организация и проведение семинаров и других форм повышения квалификации по вопросам защиты прав потребителей и качества товаров, работ, услуг, специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, предпринимателей и других категорий;

  • включение вопросов по основам законодательства о защите прав потребителей и о качестве товаров (работ, услуг) в обязательный минимум содержания и требования к уровню подготовки основного и среднего (полного) общего образования;

  • разработка примерных программ факультативных и специальных курсов по основам потребительского образования для основной и средней (полной) общеобразовательной школы;

  • разработка учебно-методических комплектов по основам потребительской грамотности, включая пособия на основе компьютерных информационных технологий и видеоматериалов;

  • включение вопросов по основам законодательства о защите прав потребителей в задания Всероссийских олимпиад и конкурсов по экономике, праву, обществоведению, технологии, основам предпринимательской деятельности;

  • включение вопросов законодательства о защите прав потребителей в государственные образовательные стандарты всех уровней профессионального образования;

  • подготовка рекомендаций образовательным учреждениям дополнительного профессионального образования и высшим учебным заведениям, осуществляющим повышение квалификации
    и профессиональную переподготовку преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, о внесении в программы обучения по направлениям социально-экономической политики и права вопросов защиты прав потребителей;

  • включение вопросов о защите прав потребителей в программы переподготовки и повышения квалификации учителей;

  • привлечение учащихся, изучающих основы потребительских знаний, к мероприятиям по информированию населения, проведению потребительских исследований и др., проводимым федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями потребителей.

Права потребителей не могут быть действенно защищены без информирования людей о некачественных, опасных товарах, работах, услугах, о недобросовестных продавцах, изготовителях, исполнителях.

В 2004 году мероприятия, посвященные Всемирному дню защиты прав потребителей, проводились под девизом «Информация о товаре, работе, услуге как основа реализации права потребителей на осознанный выбор».

Вопросы информирования потребителей постоянно находятся в центре внимания антимонопольных органов, в том числе и в работе по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения
с участием потребителей. Так, Федеральным законом № 171-ФЗ от 21.12.2004 г. были внесены изменения в статью 10 Закона «О защите прав потребителей», устанавливающие обязательное требование
к информации о присутствии в составе продуктов питания генетически модифицированных источников или генетически модифицированных компонентов.

Главная задача сегодня – научить потребителя пользоваться информацией, которая должна быть предоставлена ему в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.

Работа в области информирования строится по нескольким направлениям:

  • через периодические средства массовой информации, в которых ведутся тематические рубрики,
    а также специализированные выпуски печатных изданий субъектов Российской Федерации, местные средства массовой информации, выступления на радио и телевидении. Материалы ориентированы на доведение до потребителей информации об их правах и существующих возможностях их защиты;

  • через выпуск научно-популярной литературы, сборников нормативных правовых актов по проблемам защиты прав потребителей;

  • через выпуск докладов о защите прав потребителей, сборников по результатам семинаров для специалистов, занимающихся вопросами защиты прав потребителей;

  • через подготовку учебной и учебно-методической литературы по курсу «Основы потребительских знаний».

В России консультирование потребителей осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями потребителей. Консультирование ведется, в основном, по вопросам восстановления нарушенных прав потребителей. Необходимо расширение традиционной области консультирования за счет предоставления потребителям информации о товарах и услугах, обеспечивающей транспарентность способов производства и потребительских характеристик товаров. Независимое консультирование в этой сфере может дать потребителям возможность самостоятельного выбора под собственную ответственность.

В связи с этим особенно актуальным является формирование систематизированной базы информационных ресурсов для консультирования потребителей (создание инфотеки). МАП России формирует
в настоящее время первоначальный массив информационных ресурсов. Эта работа проводится, в том числе, и в рамках научно-исследовательских работ министерства. Полученные результаты послужат основой для инфотеки и обеспечат единообразный подход к консультированию потребителей
на территории Российской Федерации.

