Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Об'єкт і предмет економічної і соціальної географії. Місце економічної і соціальної географії в системі географічних наук. Структурна організація сус...полностью>>
'Информационный бюллетень'
25-26 марта т.г. в КазНУ им. аль-Фараби в рамках года России в Казахстане состоялась встреча представителей Ядерного общества России с преподавателям...полностью>>
'Программа курса'
Измерение временных интервалов (методом прямого счета, хронотрон, верньерный (нониусный) метод, преобразователи время-амплитуда (ВАП), временной эксп...полностью>>
'Доклад'
Мировой финансовый кризис носит системный характер. Он затронул не только фондовые и валютные рынки, но и поставил под сомнение фундаментальные основ...полностью>>

Учебно-методический комплекс курса для студентов заочного отделения Специальность 050301 «Родной язык и литература»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный педагогический университет»

Кафедра русской и зарубежной литературы

Русская литература

второй половины ХIХ века

Учебно-методический комплекс курса

для студентов заочного отделения

Специальность 050301 – «Родной язык и литература»

Пермь

пгпу

2009

УДК 82

ББК Ш 5 (2=Р)5

Р 892

Р е ц е н з е н т :

профессор кафедры русской литературы

Пермского государственного университета Р.С. Спивак

Автор-составитель: профессор кафедры русской и

зарубежной литературы Г.М. Ребель

Р 892

Русская литература второй половины XIX века : учеб.-метод комплекс курса для студентов заочного отделения. Специальность 050301 – «Родной язык и литература» / авт.-сост. Г.М. Ребель ; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2009. – 47 с.

Учебно-методический комплекс курса разработан в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Издание включает в себя программу курса, список художественных произведений, список учебной литературы, перечень обзорных монографических работ и литературно-критических исследований по творчеству отдельных писателей, контрольные вопросы для самопроверки и подготовки к экзамену, список работ для конспектирования.

Адресовано студентам филологического факультета заочного отделения педагогических вузов.

УДК 82

ББК Ш 5 (2=Р)5

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогического университета

© Ребель Г.М., составление, 2009

© ГОУ ВПО «Пермский государственный

педагогический университет», 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

По творчеству Н.А. Некрасова 38

5.3. Список работ для конспектирования 40

1. Цели и задачи изучения дисциплины

Русская литература второй половины ХIХ в. – явление не только национального, но и мирового масштаба, равновеликое явлению Книги или древнегреческой философии, искусству Возрождения или философским изысканиям Нового времени.

Многовековое, во многом подспудное, глубинное накопление интеллектуальных и эстетических ресурсов, при напряженной и драматичной национальной истории, остроте и сложности невысказанных и нерешенных социальных проблем, с одной стороны, содействовало мощнейшему творческому всплеску в художественной области, с другой стороны, сделало русскую литературу ХIХ в. средоточием сокровенных национальных, философских, нравственных и политических идей.

На подготовленной гениальными предшественниками (прежде всего А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, Н.В. Гоголем) эстетической почве во второй половине ХIХ в. взошли блистательные дарования И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, И.А. Гончарова, Н.С. Лескова, А.Н. Островского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.П. Чехова.

Основополагающим художественным методом этого периода справедливо принято считать реализм, однако следует учитывать, что это, во-первых, достаточно широкое определение, в равной мере приложимое к столь разным художественным системам, как, например, творчество Тургенева, Толстого, Лескова, Достоевского; с другой стороны, многие из названных художников активно использовали романтические приемы (более других – Тургенев, Достоевский), сентименталистские краски (Достоевский) и, в свою очередь, стали первопроходцами в область символизма, импрессионизма (Чехов, Тютчев, Фет).

Для литературы этого периода характерно жанровое разнообразие и жанровое новаторство. Если первая половина столетия была «золотым веком» поэзии, то во второй половине господствующее положение занимает проза, прежде всего – роман во всем богатстве и разнообразии своих жанровых модификаций. К концу века на передние эстетические рубежи подтягивается малая эпическая форма – рассказ. Вторая половина ХIХ в. – время формирования русской национальной драматургии. Новые, разные, по-разному продуктивные пути прокладывает поэзия.

Чрезвычайно важную роль в литературной жизни второй половины ХIХ в. играет литературная критика, которая зачастую выступает не только аналитическим зеркалом, но и социально-идеологическим ориентиром литературного процесса, аккумулятором и стимулятором борьбы эстетических, социально-политических, нравственно-философских идей.

