Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
(указывается место нахождения (адрес постоянно действующего исполнительного органа эмитента (иного лица, имеющего право действовать от имени эмитента ...полностью>>
'Диплом'
Управление рисками валютно-кредитных операций. Опционные стратегии на российском фондовом рынке. Стратегии хеджирования с применением фьючерсных конт...полностью>>
'Документ'
Школа находится в центре Парижа -  экономической, политической, и культурной столицы Франции. Языковой центр расположился в очаровательном и оживленн...полностью>>
'Книга'
Ее автор - не просто выдающийся ученый, хотя это так: по числу почетных ученых степеней, присужденных ему разными университетами мира, ему нет равных...полностью>>

Теоретико-методологические основы развития естественнонаучного мышления учащихся в процессе обучения физике 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (физика)

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

СУРОВИКИНА Светлана Анатольевна

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ

13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (физика)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Челябинск – 2006

Работа выполнена на кафедре теории и методики обучения физике

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

Научный консультант

– действительный член Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор Усова Антонина Васильевна

Официальные оппоненты

– член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор Синенко Василий Яковлевич

– доктор педагогических наук, профессор Крутский Александр Николаевич

– доктор педагогических наук, профессор Черкасов Владимир Алексеевич

Ведущая организация

– ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Защита состоится «18» октября 2006 г. в 1000 часов на заседании диссертационного совета Д212.295.02 при ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» по адресу: 454080, г.Челябинск, пр. Ленина, 69, ауд.439

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Челябинского государственного педагогического университета

Автореферат разослан «___»__________2006 г.

Ученый секретарь диссертационного

совета, доктор педагогических наук,

профессор В.С. Елагина

Общая характеристика исследования

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года определены направления модернизации, одними из которых является личностная ориентация содержания образования, деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности; формирование готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Она подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных способностей.

Многоаспектность модернизации требует пересмотра компонентов процесса обучения в их взаимосвязи и взаимозависимости. Анализ направлений показывает, что их общим основанием являются обобщенные (метапредметные) знания, навыки и умения, формирование которых связано с уровнем развития мышления учащихся. В физике, которая является основой естествознания, как ни в каком другом учебном предмете можно успешно развивать все формы и виды мышления, т.к. в процессе ее преподавания присутствуют различные виды учебно-познавательной деятельности: работа с учебной и дополнительной литературой, проведение наблюдений и выполнение эксперимента, решение задач и т.д. Развитие личности предполагает развитие мышления, в том числе естественнонаучного (ЕНМ).

Проведенный нами анализ практики школьного и вузовского обучения показал, что еще часто используются малоэффективные технологии, ориентированные на применение репро­дуктивных методов. Не уделяется должного внимания вопросам методики формирования теоретического мышления учащихся. В связи с этим возникает необходимость в послевузовской подготовке учителей к формированию и развитию у учащихся системных предметных и метапредметных знаний, обобщенных умений, теоретического естественнонаучного мышления.

В настоящее время перед ними появилась проблема грамотной организации профильного обучения, оптимального выбора технологий, средств, методов и приемов обучения в классах различного профиля.

Современная теория мышления приобрела междис­ципли­нар­ный характер. Происшедшие в ней изменения затронули кате­гориальный аппарат, связанные с ним методы изучения, диагностики мышления. В рамках модернизации современного школьного образования проблема развития мышления учащихся становится одной из фундаментальных и поэтому исследуется многими науками, в том числе и дидактикой.

