Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В приоритетный национальный проект «Образование» включено новое направление - «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», предусматривающе...полностью>>
'Программа курса'
Курс является детализированным развернутым историко-методологическим введением в политическую проблематику, предваряющим изучение актуальных вопросов...полностью>>
'Диплом'
С древнейших времен кристаллы поражали человеческое воображение своим исключительным геометрическим совершенством. Наши предки видели в них творение ...полностью>>
'Документ'
Об'єктивні умови трансформаційних процесів у розвитку України зумовлюють її націленість на динамічне входження у світову економічну систему і насампе...полностью>>

Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (67)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПСИХОЛОГия лиц
с умственной отсталостью

Учебно-методический комплекс дисциплины

Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2009

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина»

ПСИХОЛОГия лиц
с умственной отсталостью

Учебно-методический комплекс дисциплины

Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2009

ББК

П

Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Бийского педагогического государственного университета
имени В.М. Шукшина

Научный редактор:

канд. пед. наук, доцент Трофимова Е.М.

Рецензент:

канд. пед. наук, доцент Шевченко Н.Б.

П Психология лиц с умственной отсталостью [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2009. – 60с.

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, методические рекомендации для преподавателя, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний, а также тексты к лекционному курсу.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология».

 БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009.

 Сост.: Першина Н.А., 2009.

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс «Психология лиц с умственной отсталостью» разработан для студентов факультета психологии, имеющим специализацию обучения «Специальная психология». Содержание курса определяется Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 030301.65.11 «Психолог. Преподаватель психологии».

Целью данного курса является изучение особенностей психического развития лиц с умственной отсталостью.

Задачи курса:

  • Познакомить студентов с особенностями психического развития детей с нарушениями интеллекта в онтогенезе.

  • Рассмотреть проблему психологической готовности умственно отсталого ребенка к школьному обучению и определить условия успешного овладения им школьными знаниями.

  • Познакомить со спецификой организации жизнедеятельности лиц с умственной отсталостью на всех возрастных этапах.

  • Показать роль взрослого в психическом развитии ребенка с ранним органическим поражением ЦНС.

  • Научить подбирать диагностические методики и проводить изучение высших психических функций, обрабатывать результаты и формулировать заключения об уровне психического развития ребенка.

  • Сформировать практические навыки сбора материала для составления и проведения коррекционно-развивающих программ.

Программа «Психология лиц с умственной отсталостью» включает лекционные и семинарско-практические занятия.

Практические занятия проводятся на базе специального (коррекционного) детского дома для детей с нарушениями интеллекта №1 г.Бийска, Краевого реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями, а также на базе специальных (коррекционных) школ-интернатов для детей с нарушениями интеллекта № 1 и № 2 г.Бийска. Достаточно подробно в содержании программ расписаны задания для самостоятельной работы и формы отчетности. Предлагаются темы рефератов, вопросы и задания для самостоятельной работы, тесты для промежуточной оценки и вопросы к экзамену.

При разработке программы по курсу «Психология лиц с умственной отсталостью» учитывается тот факт, что студенты не только получают теоретические знания по содержанию дисциплины, но и овладевают практическими умениями и навыками по работе с детьми с нарушениями интеллектуальной деятельности.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина»

(ГОУВПО «БПГУ»)

Факультет психологии

Кафедра практической и коррекционной психологии

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_____________Т.М.Булгакова

(подпись, ф.и.о.)

"____" ____________ 20__ г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Практической и коррекционной психологии


Кафедра _____________________________________________________

ДС.04 «Психология лиц с

умственной отсталостью»

(наименование кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины)

Шифр и наименование

дисциплины___________________________________________________

ДС. Цикл дисциплин специализации


Статус ________________________________________________________

(обязательная, элективная, факультативная)

Специальности 030301.65.11 «Психолог. Преподаватель психологии»

(направления)__________________________________________________

Ф

120

ормы обучения________________________________________________

(дневная, заочная)

Объем дисциплины_____________________________________________

(общий объем дисциплины, час)

Распределение по семестрам

Номер семест-ра

Учебные занятия

Число курсовых проектов (работ), расчетных заданий

Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)

Всего

Всего по ГОСу

В том числе

Аудиторные

Самостоя-тельная работа

Всего

Из них

Лекции

Практ.

Лаборат.

