Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Суспільство, як і будь-яка складна система, має свої закони розвитку та функціонування. За умови накопичення певної критичної маси дисфункцій законів...полностью>>
'Документ'
Настоящее Лицензионное Соглашение (далее Соглашение) является юридическим документом - заключаемым между Вами, как пользователем (далее «Вы»), приобр...полностью>>
'Документ'
База данных 17. База знаний 18. Банк тестов 19. Банк тестовых заданий 0. Библиотека подпрограмм 1. Библиотека программных средств . Библиотека процед...полностью>>
'Методические рекомендации'
Студент должен: знать классы, виды и типы путевых и строительных машин, значение унификации и взаимозаменяемости деталей и сборочных единиц при экспл...полностью>>

Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность (4)

Главная > Диплом
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Межцивилизационный диалог

Укрепление межцивилизационного согласия через налаживание конструктивного диалога представителей различных культурных и религиозных традиций оставалось одним из приоритетов внешней политики России. Важнейшей задачей на этом направлении было формирование благоприятных политико-дипломатических условий для широкого межцивилизационного диалога, нейтрализации попыток политизировать религиозный радикализм, нахождения оптимальных путей урегулирования конфликтов, имеющих межконфессиональную подоплеку.

Дальнейшее развитие получила российская инициатива создания под эгидой ООН специальной «площадки» – консультативного совета религий – для регулярного обмена мнениями между представителями основных мировых конфессий на равноправной основе. В качестве первого шага в реализации данной идеи с Генеральным директором ЮНЕСКО К.Мацуурой была достигнута договоренность о создании Группы высокого уровня по межрелигиозному диалогу под его эгидой.

Россия поддерживала становление «Альянса цивилизаций» под эгидой Генерального секретаря ООН, участвовала в его мероприятиях, включая первый форум (Мадрид, 15-16 января) и министерскую встречу Группы друзей Альянса (Нью-Йорк, 24 сентября). В МИД России был разработан Национальный план по развитию отношений с Альянсом, назначен специальный представитель по взаимодействию с этой организацией.

В рамках ООН российские делегации принимали активное участие в работе таких постоянно действующих механизмов, как Трехсторонний форум по международному сотрудничеству на благо мира (объединяет представителей государств-учредителей ООН и неправительственных организаций) и Министерские встречи по межрелигиозному сотрудничеству на благо мира. Представители России выступили соавторами резолюции «Поощрение межрелигиозного и межкультурного диалога, понимания и сотрудничества во имя мира», в которой по российской инициативе закреплена необходимость рассмотрения предложений об институциализации межрелигиозного диалога в формате Всемирной организации.

Российская делегация приняла участие в Международном форуме по межрелигиозному диалогу в Мадриде (июнь) и заседании Высокого уровня по межцивилизационной тематике в рамках Генассамблеи ООН (ноябрь).

Большое внимание уделялось продвижению приоритетов в межцивилизационном диалоге «на площадке» Совета ООН по правам человека (СПЧ). В выступлении председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла в ходе дискуссии по теме «Межкультурный диалог по правам человека», проведенной в рамках 7-й сессии СПЧ (Женева, 18 марта), был подробно изложен подход Русской православной церкви к толкованию и применению прав человека через призму требований общечеловеческой морали.

Россия поддерживала усилия ЮНЕСКО в сфере межкультурного диалога. В сентябре в Саратове под эгидой ЮНЕСКО были проведены Вторые Всемирные Дельфийские игры (приняли участие делегации 61 страны), призванные способствовать сохранению культурного многообразия посредством популяризации национальных традиций в сфере музыкального, танцевального, изобразительного и других видов искусств.

Межцивилизационный диалог находится в центре внимания работы созданной по нашей инициативе Группы стратегического видения (ГСВ) «Россия – исламский мир». В ее формате в отчетном году в Москве состоялись две международные конференции на темы «Россия – исламский мир» и «Ислам победит терроризм». В заключительном документе
4-го заседания ГСВ в Джидде (октябрь) выражена поддержка российской инициативы по созданию под эгидой ООН консультативного совета религий.

