Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Классный час'
Его современниками были многие известные люди – химики, географы, биологи, мыслители. Имена многих вошли в историю науки. Но когда мы вспоминаем о Ве...полностью>>
'Документ'
Моя мала Батьківщина – Шевченків край: побачив світ я в селі Трахтемирові Канівського району Черкаської області. Про моє рідне село в “Шевченківськом...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI ...полностью>>
'Внеклассное мероприятие'
Учитель читает стихи о географии. Сегодня мы проведем географический чемпионат, на котором выявим команду – победительницу и лучших знатоков географии...полностью>>

Учебное пособие предназначено для освоения студентами основ историко-философского знания, поскольку именно история философии является базовой частью философии как таковой.

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие предназначено для освоения студентами основ историко-философского знания, поскольку именно история философии является базовой частью философии как таковой. Сложность историко-философского курса связана с многообразием школ, учений, направлений, идей, а также в связи с возникающими внутри этих школ противоречиями, трудностями, заблуждениями. Однако все это не должно оттолкнуть студента, а, наоборот, направить его духовные искания, интерес в сердце философского знания с тем, чтобы, если не найти ответы на мучащие его вопросы, то хотя бы вместе с философами открыть их для себя. Это является первым шагом в осмыслении себя, своего предназначения, своего места в мире. История философии не просто дает знания об эпохах, это не просто свод мыслей и идей, она учит философствованию. Как правильно отмечал М. Хайдеггер, «философия есть философствование. Она сама есть тогда, когда мы философствуем» /1, С. 329/. Ошибочным будет рассматривать историю философии и философию как таковую только как прикладную науку, знание которой дает возможность заработать на хлеб. Однако изучение этой дисциплины в вузе, несомненно, расширит кругозор студента, даст ему самое главное – нахождение и формирование себя, своей личности. В дальнейшем, как нам представляется, на основе изученного материала будет значительно легче усваивать студенческой аудиторией сложные философские проблемы онтологии, гносеологии, философской антропологии, аксиологии и пр.

Авторский коллектив данного учебного пособия не ставил своей целью рассмотреть во всей полноте весь историко-философский материал, поскольку поистине это заняло бы несколько томов текста и затратило бы намного больше усилий. К тому же студенту технического вуза не нужно в таких объемах знать историю философии. В данном пособии авторы рассмотрели самые важные философские системы с древнейших времен, начиная с философии Древнего Китая и Древней Индии и заканчивая современными учениями, включая в том числе распространенное в наши дни постмодернистское направление. Безусловно, особое внимание было уделено анализу развития европейского типа философии: античности, средневековью, Возрождению, Новому времени, новейшему времени. Это обусловлено тем, что, по признанию многих авторов, философия как теоретическое знание зародилось в Европе. Однако же это не умаляет оригинальности и своеобразия русской философии, которой также уделяется большое внимание. Русский тип философии объемлет собою и характеризует всю нашу русскую культуру, историю, а потому его изучение является важным для осознания себя частью русской нации, понимания своей культурной идентичности. Кроме всего прочего, пособие в самом начале дополняется темами, определяющими предмет, задачи, функции и метод философии, что подготавливает студента к освоению философии. Все разделы соответствуют требованиям государственного стандарта.

В учебном пособии сделана попытка избежать односторонние трактовки философских школ и направлений. Студентам не навязывается авторская позиция, предлагается анализ, в котором есть как положительные стороны учения, так и отрицательные. Это учит мыслить диалектически, критически, не принимать на веру готовые истины, чьи-то мнения.

В качестве приложения к учебному пособию предлагается философский словарь, в котором студент найдет самые необходимые понятия и их определения, что поможет сформировать понятийный аппарат, и, соответственно, лучше усвоить весь материал. Кроме того, к каждой теме предлагается определенный список литературы, в котором имеются источники по каждому из разделов истории философии.

Учебное пособие предназначено для студентов всех специальностей, а также для тех, кто искренне интересуется историей философии.

Библиографический список

  1. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики / М. Хайдеггер // Время и бытие. – М.: Республика, 1993.

1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ СМЫСЛ И ФУНКЦИИ

Данной темой начинается систематическое изучение философии. По своему значению она является одной из главных в курсе, ибо, с одной стороны, выступает введением в великую сокровищницу мудрости, которую человечество накапливало на протяжении веков и тысячелетий, с другой, служит своеобразным приглашением к знакомству с этой сокровищницей.

