Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Большинство государств-членов Совета Европы ныне приняли на себя обязательство запретить телесные наказания в отношении детей. Полный запрет законода...полностью>>
'Документ'
Образовательная Закрепить и углубить знания студентов по теме «Сборочные чертежи. Чтение сборочных чертежей». Закрепить умение читать сборочные черте...полностью>>
'Инструкция'
1.1. Учет и отчетность в ветеринарном деле основаны на первичной регистрации и обобщении данных о движении заболеваний и падеже животных (включая пти...полностью>>
'Документ'
ЦИК и СНК БАССР «О ликвидации в БССР административного деления на кантоны и волости и об установлении административного деления на районные системы у...полностью>>

Методические советы Нижний Новгород, 2011 Кпланированию работы библиотек с детьми на 2012 год Методические советы

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство культуры Нижегородской области

Нижегородская государственная областная детская библиотека

К планированию

работы библиотек с детьми на 2012 год

Методические советы

Нижний Новгород, 2011

К планированию

работы библиотек с детьми на 2012 год

Методические советы

Отв. составитель:

Т.В. Ксенофонтова

Составители:

О.В. Вешнякова, Т.В. Ксенофонтова, Т.В. Пантюхова, Т.Н. Петрук, О.Н. Пономарева, М.Р. Рибсон, Е.Ф. Сафоненко, А.В. Сайченкова, А.В. Сидорина, Л.В. Сускина, Н.М. Хапугина.

Гл. редактор Н.В. Угланова

Редактор М.Б. Леонова

Верстка В.А. Молодов

Печать Н.Ф. Сазонова

Переплет В.М. Глотов

Отв. за выпуск

Н.И. Бочкарева

От составителя

Данные рекомендации подготовлены в помощь библиотечным работникам области для более качественного планирования работы и отчетности в целом и по основным направлениям библиотечной деятельности: по организации и обслуживанию читателей-детей всех возрастов (до 14 лет), по организации индивидуальной, массовой, справочно-информационной, научно-методической деятельности, по внедрению инновационных форм в практику работы библиотекарей. Здесь отражены важнейшие темы и направления года, основные областные мероприятия, работа по актуальным проблемам воспитания.

Ведущими темами года являются празднование 400-летия Нижегородского ополчения и 200-летия Отечественной войны 1812 года, воспитание патриотизма и гражданственности. Планы работы по данному направлению должны быть тесно связаны с комплексными целевыми районными программами, областными мероприятиями.

Структура и схема отчета, таблицы и приложения даны в сборнике «К планированию работы библиотек с детьми на 2011 год». Необходимо руководствоваться ими при подготовке плана работы и составлению отчета за год. Кроме того, предлагаем использовать в работе методические рекомендации за прошлые годы.

Обязательные приложения к отчету за 2011 год:

Анализ деятельности по следующим направлениям:

- программы летнего чтения,

- проведение Недели детской и юношеской книги (НДК)-2011,

- работа с трудными подростками,

- работа с социально-незащищенными семьями (многодетные, малообеспеченные, дети-сироты, дети с ограниченными возможностями),

- деятельность информационно-компьютерных центров в детских библиотеках (по схеме, предложенной в сборнике по планированию на 2011 год),

- работа по теме «Год космонавтики в России».

НГОДБ подготовила календарь знаменательных и памятных дат «Имена, даты, события. 2012 год», который поможет библиотекарям в составлении плана работы библиотеки на 2012 год.

Ваши отзывы и предложения по структуре ежегодного пособия по планированию и отчетности, его содержанию просим направлять в организационно-методический отдел НГОДБ.

Основные темы, мероприятия 2012 года

По решению ООН продолжается Международное десятилетие грамотности (2003-2012).

По инициативе России 2011-2020 годы объявлены ООН Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения.

В России 2012 год объявлен:

  • Годом Германии в России

  • Годом России в США и США в России

  • Годом российско-американского культурного диалога. Открытие такого диалога пройдет в рамках празднования в Америке 200-летнего юбилея первого русского поселения на территории Америки Форт-Росс.

Следует также учесть:

Знаменательные и памятные даты 2012 года:

- 1150-летие зарождения российской государственности

- 400-летие освобождения Москвы от польских захватчиков (1612)

- 200-летие Отечественной войны 1812 года

- 75 лет со времени беспересадочного перелета В.П. Чкалова по маршруту Москва-Ванкувер (США) через Северный полюс

Библиотекам, обслуживающим детей, предлагается запланировать участие в следующих мероприятиях НГОДБ 2012 года:

ОБЛАСТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

  1. «Знай наших!»: областной семейный фестиваль литературно-исторического творчества читающих семей, посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года. В партнерстве с Союзом возрождения родословных традиций и обществом потомков участников Отечественной войны 1812 года