Студенты, обучающиеся в педагогическом вузе, должны овладеть современными технологиями, в том числе информационными, средствами, методами и приемами обучения. Однако время на изучение специальных дисциплин сокращается, а большую часть учебного материала они осваивают самостоятельно. В связи с эти возникает острая необходимость в разработке современных учебных пособий, которые помогали бы студентам организовать самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Анализ специфики социально-экономического развития России, современного состояния образования, методологической, психолого-дидакти­ческой, научно-методи­чес­кой литературы, практики обучения физике учащихся в школе, процесса формирования и развития профессионально-методических умений будущих учителей физики в педвузе, учителей физики на курсах повышения квалификации приводит к выводу о наличии в образовательной системе ряда противоречий:

– между возросшими требованиями общества, связанными с необходимостью формирования у выпускников основной и средней школы теоретического естественнонаучного мышления, – с одной стороны, и сложившейся системой обучения физике в общеобразовательных учреждениях, – с другой стороны;

– между необходимостью формирования у учащихся системных предметных и метапредметных знаний, обобщенных умений на основе важнейших видов учебно-познавательной деятельности при обучении физике, – с одной стороны, и недостаточной разработанностью технологий организации этих видов деятельности, средств, методов и приемов обучения, приводящих к развитию ЕНМ учащихся – с другой стороны;

– между необходимостью профессионально-методической подготовки студентов, учителей физики к деятельности по формированию и развитию у обучаемых теоретического ЕНМ, – с одной стороны, и отсутствием теоретически обоснованной системы этой подготовки – с другой стороны.

Проблема развития мышления исследовалась в философии Г. Гегелем, В.С. Готтом, Э.В. Ильенковым, П.В. Копниным, И. Кантом, В.А. Степиным, В.С. Швыревым и др.; в психологии – Б.Г. Ананьевым, Г.А. Берулава, Д.Н. Богоявленским, Э. де Боно, Дж. Брунером, А.В. Брушлинским, Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, Дж. Дьюи, А.З. Заком, Л.В. Занковым, Е.Н. Кабановой-Меллер, З.И. Калмыковой, Г.С. Костюком, А.М. Матюшкиным, Н.А. Менчинской, Ж. Пиаже, А.З. Рахимовым, С.Л. Рубинштейном, Ю.А. Самариным, Н.Ф. Талызиной, О.К. Тихомировым, Л.М. Фридманом, М.Н. Шардаковым, Ф.Н. Шемякиным, И.С. Якиманской и др.; в общей дидактике – В.А. Беликовым, В.П. Беспалько, В.П. Бетевым, Н.М. Зверевой, Л.Я. Зориной, Г.Д. Кирилловой, И.Я. Лернером, Р.И. Малафеевым, М.И. Махмутовым, В.Ф. Паламарчуком, П.И. Пидкасистым, А.В. Усовой, В.А. Черкасовым, П.И. Чернецовым, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной, П.М. Эрдниевым и др.; в частных дидактиках – В.Ф. Ефименко, С.Е. Каменецким, И.С. Карасовой, О.В. Куликовой, В.В. Мултановским, Г.С. Овчинниковым, А.И. Подольским, Н.Н. Поспеловым, И.Н. Поспеловым, Н.С. Пурышевой, В.И. Решановой, А.В. Усовой, Л.С. Хижняковой, Т.Н. Шамало, И.Л. Юфановой и другими.

На основе анализа исследований по проблеме мы пришли к выводу, что в педагогической теории и практике не в полной мере исследованы вопросы: комплексного развития естественнонаучного мышления в различных видах учебно-познавательной деятельности при обучении физике; связи между ним и формированием системных предметных и метапредметных знаний, обобщенных экспериментальных умений и обобщенных умений решать физические задачи; не разработана теория развития естественнонаучного мышления учащихся; недостаточно разработано методико-технологическое обеспечение указанной проблемы.

Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется: 1) возросшими требованиями общества к выпускникам основной и средней школы, имеющим теоретический уровень развития естественнонаучного мышления (ЕНМ); 2) не в полной мере реализованными возможностями школы в подготовке выпускников, формирования у них системных предметных и метапредметных знаний, обобщенных учебно-познавательных умений, теоретического ЕНМ; 3) неразработанностью теоретико-методологических основ развития ЕНМ до теоретического уровня.