Все эти обстоятельства предопределили масштаб рассматриваемого явления, а соответственно и чрезвычайную значимость его адекватного восприятия, особенно для филологов-педагогов, будущих школьных учителей.

По литературе второй половины ХIХ в. существует много достаточно качественных учебных пособий, интересных и глубоких монографических исследований, списки которых даны в соответствующем разделе учебно-методического комплекса курса (УМК). Однако следует подчеркнуть, что литература – явление живое, саморазвивающееся и требующее к себе квалифицированного творческого подхода.

Соответственно целью изучения дисциплины является освоение идейно-художественного богатства литературы второй половины XIX в. и овладение навыками самостоятельного анализа художественных явлений с опорой на существующее литературно-критическое наследие.

Достижение этой цели обеспечивается решением соответствующих задач:

  • знакомство с основными эстетическими тенденциями эпохи в области метода, жанра, стиля;

  • изучение творчества отдельных писателей как уникальных художественных систем и в их взаимосвязи с художественными системами писателей-современников;

  • освоение идейно-художественного смысла произведений;

  • совершенствование навыков самостоятельного анализа художественных произведений;

  • совершенствование навыков построения собственных устных и письменных высказываний литературоведческого характера.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

Курс русской литературы второй половины XIX в. является ключевым в филологическом образовании студентов. Именно этот период ознаменован высочайшими достижениями русской литературы за всю историю ее существования, именно во второй половине XIX в. русская литература стала явлением мирового масштаба, и по широте и глубине эстетических свершений оказалась явлением непревзойденным. Это требует и от преподавателя, и от студентов особого внимания к изучению этого периода истории русской литературы.

В результате изучения истории русской литературы второй половины XIX в. студент должен:

  • иметь представление о специфике литературного развития на соответствующем этапе и о том историко-идеологическом контексте, в котором существовала литература второй половины XIX в.;

  • знать:

  • хронологические рамки указанного периода и хронологию основных культурно-исторических событий, его определяющих;

  • характеристику литературных методов и направлений второй половины XIX в.;

  • содержание и особенности творчества отдельных писателей;

  • содержание всех включенных в программу художественных произведений;

  • уметь:

  • характеризовать эстетические явления второй половины XIX в.;

  • анализировать литературное произведение в единстве его формы и содержания;

  • соотносить литературное произведение с историко-литературным и идеологическим контекстом;

  • рассматривать литературное произведение в контексте творчества его создателя.

  • приобрести навыки создания самостоятельных устных и письменных научно-исследовательских текстов литературоведческого характера.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

семестров

5,6

Аудиторные занятия :

20

лекции

20

Самостоятельная работа

130

Всего часов на дисциплину

150

Текущий контроль

Зачет – 5 семестр

Итоговый контроль

Контрольная работа, экзамен – 6 семестр


  1. Содержание курса

Часть I

Введение. Значение и масштаб русской литературы второй половины ХIХ в. в истории русской и мировой культуры.

Краткий очерк социально-исторических процессов, происходивших в России во второй половине ХIХ в. (последнее, «мрачное», семилетие правления Николая I (1848 – 1855); поражение в Крымской войне (1853 1856); воцарение Александра II (1855); «оттепель» (либерализация общественной жизни); нарастание общественного напряжения в ожидании назревших реформ; отмена крепостного права (1861) и другие реформы; усложнение социально-экономической обстановки, резкое усиление «нигилистических» общественных тенденций; террор как крайняя форма их проявления; народническое «хождение в народ»; убийство Александра II (1881); воцарение Александра III, ужесточение режима, торможение либеральных реформ; смерть Александра III и воцарение Николая I (1894), нарастание процессов капитализации общества).

Идеологический фон. Либерализм как оппозиционная консервативно-охранительной позиции общественно-философская платформа. Противостояние либерально-западнической (Н.В. Станкевич, Т.Н. Грановский, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, П.В. Анненков, И.И. Панаев, В.П. Боткин) и либерально-славянофильской (А.С. Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, С.П. Шевырев, М.П. Погодин) идеологий. Социалистические кружки (М.В. Петрашевский), революционно-демократические тенденции (поздний В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов), революционный радикализм Д. Писарева и В. Зайцева. Почвеннические идеи Ф.М. Достоевского, Н.Н. Страхова, А.А. Григорьева. 