Общественная защита прав потребителей

В России общественные организации потребителей возникли значительно раньше, чем специальные государственные органы. Первые общества потребителей были созданы в 1988 г. – сначала в Ленинграде, затем в Москве, Свердловске, Ростове-на-Дону, Волгодонске, Барнауле и других городах. Каким образом возникали эти общества? С одной стороны, это были группы специалистов – журналистов, экономистов, юристов, которые считали защиту интересов прав потребителей важным и интересным делом. Эти люди ставили перед собой цель принять законы, защищающие интересы и права потребителей. Многие из тех, кто стоял у истоков потребительского движения в СССР, стали известными государственными и общественными деятелями, депутатами, министрами. С другой стороны, потребительские организации возникали «снизу» – в эпоху дефицита, когда граждане выстаивали огромные очереди, чтобы приобрести необходимый товар. Кроме обычных уличных очередей, существовала «запись»
на предметы сложной бытовой техники, автомашины, ковры и холодильники. Для регулирования порядка в таких очередях, для взаимодействия с администрацией магазинов, выбирались лидеры. Это движение привело к постепенной организации потребительских обществ. Российские потребители стали проявлять большую активность в защите своих прав. В 1989 г. Общества потребителей, действующие на территории СССР, объединились в Федерацию обществ потребителей СССР. Главной задачей вновь созданной организации стало «подталкивание» принятия закона. Закон СССР «О защите прав потребителей» был принят 8 мая 1991 г. После распада Советского Союза общества потребителей объединились в организацию, которая стала называться Международной конфедерацией обществ потребителей (КонфОП). В настоящее время в Конфедерацию входят 8 национальных и более 60 региональных организаций из России, Украины, Казахстана, Белоруссии, Грузии, Туркмении. КонфОП – это объединение, помогающее обществам развиваться, координирующее их деятельность, оказывающее необходимые консультации. Это крупнейшее в СНГ объединение организаций такого рода. В свою очередь КонфОП является членом Международной Организации Потребительских Союзов (Consumer International, CI), объединяющей более 200 потребительских организаций из более, чем 90 стран. В КонфОП действуют несколько профессиональных служб: юридическая, информационная, служба по защите интересов потребителей финансовых услуг, отдел потребительского образования и др. КонфОП выпускает журнал «СПРОС» и ряд других изданий для потребителей и для тех, кто их защищает. В настоящее время общественные организации принимают активное участие в судебной защите потребителей, информационно-просветительской работе, участвуют в разработке законодательных актов.

В 1992 г. была организована Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП), как правопреемник Федерации обществ потребителей СССР, созданной в 1989 г. Организация начинала работу в условиях дефицита товаров, занималась проблемой упорядочения очередей, оказывала правовую помощь потребителям. 26 августа 1995 г. Правительством Российской Федерации принято постановление № 837 «О поддержке общественного движения в защиту прав потребителей».

В систему общественной защиты прав потребителей входят:

  • Областные, краевые, республиканские, районные, городские общественные организации потребителей.

  • Общества (группы, клубы) потребителей по интересам (общества автолюбителей, садоводческие, экологические и др.). Эти общества защищают интересы своих членов и их права как потребителей различных товаров.

  • Республиканские и региональные торгово-промышленные палаты, которые имеют при себе экспертные лаборатории, которые могут проводить работы по экспертизе товаров и их соответствию требованиям качества.

  • Органы рабочего и общественного контроля профсоюзных организаций, трудовых коллективов предприятий и организаций.

  • Коллегии адвокатов, юристов и других специалистов в области права, законодательства, нормотворческой деятельности.

Все организации и общества потребителей должны быть зарегистрированы в органах юстиции
и осуществлять деятельность по защите прав потребителей в соответствии с действующим законодательством и своими уставами. Органы и организации общественной защиты прав потребителей значительно расширяют сферу действия законодательства.

За последние годы общественное движение потребителей заняло прочную нишу в системе защиты прав потребителей. Оно по-прежнему остается многочисленным и включает в себя 644 общественных объединения. К общественным объединениям потребителей, которые действуют на международном
и российском рынке более 10 лет и наиболее эффективно отстаивают интересы потребителей, относятся Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП), Союз потребителей Российской Федерации (СП РФ), Всероссийская лига защитников потребителей (ВЛЗП) и некоторые другие.