В рамках Совета Европы Россия стремилась внести свой вклад в процесс строительства «Большой гуманитарной Европы». В мае Комитетом министров Совета Европы (КМСЕ) был одобрен текст «Белой книги СЕ по межкультурному диалогу», в которой сформулирована долгосрочная стратегия деятельности в этой области. В итоговый текст «Белой книги» по предложению России был включен раздел, посвященный религиозному измерению межкультурного диалога.

По российской инициативе в рамках КМСЕ принято решение о ежегодном проведении конференций по религиозному измерению межкультурного диалога. Первая такая встреча состоялась в апреле в Страсбурге с участием представителей Русской православной церкви.

Россия активно участвовала в обсуждении межцивилизационной тематики в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В ходе 16-го заседания Совета министров иностранных дел ОБСЕ в Хельсинки (декабрь) российская сторона поддержала резолюцию
«О вкладе ОБСЕ в становление Альянса цивилизаций», в которой государства-участники подтвердили необходимость содействия взаимопониманию между странами и народами, принадлежащими к различным культурным и религиозным традициям, а также поручили Генсекретарю ОБСЕ вести мониторинг за эволюцией Альянса.

В октябре в Астане Министр иностранных дел С.В.Лавров принял участие в созванном по инициативе Казахстана Форуме министров иностранных дел «Общий мир: прогресс через разнообразие». В своем выступлении он изложил концептуальные подходы России к проблематике налаживания межцивилизационного диалога, роли религиозного фактора в мировой политике, необходимости увязки внешней и внутренней политики государств с традиционными нравственными идеалами.

Активное участие в межцивилизационном процессе принимали российские неправительственные организации. Под эгидой российской НПО «Центр национальной славы» в октябре на греческом острове Родос успешно прошла 6-я сессия Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций», в ходе которой обсуждались вопросы защиты духовных и культурных ценностей человечества, содействия формированию более справедливого и демократического миропорядка.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Пространство СНГ

Россия продолжала уделять особое внимание укреплению взаимодействия с государствами-участниками Содружества Независимых Государств. Последовательно проводилась линия на углубление региональных интеграционных процессов, включая консолидацию многосторонних структур на пространстве СНГ.

Содружество сохраняло роль уникальной «площадки» для политического диалога на постсоветском пространстве, в том числе на высшем уровне. Состоялось 2 неформальных саммита СНГ (Москва, февраль, и Санкт-Петербург, июнь) и очередное заседание Совета глав государств-участников СНГ (Бишкек, 10 октября).

Стержневым направлением работы в рамках СНГ было претворение в жизнь принятой в 2007 году Концепции дальнейшего развития СНГ в соответствии с Планом основных мероприятий по ее реализации. Приоритетное значение придавалось активизации экономического сотрудничества в рамках Содружества. Совет глав государств (СГГ) СНГ в октябре одобрил проект Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года (принята на заседании Совета глав правительств СНГ 14 ноября в Кишиневе), а также учредил постоянно действующее совещание на уровне министров финансов стран СНГ по согласованию мер по преодолению последствий глобального финансового кризиса.

Кроме того, на октябрьском саммите были подписаны Концепция о приграничном сотрудничестве и Соглашение о создании Совета по межрегиональному и приграничному сотрудничеству. Подведя итоги 2008 года как «Года транспорта» в Содружестве, главы государств решили объявить 2009 год «Годом энергетики» и 2010 – «Годом науки и инноваций». Важное практическое значение имеет принятие Советом глав правительств СНГ 14 ноября Приоритетных направлений сотрудничества государств-участников СНГ в сфере транспорта на период до 2020 года и Комплекса мер по повышению продовольственной безопасности государств-участников СНГ.