Идеология народничества (Н.М. Михайловский, А.М. Скабичевский). Религиозно-философские идеи в русской литературной критике конца ХIХ – начала ХХ вв. (В. Соловьев, Д. Мережковский, А. Волынский, Ю. Айхенвальд).

Литературно-критическая полемика о целях, задачах и назначении искусства на страницах журналов «Отечественные записки» (редактор – А.А. Краевский), «Москвитянин» (ред. – М.П. Погодин), «Современник» (ред. – Н.А. Некрасов), «Русский вестник» (ред. – М.Н. Катков), «Русское слово» (ред. – Г.Е. Благосветлов), «Время» и «Эпоха» (ред. – Ф.М. и М.М. Достоевские) и др.

Преемственность русской литературы второй половины ХIХ в. относительно литературы предшествующей.

1847 г. – условная точка отсчета нового периода в истории русской литературы: год выхода первого номера некрасовского «Современника», романов А. Герцена «Кто виноват?» и И. Гончарова «Обыкновенная история». Накануне, в 1846 г., были опубликованы «Бедные люди» Ф. Достоевского.

Величайшие имена, вершинные достижения литературы второй половины ХIХ в.

Реализм как главенствующий художественный метод. Взаимодействие реалистических и романтических начал. Зарождение модернистских тенденций.

Жанрово-родовое богатство литературы этого периода. Приоритет прозы. Расцвет русского романа в разных его жанровых модификациях. Совершенствование малых эпических форм. Жанровое многообразие поэзии (от лирической миниатюры до эпической поэмы). Становление национальной драматургии.

Проза. Идеологический и

социально-психологический роман

И.С. Тургенев (1828 – 1883). Личность и мировоззрение. Основные этапы жизни и творчества. Место в общественно-литературной жизни своего времени и вневременное значение творчества. Роль в сближении русской и западноевропейской культур.

«Записки охотника» (1847 – 1851 в журнале «Современник», 1852 – первое отдельное издание, 1874 – дополненное издание). История создания и публикации. Идейно-художественное единство рассказов цикла. Тематическое богатство, эпический масштаб, социально-обличительный пафос, сатирические краски, поэтичность и лиризм «Записок охотника». Образ рассказчика. Многообразие персонажей и способы их подачи. Образы помещиков и крестьян. Социальное, национальное и экзистенциальное в характерах героев. Особенности сюжета и композиции рассказов. Роль описаний, диалогов, монологов-исповедей героев. Образ России, русский национальный характер, русский национальный мир в «Записках охотника». Смысл названия цикла.

«Муму» (1852) – социально-психологическая повесть. Идейно-тематическое и художественное созвучие ее с «Записками охотника».

Эволюция романного творчества Тургенева.

Идейно-художественная специфика романов 50-х – начала 60-х гг.: «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862). Сюжетно-композиционная организация, система персонажей, содержание личности и структура образа главного героя каждого из названных романов. Способы испытания героев в романах Тургенева. Жанровое определение: идеологический роман-как-жизнь.

Эволюция образа главного героя от Рудина до Базарова. «Гамлетовское» и «донкихотское» начала в характерах Рудина, Инсарова, Базарова. Поэтичность образа Лаврецкого. Базаров – трагический герой. Сила и слабость «отцов» в романе «Отцы и дети». Характерные черты личности и романная роль «тургеневских девушек». Характеристики Натальи Ласунской, Лизы Калитиной, Елены Стаховой. Роль Одинцовой в судьбе Базарова. Соотношение нравственно-психологической, социально-идеологической и философской проблематики в романах Тургенева этого периода. Особенности повествовательной манеры Тургенева: характер и роль описаний, место и значение диалогов, лирические «вкрапления» и т.д.

Литературно-критическая полемика современников И.С. Тургенева по поводу романов «Накануне» (статья Н.А. Добролюбова «Когда же придет настоящий день» и реакция на нее Тургенева) и «Отцы и дети» (статьи М. Антоновича, Д. Писарева, Н. Страхова).

«Дым» (1867): усиление сатирического, начала, публицистическая острота и резкость противопоставления социально-идеологических доктрин, «прозападнический» характер романа. Децентрализация повествования, новый тип героя и новый способ разрешения любовной драмы. Смысл названия. Отклики на роман Н. Страхова, Ф. Тютчева, Ф. Достоевского.