КСР

6

120

120

60

38

22

6

54

экзамен

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание дисциплины (по ГОС ВПО 2000года).

Умственная отсталость как тип отклоняющегося развития. Причины умственной отсталости и ее основные формы. Ядерные признаки умственной отсталости. Степени умственной отсталости. Динамическая теория детского слабоумия К. Левина. Л.С. Выготский о психологической сущности умственной отсталости. Специфические закономерности психического развития умственно отсталого ребенка. Своеобразие процессов внимания, восприятия, памяти. Особенности двигательной сферы. Особенности развития мыслительной деятельности и речи умственно отсталых. Характеристика эмоционально-волевой сферы и личностного развития лиц с умственной отсталостью. Роль трудового воспитания в психологическом развитии и социальной адаптации умственно отсталых. Вопросы диагностики и ранней психологической помощи.

2.1. Лекционный курс (38 часов)

Тема 1. Теоретико-методологические основы психологии лиц с умственной отсталостью (4 ч.).

Предмет, цель, принципы и методы дисциплины. Основные категории дисциплины. Взаимосвязь «Психологии лиц с умственной отсталостью» с психолого-педагогическими дисциплинами и блоком анатомо-физиологических дисциплин.

История курса. Ведущие ученые. Динамическая теория детского слабоумия К. Левина. Л.С. Выготский о психологической сущности умственной отсталости.

Современное состояние науки: проблемы и перспективы развития.

Основные понятия: норма, умственная отсталость, сложная структура дефекта, зона ближайшего развития, зона актуального развития, первичный и вторичный дефект, органическое повреждение ЦНС, сенситивные периоды развития, анализ анамнестических данных, изучение продуктов деятельности, коррекция, компенсация.

Литература: 1-7.

Задания для самостоятельной работы.

  1. Подбор литературы по дисциплине.

  2. Самостоятельное изучение содержания лекций.

  3. Уточнение понятий по словарю.

Тема 2. Умственная отсталость как тип отклоняющегося развития
(4 ч.).

Причины умственной отсталости и ее основные формы. Ядерные признаки умственной отсталости. Степени умственной отсталости.

Статистическая распространенность умственной отсталости.

Специфические закономерности психического развития умственно отсталого ребенка.

Основные понятия: органическое повреждение, функциональное повреждение, эндогенная патология, экзогенная патология, олигофрения, деменция, дебильность, имбецильность, идиотия, легкая, умеренная, тяжелая и глубокая умственная отсталость, тотальность, иерархичность.

Литература: 1-7, 36-37, 40, 121.

Задания для самостоятельной работы .

  1. Подбор литературы по дисциплине.

  2. Самостоятельное изучение содержания лекций.

  3. Уточнение понятий по словарю.

Тема 3. Особенности психического развития умственно отсталого ребенка в младенческом возрасте (от 2 мес. до 1 года) (2 ч.).

Особенности возникновения и развития условно-рефлекторной деятельности в норме и патологии.

Особенности возникновения и развития ориентировочно-исследовательской реакции у детей с ранним органическим поражением ЦНС.

Особенности развития «комплекса оживления».

Особенности доречевого периода общения умственно отсталых детей.

Основные понятия: условно-рефлекторная сфера, ориетировочно-исследовательская реакция, хватательный рефлекс, рефлекс Бабинского, рефлекс шагания, рефлекс Кречмера, рефлекс положения тела, рефлекс Моро, реакция испуга, зрачковый рефлекс, фиксация взора, зрительно-двигательная координация, стриа-памлидарная система, «комплекс сравнения», гуление, лепет, псевдослова, пассивный словарь.

Литература: 1-7, 27-28, 64-65, 77-79, 101, 103, 124-125.

Задания для самостоятельной работы.

  1. Самостоятельное изучение содержания лекции.

  2. Уточнение понятий по словарю

  3. Составление сравнительной таблицы: «Развитие условно-рефлекторной деятельности в норме и патологии».

Тема 4. Коррекционно-развивающая работа с детьми младенческого возраста с ранним органическим повреждением ЦНС (2 ч.).