В формате СНГ продолжалось сотрудничество по вопросам обеспечения безопасности и правопорядка. В частности, были приняты Концепция сотрудничества в сфере обеспечения информационной безопасности и Комплексный план по ее реализации на 2008-2010 гг., Программа сотрудничества в противодействии незаконной миграции на 2009-2011 гг., подписано Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным изготовлением и оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

По-прежнему в числе приоритетных областей взаимодействия было сотрудничество в гуманитарной сфере. Активно работали Совет по гуманитарному сотрудничеству и Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ. Мероприятия, осуществленные в рамках проведенного в 2008 году «Года литературы и чтения» в СНГ, способствовали развитию книгообмена, переводческого и библиотечного дела, поддержке русского языка в качестве средства межнационального общения на пространстве Содружества. 2009 год объявлен «Годом молодежи», а 2010 планируется объявить «Годом ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».

Важным направлением работы было укрепление и совершенствование механизмов СНГ. На саммите Содружества в Бишкеке приняты Положение о председательстве в СНГ и Положение о национальных координаторах государств-участников СНГ. Формализация института председательства направлена на повышение его политической и организационной роли в деятельности Содружества, включая координацию работы исполнительных структур СНГ. Назначение в каждом государстве-участнике национального координатора призвано усилить внутригосударственную координацию и дисциплину в выполнении коллективных решений, принимаемых в рамках СНГ.

18 августа Грузия уведомила Исполком СНГ о своем выходе из состава СНГ. В соответствии с уставными положениями СНГ решение Тбилиси вступит в силу через год после указанного уведомления. Выход Грузии из СНГ не окажет негативного влияния на функционирование Содружества, поскольку ее членство в последние годы носило в основном формальный характер и скорее было направлено на эрозию, нежели на консолидацию и совершенствование СНГ.

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) являлось ядром экономической интеграции на пространстве СНГ. В 2008 году в Сообществе была в основном сформирована договорно-правовая база таможенного союза в составе Белоруссии, Казахстана и России. В перспективе предполагается присоединение к союзу других государств-членов ЕврАзЭС по мере их готовности. Одновременно велась работа по подготовке договорно-правовой базы следующего этапа интеграции – единого экономического пространства.

ЕврАзЭС служило механизмом реализации энергетических, инфраструктурных и иных совместных проектов государств-членов Сообщества. Этому способствовало, в частности, утверждение концепций формирования единого транспортного пространства ЕврАзЭС и общего энергетического рынка государств-членов Сообщества.

15 октября Узбекистан оповестил Интеграционный Комитет о приостановлении своего членства в ЕврАзЭС. Однако взаимоотношения между Сообществом и Узбекистаном по представляющим взаимный интерес вопросам сохраняются.

Россия проводила линию на всемерное содействие развитию Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в качестве ключевого механизма поддержания стабильности и обеспечения безопасности на пространстве СНГ, ядра военно-политической интеграции.

В центре внимания ОДКБ находились вопросы внешнеполитической координации государств-членов и реализации решений по дальнейшему военному строительству. В частности, Совет коллективной безопасности (СКБ) принял на своей сессии (сентябрь) Декларацию, в которой были даны однозначно негативные оценки агрессивным действиям Грузии в Южной Осетии и поддержана активная роль России в содействии миру и сотрудничеству в Кавказском регионе. Аналогичные положения содержатся в заявлении по данному вопросу, принятом Советом министров иностранных дел государств-членов ОДКБ (сентябрь).

В Декларации СКБ были также зафиксированы общие подходы к основным проблемам глобальной повестки дня, включая вопрос о разработке Договора о европейской безопасности. СМИД ОДКБ принял отдельное заявление по вопросам сохранения и укрепления договоренностей в области СНВ.

Инициатива разработки Договора о европейской безопасности активно продвигалась партнерами по ОДКБ в ходе СМИД ОБСЕ 4-5 декабря в Хельсинки.

В условиях непростой обстановки в мире принимались меры по совершенствованию военной составляющей ОДКБ. Этот вопрос обсуждался на заседании Совета министров обороны Организации в Ереване (ноябрь).

В сфере борьбы с новыми вызовами и угрозами утверждены и реализуются План коллективных действий государств-членов ОДКБ по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН на
2008-2010 годы, Программа совместных действий по формированию системы информационной безопасности государств-членов ОДКБ и ряд других совместных решений.