В связи с этим представляется необходимым показать философию как плод истории человеческой культуры, как результат всего процесса познания, как эпоху, "схваченную" в мысли, как подлинную мудрость и на этой основе, как инструмент преобразования мира в интересах человека.

1.1. Предмет и структура философии. Круг ее проблем

Приступая к изучению философии, мы уже в той или иной мере имеем определенное "представление" о ней: знаем имена некоторых философов, с большой вероятностью назовем отдельные произве­дения, вспомним какие-то высказывания философского плана, воз­можно, даже объясним, что такое философия.

Откуда это у людей, специально не изучавших философию, чем объяснить наличие своеобразного философского "предпонимания"? Вероятнее всего тем, что человек с самого раннего возраста ин­тересуется окружающим его миром, своим местом в этом мире. А может быть тем, как замечает П.А.Лавров, что "философия есть нечто обыденное, нечто до такой степени нераздельное с нашим существом, что мы философствуем, не учась, при каждом произно­симом слове, при каждом осмысленном действии, философствуем хо­рошо или дурно, но постоянно и неудержимо" /1, с. 90/.

В основном "философствуем" мы по самым различным вопросам: как устроен мир, что определяет его существование и изменение, какое место занимает в нем человек, каковы его судьбы? Более двух тысячелетий люди пытаются выяснить смысл великих обще­человеческих ценностей - истины, добра, справедливости, красоты, счастья, назначения человека и его ответственности за свои поступ­ки. Эти вопросы и трактовались по-разному и ответы на них были весьма разноречивыми. Например, И. Кант в ХVIII веке спрашивал: что я могу знать, на что я могу надеяться, что я должен делать? Древнейших индийских и китайских мудрецов больше всего волновали вопросы смысла жизни и счастья человека, причины его несчастий и их устранение. Мыслители Древней Греции еще в VI-V вв. до н.э. горячо обсуждали вопросы справедливости и добра.

Некоторые из выше названных вопросов встречаются еще в поэмах Гомера и Гесиода, задумывались над ними и христианские мыслители, не ослабевает интерес к этим вопросам и в наши дни. Вполне справедливо подобные вопросы называть "вечными".

Мыслителей, обсуждавших "вечные" вопросы еще со времен античности, принято называть философами, а область их деятель­ности философией. Правомерно в связи с этим поставить вопросы, что такое философия, чем она занимается, на что направляет свои познавательные усилия, какова ее структура?

В любой энциклопедии или философском словаре мы находим, что философия в переводе с греческого означает "любовь к муд­рости" ("филео" - люблю и "софия" - мудрость). На Руси филосо­фию так и называли - "любомудрие". Если верить источникам, то впервые термин "философия" употребил Пифагор Самосский (VI в. до н.э.). Истолкование этого термина и закрепление его в европейской культурной традиции связывается с именем Платона (V - IV вв. до н.э.).

Сравнительный анализ истории философской мысли позволяет сформулировать положение исключительного общечеловеческого значения - возникновение философии есть общеисторическая за­кономерность развития духовной культуры. Новая форма мышления складывается примерно в одно и то же время (VIII -VI вв. до н.э.) в основных центрах древней цивилизации Индии, Китае, Древ­нем Востоке, Греции. Она представляла собой совокупность дискурсивных утверждений (логически последовательных, когда каждая мысль вытекает из предыдущей и обусловливает последующую) об общих чертах действительности, месте в ней человека, его роли в мире. Прежде всего, этим отличается философское мышление от мифологического и религиозного, господствовавших в то время, основанных на метафоре и вере.

Следует заметить, что философское мышление с самого возникновения основано на постижении действительности с позиций бескорыстного служения истине и понимания ее как высшей ценности. Уместно в этой связи привести мысль, приписываемую легендой Аристотелю, ставшую афоризмом: "Платон мне друг, но истина до­роже" .

Бесспорным достоинством философского мышления всегда было стремление не просто накопить массу сведений самого различного характера, а понять мир как целостный и единый в своей основе. Для философов свойственно обладание знаниями особого рода: "зна­ниями единого во всем", отличного от знания отдельных вещей и их свойств, знаниями различного устройства общества и целей челове­ческой жизни. С самого начала философское знание выделялось своим теоретическим отношением к действительности, реализуемым с помо­щью логических доказательств, рационально обосновывающих выдви­гаемые положения.