«Новь» (1877) – социально-психологический роман, художественный анализ явления народничества. Принципиальное структурно-тематическое отличие «Нови» от предшествующих романов, многогеройность, отсутствие безусловного персонажного центра, эпическая широта и повествовательная «сухость» сравнительно с другими романами.

Повести о любви: «Затишье» (1854), «Фауст» (1856), «Ася» (1858), «Первая любовь» (1860), «Вешние воды» (1872), «Песнь торжествующей любви» (1881), «Клара Милич (После смерти)» (1883). Изображение любви как одного из высших, прекраснейших проявлений человеческого естества. Таинственность и смертоносность любви в изображении Тургенева. Нарастание трагического звучания темы в творчестве писателя. Перекличка повестей о любви с романами в воплощении этой темы.

Трагическое, мистическое и исповедальное в повестях Тургенева «Призраки» (1864), «Довольно» (1865).

«Стихотворения в прозе» (1882) – идейно-художественная итоговость цикла. Особенности жанра лирической миниатюры. Образ автора. Концептуальная и стилистическая перекличка с «Записками охотника» и принципиальное отличие от них.

Статья «Гамлет и Дон-Кихот» (1860): глубина, емкость, точность обобщенно-типологических характеристик. Ключевой характер статьи для понимания творчества И. С. Тургенева, характеров и судеб многих его героев.

«Месяц в деревне» (1855). Своеобразие социально-психологической лирической драмы Тургенева.

Непреходящее значение творчества писателя: неугасающая острота общественной проблематики его произведений, вневременная актуальность философских вопросов, поднятых в них. Эстетическое совершенство лучших созданий художника.

Ф.М. Достоевский (1821 – 1881). Масштаб личности и творчества. Жизненный и творческий путь.

Детство в родительском доме, годы учебы в Инженерном училище (1837 – 1843). История создания и публикации повести «Бедные люди» (1846), сближение с Белинским, Некрасовым и разрыв с ними после появления повестей «Двойник» (1846), «Господин Прохарчин» (1846), «Хозяйка» (1847). Участие в кружке Петрашевского. Арест, смертный приговор, каторга, ссылка. Духовно-нравственное перерождение, обретение опоры в народе-«богоносце». Возвращение в литературу в конце 50-х гг.: «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели» (1859). Возвращение в Петербург (1859). Издание (совместно с братом М.М. Достоевским) журналов «Время» (1861 – 1863), «Эпоха» (1864 – 1865). Публицистическое обоснование почвеннических идей. «Записки из Мертвого дома» (1860 – 1862). Роман «Униженные и оскорбленные» (1861). Первое путешествие за границу (1862 – 1863).

На подступах к великим романам. «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863) – историко-социологический саркастический публицистический анализ западной цивилизации. «Записки из подполья» (1864) – художественно-философское исследование психологии индивидуализма. Полемика с просветительскими концепциями мироустройства, с революционно-демократической социально-исторической стратегией.

«Преступление и наказание» (1866) – философско-психологический, нравственно-идеологический роман. Родион Раскольников – герой-идеолог. Сюжет романа как испытание героя и его идеи. Зеркальный принцип сюжетной организации (сон Раскольникова об убийстве клячи и смерть Катерины Ивановны). Моноцентричность романа. Двойничество как принцип построения системы персонажей. Раскольников и Лужин. Раскольников и Свидригайлов. Раскольников и Соня Мармеладова. Искусство психологического анализа в «Преступлении и наказании». Полифония как способ субъектной организации повествования и авторская сюжетно-композиционная активность. Нравственные уроки и социально-философский, пророческий смысл романа.

«Идиот» (1868) – трагическая история столкновения «положительно прекрасного» человека, носителя и пропагандиста идеала, с реальной действительностью. Библейский (Христос) и литературный (Дон Кихот) прототипы образа князя Мышкина. Клиническое, социально-психологическое и нравственно-философское значение определения «идиот» в романе. Воздействие Мышкина на окружающих, отношение к нему остальных персонажей романа. Противоречивость и сложность человеческой природы в изображении Достоевского. Предельный накал страстей, публичность саморазоблачений и обличений, крайности в выражении чувств как способы обнажения человеческой сущности и социально-нравственной значимости героев в романах Достоевского. Судьба любви и красоты в романе. Настасья Филипповна и Аглая Епанчина – два лика красоты и два варианта любви. Мышкин и Рогожин – антиподы и «двойники». Роль и значение фигуры добровольного шута Лебедева. Религиозно-философские идеи Мышкина в контексте сюжета романа. Трагический финал. Притчевый смысл романа.