Основные цель, задачи коррекционно-развивающей работы с детьми младшего возраста с ранним органическим повреждением ЦНС. Основные направления в коррекционно-развивающей работе: развитие зрительных ориентировочных реакций, развитие слуховых ориентировочных реакций, развитие эмоций, развитие общения детей со взрослыми, формирование первых контактов между детьми, нормализация тонуса рук, формирование физиологического положения кисти и пальцев рук, развитие движений рук и действий с предметами, развитие общих движений, нормализация дыхания, сосания, функционирования органов артикуляции, развитие предпосылок активной речи и понимания речи, нормализация навыков, необходимых детям в процессе кормления.

Основные понятия: ранняя коррекция, пластичность нервной деятельности, депривационные факторы риска, эмоционально-личностный подход, генетический ход развития психики, развивающий подход.

Литература: 1-7, 27-28, 64-65, 77-79, 101, 103, 124-125.

Задания для самостоятельной работы.

1. Самостоятельное изучение содержания лекции.

2. Уточнение понятий по словарю.

3. Составление коррекционно-развивающей программы для детей младенческого возраста с ранним органическим повреждением ЦНС.

Тема 5. Особенности психического развития умственно отсталого ребенка в раннем возрасте (от 1 до 3 лет) (2ч.).

Особенности развития прямохождения умственно отсталого ребенка. Развитие предметных действий и предметной деятельности. Развитие соотносящих действий и орудийных действий.

Основные понятия: Предметные действия, предметная деятельность, соотносящие действия, орудийные действия, манипуляция, неадекватные действия, вербальное обозначение.

Литература: 1-7, 27-28, 64-65, 77-79, 101, 103, 124-125.

Задания для самостоятельной работы.

1. Самостоятельное изучение содержания лекции.

2.Уточнение понятий по словарю.

3. Пронаблюдать за предметной деятельностью ребенка в норме и патологии, сделать сравнительную характеристику, привести примеры предметных действий, соотносящих действий, орудийных действий, манипуляций, неадекватных действий.

Тема 6. Коррекционно-развивающая работа с умственно отсталыми детьми раннего возраста.

Цель и задачи коррекционно-развивающей работы. Основные направления. Физическое развитие. Сенсорное развитие. Формирование умений общения ребенка со взрослым. Формирование и развитие мышления и представлений об окружающем. Развитие речи. Развитие предметной и игровой деятельности. Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков. Формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности.

Основные понятия: двигательные навыки, двигательные качества, мелкая моторика, крупная моторика, мелкая моторика, совместная деятельность, отраженная деятельность, самостоятельная деятельность, подражательные действия, соотносящие действия, сенсорные эталоны, сенсорные реакции, эмоциональный контакт, действия по образцу, действия по речевой инструкции, указательный жест.

Литература: 1-7, 27-28, 64-65, 77-79, 101, 103, 124-125.

Задания для самостоятельной работы

1.Самостоятельное изучение содержания лекции.

2.Уточнение понятий по словарю.

3. Подобрать комплекс упражнений (20-24) для развития основных движений у умственно отсталых детей раннего возраста.

Тема 7. Особенности психического развития умственно отсталого дошкольника (2 ч.).

Особенности развития восприятия. Особенности развития мышления умственно отсталого дошкольника. Особенности развития игровой деятельности. Особенности развития продуктивной деятельности и трудовых навыков у умственно отсталых дошкольников. Особенности речи и общения умственно отсталых дошкольников. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у умственно отсталых дошкольников.

Основные понятия: чувственное познание, образ предмета, фрагментарное восприятие, проблемная ситуация, процессуальные действия, сопровождающая речь, количественные нарушения речи, качественные нарушения речи, негативизм, пассивность, ситуация успеха, социальные мотивы, «тупиковое подражание».

Литература: 1-7, 27-28, 66, 92, 100, 103, 104, 118, 124-127.

Задания для самостоятельной работы.

1.Самостоятельное изучение содержания лекции.

2.Уточнение понятий по словарю.

3. Составить таблицу по сравнительной характеристике особенностей психического развития умственно отсталых дошкольников в норме и патологии по следующим параметрам:

--развитие восприятия;

-- развитие мышления;

-- развитие игровой деятельности;

-- развитие продуктивной деятельности;

-- развитие речи;

-- развитие личности.

Тема 8. Коррекционо-развивающая работа с умственно отсталыми дошкольниками (2 ч.).

Принципы организации коррекционно-развивающей работы с умственно отсталыми дошкольниками. Основные методы коррекционно-развивающей работы. Содержание коррекционно-развивающей работы с умственно отсталыми детьми. Развитие восприятия и представлений, внимания, памяти и мышления. Обогащение знаний об окружающем. Развитие речи, формирование деятельности. Развитие эмоционально-волевой и личностной сфер.