На основании изучения и анализа имеющихся в науке исследований по данной проблеме, обобщения педагогического опыта, собственных результатов научно-исследовательской работы была сформулирована проблема исследования, определяющаяся противоречием между возросшей потребностью развития ЕНМ учащихся V-XI классов до теоретического уровня в процессе обучения физике, с одной стороны, и отсутствия разработки научно обоснованной теории этого развития, технологий обучения, средств, методов и приемов ее реализации в различных видах учебно-познавательной деятельности, а также системы методической подготовки учителей физики в рассматриваемом аспекте – с другой стороны.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы послужила основанием для определения темы исследования: «Теоретико-методологические основы развития естественнонаучного мышления учащихся в процессе обучения физике».

Цель исследования – разработать теорию деятельностного развития естественнонаучного мышления учащихся средних общеобразовательных учреждений в процессе обучения физике, приводящей к формированию системных физических и метапредметных знаний, обобщенных экспериментальных умений, обобщенных умений решать физические задачи, теоретического естественнонаучного мышления.

Объект исследования – процесс обучения физике учащихся основной и средней школы.

Предмет исследования – процесс развития естественнонаучного мышления учащихся основной и средней школы при обучении физике.

Гипотеза исследования ­– формирование у учащихся основной и средней школы системных предметных и метапредметных знаний, обобщенных экспериментальных умений и обобщенных умений решать физические задачи, развитие естественнонаучного мышления до теоретического уровня может быть результативным, если:

1) разработать и внедрить теорию деятельностного развития естественнонаучного мышления, включающую теоретико-методологическое основание, эм­пи­рический базис, ядро (идеи, подходы, законы и закономерности, принципы), следствие теории, раскрытых на основе методологических, психологических, дидактико-методических и научно-предметных (физических) знаний;

2) разработать и внедрить технологии формирования структурных элементов системы физических знаний, обобщенных экспериментальных умений и обобщенных умений решать физические задачи, реализуемые в системе форм организации учебных занятий с использованием средств, методов и приемов обучения, способствующих развитию естественнонаучного мышления;

3) выявить комплекс психолого-дидактических условий эффективного функционирования технологий формирования структурных элементов системы физических знаний, обобщенных экспериментальных умений и обобщенных умений решать физические задачи;

4) разработать модель профессионально-методической подготовки учителей физики к реализации теории деятельностного развития естественнонаучного мышления на основе профессиограммы учителя физики в рассматриваемом плане.

В соответствии с целью и гипотезой, в работе ставились следующие задачи:

  1. Обосновать необходимость разработки теории деятельностного развития естественнонаучного мышления на основе историко-педагогического анализа, исследования и обобщения опыта развития мышления учащихся и студентов при традиционном и развивающем обучении в школе и вузе.

  2. Выявить теоретико-методологические аспекты проблемы, проанализировать различные точки зрения, которые могут быть положены в эмпирический базис и ядро теории деятельностного развития естественнонаучного мышления.

  3. Развить и конкретизировать терминологическое поле исследования.

  4. Разработать теорию деятельностного развития естественнонаучного мышления (ДРЕНМ) учащихся V-XI классов в процессе обучения физике, включающую теоретико-методологическое основание, эмпирический базис, ядро, следствия, технологии ее реализации.

  5. Уточнить комплекс психолого-дидактических условий, необходимых для развития естественнонаучного мышления учащихся до теоретического уровня в процессе обучения физике, касающиеся учителя, учащихся и организации процесса обучения физике.

  6. Уточнить особенности естественнонаучного мышления.

  7. Сконструировать профессиограмму методической подготовки учителя физики по внедрению теории ДРЕНМ учащихся и на этой основе разработать модель учителя физики, которая может реализоваться через программу повышения квалификации.

  8. Проанализировать возможности современных учебно-методических комплексов с позиции решения в них проблемы развития мышления учащихся.

  9. Разработать средства: 1) способствующие развитию ЕНМ учащихся, 2) направленные на формирование и развитие профессиональных компетентностей учителей физики в рассматриваемом аспекте.