«Бесы» (1871 – 1872). Политический памфлет и социально-философская трагедия. История создания, опора на реальные факты («нечаевское» дело), нарочитая постановка полемически-разоблачительной задачи изображения нигилизма как прямого порождения либерально-западнической идеологии 40-х годов. Полемическое решение проблемы отцов и детей. Ироническое, саркастическое изображение «отцов» в лице Степана Трофимовича Верховенского, Варвары Петровны Ставрогиной, писателя Кармазинова и губернаторской четы. Образы «детей» в романе: политический авантюрист, циник и провокатор Петруша Верховенский, члены кружка («недосиженные»); Николай Ставрогин – идеолог взаимоотрицающих друг друга социально-философских концепций, нравственно опустошенная, обреченная на гибель личность, типологическая кульминация образа «лишнего человека». Шигалевщина как прообраз насильственного социалистического переустройства мира. Идеи православного мессианизма (Шатов) и человекобóжества, индивидуалистического своеволия (Кирилов). Итоговое нравственное преимущество Степана Трофимовича Верховенского. Смысл эпиграфов к роману.

«Подросток» (1875). Роман воспитания в форме записок юного мечтателя, история умственного и нравственного формирования юноши-разночинца. Новый поворот темы отцов и детей. Неразрывная преемственная связь между Версиловым (родным отцом), Макаром Долгоруким (названным отцом) и Подростком (незаконнорожденным сыном помещика и приемным сыном крестьянина). «Беспорядок» как формула современной жизни и душевного и нравственного состояния героев. Перспектива обретения «живой жизни».

«Братья Карамазовы» (1879 – 1880). Итоговое произведение, главная книга Достоевского, роман о Боге, о человеке, о России и ее судьбе в мире. Первоначальный замысел и окончательное его воплощение. Семейство Карамазовых как олицетворение русского национального мира и ключевых нравственно-философских и социальных тенденций русского общества. Явление «карамазовщины». Индивидуальное, социально-психологическое и обобщенно-символическое содержание образов Федора Павловича Карамазова и четырех его сыновей. Семейный, социально-исторический и религиозно-философский смысл проблемы отцеубийства. Герой-идеолог Иван Карамазов. Противоборство-взаимодействие (двойничество) Ивана с каждым из братьев. Дмитрий и Алеша Карамазовы: противоположность характеров и глубинное сходство. Идеологическое наполнение образов старца Зосимы и Великого Инквизитора, их роль в романе. Смысл и значение «Легенды о Великом Инквизиторе».

Художественно-философская мощь и полифоническая незамкнутость, открытость романных миров Достоевского. Жанровые определения романа Достоевского: роман-трагедия, полифонический роман, идеологический роман-эксперимент. Проблема автора в романах Достоевского. Особенности реализма Достоевского – «фантастический реализм». Психологическое мастерство писателя. Притчевый характер романов.

«Дневник писателя» (1873 – 1881) – оригинальный литературно-публицистический жанр, журнал одного автора, содержащий художественно-философские отклики на проблемы «текущей» действительности. Место «Дневника» в творчестве Достоевского.

«Пушкин» (1880) (речь на открытии памятника Пушкину) – выражение сокровенных идей о творчестве великого русского поэта, о национальном духе, воплотившемся в его созданиях, о национальной судьбе и великом духовно-объединительном предназначении русской нации. Идеи Белинского и полемика с Белинским в речи Достоевского. Глубина идейно-художественных оценок и идеологическая («почвенническая») тенденциозность. Мессианские упования Достоевского и гуманистический пафос его речи.

Влияние творчества Достоевского на развитие русской и мировой философии и художественной литературы.

Н.Г. Чернышевский (1828 – 1889). Общественно-политическая, литературно-критическая деятельность и трагическая судьба Чернышевского. Социально-политические и эстетические взгляды. Диссертация «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855): полемика с гегелевской идеалистической философией искусства, материалистическое определение сущности и назначения искусства.