ОДКБ по-прежнему оставалась открытой для сотрудничества по вопросам безопасности с другими международными структурами (ООН, ШОС, ОБСЕ, Евросоюз, НАТО), прежде всего в сфере противодействия угрозам терроризма и наркотрафика, исходящим с территории Афганистана.

Линия российского руководства на приоритетное развитие отношений со странами СНГ нашла свое практическое воплощение в решении создать Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству при МИД России (Россотрудничество).

Большое внимание уделялось развитию двусторонних отношений с государствами-участниками СНГ.

Активная работа по развитию сотрудничества характеризовала российско-белорусские отношения. Акцент делался на углублении экономической интеграции и наращивании на этой основе потенциала союзного строительства. Интенсивный характер сохранял политический диалог: состоялось восемь встреч президентов России и Белоруссии, в том числе в июне – рабочий визит Президента России Д.А.Медведева в Брест. Проведены три заседания Совета Министров Союзного государства. Эффективная работа велась на уровне ведомств: в течение года прошли совместные заседания коллегий министерств обороны, внутренних дел, служб безопасности, иностранных дел, сельского хозяйства, культуры, счетных палат, заседания таможенного, транспортного и пограничного комитетов Союзного государства.

В экономической сфере приоритетное значение сохраняли задачи по формированию реального таможенного союза в рамках Союзного государства и ЕврАзЭС, унификации национального законодательства в хозяйственной сфере, развитию кооперационных связей. Продолжалась работа по совершенствованию нормативно-правовой базы двустороннего сотрудничества, созданию благоприятных условий для наращивания взаимных поставок.

Свидетельством результативности предпринимаемых усилий стал быстрый рост российско-белорусского товарооборота, объем которого увеличился в 2008 году более чем на 40% и достиг рекордного уровня в 33 млрд. долл. В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Белоруссии, в том числе в свете растущей нестабильности мировой экономики, было принято решение о предоставлении Минску российского государственного кредита в размере 2 млрд. долл. Ведется разработка комплексных мер по повышению конкурентоспособности экономик России и Белоруссии, предусматривающих, в частности, проведение согласованной бюджетно-налоговой политики и расширение применения российского рубля в двусторонней торговле.

Интенсивно развивалось российско-белорусское сотрудничество в сферах обеспечения коллективной безопасности, углубления военного и военно-технического взаимодействия, в миграционной политике. Большое внимание уделялось вопросам обеспечения равных прав граждан России и Белоруссии, прежде всего, в сфере социальной защиты, здравоохранения и пенсионного обеспечения. Вступило в силу соглашение о порядке оказания медицинской помощи, ратифицировано соглашение о свободе передвижения и выборе места жительства, предусматривающее освобождение россиян и белорусов от необходимости регистрации или постановки на миграционный учет в течение 30 дней.

Тесный характер носили связи в области культуры. Достигнута договоренность о проведении в 2009 году Года культуры России в Белоруссии, а в 2010 году – Года культуры Белоруссии в России.

Отношения с Украиной выстраивались на принципах партнерства и взаимной выгоды. Несмотря на нестабильную внутриполитическую ситуацию в этой стране, заметно возрос объем двустороннего торгово-экономического сотрудничества. К концу 2008 года он составил 40 млрд. долл. Накопленные российские инвестиции в украинскую экономику оценивались в сумму более 1,3 млрд. долл.

В Москве под председательством президентов двух стран проведено очередное заседание Российско-Украинской межгосударственной комиссии (февраль). В Санкт-Петербурге (июнь) состоялась беседа президентов России и Украины. Проводились также встречи на уровне премьер-министров, министров иностранных дел, руководителей других российских и украинских министерств и ведомств, заседания рабочих органов Межгоскомиссии. В рамках двустороннего Комитета по вопросам экономического сотрудничества Межгоскомиссии учреждена Подкомиссия по вопросам межрегионального и приграничного сотрудничества. По взаимному согласию сторон состоялось автоматическое продление на следующий десятилетний период Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве от 31 мая 1997 года.