История развития философского знания показывает, что оно все в большей мере отвечало критериям научности: эссенциалистской направленности (стремлении к воспроизведению сущности, за­кономерности); обоснованности (доказательности) положений; си­стемности (построению в форме теории, как комплекса взглядов, представлений, идей, направленных на объяснение и разъяснение какого-либо явления) и проверяемости (обращению к практике, прежде всего, к общественно-исторической).

Показателем научности знания выступает его предмет. Под предметом принято понимать какую-либо отдельную, поддающуюся более или менее четкой фиксации, сферу, грань, сторону реаль­ности (например, физиологические, психологические, физические и т.п. процессы), деятельности человека (например, экономиче­ская, политическая, военная и др.), на которую направляет свои исследовательские усилия знание, которое входит в круг его интересов.

Что же выступает в качестве предмета философии? Следует иметь в виду, что предмет философии исторически менялся.

Гераклит называл первых "любителей мудрости" - "физиками", очевидно потому, что они занимались исследованием природы (фюзис - природа). Именно поэтому их называли физиологами, космо­логами (учение о мире в целом), натурфилософами (иной смысл это понятие получило в ХVIII веке). Первоначальный интерес к природе был связан со стремлением первых ее исследователей по­нять сущность природы, космоса, мира в целом. Это стремление порождалось сильным влиянием мифологии, выступавшей в то время своеобразной "религией" природы. Но, в отличие от мифологии, по­вествовавшей, кто родил все сущее, "физики" решали вопрос, из чего все произошло. В их учениях, в частности, человек и обще­ство понимаются как органические компоненты и продолжение при­роды.

Постепенно формируется представление о "физике" как все­объемлющего свода знаний, как своеобразной "науке наук". Подоб­ное понимание "философии" сохранилось до середины XIX века.

В середине XIX века в понимании предмета философии воз­никла иная точка зрения. О. Конт - родоначальник позитивизма (позитивус - положительный), справедливо отбрасывал претензию прежней философии на роль "науки наук", впал в другую крайность: поскольку, по его мнению, философия не имеет познавательной ценности, то она как особая наука не имеет права на существова­ние. Единственным источником знания являются эмпирические науки, причем "каждая наука сама по себе философия".

Чем же обусловлено существование двух прямо противополож­ных подходов к пониманию предмета философии? Объяснением тому может послужить сам процесс развития знания, в котором можно выделить три основных периода.

Первый период связан с существованием совокупного знания древних. Это знание именовалось "физикой", "космологией", "на­турфилософией" или философией природы и обращалось ко всей природе, "космосу" в целом.

Второй период характеризуется специализацией знаний, их отделением, "отпочкованием" от совокупного знания, называвшего­ся "натурфилософией". Причем, каждая новая отрасль знания зани­малась исследованием своего, особого, отличного от других пред­мета.

Совершенно очевидно, что в рамках двух первых периодов, знание носило опытный, описательный, "собирательный" характер. В это время ощущалась большая потребность в теоретическом осмыслении, умении видеть связи и отношения различных предметов и явлений, их единство, общие закономерности, тенденции, без чего сложно перейти к обобщениям. А это означало, что задачи подоб­ного рода в значительной мере решались усилиями философов, ко­торые выполняли важнейшую функцию формирования и развития обще­го миропонимания.

Третий период, отразивший формирование теоретических раз­делов целого ряда наук, их постепенную интеграцию, синтез, на­чавшийся в XIX веке, и продолжающийся поныне, привел к тому, что многие вопросы общего характера науки стали решать "без философии". Это было обусловлено, с одной стороны, возросшими возможностями самих наук, с другой, безуспешными попытками фи­лософов делать это в рамках философии, но прежними методами. Не случайно, что именно в XIX веке, и далее в XX веке - на но­вом этапе развития знаний, - зазвучали столь популярные сужде­ния о предназначении философии.

Но как это ни парадоксально, но именно успехи в развитии специальных наук показали, что существуют проблемы, которыми занимаются не только эти науки, но и философия.

Так, например, проблема познания мира человеком включает в себя выяснение частных методик какого-либо эксперимента и изучение вопросов, связанных с истиной, практикой, творче­ством и т.п. Соответственно, философский интерес распростра­нился на вторую группу вопросов.