Январь-май 2012 года

  1. «Как прекрасен этот мир!»: областной конкурс литературно-художественного творчества детей с ограниченными возможностями

Январь-март 2012

  1. «День в Нижегородской истории»: областной интернет-конкурс читателей с 9 до 18 лет по созданию мультимедийных ресурсов

Январь-март

  1. «Гордость и слава земли Нижегородской». Областная неделя детской и юношеской книги-2012

    • Областной праздник открытия Недели детской и юношеской книги-2012

23 марта

  • Областной слет юных книголюбов

31 марта

  1. «Ты, я и всё вокруг»: областной экологический конкурс детского творчества

Апрель-октябрь

  1. «Красный, желтый, зеленый»: областной конкурс творческих работ

Май-август

  1. «Вспомним, братцы, россов славу!»: областной семейный конкурс в партнерстве с Радио Россия - Нижний Новгород и сайтом для нижегородских родителей «НН-мама»

Май-ноябрь

  1. «И славили Отчизну меч и слово». Областная творческая конференция для читателей, посвященная 400-летию нижегородского ополчения 1612 года

Сентябрь

ОБЛАСТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ БИБЛИОТЕКАРЕЙ

1. Областной конкурс на Премию министерства культуры Нижегородской области в области библиотечного дела в 2011 году

Январь-май

2. «Путь к согласию»: областной конкурс проектов и программ среди детских и сельских библиотек по профилактике экстремизма и укреплению толерантности

Февраль-август

  1. Всероссийская библиотечная школа «Лидер» «Сила России – в единстве

народов». Основная цель Школы: обсудить в детской библиотеке вопросы воспитания гражданственности, державности, патриотизма и укрепления межнациональных отношений.

Август

4. «Летопись детских библиотек Нижегородской области»: сетевой проект по созданию на сайте НГОДБ виртуального музея «Детская библиотека: история и современность»

2012-2014 гг.

Библиотечные исследования

Т.В. Пантюхова, зав. отделом научно-

исследовательской деятельности и инноваций

В Нижегородской государственной областной детской библиотеке разработана «Программа комплексного исследования «от 5 до 15»: использование и продвижение научно-познавательной информации в детских и школьных библиотеках Нижегородской области». Срок реализации: 2011-2013 годы.

Предлагаем сотрудникам детских и школьных библиотек познакомиться с основными положениями программы (полный текст программы представлен на сайте /adults/metodicheski_perekrestok/ в разделе «Методический перекресток») и принять участие в реализации программы.

Проблемная ситуация. Роль научно-познавательной литературы в обучении, воспитании и развитии подрастающего поколения рассматривалась учеными, педагогами и библиотекарями как забота о будущем страны и человечестве. Эта литература является средством для формирования образа будущего общества и показывает пути изменений в науке и технике, описывает достижения и показывает развитие мысли, идеи, поиски истины и разнообразие точек зрения.

В детских библиотеках сложилась система работы с научно-познавательной литературой. Но возникает проблема соответствия этой системы современным запросам и ожиданиям пользователей. Необходимо отметить, что юные читатели – это поколение, которое родилось в информационном обществе и их компетентность в использовании информационно-коммуникационных технологий для удовлетворения своих интересов и потребностей намного выше, чем у библиотечных работников. Также надо заметить, что информационное общество настроено на работу с информацией, которая может быть записана на различных носителях и представлена в разных видах, жанрах и.т.п. Отсюда возникают такие вопросы:

- Как привлечь пользователей к чтению научно-познавательной литературы?

- Как показать пользователям необходимость гармоничного использования печатных и электронных документов в решении познавательных задач?

- Соответствуют ли традиционные подходы библиотечной деятельности для удовлетворения ожидания пользователей?

- Какие технологии, методы, приемы способствуют эффективному продвижению научно-познавательной информации?

- Готовы ли библиотекари к изменениям и желают ли их?

- Какая информационная среда способствует продвижению научно-познавательной литературы?

- Надо ли избыточно комплектовать печатные фонды?

Ответить на перечисленные вопросы поможет комплексное исследование Нижегородской государственной областной детской библиотеки «От 5 до 15». В названии определены возрастные границы пользователей, но в ходе исследования разработчики оставляют за собой право изменения возрастного диапазона в сторону увеличения возраста.

Исследование охватывает элементы детской библиотеки:

- Фонд;

- Пользователи;

- Библиотекари;

- Материально-техническая база.1

Исходя их перечисленных элементов, исследование разделено на четыре сектора деятельности. В каждом секторе конкретизированы цели и задачи, определены объект и предмет, описаны методы, инструментарий, принципы выборки, ход работы, представлен план мероприятий.

Цели:

- изучение интересов, потребностей, отношений, ожиданий читателей и библиотекарей к научно-познавательной информации;

- анализ состояния и содержания библиотечных фондов;

- изучение реальных условий и возможностей, обеспечивающих продвижение научно-познавательной литературы в детскую среду.