Вместе с тем, российско-украинские отношения переживали непростой период в своем развитии. Негативное воздействие на них оказала позиция Украины в грузино-югоосетинском конфликте и ее прямая причастность к поставкам вооружений грузинской армии.

Россия предпринимала активные политико-дипломатические шаги в связи с декларируемыми планами вступления Украины в НАТО.

Неприемлемыми для нас оставались курс украинских властей на дерусификацию общественно-политической жизни на Украине, ослабление канонического православия, героизацию пособников нацистов, сохранение запретов на въезд на Украину российским политикам и общественным деятелям.

Острое неприятие вызывала политизация украинской стороной некоторых страниц в нашей общей истории, таких, например, как голод
1932-1933 годов. Категорически неприемлема однобокая трактовка официальным Киевом трагических событий 30-годов прошлого века в СССР как действий, направленных исключительно против украинцев.

Не могли не вызывать обеспокоенности периодически звучавшие на Украине высказывания о том, что Киев мог бы отказаться от взятых на себя обязательств в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия.

Сохранялись проблемы в российско-украинском сотрудничестве по газовым делам, в частности, в том, что касается своевременной оплаты поставляемых Россией энергоносителей.

Россия в рамках Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом оказывала необходимое содействие русскоязычным организациям Украины, взаимодействие с которыми становилось все более эффективным и плодотворным.

В российско-молдавских отношениях произошло немало позитивных событий. В дружественном, конструктивном ключе строился многоплановый политический диалог. Состоялось четыре встречи в верхах, продолжались двусторонние контакты по линии правительств, парламентов и внешнеполитических ведомств. Динамично развивалось экономическое сотрудничество. Усилилось внимание к укреплению связей в гуманитарной области, которые имеют богатые исторические традиции. Россия придерживалась принципиального подхода к урегулированию приднестровского конфликта на основе сохранения суверенной, нейтральной, территориально целостной Молдавии и согласования особого, надежно гарантированного статуса Приднестровья. Осознавая ответственность за сохранение стабильности в регионе, Россия вносила активный вклад в миротворческую операцию на Днестре, ставшую одной из самых успешных миссий за последние годы.

Во многом благодаря российскому посредничеству 11 апреля в Бендерах прошла первая за семь лет встреча президентов Республики Молдова и Приднестровья, удалось удержать стороны от наращивания конфронтации под воздействием негативных последствий, связанных с агрессией Грузии против Южной Осетии. Этому, в частности, способствовала сентябрьская встреча Президента Российской Федерации с лидером Приднестровья. Важное значение для разблокирования контактов между двумя берегами Днестра имели также заверения Кишинева о неприемлемости силовых методов решения конфликтных вопросов, в том числе в плане обеспечения территориальной целостности.

Однако в целом жесткие позиции сторон относительно принципов урегулирования приднестровской проблемы не позволили продвинуться в нормализации отношений Кишинева и Тирасполя и обеспечить возобновление переговорного процесса по выработке устойчивого урегулирования.

На наших отношениях с Грузией продолжала сказываться последовательная антироссийская политика режима М.Н.Саакашвили, его курс на силовое решение грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов. В этих условиях Россия предпринимала усилия по сохранению и реализации потенциала сотрудничества, неизменно демонстрировала принципиальную открытость к предметному и конструктивном разговору с Тбилиси по всему спектру двусторонней проблематики, в том числе на высшем уровне. По итогам встречи В.В.Путина с М.Н.Саакашвили в Москве (февраль) были сняты введённые в 2006 году в отношении Грузии транспортные, почтовые и визовые ограничения, велась работа по отмене ограничений на грузинский импорт в Россию, ускорению мероприятий по реконструкции и открытию пункта пропуска «Верхний Ларс» на совместной границе.

Наша линия на выстраивание конструктивного диалога была подтверждена Д.А.Медведевым в ходе встреч с М.Н.Саакашвили в Санкт-Петербурге (июнь) и Астане (июль).

Тем не менее, Тбилиси продолжал конфронтационный курс, кульминацией которого стало вооружённое нападение на Южную Осетию 8 августа, повлекшее многочисленные жертвы среди мирного населения (в большинстве своем – российских граждан) и российских миротворцев. В связи с резким обострением российско-грузинских отношений было вновь прекращено прямое транспортное и почтовое сообщение с Грузией (август).