А коль скоро это так, то такие "общие" проблемы и могут успешно решаться лишь совместными усилиями философии частных наук. Далее "оказалось", что существуют и специфически фило­софские проблемы, которые может решить лишь философия, опираясь на всю совокупность научных данных и передовую общественную практику.

И еще одна сторона, которая непосредственно связана с предметом философии. Это вывод о том, что предмет философского знания, подобно предмету любой науки вычленяется из совокуп­ности реальных (материальных и духовных) объектов и связей, исходя из индивидуальных и общественных потребностей человека. Предмет неотделим от особенностей человеческого существования, от стремления человека к осмыслению своего места в мире.

Таким образом, философская традиция свидетельствует о том, что предметом философии является всеобщее в системах "человек - мир" и "человек - общество". Именно на этом всеобщем и сосредото­чены усилия философов, из него и формулируются философские проблемы. Соответственно и философские проблемы всеобщи, пре­дельны, предельны для бытия человека, для его общей программы деятельности, для всей человеческой культуры, охватывают мир и жизнь человека в целом, отношение человека к обществу и к миру.

Стремясь раскрыть содержание всеобщего в системе "мир - человек", философия разрабатывает общую теорию мира, вычленя­ет его всеобщую структуру, всеобщие формы, свойства, законо­мерности развития. В центре ее внимания находятся законы действительности, получившие название "всеобщих", проявляющих­ся и в природе, и в обществе, и в мышлении. В этой же системе изучаются бытие, материя в их всеобщих формах существования, онтологические отношения материи к сознанию, гносеологические отношения мышления к бытию, включая логику диалектического познания.

В сложной системе "человек - общество" исследуются общие законы структуры, развития и функционирования общества, его движущие силы. Осуществляется накопление знаний, позволяющих, с одной стороны, объяснить мир человека и самого человека, а с другой - выработать общие рекомендации для их изменения в инте­ресах человека. Благодаря все более глубокому изучению систе­мы "человек - общество" средствами философии осуществляется стратегическая ориентация всей системы человеческого знания, а под его воздействием и практики, на человека, на преобразование мира в его интересах, на гармонизацию всего комплекса отношений человека к миру. Именно в этом и раскрывается гуманистический потенциал философии.

Интегратором, ядром всех философских проблем выступает ос­новной вопрос философии. Он же служит отправным теоретическим пунктом всякого философского учения, будь то онтология - учение о бытии, гносеология - наука о формах правильного мышления, фи­лософия истории, этика, эстетика, теория научного атеизма, фи­лософские проблемы естественных, общественных и технических наук, история философии.

Основной вопрос философии формулируется так: как относится сознание к бытию, духовное к материальному вообще?

Первым философом, поставившим вопрос об отношении мышления и бытия, был Парменид (VI в. до н.э.). Энгельс же в XIX в. наз­вал его великим основным вопросом всей, в особенности новейшей философии /2, с. 282/.

Почему же он является основным? Да, потому, что от решения этого вопроса зависит исследование всех других философских проблем: причинность, сущность, необходимость, форма, материя, природа и суть общественных явлений, человек и его место в мире и т.д. К какой бы из этих проблем мы не обратились, все они теснейшим образом связаны с решением основного вопроса филосо­фии. В плане конкретизации основной вопрос философии включает в себя два аспекта, две стороны.

Первая сторона - это проблема сущности, природы мира и формулируется в форме вопроса: что первично? Этот вопрос вы­нуждает однозначно ответить - является ли мышление, сознание свойством материи, появившимся в результате естественно-исто­рического развития, или наоборот?

Вторая сторона - выражает проблему познаваемости мира и звучит так: познаваем ли мир? Эта сторона отношения познания и материи выливается в проблему - является ли содержание наших мыслей отображением действительного мира, или же в них есть такое содержание, которое не определяется внешним миром. Как ви­дим, вторая сторона основного вопроса философии - это проблема происхождения наших мыслей.

Философы, в зависимости от решения проблемы первичности, делятся на два лагеря. Те, которые утверждают, что дух, созна­ние, идея существуют прежде природы, т.е. являются первичными, составляют лагерь идеалистов (от слова "идея"). Те же, кто исходным началом считают природу, примыкают к различным школам материализма (от слова "материалис" - вещественный). Соответ­ственно, направления, школы, к которым примыкают идеалисты и материалисты, называются идеализмом и материализмом и являются ос­новными направлениями в развитии философии.