  10. Выявить связи между уровнем развития ЕНМ и уровнем сформированности знаний, умений обучаемых в различных видах учебно-позна­ва­тельной деятельности, определить критерии оценки полноты их сформированности.

  11. Провести педагогический эксперимент, направленный на проверку гипотезы исследования, оценку эффективности реализации разработанной теории, технологий и условий ее реализации, средств, методов и приемов, способствующих развитию естественнонаучного мышления учащихся, модели профессионально-методической подготовки студентов и учителей физики к реализации теории ДРЕНМ учащихся.

Теоретико-методологическую основу исследования составили идеи развивающего обучения, технологичности, системного, диалектического, эклектического, деятельностного, ассоциативно-рефлекторного и личностно-ориентированного подходов к образовательному процессу.

Исследование опиралось на:

– работы по философии и методологии науки, идеи системного и диалектического подходов (Н.К. Вахтомин, Г. Гегель, Э.В. Ильенков, Б.М. Кедров, В.С. Степин и др.);

– идеи, принципы деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);

– идеи, принципы личностно-ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др.);

– психологические исследования процессов формирования знаний, учебно-познавательных умений, развития мышления (Г.А. Берулава, Д.Н. Богоявленский, Дж. Брунер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, Ю.А. Самарин, Н.Ф. Талызина и др.);

– дидактические и методические работы, посвященные формированию знаний, навыков и умений, процессу развития мышления (В.П. Беспалько, А.А. Бобров, А.Н. Звягин, Л.Я. Зорина, З.И. Калмыкова, С.Е. Каменецкий, Г.Д. Кириллова, Ю.А. Сауров, В.Я. Синенко, В.А. Сластенин, Н.Н. Тулькибаева, А.В. Усова, В.А. Черкасов, Т.Н. Шамало, П.М. Эрдниев и др.);

– работы, посвященные профессионально-методической подготовке учителя физики (И.Л. Беленок, Г.М. Голин, В.С. Елагина, В.В. Мултановский, А.И. Наумов, Н.С. Пурышева, Л.С. Хижнякова, Н.В. Шаронова, Е.Г. Шатова и др.);

– теория творческого развития и саморазвития личности (В.И. Андреев, Л.Г. Вяткин, А.Н. Леонтьев, В.С. Лернер, В.Г. Разумовский, С.Л. Рубинштейн и др.);

– идеи развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Крутский, М.И. Махмутов, А.В. Петров, А.И. Подольский, В.Г. Разумовский, А.З. Рахимов, А.В. Усова, Д.Б. Эльконин и др.).

Сочетание теоретико-методологического уровня исследования с решением практических задач обусловило выбор комплекса теоретических и эмпирических методов исследования. Теоретические методы: а) историко-педа­гогический анализ использовался для выявления тенденций в истории образования в контексте развития мышления; б) теоретический анализ философской, психологической, дидактической и методической литературы, нормативно-правовых документов по вопросам народного образования позволил сформулировать исходные позиции исследования; в) понятийно-терминологический анализ применялся для характеристики и упорядочения понятийного поля проблемы, в том числе проблемы многозначных физических терминов; г) системный подход послужил основой целостного рассмотрения теории ДРЕНМ и технологий ее реализации; д) моделирование использовалось для выстраивания процесса подготовки студентов и учителей физики к реализации разработанной нами теории, разработки системы учебно-познавательных задач для учащихся и студентов; е) прогнозирование применялось для описания явлений, предсказываемых теорией ДРЕНМ; ж) причинно-следственный анализ использовался для объяснения взаимосвязи различных психических новообразований и их связи с процессом обучения; з) структурно-логический анализ использовался для анализа учебных программ, учебников физики, разработки системы учебно-познавательных задач.