Стратегическая цель: определение и описание эффективных

- моделей информационного, педагогического сопровождения юных читателей;

- путей продвижения научно-познавательной литературы в детскую среду;

- методов и приемов, способствующих развитию познавательного интереса и формированию мотивации к чтению научно-познавательной литературы в детских и школьных библиотеках Нижегородской области.

Задачи:

I этап

  1. Изучить интересы, потребности, ожидания юных читателей.

II этап

  1. Изучить количественный и качественный состав фонда научно-познавательной литературы.

  2. Описать проблемы комплектования научно-познавательной литературы и проанализировать источники комплектования.

  3. Определить соответствие информационных ресурсов запросам читателей.

  4. Проанализировать репертуар библиотечных мероприятий с точки зрения читателей и библиотекарей.

  5. Выявить уровень готовности сотрудников библиотеки к работе с научно-познавательной литературой.

III этап

  1. Описать информационную среду, способствующую привлечению внимания к научно-познавательной литературе.

  2. Обобщить результаты исследования, предложить пути обновления деятельности и описать модели продвижения научно-познавательной литературы.

На первом этапе реализации программы (2011год) проведено анкетирование пользователей детских библиотек.

В 2012 необходимо решить задачи II этапа2.

Сотрудникам детских и школьных библиотек, принимавшим участие в исследовании, будут выданы сертификаты. Для получения сертификатов необходимо направить письменную заявку на адрес методического отдела ngodb@ с пометкой «Для сертификата» в течение года (бланк заявки можно скачать на сайте).

Проектная деятельность библиотек

Сегодня слово «проект» используется широко и проникло во все сферы деятельности. Несомненно, чтобы соответствовать современным требованиям, адекватно реагировать на вызовы времени, детским библиотекарям необходимо изучить и внедрять проекты в свою деятельность.

Проект – рациональное сочетание теоретических знаний и их практическое применение для решения конкретных проблем.

Метод проектов, проектная технология, проекты, руководители проектов – это ключевые слова современного российского образования. Почему они сегодня так востребованы, точнее, те смыслы, которые они несут? Рассмотрим по порядку.

Проектная деятельность – это процесс, направленный на создание нового продукта.

Проектная технология – это последовательная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией результатов.

Таким образом, работа в проектном режиме – это организация деятельности ребенка с целью расширения и обогащения его жизненного опыта.3

В 2012 году предлагаем библиотекам, работающим с детьми, присоединиться и стать активными участниками следующих проектов НГОДБ:

Название проекта. Срок реализации

Целевая аудитория

Цель

Краткое описание

Конечный информационный продукт (результат)

«День в Нижегородской истории»

Январь-март

Три группы:

- младшая 9-11 лет

- средняя 12-15 лет

- старшая

16-18 лет

Участники проекта и руководители получают сертификат участия в областном проекте.

Самый лучший проект в номинации будет отмечен дипломом «Яркая дидактика»

Продвижение исторической книги, краеведческой информации в детскую среду

Ребята совместно с библиотекарем выбирают период Нижегородской истории. Изучают этот период (читают книги, интернет-ресурсы, смотрят фильмы, слушаю очевидцев). Затем создают информационный продукт по номинациям:

- флеш-открытка или флеш-мультфильм;

- рэп;

- информ-карта;

- комикс;

Далее проходит презентация созданных продуктов в форме (фестиваля, выставки).

Творческие работы собираются в НГОДБ

Создание коллекции медиапродуктов для сопровождения библиотечных мероприятий и формирования фонда дидактических мультимедийных материалов

Сетевой проект

«Летопись детских библиотек Нижегородской области»

2012-2014

Сотрудники детских библиотек.

Участники проекта получают сертификат

Создание летописи детских библиотек области

Каждая детская библиотека создает электронный альбом истории, становления и развития своей библиотеки. Работы собираются в НГОДБ и размещаются на сайте НГОДБ

Создание на сайте НГОДБ виртуального музея «Детская библиотека: история и современность».

Выпуск печатного альбома

Сетевой проект

«Наши библиотечные новости»

Сотрудники и читатели детских библиотек.

Самые активные участники (более 10 новостей) получают сертификат о публикации на сайте НГОДБ

Создание новостийной ленты на сайте НГОДБ

Каждая библиотека выставляет свои новости на сайте НГОДБ

Хроника жизни. Обмен опытом.

Архив «Дела и события детских библиотек Нижегородской области»

Подробные описания проектов представлены на сайте /adults/metodicheski_perekrestok/. Заявку на коллективные консультации можно сделать по телефону 4379804, индивидуальные консультации осуществляются по телефону 4379804 и E-mail: pantvnn@list.ru

Инновационная деятельность

В современной науке существует несколько подходов к определению сущности инновации. В одном случае под инновацией подразумевается результат процесса познания, воплощенный в виде новой продукции, новой технологии, нового метода, введения новых элементов, принципов, подходов к реализации экономической деятельности взамен существующих или параллельно действующих.