Материализм исходит из того, что мир существует независи­мо от сознания, объективно, вечно, никем не сотворен, а созна­ние - свойство материи, доказывая это всей историей познания и общеисторической практикой.

На иной позиции стоят идеалисты. Они утверждают, что дух, сознание, мышление, психическое первично по отношению к мате­рии, природе, миру физическому и социальному. Идеализм сущест­вует в двух основных формах - как объективный идеализм и как субъективный. Объективный идеализм - такая система взглядов, в которой в качестве первоосновы мира утверждается некое всеоб­щее духовное начало (идея, мировой разум, мировая воля и т.п.). Субъективный идеализм - в качестве исходного начала берет одно из состояний человеческого сознания и рас­сматривает мир как порождение познавательных способностей че­ловека, его ощущений, восприятий, воли, эмоций.

Наряду с материализмом и идеализмом в истории философии существовали и такие философские учения, в которых делались попытки "примирить" материалистов и идеалистов, путем призна­ния бытия и сознания двумя равноценными "вечными" началами. Учения подобного рода получили названия дуалистических (от лат. дуалис - двойственный), в противоположность монизму (от лат. монос - единый). Монистическими учениями выступают мате­риализм и идеализм, признающими только одно первоначало: либо идеальное (идеализм), либо материальное (материализм).

Вторую сторону основного вопроса философии составляет проблема познаваемости мира.

Все последовательные материалисты отстаивают и обосновы­вают принцип познаваемости мира. Лишь некоторая часть матери­алистов-естествоиспытателей склоняется к отрицанию возможно­сти достижения достоверного объективного знания. Это течение в истории философии и в теории познания называется агности­цизм (от греч. агносис - непознаваемый).

Что касается идеализма, то одни его представители стояли на позиции познаваемости мира (Гегель), другие утверждали, что в познании мы имеем дело лишь с нашими ощущениями и не можем выйти за пределы познающего субъекта (Беркли, Мах, Авенариус и др.), т.е. последовательно стояли на позициях агностицизма.

Подводя итог изложенному, представляется возможным дать определение философии.

Философия - это развивающаяся система знаний в их "че­ловеческом измерении" об отношении сознания и материи, о наиболее общих формах и законах бытия, познания и их преобразо­вания.

1.2. Функции философии и ее значение в деятельности

специалиста

Философия, являясь системой знаний, не может не быть эле­ментом всей совокупности человеческого знания и именно поэтому находится с ним в теснейшей взаимосвязи, вы­ражающейся, прежде всего, в функциях философии. Причем, по мере развития общества функциональная роль философии не только уг­лубляется, но и расширяется.

Иначе чем объяснить тот факт, что, сколько бы ни провозгла­шали окончательную гибель философии, сколько бы ни утверждали ее полную бесполезность, и не доказывали, что она "пережиток", интерес к философии не только сохраняется, но и растет, особен­но в переломные эпохи, о чем свидетельствует вся история филосо­фии, сложнейший путь ее развития. Анализ этого пути показывает, что во все времена проблемами философского анализа выступали вопросы сущности, закономерностей, причин изменения мира; со­вершенствования способов познания окружающей действительности; осознания человеком своей причастности к делу развития культуры, к интересам и деятельности различных общностей; смысла жизни, назначения человека; его возможностей и ответственности, спра­ведливости, добра, красоты.

Более того, чем прогрессивнее является страна, чем интенсивнее осуществляется в ней социальное, научно-техническое развитие, тем чаще обращается ее общественное сознание к "вечным" вопросам, тем более значительное место занимает изучение философии в ее университетских программах. Почему это происходит? Как не вспомнить по этому поводу интересное замечание молодого К.Маркса: "так как вся истинная философия есть духовная квинтэссенция своего времени, то с необходимостью наступает такое время, когда философия не только внутренне, по своему содержанию, но и внешне, по своему проявлению, вступает в соприкосновение и взаимодействие с действительным миром своего времени, философия перестает быть тогда определенной системой по отношению к другим определенным системам, она становится философией вообще по отношению к миру, становится философией современного мира" /3, с.105/.