Эмпирические методы: а) исследование и обобщение опыта преподавания физики учащимся при традиционном и развивающем обучении; б) констатирующий эксперимент по выявлению сформированности структурных элементов знаний, экспериментальных умений, умений решать физические задачи, уровня развития ЕНМ учащихся; состояния развития ЕНМ студентов и учителей физики; методики организации различных видов учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения физике; в) пробный эксперимент по апробации и выявлению эффективности технологий реализации разработанной теории, отдельных средств, методов и приемов; г) систематический обучающий эксперимент по обеспечению условий и практической реализации теории ДРЕНМ в процессе обучения физике; д) контрольный эксперимент по проверке повторяемости результатов, полученных при обучающем эксперименте; е) педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование; ж) психологические методы диагностики мышления (критериально-ориентированный тест, школьный тест умственного развития), методы нейро-лингвистического программирования; з) статистические методы обработки результатов педагогического эксперимента и проверки выдвинутой гипотезы.

Исследование состояло из шести этапов. В педагогическом эксперименте приняли участие более 1300 учащихся, 560 студентов и 110 учителей физики, 4 преподавателя теории и методики обучения физике. Экспериментальная работа осуществлялось на базе МОУ «СОШ №№ 8, 65, 94, 142, 157, 161, «Лицей № 166» и др. г. Омска; «Алексеевская СОШ», «Новоуральская СОШ», «Сосновская СОШ» (Азовский район), «Сосновская СОШ» (Таврический район), «Тюкалинская СОШ №1», «Ульяновская СОШ», «Азовская гимназия», «Нововаршавская гимазия» и др. Омской области; «СОШ № 97» г. Челябинска; ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», в кабинетах повышения квалификации гг. Надыма, Нового Уренгоя, Ноябрьска, Муравленко Тюменской области (см. таблицу 1).

На первом этапе (1993-95 гг.) определялись теоретико-методологи­чес­кие и психолого-дидактические основы исследования, изучался отечественный и зарубежный опыт развития отдельных мыслительных операций, разрабатывалась модель взаимосвязи обобщения и систематизации, методика их формирования, начался констатирующий эксперимент; внедрялись методики формирования физических понятий (А.В. Усова), экспериментальных умений (А.В. Усова, А.А. Бобров), решения физических задач (А.В. Усова, Н.Н. Тулькибаева).

На втором этапе (1995-97 гг.) проходила апробация методики формирования у учащихся умения выполнять отдельные мыслительные операции в практике школьного обучения физике, технологий формирования системных предметных и метапредметных знаний, обобщенных экспериментальных умений и обобщенных умений решать физические задачи.

На третьем этапе (1997-98 гг.) была разработана концепция ДРЕНМ, проверена гипотеза о связи развития ЕНМ с уровнем сформированности структурных элементов знаний, умения решать задачи и проводить физический эксперимент; разработана исходная модель построения и первые варианты системы учебно-познавательных задач для учащихся, направленных на формирование и развитие мыслительных операций в разных видах учебно-познавательной деятельности, модель системы методической подготовки студентов и учителей физики к деятельности по развитию у учащихся ЕНМ. Были подобраны и апробированы методы диагностики ЕНМ учащихся.

На четвертом этапе (1998-99 гг.) проверялись и корректировались разработанные концепция, технологии, системы учебно-познавательных задач для учащихся и модели методической подготовки студентов и учителей физики, ориентированных на развитие естественнонаучного мышления учащихся в процессе обучения физике. Были выявлены средства, методы и приемы, позволяющие наиболее эффективно развивать естественнонаучное мышление учащихся.

Пятый этап (1999-2005 гг.) был посвящен теоретико-методологической и методико-технологической разработке и обоснованию ключевых положений теории ДРЕНМ учащихся, широкой экспериментальной проверке технологий ее реализации в средних общеобразовательных учреждениях, средств, методов и приемов, способствующих развитию ЕНМ учащихся. Апробировалась модель методической подготовки студентов и учителей физики, разрабатывались и апробировались программы, «Рабочие тетради на печатной основе».

На шестом этапе (2005-2006 гг.) проходил контрольный эксперимент и осуществлялось оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем.

  1. Разработана теория деятельностного развития естественнонаучного мышления учащихся V-XI классов в процессе обучения физике.