Роман «Что делать?» (1863) – художественное воплощение эстетической теории и общественно-политических воззрений Чернышевского. История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие: идеологический роман-утопия. Проблематика. Иерархическая система персонажей. Полемическое содержание образов «новых людей». Значение образа Рахметова. Утопизм нравственно-психологических и социально-экономических художественных построений Чернышевского. Сущность теории «разумного эгоизма». Символика снов. Утопическая картина общества будущего в романе («Четвертый сон Веры Павловны»). Особенности стиля, образ повествователя. Место романа Чернышевского в ряду русских и западноевропейских литературных утопий.

И.А. Гончаров (1812 – 1891). Очерк жизни и творчества. Художественная манера Гончарова.

«Обыкновенная история» (1847) – русский вариант «романа карьеры», истории утраченных иллюзий. Противопоставление двух нравственно-психологических типов личности, воплощающих идеалистическую и прагматическую системы ценностей. Изобличение несостоятельности ложного идеализма, взращенного на патриархальной почве помещичьего быта, и ущербности чистого прагматизма, порожденного новым, буржуазным характером существования. Противопоставление столицы и провинции. Логика построения сюжета. Способ изображения героя в романе Гончарова. Психологическое мастерство писателя. Однонаправленность развития характера Александра Адуева и неоднозначность решения образа Адуева-старшего. Детальность описаний, роль юмора.

«Обломов» (1859). Художественное воплощение национального мира и национального характера на страницах романа. Сюжетно-композиционная организация повествования. Смысл противопоставления Обломова многочисленным его посетителям. Социальное и общечеловеческое, юмористическое и трагическое в линии Обломов – Захар. Обломов и Штольц: два типа личности, две жизненных стратегии и два варианта взаимодействия автора и героя. Образ Обломовки обобщенно-символическое воплощение патриархальной России, духовной родины Обломова. Сюжетно-композиционная роль «Сна Обломова». Душевное богатство и жизненная несостоятельность Обломова. Испытание героя любовью. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына – контрастные воплощения женского начала и женской судьбы. Закономерность печального финала. Непреходящая актуальность романа.

Н. Добролюбов, А. Дружинин, Д. Писарев о романе «Обломов».

«Обрыв» (1869). Свободное течение повествования и его концептуальная однонаправленность. Сюжетно-композиционная миссия образа Райского, его содержание и литературная генеалогия. Несостоявшийся роман Райского и Софьи как сюжетная прелюдия к повествованию о подлинных страстях. Столица и провинция в романе: социально-нравственная реабилитация патриархального мира как хранителя вневременных ценностей, национальной уникальности. Величественный образ бабушки – Татьяны Марковны Бережковой. Безоговорочная дискредитация нигилизма в образе Марка Волохова. Творческое преломление пушкинских традиций в образах Веры и Марфиньки. Драматизм противоборства природного и культурного начал, любовной страсти и нравственных идеалов. Образы-символы романа. Художественная проекция национальной судьбы в романе «Обрыв».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 В. Шукшин в школе (уд-04. 13-020) Для специальности 050301 Русский язык и литература

    Учебно-методический комплекс
    Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины по выбору «В. Шукшин в школе». Семинарские занятия проводятся в восьмом семестре очного и заочного отделений.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература (уд-04. 13-004) Для специальности 050301 Русский язык и литература

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Детская литература» раскрывает содержание и методику работы по одной из основных дисциплин профессиональной подготовки студентов-филологов.
  3. Учебно-методический комплекс опд. Ф. 04 Теория и методика обучения русскому языку Специальность 050301 Русский язык и литература умк принят в фонд учебно-методического управления пи юфу

    Учебно-методический комплекс
    является одним из основных составляющих основной образовательной программы направления 050300 Филологическое образование и составлен для студентов 3 и 4 курсов заочного отделения факультета лингвистики и словесности ПИ ЮФУ.
  4. Учебно-методический комплекс опд. Р. 01. Теория и методика обучения русскому языку в старших классах Специальность

    Учебно-методический комплекс
    является одним из основных составляющих основной образовательной программы направления 050300 Филологическое образование и составлен для студентов 4 курса заочного отделения факультета лингвистики и словесности ПИ ЮФУ.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (21)

    Учебно-методический комплекс
    Д ПП. Ф. 09 Риторика [Предмет и задачи риторики. Общая и частная риторики. Основные этапы развития риторики. Риторический идеал. Общение и коммуникация.

Другие похожие документы..