История свидетельствует, что на начальных стадиях развития философского знания еще не было четкой дифференциации между философией и другими, прежде всего естественнонаучными, знаниями. Это различие стало заметным в эпоху поздней античности. Именно с этого времени в круг интересов философии входит не отдельная поддающаяся более или менее четкой фиксации сфера объективного мира или человека, а совокупность отношений человека к миру, пути и направления его деятельности, осознание сущности мира. Проблемами философского анализа начали выступать вопросы сущности, закономерностей, причин изменения мира; совершенствование способов познания действительности: осознание человеком своей причастности к делу развития культуры, к интересам и деятельности различных общностей.

Уже по специфике исследовательского интереса можно судить о том, что философское знание отличалось от конкретно-научного и содержанием знания. Это отличие обусловлено особенностями отражения действительности. Если в научных знани­ях концентрируется опыт собственно научной деятельности, то фи­лософские знания представляют собой концентрированное отображе­ние всего многообразия человеческой деятельности, включая полити­ческую, этическую, эстетическую и другие формы. В этом выра­жается синтезирующая функция философии. Именно поэтому филосо­фия рассматривается как теоретическое самосознание эпохи, как "квинтэссенция" духовной культуры.

Специфика философии выражается в форме "участия", в сово­купном знании, в процессе выработки целостного взгляда на мир, в формировании целостной картины мира. В решении этой задачи участвуют и естествоиспытатели, исследуя общие стороны действи­тельности (к примеру, математика, кибернетика). Но при этом формируется, как правило, частнонаучная картина мира. И только с позиций философии и при ее участии возможно создание целостной картины, в которой знания о мире, полученные с помощью естествознания, трансформируются в качественно иную теоретическую систему.

Мировоззрение как целостный взгляд на мир и место человека в этом мире, как более или менее цельное понимание людьми действитель­ности может быть научным и ненаучным, прогрессивным и реакционным, материалистическим и идеалистическим, атеистическим и религиозным, теоретическим и эмпирическим. Оно интегральное образование. Важнейшими его компонентами выступают обобщенные знания, ценности, жизненный опыт человека.

Основную часть мировоззрения, овладение которой в принципе доступно каждому, составляет его научный компонент как своеобразный "сплав" всей совокупности научных знаний, подтвержденных практикой. Основную значимость в этом "сплаве" играют знание основных законов движения мира, его познание, смысла жизни человека. Эти знания играют роль своеобразного фундамента, основы научного мировоззрения. В согласии с В.И. Вернадским: "именем научного мировоззрения мы называем представление о явлениях, доступных научному изучению, которое дается наукой: под этим именем мы подразумеваем определенное отношение к окружающему нас миру явлений, при котором каждое явление входит в рамки научного изучения и находит объяснение, не противоречащее основным принципам научного искания" /4, с.180/.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебное пособие предназначено для студентов, а также для ас­пирантов и преподавателей экономических вузов

    Учебное пособие
    дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и издается при содействии Института «Открытое общество (Фонд Сороса) и рамках
  2. Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения, а также может быть использовано студентами дневного отделения в качестве опорного конспекта для подготовки к зачётам и экзаменам. Удк 008(07)

    Учебное пособие
    Данное учебное пособие представляет собой изложение основных вопросов культурологического знания в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
  3. Учебное пособие Научный редактор: доктор экономических наук, профессор В. В. Семененко Печатается по решению Учебно-методического совета уиэуп от 21. 05. 2009. Екатеринбург

    Учебное пособие
    Изложены основы экономической теории как науки. Рассмотрены принципы экономической теории, основные виды экономических субъектов, типы хозяйствования и экономических систем.
  4. Учебное пособие раскрывает происхождение и значение более 1000 учебных терминов по анатомии и физиологии, а также цитологии, гистологии и эмбриологии человека, содержит многочисленные примеры, снабжено алфавитными указателями.

    Учебное пособие
    Анатомия и физиология: словарь-справочник [Текст] : [учеб. пособие] / РАО, Моск. психол.-соц. ин-т ; авт.-сост. С. С. Тверская. - 4-е изд., испр. и доп.
  5. Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению. М.: Гардарики, 2000. 536 с. Isbn 5-8297-0060-3 (в пер.) (1)

    Учебное пособие
    Цель издания – научно-методическое обеспечение преподавания религиоведения в условиях обновления гуманитарного образования в России. Обе части книги - учебное пособие и словарь - находятся в единой концептуальной, семантической и

Другие похожие документы..