В сентябре Тбилиси в одностороннем порядке разорвал дипломатические отношения с Россией. В целях минимизации негативных последствий этого демарша было принято решение воспользоваться «услугами» швейцарской стороны по представительству российских интересов в Грузии. Велась работа по подготовке открытия Секции интересов России при Посольстве Швейцарии в Грузии.

Несмотря на нынешний беспрецедентный кризис, вина за который целиком и полностью лежит на режиме М.Н.Саакашвили, Россия оставалась твердо приверженной принципам добрососедства с Грузией. Важной предпосылкой нормализации отношений с этой страной могло бы стать появление в Тбилиси ответственного руководства.

26 августа Президентом России Д.А.Медведевым подписаны указы о признании независимого и суверенного статуса Республики Абхазия и Республики Южная Осетия. 9 сентября путём обмена нотами установлены дипломатические отношения России с Абхазией и Южной Осетией.

17 сентября с Сухумом и Цхинвалом подписаны договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, положившие начало формированию соответствующей нормативно-правовой базы российско-абхазских и российско-югоосетинских отношений, а также обеспечившие дополнительными элементами коллективную безопасность закавказских государств. Россия намерена развивать с Абхазией и Южной Осетией всестороннее и взаимовыгодное сотрудничество, а также содействовать им в стремлении добиться полноправного членства в кавказском и международном сообществе.

Продолжалось стабильное развитие отношений с Азербайджаном. Россия придерживалась линии на укрепление конструктивных прагматичных начал в отношениях с Баку при сохранении накопленного позитивного потенциала двустороннего взаимодействия. Такая политика оправдывала себя в условиях осуществления Азербайджаном многовекторного внешнеполитического курса.

Поддерживался интенсивный политический диалог. Состоялось пять встреч президентов России и Азербайджана. Президент Российской Федерации Д.А.Медведев осуществил официальный визит в Баку (июль), президенты двух стран подписали Декларацию о дружбе и стратегическом партнерстве. В результате переизбрания И.Г.Алиева президентом Азербайджана расширились возможности для углубления двустороннего взаимодействия.

Активно развивались российско-азербайджанские торгово-экономические отношения. Росший в течение всего года быстрыми темпами товарооборот достиг за первые 10 месяцев почти 2 млрд. долл. Тем самым реализована договоренность на высшем уровне от 2006 года о его удвоении.

Прорабатывались важные проекты сотрудничества в нефтегазовой сфере, в том числе о заключении нового межправительственного соглашения по экспорту азербайджанской нефти по трубопроводу Баку-Новороссийск и закупке ОАО «Газпром» на взаимовыгодных условиях максимальных объемов газа со второй очереди азербайджанского месторождения «Шах-Дениз».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность (1)

    Диплом
    Для российской дипломатии 2008 год складывался непросто. Он принес важные успехи и серьезные вызовы, был насыщен драматическими событиями, которые имели далекоидущие последствия не только для России, но и для общей расстановки сил на международной арене.
  2. Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность (2)

    Диплом
    Международные события 2009 года, включая глобальный финансово-экономический кризис, способствовали формированию позитивной, объединительной повестки дня для всего мирового сообщества.
  3. Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность (3)

    Диплом
    Для российской дипломатии 2008 год складывался непросто. Он принес важные успехи и серьезные вызовы, был насыщен драматическими событиями, которые имели далекоидущие последствия не только для России, но и для общей расстановки сил на международной арене.
  4. Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность (5)

    Диплом
    В международных делах 2010 год был отмечен дальнейшим ускорением процесса формирования нового мироустройства, мощным катализатором которого стал глобальный финансово-экономический кризис.
  5. Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность российской федерации в 2009 году обзор мид россии

    Диплом
    Международные события 2009 года, включая глобальный финансово-экономический кризис, способствовали формированию позитивной, объединительной повестки дня для всего мирового сообщества.

Другие похожие документы..