  2. Разработаны технологии формирования структурных элементов знаний, обобщенных экспериментальных умений и обобщенных умений решать физические задачи, развития у студентов умения формировать у учащихся физические понятия.

  3. Дополнена классификация типов ориентировочной основы действия. Конкретизировано содержание III типа ООД, предполагающее составление учащимся под руководством учителя частных и общих ООД; выделен IV тип ООД, при использовании которого учащийся сам определяет общий метод построения ООД, составляет ООД.

  4. Разработана модель системы методической подготовки учителя физики к реализации теории деятельностного развития естественнонаучного мышления учащихся V-XI классов, включающая выделение основных направлений такой подготовки и ее конкретное наполнение в рамках курса (теории и методики обучения физике, курсов по выбору, повышения квалификации работников образования), на основе профессиограммы деятельности учителя физики по реализации разработанной нами теории.

  5. Определен и обоснован комплекс психолого-дидактических условий, необходимых для развития естественнонаучного мышления учащихся до теоретического уровня в процессе обучения физике.

  6. Раскрыта взаимосвязь уровня развития естественнонаучного мышления: 1) с уровнем сформированности у учащихся системных предметных и метапредметных знаний, обобщенных экспериментальных умений и обобщенных умений решать физические задачи; 2) с ведущим типом восприятия (модальностью) учащегося.

Теоретическая значимость исследования состоит в дальнейшем развитии теоретических основ методики обучения физике, а именно:

  1. Исследована проблема развития ЕНМ учащихся V-XI классов до теоретического уровня в процессе обучения физике.

  2. На основании исследования методологической, психологической, дидактико-методической и физической литературы уточнен и систематизирован понятийно-категориальный аппарат. Расширено терминологическое поле проблемы за счет введения авторского понятия «развитие естественнонаучного мышления» как процесса овладения, совершенствования и применения учащимися мыслительных операций, форм, видов мышления и способов познавательной деятельности в процессе изучения основ естественных наук.

  3. В разработке и методологическом обосновании теории деятельностного развития естественнонаучного мышления учащихся, которая является сложной, целенаправленной, динамической системой методологических, психологических, дидактико-методических и научно-предметных (физических) знаний, базирующейся на идеях развивающего обучения и технологичности, диалектического, эклектического, деятельностного, ассоциативно-рефлекторного и личностно-ориентированного подходов, принципов системности, непрерывности и преемственности, реализуемых на операционно-мотива­ци­онном, содержательно-процессуальном и рефлексивно-оценочном этапах учебно-познава­тельной деятельности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Обучение физике в условиях постнеклассического развития естествознания 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (физика)

    Диссертация
    Защита состоится 21 января 2009 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.295.02. при ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» по адресу: 454080, г.
  2. Ф ормирование исследовательской компетентности будущего учителя естественнонаучного профиля в процессе математической подготовки 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита состоится 16 ноября 2011 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.216.02 по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.
  3. Лингводидактические основы обучения русскому языку по технологии укрупненных дидактических единиц в начальных классах 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (русский язык в общеобразовательной и высшей школе)

    Автореферат
    Защита диссертации состоится 27 июня 2008 года в 10 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.00.04 при Адыгейском государственном университете по адресу: 385 , Республика Адыгея, г.
  4. Художественно-эстетическое образование в профильной школе: эволюция и перспективы развития 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (художественное воспитание в дошкольных учреждениях, общеобразовательной и высшей школе)

    Автореферат
    Защита диссертации состоится «15» декабря 2009 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 008.015.01 в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования» по адресу: 119 121, г.
  5. Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 02 «Теория и методика обучения и воспитания» (физика) по педагогическим наукам

    Программа-минимум
    Экзамен кандидатского минимума по специальности 13.00.02 –Теория и методика обучения и воспитания (физика, уровни общего среднего и профессионального образования) является традиционной формой аттестации специальной и методической подготовки

Другие похожие документы..