Деятельность этих общественных объединений сосредоточена больше на участии в формировании законодательства в области защиты прав потребителей, научной и аналитической работе, проведении массовых кампаний, а также на выработке совместно с органами государственной власти и предпринимательским корпусом стратегии разрешения актуальных проблем защиты прав потребителей.

В последние годы приоритетными в деятельности независимых организаций потребителей стали информационное и правозащитное направления. Это легко объяснимо: чем больше людей через газеты, радио, телевидение узнают о своих правах, тем труднее будет их обманывать, продавать им товары низкого качества. Практически при всех обществах работают юристы, которые готовы помочь гражданам по широкому кругу вопросов.

Грамотно используя Закон «О защите прав потребителей», многие россияне имеют возможность не только возместить свои потери, связанные с приобретением некачественных товаров и услуг, но и компенсировать моральный вред. Когда был принят Закон о защите прав потребителей, общественные объединения потребителей, возникшие в крупных городах, начали его пропаганду конкретными действиями – созданием юридических служб, специализирующихся на применении этого закона. Лидером этого движение стал Московский союз потребителей, созданный в 1988 году. Его юридическая служба
и в настоящее время является самой сильной в России. Число обращений граждан, права которых были нарушены в сфере торговли, бытовых и жилищно-коммунальных услуг, туризма, транспорта, связи, медицины, постоянно растет. Потребители становятся все более активными в отстаивании своих прав.

Гарантия курса на конкурентную политику, создание условий для реализации прав граждан-потребителей закреплены в Конституции Российской Федерации. Свое развитие они получили в законодательстве о защите прав потребителей, в антимонопольном законодательстве. Практика их применения показывает, что в настоящее время заложены только основы для решения этих задач. Необходимо расширять правовую базу для реализации государственной политики и общественной деятельности по защите прав потребителей. Одним из главных направлений усилий потребительского движения в России было и остается просвещение граждан. Необходимо объяснить, что, зная о своих правах, каждый человек сможет требовать их соблюдения торгующими организациями и, в случае необходимости, отстаивать их в судебных инстанциях. И на сегодняшний день потребительская грамотность населения значительно возросла. В газетах и журналах, на радио и телевидении есть передачи, разделы и рубрики, освещающие различные проблемы, которые приходится нам решать в процессе приобретения товаров и услуг. Число граждан, обращающихся за помощью в различные инстанции, постоянно растет. Это говорит о том, что уровень потребительской культуры населения повышается. Большее количество претензий, поданных с помощью общественных потребительских организаций, антимонопольных структур или отделов по защите прав потребителей при местном самоуправлении, решается в досудебном порядке, так как удовлетворять требования покупателя по постановлению суда продавцу обходится значительно дороже.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. От составителей (1)

    Документ
    Настоящий сборинк посвящен юбилею крупнейшего российского иберо-романиста, заслеженного деятеля науки, члена Союза Писателей России, выдающегося переводчика испанской и латиноамериканской литературы, известного общественного деятеля, профессора В.
  2. От составителей (4)

    Сборник статей
    Юбилейный сборник статей «Вопросы иберо-романской филологии» посвящен пятидесятилетию открытия отделения испанского языка на филологическом факультете МГУ им.
  3. От составителей (3)

    Документ
    Проблемы становления христианства, возникновения его учения, различных внутренних течений представляют интерес не только для специалистов историков и философов, но и для достаточно широкого круга читателей.
  4. От составителей (2)

    Документ
    Классический труд С.Л. Рубинштейна «Основы общей психологии» относится к числу наиболее значительных достижений отечественной психологической науки. Широта теоретических обобщений в сочетании с энциклопедическим охватом исто­рического
  5. От составителя (1)

    Документ
    От миллиарда к миллиарду: история нефтедобычи в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре : рек. библиогр. список / Гос. б-ка Югры, Отд. краевед. лит.

Другие похожие документы..