Основные понятия: принцип смены видов деятельности, принцип повторяемости, принцип переноса способа действия, наглядно-действенное мышление, метод проб и ошибок, познавательная функция речи, обобщающая функция речи, регулирующая функция речи.

Литература: 1-7, 27-28, 66, 92, 100, 103, 104, 118, 124-127.

Задания для самостоятельной работы

1.Самостоятельное изучение содержания лекции.

2.Уточнение понятий по словарю.

3.Написать коррекционно-развивающую программу по развитию мышления у умственно отсталых дошкольников.

4.Подобрать комплекс упражнений для детей дошкольников с нарушением интеллекта по развитию мелкой моторики пальцев рук.

Тема 9. Особенности психических процессов младших школьников с нарушениями интеллекта (2ч.).

Особенности восприятия и представлений умственно отсталых школьников. Особенности внимания умственно отсталых школьников. Особенности памяти умственно отсталых школьников.

Основные понятия: фрагментарность восприятия, непроизвольное внимание, произвольное внимание, произвольное запоминание, избирательность запоминания.

Литература: 1-11, 16-26, 41-51, 63, 67, 71-74, 76, 80-85, 97-99, 102-104, 117, 127-130.

Задания для самостоятельной работы.

1. Самостоятельное изучение содержания лекции.

2. Уточнение понятий по словарю.

3. Написать реферат. Темы:

- Особенности восприятия и представлений у/о школьников.

- Особенности внимания младших школьников с нарушениями интеллекта.

- Особенности запоминания младших школьников с нарушениями интеллекта.

Тема 10. Особенности мышления умственно отсталых школьников (2 ч.).

Особенности развития наглядно-действенного, наглядно-образного и абстрактно-логического мышления у умственно отсталых школьников. Характеристика мыслительных процессов умственно отсталых школьников. Диагностика уровня развития мышления младшего школьника с нарушениями интеллекта.

Основные понятия: наглядно-действенный тип мышления, абстрактно-логический тип мышления, наглядно-образный тип мышления, мыслительные процессы: анализ и синтез, умозаключение, выделение главного и второстепенного, классификация, сравнение, обобщение.

Литература: 1-11, 16-26, 41-51, 63, 67, 71-74, 76, 80-85, 97-99, 102-104, 117, 127-129.

Задания для самостоятельной работы.

1. Самостоятельное изучение содержания лекции.

2. Уточнение понятий по словарю.

3. Подобрать комплекс методик для диагностики уровня развития мышления умственно отсталых школьников.

Тема 11. Особенности развития речи и общения умственно отсталых школьников (2 ч.).

Характеристика функций речи: коммуникативная, обобщающая, познавательная, регулирующая. Количественные и качественные нарушения речи. Схема обследования речи умственно отсталых школьников. Особенности общения со взрослыми. Особенности общения у/о школьников в коллективе.

Основные понятия: коммуникативная функция речи, обобщающая функция речи, познавательная функция речи, регулирующая функция речи, количественные нарушения речи, качественные нарушения речи.

Литература: 1-11, 16-26, 41-51, 63, 67, 71-74, 76, 80-85, 97-99, 102-104, 117, 127-129.

Задания для самостоятельной работы.

1. Самостоятельное изучение содержания лекции.

2. Уточнение понятий по словарю.

Тема 12. Особенности развития эмоционально-волевой личностной сфер и поведения (2 ч.).

Особенности эмоций детей с нарушениями интеллекта. Особенности воли Особенности школьников. Особенности личностной сферы умственно отсталых школьников. Особенности поведения умственно отсталых школьников. Нарушения поведения умственно отсталых школьников.

Основные понятия: полярность эмоций, амимия, Эмоциональная тупость, ригидность в поведении.

Литература1-11, 16-26, 41-51, 63, 67, 71-74, 76, 80-85, 97-99, 102-104, 117, 127-129.

Задания для самостоятельной работы.

1.Самостоятельное изучение содержания лекции.

2.Уточнение понятий по словарю.

Тема 13. Роль взрослого в психическом развитии с ранними органическими поражениями ЦНС (2ч.).