Во втором случае, более распространенном на Западе, инновация трактуется не только как конечный результат, но и как процесс доведения научного открытия или технического изобретения до стадии практического использования, когда он начинает давать экономический эффект, т. е. это процесс, в ходе которого открытие или изобретение приобретает экономическое содержание.

В основе каждой инновации лежит новое знание, источником идей и генератором инновационной деятельности является творческий процесс научного поиска.

Говоря об инновациях в библиотеке, нужно иметь в виду, что это инновации социально-культурного типа. Библиотечные нововведения понимают и как средство распространения «передового библиотечного опыта» в рамках научно-методической деятельности библиотек, и как направление деятельности по поиску новых путей функционирования, развития и совершенствования библиотечной работы (как правило, с использованием информационно-коммуникационных технологий и цифровой информации) и как современное средство творческого роста сотрудников библиотек4.

Предлагаем познакомиться с материалом «Мы ищем инновации» на сайте /1/nashi_dela/shkola_lider/vistupleniya/?nid=133&a=entry.show

Рекомендуем включить в план на 2012 год мероприятия:

  1. Цикл занятий по изучению, освоению и внедрению ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) в библиотечную деятельность. Методическое сопровождение осуществляет Пантюхова Татьяна Владимировна. Заявки на проведение занятий принимаются по телефону 437-98-04 и E-mail: pantvnn@

  2. Цикл занятий для библиотекарей по созданию образовательной программы продвижения чтения в детской среде. Методическое сопровождение осуществляет Пантюхова Татьяна Владимировна. Заявки по телефону 437-98-04 и E-mail: pantvnn@

  3. Подготовка аналитической справки для публикации в журнале «Детское чтение» по теме «Инновационная модель детской библиотеки» (на примере своей библиотеки описать изменения, которые произошли и которые необходимо осуществить для развития библиотеки. В описании использовать SWOT-анализ). Срок сдачи текста – 15.06.2012 г. Консультации по телефону 437-98-04 и E-mail: pantvnn@

  1. Принять участие в проектах:

Название

проекта и сроки реализации

Целевая аудитория

Цель

Краткое описание

«Общество активных читателей»

реализуется

в течение года, подведение итогов в марте 2012 г.

Три группы:

- младшая 9-11 лет

- средняя 12-15 лет

- старшая

16-18 лет

Участникам выдаются сертификаты участия, победителям – дипломы и призы.

Руководители указываются в сертификатов и дипломах

Содействие продвижению чтения и книги в детскую среду.

Формирование универсальных навыков у читателей.

Освоение и внедрение ФГОС в библиотечную деятельность.

Участие в научном обществе учащихся

Читатель пишет исследовательскую работу под руководством библиотекаря, либо библиотекарь выступает консультантом.

Происходит защита работы с привлечением внешних экспертов.

Старшая группа защищает работу на заседании городского научного общества учащихся (НОУ) совместно с ДТ им. В.П. Чкалова. Младшая и средняя группа защищают работы в НГОДБ

«Портфолио библиотекаря»

реализуется

в

2012-2014 гг.

Сотрудники

детских библиотек

Формирование пакета документов о личной творческой деятельности сотрудника в библиотечную деятельность.

Создание условий для профессионального развития и фиксирования достижений и успехов

Каждый библиотекарь собирает папку по предложенной схеме. Затем эксперты анализируют и оценивают представленные материалы. По результатам составляется рейтинг библиотекарей, принявших участие в проекте, выявляются лидеры проекта.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Грачева Ирина Геннадьевна-председатель шмо учителей начальных классов г. Нижний Новгород 2011 год Содержание Оглавление страницы пояснительная записка

    Пояснительная записка
    Основная образовательная программа начального общего образования, разработанная в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, определяет содержание и организацию образовательного
  2. Петрухин Нижний Новгород, 2011 Настоящая программа (2)

    Программа
    НИУ ВШЭ - Нижний НовгородПрограмма дисциплины «Внешний аудит и консалтинг» для подготовки магистров по направлению 080100.68 «Экономика» магистерская программа «Финансы» специализация «Аудит и консалтинг»
  3. Петрухин Нижний Новгород, 2011 Настоящая программа (1)

    Программа
    Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
  4. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030501 Нижний Новгород

    Учебно-методическое пособие
    Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030501 – юриспруденция / переработано с учетом изменений законодательства к.ю.
  5. Методические рекомендации по изучению дисциплины «Менеджмент»

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов предназначены для четкой организации деятельности студентов. Рекомендации включают основные материалы дисциплины (задания для практической работы, контрольный тест, рекомендации

Другие похожие документы..