Ведущая деятельность и особенности общения со взрослым ребенка с ранним поражениями ЦНС в младшем возрасте. Особенности аффективно-личностных связей со взрослым ребенка с ранним поражениями ЦНС в младшем возрасте. Особенности общения со взрослым в раннем возрасте и роль взрослого в психическом и познавательном развитии ребенка в раннем возрасте. Роль взрослого в психическом развитии умственно отсталого ребенка в период дошкольного детства.

Основные понятия: эмоциональное общение со взрослыми, деловая форма общения, вербальное общение.

Литература: 1-11, 16-26, 41-51, 63, 67, 71-74, 76, 80-85, 97-99, 102-104, 117, 127-129.

Задания для самостоятельной работы.

1.Самостоятельное изучение содержания лекции.

2.Уточнение понятий по словарю

3. Написание реферата. Темы:

- Роль взрослого в психическом развитии ребенка с ранним органическим поражением ЦНС в период младенчества.

- Роль взрослого в психическом развитии ребенка с ранним органическим поражением ЦНС в раннем возрасте.

- Роль взрослого в психическом развитии ребенка с ранним органическим поражением ЦНС в период дошкольного детства.

- Роль взрослого в психическом развитии ребенка с ранним органическим поражением ЦНС в младшем школьном возрасте.

Тема 14. Особенности психического развития умственно отсталых детей в учреждениях интернатного типа (2 ч.).

Специфика закрытых детских учреждений и учреждений интернатного типа. Характеристика дошкольных учреждений закрытого типа. Характеристика дошкольных учреждений интернатного типа. Особенности познавательной сферы умственно отсталых детей, воспитывающихся в закрытых типах детских учреждений. Особенности личностной и эмоционально-волевой сфер умственно отсталых детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. Формирование психологического пола и подготовка к семейной жизни умственно отсталых подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.

Основные понятия: психическая депривация, социальная депривация, сенсорная депривация, закрытый тип детских учреждений, интернатный тип учреждений.

Литература: 1-11, 16-26, 30-35, 39-48, 68, 93-99.

Задания для самостоятельной работы.

1.Самостоятельное изучение содержания лекции.

2.Уточнение понятий по словарю.

Тема 15. Проблема психологической готовности умственно отсталого ребенка к обучению в школе (2 ч.).

Понятие психологической готовности к школьному обучению. Характеристика условий успешного обучения умственно отсталых в школе. Значение специально организованного развивающего обучения в дошкольном возрасте для успешного обучения детей в школе. Познавательная активность и познавательный интерес умственно отсталых детей. Наличие общих интеллектуальных умений и их значение в психологической готовности к школьному обучению умственно отсталых дошкольников. Развитие эмоционально-волевой сферы. Сотрудничество умственно отсталого ребенка со взрослыми. Формирование ситуации успеха. Особенности мотивации к обучению в школе у умственно отсталых дошкольников. Сформированность произвольной деятельности умственно отсталых дошкольников.

Литература: 1-11, 16-26, 41-51, 63, 67, 71-74, 76, 80-85, 97-99, 102-104, 117, 127-129.

Задания для самостоятельной работы.

1. Самостоятельное изучение содержания лекции.

2. Уточнение понятий по словарю.

Тема 16. Роль трудового воспитания в психологическом развитии и социальной адаптации умственно отсталых (2 ч.).

Понятия «трудовое воспитание», «профессиональная реабилитация», «социальная адаптация».

Особенности развития умственно отсталых в подростковом и юношеском возрасте. Проблемы профессионального самоопределения умственно отсталых.

Психологические аспекты профессиональной ориентации умственно отсталых. Возможности трудоустройства выпускников специальных (коррекционных учреждений 8 вида.

Психологическое сопровождение умственно отсталых во взрослой жизни: проблемы и пути решения.

Основные понятия: трудовое воспитание, профессиональная реабилитация, социальная адаптация, профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация.

Литература: 1-11, 16-26, 40, 52, 76, 80-82.

Задания для самостоятельной работы.

1.Самостоятельное изучение содержания лекции.

2.Уточнение понятий по словарю.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (38)

    Учебно-методический комплекс
    С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (29)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (1)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Р.М. Беликова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (47)

    Учебно-методический комплекс
    Ш 58 Программирование [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Г.С. Шилинг; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (24)

    Учебно-методический комплекс
    П Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос.

Другие похожие документы..